Как сделать звук nirvana
Уроки игры на гитаре, аккорды и ноты для рок-гитары
В статье мы поговорим об оборудовании группы Nirvana, которое создало звук не только этой группы, но и всего гранжа, как стиля. Гитары (электро- и акустические), примочки, усилители, которые использовал Курт Кобейн для своих инструментов и голоса, бас-гитары и обработка их звука Кристом Новоселичем и барабанная кухня Дэйва Грола — все это в одной статье.
Гранж-группа Nirvana была основана в 1985 году (в других источниках — 1987), в городе Абердин, штат Вашингтон. В её создании принимали участие вокалист/гитарист Курт Кобейн и басист Крист Новоселич. На протяжении первых пяти лет в коллективе сменилось несколько барабанщиков, пока в 1990 году к нему не присоединился Дэйв Грол. Именно с ним связана история первого успешного хита Smells Like Teen Spirit, после чего к группе сразу было приковано внимание и на протяжении ранних 90-х годов популярность коллектива только росла. Как по нам, так это вообще самая лучшая группа 90-х.
К несчастью, деятельность группы прервалась из-за внезапной смерти Курта Кобейна в 1994 году. Тем не менее, Nirvana продала более 50 миллионов альбомов по всему миру, причём многие после трагедии.
Гитары Курта Кобейна
Вокалист и гитарист Курт Кобейн был большим поклонником гитар Fender. Он постоянно играл на Fender Stratocaster, Fender Jaguar, Fender Mustang и Fender Jag-Stang. Также Курт иногда пользовался Martin D-18E и Univox Hi-Flier.
Примочки Курта Кобейна, усилители звука
Основной аксессуар, без которого не обходился гитарист – это дисторшн-педаль Roland BOSS DS-1, которая и обеспечивала Nirvana настоящий гранж-звук. Другое оборудование, которое предпочитал использовать Кобейн – это педаль турбо-дисторшн Roland BOSS DS-2, стерео-флэнжер DOD FX75B, а также гитарная педаль Shifter DOD.
Чтобы добиться того звучания, которым славились гитары Курта Кобейна, без дисторшн-педали не обойтись. Для усиления звука музыкант задействовал MESA Boogie Preamp с высоким диапазоном средних частот, а также Carver Power Aamplifiyer вместе с несколькими гитарными кабинетами Marshall. Поэтому для настройки комбика под Nirvana полностью вырезать средние частоты не рекомендуется. Правда, даже с гитарой и перегрущом Курта его звук повторить будет сложно, ведь нужно будет полностью повторить все звенья цепи, которые и формируют звук. ВАм для помощи предлагаю схему коммутации устройств для обработки звука, которую любил использовать лидер Nirvana.
Вокал Курта Кобейна и обработка голоса
Кобейн был тенором, однако время от времени мог петь и баритоном. Начиная с альбома “In Utero” вокалист пел на полтона ниже. Также Курт иногда включал эффект Fuzz Box на своих микрофонах, чтобы придать пению более расплывчатый звук. Любой певец, будь-то мужчина или женщина, может легко петь в пределах диапазона голоса Кобейна.
Бас-гитары, усилители и примочки Криста Новоселича
Басист Крист Новоселич в основном играл на бас-гитарах Gibson, в том числе и на Gibson Ripper, Gibson Thunderbird и Gibson RD Artist. Однако музыкант не чурался и других марок инструментов, например, Ibanez Roadster. Часто Новоселич играл на Gibson Ripper с усилителем Hiwatt head и кабинетом Marshall. Кроме это, для усиления звука Крист прибегал к помощи монитора Mesa/Boogie Road Ready. Стоит отметить, что Новоселич редко использовал множество звуковых эффектов, особенно во время концертов. Единственная педаль, которую он предпочитал – Rat-дисторшн.
Барабаны, железо и палочки Дэйва Грола
Ударник Дэйв Грол, который сейчас является основным вокалистом и гитаристом Foo Fighters, мог похвастаться целой коллекцией ударных инструментов, например, серией DW Jazz, покрытой лаком лазурного цвета, и музыкального оборудования из хрома. Также Грол применял тарелки Zildjian, а также Сustom Сrash и Hi-Hats. А что касается палочек для барабанов, то Грол использовал коллекцию Zildjian Dave Grohl Artist Series.
