Как сделать журнал регистрации договоров
Журнал регистрации договоров
Во многих организациях есть документ под названием «Журнал регистрации договоров», в который вносятся сведения обо всех проведенных сотрудниками предприятия сделках, контрактах и соглашениях.
Для чего нужен журнал, его значение
Все что касается заключаемых работниками компании договоров подлежит обязательной регистрации и учету. Наиболее распространенный и простой путь реализации этих задач – создание специального журнала. Роль его довольно проста: с его помощью сотрудники предприятия фиксируют наиболее важную, первичную информацию обо всех проводимых сделках. Таким образом, он позволяет вести учет, систематизировать документооборот, а также дает полную информацию о работнике, который несет ответственность за исполнение того или иного соглашения.
Минимальные сведения, которые требуется внести в журнал регистрации договоров: это номер и дату формирования каждого документа, но в зависимости от потребностей организации этот список может быть существенно расширен. Кроме того, в журнал можно включать информацию не только о собственно договорах, но и обо всех приложениях к ним, в том числе дополнительных соглашениях, технических заданиях, актах выполненных работ и т.п.
Следует отметить, что журнал никоим образом не свидетельствует о том, что условия каждого внесенного в него договора, были выполнены в полном объеме.
Какие договоры фиксируются в журнале
В журнал могут вноситься все договоры, заключаемые работниками организации. Однако если предприятие достаточно крупное, то в каждом его структурном подразделении может быть свой собственный бланк журнала, также журналы могут разделяться по типу договоров (например, отдельные — по договорам поставки, договорам рекламы, юридическим договорам и т.п.). Такой подход позволяет грамотно систематизировать учет и избежать путаницы.
Журнал может вестись в течение какого-то определенного временного отрезка (месяц, квартал, полугодие, год), или же в течение неопределенного срока – все зависит от того, какое правило в отношении этого параметра закреплено в учетной политике фирмы.
Где хранить журнал
Журнал должен находиться под присмотром ответственного работника, который не только занимается его ведением (т.е. вносит в него данные обо всех заключаемых договорах), но и осуществляет надзор за его хранением. Это может быть секретарь организации, делопроизводитель, юрист или любой другой сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями, которые обозначены в его должностной инструкции или же назначенный на это отдельным приказом директора предприятия.
Можно ли обойтись без этого документа
Наличие журнала в компании не является строго обязательным, поскольку в законодательстве не указана необходимость его применения.
Однако, при помощи него можно зафиксировать не только сам факт создания какого-либо договора, но и в случае надобности срочно его отыскать – а это достаточно веские основания для того, чтобы завести такой учетный документ.
Как составить журнал
Журнал может вестись в произвольном виде – стандартного, унифицированного его образца нет. Основная его часть всегда формируется в виде таблицы, в которой может быть сколько угодно строк – в зависимости от потребностей работников предприятия и видения ими документа. Как правило, в организациях есть свой бланк, разработанный и утвержденный руководством и рекомендованный к применению – именно его и берут сотрудники за основу.
Оформление журнала, особенности
К оформлению журнала регистрации договоров, ровно как и к его содержанию, никаких особенных требований не предъявляется, а это означает, что вести его можно как в рукописном, так и в электронном виде. Если бланк ведется в электронном виде, распечатывать его не обязательно, за исключением тех случаев, когда в нем имеется столбик для подписей работников, заключивших ту или иную сделку.
Журнал может быть самого разного объема, но обычно он имеет не одну, а множество страниц (в активно работающих организациях количество заключенных договоров может исчисляться не только десятками, а даже сотнями). Если в качестве журнала не используется, например, тетрадь, а берутся обычные листы А4 формата, то их следует пронумеровать по порядку и после этого прошить суровой нитью (можно и степлером, но он не всегда гарантирует надежность скрепления), отметив на последней странице количество страниц и поставив дату и подпись ответственного работника.
Образец журнала регистрации договоров
Если вам понадобилось сформировать журнал регистрации договоров, который вы ранее никогда не делали, посмотрите образец документа и прочитайте разъяснения к нему. С их помощью вам без особых усилий удастся создать нужный формуляр.
Журнал регистрации договоров
Необходима ли регистрация договоров
Организации и индивидуальные предприниматели в процессе ведения бизнеса неизбежно сталкиваются с необходимостью заключения различного рода контрактов (договоров): от договоров аренды нежилого помещения для офиса до договоров на оказание охранных услуг.
И если небольшая организация или ИП заключают в год до десяти договоров, то в большой организации, имеющей разветвленную сеть контрагентов, речь может идти о десятке договоров в месяц.
