Как сделать звук живым
10 способов сделать ваши музыкальные проекты более живыми
Подарите вашим трекам поцелуй жизни с нашими советами и техниками.
1. Думайте как барабанщик
Пока экспериментирование и программирование электронных битов идут рука об руку, мышление в стиле настоящего барабанщика приводит к более натуральному, живому звучанию битов. Используйте группы глушения, чтобы избежать одновременного звучания закрытого и открытого хэта, акцентируйте сильную долю высокими значениями велосити, и учитывайте расположение ударной установки при панорамировании ваших звуков ударных.
Все мы знаем что программирование велосити может использоваться для управления громкостью отдельных нот, но можно внести еще больше нюансов. Например, можно назначить фильтр высоких частот для имитации открытого звука при интенсивной игре и закрытого звучания инструмента при мягкой игре, тихие ноты могут быть не только тише по уровню, но и содержать меньше энергии по всему спектру частот.
3. Дыхание и накачка
При правильном использовании, характерная компрессия может заставить статические элементы микса дышать и качать, особенно если они имеют хвост распада, будь то естественная часть инструмента (ударные, фортепиано, гитара и т.д.) или небольшое добавление реверберации или другого окружения, так чтобы они подкатывались приятным, органичным способом при основном ударе. Можно легко переусердствовать с этим эффектом или чрезмерно применять банальным образом, так что, можно рассмотреть смешивание сжатого и не сжатого сигнала (т.е., параллельную компрессию), чтобы сбалансировать эффект в контексте микса.
4. Дьявол в деталях.
Все мы любим преувеличенные изгибы параметров и резкие изменения, но малейшие вариации могут больше повлиять на слушателя. Попробуйте автоматизировать low-pass фильтр всего на несколько герц почти незаметным движением, измените громкость на пол дБ во время вступления припева, или примените небольшое усиление в области средних высоких к стерео информации сигнала для добавления небольшой ширины месту клавишным.
5. Специальные инструменты
Многие программные инструменты сейчас включают специальные возможности, разработанные для добавления аналоговости и живости звуку. Например, синтезатор с дрифтом частот для имитации аналогового движения, сэмплеры с функцией round-robin, и имитация ленточных устройств с эффектами плавания и детонации тона. Читайте руководства от ваших плагинов для получения максимума от их возможностей.
6. Резкий = неестественный
7. Не автоматизируйте ровно
8. Не квантизировать
Если у вас есть MIDI контроллер или пэды ударных, возьмите за привычку записывать ваши биты и риффы в живую, даже если это кусок дополнительной перкуссии или украшающий синтезатор. С начало возможно это будет занимать время, но с практикой будет получаться все лучше. Если вам нужно немного квантизировать партию, не делайте сильную привязку к сетке, вместо этого используйте повторную квантизацию с легким сдвигом по времени, сохраняя естественность исполнения, или двигайте ноты в линии с отключенной квантизацией. Программированные хэты могут получить от этого особенную выгоду, так что программируйте бочки и снеиры для плотности, а хэты запишите в живую.
Сэмплированные 4/4 бочки одинаково звучат на каждом такте, в то время как «аналогово» звучащие хаус и техно бочки часто содержат определенную разновидность случайностей (чаще всего создающующихся при помощи аналоговых/модульных синтезаторов для генерации бочек). Внесите жизнь путем лееринга тонко синтезированного щелчка или шума поверх бочки, и добавьте модуляцию и движение с помощью синтезатора, чтобы разнообразить щелчок на протяжении всего времени, затем скомпрессируйте его с оригинальной бочкой.
Вибрато есть вибрато, правильно? Неправильно! Этот экстравагантно колеблющийся питч чрезвычайно выразителен, если его использовать правильно,так что, замечайте нюансы использования этого метода лучшими музыкантами и вокалистами: как далеко они отклоняются от основной ноты, как быстро они это делают, как долго они ждут, чтобы воспроизвести его полностью, границы их модуляции высоты тона (это ближе к синусоиде, треугольнику, или может даже к квадрату?), применяется ли вибрато выше (т.е диез основной ноты), ниже или около ноты.
Все это складывается в узнаваемый вибрато стиль, и вы конечно же можете внести схожую степень выразительности в ваши MIDI партии с аккуратным использованием запрограммированного вибрато. Использование колеса модуляции для создания заранее запрограммированного вибрато это традиционный метод, но для более точных результатов, используйте MIDI CC для управления питчем, рисуя точные отклонения высоты тона. Некоторые ромплеры включают исполненное вибрато в качестве артикуляции, которое гарантированно даст вам реалистичный результат.
