Как сделать жизнь школы лучше
33 гениальных идеи, которые очень хотелось бы видеть в наших школах
Пока это только на Западе.
Чтобы дети лучше учились, их нужно не принуждать, а заинтересовать. Эту истину уже, кажется, освоили не только любящие родители, но и руководители образовательных учреждений. Исследование 2012 года, проведенное Советом государственной школы Майами-Дейда, доказало: комфорт и «человеческий» похдход к детям способствуют их успеваемости намного больше, чем муштра и наказания.
Указанный принцип выливается в совершенно гениальные нововведения, которые полностью изменяют облик школ к которому мы привыкли. Вот самые креативные и классных вещи, которые пользователи соцсетей нашли в самых прогрессивных школах и университетах, и которые нам давно необходимы.
1. В техническом университете в Мюнхене есть вот такие горки-тоннели. Я им завидую.
2. Дверь в кабинете математики в школе.
3. В домашнем задании моего сына есть специальный QR-код. Он ведет на канал YouTube его преподавательницы, которая размещает там видеоматериалы к урокам.
4. Периодическая таблица в моей школе. Да, там примеры каждого элемента!
5. В японском садике детская площадка была установлена вокруг дерева.
6. Вот это я увидел в компьютерном классе своей школы.
7. В школе моего сына есть автоматы, которые продают школьные принадлежности.
8. В новом дошкольном учреждении в Японии собирают дождевую воду, чтобы дети могли играться в ней.
9. Как мой университет помогает студентам бороться со стрессом — пакетики, в которых можно лопать шарики.
10. В моем кулинарном классе на потолке есть зеркало, поэтому мы можем видеть, что делает преподаватель.
11. В моем университете есть мастера, которые могут протестировать ваши напитки на наличие в них наркотических веществ.
12. Школьные шкафчики декорированы как «Аллея Литературы».
13. В нашей местной школе установлены столики с солнечными батареями. В них есть USB-порты, так что ученики могут подзарядить свои устройства.
14. Бесит, когда вы торопитесь, а перед вами по ступенькам поднимаются «черепахи»? В моей школе теперь есть везде вот такие ступеньки. Слева дорожка для тех, кто ходит, по центру — для тех, кто спешит, а справа — для тех, кто не торопится никуда.
15. В этой школе есть специальный тоннель, который ведет из класса прямиком на детскую площадку. Это мечта любого ребенка.
16. В классе моей дочки стоят столы с педальками. Так что дети могут двигаться во время учебы.
17. В лаборатории моего университета стоят столы в виде периодической таблицы Менделеева.
Шесть способов сделать школу лучше
«Нет предела совершенству» — расхожая фраза, которую едва ли можно применить к современным российским школам. Как можно изменить ситуацию, задается вопросом наш автор – Ксения Балакирева.
Сделать классы меньше
Мечта многих учителей (кроме, может быть, учителей иностранных языков) успешно реализуется во многих школах мира. Индивидуальный подход, хорошая дисциплина и мотивация к учебе остаются лишь мечтами, когда приходится вести урок для 30-35 человек.
Сокращение числа учеников в классе до 20 позволит не беспокоиться лишний раз о том, хватит ли новому классу парт и стульев, да и успокоить такое количество детей куда проще. Так эффективнее можно выстроить индивидуальную работу с учеником, лучше оценить его способности и понять его стремления, и, исходя из этого, повышать его мотивацию.
Современное оборудование
Внедрение современных технологий в образовательный процесс идет слишком медленно, а подготовка педагогических кадров в данной сфере и вовсе оставляет желать лучшего. И выходит, что школьники чувствуют себя более «продвинутыми» и современными, чем школьная система. Это подрывает доверие детей и авторитет учителей, школа становится для многих из них архаизмом, оторванным от реальности. Этот взгляд переходит и на процесс обучения, и на науку в целом. В итоге получаются ученики, которым «ничего не надо, кроме телефона».
Небольшая «технологическая революция» в школах и повышение квалификации школьных кадров позволили бы изменить ситуацию к лучшему, показать, что школа может быть интересней, чем паблики «ВКонтакте».
Платить учителям больше
Нет, профессия педагога – это не только призвание! Это краеугольный камень общественной и государственной системы, и оплата должна быть соответствующей данным функциям.
