Как сделать журналистский запрос

Журналистский запрос: быть или не быть?

Как сделать журналистский запрос. Смотреть фото Как сделать журналистский запрос. Смотреть картинку Как сделать журналистский запрос. Картинка про Как сделать журналистский запрос. Фото Как сделать журналистский запрос

Когда мы с вами, простые обыватели, смотрим репортаж или читаем статью о каком-то журналистском расследовании, о разоблачении чиновников, о нарушении прав отдельных граждан, обратившихся в органы власти, то даже не задумываемся: а откуда журналист все это узнал? На основании каких фактов сделал свои выводы? Приоткрою немного завесу: редакции имеют право направлять в органы государственной исполнительной власти запросы с конкретными вопросами, а эти органы, соответственно, должны на эти вопросы отвечать, какими бы каверзными и «скользкими» они не были.

Но это в теории. На практике ситуация выглядит несколько плачевнее. В большинстве случаев из пресс-центров приходят или отписки, или ответы вообще не по существу дела, или не на все вопросы. А бывает, что просто отказывают в предоставлении информации и документов. То есть на лицо ограничение доступности информации.

Недавно в рамках сотрудничества с Фондом поддержки журналистов имени Михаила Бекетова я готовила документы для обращения в Государственную Думу и решила поделиться с вами своими мыслями по поводу существующей ситуации.

Как сделать журналистский запрос. Смотреть фото Как сделать журналистский запрос. Смотреть картинку Как сделать журналистский запрос. Картинка про Как сделать журналистский запрос. Фото Как сделать журналистский запрос

Получается, что на сегодняшний день журналисты фактически не имеют права направлять письменный редакционный запрос о получении информации. Относительно устного запроса информации:
Как сделать журналистский запрос. Смотреть фото Как сделать журналистский запрос. Смотреть картинку Как сделать журналистский запрос. Картинка про Как сделать журналистский запрос. Фото Как сделать журналистский запрос
Соответствующая судебная практика также сформировалась, хотя есть единичные случаи, когда журналистские интервью не признаются запросами.

Фактически получается, что интервью — это единственная возможность журналиста воспользоваться правом на запрос, так как в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» письменный запрос от своего имени журналист направить не может, поскольку в статье 39 Закона РФ О СМИ, как я говорила ранее, предусмотрено, что только «редакция имеет право запрашивать информацию».

Как сделать журналистский запрос. Смотреть фото Как сделать журналистский запрос. Смотреть картинку Как сделать журналистский запрос. Картинка про Как сделать журналистский запрос. Фото Как сделать журналистский запрос
Конечно, журналист может самостоятельно направить запрос о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от себя лично, но тогда в соответствии с п. 6 ст. 18 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ответ он может получить только через 30 (!) дней с даты регистрации запроса. И то, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В этом же пункте также прописано:

Как сделать журналистский запрос. Смотреть фото Как сделать журналистский запрос. Смотреть картинку Как сделать журналистский запрос. Картинка про Как сделать журналистский запрос. Фото Как сделать журналистский запрос

Согласитесь, что журналист в силу специфики профессиональной деятельности заинтересован не просто получить информацию, а получить ее как можно более оперативно, поскольку информация — «товар скоропортящийся», а через 30 дней любая новость уже потеряет свою актуальность, поэтому лишение журналиста возможности получить информацию в кратчайший срок недопустимо.

То есть, с одной стороны, в ст. 47 закона о СМИ закреплены права журналиста, например,

Как сделать журналистский запрос. Смотреть фото Как сделать журналистский запрос. Смотреть картинку Как сделать журналистский запрос. Картинка про Как сделать журналистский запрос. Фото Как сделать журналистский запрос

А с другой — фактически это право сложно применить, если дело касается деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Но что делать внештатным журналистам или журналистам-фрилансерам? Каким образом им получать необходимую информацию и предоставлять ее своим читателям? Да и у штатных сотрудников могут возникнуть сложности с оформлением редакционного запроса: нет на месте главного редактора, чтобы подписать запрос, или журналист расходится во мнениях с главным редактором.

К тому же на практике у обоих видов запросов как редакторского, так и журналистского, есть свои минусы и плюсы.

К сожалению, часто бывает так, что на письменные запросы журналистов, если они не подготовлены на бланке редакции с редакционной печатью, просто не отвечают. А журналисты не могут обжаловать отказ в предоставлении информации в суде, так как суды не признают за ними права на обращение в суд, то есть считают их ненадлежащим истцами.

