Как сделать звуковую мозаику
Звуковая мозаика
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Полифункциональное пособие «Звуковая мозаика»
Цель игры:
Развитие мышления дошкольника через формирование фонематических процессов.
Задачи:
1.Развитие фонематического восприятия:
2. Развитие процессов мышления:
3. Развитие конструктивных способностей.
4. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность, умение общаться, слушать, действовать совместно с другими, аккуратность, стремление оказывать друг другу помощь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию полифункционального пособия «Звуковая мозаика»
Развитие мышления дошкольника через формирование фонематических процессов.
1.Развитие фонематического восприятия:
2. Развитие процессов мышления:
3. Развитие конструктивных способностей.
Формы проведения занятий
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Основные принципы работы
Интеграция образовательных областей
Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка, сенсорное развитие.
Развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции, развитие литературной речи
Звуки твёрдые и мягкие
Лист 3х3. Жетоны синего цвета, квадратные и круглые.
Слушай внимательно, (С или СЬ) звучит в слове, и выбирай правильный жетон.
Слова: соль, сахар, семечки, посёлок, лось, сад, осёл, песок.
Звуки твёрдые и мягкие
Лист 3х3. Если в слове есть мягкий звук, обозначай это слово синим жетоном, если нет – коричневым.
Слова: гном, стон, соль, сталь, закон, мебель, стакан, смех, мех, муж, полька, горох, пресс, клюква, шторм, жираф.
Звуки Г и ГЬ, К и КЬ.
Слова: гимн, погон, крошка, хмурый, гром, покрышка, папаха, загон, погром, мех, люк, грим, хор, трюк, глина, рога.
Звуки З и ЗЬ, С и СЬ.
Лист 4х4. Жетоны зелёные и синие.
Слова: сок, стан, воск, зуб, сытый, сон, звон, вазелин, василёк, пузырёк, арбузы, мост, забота, роза, восемь, кокос.
Определение конечного звука в словах.
Лист 3х3. Жетоны алого и оранжевого цветов. Оранжевые жетоны назовите «квадраты цвета осени».
Слова: кино, молоко, пальто, стена, окно, парта, звезда, метро, река.
Определение конечного звука в словах.
Лист 4х4. Жетоны малиновые и голубые. Голубые жетоны назовите «квадраты цвета неба».
Слова: сом, гном, стон, слон, ком, клоун, лом, закон, сон, паром, загон, дом, бутон, батон, гром, шлем.
Лист 3х3. Жетоны жёлтые, окно.
Слова: кожа, жук, сторож, железо, сюжет, морж, пожалуйста, шарик, пошёл.
Цвет жетонов: лимонный, малиновый, неба.
Слова: гол, муха, мама, нос, пончик, лента, салют, дом, люк, сон, парень, слюда, сумка, лес, село, нитка.
Определение первого звука в слове (лист 3х3). Жетоны жёлтые и зелёные.
Слова: забор, жук, замок, жаба, железо, жираф, замок, жар – птица, золото.
Определение первого звука в слове (лист 3х3). Жетоны красные и синие.
Слова: компот, сад, конверт, самовар, корзина, салат, кошка, свёкла, кино.
Определение первого звука в слове (лист 4х4). Жетоны синие, красные, жёлтые, зелёные.
Слова: свистеть, жарить, кашлять, закрывать, желать, кипятить, зевать, синеть, ковырять, занимать, скучать, жмуриться, заикаться, сидеть, жевать, клевать.
Определение первого звука в слове (лист 4х4). Жетоны зелёные, красные, чёрные.
Слова: заболеть, кормить, чистить, забывать, каркать, чирикать, завивать, кудахтать, чесать, зевать, кусать, чихать, заикаться, копать, читать, замерзать.
Определение первого звука в слове (лист 5х5 ). Жетоны чёрные, красные, зелёные, синие.
Слова: черепаха, корыто, забор, жаворонок, свет, король, зной, железо, свечи, чемодан, зонт, жук, свитер, черника, космос, желе, свинья, черепаха, знамя, солнце, чиж, крапива, зима, жираф…
Лист 4х4. Жетоны коричневые и зелёные.