А пока выходит так, что многие учителя и выпускники-отличники педагогических вузов вынуждены оставлять профессию ради больших заработков в других сферах. Это мешает укомплектовать школы педагогами, а также провести пресловутую «смену поколений».
Уменьшить «классовость» школ
Школы должны быть больше похожи друг на друга, а ориентироваться в работе педагогу следует на слабого, а не сильного ученика. Во-первых, это решит проблему с записью в первые классы «по прописке»: школа в соседнем здании будет не хуже «элитной» в соседнем районе. Во-вторых, такой подход позволит поднять общий интеллектуальный уровень выпускников и в будущем поднять профессионализм российских кадров.
Исключение здесь можно сделать лишь для школ, использующих особые инновационные методики преподавания.
Ограничить количество домашних работ
Домашняя работа, безусловно, нужна. А вкупе с ее ежедневной проверкой она просто необходима для младших школьников. Но нужно серьезно ограничить время, отводимое для ее выполнения – дети, хорошо отдохнувшие дома, станут более внимательными учениками в классе. Поэтому учительскому сообществу стоит регулировать внутри себя количество и качество выдаваемых ученикам домашних работ, чтобы соблюсти временные нормы, установленные Минобрнауки России.
Правильная профориентация
Часто мы пытаемся сделать из учеников и своих детей тех, кем не смогли стать сами либо просто гонимся за модой, мало учитывая интересы ребенка. В итоге к 30 годам мы обнаруживаем вокруг себя не молодых профессионалов, а растерянных молодых людей, все еще «ищущих себя».
Школа здесь должна выступать проводником для ученика, знакомить с различными профессиями и выявлять способности и наклонности ребенка к определенному виду деятельности. Также задача школы (и общества в целом) учить тому, что «все профессии нужны и важны», а не закреплять общественные стереотипы об «успешности» и «успешных» профессиях, к которым должны стремится все.
15 советов, как сделать учебные будни интереснее
Круто было на новогодних каникулах, правда? Но вот снова школа, бесконечно тянущиеся уроки и куча домашнего задания. И очень-очень мало свободного времени. Может, все не так плохо, как кажется? 😉
Текст: Ольга Свирина, Анна Архипенко · 10 января 2019
Мы подготовили для тебя полезные советы, как сделать так, чтобы школьные будни перестали быть скучными и однообразными.
Начинай свой день правильно
Конечно, если ты просыпаешься с мыслью: «Ну вот, опять в холод и снег тащиться в эту дурацкую школу», такое настроение будет преследовать тебя весь день. Подумай лучше о том, какая вкусная шоколадка лежит у тебя на кухне, куда вы с подружкой отправитесь после школы и о том, что пора бы надеть то классное новое платье, которое ты купила на выходных. И еще: не забудь сделать зарядку!
Наряжайся
Если ты ненавидишь школу и все, что с ней связано, то встаешь наверняка за 10 минут до выхода и натягиваешь что попало. Даже если у тебя форма, можно быть модной девчонкой – было бы желание 🙂 Поменяй свое отношения к школьным фифочкам, которые постоянно поправляют волосы, обновляют блеск для губ и болтают о шопинге.
Хорошо выглядеть – не значит быть тупой.
Когда ты чувствуешь себя красивой, твое настроение сразу поднимается, окружающие видят это и с удовольствием болтают с тобой. Как результат – все на позитиве. Красота спасет мир, короче говоря!
Закупись прикольными канцелярскими принадлежностями
Блокноты, блоки с разноцветными листочками, красивые тетради, прикольные ручки – все это сделает твои будни красочнее.
Веди конспекты и рисуй
Самое время применить арсенал фломастеров, гелевых ручек и маркеров, которые ты накупила для школы. Обязательно украшай свои конспекты звездочками, сердечками и всякими забавными рисунками. Противный препод не разделяет твоей любви к искусству? Поговори с ним об этом. Если ты отлично знаешь предмет, то его не должны смущать сердечки на полях.
Найди свое место в классе и не парься
Серьезно, просто не парься, что думают о тебе окружающие. Тебя считают девочкой-ботаном или пацанкой? Круто!
Войди в образ и активно поддерживай свою легенду.
