Как сделать злодея интересным
Превращение Героя в Злодея за 7 шагов
Ни одна арка персонажа не встречается чаще, чем герой, вступивший на кривую дорожку. А всё потому, что обычному человеку сложно понять, как кто-либо может стать злодеем. И всё же, при хорошем исполнении данная арка может стать невероятно сильным инструментом в арсенале писателя. Что бы помочь разобраться, я проведу вас шаг за шагом вслед за превращением героя в злодея.
Спойлеры: Сотня (S01), Аватар: Легенда об Аанге (S03).
1. Выберите губительный изъян
В первую очередь наделите своего персонажа изъяном. Не любым, а таким, который может стать причиной неуместной реакции персонажа в сложных обстоятельствах. Этот недостаток должен будет предотвратить принятие разумного решения в критический момент. И на самом деле здесь много вариантов:
Высокомерие: Ваш персонаж самонадеян или уверен в своей правоте, отказываясь слушать или учиться у других. После чего герой делает невинную ошибку и, услышав критику, ещё больше раздувает конфликт, убеждая всех в своей правоте, вместо того что бы исправить ситуацию.
Гнев: У вашего персонажа неудержимый нрав, злорадный или язвительный характер. Он может считать, что наказание тех кто ему навредил важнее, чем благополучие окружающих людей или даже самого себя.
Одержимость: Ваш персонаж так сосредоточен на своей цели, что способен причинить вред ради её достижения. Цель может быть почти любой: от выполнения якобы своего предназначения до спасения любимой.
Отвращение: Ваш персонаж крайне не любит что-то важное в вашем мире. Это может быть определённая группа людей другой, другая раса, некая форма магии или новые технологии. Персонаж будет избегать всего этого даже в случаях крайней необходимости.
Вводя губительный изъян небольшими порциями в начале сюжета, вы можете предзнаменовать будущие проблемы. Вспоминая «Назад в Будущее», в котором в начале показывается как над героем, Марти, насмехаются злодеи. Это используется во всей истории для создания конфликта.
Подходящим вариантом будет наделить персонажа губительным изъяном в результате неких трагичных событий. В «Аватаре», предыстория Зуко показывает, как отец жёстко с ним обращался. Это заставляет его вести себя надменно, что бы компенсировать чувство стыда. Однако, я рекомендую оставлять такие вещи в истории, вместо того что бы запихивать в предыстории.
2. Создайте позитивное влияние
Ваш персонаж начинает как герой, так что у него должно быть позитивное воздействие от окружающих или самого себя. Создайте что-то, что позволяет удержать героя на грани, предотвращая от падения в бездну зла.
Мораль: Ваш персонаж хочет быть хорошим человеком или просто чувствует себя ужасно, когда заставляет других страдать. Это заставляет персонажа сожалеть о своих плохих поступках и стараться их искупить.
Идеалы: У вашего персонажа есть принципы, от которых он не откажется даже вступив на кривую дорожку. Такие идеалы как долг и верность могут также быть губительными изъянами.
Отношения: У вашего персонажа есть друзья или любимые, которые не дадут просто так герою упасть в пропасть зла, а даже если так, постараются его от туда достать. Такие персонажи могут быть крайне полезны позже.
Стабилизирующие привычки: Ваш персонаж избавляется от злобы, успокаивается, когда занимается любимым занятием. Будь-то рисование или прослушивание определённой музыки.
В «Сотне», Беллами дал обещание своей матери, что будет защищать младшую сестру. Такой идеал не даёт ему сбиться с пути и заставляет искупать свои ошибки. А когда между ним и Кларк завязывается дружба, она вдохновляет его на хорошие поступки.
И вот здесь случается что-то ужасное, что заставляет персонажа чувствовать себя несчастным и разочарованным. Трагичное событие может быть следствием губительного изъяна, но сам герой ни в коем случаи не должен заслуживать такого сильного удара. Ваш персонаж стал жертвой чего-то большого и могущественного.
Но что ещё более важно, что-то могущественное должно выступать против персонажа, что-то, что не позволяет достичь цели обычными, хорошими способами. Персонажа могут объявить в розыск или сделать отбросом общества, что уже не позволит достигнуть цели простым путём.
4. Покажите неправильную, но всё ещё разумную реакцию
Когда ваш персонаж принимает плохое решение, стоит показать что-то из позитивного влияния. Покажите борьбу между добром и злом внутри персонажа. Возможно он колеблется перед принятием решения, задумывается от том, кому может навредить. В этот момент на помощь может прийти кто-либо из друзей и будет пытаться отговорить его. Но губительный изъян побеждает.
В «Звёздном пути: Глубокий космос 9», родной мир Гала Дуката захвачен другой расой. Он ведёт военные силы против оккупантов, но он не сможет победить без помощи. В отчаянии, он хочет присоединяется к Доминиону, агрессивной империи, желающей захватить этот регион космоса. Он не знает как поступить и в итоге выбирает Доминион, оставляя свою дочь.
5. Накажите персонажа за плохое решение
Плохой поступок не исчезает, напротив он разлетается повсюду и теперь все знают о том, что совершил персонаж. В результате, пропасть между персонажем и остальным миром становиться ещё больше. Люди его сторонятся, а врагов становиться ещё больше. Возможно ранее персонаж был под подозрением, но теперь его поймали за руку. Ситуация становится всё более отчаянной, заставляя персонажа действовать всё более опрометчиво и аморально.
Можно также использовать наказание что бы наделить персонажа ещё одним губительным изъяном. Возможно теперь он ненавидит местную власть в дополнение к высокомерию. Теперь, даже если персонаж найдёт доказательства того, что некий злодей стал причиной удара судьбы, он не пойдёт с ними к властям, а возжелает расправиться с обидчиком самостоятельно.
В «Сотне», Беллами теряет всё после казни матери за то, что она завела второго ребёнка, а его сестра была заключена в тюрьму за то, что была этим ребёнком. Чтобы спасти из заключения сестру, Беллами идёт на сделку с влиятельным предателем. Он убивает канцлера, а предатель взамен помогает скрыться ему и сестре на Земле. Беллами становиться разыскиваемым преступником. И если бы корабль наладил контакт с теми, кто на Земле, его бы обязательно казнили. Поэтому он ломает все коммуникационные приборы, что приводит к ещё большим потерям, чем жизнь канцлера.
6. Приподнимете персонажа с колен и повторите
Персонаж вновь совершает что-то аморальное и оказывается в ещё худшем положении. То, сколько раз повторять этот цикл зависит от длины сюжета и от того, насколько глубоко вы хотите чтобы персонаж упал.
Каждый раз персонаж что-то совершает и получает более резкую реакцию, конфликт должен обостряться. Таким образом персонаж отрезает самого себя от того что ему необходимо: от ресурсов для выживания или от последних друзей. Со всё больше нарастающим отчаяньем, эмоциональными шрамами, персонаж может совершать крайне аморальные поступки.
Персонаж будто скатывается по воронке, не зная как из неё выбраться. И чем глубже персонаж скатывается, тем меньше симпатии вызывает у аудитории, пока не утратит её вовсе.
Уолтеру Уайту из «Во все тяжкие» диагностируют рак. Но он не позволяет себе брать деньги из семьи, беспокоясь о будущем родных после его смерти. Поэтому он решает заняться наркобизнесом. В результате, он оказывается во всё более обостряющихся конфликтах, как между ним и властями, так между ним и другими наркобаронами. Это вовлекает его во всё более и более аморальные поступки, только для того что бы остаться в бизнесе.
7. Откройте дверь искупления
В кульминации арки, вы должны дать персонажу шанс на искупление. Возьмите оставшееся позитивное влияние и направьте все его силы на персонажа. Например:
— Пропавшая любимая персонажа появляется и умоляет его изменить путь.
— Персонаж наконец видит во всей красе последствия своих ужасных действий и чувствует угрызения совести.
Если вы хотите что бы персонаж вернулся, дайте ему войти в дверь искупления. Если он войдёт, ему предстоит долгий и изнурительный процесс искупления своих проступков. Например, Беллами чувствует угрызения совести после того, как узнаёт сколько людей погибло из-за его саботажа с радио. Сестра, ради защиты которой он это сделал, теперь его ненавидит и сбегает. Но он берёт на себя ответственность за содеянное и начинает работать над своим положением.
Найдены возможные дубликаты
Лига Писателей
1.6K поста 4.5K подписчиков
Правила сообщества
Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:
Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом «Хочу критики».
Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как «Авторские истории» и «Истории из жизни». Для публикации стихотворений есть «Сообщество поэтов».
