Как сделать злобный смех
The Batrachospermum Magazine
Научно-развлекательный журнал Батрахоспермум (официальный сайт)
Психологические аспекты зловещего хохота
У большинства злодеев, которых мы видим на экранах или в комиксах, есть ряд общих качеств. Прежде всего, они злые. Они коварные. Они часто аутсайдеры, чужаки или психи. Они мутные: вокруг них создается ореол таинственности, чтобы их мотивация и намерения не сразу были понятны – иначе мы можем проникнуться к ним сочувствием вместо интуитивной неприязни. У многих из них есть физические дефекты и даже уродства – естественное отвращение к подобным вещам может влиять на наши суждения о моральных качествах таких персонажей. И конечно, все они злодейски хохочут, злобно смеются, зловеще хихикают. Возможно, именно за этот смех мы в первую очередь и обожаем злодеев.
Смех по природе своей явление социальное, его зачатки можно наблюдать у некоторых млекопитающих, особенно у социальных приматов в контексте игрового поведения, которое смех, по видимости, и призван подчеркнуть, так как многие игры включают в себя элементы угрозы. В человеческом обществе смех функционирует как способ продемонстрировать окружающим хорошее настроение и удовольствие, при этом он может быть искренним (естественным) или показным (социальным). Второй тип развился из первого, они различаются по звуковому профилю и нюансам мимики, социальный смех не отражает эмоционального состояния человека и производится за счет контролируемой мышечной активности, естественный же смех непроизвольный и не требует усилий для своей реализации.
Злодеи смеются, когда планируют, публично анонсируют или непосредственно осуществляют свои подлые козни. От злодеяний они получают чистое удовольствие, потому их смех абсолютно искренний – и оттого особенно зловещий. Наверное, можно сказать, что злодейство для них – своего рода игра, в которой они сеют угрозу и чинят проблемы, а все остальные вынуждены преодолевать эти вызовы. Умер – проиграл. Но это же потрясающе весело! Именно так рассуждают злодеи, которые в большинстве своем являются натуральными психопатами и садистами, не способными к эмпатии и получающими удовольствие от чужих страданий.
Авторы художественных произведений, интуитивно понимая это, используют злорадный смех, чтобы вывести на чистую воду темную натуру своих отрицательных персонажей. Этот прием прекрасно работает всякий раз в силу того, что смех – очень заметный сигнал сам по себе: его хорошо видно за счет характерных телесных подергиваний, его хорошо слышно, у него четкий звуковой профиль – ритмичный, отрывистый, в форме стаккато. Естественный смех сложно симулировать. Это надежный сигнал: если кто-то заливается искренним смехом, то он явно испытывает позитивные эмоции. И если этот позитив вызван откровенно негативными деяниями или намерениями – перед нами несомненный злодей, которого необходимо остановить.
Действительно, люди обычно называют злодеями тех, кто демонстрирует удовольствие от гнусных проделок, а если персонаж не выказывает ясного отношения к своим проступкам, то это скорее признак обыкновенной аморальности, но не злодейства. Злобный садистский хохот в этом плане по-прежнему выполняет исконную сигнальную функцию смеха, но извращенный, недружелюбный контекст, в котором эта функция осуществляется, придает данному сигналу характерные нотки зловещести. Такой сигнал оставляет мало места для сомнений по поводу истинных мотивов персонажа. И публика окончательно убеждается в том, что персонаж – злодей, как только он злорадно рассмеется, потому что злорадно смеются, как правило, именно злодеи.
Помимо прочего, зловещий смех может подчеркнуть ненормальность злодея и его мотивации, если в нем будут различимы оттенки безумия. Злодеи часто смеются с сумасшедшей лютостью, которая предполагает наличие неких психических расстройств. Проблемы с психикой к тому же могут объяснить природу антисоциального поведения такого персонажа.
Все это находит широкое применение в индустрии детских развлечений, где имеются определенные коммуникативные ограничения. Взять, к примеру, ранние компьютерные игры, где восьмибитная графика не позволяет показать эмоции через мимику или жесты пиксельных персонажей. На помощь приходят звуки: злобный хохот – лучший способ обозначить злодея, а через него и конфликт, разрешение которого мотивирует игрока к прохождению игры, включая наказание «босса».