Вот один из примеров, когда запрос был подписан не главным редактором, а его заместителем. От запрашиваемого органа был получен отказ в предоставлении информации. Заместитель редактора обжаловала отказ в суде. Приведу цитату из апелляционного определения Верховного суда Республики Карелия:

«. Запросы 13 и 16 января 2015 года оформлены на бланке ООО «Издательский Дом «Петропресс», подписаны Крамских А. А., которая идентифицируя себя в качестве запрашиваемого лица, указала свою должность (заместитель главного редактора) и контактные данные организации. Таким образом, данные запросы следует признать редакционными. Соответственно, частичный отказ в предоставлении информации затрагивает права редакции, а не лица, подписавшего запрос».

Круг замкнулся, журналист не может ни получить информации с помощью запроса, ни обжаловать в суде нарушение своих прав. Да и строго формально получается, что и прав-то таких у него нет.

С сентября 2015 года проект «о журналистском запросе» пока находится в Государственной Думе, увы, без движения. Но хочется надеяться, что дело сдвинется с мертвой точки, в том числе благодаря обращению, направленному Фондом помощи журналистам им. М. Бекетова. И в относительно скором времени журналисты смогут получать информацию от государственных органов и органов местного самоуправления более оперативно и передавать ее нам с вами, соответственно.

Источник

1.22. Образец письменного запроса на получение информации

1.22. Образец письменного запроса на получение информации

Пример письменного запроса на получение информации

Наименование средства массовой информации

Наименование и адрес ведомства

(учреждения, организации, предприятия),

куда направляется запрос

«__» ____________________ 200 _г.

Редакция газеты «____________________»

готовит в настоящее время материал, посвященный проблеме ____________________

Нам известно, что в Вашем ведомстве (учреждении, организации) имеются необходимые для работы над этой проблемой сведения (документы): ____________________

Просим Вас, в соответствии с Российским законодательством, извлечения из которого приведены ниже (см. примечание), предоставить нам перечисленные сведения (документы).

В случае если по каким-либо причинам Вы не можете предоставить нам эти сведения, мы хотели бы получить письменное обоснование отказа.

Заранее благодарим и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

главный редактор ____________________

Примечание: извлечения из Российского законодательства

«Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций…» (Закон «О средствах массовой информации», ст. 38).

«Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции» (Закон «О средствах массовой информации», ст. 39).

«Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок, Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть предоставлена в семидневный срок;

2) дата, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку;

4) дата принятия решения об отсрочке» (Закон «О средствах массовой информации», ст. 40).

«Ущемление свободы массовой информации, в том числе посредством… нарушения права редакции на запрос и получение информации; установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, влечет уголовную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ» (Закон «О средствах массовой информации», ст. 58).

«Полномочиями относить сведения к государственной тайне наделены только должностные лица органов государственной власти, указанные в соответствующем Перечне» (Распоряжение Президента РФ от 11.02.94 г. в ред. от 27.06.94 г.).

Сведения, указанные в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства от 5.12.91 г., нельзя относить к коммерческой тайне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Образец толерантности

Образец толерантности Исторически название «Гражданка» связано с близостью к городу и первоначально звучало как «Горожанка». Достоверно установить временной рубеж трансформации «Горожанки» в «Гражданку» не представляется возможным.Народная топонимика существует по

Промышленный образец

Промышленный образец ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ — художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Являясь результатом труда дизайнера, определяющего целесообразность форм, фактуры поверхности цвета и других видимых глазу свойств изделия с

Источник

Как журналисту составить хороший запрос на Pressfeed. 10 главных правил

Мы неоднократно уже рассказывали экспертам, как написать в ответ на запрос в Pressfeed удачный комментарий, который журналист возьмет в работу и опубликует в своей статье. А сейчас хотим дать советы нашим пользователям-журналистам. Как сделать такой запрос, чтобы получить качественные комментарии и много? Наш чек-лист основных правил хорошего запроса на Pressfeed.

Как сделать журналистский запрос. Смотреть фото Как сделать журналистский запрос. Смотреть картинку Как сделать журналистский запрос. Картинка про Как сделать журналистский запрос. Фото Как сделать журналистский запрос

1. Не темни

Бывает так, что журналист пишет для нескольких СМИ сразу. В этом ничего зазорного, конечно, нет. Но тут важно соблюдать правила игры.

Честно внесите все свои СМИ в список ресурсов и размещайте запрос от того СМИ, в котором в итоге появится твой материал. Чтобы не получилось так, что эксперты давали комментарий для РБК, а заметка появилась в итоге на страницах газеты «Краснокамская звезда».