Для сообщества действуют общие правила ресурса.
Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.
Интересная задумка, но никак не могу вспомнить какой-нибудь пример подобного.
6. Затем ему отрубают кисть, и он будто впервые оказывается на месте проигравшего и понимает насколько это неприятно. Вот здесь и открывается дверь искупления.
Снейп из ГП, Итачи из Наруто.
Странно, но приведенный в примере Зуко из Легенды об Аанге (СПОЙЛЕР. ) наоборот изначально будучи злодеем становится героем в процессе просмотра.
Описан, скорее, не способ хороших сделать плохими, а изменить персонажу моральный вектор
В ту или иную сторону
Король Лич одобряет
Прошу прощения, переводил в спешке и не заметил такой очевидный ляп в оригинальной статье. Необходимо: «В «Звездных войнах» Дарт Вейдер становится врагом своего учителя, считая что тот настроил его любимую против него».
Спасибо за исправление.
Спасибо, невероятно полезная статья!)
Эм. Может наоборот? Злодея в героя.
Нахуя это искупление? Пусть и дальше всех чпокает.
Оно не обязательно, но предоставив персонажу такой шанс, можно показать его окончательное решение. Как бы поставить жирную точку в выяснении кто он есть: герой или злодей.
Падение на машине с моста в реку, давление блокирует двери как, выбраться. Основы выживания
Если знаешь, что нужно делать, паника отступает
Оказавшись в экстренной ситуации у нас совершенно не остается времени на раздумья, чтобы взвесить все за и против и принять действительно верное решение. Чаще всего, люди поддаются панике и полагаются на инстинкт выживания, заложенный в нас самой природой. Но, как показывает практика, этот самый инстинкт, который ведет нас самым очевидный и простым путем к спасению, порой не всегда оказывается верным. В момент паники мы можем потерять ценные секунды, поэтому стоит время от времени обновлять свои знания в области выживания в различных ситуациях, чтобы правильные действия не заставили себя ждать.
Школьные уроки ОБЖ давали нам общие представления о том, как вести себя при техногенных и природных катастрофах, но помимо этого мы можем столкнуться и с более прозаичными жизненными ситуациями, как действовать при которых нам следует знать. Представьте себе, что машина в которой вы едете сорвалась с моста и упала в воду, вы знаете, что делать в такой ситуации?
С большой уверенность могу сказать, что многие подумали:
«Что тут сложного? Открою дверь или окно и выберусь, то же мне умник нашелся!», отчасти вы правы, но не все так просто.
Пытаемся открыть дверь, но давление ее заблокировало
Действительно, первым делом, после касания машиной поверхности воды, необходимо отстегнуть ремень безопасности, а затем открыть окно. Не тратьте время на попытки открыть дверь. Если с первого раза вам не удалось это сделать, а машина уже начала погружаться, вы вряд ли сумеете противостоять давлению воды, которое будет прижимать двери с каждой секундой все сильнее.
Если машина уже погрузилась под воду, а вы до сих пор не открыли окно — это печально. Эксперименты показали, что стеклоподъемники не справляются со своей работой, из-за сильного внешнего давления. Так же есть вероятность короткого замыкания и отказа моторчика в двери и он просто перестанет выполнять свою функцию. Другое дело, если стекло в вашей машине оборудовано ручным механизмом опускания боковых стекол.
Если опустить боковое стекло автомобиля так и не вышло, его необходимо разбить, на помощь нам придут:
— Штырьки подголовника от сидения, научитесь их вынимать, особенно это касается девушек, мужчины понятное дело «знают все»;
— В крайнем случае попробуйте разбить стекло локтем, если нет иного подручного предмета.
— Наилучший вариант, возить с собой в бардачке специальный молоток для разбития стекла, как в автобусах. Места много он не занимает, зато неизвестно, когда он действительно может пригодиться. Иногда после аварий, двери автомобиля блокируются, а разбив стекло вы сможете из него выбраться.
«Важно: Не пытайтесь разбить лобовое стекло, оно гораздо прочнее боковых!»
Если же у нас не получается открыть или разбить окно, придется подождать.
Да, просто сидеть и ждать, пока машина полностью наполнится водой. Давление снаружи машины и внутри станет одинаковым и дверь легко откроются. Будьте готовы, что возможно придется приложить не малые усилия, чтобы ее открыть. Выбравшись из затонувшей машины, мы можем быть дезориентированы, особенно в мутной воде, в таком случае плывем за пузырьками
Если в упавшей в воду машине есть дети:
— Помогаем детям, сначала старшим, затем младшим!
Выталкиваем детей из окна, старших первыми, они должны будут помочь более младшим, которых вы вытолкните следом!
Будем надеяться, что эти навыки нам никогда не пригодятся, однако зная их, мы уже имеем огромные шансы на спасение!
Ответ AJIbTOC в «Используй эти 4 рабочих упражнения с весом тела (+ программа тренировок)»
Постоянно слышу про риск травм в зале, и обычно говорят про суставы, спину, ну, иногда упоминают сердце. Меж тем, если у вас нет ума (я про себя), но есть рвение (еще раз про себя), то можно нарваться еще одним способом.
Зал, в который я пришел, был качалкой еще из восьмидесятых. И для большинства значимым достижением были максимумы в жиме и приседе. И некоторые достигали весьма заметных успехов: выполняли нормативы мастера спорта и с соревнований привозили минимум призовые места.
В жиме я продвигался медленно, с трудом достигнув 80 кг 5х5. Зато в приседе легко дошел до ста двадцати, и самый заметный прогресс был, конечно, в становой. И вот, как-то в среду выполняю тягу, вес 135, и после второго подхода чувствую, что сегодня больше не хочу. Не хочу, но надо. На морально волевых тяну, и прям чувствую, что в голове что-то поворачивается. Бросаю штангу, голова слегка кружится, занятия закончены месяца на полтора. Поскольку голову продолжает периодически обносить. Потом сказали, что похоже это был микроинсульт.
Так что, если вы решили прийти в зал после сорока, то следите в первую очередь за сосудами. И очень внимательно.
И да, хотя я ленивая жопа и в зал хожу только зимой, организм на это отзывается очень благодарно. Это реально другое качество жизни.
Я вроде немного напутал с оформлением, но надеюсь, читабельно.
Ответ на пост «Используй эти 4 рабочих упражнения с весом тела (+ программа тренировок)»
Собственно меня возмутила следующая фраза ТС:
«Как тренируются те парни на фото? Думаете в зале пашут с железом или по питанию сидят «на протеине»? Нет, они круглый год тренируются с весом своего тела и иногда добавляют дополнительный вес на поясе в тренировках на турниках и брусьях.»
Погуглил,один из парней-Игорь Ковтун,инсту найдете сами,кстати,там есть фото из зала с обычными штангами и прочим.
Собственно,что мы видим-данный спортсмен во всю использует отягощения,что в принципе противоречит основному посылу поста ТС.(использование химии оставим вне рамок обсуждения),хотя например здесь @Trustinka прямо говорит,что это химики,но повторюсь-не важно #comment_185934690
Я вполне согласен с тем,что если выполнять комплекс упражнений ТС то будут результаты и вполне хорошие,но не такие объемные.
Уважаемый @vladerovich что скажете?
Собственно,если зайдем в инсту ТС,то увидим вполне хорошие результаты,но они никак не тянут на то,что он презентует
Благодаря развитой политкорректной среде в моем городе я прошел больше курсов по разрешению конфликтов, активному слушанию, обслуживанию клиентов и взаимодействию с сотрудниками, чем вы можете представить. Однако есть один навык, который я извлек из всего этого, который действительно сильно повлиял на качество моего ролевого отыгрыша и ДМства:
* Используйте обратную связь от лица персонажа, чтобы поощрить ролевой отыгрыш. Включите в свое повествование слова игроков и действия их персонажей.
* Всем нравится, когда их уважают и ценят.
* Используйте во время столкновений слова и действия, которые характерны для ваших игроков.
* Позволяйте словам и действиям игроков действовать на ту или иную ситуацию больше, чем это позволяют правила.
Помните об этом и вы получите прекрасные отзывы и восхищение. Кроме того, качество ролевого отыгрыша в ваших сессиях также резко возрастет.
Ниже я приведу два примера взаимодействия игрока и ДМа во время сцены боя:
Это вознаграждает игрока за хорошую ролевую игру и создает более качественный опыт ролевого отыгрыша для всех за столом. Не стоит забывать, что действовать подобным образом стоит не только в бою. Все, что говорят и делают игроки и их персонажи, можно приукрашивать, реагировать на это и вознаграждать (или наказывать, если действие было глупым).