Как сделать трек громче
Чтобы сделать #звук #максимально #громким и без потери качества, необходимо начать со сведения трека. Сведение это процесс настройки уровней ваших инструментов и эффектов, так чтобы все элементы можно было услышать и они звучали “хорошо” вместе. При сведении в основном используются #громкость, #панорамирование, #эквализация и возможно #компрессия. Если вы не можете получить хорошо звучащий трек на данном этапе, то может быть, вы используете не правильные звуки или их слишком много. Сведение отличается от “мастеринга“, где ваша цель заключается в изготовлении громкого и хорошо звучащего #микса. “Громкость” будет определена контекстом жанра. При #мастеринге на мастер шине (мастер канал) в основном используется эквалайзер, многополосный компрессор и или #лимитер. Плохая идея, чтобы сводить и мастерить одновременно. В первую очередь сконцентрируйтесь на изготовлении хорошего микса. И только затем производите его мастеринг. Если это рассмотреть на примере плотницкого дела, сначала сделайте удобный и хорошо сконструированный стул (сведение), и затем отполируйте его (мастеринг).
Если вы сравнили свою музыку с коммерческими треками, и думал, что ваш звук тихий или плоский, то этот раздел приведёт вас к той же “громкости” и “качеству”. Для этого вам надо тщательно настроить уровни мастер канала и обычных каналов, убедиться, что пиковый измеритель мастер канала просто касается 0 дБ, и все настолько громко, как оно может быть без клиппирования. Но по сравнению с коммерческими миксами, ваш до сих пор звучит слишком тихо и не хватает глубины. Проблема в том, что отношения между «пиками» и громкостью не одинаково. Наше восприятие громкости основано на “усреднении” входа в течение периода от 0,5 до 1 секунды. К сожалению, наши глаза не усредняют уровни пикового измерителя таким же образом как усредняют уровни звука наши уши. В ответ на эту проблему, был разработан ряд альтернативных режимов измерений см. Wave Candy, но это не поможет получить вам громкие треки, это только лучше представит то, что вы слышите. Чтобы сделать треки как громкими так и хорошими одновременно, опытные продюсеры полагаются на все или некоторые из ниже следующих инструментов и техник.
Для увеличения громкости наиболее эффективное место для начала это лимитирование на мастере, установите Fruity Limiter в последний слот эффектов на мастер канале микшера (он уже может быть там) и с настройками по умолчанию, поднимите ручку GAIN. Поэкспериментируйте подняв лимитирование на мастере «слишком много» и «слишком мало», и почувствуйте, что лимитер делает со звуком. Для получения более тонкого эффекта, используйте умеренное сжатие на отдельных каналах ударных и баса, затем небольшое лимитирование на мастер канале микшера. Немного здесь и там, не всё сразу в одном плагине, или на том же канале микшера. Создание громких треков, которые также и звучат великолепно это искусство, которое вы узнаете только с практикой.
Поучительные слова. В последние годы между продюссерами наблюдается “гонка вооружений”, чтобы делать свои треки громче, чем другие ребята. Эта концепция получила название “война громкостей”. Существует информативное видео на YouTube (война громкостей), чтобы подвести итоги. Хотя люди прыгают вверх и вниз в войне за громкость, это не обязательно так уж плохо. Некоторые стили музыки (например, клубная электроника/Dance-музыка) были придуманы во время этой войны и «громкость» стала частью их звучания. С другой стороны, акустические записи и записи живых инструментов могут быть определённо разрушены чрезмерным сжатием, когда сплющивается естественная динамика (изменения громкости).
Создание глубины в миксе
Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в феврале 2009 года.
Перевод: Бережной Вячеслав
В реальной жизни мы слышим звук в трёх измерениях, и хотя в стереозаписи все источники, очевидно, размещены перед слушателем (в диапазоне слева – справа звуковой сцены), но существуют определённые методы, позволяющие получить ощущение того, что они находятся также и ближе – дальше (то есть, вглубь звуковой сцены). К примеру, близкие звуки имеют тенденцию быть громче, чем дальние – и это очень легко воссоздать в миксе. Но кроме этого, имеется много других факторов. Таким образом, используя их, Вы сможете добиться намного больших результатов, чем если будете полагаться только лишь на фейдеры, управляющие громкостью. В этой статье я расскажу о многих путях, которыми Вы можете управлять этим аспектом своего микса.
Эквализация для создания расстояния
Если Вы хотите поместить кое-что на задний план микса, это должно быть не только тише фронтальных звуков. В этой партии должно быть меньше и высоких частот, чтобы подражать тому способу, которым их поглощает воздух. Чтобы усилить иллюзию расстояния, Вы можете также срезать и низкие частоты (ниже 150 – 200Гц). Если рассматриваемый инструмент записывается через микрофон, то размещение его дальше от инструмента (на стадии записи) поможет ещё больше укрепить иллюзию.
Срез высоких и низких частот поможет заставить звуки казаться более отдалёнными.