2. В заголовке будь краток и информативен

Заголовок запроса и название СМИ — единственное, что видит потенциальный эксперт, попавший на страницу с запросами. Чтобы сэкономить и его, и свое время, сделайте заголовок максимально информативным. Из заголовка запроса должно быть понятно, что за материал вы планируете написать и кого хотите видеть в качестве экспертов. Если хотите сделать материал на основе недавней новости, то не надо просто копировать ее в заголовок — опишите контекст.

Например, «Прекращение полетов в Египет» — плохой заголовок для запроса, так как не понятно, что именно вы хотите выяснить и чье мнение узнать. Об этой проблеме могут думать разное путешественники, туроператоры, авиакомпании, правозащитники, дипломаты и много кто еще. А вот «Проблемы петербургских турагентств в связи с приостановкой полетов в Египет» — хороший заголовок.

3. Конкретизируй запрос в описательной части

Если в заголовке вы напишете «Нужны эксперты из такой-то отрасли» и не объясните суть материала на странице запроса, это для всех закончится плохо. Вероятнее всего, вас закидают «тизерами» — комментариями из области «Нам интересно. Свяжитесь с нами». И, кстати, совсем не факт, что закидают именно те, кто вам нужен.

Представьте, какие вопросы вы бы задали, если бы звонили эксперту. Задайте их вашим потенциальным экспертам в окне «Текст запроса». Пошагово опишите, какие именно аспекты вопроса вас интересуют. Требуйте примеров, если они вам нужны. Это поможет отсечь нерелевантных экспертов.

4. Не игнорируй поле «Требования»

Если у вас есть ограничение по длине комментария от одного эксперта, укажите это. Вы можете указать, что вам нужны только реальные примеры из бизнеса, или потребовать статистику, финансовые показатели. Пропишите это в требованиях, если не хотите получить на выходе воду.

Если вам нужны в обязательном порядке фотографии экспертов, укажите и это тоже, чтобы не тратить потом лишнее время. Если нужны фотографии каких-то производственных процессов, можете сказать и про это. Может, фотографии и пришлют не сразу, но о съемке на производстве будет договориться уже легче.

5. Не ограничивай себя

Возможно, ваш материал только расцветет от наличия в нем неожиданного эксперта и необычного взгляда со стороны. Поэтому если вы до конца не продумали материал, можете просто написать вопросы, приветствуя в комментариях экспертов из разных областей.

Например, от такого хода может выиграть текст про кризис, если паническое поведение людей прокомментирует не экономист, а психолог.

Поможет наладить работу со СМИ без своего пиарщика или агентства

Увеличит число упоминаний о вашей компании

Обойдется в 2-3 раза дешевле

6. Будь дружелюбен

Все-таки эксперты ничего никому не должны. Если люди почувствуют неприязнь с вашей стороны, то могут засомневаться в том, стоит ли вам отправлять комментарий — вы же наверняка отправите его в мусорную корзину с таким отношением. Поэтому не жалейте время на пару вводных конструкций в описании. «Хотелось бы» вместо «нужно» и «было бы здорово, если бы вы прислали» вместо «присылайте». Разговаривайте с экспертами как с людьми, а не как с поисковиком.

Если комментарий вам понравился, не поленитесь нажать кнопочку «спасибо». Эксперту будет приятно.

Как сделать журналистский запрос. Смотреть фото Как сделать журналистский запрос. Смотреть картинку Как сделать журналистский запрос. Картинка про Как сделать журналистский запрос. Фото Как сделать журналистский запросСмотрите также:
10 качеств журналиста, которого любят пиарщики

7. Правильно выбирай отрасль

Некоторые пользователи-эксперты отслеживают запросы только по конкретной тематике. Поэтому если вам нужен, скажем, комментарий врача для материала про хайтек, не забудьте указать не только отрасль «ИТ, телеком, хайтек», но и «Красота, здоровье».

Как сделать журналистский запрос. Смотреть фото Как сделать журналистский запрос. Смотреть картинку Как сделать журналистский запрос. Картинка про Как сделать журналистский запрос. Фото Как сделать журналистский запрос

8. Ставь задачу корректно

Обязательно указывайте в описательной части запроса, что именно вам нужно — только комментарий или готовая статья/колонка. То есть — ищете вы героев для своей публикации или же эксперта-автора. Чтобы не получилось недопонимания.

Многие эксперты готовы регулярно комментировать запросы по своей теме, но далеко не каждый хочет, умеет (или и то, и другое) выступать по сути в роли журналиста, выдавая полноценный текст. Учитывайте это.