Чтобы повторить звук группы Nirvana, необходимы не только специальные эффекты, но и вокалист с соответствующим резким голосом, а также гитара с дисторшн-педалью.
Как настроить оборудование под различные стили музыки
В этой статье я расскажу, как добиться от своего гитарного оборудования звука подходящего под те или иные гитарные стили.
Для примера возьмем несколько популярных гитарных стиля. На примере групп — ярких представителей этих стилей, попробуем разобраться, как отстроить свой гитарный комбик, чтобы звук был максимально похож на оригинал. Не забудьте настроить свою гитару по нашему онлайн тюнеру!
Поговорим о:
Немного о здравом смысле
Не стоит пытаться строить иллюзий, что сейчас вы прочтете рецепт и сможете рулить звук любимых групп на своем домашнем оборудовании. Такого не получится никогда! Это связано с тем, что музыканты топового уровня имеют приличный парк электрогитар, гитарных усилителей, примочек и всего в этом духе. Мы уже писали статью о нескольких легендарных усилителях, которые были прославлены в том числе и звёздами мирового масштаба.
Поверьте на слово, профессионалы в туры возят практически все свое оборудование, они могут это позволить, это их визитная карточка, они зарабатывают этим на жизнь, тут не может быть компромиссов.
Для содержания, обслуживания и технической профилактики всего этого добра у одного только гитариста есть целая команда профессиональных гитарных техников. Если представится возможность, придите на какое либо шоу заранее, (на этапе установки оборудования на сцену) и обратите внимание, сколько времени тратят гитарные техники на простую коммутацию всех этих девайсов.
Специально задаваться целью и пытаться найти гитары, усилители и примочки как у вашего кумира тоже не стоит, ибо некоторые образцы устройств раритетные или уникальные и как следствие цена на них стремится к бесконечности. Винтажный гитарный комбо стоимостью как б/у приора
Еще следует отметить то, что не всегда музыканты на живых выступлениях применяют те же усилители гитары и примочки, которые они использовали для записи песен на студиях. Ни для кого не секрет что большинство музыкантов эндорсеры и по условиям контракта они обязаны светиться в клипах и на концертах с инструментами определённых производителей (всего лишь бизнес детка). В студиях же они могут выбирать устройства на свой вкус. Другой вариант когда девайсы которые подходят для работы в студийных условиях оказываются малопригодны на концертных площадках.
Итак мы будем довольствоваться тем что есть
Типичная гаражная рок-группа
Как отстроить gain усилителя
Вне зависимости от того какой у вас тип гитарного усилителя/комбо (ламповый или транзисторный) я всегда рекомендую выставлять почти все регуляторы в положение 12 часов, gain и master volume я ставлю в ноль.
Далее включаем усилитель и начинаем, играя на электрогитаре, постепенно прибавлять громкость. Добиваемся комфортного уровня звука. Если вы играете с барабанщиком и бас-гитаристом, выводите уровень громкости так, чтобы вы слышали и себя и в то же время не перекрывали своим звуком ударника и басиста. Если усилитель 2х канальный то следует выстраивать звук каналов примерно одинаково (то есть громкость чистого канала должна быть примерно равна громкости перегруженного канала).
Подзвучка гитарного комбика
Если вы играете в составе группы, я советую подзвучивать гитарный комбик — то есть снимать микрофоном звук с кабинета и подмешивать его к основной линии, так вашу игру станет слышно и остальным участникам группы, а сам звук будет реалистичнее. В условиях простой репетиции лучше всего снимать звук динамическим микрофоном типа shure sm 57. Он не так чувствителен как любой конденсаторный микрофон и не будет воспринимать шумы вызванные промахивающимся мимо тарелок барабанщиком и скрипами пружин дивана на котором скучает вокалист.