Используйте правильную реверберацию
Обрабатывая ревербератором отдалённые звуки, выбирайте диффузный (рассеянный) тип реверберации – то есть, другими словами, без слишком большого количества деталей. Кроме того, уберите на ней некоторые высокие частоты (так же, как и на источнике). Отдалённые звуки обычно сталкиваются с большим количеством отражающих поверхностей, чем близкие, поэтому Вы можете позволить себе добавить к этим звукам больше реверберации. Тем не менее, не слишком переусердствуйте с этим эффектом, если у Вас нет художественной потребности в нём – современные записи имеют тенденцию быть очень сухими по сравнению с миксами, сделанными в 70 – 80-х годах. Как правило, чем более просторна и разрежена аранжировка, тем больше реверберации Вы можете использовать, не опасаясь затопить всё содержимое. Миксы с плотными аранжировками обычно извлекают выгоду или из меньшего количества реверберации, или из использования так называемой «окружающей» реверберации – то есть такого эффекта, где присутствуют только ранние отражения.
Комбинирование повторяющегося эха и реверберации является отличным способом создания расстояния, особенно если у Вас есть ленточный дилэй (или его виртуальная эмуляция). По сравнению со стандартными цифровыми задержками, их повторы менее стерильны и однородны. Однако, если в наличии только обычный цифровой дилэй,попытайтесь срезать частоты ниже 200Гц и выше 4кГц. Также стоит поэкспериментировать с аналоговой задержкой (или её эмуляцией), потому что она имеет довольно тусклые и неясные повторы.
Чтобы создать впечатление от расстояния, могут использоваться плагины-эмуляторы ленточного эха, такие, как Universal Audio RE201 Space Echo. Если у Вас нет доступа к такому процессору, Вы можете попытаться использовать цифровую задержку, при этом срезав частоты ниже 200Гц и выше 4кГц.
Такие эффекты, как хорус, имеют тенденцию отодвигать звуки назад, заставляя их казаться менее сфокусированными. Таким образом, вы можете использовать его (или подобный ему эффект) на клавишных подкладах, которые предназначены для того, чтобы сидеть позади микса. Вы также можете достичь подобного результата, используя двухканальный питч-шифтер, чтобы создать два дополнительных слоя – один, смещённый на 7 центов вверх, а другой – на такое же количество вниз. Roland Dimension D (или эквивалентный ему плагин) может создать подобное хорусу пространственное распространение, но не давая слишком очевидного ощущения своего присутствия. Если Вы должны использовать хорус на звуке, который должен находиться во фронте микса (как например гитара), то держите этот звук ярким и свободным от чрезмерной реверберации. Обычно это приводит к хорошим результатам.
Модуляционные эффекты, такие, как хорус Roland Dimension D (или его виртуальная версия от UAD), могут помочь расфокусировать звук, убирая его с фронта звуковой сцены и оставляя место для других звуков, которые требуется выдвинуть вперёд. В качестве альтернативы, Вы можете использовать питч-шифтер, немного расстроив каналы и панорамировав их в противоположные стороны.
Вся перспектива – в контрасте: если какие-то звуки убраны назад, и сделаны менее яркими и более реверберирующими, то они должны быть уравновешены более яркими и сухими звуками, находящимися впереди микса. Не делайте ошибку, пытаясь полностью сохранить исходные звуковые качества каждого инструмента. В итоге Вы можете обнаружить, что задник звуковой сцены пуст, а фронт – переполнен (или наоборот).
Ведущий вокал будет казаться очень близким к слушателю, если на нём будет мало (или вообще не будет) реверберации. Вы можете создать очень драматичные эффекты, если сделаете некоторые вокальные элементы абсолютно сухими и добавите «воздуха», подняв частоты между 7 и 10кГц. Вероятно, такую вещь не стоит использовать для всего вокала, звучащего на протяжении всей песни, но для некоторых особенных фраз, которые должны звучать прямо в лицо слушателю, это может быть очень эффективно. Компрессор может усилить дыхание в таких близких вокальных партиях, заставляя их приблизиться ещё больше.
Задержка для глубины
Примите во внимание, что использование задержек вместо реверберации добавляет вокалам больше свободного места. Альтернативно, Вы можете скомбинировать задержку с небольшим количеством реверберации, или использовать реверберацию с большой пред-задержкой (в районе 90 – 110 мс). Как Вы уже знаете, близкие звуки обычно более яркие, чем отдалённые. Поэтому, обрабатывая ведущий вокал, Вы часто сможете позволить себе использовать более яркую реверберацию с яркими ранними отражениями. Зачастую, полезно настраивать два ревербератора: один с искусственным звуком, типа пластины, другой – с ранними отражениями или образцом окружения. Этим путём Вы сможете сбалансировать характер ранних отражений с более очевидным характером листовой реверберации. Также, задержка может быть замечательной для того, чтобы создать звук гитарного соло на большом рок-стадионе, но при этом не отдалить его от слушателя.