Используйте это на своей следующей игровой сессии и расскажите мне, как все прошло.
Как отучить кота грызть провода?
Кошки – это очень характерные домашние животные, которые любят всё делать по-своему. Из-за этого хозяева сталкиваются с такими проблемами, как уничтоженные цветы, разбитые статуэтки и перегрызенные провода. И если в первых двух случаях становится просто обидно, то в третьем появляется реальный риск для здоровья, так как сломанный провод – это одна из главных причин короткого замыкания. Вот почему так важно вовремя понять, как отучить кота грызть провода.
В нашем adoption-центре не раз сталкивались с этой проблемой, поэтому выработали несколько советов, которые помогут отучить кошку или кота от вредной привычки.
1. Провода – это не игрушки
Любой кот, независимо от того, котёнок он или взрослая особь, очень любит играть. А провода, особенно от наушников, напоминают ему очень интересные и весёлые игрушки. Поэтому, чтобы отучить кошек грызть провода, стоит постараться сделать так, чтобы они не напоминали верёвочки и ленточки, с которыми так интересно играть, кусая и царапая коготками.
Чаще всего коты обращают внимание на те провода, которые просто болтаются. Они смотрят на них и видят потенциальную игрушку, с которой можно поразвлечься. Поэтому чтобы отбить у котёнка подобное желание, нужно сразу же, как только он появился в доме, постараться их максимально скрыть. Для этого все провода, которые идут вдоль стен закрывают мебелью. Если же речь идёт о компьютерных проводах, то их стоит закрепить так, чтобы они перестали быть настолько привлекательными для игр и покусывания.
2. Не бросайте повода на видном месте
Хозяевам придётся смириться с тем, что всё тонкое, напоминающее верёвки и ленточки вызывает у животного желание играть. Коты ведь хищники, которые реагируют на движущиеся объекты. К тому же, владельцы сами приучают их играться с верёвочками, а кошкам сложно понять, что наушники – это совсем не верёвочка, которая предназначена для забав.
Поэтому, если нет желания постоянно покупать новые наушники, наиболее правильным решением будет просто их спрятать. То же самое касается кабелей для зарядки. Чем меньше раздражителей будет в доме, тем меньше и поводов наказывать котёнка, который случайно перегрыз зарядку или любимые наушники.
3. Специальная оболочка – лучшая защита
Когда котёнок хочет грызть провода, за ним сложно уследить. Поэтому, чтобы не тратить время, нервы и силы на постоянный тотальный контроль над животным, можно использовать специальные защитные оболочки. Причём не обязательно покупать что-то дорогостоящее. Например, для защиты кабелей отлично подходят шланги, применяемые в аэрации аквариумов. Ну а те хозяйки, которые любят заниматься рукоделием, вообще могут поступить очень креативно – пошить на все провода специальные чехлы.
Если же у владельцев нет времени и возможности придумывать и покупать специальную защиту, можно выбрать самый простой вариант – изоленту. Несколько слоёв этой клейкой ленты станут хорошей защитой от коготков кота. Правда, если для животного желание перегрызть провод становится идеей фикс, изолента не продержится долгое время и всё же придется искать альтернативные варианты.
4. Коты не едят то, что для них пахнет плохо
Для котов очень важны запахи и вкусы. Поэтому, если провод источает аромат, который раздражает животное, оно не станет его грызть и кусать. Существует много вариантов, которые можно найти в магазинах и аптеках. Более подробно о них расскажем далее. Главное – выбрать то, что не навредит животному и не станет раздражать всех, кто находится в помещении. Так как у котов более чувствительный нюх, для них подойдут даже те запахи, которые люди попросту не замечают.
5. Рефлексы – это важно
Как и у любых животных, у котов есть рефлексы, и если их правильно выработать, то можно избавиться от хлопот раз и навсегда. Главное – помнить о том, что животное ни в чём не виновато, и его нельзя ругать. Криками на животное вы от него ничего не добьётесь.
В нашем adoption-центре работники давно поняли, что коты просто не понимают, почему им запрещают трогать провода. Даже самое умное животное не способно осознать, что своими действиями оно портит технику и создаёт реальную угрозу. Поэтому крики тут ничем не помогут. Вместо этого у животных должна выработаться взаимосвязь между их действиями и негативными последствиями.
В этом случае очень хорошо помогает пульверизатор, так как вода – это один из самых главных врагов кошек. Каждый раз, когда хозяин замечает, что котик начинает тянуться к проводам, его нужно легонько побрызгать из пульверизатора. Животное от этого не пострадает, но со временем у него разовьётся рефлекс: дотронусь до провода – буду мокрым. Благодаря такому нехитрому способу можно отучить кота грызть провода, не нанося ему никакого физического ущерба. А это очень важно, ведь хороший хозяин никогда незахочет обидеть и сделать больно своему любимцу.
Средства для защиты проводов
Теперь подробнее поговорим о средствах, которые применяют для обработки проводов.
— специальные средства (спреи типа «Антигрызин»).
Лимон – это самый быстрый, но недолговременный способ, поскольку запах быстро выветривается. Его можно применять в том случае, когда срочно нужно оставить кошку наедине с проводами, и есть риск, что по возвращению хозяева обнаружат настоящую катастрофу. То же самое касается и горчицы.
Эфирные масла держатся дольше, поэтому их можно использовать в тех случаях, когда сильный запах не раздражает самих хозяев.
Наиболее удобные варианты – это алоэ и спрей.
Плюсы спреев состоят в следующем:
1. Они обладают цитрусовым запахом, приятным для людей и раздражающим для котов;
2. Продаются во всех ветеринарных аптеках и зоомагазинах;
3. Подходят как для кабелей, так и для ковров и обоев.
Такой спрей – это универсальное средство, которое помогает не только отучить грызть провода, но и гадить на коврах, рвать обои.
Не менее эффективным является и сок алоэ. Он очень горький, поэтому попробовав «на вкус» провода, обработанные соком алоэ, питомцы очень долго не захотят подходить к ним снова.
Мы считаем важным предупредить владельцев, что способ обработки проводов при помощи сока алоэ является достаточно жёстким. Коту или кошке будет очень неприятно. К тому же, у него может начаться сильное слюноотделение, в этом случае ротовую полость животного необходимо прополоскать водой.
Какой бы метод не был выбран, нужно помнить о том, что животное не виновато, и им движут рефлексы, так что придётся набраться терпения и постараться не слишком злиться на домашнего любимца. Однако никакие сложности адаптации не сравнятся с радостью, которую испытывает человек при появлении кошки в доме.
Как разработать внушительный голос — РС#3
Следуйте следующим инструкциям до того, как сесть за игровой стол.
Во-вторых, говорите громко, при этом создавая небольшое давление на диафрагму. Я представляю себе это как если бы вы готовили живот для готовящегося удара. Попробуйте несколько раз, пока не поймете это на 100% точно. Используйте книгу или статью в журнале, которые опишут вам это несколько более подробно.
Выработайте привычку говорить от диафрагмы. У вас натренируются мышцы в той области и со временем будет выходить гораздо легче.
Тон вашего голоса становится более низким и внушительным. Он не будет становиться выше, как порой бывает во время стрессовых ситуаций. Я называю это “говором не от живота, а от головы”.
Кроме того, после того, как из-за такой манеры речи я немного пришел в тонус, а также из-за такой манеры дыхания я заметил, что я стал лучше себя контролировать и увереннее себя чувствовать.
Автор оригинала — Johnn Four
Как подготовиться к появлению кошки в доме? Делимся опытом и полезными советами ^^
Прежде чем завести кошку, очень важно подготовить дом к появлению нового питомца и всё тщательно продумать. Готовы ли другие домочадцы к появлению животного в квартире? Безопасно ли обустроен ваш дом? Будет ли котейке в нём комфортно? Давайте разбираться вместе.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В ДОМЕ АЛЛЕРГИКИ?
В этом случае необходимо выяснить, есть ли у вас или у других членов вашей семьи аллергия на кошек (точнее говоря, на выделяемый кошками белок). Для этого необходимо проконсультироваться с аллергологом и сдать аллергопробы. Так как организм каждой кошки выделяет разные белки-аллергены в разной концентрации, мы рекомендуем также сделать анализ именно на белок той кошки, которую вы собираетесь взять из приюта.
ВСЕ ЛИ БЕЗ УМА ОТ КОТИКОВ?
Если вы живёте не один, а с семьей, друзьями или соседями по коммунальной квартире, вы должны убедиться, что все они поддерживают ваше решение завести кошку и хорошо относятся к животным.
