Как сделать железные когти ниндзя
Многие знают Японию как страну инновационных технологий, интересной культуры и обычаев. Побывав в стране Восходящего солнца, нельзя в нее не влюбиться, она манит путешественников своею загадочностью, тысячелетними традициями, большинство из которых, в первозданной форме, дошли до наших дней.
История возникновения
Все помнят голливудские фильмы, в которых фигурировали воины-ниндзя, безжалостный клан убийц, воспитанные сенсеями, посвящающие свою жизнь борьбе с самураями. Но не все сведения о ниндзя – правда. Некоторые, это уловка кинематографистов, хотевших создать продаваемый образ. В реальности все выглядит немного по-другому.
Военные хроники 1375 года рассказывают о первых ниндзя, которые незаметно проникли в укрепленный замок и сожгли его, оставив пепелище. Согласно версии, искусство ниндзюцу пришло в Японию из древнего Китая в период феодальных войн, длившихся не одно столетие. В то время у каждого феодала были на службе люди – ниндзя, исполняющие особые поручения.
Этими воинами создавались шпионские сети во враждующем лагере, чтобы получать информацию обо всех замыслах врага. Ниндзя могли провести:
В то время в стране господствовало особое представление о морали. Самураи считались благородными воинами и не могли выполнять «щекотливые» поручения, противоречащие их уставу. Такие действия должны были выполнять люди, находившиеся в человеческом понятии за пределами общепринятых норм.
Некоторые сведения указывают, что не все относились к ниндзя с уважением – презрение, ненависть, боязнь, вот те чувства, которые они вызывали.
Однако в ходе постоянных войн в стране без ниндзя обойтись не могли. Кроме того, те же самураи, для повышения своих боевых способностей изучали ниндзюцу.
Ниндзя могли длительное время находиться под водой, владеть приемами маскировки, становясь практически невидимыми.
Возникновение ниндзя происходило почти одновременно с формированием класса самураев. Ниндзюцу также как и самураи являлись образцом верности, но только своим кланам и идеалам, а не феодалам, думавшим, что используют ниндзя в своих интересах. В действиях ниндзя ценился результат, а не вариант его достижения, из-за чего их тактику называли «игрой без правил».
Уже в 17 столетии насчитывалось 70 кланов ниндзя, более сильными были признаны школы Кога-рю и Ига-рю. Мастерству ниндзюцу обучались на протяжении всей жизни. Ребенок, появившийся на свет в клане, проходил жесткую школу подготовки прямо с пеленок, что автоматически причисляло его к ниндзя.
Колыбель с младенцем вешалась недалеко от стены и раскачивалась до удара об нее. У ребенка, на подсознательном уровне вырабатывался и закреплялся инстинкт группировки тела. До восьмилетнего возраста детей учили переносить любой болевой синдром и не только.
От будущего воина требовалось:
В книгах рассказывается о том, как в их кланах воспитывали детей, учили переносить физические нагрузки. Их подвешивали за руки и поднимали на большую высоту, таким образом обучали преодолевать страх и развивали выносливость. По исполнению восьми лет, детей начинали тренировать, как настоящих ниндзя.
Еще хочется уделить внимание одежде. В реальности она не черная, а пепельного, желтовато-коричневого или темно-серого оттенка, мешковатая. Черные костюмы более заметны в темное время суток на светлых предметах.
Днем ниндзя ходили в крестьянской, монашеской или ремесленнической одежде, позволяющей не привлекать внимание в толпе, ниндзя мог мастерски перевоплощаться в старика или женщину.
Прошло более 700 лет, прежде чем наступил упадок кланов ниндзя. Ода Набунага, политический деятель Японии, старавшийся при жизни объединить страну, побоялся, что от кланов может исходить опасность и приказал уничтожить поселки, в которых они жили. Чуть позже Токугавой Иэясу было предложено бойцам кланов служить в полицейских ведомствах, многие приняли такое решение.
Те, кто отказались, считались отщепенцами «хинин» – их поголовно истребляли. И помогали в этом правительственным войскам вчерашние ниндзя, служившие теперь на государственной службе.
Оружие ниндзя
Сюрикэны являлись дополнением к основному оружию ниндзя, но иногда благодаря им благополучно решался бой.
Умение пользоваться сюрикэнами называется сюрикэндзюцу, его преподавало много школ:
К основным видам сюрикэнов относятся:
В основном у них затачивался один конец, правда, есть образцы, заостренные с двух концов. Острие могло быть четырехугольным, восьмигранным, круглым.