Распланируйте свою аранжировку так, чтобы выбранные Вами звуки не входили в противоречие с концепцией микса. Например, яркие подклады гораздо труднее поместить на задний план звуковой сцены, чем более тусклые. Точно так же, если подпевки будут более яркими, чем ведущие вокалы, то они вряд ли усядутся позади его. Есть, конечно, и исключения, где бэки нарочно выдвинуты вперёд (как например в «Video Killed the Radio Star»), но, как правило, ведущий вокал должен быть всегда на первом месте. Чтобы было легче поместить подпевки назад, добавьте к ним большое количество реверберации или сделайте к каждой из партий несколько дабл-треков (по сути дела – это естественный хорус).
Если Вы используете барабанные сэмплы, попытайтесь не очень сильно обрабатывать их эквалайзером – даже если перед Вами стоит искушение сделать их ещё более яркими и большими. Если музыкальный жанр не требует, чтобы барабаны сидели впереди микса, то выбрав для них более естественный звук, Вы облегчите задачу построения правильной перспективы.
Освобождая место для вокалов, Вы можете использовать не только автоматизацию громкости, «наклоняя» такие вещи, как гитары и подклады, но и автоматизацию эквалайзеров, аккуратно срезая в нужных местах высокие частоты. Обычно применяется low pass фильтр с крутизной 12 или 18dB/октава. Он должен сделать аккомпанирующие партии менее яркими в тех местах, где они играют вместе с вокалами. Вы можете использовать эту технику как самостоятельно, так и в комбинации с автоматизацией громкости. Но не слишком переусердствуйте с уменьшением высоких частот, иначе это станет заметным для слушателя – а Вы вряд ли этого хотите. Проверьте свои субъективные ощущения, слушая микс снаружи студии (с открытой дверью). Если Вам удалось создать чувство глубины в миксе, то это будет слышно и здесь. И, заодно, Вы проверите общий баланс всех элементов.
Настройка в контексте
Всегда имеется искушение включать в соло разные индивидуальные элементы и решать, какую же обработку применить к ним. Но если у Вас мало опыта, это может привести к большому количеству больших и ярких звуков, борющихся друг с другом за место во фронте Вашего микса. Поэтому, основное решение о той или иной обработке индивидуальных партий следует принимать с учётом общего контекста микса. В большинстве поп-миксов вокалы находятся ближе всего к слушателю, гитары и основные клавишные партии – немного позади их, примерно рядом с барабанами. Дополнительные элементы, такие, как подклады и бэк-вокалы, могут быть отодвинуты ещё дальше. Послушайте вещь «Won’t Get Fooled Again» группы The Who. Вы заметите, что мощные гитарные и барабанные партии не настолько ярки, как Вы могли бы себе вообразить, и реально помогают вокалу проникнуть в самое сердце слушателя. Таким образом, современная тенденция эквализовывать всё до хрустального блеска не всегда является хорошей стратегией!
Тренируйте свой профессиональный слух – слушайте свои любимые коммерческие записи и пытайтесь определить, какие из описанных методик в них применялись. Скоро Вам легко будет это сделать, и Вы сможете применить эти знания и в своём музыкальном производстве.
Работа звукорежиссера с живым звуком в условиях малой концертной площадки
Работа звукорежиссера с живым звуком в корне отличается от студийной работы. Мне довольно часто приходилось наблюдать, как студийные звукорежиссеры, приходя с музыкальной группой на концертную площадку, сразу же сталкиваются с множеством проблем, про которые они раньше только слышали, а может и не слышали вовсе. Поэтому часто случается так, что даже старые опытные звукорежиссеры, проработавшие на студии не один десяток лет, просто-напросто теряются и передают бразды правления (микшерный пульт) в руки штатного звукорежиссера или техника. В этой статье мы поговорим о проблемах, возникающих при работе с живым звуком и о том, как их можно избежать. В качестве примера будет приводиться работа на малой концертной площадке, так как именно на таких сценах (клубы, рестораны, казино, караоке-бары) работать обычно сложнее всего.
Работа с живым коллективом обычно делится на два этапа. Это настройка звука (sound check) и, собственно, само концертное выступление. Настройка, как это ни странно, занимает иногда намного больше времени, чем сам концерт. Во время настройки на плечи звукорежиссера ложиться вся ответственность за будущий звук, начиная от состояния инструментов, и заканчивая звуком в мониторах.