Один из самых лучших «гитарных» микрофонов shure sm57
Настраиваем гитарный комбик под метал
Если вы собираетесь играть тяжелую музыку то помимо самого «злого» дисторшна (который вы только смогли достать) вам потребуется эквалайзер и шумодав.
Гитарные эквалайзер и шумодав
В домашних условиях очень легко добиться звука похожего на метал – группы. Достаточно убрать среднечастотную составляющую спектра гитары (убить середину). С этой ролью справиться один из десятка разных графических эквалайзеров.
Шумодав необходим, для того чтобы убрать фоны и наводки которые неизбежно будут при экстремально высоких значениях gain на вашей педали перегруза и/или гитарном усилителе.
Ну и на счет регулятора gain должен присутствовать здравый смысл, ибо после определенного положения ручки гейн будет добавляться каша и появится фидбэк.
Примочки, которые предпочитают начинающие металлисты.
Настройки гитарного комбика: панк звучание
Хотя в панке много разных направлений, выделить нечто их объединяющее всё же можно:
1) Преобладают средние частоты. Выставляйте их как минимум на 3-4 часа;
2) Меньше баса. Его даст басист. Выставляем на 9 часов;
3) Средние высокие. Гитара должна звучать ярко, но не выделяться, как например в метале.
Настроим звук как у Джонни Рамона
Гитарист группы RAMONES использовал одну гитару подключенную непосредственно в гитарный стэк.
Как настроить ваш комбик на волну британского панкрока
Панк звучание стало более «прилизанным» и контролируемым. Группы начали (были вынуждены) думать о звуке. Blink 182, The Offstring, Sum 41, Green Day, Simple Plan и многие другие «поп-панк» коллективы начали формировать совершенно новое звучание. Кроме них, были и «непродажные» команды, которые тоже стремились к качеству звука. Среди них: Rancid, NOFX, Lagwagon, Pennywise, No Use For A Name, Bad Religion и другие.
Наруливаем звук легендарной NIRVANA
Очень популярная в америке в конце 80-х начале 90-х музыка гранж, королем которой бесспорно считается ныне покойный Курт Кобэйн, характеризуется сменой чередующихся частей быстрой громкой и спокойной медленной (обычно умиротворяющий куплет и зубодробящий припев или наоборот).
Знаменитые примочки Кобэйна boss ds2, tech21 sansamp, EHX poly chores и EHX small clone
Для того чтобы нарулить звук как у NIRVANA необходимо будет немного приподнимать гейн чтобы подходя к кабинету появлялся фидбэк, почти каждая песня гранж группы начинается или заканчивается фидбэком.
Настройка комбика под хард-рок
Гитарист легендаронй AC\DC Ангус Янг применял для создания своего звука только гитару (в основном гибсон СГ) и маршалловский стэк а вот чтобы перевезти оборудование Эдди Ван Халена потребуется не один грузовик.
Для хардрока пробуем выставить такие настройки:
1) Ручку гейна выкручиваем максимум на 12 часов. Хард-рок играли почти с самого появления электрогитары, когда ещё не было hight-gain усилителей (и даже усилителей с обычным gain-ом). Перегруз «выбивался» при помощи атаки. Бейту по струнам сильнее, если хотите добиться настоящего хард-рок звучания;
2) Бас выставляйте в положение на 8-9 часов;
3) С ручками средних и высоких частот можно поиграться. Слушайте больше музыки в этом стиле. Пробуйте выставлять на максимум, потом на минимум. Слушайте как будет звучать инструмент.
Ангус Янг AC\DC
В заключении хочется сказать, универсального рецепта как получить звук понравившегося артиста нет, многие стоковые примочки и усилители исполнители специально апгрейдят у всевозможных гитарных маcтеров и инженеров модифицирующих гитарное оборудование.
Больше играйте и экспериментируйте и тогда может быть вы найдете свой собственный саунд который тоже кто — то захочет скопировать.