КАК ОТРЕАГИРУЮТ УЖЕ ЖИВУЩИЕ У ВАС КОШКИ?
Будьте готовым к тому, что знакомство и первые недели совместной жизни кошек из разных прайдов не всегда протекают гладко. Иногда кошки не могут сразу принять новых соседей, они могут вести себя агрессивно, пугаться и прятаться.
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ БУДУЩЕГО ПИТОМЦА И ЕГО БУДУЩИЙ ДОМ?
Если вы решили взять кошку, то у вас на окнах (тех, которые вы открываете для проветривания) должны стоять «сетки-антикошки” (не москитные, так как они недостаточно крепки). Установка сеток – быстрое и недорогое дело, а жизнь и здоровье вашего питомца бесценны.
Также помните о том, что разнообразные провода не должны быть в свободном доступе котейки (хотя бы первое время пребывания питомца в доме). Во-первых, попытка перегрызть провод может плохо кончиться для вашего питомца, во-вторых, если речь идёт о неподключенных проводах, вас может раздосадовать повреждение наушников или другой ценной вещи. То же самое касается и хрупких предметов на столах, тумбочках и полках.
КАК ТРАНСПОРТИРОВАТЬ КОТЕЙКУ?
Несмотря на то, что кошки – домашние животные, но в ряде случаев им приходится покидать дом. Это и визиты к ветеринару, и переезд, и различные непредвиденные обстоятельства. В таких случаях без переноски не обойтись. Да и из приюта котейке нужно приехать домой уже в своём личном средстве транспортировки.)
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОРЧУ МЕБЕЛИ И ПРЕДМЕТОВ БЫТА ОТ ЦАРАПАНЬЯ?
Когтеточка – незаменимый предмет в доме, где есть кошки, если хозяева хотят защитить диваны и кресла от когтей своих любимцев. Обычно кошки легко приучаются к когтеточке, но лучше, если в доме будет несколько мест для точки когтей – это поможет максимально избежать повреждений мебели в первые дни кошки на новом месте.
КАК ОБУСТРОИТЬ ЛОТОК ДЛЯ КОШКИ?
Лоток должен находиться в укромном месте, удобном для кошки. Основное правило лотка понятно и очевидно: его необходимо вовремя убирать и поддерживать в чистоте, а также поставить два и более лотка, если в доме несколько кошек.
ЧЕМ ЖЕ КОРМИТЬ НОВОИСПЕЧЁННОГО ПИТОМЦА?
КАК РАЗНООБРАЗИТЬ ДОСУГ КОТЕЙКИ?
Подумайте, где котик сможет спать или просто лежать: конечно, все это можно делать на кровати, диване, стульях и т.д., но, возможно, вы захотите обустроить для кошки собственную лежанку или даже собственный многоэтажный домик?) Выбор за вами!
Также заранее подумайте об игрушках. Конечно, совсем не обязательно закупать их в зоомагазинах: ваш котик будет рад обычной ленточке, клубку, мячику и т.п. А уж если у вас дома случайно оказалась картонная коробка – не забудьте предложить её вашему коту. Он обязательно оценит! ^^
Теперь, когда вы установили на окнах сетки, купили переноску, лежанки, миски и игрушки своему будущему котофею, а также убедились, что ваша прабабушка совсем не против кошки в доме – дело за самым важным. Спросите себя: готов ли я к возможным трудностям? Что, если моя новая кошка поначалу будет стесняться и прятаться под кровать? Что, если она не сразу разберётся с лотком и когтеточкой? Готов ли я проявить терпение и дать ей время привыкнуть? И если вы уверенно и легко отвечаете на эти вопросы, то можно смело сказать, что вы готовы к появлению кошки в вашем доме! ^^
Как сделать героя книги «живым»?
Вопрос, как создать живого героя, вдохнуть в него жизнь, волнует состоявшихся писателей также сильно, как и новичков. Допустим, ты прекрасно представляешь героев своей книги, но как заставить читателя их представить? Тут не поможет некромантия и чтение мантр над страницами книги. Тебе нужно:
С имени начинается наш путь в этот мир. Его воркуют матери, качая нас на руках, кричат друзья, собравшись под балконом, шепчут любовники в полумраке спален. Дай герою имя, которое олицетворит его сущность. Или, наоборот, создаст контраст с его поступками. С имени начинается путь в познании твоего героя.
2. Сделай героя уязвимым
Прежде, чем погружаться в пучины психологии и психоанализа, выгравируй у себя в памяти — герой должен страдать. Непобедимые, счастливые, неотразимые герои быстро наскучивают, им не верят, не сопереживают.
3. Сделай героя противоречивым
Интереснее всего наблюдать за теми героями, которых изнутри разрывает борьба. Они могут метаться между долгом и желанием, между любовью к двум разным людям, меж воюющими сторонами. В этой борьбе читатель часто находит ответы на собственные немые вопросы.
4. Надели героя зависимостями, увлечениями, тайными привычками
Твой герой должен чем-то увлекаться, как и любой человек в реальной жизни. Не всегда его интересы будут здравыми — он может быть пьяницей, игроком, матерью, что бьет своих детей, бизнесменом, который по ночам не отлазит от холодильника. Главное — обосновать каждую привычку и интерес.
5. Окружи героя предметами, которые отражают его личность
О герое больше скажут перепачканные рукава рубашки, пара дырок на куртке, захламленная картинами комната и несколько ящиков с рассадой на балконе, чем три страницы описания тонкостей его души. Лучше написать: «Он носил серьгу в ухе и каждое утро напомаживал волосы», чем «Он был красавчик и метросексуал».
6. Выстрой его отношения с другими персонажами
Любой человек вызывает у нас эмоции. Точно также твой герой должен пробуждать эмоции в других персонажах. Если он обаятельный сердцеед — расскажи, что женщины бросают на него восхищенные взгляды, если бродяга — что люди морщатся, проходя мимо него. Так ты сможешь выстроить целостный образ, которому читатель будет верить и сопереживать.
7. Дай герою секрет
Едва уловимой тайны, что иногда проскакивает в сюжете и влияет на поступки героя, достаточно, чтобы заинтересовать читателя и сделать героя живее. Важно, чтобы этот секрет, когда ты его раскроешь, вскрывал одну из основных сторон характера героя. Как если бы, например, детектив, что преследует насильника, сам оказался жестоким психопатом.
В цели героя — стержень его души, его мотивация двигаться дальше. Без цели — герой лишь пустая марионетка, кукла, которую автор силой заставляет говорить и двигаться. Цель может меняться в течение сюжета, но она всегда должна истекать из характера героя, его взаимоотношений с миром. И герой должен идти к ней, несмотря ни на что.
Помогите найти пост (или инфо из него)
Несколько месяцев назад на Пикабу был пост про развитие сюжета и персонажей, инфа от одного из американских преподавателей писательских курсов. Известный человек, но на имена память плохая. Пост был с графическим изображением развития сюжетов (волна, спираль, и.т.д). Материал был посвящён раскрытие героев, сохранению динамики повествования и уникальности. Автор отмечал, что у мужчин с отсутствующим опытом преобладают жестокость и «мясо и кровь» с самого начала сюжета.
Очень хочу вспомнить материал поста и того американского автора, что бы почитать больше его материалов. При чтении в автобусе сел телефон, и с тех пор всё никак не отыщу. Пикабушники, выручайте!
Стивен Кинг. Как писать книги
1. Нельзя подходить к чистой странице равнодушно
2. Берите первое пришедшее на ум слово, если оно подходящее и яркое
Дайте себе торжественное обещание никогда не писать «атмосферные осадки», если можно сказать «дождь», и не говорить «Джон задержался, чтобы совершить акт экскреции», когда имеется в виду, что Джон задержался посрать.
3. Если только писатель не уверен твердо, что пишет хорошо, лучше все же следовать правилам
4. Наречие вам не друг
Они вроде одуванчиков. Один на газоне выглядит и симпатично, и оригинально. Но если его не выполоть, на следующий день их будет пять… потом пятьдесят… а потом, братие и сестры, газон будет полностью, окончательно и бесповоротно ими покрыт.
5. Вид абзацев почти так же важен, как их содержание
В легких книгах абзацы короткие. Трудные книги, полные мыслей, повествования или описаний, выглядят солиднее. В описательной прозе абзацы могут (и должны) быть четкими и утилитарными. В идеале описательная проза состоит из предложения, задающего тему, и следующих, разъясняющих или усиливающих первое.
6. а) хорошее письмо состоит из овладения основами (словарь, грамматика, элементы стиля);
б) хотя нельзя из плохого писателя сделать грамотного, а из хорошего писателя великого, все же тяжелая работа, усердие и своевременная помощь могут сделать из грамотного писателя – хорошего.