Ботаничка, значит? И ты такая приходишь в школу в карикатурных очках и бабушкином свитере. Воспринимай школу как театр. Вот только учиться надо по-настоящему 🙂
Участвуй в школьных мероприятиях
Если ты всегда держалась в стороне от всяких театральных кружков, самое время поменять свою позицию. Просто попробуй, и ты, скорее всего, втянешься. Наверняка у тебя в школе проводятся всякие конкурсы талантов, литературные вечера, КВН и прочее. Ты сможешь наладить отношения с одноклассниками и просто клево провести время. Ведь ничто так не сближает, как кружок по интересам. К тому же ты поднимешь свой авторитет в глазах учителей – им нравятся активисты.
Сплетничай на переменах и в столовке
Если кто-то когда-то сказал тебе, что сплетничать – это очень и очень плохо, а все сплетницы будут гореть в аду, то он был в корне не прав! Плохо говорить гадости за спиной и быть лицемеркой, а обсудить новую прическу Аньки и личную жизнь Васи с Машей – дело святое.
Тогда прийти в школу будет сродни просмотру нового эпизода сериала.
Только не увлекайся. Между безобидными сплетнями и вмешательством в чужую личную жизнь существует очень тонкая грань.
Бери вкусную еду в красивых ланч-боксах
Потому что вкусная еда – залог хорошего дня. Тут есть два варианта:
Для кулинарных гениев у нас есть несколько рецептов 🙂
Придумай забавные игры для перемен
Нет, не надо делать домашку на перемене! Тебе нужно отдохнуть от урока, дать мозгу переварить полученную информацию и подготовиться к поглощению новой – для этого перемену и придумали. Конечно, можно почитать книжку или просто посидеть где-то в уголке, залипнув в телефоне. Но круче всего придумать интересную игру вместе с одноклассниками. Пусть не со всем классом, но хотя бы с несколькими отличными ребятами.
Не затягивай с домашкой
Пришло время наконец-то разобраться с понятиями «тайм-менеджмент» и «прокрастинация». Тайм-менеджмент – это технология правильного распределения времени. Проще говоря «как успеть сделать все уроки и выжить». А прокрастинация – вредная привычка заниматься совершенно не актуальными в данный момент вещами вместо того, чтобы приступить к делу. Скажем, к завтрашнему дню тебе нужно решить 10 задач по алгебре, но ты готова сделать что угодно, лишь бы не садиться за уроки: убраться в комнате, сходить за молоком, поменять лампочку.
Пересиль себя, сделай дело – и ты свободна. Совесть чиста, домашнее задание готово – можно гулять!
Найди общий язык с учителями
Зачастую среди них встречаются ну о-о-очень интересные люди, которые смогут дать тебе не только знания по своему предмету, но и что-то жизненно важное.
Погрузись с головой в свой любимый предмет
Ты терпеть не можешь приводить дроби к общему знаменателю, зато прочитала все и даже больше из списка школьной литературы? И уже даже прокрутила в голове все тезисы твоих будущих сочинений? Не может быть, чтобы в школе не было ни одного интересного тебе предмета! Прислушайся к себе, пойми, к чему лежит душа, и погрузись в этот предмет с головой. А если ты уже в 10–11 классе, то просто обязана разобраться в своих предпочтениях.
Чем раньше ты поймешь, что тебе действительно интересно, тем меньше риск ошибиться с будущей профессией.
Попробуй делать уроки вместе с друзьями
Ходите друг к другу в гости или собирайтесь в школьной столовке, чтобы совместными усилиями решать задачки по алгебре или готовиться к контрольной по биологии. Вместе и проще, и веселее. Конечно, если у вас получится сосредоточиться 🙂 А если вам не особо повезло с креативными учителями, можно разработать свою систему заучивания. Скажем, поставить у тебя дома спектакль по одной из тем учебника по истории.
Полюби тех, кого раньше ненавидела
Это очень полезно – постараться наладить общение с людьми, которые тебе неприятны. Стань миротворцем, подними белый флаг и предложи своим врагам сходить вместе на каток или в кино. Возможно, ничего хорошего из этого не выйдет, но всегда есть шанс, что вы подружитесь! Ты с большей радостью будешь ходить в школу, зная, что там тебя ждет одна большая семья. Есть тут правда и один минус… На выпускном ты будешь рыдать взахлеб.
Поднимай важные проблемы
В школе случается много как хорошего, так и плохого. Травля со стороны одноклассников и даже учителей, домогательства… Х очется еще раз напомнить тебе: если что-то не так, не молчи, говори, действуй. Только ты можешь все изменить!