Металлические пластины были тонкими, их получали из обыкновенных вещей: монет (хиси-ган), плотницких инструментов (куги-нуки), из них изготавливали хира-сюрикэны. Они делались в форме звезды с отверстием посредине, надевались на веревку для удобного ношения и вытаскивания.
Приемы метания
Средневековые письмена, сохранившиеся до сих пор, описывают много вариантов применения «звезд ниндзя». Сюрикэны можно бросать с любой позиции, применяя разную траекторию.
Закрутка делает полет сякэна точнее, когда происходит бросок по горизонтали, получается эффект крыла, чем увеличивается дистанция полета. «Ночные тени»-ниндзя должны умело пользоваться сюрикэнами, используя неожиданные выпады и бросая из любого положения.
Существует несколько приемов, как правильно бросать сюрикэны:
Сюрикэн не подходит для бросков на большие расстояния. Ниндзя их чаще использовали, чтобы задержать либо ранить преследователя. Сюрикэны бросались в голову (глаза), или шею. Если надо было открыть замок, его использовали как отмычку, применяли в качестве гвоздодера, а также для разрезания предметов.
Воины ночи-ниндзя приобрели славу национальных героев. Первая кинокартина о них «Легенда чудовищной мыши», была немой и вышла в 1915 году, вторая – в 1916 году и называлась «Призрачный герой Ниндзюцу-Горо».
На западе о ниндзя узнали в 1967 году благодаря кинокартине «Живешь только дважды».
Ажиотаж пришелся на 80-е годы, тогда было снято и показано немало кинокартин про ниндзя, создавалось много компьютерных игр с их участием.
Видео
10 настоящих секретных приемов ниндзя
С 2003 года 5 декабря во всем мире празднуют День ниндзя. Этот неофициальный праздник придумала администрация пародийного сайта Ninja Burger как день, когда все желающие могут представить себя ниндзя — мастерами древнего японского боевого искусства.
В День ниндзя поклонники искусства ниндзюцу (с японского — «искусство скрытности») могут немного отойти от привычных рамок и хотя бы ненадолго представить себя в роли тех самых синоби — бесстрашных воинов, которые в средневековой Японии умели быть практически невидимыми и потому часто выступали как шпионы, лазутчики и наемные убийцы.
Разумеется, несоответствие между историческими данными и современным образом ниндзя можно списать на художественный вымысел, необходимый для придания зрелищности. Но даже в тех редких случаях, когда ниндзя в поп-культуре изображали точно, за кадром всегда оставался целый ряд орудий и инструментов, о которых мало кто знает.
1. Кошачий глаз
Как и для солдат современных специальных подразделений, время для ниндзя было очень важно. У них не было секундомеров, которыми мы располагаем сегодня, однако у них было кое-что ничуть не хуже этого. Ниндзя обучались технике, известной как «некоме-дзюцу», то есть способности определять время по глазам кошек.
Глаза у кошек очень чувствительны, и их зрачки в течение дня приспосабливаются к изменениям освещения. Рано утром кошачьи зрачки круглые и открыты полностью, для того чтобы пропускать максимально возможное количество света. Между 8 и 12 часами зрачки становятся овальной формы, так как солнце поднялось выше и требуется заблокировать часть света. А когда солнце в зените, зрачки кошек превращаются в узкие щели. С такими знаниями ниндзя мог угадать время с точностью до часа. А вот носил ли ниндзя на запястье кошку вместо часов — неизвестно.
2. Мицу-гомо
В старину как в Европе, так и в Азии лучшим способом для защиты крепостей были рвы. А так как большинство потенциальных жертв ниндзя были людьми из высшего общества, то крепостные рвы постоянно преграждали путь этим бесшумным воинам. В большинстве фильмов они просто перепрыгивают такие рвы либо перебегают ров прямо по воде. На самом же деле ниндзя могли использовать приспособление под названием «мицу-гомо», что в переводе означает «водяной паук».
Приспособление состояло из четырех изогнутых деревянных дощечек, соединенных с дощечкой посредине. Историки по сей день не знают, как именно ниндзя использовали это приспособление. Согласно одной теории, центральные дощечки крепились к ногам, и таким образом ниндзя ходили по воде. Эта теория звучит практически по-библейски, но, к сожалению, ее уже опровергли. Еще одна теория гласит, что мицу-гомо ниндзя могли использовать как плот, и это звучит правдоподобнее. Скорее всего, мицу-гомо использовались для преодоления болот, а не для хождения по воде.