В каком-нибудь клубе или ресторане, настройка обычно происходит в присутствие большего количества посторонних людей, это иногда очень мешает, так как эти люди пришли отдохнуть и могут кричать, буянить, петь и так далее. Ни в коем случае не стоит обращать на это внимание, ведь вам платят за работу и вы должны ее делать, а обо всем остальном позаботится администрация. При работе с каким-нибудь именитым музыкальным коллективом, вам конечно будет выделено отдельное время для настройки, когда кроме вас и музыкантов рядом никого не будет, но когда для музыкантов музыка является не основной профессией, они редко могут выкроить отдельное время для саунд чека и настройка звука происходит перед концертом в предельно сжатые сроки. Вот здесь как раз и всплывает первое отличие, которое вводит звукорежиссеров студийников в ступор. У вас ограничено время! Если на студии вы можете лениво пробовать то или иное действие, применять обработки, если не понравится их убирать, в перерывах попить чайку или кофе и подумать о природе звуковых явлений, то здесь, на концертной площадке у вас есть пять человек музыкантов и тридцать минут времени, за которые вы должны из них сделать полноценно звучащий музыкальный коллектив. А если не успеете, или успеете, но плохо – то вы плохой звукорежиссер, и в следующий раз они позовут другого на ваше место.
Теперь поговорим о самой настройке, о том, что нужно делать и какие проблемы могут возникнуть. Если вы работаете с конкретной группой, вам нужно приучить их к тому, что во время саунд чека вы самый главный для них человек, они просто обязаны беспрекословно вас слушаться. Если вы сразу об этом договоритесь, то вы сэкономите огромное количество времени и нервов, которые тратятся на вызывание на сцену бас-гитариста, который пошел пить пиво в соседний ларек во время настройки звука. Если вы говорите, что настраиваются барабаны, остальные молчат, то барабанщик выполняет ваши команды, а остальные МОЛЧАТ! Не разыгрывается пианист, не распевается певица, и гитарист не настраивает комбик. Все ждут своей очереди. Дисциплина в концертной практике очень важна.
Следите за состоянием инструментов. Бывает так, что музыкант по забывчивости, из-за лени или отсутствия средств, а может просто потому, что он творческая натура и все мирское ему чуждо, играет на одних и тех же струнах по пол года. Объясните ему, что это негативно влияет на звук инструмента (гитары или бас-гитары), что струны желательно менять каждые две-три недели, что они растягиваются и так далее. Если у барабанщика мятый пластик, то пластик нужно поменять, фонит комбик – проверить шнур, чаще всего проблема в нем, скрипит педаль большого барабана – нужно смазать. Подсказывая музыкантам, казалось бы, такие очевидные вещи, работая с ними не только как техник, но и как человек, вы заслужите уважение к себе от членов группы, и хороший качественный звук самих инструментов на протяжении долгого времени.
Следующая неожиданность, с которой обычно сталкиваются звукорежиссеры, приходящие на концертную площадку из студии звукозаписи – это то, что регуляторы GAIN микшерного пульта очень редко используют на полную. Так как эта регулировка отвечает за чувствительность канала, то подключая к этому каналу микрофон или какой-либо акустический инструмент, его редко выкручивают больше половины, иначе микрофон просто напросто начинает «заводиться». Причем регулятор GAIN в этом случае отвечает именно за чувствительность микрофона, и вам нужно будет поработать с вокалистом и подобрать наилучшее значение этого параметра, чтобы вокалисту было удобно работать с микрофоном, а он, в свою очередь, не «заводился».
Давайте теперь подробно разберем настройку каждого инструмента отдельно. В качестве примера возьмем самый распространенный состав современной музыкальной группы, это барабанная установка, бас-гитара, ритм-гитара (пусть будет акустика), соло-гитара, клавиши, лидер-вокал и два бэк-вокала.
Барабанная установка
В отличие от студии звукозаписи, на концертной площадке мы не окружаем барабаны микрофонами со всех возможных сторон. На малой концертной площадке обычно используют по одному микрофону на каждый барабан, один на Hi-Hat, и два Overhead для озвучивания тарелок. Существуют специальные наборы микрофонов, позволяющие озвучить стандартную барабанную установку на концертной площадке. Для большого барабана микрофон обычно располагают в отверстии наружного пластика, малый барабан и томы — цепляют на обручи самих барабанов, для хай-хета ставят сверху, а оверхеды устанавливают стандартно над всей кухней. Если вам попалась нестандартная барабанная установка, (некоторые барабанщики играют на двух малых барабанах, вешают ковбеллу на бочку или тамбурин на хай-хет) то отдельные элементы этой установки нужно будет подзвучить отдельно.