Интерактивная версия журнала Elle Girl
Журнал Elle Girl
Твой любимый журнал в удобном формате
© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.
Как можно сделать учёбу в школе лучше уже сейчас (без реформ)
Выпускница этого года Таисия Петровичева предлагает пять способов изменить наши школы уже сегодня и без глобальных реформ. Например, иногда устраивать уроки сразу по двум предметам. Хорошая идея изучать происхождение географических названий на русском и географии одновременно.
Я считаю критику нашей системы образования не совсем справедливой. Ведь в любых условиях можно придумать что-нибудь стоящее, сколько бы ни было рамок и ограничений. Стоит только захотеть. Как учителям, так и ученикам. Ведь не только система создаёт людей, но и люди систему. Я отучилась в школе 11 лет и предлагаю несколько способов, чтобы поднять обучение в школе на новый уровень удовольствия и понимания.
1. Междисциплинарные уроки
Большая часть современных открытий в науке происходит на стыке дисциплин. Более того, многие науки развились из междисциплинарных исследований. Подготовка в школе человека, способного выйти за рамки стандартного мышления, как никогда необходима. И одним параграфом «обобщая изученное», ради галочки написанным в конце учебника, тут не обойдёшься.
Практику междисциплинарных уроков можно проводить в течение всего года, начиная с любого класса. Это будет интересно и необычно: один урок — два преподавателя. Кстати, живой обмен опытом и для самих учителей будет интересным занятием. Например, на физике с химией можно поговорить о химической стороне физических опытов, на русском языке с географией — о топонимике, географических названиях, о том, как они образовались. А в гуманитарных дисциплинах смежных тем огромное количество. Так сведения о мире из отдельных предметов сложатся в единую систему, дополнят друг друга, откроются с новой стороны. Ученики смогут посмотреть на знание вне рамок какой-либо одной научной дисциплины.
2. Дискуссионные клубы
Один раз на уроке мой любимый учитель истории разделил класс на два лагеря «красных» и «белых» и дал задание подготовить аргументы «кто виноват в гражданской войне». Это был настоящий научный спор, в котором рождалась истина. Некоторые, в том числе и я, пересмотрели свои взгляды, начали мыслить более гибко.
Открыть дискуссионный клуб в школе ничего не стоит. Ученикам нужна площадка, где можно выразить своё мнение, пообщаться и послушать других. А заодно научиться грамотно выражать мысли, говорить на публике, готовить выступления, вести спор. Дискуссии и обсуждения можно устраивать внутри класса, между классами и даже с учителями.
Клуб — это место, где можно обсуждать интересующие вещи, даже поспорить на самые волнующие и неловкие темы.
3. Наглядный материал
Считается, что в школах есть наглядный материал, но в реальности зачастую его не используют. За 11 лет я держала в руках сосуды с реагентами четыре раза и притом не понимала, что делаю и зачем.
Три вдохновляющие лекции, способные изменить подход к образованию
Карты, горные породы, образцы текстиля, старые картины, репродукции, фотографии скульптур, архитектурных памятников, объёмные модели фигур, колбы с веществами… Столько всего вокруг, и эти штуки нужно приносить на уроки в рюкзаках, на флешках, в сумочках, доставать из ящиков, парт, лаборантских. При этом, если бы учителя давали задания приносить предметы, связанные с темой урока, ребята с радостью бы их приносили. Живая информация быстро запоминается, и ученикам нравится, когда можно что-то потрогать и увидеть.
4. Задания для самостоятельной работы
Мы с одноклассниками терпеть не могли, когда учителя нам говорили, что мы должны уметь самостоятельно что-нибудь делать. Нам просто не давали возможности этому научиться. А как это можно сделать, если все темы разжёвывают в школе, учебный план тоже заранее продуман до каждого определения. Предлагаю отводить часть программы на самостоятельное освоение. Потом можно проверить знания, дав самостоятельную, или устроить обсуждение интересных мест. Не нужно говорить «вы должны уметь или делать то-то и то», нужно дать возможность этому научиться.
5. Сменить учебники
Да, в некоторых случаях это лучший выход из ситуации. В настоящий момент есть много разных пособий на выбор, и учитель может выбрать более удачный. Ведь ученикам их предстоит штудировать зимними вечерами.