Комментарии (2):
Добавить комментарий Отменить ответ
спасибо за поддержку. хотя мне 57 и я не профи, но мир музыки хардрока дает мне бесконечную молодость, а Ричи никогда не сможет уйти из круга моих друзей. Я не сверну с этого пути, жаль только что на нем уже нет многих, с кем я был в далекие 80-е …
NIRVANA. ЧТО СТОИТ ЗА ЗВУКОМ ЛЕГЕНДЫ
Задача нашей статьи, попытаться понять из каких элементов состоял звук Курта и всей группы Nirvana, ведь это звучание не только оказалось способным «поставить на уши» миллионы поклонников, но и стало определяющим для развития одного из самых популярных жанров в музыке – а именно Grunge.
Начнем мы, конечно, с гитар
Курт Кобейн был левшой, поэтому, как правило, он использовал левосторонние инструменты, однако далеко не всегда. Нередко он брал обычную правостороннюю гитару левым хватом и переставлял струны. Поэтому среди его любимых инструментов можно встретить как правосторонние, так и левосторонние гитары.
По сути, любовь Курта к гитарам ограничивалась брендом Fender и двумя моделями: Mustang и Jaguar. Первым, заслуживающим упоминания Mustang, была модель 1969-го года Lake Placid Blue „Competition“ Mustang, серийный номер F279651. Серия Mustang Competition выпускалась с 1968 по 1973 год, инструменты этой серии легко узнать по трем «гоночным» полоскам на корпусе. Эта гитара использовалась в записи альбома Nevermind и ее можно видеть в клипе «Smells Like Teen Spirit».
На этом фото не оригинальная гитара Курта, но максимально похожая на нее. Судьба оригинальной гитары точно не известна. По одной из версий, она висит на стене Hard—Rock Cafe в Австралии, но исследователи биографии Кобейна сомневаются в оригинальности представленного там инструмента.
Еще одним популярным Fender Mustang в руках Курта стал Fender Mustang Sonic Blue c полноразмерным хамбакером в бридже. На самом деле, этих, абсолютно идентичных инструментов, было три, но на концертах (в туре in Utero) использовались только два из них, а третий Курт даже ни разу не достал из коробки. Конечно, это далеко не весь перечень гитар Mustang, которые использовал Курт. Все их просто невозможно охватить в рамках данной статьи.
Что касается гитар Jaguar, то абсолютно необходимо выделить гитару 1965 Sunburst Red faded Jaguar, серийный номер 95747. Эту гитару можно видеть во время тура 1991 года (эпоха Nevermind) и слышать на записи этого же альбома. Этой гитаре не повезло несколько раз сорваться с ремня и удариться об сцену, из-за чего на корпусе образовалось несколько характерных повреждений. Гитара была скрупулезно воссоздана Fender и запущена в серийное производство. В частности, ее можно приобрести в магазине «Музторг».
Особенности данного инструмента:
• Специально состаренные корпус из ольхи и элементы электроники
• Накладка грифа с перламутровой инкрустацией
• Головка грифа типа Stratocaster с логотипом в стиле 1950-х
• Кастомная система контроллеров звук-звук-тембр
Fender Stratocaster и Telecaster
Помимо бесчисленных Mustang и Jaguar, Курт нередко использовал Fender Stratocaster, причем предпочитал модели японского производства из-за более низкой стоимости (а Кобейн, как мы помним, весьма любил разбить гитару во время концерта). Он предпочитал инструменты со звукоснимателями-синглами, хотя встречались среди его Stratocaster и инструменты с хамбакерами. Наиболее близко к Stratocaster Курта, из тех инструментов, что производятся сегодня, подошел Fender American Standard Также в начале 1994 года Курту прислали санберстовый Telecaster, который использовался во время тура In Utero. Сегодня максимально близкая модель к тому телекастеру, это, пожалуй, Fender American Telecaster
Что же касается знаменитой гитары Jag-Stang, которая тоже по праву считается одной из любимых гитар Кобейна, то с ней ситуация следующая: Как мы уже выяснили, Кобейн всегда любил Fender Jaguar и Fender Mustang. И когда представители компании предложили ему создать свою собственную модель, он попросту взял фотографии этих двух инструментов, разрезал их пополам, после чего склеил две половинки от разных инструментов вместе. После согласования всех спецификаций для Курта было изготовлено всего два инструмента Jag-Stang, а вручен и вовсе всего один, на котором музыкант играл некоторые шоу тура 1993-го года. Это инструмент голубого цвета. Мастером, ответственным за этот проект в Fender Custom Shop был Ларри Брукс. По его словам «Мы как раз занимались упаковкой красного Jag-Stang для отправки его Курту, когда узнали печальную новость». После чего инструмент Jag-Stang Fiesta Red занял место в музее Fender. А Jag-Stang Sonic Blue, на котором Курт успел отыграть несколько концертов, его вдова Кортни Лав подарила гитаристу R.E.M. Питеру Баку. Его можно наблюдать в клипе на песню R.E.M. “What’s the Frequency, Kenneth?”, причем, Питер держит его правосторонним хватом. Таким образом, Fender Jag-Stang хоть и является детищем Курта Кобейна, в полной мере его гитарой так и не стала, поиграть на ней он в полной мере не успел. Сегодня эта модель не производится. На рынке вы можете найти издания 1995-1999 либо 2003-2005 годов, однако есть шанс, что рано или поздно Fender вновь вернется к этой гитаре.