С похожими ограничениями могут сталкиваться и мультипликаторы, но здесь еще добавляется проблема детского восприятия морали. Дело в том, что детишки не способны оценить всю сложность моральных отношений между взрослыми людьми, как и постичь хитросплетения и нюансы злодейских мотивов. Поэтому для них создаются упрощенные и недвусмысленные с точки зрения морали персонажи, которые могут их по-настоящему заинтересовать. Злобный смех отлично раскрывает характер персонажа и помогает юным зрителям понять, что перед ними антагонист, заслуживающий порицания и наказания. Как четкий индикатор зла, такой смех намного чаще встречается в детских фильмах и мультфильмах, нежели во взрослых кинолентах.
В реальной жизни, конечно, хохочущих злодеев не так уж и много попадается, куда больше обычных моральных уродов, аморальных типов и психически нездоровых козлов. Злодей – это скорее архетип, вобравший в себя самые мрачные свойства человеческой природы, дьявол во плоти, не только вершащий злодеяния, но и способный «заразить» злом других. Корни данного архетипа, вероятно, уходят в доисторические времена, когда выживание людей зависело от вклада каждого члена племени, а халявщики и обманщики, задиры и воры, чужаки и дураки создавали определенные риски и потому вызывали неприятие, осуждались, изгонялись или даже уничтожались – в том числе чтобы другим неповадно было. Такая победа добра над злом помогала укрепиться альтруизму и кооперации в древних обществах. Иными словами, демонстрируя темную сторону человеческой натуры, злодеи в конечном счете делают нас лучше.
Текст: Виктор Ковылин. Научные статьи: Evolutionary Behavioral Sciences (Kjeldgaard‐Christiansen, 2016), The Journal of Popular Culture (Kjeldgaard‐Christiansen, 2018)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.
Как грамотно имитировать смех
Все мы попадали в такую ситуацию, когда хочешь-не-хочешь, а приходится смеяться над ужасной/непонятной шуткой коллеги, начальника или просто незнакомого человека, с которым вам еще сидеть бок о бок как минимум пару часов. Они считают шутку очень смешной, или просто несут что попало из-за нервов, но вы либо не понимаете смысл и боитесь показаться несообразительными, либо как раз понимаете, что это полный бред. В общем, ситуаций, в которых по той или иной причине необходимо изобразить веселье, бывает множество, и чем старше вы становитесь, тем чаще с ними сталкиваетесь. В следующий раз, когда ваш друг или любовник расскажет вам нечто слишком примитивное или экзотичное, вы, применив нижеописанные советы, сумеете не ударить в грязь лицом и не испортить отношения с дорогим человеком. Поэтому давайте научимся небольшому социальному обману, который поможет завести друзей и впоследствии оказывать влияние на окружающих.
Сложность: умеренная.
1. Дождитесь кульминационного момента или концовки. Как правило, рассказчик выделяет его мимикой, жестами и интонацией, поэтому пропустить будет сложно. Те, кто шутку понял и оценил, обычно начинают смеяться на последних словах или сразу, как говорящий закончит, поэтому не забудьте заранее набрать воздуха в легкие.
Когда шутку рассказывают, обычно вы еще в самом начале можете получить хорошее представление о том, окажется ли она смешной. Если человек, рассказывающий шутку, обаятелен иили харизматичен, обычно вы и сами не против посмеяться в любом случае, поэтому здесь у вас и так все должно получится достаточно искренне. Но если рассказчик бормочет и постоянно запинается, или произносит избитое: «А вы слышали шутку о священнике, раввине и проститутке?», – начинать смеяться слишком рано (будто вы услышали что-то свежее и действительно фееричное) точно не стоит – от вас, вероятно, и не ждут подобной реакции. С вниманием прослушайте говорящего, удерживая на лице то, в какой-то степени предвкушения сюрприза выражение, пока человек будет продираться сквозь события в байке. Не забывайте сохранять выдержку и лицо, как бы вам не противно/непонятно не было. Ожидание сюрприза характерно выражению лица даже тогда, когда вы и так знаете, чем все закончится, это в человеческой природе. Здесь главное не показать, что шутка набила оскомину.
2. Улыбаться начинайте тепло и легко. Настоящий смех никогда не выплескивается внезапно. Он постепенно поднимается из живота. Так что вам необходимо грамотно выстроить ваш смех. Первый шаг, который будет выглядеть естественно – начать медленно улыбаться. Когда рассказчик приближается к самой сути шутки, убирайте с лица выражение «ожидаю сюрприза» и дайте ему перетечь в улыбку.