Прежде всего, надо хорошо настроить сами барабаны, как рабочие пластики, так и резонаторы. Хороший барабанщик сделает это без труда, но в процессе настройки звука, вы можете немного подкорректировать его настройку барабанов, если уверены, что общий звук бэнда от этого будет в выигрыше. Для настройки большого барабана, малого барабана и томов, вам возможно понадобится компрессор и гейт. Компрессор сделает звук большого барабана плотным, и не даст малому неожиданно «выстреливать» и перегружать канал пульта, а гейт очень хорошо убирает длинные «хвосты» томов и делает их звук резким и отрывистым. Но на самом деле все настройки – дело вкуса. Быть может вам нравится бухающая бочка без высоких частот и долго «поющие» томы. Главное, чтобы ваше видение музыки совпадало со вкусом музыкантов и слушателей…
Настроив отдельно каждый барабан, вы просите барабанщика поиграть на всей установке. Здесь возможно нужно будет сделать некоторые корректировки. Добились хорошего плотного звука всей установки, каждый барабан слышно отчетливо, никаких лишних призвуков и «грязи» нет. Молодцы! Барабанщика отпускаем и переходим к настройке бас-гитары.
Бас-гитара
Как всегда первое, что вам нужно сделать — это проверить общее состояние инструмента. Новые ли струны, исправен ли шнур, соединяющий гитару и комбик, и только после этого переходить непосредственно к настройке звука. Сначала басист сам настроит комбик, как ему нужно. В основном используются комбики с одним 15-ти или 18-ти дюймовым диффузором. Такие комбики обладают глубоким низким звуком и хорошо подходят для больших концертных площадок. Дело в том, что длина волны низкочастотных волн довольно большая, например у звуковой волны, частотой 60 Гц, длина волны около семи метров, то есть, чтобы услышать полноценный звук бас-гитары из такого комбика, от него придется отойти на достаточно большое расстояние. Поэтому для малых концертных площадок, где басист находится практически вплотную к комбику и не имеет возможности перемещаться по сцене, целесообразнее использовать специальные кабинеты, состоящие из нескольких 10-ти или 8-ми дюймовых динамиков. Такие комбики обладают довольно плотным низким звуком и хорошо «читаются» как вблизи, так и вдали от них.
Теперь вам нужно определиться каким образом вы будете снимать звук с комбика. Это можно сделать микрофоном, а можно снять звук параллельно с помощью дибокса. Лично я бы рекомендовал второй вариант, так как это позволит вам работать с чистым звуком бас-гитары, неискаженным настройками комбика. В процессе настройки может пригодится компрессор, чтобы сделать звук бас-гитары гуще и плотнее. Но опять же, все зависит от вкуса и стиля музыки, с которой работаете.
После настройки бас-гитары, снова пригласите на сцену барабанщика и попросите их поиграть вместе. На этом этапе могут возникнуть некоторые проблемы. Возможно, что звук бас-гитары будет маскировать звук некоторых барабанов. Исправить эту проблему можно внеся некоторые корректировки в частотную характеристику одного или другого инструмента. Теперь добейтесь оптимального баланса между барабанами и бас-гитарой, они должны звучать не как два отдельных инструмента, а как одно целое, плотно и густо. Настроив ритм-секцию, мы переходим к остальным инструментам. В принципе, их порядок не так важен, но все-таки желательно отстроить сначала аккомпанирующие инструменты, а только после — солирующие.
Клавиши
В качестве клавишного инструмента чаще всего используется синтезатор или MIDI-клавиатура. В основном играют на звуках фортепиано, органа, электропианино, скрипках, но звуки могут быть любыми. Настраивать клавиши особо не надо, надо только отрегулировать их уровень на пульте, и если надо, немного подкорректировать низкие и высокие частоты, хотя обычно и этого не требуется. Попросите клавишника поиграть на всех звуках, которые он будет использовать во время концерта. Очень важно, чтобы они были примерно одинакового уровня, так как в противном случае для вас будет неожиданностью, когда во время концерта вдруг «выстрелит» какой-нибудь орган, который в два раза громче, чем пианино. Отстройте уровень клавиш в порталах, в мониторе для клавишника и можете отпускать его с миром. А у нас на очереди ритм-гитара.
Акустическая гитара (ритм-гитара)
Как всегда, проверяем инструмент, тщательно его настраиваем, проверяем кабель и только после этого приступаем к настройке звука. Звук акустической гитары достаточно широк по частотному диапазону, но весь диапазон совершенно не нужен. Так как это не сольный гитарный концерт, а акустическая гитара выполняет роль ритм-гитары, то для самое главное, чтобы звук гитары был читаемым и не на первом плане. Используя широкий и богатый звук акустической гитары, вы рискуете его потерять в общем звучании ансамбля, и добавление громкости на микшере эту проблему не решит, а только прибавит общему звуку мутности и грязи. Поэтому частотный диапазон гитары нужно принудительно сузить. Я обычно срезаю низкие частоты и добавляю высоких, в этом случае гитара как сольный инструмент звучит неестественно, но в общем миксе очень хорошо читается и четко отслеживается ее ритм. Проделывая такие операции, не стоит забывать, что есть еще и гитарист, у которого свои понятия о звуке, поэтому настраивая звук акустической гитары в его персональном мониторе, следуйте его желаниям, чтобы получить наиболее приятный звук для самого музыканта. Работая с монитором не забывайте, что гитара – акустический инструмент — может возникнуть обратная связь и гитара «заведется». Чтобы этого избежать без ущерба для звука в мониторе, обычно используют специальные заглушки, которые закрывают отверстие в деке гитары.