7. Если хотите быть писателем, вам прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать.
8. Самое главное для регулярной продуктивности – работать в безмятежной обстановке.
9. Не ждите прихода муза
Это тупоголовый мужик, не поддающийся творческому трепету. Ваша работа – довести до его сведения, что вы находитесь там-то и там-то с девяти до полудня или с семи до трех. Если он это будет знать, уверяю вас, он рано или поздно появится, жуя сигару и совершая волшебство.
10. Я ставлю группу персонажей (или пару их, или даже одного) в трудную ситуацию и смотрю, как они будут выпутываться.
Моя работа не помогать им выпутываться или вести их на ниточках в безопасное место, а смотреть и записывать, что будет происходить.
11. Описание – вот что делает читателя воспринимающим участником вашей истории
Для меня хорошее описание обычно состоит из нескольких точно выбранных деталей, которые заменяют все остальное. Как правило, это те детали, которые первые приходят на ум.
12. Ключ к написанию хорошего диалога – честность
13. Все, что я сказал о диалоге, относится и к созданию персонажей
В сухом остатке эта работа сводится к следующему: смотрите, как ведут себя люди вокруг вас, а потом правдиво рассказывайте, что видите.
14. Два примера того, для чего нужны вторые черновики – символика и идея
Обычно я подобное вижу уже, когда вещь сделана. После этого я могу ее перечитать и поискать скрытые образы. Если я их вижу (а как правило, вижу), я их могу включить во второй, более осознанный черновик вещи.
15. Сколько переписывать и сколько делать вариантов? Для меня правильным ответом всегда было два черновых варианта и беловой
Первый черновой вариант – притом всей вещи – должен быть написан без чьей-либо помощи. Сколько времени дать книге вылежать – как тесту, чтобы взойти, – зависит только от вас, но я считаю, что это должно быть минимум шесть недель. После шестинедельного периода восстановления вы также сможете заметить все зияющие дыры сюжета и развития характеров. Когда я кончаю читать и делать свои буквоедские заметки, наступает пора открыть дверь и показать, что я написал, четверым-пятерым близким друзьям, которые выразят желание смотреть.
16. Второй вариант = первый вариант – 10%
Если у вас не получается убрать десять процентов, сохранив сюжет и атмосферу, значит, вы не слишком старались.
Литературные советы от редактора издательства Point Blank Press
Аллен Гатри, редактор издательства Point Blank Press, написал шуточную статью под названием «Все вместе на прополку плеоназмов!» Этот набор литературных «советов» стал культовым в среде американских авторов.
1. Избегайте плеоназмов.
2. Пишите уклончивый диалог.
3. Заменяйте наречия образными глаголами.
4. Везде, где только возможно, вычеркивайте прилагательные
(см. п.3, везде по тексту подставить «прилагательное» вместо «наречие»)
5. Два прилагательных при существительном в четыре раза хуже, чем одно.
«Усталый, пожилой» человек «медленно шел» по направлению к «молоденькой, хорошенькой» девушке. Когда я читаю подобное предложение, я надеюсь, что он умрет прежде, чем до нее дотащится. Хотя в таком случае за ним может приехать «стремительная, суетливая» карета скорой помощи. Еще и «оглушительно завывая».
6. Не пишите длинных реплик в диалоге.
Любая реплика длиннее трех предложений должна чем-то разбиваться. Пусть ваш персонаж что-нибудь сделает. Пусть оглядится вокруг себя. Дайте читателю представление о происходящем. Создайте нужную атмосферу.
7. Если вы повторили какую-то мысль два или более раз, выберите наилучший вариант и удалите остальное.
Очень часто я вижу в рукописи повторения одного и того же образа. Это как если бы автор сказал: «Первые два варианта высказывания не очень удались, но зато третий точно получился. А если и не получился, то может, все три вместе взятые редактора убедят.» Автор повторяется. Именно так. Еле уловимая разновидность плеоназма.
8. Показывайте, а не рассказывайте.
Знаменитый совет, которому мало кто следует. Пример: опосредованное описание эмоций. Ваш читатель умный? Умный. Ну и пишите для него соответственно. «Лили заливалась слезами. Она была очень расстроена». Тут второе предложение следует из первого? Контекст вроде бы на это указывает. Ну и вычеркните его. Если вы хотите, чтобы читатель сопереживал, не разжевывайте ему все. Покажите ему, что происходит, а он своим умом дойдет до всего остального. У этого подхода есть еще один плюс! Поскольку кино в силу необходимости не рассказывает, а показывает, данный подход вам очень придется кстати, когда настанет время писать киносценарий по вашему роману!
9. Описания должны работать на сюжет.
И постарайтесь внести в эти описания действие. Вместо того, чтобы описывать лежащую на столе книгу, пусть ваш маньяк-убийца ее возьмет, полистает и переложит на диван. Ему же надо каким-то действием разбивать свои монологи?
10. Не остроумничайте.
Если взять предыдущий пример, то ваш маньяк не должен носить фамилию Живоглотов.
11. Избегайте «литературностей».
Лучше пишите грубее и проще. Когда вы стараетесь звучать «как писатель», ваша авторская интонация проникает в произведение, а мешающийся под ногами героев автор никому не нужен. Авторы всех великих произведений невидимы и неслышимы.
12. Определитесь с точкой зрения (POV).
Как можно раньше дайте знать читателю, в чьей голове вы находитесь. И оставайтесь в данной голове всю сцену. Это правило к вам не относится, если вы уже Великий и Выдающийся, в каковом случае можете поступать как хотите. Но суровая правда жизни состоит в том, что, хотя большинство читателей не разбирается в литературных тонкостях, они все любят читать понятные книги, а не путаные.
13. Не запутывайте читателя.
Если вам кажется, что какое-то место может быть читателю непонятно, значит, оно абсолютно невразумительно. Или перепишите его понятно, или удалите совсем.
14. Атрибутируйте диалог словом «сказал (-а)».
Сид Флейшман называет «сказал» словом-невидимкой.
15. Очень хорошо считать читателя умным человеком.
Но плохо считать его экстрасенсом, умеющим читать ваши мысли.
16. Начинайте сцены как можно позже и заканчивайте их как можно раньше.
17. Начинайте роман персонажами в действии.
Всю необходимую предысторию добавите потом по ходу дела.
18. Задавайте персонажам четкие цели.
Всегда. В каждой сцене. И создавайте препятствия к их достижению. Всегда. В каждой сцене. Если у фокального персонажа сцены отсутствует цель, создайте ее или удалите сцену. Если отсутствует препятствие к ее достижению, создайте его или удалите сцену.
19. Если двое персонажей испытывают взаимное влечение, не давайте им добраться до постели, пока не дадите хотя бы одному из них ревнивого спутника жизни.
20. Героя надо помучить!
Мало просто загнать его на дерево. Пока он соображает, как же ему оттуда слезть, нужно кидать в него камнями.
21. В описаниях нужно задействовать все пять чувств.
Авторы часто упускают из виду обоняние и осязание.
22. Варьируйте длину предложений.
Я сам люблю писать короткими и всегда поражаюсь, какого эффекта можно добиться, если скомбинировать два предложения в одно.
23. Не давайте персам разговаривать правильными полными предложениями.
Можете это делать только тогда, когда вам надо, чтобы они звучали, словно книжные персонажи.
24. Везде, где только возможно, ликвидируйте авторский фильтр.
25. Когда закончите книгу, найдите самую слабую сцену и удалите ее.
Если есть такая необходимость, замените ее одним предложением или абзацем.
26. Не подсказывайте ничего читателю.
«Как поживает Дональд, твой сын?» Отец Дональда вряд ли нуждается в напоминании, кем ему Дональд приходится. Эта фраза вставлена автором только для того, чтобы сообщить читателю нужную информацию.
27. Если произнесенная вслух фраза выставляет героя дураком, пусть он ее не произнесет, а подумает.
Смысл останется тот же, но хоть остальные не догадаются.
28. Персонажи, которые много улыбаются и ухмыляются, кажутся читателю законченными идиотами.
29. Местоимения: большой геморрой от маленького слова.
30. Зафиксируйте момент наибольшего напряжения и держите его так долго, как только сможете.
31. Если что-то удалось вопреки правилу, забудьте про правило.
36 эссе Чака Паланика о литературном мастерстве
А еще эти советы не являются ультимативными, это лишь набор приемов, которыми Паланик пользуется сам. Это я поставил их в повелительное наклонение.