3. Издайте немного гортанных звуков. Это может быть «хах», «ха», краткое хрюканье через нос, просто резкий выдох, похожий на смешок. Выплесните пару таких звуков вместе с расцветающей улыбкой, когда шутка будет подходить к своей кульминации.
4. Сами решайте, начинать легонько смеяться на последних словах – будто вы уже почти уловили суть, – или пропустить пол-удара сердца после окончания шутки, прежде чем начать смеяться громко и в полную силу. Кто-то считает, что смеяться до конца шутки нехорошо, так вы можете заставить рассказчика разочароваться в своих способностях и в выбранной шутке (или оскорбиться), но если не делать этого в полную силу, и только усилив на лице выражение ожидания сюрприза, данная тактика поможет вам сблизиться с рассказчиком, он/она решит, что вы очень хорошо ее/его понимаете и вообще находитесь на одной волне.
5. Смейтесь в своей естественной манере, не нужно пытаться что-то изобразить, т. к. скорее всего, тем более без тренировки, это прозвучит странно. Именно когда вы имитируете смех, фокус в том, чтобы сохранять свой обычный стиль. Многие не знают, как они на самом деле «звучат», когда смеются, т. к. никогда особенно не обращали на это внимание, поэтому понаблюдайте за собой. Не усиливайте смех. Не забывайте включить в мимику и выражение глаз, но не переборщите ни с тем, ни с другим, ни с третьим. Потренируйте свой естественный смех на средних тонах, и вы сможете имитировать его при любой самой ужасной, глупой и отвратительной шутке всю оставшуюся жизнь. Хохочите изо всей силы только тогда, когда все остальные вокруг делают то же самое.
Дополнение: похлопывание по локтю или по кисти рассказчика способно помочь вам сымитировать смех. Это отвлечет его/ее от недостатка интереса на вашем лице и заставит думать, мол, вы находите шутку настолько забавной, что вам просто необходимо как то дополнительно выразить свои эмоции. Как вы наверняка заметили, многие люди проделывают нечто подобное, когда слышат что-то истерически смешное и просто не в состоянии быстро взять себя в руки в данный момент.
Учимся смеяться красиво и заразительно
Красивый смех привлекает внимание и сразу же притягивает окружающих. Если же он будет слишком громким или грубым, то это, наоборот, может оттолкнуть. Мы подскажем, как сделать свой смех привлекательным.
Общеизвестно, что смех повышает настроение и себе, и окружающим – но при условии, что вы умеете красиво смеяться. А как смеются современные женщины? По-разному. Но почему-то многие решили для себя, что смеяться надо как в «Камеди клаб», и нередко смех звучит грубо, по-мужски. Да и отзываются дамы о собственном смехе далеко не романтичными словами: «Я так РЖАЛА!» Самое печальное, что не обманывает – она и вправду ржала…
КАК ВЫЯВИТЬ НЕДОСТАТКИ?
Чтобы сделать свой смех красивым, нужно прежде всего определить, что именно необходимо менять, то есть выявить недостатки. Сделать это можно несколькими способами. Первый – откровенный разговор с друзьями, близкими или родными. Просто попросите человека, который знает вас давно и не побоится сказать вам правду, описать ваш смех. Пусть он расскажет, что нравится и что, напротив, раздражает или смущает.
Второй способ подходит натурам стеснительным. Пригласите в гости друзей, придумайте какое-нибудь весёлое занятие и включите диктофон в телефоне, сразу же забыв о нем. Не думайте о записи, расслабьтесь и смейтесь. А после вечеринки прослушайте и оцените свой смех, перечислив всё, что вам понравилось и не понравилось.
КАК НАУЧИТЬСЯ КРАСИВО СМЕЯТЬСЯ?
Определите, как вы хотите смеяться. Для этого можно представить себя смеющейся красиво. Если ваше воображение работает не так хорошо, то можно взять за основу смех какой-нибудь подруги, знакомой или, например, знаменитости.