Соло-гитара
С электрогитарой все иначе. В качестве источника звука используется комбик, звук которого обычно снимают микрофоном или несколькими микрофонами. Если не знаете, какой микрофон использовать, то возьмите Shure SM57, этот микрофон стоит недорого и достаточно часто используется для подзвучки гитарного комбика во время концертов, он хорошо передает насыщенность звука гитарного комбика и практически не искажает его частотную характеристику. Звуком гитары обычно занимается сам гитарист, он достаточно тщательно настраивает комбик и свои примочки так, чтобы звук стал именно таким, какой и должен быть. От звукорежиссера в этом случае требуется только немного подкорректировать звучание гитары в порталах, то есть сделать так, чтобы звук гитары в порталах не отличался от звука из комбика. Эффектами на гитаре обычно управляет сам гитарист, но бывает так, что гитара в общем звучании бэнда звучит сухо, в этом случае можно немного добавить эффекта реверберации или эха. Лично я люблю пользоваться коротким дилэем, он немного отдаляет гитару от слушателя и делает ее звучание более глубоким, особенно это актуально на медленных композициях.
После настройки всех инструментов, вызовите на сцену всех музыкантов, и попросите сыграть вместе композиции разных темпов и громкостей. На этом этапе нужно определиться с балансом инструментов, их панорамным расположением в звуковой картине, возможно придется сделать некоторые изменения в настройке того или иного инструмента, включить в канал динамическую обработку или добавить реверберации. Если вы находите динамический диапазон музыкального коллектива слишком широким, можете включить компрессор на порталы, хотя на малых концертных площадках, где слышен звук со сцены, это в редких случаях может пригодиться. Отстроив звук всего коллектива, переходим к отстройке вокала.
Лидер-вокал
Для лидер-вокала очень хорошо иметь отдельный, качественных предусилитель. Если это будет ламповый предусилитель, то звучание вокала будет намного насыщенней и искристее. Некоторые дорогие транзисторные модели тоже позволяют получать улучшенное звучание вокала. Обычно в такие предусилители включены полный параметрический эквалайзер и компрессор, так что можно настраивать вокал только на предусилителе, не затрагивая канал пульта. Отстроив звучание вокала в порталах, переходите на мониторы.
Вот тут-то и начинаются все проблемы, которые обычно присутствуют на малых площадках. Если все до начала отстройки мониторов звучало отлично, то теперь звук из мониторов начинает «лезть» в микрофон. Из-за малой площади сцены, мониторы нельзя расположить на должном расстоянии от вокалиста, а при расположении вплотную, микрофон начинает «заводиться», приходится делать монитор тише, но тогда вокалист перестает себя слышать.
Самый лучший выход – это снабдить вокалиста ушным монитором, это скрытый наушник, через который вокалисту можно настроить необходимый ему баланс инструментов. Но если возможности использовать ушной монитор нет, то неизбежно приходится задействовать отдельный эквалайзер для мониторной линии. Часто концертные звукорежиссеры носят с собой портативный прибор, позволяющий делать различные акустические замеры: АЧХ, противофазу, звуковое давление и тому подобное. Этот прибор часто облегчает работу звукорежиссеру во время возникновения неожиданных проблем. Например, если заводится микрофон, с помощью этого прибора можно быстро определить частоту, на которой происходит детонация и убрать ее на эквалайзере. Постепенно с опытом начинаешь определять частоты на слух, и прибор уже не нужен.
Из-за близкого расположения монитора к микрофону, детонация происходит на многих частотах, все их приходится вырезать на эквалайзере, и частотный спектр вокала в мониторе сильно обедняется. Это делает звук в мониторе очень неприятным для вокалиста, которому очень важно себя слышать, и чувствовать себя на сцене комфортно. Здесь нужно искать золотую середину между громкостью монитора и его частотной характеристикой. Возможно, придется переместить монитор подальше от вокалиста, сделать небольшую перестановку на сцене, ведь от обеспечения комфорта всем музыкантам зависит успех выступления.