1. Завоюйте доверие читателя, создайте авторитет
Для этого есть 2 способа:
1) от сердца: будьте честным и откровенным;
2) от разума: покажите свою компетентность в описываемой теме, впечатлите читателя своими знаниями.
2. Показывайте одну и ту же идею различными, всеми доступными способами
В качестве примера Чак Паланик приводит вечеринки, где один рассказывает историю, а остальные вспоминают похожие истории, объединенные общей темой. Так он собирает материал для своих романов.
Или ощущения подошв его ног или ладоней рук. Любое физическое ощущение, вызывающее сочувственное физическое переживание у читателя. И если вы смогли вовлечь читателя на физическом уровне, то вы создали реальность, которая сможет затмить его собственную действительность.
4. Прячьте местоимение «я»
Истории, рассказанные от первого лица, более авторитетны. В то же время, читатель ожидает хвастовства и бахвальства. Как же решить эту дилемму? Пишите от первого лица, но удалите как можно большее количество «я».
6. Не используйте мыслительные глаголы
Такие как: думать, знать, понимать, осознавать, верить, хотеть, помнить, представлять, желать, любить, ненавидеть, а также быть, иметь.
7. Разделяйте голоса за кадром
Малый голос детализирует описание конкретной сцены.
8. Используйте рефрены
Рефрены могут выполнять 3 функции:
— быть инструментом перехода, соединяющим два различных аспекта истории;
— быть напоминанием, вызывающим в памяти более ранние моменты воспоминания, эмоций или мотивации;
— использоваться для определения скорости движения времени
9. Вы должны понимать правила, прежде чем их нарушать
Причины намеренного использования ошибок или сложных выражений в речи:
— создание чувства непосредственности и честности в речи;
— замедление читателя и принуждение его к большему вниманию;
— создание интереса с помощью поэтического или необычного языка.
10. Опасайтесь «тезисных заявлений»
Вместо этого вам нужно вызвать вопросы в голове читателя.
11-12. Читайте вслух
Читая вслух, вы слышите каждое плохое решение, принятое вами, в своей работе. Читайте перед аудиторией, чтобы видеть их реакцию.
13. Используйте пунктуацию с жестами и атрибуцией
Разговор двух людей практически мгновенно наскучивает. Добавьте физических действий или паузы, которые создадут напряжение.
14. Если вы работаете над своим первым черновиком, не старайтесь сделать его идеальным, просто закончите его
15. Если вы не можете заставить себя писать, найдите место, откуда не так-то просто уйти
Чак Паланик рекомендует записаться на бесплатные семинары, лекции или даже сходить на церковную службу. И писать там. Заприте себя в ловушке среди людей и в таких обстоятельствах, где вам придется придумывать что-то, чтобы развлечь себя.
16. Не используйте клише
Начните с конца или с кризиса в истории. Вернитесь в прошлое и двигайтесь к настоящему. Это история в форме «О».
18. Меняйте текстуру повествования
19. Используйте эффективные сравнения
Метафоры лучше сравнений. Используя сравнение, преувеличьте его. Избегайте слов «вроде», «быть», «иметь».
20. Используйте вступительную миниатюру
21. Цикличные истории популярны
С невинным человеком происходит что-то, что кажется новым прекрасным началом жизни. Жертва вбегает в это Святилище и затем обнаруживает себя в ловушке, где понимает, что вся эта новая реальность была организована лишь для того, чтобы уничтожить жертву, и это является самоцелью созданной западни для получения вечной жизни.
22. Лучшие рассказы основываются на способности идеально комбинировать и показывать классические мифы
Когда вы поймете, какой именно миф вы рассказываете, у вас появится свобода создания вариаций. Читатель распознает основу мифа, и эта осведомленность будет держать его на крючке, даже если герой эльф, или все происходит в далекой-далекой галактике.
23. Используйте объекты эффективно
2) ваши читатели умнее, чем вы думаете
3) пишите сцену только тогда, когда знаете, зачем она
4) если сможете удивить себя, то сможете удивить и читателя
5) если застряли, вернитесь и найдите то, что можно использовать как «заряженное ружье»
6) используйте работу над книгой как повод ходить на вечеринки
7) все, что вам нужно знать, это только то, что будет в следующей сцене или в нескольких сценах
8) меняйте имена персонажей или убивайте их, если вам нужно больше свободы внутри истории
9) существуют три типа речи: описательный, инструктивный, экспрессивный. Используйте все три
10) пишите книгу, которую сами захотите прочесть
11) сделайте фотографии автора для обложки, пока вы еще молоды
12) пишите о том, что искренне вас огорчает или расстраивает
25. Нужна хорошая интрига
История должна длиться ровно столько, сколько длится читательский интерес. Для его подогрева используйте информационные вбросы
26. Град вопросов и ответов высасывает энергию из повествования
В диалогах наращивайте напряжение, оставляйте без ответа вопросы
27. Используйте язык тела
Глаголы действия активизируют в мозгу зоны, ответственные за это действие, делают читателя эмоционально вовлеченным
28. Ключевые предметы
Ключевые предметы появляются в течение всей истории, но меняют свое значение.
29. Необходимое чтение. Абсурд
Чак Паланик сравнивает рассказы Шерли Джексон «Моя жизнь с Р.Х. Мейси» и Э.Б. Уайта «Сумерки в жестокой пижаме», написанные в жанре абсурда.
Один из второстепенных выводов: только самые важные персонажи должны иметь имена
Подумайте, что произносят ваши персонажи, когда не знают, о чем говорить.
31. Не используйте местоимения третьего лица
Давайте персонажу три имени. Используйте прозвища и титулы. Ссылайтесь на персонажа разными способами.
Вы обязаны знать назначение каждой сцены, главы или эпизода, прежде чем вы напишите его.
33. Солгать, повесив на стену ружье
Лгите. обманывайте в начале. Сокройте неправду и сорвите маску с говорящего до того момента, как вам станет скучно.
34-36. Первый/второй/третий акт
Рассказ Чака Паланика «Принеси» и авторские комментарии к нему.
Знаменитые первые фразы литературных произведений
Источник: Леонид Жуховицкий, «Первая строка».
Перед человеком пишущим возникает тот же вопрос, что и перед любым политиком, предпринимателем или молодоженом: с чего начать? И, прежде всего, возникает проблема первой фразы.
У первой фразы есть одна важнейшая задача — заставить читателя прочесть как минимум вторую фразу. Говоря цинично, первая фраза — это крючок, которым литератор, как рыбак зазевавшегося пескаря, цепляет читателя за губу.
Есть знаменитые первые фразы.
«Макар решил застрелиться». Это Горький, «Случай из жизни Макара».
А вот как начинается известная повесть Леонида Андреева: «Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел суровый и загадочный рок».
Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
Это Бруно Ясенский, «Заговор равнодушных».
А самую совершенную первую фразу, которая мне когда-либо встречалась, я нашел в чеховской «Даме с собачкой» — возможно, лучшем рассказе всех времен и народов:
«Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой».
От себя добавлю первые фразы из моей личной коллекции удачных начал для произведений.
Клише для Чайников: Избранный
Что тут сказать? Ты избранный. И это фигово, уж поверь.
— Дин, «Сверхъестественное»
Юный персонаж (по умолчанию: сын/внук/племянник фермера) был избран некой высшей силой (по умолчанию: пророчество), так что теперь только он способен разрешить основной конфликт (по умолчанию: спасти мир).
Если в пророчестве говорится про древнее зло, которое почему-то именно в этот момент решило пробудиться, тогда ожидайте длинное приключение, в конце которого избранный побеждает финального босса и обретает себя. Либо финальным боссом становятся его бывшие союзники, а сам избранный становится древним злом.
Из-за частого и повсеместного внедрения, данный шаблон обзавёлся огромным количеством обвесов. К примеру, у избранных часто встречаться метка судьбы в виде родинок. Иногда «избранным» может стать целая группа людей или народ. В некоторых случаях, избранность оправдывают тем, что отец этого фермерского пацана был великим героем в прошлом или избранный родился просто в нужной доме, династии, в правильную фазу луны, в правильном месте, в правильную минуту, секунду и тд.
Плохо, когда избранного тащат весь сюжет наставники и союзники, которые дохнут как мухи, в отличии от героя. Ведь обычно, он ничего не знает и ничего не умеет. Но хуже всего, когда рассказчик так и не удосуживается поведать аудитории, что же такого особенного в нашем избранном, оставляя его пустышкой.
К счастью, данный шаблон может использоваться и во благо. Думаю многие его заметили в «Игре престолов». Станнис Баратеон является номинальным избранным в первых сезонах, который вечно говорит о том, как отстойно быть избранным. Но, в отличии от большинства халтурных работ, сюжет данной линии двигается только за счёт фанатичной веры Станниса в свою избранность, а не просто потому что так предначертано.
Клише для Чайников: Смертельное Семейное Фото
У меня для тебя небольшой совет. Это случается постоянно в фильмах и романах. Солдаты, которые не затыкаясь рассказывают о своей возлюбленной, не выживают.
Как только какой-либо персонаж показывает фото своих родных или любимой, он мгновенно попадет в топ смертников. И очень вероятно в первую пятёрку, сразу после чернокожего парня, само собой.
Этот приём работает так: «эй, посмотрите на мою замечательную семью», а через несколько сцен персонаж погибает. И всё только для того что бы добавить дешёвой остроты в сюжет и вызвать у аудитории сопереживание.
Под «смертельным семейным фото» может подразумевается любое форсированное раскрытие персонажей. Они могут начать делиться своими переживаниями и мечтами просто потому, что рассказчик понимает, что другого момент для их раскрытия не будет.
Данное клише можно обыграть менее заметно: в середине истории второстепенный персонаж показывает фото своих детей главному герою, а в финальной битве погибает героем со словами: «Позаботься о моих детях. «
Или напротив, спародировать: медальон с фотографией заминирован и взорвётся, как только персонаж захочет показать свою возлюбленную.
Зачем и Как Убивать Своих Персонажей
Спойлеры: Игра престолов (S01), Звёздные войны: Эпизод 4
Причины Убивать Протагониста:
Подавляющее большинство историй не содержит смерти важных героев, и аудитория знает об этом. По умолчанию публика считает, что все ваши протагонисты дойдут до конца почти невредимыми. Во многих историях это неплохо. Но если ваш персонаж подвергается смертельной опасности, большая часть аудитории подумает, что вы блефуете.
— Создать значимые последствия
Истории рассказывают не только про успех, но также и про неудачи. Финальная победа всегда более значима, если идёт после провала. Если вы будете каждый раз бить по ручкам своего персонажа во избежание неудач, счастливая концовка такой истории будет ощущаться дешёвой. Но если вы покажете, что персонажи способны ошибаться и даже погибать из-за своих ошибок, опыт аудитории от такой истории станет более осмысленным.
Значимые последствия так же необходимы для внедрения сложных дилемм. Принуждение главного персонажа выбирать между достижением некой критической цели и жизнями близких людей сделает историю более изящной и богатой, чем та, в которой выбор всегда очевиден.
В «Звёздном пути: Глубокий космос 9» (эпизод «The Ship») Сиско получает возможность заполучить вражеский корабль, что может стать решающим фактором в войне. Однако удержание корабля задержит возвращение команды, которая отчаянно нуждается в медицинской помощи. Сиско должен выбрать между двумя одинаково ужасными альтернативами, и зритель понимает насколько это решение является сложным.
— Вывести на сцену других персонажей
В «Звёздных Войнах: Новая надежда» Оби-Ван решает встретиться лицом к лицу в Дартом Вейдером, зная о том, что это будет его последней битвой. Тем самым рассказчик обостряет конфликт, делая его как более личностным, так и выбрасывая перед главным героем, Люком, новые, более сложные препятствия, в которых погибший наставник уже не поможет.
Советы по убийству протагонистов:
— Не делайте это предсказуемо
— Не возвращайте их к жизни
Достаточно плохо, когда аудитория считает главных героев бессмертными, но некоторые рассказчики умудряются ухудшить эту ситуацию ещё больше, возвращая мёртвых персонажей из того света. Чаще всего оказывается, что такие персонажи просто не погибали, а исчезли в толпе зомби или, сорвавшись с обрыва, успевали ухватиться за маленькую веточку. Изредка возвращение объясняется некой техномагией. Аудитория остаётся удивлённой ровно до того момента как понимает, что всё это было наглым фейком.
— Если убиваете, убивайте до конца
Если в вашем мире присутствуют технологии для возврата жизни или некромантия развилась на столько, что способна воскрешать в первозданном виде, тогда нужно объяснить, почему герой больше никогда не вернётся. Допустим, с переваренной массой в желудке монстра, в которую превратился главный герой, уже не справиться не одна техномагия.
Раз главный герой мёртв, это не означает, что он больше не присутствует в истории. Живые персонажи могут читать его дневники или старые письма, говорить с близкими покойного или расследовать причины смерти, следуя по его стопам. Таким образом это может вылиться в что-то действительно полезное, что-то, что перевернёт историю.
Если вы всё же решили никого не убивать, помните о том, что это существенно понизит ставки для персонажей. Конечно вместо этого на кону может стоять фамильный дом или отношения с дочерью. Но не что так не увлекает аудиторию, как борьба за жизнь. Если вы все таки решили, что в вашей истории ставки высоки и любой персонаж может погибнуть, помните, что для них это не конец. Ведь тут как в жизни, они живы, до тех пор пока мы о них помним.
Если мой предыдущий перевод был вольным, тогда этот очень-очень вольный. Можно сказать, что это и перевод и рерайт. Взял на себя смелость выбросить несколько абзацев, которые ну уж очень очевидны даже для самых юных писателей и сценаристов. А так же кое-что добавил от себя.
Предлагайте темы для завтрашнего перевода в комментариях. Обязательно что-то подыщу на просторах западного инета, а если не найду то, возможно, вывалю авторский контент.
Что такое композиция художественного произведения, и зачем она нужна?
Как построить художественный текст, чтобы его было приятно и интересно читать? Как подать его таким образом, чтобы передать точную картину? На эти вопросы дает ответ композиция художественного произведения.
Так что же такое композиция? Изначально термин произошел от латинского componere – строить, складывать, оформлять.В современном литературном творчестве он имеет, скорее, значения организации, плана, компоновки текста. Использование совокупности композиционных приемов и средств, помогающих воспринимать произведение как единое целое, как симфонию, чтобы ничто не вырывалось за пределы его, становясь чужеродной материей.
Основой композиции является упорядоченность и непротиворечивость мира, изображаемого писателем в произведении, его структура. Но еще важнее способ подачи, использование точных слов, акцентов. Таким образом, композиция помогает нам организовать представление мира, его событий и сцен в произведении таким образом, который максимально будет соответствовать задумке автора, вызывая созвучную реакцию читателя.
Существует несколько приемов выразительности, позволяющих добиться нужного эффекта, которые используются зачастую совместно, заставляя текст «звучать».
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ
1) Повторы и вариации
3) Детализация, обобщение, умолчания
4) Субъективная точка зрения (взгляд со стороны героя)
5) Сопоставления и противопоставления
7) Временная организация текста
Рассмотрим подробнее каждый прием.
Повторы (полуповторы), вариации и дополняющие, уточняющие напоминания об уже сказанном служат для выделения и акцентирования наиболее важных моментов в ткани повествования (не путать с тавтологией!).
Изначально повторы пришли к нам из дописьменных народных культур. Это давало особую ритмическую организацию, позволяющую запомнить большее количество информации без потери смысла. Кроме того, повторы и их вариации, с одной стороны, помогали обратить внимание слушателей на важные части повествования. С другой – просто развлечь, давая необходимую паузу между информационными участками текста. До сих пор прием повсеместно используется в стихах, песнях, музыке, изобразительном искусстве.
Одним из примеров буквальных повторов может служить стихотворение Константина Симонова, где повторяющееся слово усиливает смысл произведения, передает настроение автора:
Жди меня, и я вернусь.
Жди, когда наводят грусть
Жди, когда снега метут,
Жди, когда других не ждут,
Жди, когда из дальних мест
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Всем, кто знает наизусть,
Пусть поверят сын и мать
Пусть друзья устанут ждать,
Выпьют горькое вино
Жди. И с ними заодно
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Не понять, не ждавшим им,
Как я выжил, будем знать
Просто ты умела ждать,
Пример небуквальных повторов можно встретить у Пушкина в «Сказке о царе Салтане». Они появляются в нескольких эпизодах с разными вариациями, давая живую картинку: «Ветер на море гуляет/И кораблик подгоняет»; «Ветер весело шумит,/Судно весело бежит»; «Глядь – поверх текучих вод/Лебедь белая плывет». Или даже развлекая читателя – в рассказе о чудесах острова князя Гвидона, когда изначальные описания начинают обрастать новыми подробностями.
В прозе повторы используются для выделения значимости чего-либо или указания на постоянство какого-то явления, что задает ритм произведению. Они как выделение курсивом показывают читателю, что эти слова важны, на них стоит обратить внимание.
Например, в «Одиссее» Гомера мы можем встретить строки: «Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос», как описание восхода в течение всего повествования, дает читателю возможность опоры на некие временные рамки, задает отсчет времени.
Из отечественной классики пример повторов с вариациями мы можем встретить в описаниях у Л.Н. Толстого в «Войне и мире». Постоянно говорит он о лучистых глазах княжны Марьи, о неуклюжести Пьера Безухова.
Из современной литературы такой же прием мы видим в цикле про «Гарри Поттера», где на протяжении всех почти книг упоминается, что он похож на отца, а глаза у него мамины.
Подробное описание других приемов композиции будет в следующих постах.
Истории Самого Доброго Мастера. Нескучный сюжет.
Доброго всем дня, или чего у вас там?
Меня не было полгода, виной всему мой новоиспечённый отпрыск, так что будьте благожелательны и не сердитесь)
Мы же поговорим о том, как этот самый сюжет сделать интересным.
Пусть у одного из персонажей временами случается галлюцинация, мол он видит мальчика лет пяти без глаз, который идёт к нему навстречу и что-то шепчет. Слов будет не разобрать, но с каждым разом слова будут звучать всё отчётливее. И в конце-концов он услышит, что хочет сказать ему призрак:
«Берегись, брат! Он совсем рядом!» А после этого морок исчезнет, а все персонажи услышат нарастающий перестук копыт.
Что? У персонажей никогда нет братьев? Им-то откуда знать, в предыстории они говорят только о том, что знал их персонаж. Да и точно ли он должен быть кровным братом?
2. Мир должен жить несмотря ни на что. Прекратите давать игрокам полезную информацию. точнее не так. Прекратите давать им ТОЛЬКО полезную информацию. В мире же такая куча всякого дерьма происходит. Пусть слухи в трактирах будут полными (часто мастера дают не просто перечень слухов о том, что творится вокруг. Они дают только ту информацию, которая может быть полезна игрокам. То есть вместо рассказов про то, что кто-то душит по ночам кроликов мистера Питтерсена (лиса), они говорят только об артефактах, гробницах и прочем), пусть Партия приметит вора на рынке, пусть стражники поинтересуются, есть ли у персонажей подорожная, да даже пусть просто спросят, всё ли в порядке.
Вам нужен пример? Их есть у меня.
Допустим, в разговоре с официанткой один из персонажей был очень мил и даже немного флиртовал. Ну, знаете, захотел он эдакого парня-очаровашку отыграть. Взяли себе на карандаш. На следующий день в полдень на центральной площади главгад (естественно весь такой в тёмном плаще и в шляпе, скрывающей тенью лицо) будет держать клинок у горла связанной девушки. Той самой официантки. И выдаст высокопарную речь о том, что если персонаж жаждет спасти свою возлюбленную, пусть придёт и отдаст (хз, что там у нас квестовый предмет или просто ценность какую) рубин Вседержания! А иначе он убьёт её и глазом не моргнёт.
ВНИМАНИЕ! ПРОДУМАЙТЕ ПУТИ ОТСТУПЛЕНИЯ ГЛАВГАДА, ИНАЧЕ СЦЕНАРИЙ РИСКУЕТ БЫСТРО КОНЧИТЬСЯ!
Ещё пример. В трактире сидят старый отец и дочь. Персонажи случайно (или специально. Они же явно подслушивать будут) слышат, как девушка всхлипывая сетует на то, что у них нет денег заплатить ренту за этот месяц. А значит ферму заберёт ростовщик. Они лишатся разом и крова и всего, во что вложили столько сил и средств. И сумма-то будет смешная. Ну, если персонажи захотят поинтересоваться, сколько им не хватает для платы.
Запомните. Это ваша главная парадигма в хорошем сюжете
ЛЮБОЕ ДЕЙСТВИЕ ИМЕЕТ ПОСЛЕДСТВИЯ!
3. Персонажи, которых встречают игроки должны быть мотивированы.
Это очень важное правило хорошего сюжета. Любой персонаж должен быть живым. У него есть страхи, у него есть что-то дорогое сердцу. Он поступает так, а не иначе именно потому, что это обусловлено его характером, а не потому что так надо для сценария.
Король, призвавший героев к себе и выдавший им задание был хмур, он грозно нависал над наёмниками со своего высоченного трона и едва ли шевелился. Он говорил медленно, но твёрдо. Почему? Да потому что король на самом деле сильно болен, но всеми силами старается сохранить лицо. Потому что сил у него нет даже чтобы подняться с треклятого трона. И без волшебного корня, за которым он послал персонажей, его дочь вскоре умрёт, сражённая жуткой волшебной болезнью. Но ни один правитель не покажет слабины перед своим народом.
Кто такие его приспешники? Почему они служат ему? За деньги, ради собственных убеждений? Ради власти?
А чего хочет сам злодей? Да и злодей ли он вовсе?
На тему злодеев, кстати, очень хотелось бы подискутировать. Я это дело очень люблю)
С поворотами сюжета нужно быть осторожнее. Есть несколько святых правил:
1) Поворот должен добавлять в игру динамику, а не тормозить её.
2) Поворот должен быть продуман заранее, а не на лету. Я хорош в импровизации, но прекрасно знаю, как излишняя самоуверенность мастера в себе может сделать поворот надуманным и тухлым. А это сольёт весь сценарий в унитаз сразу же. Ничего, кроме негатива вы не получите.
4) Любой сюжетный поворот должно быть можно предупредить. Это значит, что у игроков должна быть возможность узнать обо всём заранее. И принять контрмеры.
Мы говорили об этом чуть выше, но вынесу в отдельный пункт. Все действия персонажей имеют последствия.
Я вывел для себя три золотых правила, касательно последствий:
1) Злое действие персонажа карается.
2) Доброе действие карается вдвое сильнее.
3) Безрассудство карается втрое сильнее, чем доброе действие.
Воровство рано или поздно будет замечено. Персонаж попадётся и власти свяжут прошлые кражи воедино с этой. И на персонажа вышлют облаву. Или же кто-то решит разобраться с вором по-тихому и наймёт убийцу или громил. А может он и вовсе привлечёт внимание гильдии воров. И те шантажом вынудят его работать на них.
Жрец бросил монетку бедняку? Тот поблагодарил и живо припрятал её в носок, пока никто не увидел. Вечером персонажи обнаружат бедняка мёртвым в подворотне. Ему перерезали горло, с его ноги сдёрнут и вывернут тот самый носок.
Ну или не обнаружат, а услышат как в трактире будут обсуждать труп бедняка. Неважно на самом деле. Важно, что добрые действия тоже караются.
А безрассудство так и вовсе моё любимое. Лезет в драку при первой возможности? Жмёт на все рычаги в подземелье с ловушками? Грубит, наглеет, нарывается? Засовывает руку в непроницаемую завесу тьмы за дверью? Добро пожаловать в. Ой, у тебя кисть руки обуглилась.
У меня всегда очень много вопросов к безрассудным персонажам. И главный среди них: «Как ты дожил вообще до своих лет, идиот?»
6. Ну и на закуску прописные истины.
Придумайте заранее несколько основных локаций. Возвращайтесь к ним снова и снова. Трактир-королевский дворец-катакомбы. Подумайте, как они будут меняться во время посещений (а они должны меняться обязательно).
Меняйте скорость повествования. Чередуйте исследования и динамику. Пусть у вас случится внезапная погоня с ассасином на крыше дилижанса! И я даже не знаю, кто за кем будет гнаться. Пусть персонажи бегут из рушащегося храма. Пусть торопятся прервать ритуал призыва демона. Пусть в путешествии, во время привала просто поглядят на небо и поболтают о своём прошлом.
Придумайте несколько интересных безделушек. Пусть игроки ломают голову, что же это за хрень они нашли в гробнице. А это просто сфера с туманом внутри.
У меня на самом деле есть ещё огромная куча советов, но пост не резиновый. Да и я не резиновый, чтобы вот так в огромную простыню всё это засунуть и не повторяться.
Беда в том, что я успел позабыть, что именно хотел написать тогда, когда проводил опрос. Так что советы я выбирал заново)
В следующий раз я расскажу о том, как сделать главгада вкусным и незабываемым. Да ещё и таким, чтобы игроки говорили о нём с восхищением, даже если всей душой его ненавидят.
Буду рад ЛЮБЫМ обсуждениям и комментариям.
Всем хороших игр. Со мной вы можете связаться аж тремя способами)
По почте droidii@ya.ru
А также в комментариях под моими постами. Стараюсь быть оперативным)