Научитесь сдерживаться. Да, казалось бы, самым заразительным обычно бывает искрений и эмоциональный смех, но зачастую он оказывается не слишком красивым. Так что когда вам весело, постарайтесь следить за своим поведением, мимикой. Старайтесь не махать руками, не качаться, не падать на пол (и такое тоже бывает), не бить себя по животу и голове. Смех, который больше похож на истерику, не понравится никому. И не запрокидывайте голову назад. Во-первых, это делает смех более громким, некрасивым и горловым. Во-вторых, такой жест может быть расценен как показатель невоспитанности.
Научитесь улыбаться. Для этого придётся потренироваться у зеркала. Выберите наиболее подходящую улыбку и запомните её. Например, если у вас не очень привлекательные зубы, то не стоит их открывать полностью. Нежелательно сильно поднимать уголки губ, это смотрится неестественно и некрасиво. Улыбка должна быть непринуждённой и искренней, так что не напрягайте все мышцы лица, а просто расслабьтесь, подумайте о чём-нибудь хорошем и запомните своё выражение лица.
Не раскрывайте рот слишком широко. Это выглядит крайне неприятно и грубо, а также повышает риск случайно брызнуть слюной на собеседника. Часто достаточно слегка приоткрыть его, немного показав зубы.
Не смейтесь слишком громко, особенно в обществе. Громогласный женский смех выглядит крайне неприятно. А вот если вы засмеётесь тихо, то точно вызовете симпатию. Так что как только вы планируете дать волю эмоциям во время веселья, сразу же начните контролировать громкость звучания своего голоса, чтобы не выглядеть вульгарно.
Старайтесь избегать различных «прилагающихся» звуков и действий: посвистывания, визга, похрюкивания, разбрызгивания слюней. Поначалу это будет непросто, но если вы будете постоянно следить за собой, то вскоре научитесь. А чтобы избавиться от всего лишнего как можно быстрее, больше смейтесь дома в одиночестве и исправляйте ошибки, чтобы затем не ударить в грязь лицом.
Тренируйтесь. Это может показаться странным, но тренировки действительно помогут изменить смех в лучшую сторону. Желательно смеяться в гордом одиночестве и сосредотачиваться на смехе. Можно смотреть комедии или читать анекдоты. Буквально через неделю такого «смехового фитнеса» вы заметите перемены к лучшему.
Важно и то, над чем именно вы смеётесь. Например, смеяться над «плоскими» шутками не стоит, это охарактеризует вас как не самую умную и необразованную девушку. Что уж говорить о грубых и неуместно пошлых шутках.
И конечно, все мы знаем, что лучший смех — это смех искренний, с блеском в глазах, эмоциями и всем прочим. Так что если вы не хотите смяться или не поняли шутку, просто улыбнитесь, но постарайтесь сделать это от души.
Иррациональное зло: почему у главных злодеев массовой культуры одинаково-дьявольский смех?
В The Journal of Popular Culture вышло эссе Йенса Къелдгаард-Кристиансена – специалиста по коммуникациям Орхусского университета Дании. В нем автор задается вопросом происхождения зловещего смеха в литературе и кино и разбирается, почему он имеет такое сильное эмоциональное воздействие на зрителя и за что зловещий смех так любят авторы поп-культурных историй с черно-белой моралью, направленных на простодушного потребителя.
Ближе к концу мультфильма «Алладин» злой Джафар, соперник героя за сердце принцессы Жасмин, находит и крадет волшебную лампу. Он вызывает джина и желает стать самым могущественным волшебником в мире, а после этого изгоняет Алладина на край Земли.
Если вы не помните этот фрагмент – дальше перед зрителями предстает Джафар крупным планом. На его лице восторг. Он стал таким огромным, что занимает теперь весь экран и выглядит действительно угрожающе. Когда план удается, он разражается зловещим хохотом, который разносится по всей округе.
Эта сцена – прекрасный пример архетипического злого смеха. Подобное проявление бурного восторга от созерцания чужого несчастья – классический штамп в произведениях массовой культуры. Мы можем встретить его как в детских мультфильмах, так и в триллерах и ужасах категории 18+.
В The Journal of Popular Culture недавно вышло эссе Йенса Къергарда-Кристиансена – специалиста по коммуникациям Орхусского университета Дании. В нем автор задается вопросом происхождения зловещего смеха в литературе и кино. В поиске ответов он обращается, главным образом, к эволюционной психологии человека.