Бэк-вокалы
Настройки бэк-вокалов практически не отличаются от настроек лидер-вокала. Конечно, они меньше значимы и имеют меньший приоритет, чем основной вокал, но это ни в коем случае не значит, что они заслуживают меньше внимания. Уделите особое внимание читаемости и прозрачности звука бэков. Во время выступления бэк-вокалы обычно отстраивают так, что они скорее угадываются, чем ощутимо звучат, но их присутствие делает звук насыщеннее, богаче обертонами и в целом красивее. У бэков может быть и другое назначение, например, они проговаривают значимую фразу, которая должна быть услышана. В этом случае, естественно, нужно донести ее до слушателя, и сделать звучание вокала соответствующим.
После того, как вы отстроили звучание бэнда со всеми вокалами в порталах, можно приступить к отстройке мониторов. На больших концертных площадках этим обычно занимается мониторный звукорежиссер, но на малых сценах концертный звукорежиссер обычно отвечает и за звук в зале, и за звук на сцене. В идеале, у каждого музыканта должен быть хотя бы один персональный монитор и еще должна быть пара мониторов, расположенных по бокам сцены (они называются прострелами). Прострелы нужны для того, чтобы все музыканты слышали общую звуковую картину. Внимательно выслушайте требования музыкантов к звуку в мониторах, и под их диктовку настройте баланс инструментов в каждом персональном мониторе отдельно, после чего настройте общую картину в прострелах. На малой концертной площадке звук из мониторов обычно сильно влияет на общий звук в зале, поэтому после отстройки мониторного звука, еще раз проверьте общее звучание в зале и сделайте, если нужно, необходимые корректировки.
На этом этапе с настройкой звука можно закончить, но не забывайте, что вы настраивали звучание группы в пустом зале. Когда зрительский зал наполнится, звук неизбежно измениться, так как зрители – очень хороший поглотитель звуковых волн. Будьте готовы к тому, что звук в зале станет немного глуше и тише, а музыканты непременно потребуют увеличения громкости мониторов. Во время настройки музыканты слышали «отдачу» от пустого зала, отражения от пола и стен. Когда же зал наполнится людьми, отражения от пола и от некоторых других поверхностей практически полностью исчезнут, и это нужно будет компенсировать увеличением громкости мониторов. К слову, микрофоны в полном зале заводятся тоже меньше.
Если вы работаете на большой сцене и расстояние между порталами и бэк-лайном (барабаны, комбики) больше семи метров, то некоторые инструменты придется подключать к линии задержки. Дело в том, что если разность хода звуковых волн превышает семь метров, то на слух ощутима задержка, то есть звук будет немного дробиться. Часто это происходит с малым барабаном. Так как малый барабан подзвучивается микрофоном, а этот звук выходит через порталы, то он первым доходит до слушателя, а через некоторое время до слушателя доходит со сцены «живой» звук малого барабана. На слух это воспринимается, как короткий повтор, как будто по барабану ударили 2 раза вместо одного. Чтобы избежать этого явления, учитывая расстояние между порталами и барабаном, в специальный процессор на канал малого барабана устанавливают задержку, чтобы «живой» звук барабана и звук его из портала доходили до слушателя одновременно. То же самое относится к другим громким излучателям, расположенным далеко от порталов (гитарные комбики, различная громкая перкуссия, тарелки и т.п.).
Выступление
Теперь давайте перейдем к выступлению. Звукорежиссер обязан очень хорошо знать материал музыкального коллектива, с которым он работает. Зная материал, вы сможете вовремя вывести микрофоны, когда вступают бэк-вокалы, в нужный момент обработать вокал или какой-либо инструмент эффектом и так далее. Во время выступления звукорежиссер так же должен следить за знаками музыкантов, если вдруг надо добавить или убрать громкость монитора, и за техническим состоянием оборудования. Под рукой всегда должны находиться хотя бы по одному резервному кабелю разных типов, так же резервные микрофоны и ди-боксы. Бывает, неожиданно на сцене ломается микрофон, начинает фонить кабель или просто, по непонятным причинам, пропадает сигнал в канале пульта. Вы всегда должны быть готовы оперативно отреагировать на поломку, найти ее причину и устранить, и сделать это надо как можно быстрее. Не забывайте в паузах убирать обработку с вокала, ну и поддержание нужного баланса на протяжении всего выступления – это основная обязанность концертного звукорежиссера.
Придя в первый раз на концертную площадку, вы, даже зная все, что необходимо знать, не сможете все сделать идеально. Потому что знать – это одно, а уметь – это совсем другое. Многие вещи приходят только с опытом. Со временем вы перестанете паниковать при возникновении неисправности во время выступления и сможете легко найти ответ на любой вопрос. Только с опытом вы сможете быстро и профессионально настраивать музыкальные группы разной сложности, оперативно реагировать на все обстоятельства и создавать красивые звуковые картины. Научившись всему этому, вы станете хорошим, уважаемым и востребованным звукорежиссером.