Как сделать журналистский запрос. Смотреть фото Как сделать журналистский запрос. Смотреть картинку Как сделать журналистский запрос. Картинка про Как сделать журналистский запрос. Фото Как сделать журналистский запросСмотрите также:
Как журналисту получать на Pressfeed комментарии от избранных экспертов

9. Собрал материал раньше — не забудь закрыть запрос досрочно

Бывает так, что тебе полностью подходят первые же пять пришедших комментариев, и больше, правда, не нужно. А запрос тем не менее продолжает висеть на Pressfeed. Помните, что люди тратят свое время, обивают пороги и отвлекают от работы больших начальников, чтобы подготовить для вас дельный ответ. Так давайте уважительно относиться друг к другу.

10. Не забывай размещать ссылки

Когда материал уже вышел в свет, не забудь разместить на него ссылку в поле запроса. Так материал легче отслеживать тем, кто в нем поучаствовал, да и в целом это работает на ваше портфолио. Если потенциальный эксперт зайдет на вашу страницу, он будет знать, что вы добросовестный пользователь Pressfeed и его работа не пропадет зря.

Кстати, многие эксперты на Pressfeed отслеживают интересные статьи, запросы на которые они когда-то увидели. Поэтому, размещая ссылку, вы получите еще и дополнительные просмотры, шеры и лайки.

Источник

Как написать запрос, чтобы на него ответили?

Отвечает журналист ИА «Версия-Саратов» Тимофей Бутенко.

Как сделать журналистский запрос. Смотреть фото Как сделать журналистский запрос. Смотреть картинку Как сделать журналистский запрос. Картинка про Как сделать журналистский запрос. Фото Как сделать журналистский запрос

Как сделать журналистский запрос. Смотреть фото Как сделать журналистский запрос. Смотреть картинку Как сделать журналистский запрос. Картинка про Как сделать журналистский запрос. Фото Как сделать журналистский запрос

В рубрике “Правила журналистской жизни” задаём коллегам важные вопросы о нашей профессиональной повседневности.

4С: Нужно ли писать запросы?

Тимофей: Запросы часто помогают, когда необходима конкретная информация. Не просто обращение ко всем сторонам той или иной истории (для объективности/галочки), когда ответ «идите лесом, я с журналистами не разговариваю» говорит больше, нежели развернутые объяснения. А именно — важная информация, находящаяся только вот в этом конкретном месте.

Из последних моих примеров — тема про саратовских киллеров. Чтобы проверить один из возможных мотивов убийства 12-летней давности, пришлось направить запрос в арбитражный суд региона. Дела, которые рассматривались до апреля 2007 года, в картотеке АС не содержатся, а мне необходимо было выяснить, чем завершились [экономические] тяжбы, которые могли послужить поводом для преступления. И эта информация в установленные сроки была предоставлена.

Важная штука — на запросы обязаны отвечать ВСЕ организации, в том числе коммерческие и некоммерческие.

4С: Как лучше писать запрос?

Тимофей: Нужно понимать: в 90 процентах случаев отвечать вам будут те ещё слизкие гады, бюрократические отморозки и просто фантастические твари. Поэтому формулировать каждый вопрос необходимо так, чтобы у получателей не было возможности:

а) ответить просто «да» или «нет» (если изначально не стоит такая цель, конечно);
б) ответить, что «это не в нашей компетенции»;
в) ответить, что «из вопроса непонятно, о каком именно объекте (уголовном деле, человеке, событии) идет речь»;
г) ответить тому подобную хрень.

4С: Если не ответили?

Тимофей: Если адресат не отвечает за семь дней, стоит потратить время на его перевоспитание. Так мы перевоспитывали мэрию Саратова при помощи областной прокуратуры, а потом областную прокуратуру при помощи генеральной. Стоит помнить, что ответственность предусмотрена не только за непредоставление (или несвоевременное предоставление) информации, но и за недостоверные сведения в ответе.

Всё делается очень просто: готовится обращение от имени редакции в прокуратуру, где указываются данные о номере, дате отправки запроса, а также сообщается о нарушении адресатом статей закона о СМИ (№№38 и 39 — «Право на получение информации» и «Запрос информации» — 4С). Обжаловать можно как отказ предоставить информацию, так и ее неполное предоставление, если оно законодательно не аргументировано. Да, это занимает около месяца, но эффект потом может быть на годы.

Если адресат не отвечает за семь дней, стоит потратить время на его перевоспитание.

Ребятам из нашей мэрии надоело, что их [постоянно] проверяют за несвоевременное предоставление информации (хоть и без последующих санкций). И они исправились, стали сами отзваниваться, присылать всеми возможными способами ответы, причем развернутые.

Прокурорские же издевались над нами, принимая запросы в качестве обращений и запуская их на месячное рассмотрение, согласно своим внутренним инструкциям. Генеральная прокуратура, куда мы направили обращение, такую практику не одобрила и взаимодействие постепенно наладилось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *