Как сделать звук на сайте
Выпуск №10. Работа со звуком в HTML
Дата публикации: 2009-07-15
Всем привет. C Вами Андрей.
Из этого выпуска мы узнаем, каким образом можно подключить звук к HTML странице, т.е. файлы звукового формата к вашему сайту.
Существует 3 метода встраивания звуковых файлов.
Первый вам уже знаком. Это ссылка на звуковой файл — универсальный вариант, который поддерживается большинством браузеров.
По нажатию на эту ссылку, автоматически запускается стандартная программа для воспроизведения файлов указанного формата, обычно это Windows Media (воспроизводит AIFF, AU, MIDI, WAV и МРЗ — файлы). Этот вариант вам знаком, поэтому пойдем дальше.
Практический курс по верстке адаптивного сайта с нуля!
Изучите курс и узнайте, как верстать современные сайты на HTML5 и CSS3
Данный контейнер обеспечивает возможность прослушивания с помощью средств воспроизведения, отображаемых прямо на Web-странице, однако пульт управления проигрыванием может выглядеть по-разному в разных браузерах.
Еще для того что б этот контейнер отображался, в браузере должен быть установлен специальный плагин. В Internet Explorer он стоит по умолчанию, а вот что касается остальных браузеров, то не у всех он может быть. Тогда его придется установить.
Параметр src – обязательный, определяет имя проигрываемого файла. Остальные параметры можно не указывать. Их перечень приведен ниже.
WIDTH=n — определяет ширину консоли в пикселях.
HEIGHT=m — определяет высоту консоли в пикселях.
AUTOSTART=TRUE|FALSE — если имеет значение TRUE, воспроизведение начинается автоматически.
AUTOLOAD=TRUE|FALSE — если имеет значение FALSE, файл не загружается автоматически.
STARTTIME=»mm:ss» — воспроизведение начинается с указанного в минутах секундах момента от начала файла.
REPEAT= TRUE / FALSE — разрешает или запрещает повторять звуковой/видео клип.
PLAY LOOP=Z — если Вы указали REPEAT-TRUE, укажите здесь вместо Z количество повторений.
VOLUME=percentage — громкость воспроизведения, указанная в процентах от максимальной.
ALIGN=»value» — выравнивает консоль управления по отношению к тексту страницы. Может иметь значения CENTER, BASELINE TOP LEFT, RIGHT.
CONTROLS=»value» — задает набор органов управления консоли. Может иметь следующие значения (они объяснены далее)-CONSOLE, SMALLCONSOLE, PLAYBUTTON PAUSEBUTTON, STOPBUTTON И VOLUMELEVER.
Практический курс по верстке адаптивного сайта с нуля!
Изучите курс и узнайте, как верстать современные сайты на HTML5 и CSS3
CONSOLE — полный набор органов управления.
SMALLCONSOLE — компактное представление консоли. Полный набор органов управления, кроме кнопки паузы.
PLAYBUTTON — только кнопка воспроизведения.
PAUSEBUTTON — только кнопка паузы.
STOPBUTTON — только кнопка остановки. При этом файл выгружается.
VOLUMELEVER — только регулятор громкости.
С параметрами разобрались.
Предлагаю вам самим попробовать применить различные параметры и посмотреть, как они работают (тут ничего сложного нет).
Третий способ – это указать звуковой файл фоновым звуком для страницы.
Освоение HTML5 тега audio
С появлением достаточно быстрого соединения с сетью Интернет, Flash был единственным инструментом для воспроизведения звуков на веб-сайтах. Но HTML5 в корне изменит способ воспроизведения звуков в Интернет. В этой статье я хочу подробно рассказать Вам о том, как использовать тег на ваших сайтах.
Воспроизведение звука в цикле
Различные форматы файлов
Для старых браузеров
Управление воспроизведением через JavaScript
AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут
Читают сейчас
Редакторский дайджест
Присылаем лучшие статьи раз в месяц
Скоро на этот адрес придет письмо. Подтвердите подписку, если всё в силе.
Похожие публикации
HTML5: старые теги нового назначения
Проблемы с HTML5
HTML5 Audio и Game Development: баги браузеров, проблемы и их решения, идеи
AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут
Минуточку внимания
Комментарии 19
Используем audio для вставки звукового файлу на сторінку
Для незнающих украинских — имеется в виду «на страницу»?
И «файл wtkbrjv» — файл целиком 🙂
Обратите внимание на атрибут autoload, который используется для автоматического воспроизведения звука. Тем не менее Вам не следует автоматически воспроизводить звуки а сайте, ведь это надоедает пользователям.
так autoload или autoplay?
>Safari, например, может проигрывать MP3, а Firefox не может, и играет OGG-файлы вместо этого.
Ну вот опять начинается. Каждый браузер реализует свое, а фронтэндеры в итоге мучаются и держат на своей машине целый зоопарк.
С появлением достаточно быстрого соединения с сетью Интернет, Flash был единственным инструментом для воспроизведения звуков на веб-сайтах.
Никого не насторожило, что с 1-й строчки идёт неправда? Издревле альтернативами флешу были теги object и embed, которые работали напрямую с звуковыми файлами, сильно зависели от настроек ОС и установленных кодеков, но всегда были независимы от флеша. И никогда не исчезали из браузеров.
Так вот, почему бы, даже если и перевод, не поправить автора сочинения? Как обычно, в скобках «прим. перев.». Зачем вообще переводить автора, не полностью разбирающегося в теме? Лучше взять правильную часть, проверить, если надо, и написать своими словами. Тем более, что в комментах уже пишут, что и данные теги работают с глюками, поэтому не могут быть решением.
Вот это лучше бы перевели, если так сильно хотелось что-то сделать.
Все легко: ниже приведён код, который будет отображать сообщение для браузеров, которые не поддерживают тег audio.
Пробовал указывать тип в тегах — не помогает.
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Как записать звук с компьютера
Часто пользователи сталкиваются с ситуациями, когда необходимо записать звук с ресурсов, где нет функции сохранения аудио файлов. Многочисленные вебинары, семинары, конференции, концерты можно смотреть и слушать в режиме онлайн. Но можно ли прослушать позже аудио материал, если звуковая запись не производилась? Рассмотрим способы, как записать звук с компьютера, чтобы позже эти файлы можно было прослушивать и редактировать.
Используем stereo mix для записи звука с экрана компьютера
Захват аудио можно сделать с помощью стерео микшера (stereo mix). Это стандартная программа, которая встроена в звуковую карту любого домашнего компьютера.
Таким образом, при записи будет использоваться не микрофон, а встроенный микшер. После его включения, любая программа установленная или встроенная в ОС, будет захватывать звуки на компьютере, в том числе и системные. Поэтому при захвате музыки или другой важной информации необходимо проследить, чтобы не были открытыми звуковые диалоговые окна, иначе они тоже будут записаны.
Примечание: этот способ не подходит для владельцев ноутбуков. Устройство «Стерео микшер» в драйверах этих устройств отсутствует или заблокировано разработчиком.
Используем стандартные утилиты Windows
Самый простой способ сделать звукозапись – это воспользоваться функционалом Windows. В операционной системе Windows 10 имеется стандартное звукозаписывающая утилита. «Запись голоса» запускается через меню пуск.
Запустив программу, нужно нажать на кнопку «Запись». Можно активировать функцию сочетанием клавиш Ctrl+R. Об активности записи говорит включенный таймер, а круги вокруг кнопки показывают уровень громкости – чем громче звучание, тем шире круги.
Программы для записи звука с компьютера
Записать звук можно также с помощью сторонних программ, которые необходимо скачать и установить. Существует множество многофункциональных приложений, которые позволяют не только сделать звукозапись, но и обработать, и сохранить в разных форматах.
Для звукозаписи также можно использовать Moo0 VoiceRecorder. Это простая утилита, имеющая несколько режимов. С ее помощью можно записать только голос, звук с ПК, голос и звук с ПК. Программа может записывать информацию с онлайн радио, музыку, аудио из видео и др.
По умолчанию в утилите все настроено оптимально. Но при необходимости можно поменять некоторые настройки. Например, место сохранения медиа файлов.
Выбираем тип звукозаписи.
Функция «Только звук с ПК» позволяет записать аудио, исходящее с компьютера. При этом посторонние звуки, которые звучат вне, на записи слышны не будут.
Аудио записывается в форматах mp3 и wav. Свои предпочтения по формату можно выбрать в соответствующем поле.
Для начала записи нажимаем кнопку «Записать!».
Таким образом, существует много способов, как сделать звукозапись на компьютере с экрана. Специальные программы и приложения обеспечивают качественную запись и высокий уровень приема аудио.
Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами
Содержание
Содержание
Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.
Общие советы
Стоит сразу оговориться: хорошего результата не получится без хороших «сырцов» — исходный материал должен быть качественным. В идеале, речь должна не только записываться на хороший микрофон и звуковую карту, но и быть начитанной с дикцией, произношением, интонациями, выразительностью, характером, манерой и правильным дыханием. Возможные дефекты речи — ярко выраженная картавость или гнусавость — обработкой не исправляются.
Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.
Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.
Обрабатываем звук для оффлайн-видео
Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.
Начать стоит счистки материала: убрать все шумы в паузах, если необходимо — вдохи, вздохи и другие артефакты. Можно сделать все вручную, а можно поставить нойз-гейт. Он должен находится в самом начале цепи обработки. Настроить гейт очень просто: параметр threshold означает порог его срабатывания, здесь нужно взять самый громкий участок с шумами и сделать уровень thrershold чуть выше его. Attack — как быстро гейт «открывается» для пропуска полезного сигнала, release — как быстро он «закрывается» для удаления шума. Главное, чтобы гейт не откусывал слишком тихие слова.
Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.
Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.
Поиск и подрезание резонанса
Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.
Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:
● Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.
● 100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.
● 800–1000 Гц — здесь может располагаться «гундосый» назальный тон, который также имеет смысл подрезать узкой полосой.
● 4–9 кГц — тут находятся сибилянты — шипящие согласные звуки «с-с-с», «ш-ш-ш», «щ-щ-щ», которые могут неприятно свистеть при записи. Для борьбы с ними обычно используется деэссер — специальный прибор, который смягчает резкость свистящих согласных. Но можно не заморачиваться, найти самую неприятную частоту и также подрезать ее узкой полосой.
● Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.
Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот
Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:
● 180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.
● 1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.
● 9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.
● Выше 12 кГц — это область «воздуха», поднятие которой позволит сделать речь более натуральной и яркой. Обычно для этой и предыдущей области частот используется параметр эквалайзера hi-shelf, который выглядит как «планка» и позволяет моментально «осветлить» голос.
При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.
Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:
● Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)
● Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.
● Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.
● Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.
Есть проверенный метод настройки компрессора «на слух» для новичков: нужно выкрутить ratio и threshold на максимум, attack и release — на минимум. Так будет лучше слышно, что прибор делает с сигналом. Далее подбирается атака, потом релиз, а параметрами ratio и threshold регулируется уровень до желаемых значений. Как правило, уровень компрессии отображается на индикаторе «вверх ногами», ведь компрессор работает на понижение сигнала. Параметр threshold следует установить таким образом, чтобы компрессор срезал около 6 дБ для тихого голоса и около 12 дБ для громких участков.
Лимитер и компрессор в роли лимитера
Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.
Обрабатываем звук в онлайне
У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.
Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.
Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio
Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:
2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.
● Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.
● Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.
● Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.
3. Эквалайзер. Здесь все то же самое, что и для оффлайн-видео: нужно отфильтровать лишние частоты, вырезать пару самых противных резонансов и добавить частот в области разборчивости. Также стоит посмотреть на индикатор: если звук после обработки эквалайзером «пикует» в красной зоне, нужно прибрать выходной Gain, если, наоборот, слишком тихий — прибавить.
4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.
При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).
Дайте послушать результаты!
Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.
Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.
При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.