В этом случае организация регистрации заключенных договоров может существенно облегчить их учет и, в случае необходимости, анализ ежемесячных доходов и расходов организации по заключенным договорам.
Организация регистрации
Прежде чем начать вести журнал регистрации договоров, организации следует определиться с тем, каким образом будет вестись их учет.
Для маленьких организаций допустима валовая нумерация с указанием даты заключения договора (например, 48/09-2023, где 48 — номер договора, 09-202 — месяц и год заключения), более крупным организациям могут потребоваться для удобства учета отдельные индексы для различного вида договоров, например:
С целью разграничения регистрации по видам договоров в журнале можно сделать соответствующие разделы. Если договоров много, то для каждого подвида можно завести отдельный журнал.
Индексы договоров должны быть утверждены распоряжением руководителя. Как правило, такое распоряжение издается однократно. Его копия прикладывается к журналу.
Важно, чтобы обязанность регистрации договоров именно в журнале, была закреплена в Положении о договорной работе, если она ведется на предприятии. С Положением должны быть ознакомлены под подпись ведущие договорную работу сотрудники.
Кто ведет журнал регистрации договоров
В крупных организациях договорной работой занимаются, как правило, юристы, занимающие должности специалистов по договорной работе.
Вести журнал регистрации договоров, таким образом, могу они, но ответственным за ведение журнала и за правильность и полноту внесенных в него сведений будет в таком случае нести руководитель подразделения или назначенное распоряжением руководителя организации лицо. Закрепить ответственность за ведение журнала допустимо и в должностной инструкции.
Регистрация трудовых договоров
Для регистрации трудовых договоров на предприятии должен быть заведен отдельный журнал. Ответственным за его ведение будет руководитель или специалист отдела кадров.
Форма журнала
Унифицированной формы журнала регистрации договоров не существует. На нашем сайте имеется форма, которой можно воспользоваться для своих нужд.
Журнал договоров должен иметь титульный лист, на котором отражаются:
Журнал прошивается, страницы его нумеруются.
Сам журнал оформляется обычно в виде таблицы со следующими разделами:
Журнал регистрации договоров хранится в договорном отделе. Приказом Росархива от 20.12.2019 №236 утвержден срок хранения для журналов регистрации договоров аренды, который составляет 5 лет с момента его окончания.
Книга регистрации трудовых договоров
С каждым работником в соответствии с законодательством РФ работодатель обязан заключить трудовой договор. Этот документ регулирует правовые отношения между предприятием и сотрудником, перечень обязанностей и прав, условия труда и оплаты.
Сведения о каждом трудовом договоре должны заноситься в специальный документ под названием «Книга регистрации трудовых договоров».
Зачем нужна книга регистрации трудовых договоров
Наличие книги регистрации трудовых договоров на предприятиях и организациях не является обязательным.
Тем не менее, этот документ весьма востребован, причем как в учреждениях государственного сектора, так и в коммерческих структурах. Чаще всего он необходим в достаточно крупных компаниях, где много работников или большая текучка кадров, что в свою очередь приводит к потоку трудовых договоров.
Книга регистрации относится к управленческой документации, она позволяет вести учет трудовых договоров, осуществлять контроль за ними, а в случае необходимости быстро отыскать необходимые сведения о том или ином договоре.
Таким образом, грамотно и по всем правилам оформленная книга:
Следует отметить, что книга регистрации на предприятии может быть не одна, а несколько, например, для фиксации срочных, временных или бессрочных трудовых договоров.
Помимо чисто прикладных причин для создания и ведения книги следует учесть еще один немаловажный момент: она может потребоваться при проверке компании специалистами трудовой инспекции – обычно этот документ является одним из первых, среди требуемых ими к предъявлению.
Кто осуществляет ведение книги регистрации договоров
Обычно обязанность по формированию и ведению книги регистрации лежит на работнике кадрового отдела, поскольку именно он заключает трудовые договоры и имеет доступ ко всем хранимым на предприятии документам такого рода.
Но иногда, контроль за трудовыми договорами ложится на плечи секретаря организации, заместителя руководителя или иного сотрудника, назначенного на это распоряжением директора предприятия.
Как составить книгу
Книга регистрации трудовых договоров не имеет унифицированного стандартного образца, так что составляться может в произвольном виде или по действующему внутри предприятия шаблону. При ее формировании в плане структуры следует придерживаться норм делопроизводства, а в отношении текста — правил русского языка.
В список обязательных сведений, которые должны включаться в книгу, входят:
Все эти данные указываются на титульной странице книги.