В своем эссе Къелдгаард-Кристиансен утверждает, что всех злодеев в массовой культуре объединяет одна черта – пренебрежение социальным благополучием. Все негативные персонажи так или иначе обособлены от сообщества. Они преследуют корыстные интересы, обманывают и воруют, не давая группе ничего взамен.
Даже сегодня подобное поведение осуждается. А в прошлом оно могло буквально привести к катастрофе, ведь люди были связаны гораздо больше, чем сейчас. И неправильное поведение одного из членов могло привести к гибели всего сообщества.
Из-за этой исторической памяти, считает Къелдгаард-Кристиансен, мы испытываем подсознательное отвращение к подобному поведению. До такой степени, что воспринимаем вполне естественно, если в качестве наказания обманщика и вора изгоняют из сообщества или даже убивают.
Однако даже зло различается по своим масштабам. И самые опасные и презираемые людьми – не просто мошенники и воры, а психопаты-садисты, которые совершают бессердечные поступки для чистого удовольствия. Именно таких людей мы называем по-настоящему злыми. Потому что не видим никакого способа оправдать или объяснить их безнравственные поступки и, следовательно, считаем, что они заслуживают самого сурового наказания.
Вернемся к смеху. Къелдгаард-Кристиансен уверен, дьявольский смех – один из характерных и всем понятных признаков, что в персонаже таится именно иррациональное зло. То, что Шопенгауэр назвал «открытым и откровенным наслаждением» от страданий других.
Писатели, работающие в жанрах фантастики или ужасов, понимают это интуитивно и присваивают злобный смех самым темным персонажам своих произведений.
Сила злодейского смеха отчасти в его заметности. Обычно это не только раскатистый пронзительный звук, но и выражение удовольствия на лице героя, как в случае с Джафаром.
Настоящий смех трудно подделать: он возникает непроизвольно, звук появляется из-за колебания внутренних мышц гортани, которыми мы не можем управлять. Смех, воспроизводимый волевым усилием, звучит натужно и неестественно. Поэтому в ходе эволюции для людей этот звук стал надежным социальным сигналом истинной реакции человека на происходящее.
Читайте также: Между потехой и патологией: что смех может рассказать о нас?
Мы доверяем смеху, который слышим. В отличие, например, от речи – герой может лгать очень правдиво, даже в детских произведениях. Садистский и злорадный смех, в отличие от монолога или диалога, оставляет очень мало места для двусмысленности. Когда мы слышим его, то не сомневаемся в истинности мотивов злодея.
Такой смех особенно пугает, потому что полностью противоречит его привычной просоциальной функции – выражению расположения. Ведь обычно смех возникает спонтанно во время дружеской беседы или другого взаимодействия и служит укреплению социальных связей.
Есть и более практические причины использования этого звука в детских фильмах и других продуктах массовой культуры, поясняет Къелдгаард-Кристиансен. В ранних видеоиграх для Nintendo типа «Марио» графика была примитивной и не вызывала эмоционального отклика у игрока.
Благодаря злому смеху создателям удалось создать конфликт между добром и злом и побудить людей активно включиться в борьбу с «плохими парнями».
По сути, это единственный коммуникативный жест этих смутных антропоморфных пиксельных существ. Однако он отлично справляется со своей задачей.
У злого смеха, несмотря на изначально мощное воздействие, есть свой предел. Он скорее мешает в сложных повествованиях, где чувства героев многослойны. Такая яркая демонстрация удовольствия от чужих страданий мешает найти более глубокие мотивы или роль контекста и обстоятельств в поведении героя.
Однако зловещий смех идеально подходит для историй с черно-белой моралью. Поэтому гораздо чаще его можно встретить в продуктах, направленных на юного потребителя, который еще не развил тонкое понимание мира. Здесь он не имеет себе равных по эмоциональному воздействию.
Статья Къелдгаард-Кристиансена – одно из самых любопытных психологических исследований последнего времени. Она рождает много вопросов: например, было бы интересно сравнить акустические свойства смеха и выяснить, какие звуки мы воспринимаем самыми злыми. Но, по-моему, первое место в этом рейтинге всегда будет принадлежать Джафару.
По материалам статьи There’s a fascinating psychological story behind why your favourite film baddies all have a truly evil laugh, опубликованной впервые в The British Psychological Society’s Research Digest.
Обложка: кадр из х/ф «Сияние» (1977 г., реж. Стенли Кубрик)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.