3. Саото хикиганэ
Так как ниндзя были шпионами, им был жизненно необходим хороший слух. Иногда они просто подкупали нужных людей, чтобы выведать информацию. Иногда они слушали, как меняется охрана, чтобы составить график смены караула. Вывод один: подслушивание было важной частью работы ниндзя. Для подслушивания использовалось приспособление под названием «саото хикиганэ». Это была «слуховая трубка», конусообразное устройство из металла, иногда — из дерева.
Размер трубки мог варьироваться, некоторые трубки были очень маленькими и предназначались для скрытого ношения. Ниндзя прикладывал широкий конец трубки к стенке так, чтобы звук усиливался, проходя через трубку, и достигал уха. Это работало примерно так же, как чашка, прикладываемая к стене.
4. Донохи
Так как ниндзя много работы выполняли вручную, то опаснее всего для них были окоченевшие или обмороженные пальцы. Донохи помогали избежать этих проблем. Кроме того, это был портативный источник огня, с помощью которого можно было приготовить себе пищу или устроить пожар в доме противника.
5. Канзаши
6. Пеналы
Пеналы были жизненно необходимы ниндзя для записи наблюдений об их потенциальных целях и для сбора другой информации. Если же планировалось нападение, то в пенале вместо кисти могли оказаться смазанные ядом иглы. Как и в случае с канзаши, никто не обращал на эти пеналы особого внимания, так как их в то время носило большинство людей.
7. Неко-тэ
8. Сверчки
Ниндзя были мастерами маскировки и учились очень тихо подкрадываться к врагам. Тем не менее были ситуации, когда двигаться бесшумно не мог даже ниндзя. Пройти тихо по лесу, который полон сухих сучьев и листьев, — очень непростой трюк. Просто наступив на старую ветку, можно было раскрыть себя и провалить все дело. На такой случай у ниндзя при себе всегда была маленькая коробочка со сверчками. Стрекот этих насекомых мог легко замаскировать шаги ниндзя. Также ниндзя имел при себе специальный химический состав, который он использовал для того, чтобы в нужный момент заставить сверчков в банке стрекотать.
Звук сверчков вполне типичен для японского леса, так что у врагов ниндзя не было оснований для подозрений. На самом деле часто все бывает с точностью до наоборот: насекомые и птицы часто перестают издавать звуки, когда рядом появляется хищник или человек. И даже если ниндзя двигался очень тихо, он все равно держал при себе сверчков, чтобы внезапно затихшие насекомые не выдали его присутствие.
9. Яичная скорлупа
Какими бы незаметными ни были ниндзя, главной причиной их известности было не это. Известными они были из-за своей «невидимости», которая достигалась с помощью широкого набора ослепляющих порошков. Ниндзя были очень находчивы, и любимым контейнером для этих порошков была обычная яичная скорлупа. С помощью иглы ниндзя делали отверстие в скорлупе, через которое выливали содержимое. После этого скорлупа наполнялась железными опилками, солью, порошкообразным перцем и т.д. Ингредиентом могло быть все, что вызывало слезотечение у человека.
В ходе боя ниндзя разбивал такую скорлупу с порошком прямо о лицо противника, вызывая временную слепоту. Причем глаза противника не были единственной целью. Иногда использовались порошки из веществ, раздражающих дыхательную систему. Если это позволяло ослабить противника хотя бы на мгновение, этого времени ниндзя хватало либо на более серьезную атаку, либо на бегство.
10. Рис
Враги и простые люди вряд ли заметили бы этот рис, но если его видел ниндзя из того же клана, то он понимал, что перед ним тайное послание. Используя различные сочетания цветов зерен, ниндзя могли передать порядка 100 разных сообщений. И еще: «госики-май» — это не просто инструмент шпиона, еще этот рис был защищен от птиц. Краска не позволяла птицам распознать в зернах рис и съесть его.
Смотрите также — Иранские женщины-ниндзя
Источник
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Как сделать железные когти ниндзя
Дорогой читатель! В твоих руках книга «Когти невидимок». Она является продолжением разговора о ниндзя и нин-дзюцу, начатого автором в книге «Путь невидимых: подлинная история нин-дзюцу» (Минск, «Харвест», 1997).
Оружие (буки) и снаряжение (нинки) ниндзя составляют один из важнейших элементов культуры ночных воинов. Именно эти приспособления делали возможным совершение многих поступков, казавшихся непосвященным современникам сверхъестественными и чудесными. Так рождались предания и легенды, из которых в массовом сознании складывался фантастический образ лазутчика, способного становиться невидимым, ходить по воде, летать по небу, превращаться в диких животных, проходить сквозь стены…
Однако, несмотря на громадный интерес большой аудитории, в западном мире до сих пор нет практически ни одной серьезной работы по вооружению и снаряжению ниндзя, в которой оно было бы описано по реально сохранившимся образцам, либо по характеристикам этих предметов в дошедших до наших дней старинных источниках. В результате реальные исторические данные заменяются собственным вымыслом, рассчитанным на полную неосведомленность читателя.
На фоне всеобщего незнания, которое демонстрируют как «специалисты», так и рядовые любители, порой рождаются совершенно фантастические «учебники «нин-дзютсу» или «нин-джицу», написанные не на основе старинных трактатов самих ниндзя или наставлений, полученных от живого носителя традиции, а путем компиляции изданных в СССР учебников по войсковой разведке, саперному делу, маскировке. Таковы знаменитые «шедевры» В.Н. Попенко, вызывающие гомерический хохот у всех, кто хоть немного знаком с японской традицией военного искусства, но, вместе с тем, пользующиеся значительным успехом у тех читателей, которые бедны интеллектом.
Можно выделить три группы источников информации, которыми пользовался автор при работе над данной книгой.
Во-первых, это наставления, написанные самими ниндзя. Основную часть информации автор позаимствовал из трех важнейших текстов такого рода. Это «Нинпидэн» («Секретное наставление по нин-дзюцу», 1560 г.), «Бансэнсюкай» («Десять тысяч рек собираются в море», 1676 г.) и «Сёнинки» («Писание об истинном нин-дзюцу», 1681 г.). Помимо них, автор использовал ряд других старинных текстов.
Вторую группу источников составляют работы современных японских историков. Среди них в первую очередь надо отметить две прекрасные книги. Это «Хиссё-но хэйхо. Нин-дзюцуно кэнкю» («Всепобеждающее военное искусство. Исследования нин-дзюцу». Токио, 1972) Нава Юмио и «Нинпо. Соно хидэн то дзицурэй» («Нинпо. Его секреты и практические примеры», Токио, 1995) Окусэ Хэйситиро,
Третьим источником информации послужили собственные наблюдения автора, сделанные во время посещения музеев нин-дзюцу в городах Ига Уэно и Конан, музеев монастыря Нэгородэра, замка сёгунов Токугава в г. Киото Нидзёдзё и ряда других в исторических местах, так или иначе связанных с историей нин-дзюцу.
Иллюстрации для книги также подбирались из надежных источников, причем предпочтение отдавалось рисункам из старинных наставлений по нин-дзюцу и другим бу-дзюцу. Многие рисунки были заимствованы из авторитетной работы Сасамы Ёсихисы «Нихон будо дзитэн» («Энциклопедия по японским будо». Токио, 1982). Часть иллюстраций основывается на фотографиях, сделанных автором во время посещений исторических мест нин-дзюцу. Нужно также подчеркнуть специфическую квалификацию художников, знакомых с военной историей Японии и боевыми искусствами отнюдь не понаслышке и приложивших весь свой опьгг и знания для того, чтобы сделать иллюстрации максимально точными.
Надеюсь, что эта книга станет подарком для подлинных поклонников нин-дзюцу и всех тех, кто интересуется военной историей и боевыми искусствами Японии и Востока.
В заключение автор хотел бы высказать свою огромную признательность и благодарность всем, кто помог делом и советом в работе над этой книгой: наставнику школы Катори Синто-рю Сергею Семенчуку, кандидату исторических наук
Москва, август 1998 г.
Глава 1. МАСКИРОВОЧНЫЙ КОСТЮМ И ДОСПЕХИ НИНДЗЯ
Работая над этой книгой, я просмотрел несколько десятков западных и русскоязычных работ по нин-дзюцу, но нигде не смог найти хоть сколько-нибудь подробного описания маскировочного костюма ниндзя (синоби-сёдзоку). А продающиеся на Западе «синоби-сёдзоку» никакого отношения к средневековым японским лазутчикам не имеют.
Как сделать железные когти ниндзя
Какие только имена не давала молва ниндзя: черные дьяволы, лесные оборотни, посланцы ада. Какие только достижения не приписывала она им. Среди них и такие, как умение ходить по потолку, отражать голой рукой удары меча и разрывать ею тело на части. Сами ниндзя, которые всегда присутствовали в гуще масс, всячески поддерживали эти легенды, потому что они вызывали суеверный страх и позволяли иногда добиваться успеха в совершенно безнадежных, на первый взгляд, предприятиях.