Основная часть книги обычно формируется в виде таблицы, состоящей из нескольких столбиков и строк (в зависимости от видения документа специалистом, который его оформляет). В бланк обязательно должна быть включена следующая информация:
Кроме того, при желании, в бланк можно включить и дополнительные столбцы, например, обо всех вносимых в трудовой договор изменениях, дополнительных соглашениях к нему, дате прекращения договора, подписи работника и т.п.
Как оформить книгу
Как к составлению книги, так и к ее оформлению законодательство не предъявляет никаких особых требований. Оформлять ее можно как на обыкновенном чистом листе А4 формата, так и на фирменном бланке предприятия. Вносить в документ необходимую информацию можно в рукописном или печатном виде.
Проштамповывать книгу при помощи штемпельных изделий строгой необходимости нет, поскольку на сегодняшний день юридические лица, как ранее и индивидуальные предприниматели, освобождены от обязанности использовать для визирования бумаг печати и штампы.
Каждый год рекомендуется составлять новую книгу регистрации трудовых договоров и вести ее в соответствии с текущими требованиями.
Несмотря на то, что данный документ называется «книга», по сути дела, в большинстве случаев он представляет из себя лист бумаги или несколько листов, скрепленных между собой обычным степлером или суровой нитью и пронумерованных.
Сейчас получает распространение ведение книги в электронном формате. Такой подход имеет несколько очевидных преимуществ:
Хранение книги регистрации трудовых договоров
Книгу регистрации трудовых договоров необходимо держать в отделе кадров предприятия в отдельной папке. При этом срок хранения документа законодательно никак не ограничен. Исходя из этого можно сделать вывод, что она должна находиться в архиве компании в течение периода, установленного внутренними нормативно-правовыми актами или на протяжении трех лет после внесения в неё последней записи.
Дополнительная документация Особенности учета трудовых договоров в книге регистрации
Кадровые сотрудники обязаны контролировать не только численность непосредственно работников в компании, но и всей документации, которая подписана между владельцем и нанятыми лицами. Журнал регистрации трудовых договоров — одна из справочных книг, помогающих учитывать все соглашения, заключенные компанией с сотрудниками.
Характеристика документа
Согласно общему кадровому законодательству, ведение документа о регистрации договоров и соглашений между сотрудниками и компанией не считается строго обязательным условием. Но если обратить внимание на простые нюансы ведения документооборота, то там говорится об учитывание всего, что имеет справочный характер. Чаще инспекция при проверке требует сотрудников кадровиков предъявить такую книгу. Следовательно, лучше не ссылаться на Трудовой кодекс, а хранить документацию всю в порядке, тем более, что так значительно облегчается труд большинства работников отдела кадров.
Цель записей
Книга учета трудовых договоров облегчает труд кадровых работников. Проще держать под рукой один журнал регистрации, чем всегда копаться в огромном количестве оригиналов. Есть и другие преимущества:
Несмотря на отсутствие обязательств по ведению журнала, если его нет, у компании могут возникнуть трения с различными инспекциями. Также книга регистрации трудовых договоров есть в списке стандартных управленческих бумаг. Да и общее мнение кадровиков утверждает неоспоримое удобство наличия такого документа под рукой.
Плюсы для кадровой службы
Сотрудники многочисленных отделов по работе с персоналом в один голос заявляют, что достоинств в наличии журнала учета трудовых договоров точно больше, чем минусов. Для начала — удобство. Все важные данные о различных соглашениях, основных и дополнительных между компанией и сотрудником заключены в единственном месте. Ее сложно потерять или не заметить. Любая официальная бумага, необходимая работнику выдается по данным, содержащимся в этом документе.
Важно знать! Даже в небольших индивидуальных фирмах, где полностью режим самоуправления и директор является одновременно и кадровым сотрудником, и бухгалтером, наличие рассматриваемой книги не помешает, чтобы вести статистику привлеченных работников. Легко проследить и возникновение «текучки».
Содержание
Если следовать основам создания первичной документации, у книги регистрации трудовых договоров должна быть оформлена обложка, а сам журнал иметь несколько необходимых для заполнения столбцов. На титульной странице расписаны данные с датой начала ведения документа, а также оставлена графа для срока окончания. Каждый лист имеет свой номер, чтобы не было возможности удалить информацию.
На первой странице указывается подробный пример заполнения. На следующей — данные об ответственных лицах. Затем каждый разворот оформляется по правилам учета.
Вся внесенная информация должна быть в форме таблицы, поскольку так удобнее и заполнять и искать нужные данные. Количество граф зависит от специализации и деталей трудоустройства конкретной компании. Обычно их не больше 10.
Количество экземпляров
Для качественного учета всех договоров достаточно иметь одну книгу, которая хранится сначала в отделе кадров, а затем после окончания пломбируется и передается в архив. Иногда сотрудники служб для уверенности и сохранности информации ведут 2 экземпляра. Один в бумажном виде, другой — в электронном.
Особенности оформления
Все тонкости производимых записей отвечают общим законам ведения первичной документации. Даже неопытный кадровый сотрудник легко разберется, как правильно заполнять журнал регистрации соглашений к трудовым договорам. Если возникнет потребность, можно собрать справки для ПФР, используя данную информацию. Поэтому она и хранится по 75 лет в архивах. Так нужные данные не исчезнут. Они могут понадобиться и при налоговой проверке, также для пенсионных начислений в ФСС, некоторые справки для подтверждения у нотариуса и юристов.
Требования к формату документа
Согласно правилам данный учет можно вести в бумажной и электронной версии. Чаще всего, несмотря на повсеместную компьютеризацию, преобладает классический вариант. Есть несколько основных правил по формату:
Внимание! Больше правил и требований именно к формату нет, поскольку он не утвержден на законодательном уровне. Это произвольный документ. Но перечисленные нюансы необходимо помнить, чтобы журнал не вызвал нареканий со стороны проверяющих организаций.
Правила заполнения и порядок ведения
Каждый журнал заполнен в виде таблицы, где графы имеют четкое назначение. Оформляет книгу кадровый работник, он же отвечает за ее ведение. В классическом экземпляре должно быть 9 заполненных столбцов. Но по ситуации количество может варьироваться.
В зависимости от специфики фирмы могут понадобиться и другие столбики для внесения информации. Это стандартный вариант, признанный в большинстве компаний.
Порядковые цифры записи | Дата подписания | Номер | Ф.И.О сотрудника | Должность | Подразделение | Срок действия | Характер занятости | Дополнительные документы | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ 45 | 12.01.2019г | 25447 | Васильев Павел Петрович | Главный бухгалтер | ООО «Синий кит» Смоленский филиал | Бессрочно | Основная | — | — |
№46 | 14.02. 2019 | 25449 | Иванова Анастасия Павловна | Нотариус | ООО «Синий кит» Московский филиал | До 25.09. 2020г | Основная | — | — |
Чаще всего дополнительно вводится роспись взятого на работу сотрудника, поскольку она подтверждает, что соглашение подписано в двух экземплярах и один выдан на руки новому работнику.
Изменение записи и пример оформления таблицы
Согласно законодательству, если кадровый сотрудник внес серьезную ошибку в документ, то журнал регистрации договоров следует досрочно закрыть. Изменения, которые допускается добавить в записи:
Для такого случая в журнале обычно есть приложения, где для каждого сотрудника регистрируются дополнительные соглашения. Можно оформить новые графы для коллективных договоров, если такие имеют место на предприятии.
Совет! При открытии новой книги, необходимо уведомить об этом руководство, поскольку только с его приказом можно оформлять журнал.
Электронный и бумажный варианты
Бумажная версия должна быть прошита, заверена руководителем, а все страницы пронумерованы. У электронного документа учета есть свои преимущества. В первую очередь, это конфиденциальность. Но невозможность поставить личную подпись часто вынуждает вести оба экземпляра одновременно.
Есть и другие достоинства у электронной системы учета:
Чтобы инспекция ФМС не придралась, в такой документ должны быть занесены и все иностранные граждане, трудящиеся в данной компании. В противном случае грозит работодателю серьезный штраф.
Хранение журнала
Особенным нюансом является правильное хранение книги, где вписаны все трудовые договора и дополнительные соглашения. Если документ закончился, то на последней странице пишут дату, затем пломбируют журнал и спускают в архив. Там документация такого рода должна сохраняться в течение 75 лет.
Для нового документа оформляет приказ начальство. В нем обязательно указывают, в каком типе ведется книга: электронный вариант или бумажный, кто ответственен за заполнение документа и в какой форме происходит учет.
Для кадровых работников важно вести учет всех сотрудников, чтобы вовремя была возможность делать различные отчисления, например в ФСЗН, выдавать справки, контролировать текучесть кадров, а также их перемещение внутри подразделений по должностям. Для этого и ведется журнал регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений. Туда вписывают все документы, заключенные о трудоустройстве с физическими лицами. Вести его должен работник кадровой службы в электронном или бумажном варианте.