Педали обработки звука Курта Кобейна
В качестве основной педали Distortion во время концертной и студийной работы эпохи альбомов Bleach и Nevermind, Курт использовал педаль BOSS DS-1. Настройки педали при этом были следующие: Level – максимум, Tone – в районе 11 часов, Distortion – в районе 1-2 часов на студии, и максимум на концерте. Педаль эта использовалась до февраля 1992 года, после чего Курт стал использовать более новую версию BOSS DS-2. Настройки педали остались приблизительно теми же. Еще через некоторое время лидер Нирвана перешел на знаменитый Sans Amp Classic, который сегодня не производится. Для некоторых студийных сессий использовался MXR Distortion Для создания эффекта хорус Курт часто использовал известную педаль Electro-Harmonics Small Clone. Он приобрел ее около 1990 года, и на всем протяжении карьеры педаль была одной из его любимых. Ее можно увидеть на практически всех концертных бутлегах, например Unplugged, а также на фотографиях к оформлению альбома In Utero. Альтернативой этой педали был Electro-Harmonics Poly-Chorus, которая использовалась на некоторых концертах тура in Utero. Еще одной педалью, которую часто использовал Курт, стал Electro-Harmonix Big Muff, это комбинация перегруза и сутстейнера, позволяющая сделать звучание гитары более протяжным и насыщенным.
Усилители Курта Кобейна
Одним из любимых усилителей лидера Nirvana был Mesa Boogie, причем ему нравился именно предусилитель в рэковой версии (Mesa Boogie Studio Preamp), который сегодня уже не производится. В качестве усилителя мощности использовались разные усилители (Crown, Crest 4801, Carver). Вторым любимым усилителем был Fender Twin Reverb который очень нравился Курту за чистый звук. Среди многих других усилителей, которыми он пользовался время от времени, стоит отметить Fender Champ и Peavey Vintage. В качестве кабинетов, как правило, использовались Marshall 4×12, которые можно видеть на большинстве концертных фотографий. Такие же кабинеты использовались во время студийных сессий. Но вот динамики в них были разные. В разное время в кабинетах стояли Greenback 25 ватт, Celestion 75 ватт, Vintage 30 (по мнению техников, любимые динамики Курта).
Это, конечно, далеко не полный список, однако, самые основные модели мы постарались упомянуть. Самый важный вывод, который можно сделать, проанализировав оборудование одного из самых известных музыкантов в мире, состоит в том, что ничего неординарного или очень дорогого в этом наборе не было. Любой последователь Кобейна или просто любитель музыки Grunge способен получить звук как у кумира за относительно небольшие деньги (по меркам профессиональных инструментов, конечно), просто посетив музыкальный магазин. Ну а дальше – лишь ваш полет творчества. Дерзайте, и может быть, в мире появится новая звезда, достойная стать на один уровень с простым парнем из Сиэтла, который сам того не ожидая, стал одной из самых известных икон рок-музыки.