Стены крепостей и самурайских замков в Японии возводили из больших, грубо обтесанных каменных глыб, плотно пригоняя их одну к другой без всякого раствора. К тому же эти стены были не вертикальными, а немного наклонными. Нередко небольшие укрепления строили из бревен. Поэтому ниндзя придумали очень простое приспособление — «сюко» (или «тэкаги»), позволявшее им использовать щели между глыбами (либо между бревнами) для лазанья по стенам. Сюко представляет собой нечто вроде металлического обруча, закрепленного на руке по-
Средством кожаных ремешков. Нижняя (ладонная) часть этого обруча снабжена несколькими шипами, слегка загнутыми наподобие когтей. Иногда такой же обруч с шипами надевали и на ноги, он назывался «асико».
Следует учитывать, что в старой Японии балки и стропила в жилищах были открыты снизу и проходили на небольшом расстоянии друг от друга. С помощью «сюко» и «асико» можно довольно легко цеплятся за них, висеть под потолком и незаметно передвигаться там. Тем более, что электрического освещения тогда не существовало, по ночам в помещениях царил полумрак, пока люди бодрствовали, и полная темнота, когда они ложились спать.
Вопреки мнению, широко распространившемуся сейчас благодаря кинофильмам, ниндзя редко когда был мастером фехтования. В открытом бою с самураями он, по сути дела, не имел никаких шансов на победу. Но это лишь в том случае, когда такой бой проходил в соответствии с правилами Бусидо. Известно, что классическая техника владения катаной сводится преимущественно к ударам сверху вниз по голове, плечам и рукам. Увертки и всякого рода хитрости во время поединка самураи считали делом, позорящим настояшего воина. Практически они никогда не рубили мечом ноги, не атаковали в спину и ниже пояса. Перед тем,
Как вступить в бой, противники обязаны были представиться друг другу. Короче говоря, самураи были опутаны, словно веревками, своими представлениями о чести, о благородстве, другими сословными предрассудками.
В отличие от них, ниндзю не связывали никакие условности. Мечу он не поклонялся (тогда как самураи создали подлинный культ меча), и видел в нем лишь один из инструментов, предназначеных для выполнения поставленных задач. Если не было больше никакой возможности уклониться от схватки, ниндзя стремился атаковать внезапно, действовать нестандартно, непредсказуемым образом. Как сказал бы любой самурай, ниндзя использовали «подлые приемы» и воевали «не по правилам». Они считали, что на войне нет места никаким правилам, кроме правила побеждать несмотря ни на что и, по возможности, самой малой ценой. Внезапность, непривычность, непонятность действий являлись их решающим козырем. Поэтому техника вы-хвтывания меча из любого исходного положения играла существенную роль в их подготовке. Эта техника (батто-дзюцу) существенно отличалась от техники самураев (иаи-дзюцу). Она позволяла выигрывать те драгоценные доли секунды, которые приносили победу.
Необходимость скрытно передвигаться по вражеской территории, выдавая себя за кого угодно, только не за того, кто он был на самом деле, и стремление иметь при себе как можно меньше вещей обусловили многофункциональность вооружения и снаряжения ниндзя. Это в полной мере относится к мечу «ниндзя-кэн» (или «ниндзя-то»). В отличие от катаны, он был прямым по всей длине и короче. Длина лезвия не превышала 50-60 см (у катаны до 90-96 см). Достаточно длинная рукоятка (30-40 см), обтянутая кожей, позволяла работать как одной, так и двумя руками. Гарда была квадратной (со стороной квадрата до 8 см), довольно толстой и очень прочной. Впрочем, существовал еще меч без гарды, с более длинным лезвием (до 70 см), замаскированный под посох. Одно движение, и вместо согбеного старого монаха с посохом перед ошеломленным противником возникал воин со сверкающим клинком в руках. Однако такой меч применялся еще реже.
Ножны (сая) были длиннее лезвия, что позволяло использовать свободное место для хранения различных мелких предметов: сюрикэнов, футляра с секретными доку-
Еще один миф, распространившийся благодаря кинофильмам, это то, что ниндзя всегда носили свой меч за спиной. В действительности, они вешали его туда только, в тех случаях, когда надо было куда-то лезть либо ползти. Во всех остальных ситуациях место меча было сбоку, потому что из этого положения его выхватывали чуть-чуть быстрее, чем из-за спины. Как уже отмечалось, такое «чуть-чуть» могло оказаться решающим обстоятельством, следовательно, им не стоило пренебрегать.
Отправить сообщение об ошибке
Если нашли ошибку в тексте выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+ENTER, укажите правильный текст без ошибки.