Слова: люк, литр, пир, кефир, лифт, книга, шоссе, дом, миг, базар, небо, рис, доктор, ночь, тир, сила.
Лист 5х5. Жетоны коричневые и белые.
Слова: цель, мост, герб, экран, штора, музыка, белый, этаж, алый, шесть, железо, соль, мэр, дело, сажа, коза, небо, лимон, песня, варенье, гусь, таблетка, белка, пламя.
Лист 5х5. Жетоны коричневые и фиолетовые.
Слова: осень, звук, астра, шнур, жизнь, пункт, пуск, игра, люк, улей, март, май, июнь, апрель, зверь, жук, зуб, заяц, утюг, улица, ослик, уголь, ива, изумруд, шелест.
Лист 5х5. Жетоны розовые и жёлтые.
Слова: стол, стул, мышь, блин, клин, рис, дым, риск, мыло, рост,
рысь, лось, волк, гном, прыжок, рыба, белка, грыжа, камин, сыр,
порт, рыжий, сахар, клык, гром.
В состав игры входят сетка 9 (3 х 3) квадратов. Квадратное поле с цветным изображением. Квадраты – жетоны желтого и зелёного цветов.
Детям предлагается посмотреть на цветное изображение в течении 5 секунд, а затем выложить его у себя на карточке сетке.
В состав игры входит: квадратные фишки и круглые. Воспитатель предлагает детям определить мягкий и твёрдый звук.
Лист 3х3. Жетоны синего цвета, квадратные и круглые.
Слушай внимательно, (С или СЬ) звучит в слове, и выбирай правильный жетон. Слова: соль, сахар, семечки, посёлок, лось, сад, осёл, песок.
В состав игры входит: квадратные фишки двух контрастных цветов, карточки со схематичным изображением предметов, квадратное поле, состоящее из 25 квадратиков.
Слова для дифференциации звуков «С-Ш» (картинка кораблик):
1 ряд: солнце, сок, пляж, шхуна, краски
2 ряд: песок, сарафан, штиль, паста, сон
3 ряд: сандалии, абрикос, шоколад, свисток, носки
4 ряд: шутка, шлем, кошелёк, каштан, шорты
5 ряд: смех, шляпа, каша, шкаф, свет
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Звуковая мозаика» Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста Автор: воспитатель группы компенсирующей направленности ГБДОУ детский сад № 39 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Скрябина Елена Владимировна
«Запомни и повтори рисунок» Схемы ребенок может составлять при помощи жетонов и мелких пуговиц-игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мелкой моторики. Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру. Перед тем как начать выкладывать узор, убедитесь, что ребенок знает названия цветов.
Как это делать? Определение первого и последнего звука. Определение твёрдых и мягких звуков. Педагог называет слово, интонационно выделяя первый звук. Воспитанник определяет, какой это звук и кладет на игровое поле соответствующий квадрат.
А потом усложняем… Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква.
Определение звука У ( лист 5х5). Если услышишь звук «У» клади жетон фиолетового цвета, если звука «У» нет клади жетон коричневого цвета Жетоны коричневые и фиолетовые. Слова: осень, звук, астра, шнур, жизнь, пункт, пуск, игра, люк, улей, март, май, июнь, апрель, зверь, жук, зуб, заяц, утюг, улица, ослик, уголь, ива, изумруд, шелест.
Вывод: Игра способствует сравнению, обогащению, анализу, синтезу мыслительных процессов через развитие речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д.
Пояснительная записка.Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в во.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении.
Презентация-игра «Звуковая мозаика», направлена на определение места заданных звуков в словах (в начале, в середине, в конце слова).АВТОРСКАЯ ИГРА.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м.
Дополнительная образовательная программа по развитию речи для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Звуковая мозаика»
материал по развитию речи по теме
Пояснительная записка.
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
Работа по данной программе облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
по развитию речи для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет
2. Прогнозируемый результат.
3. Перспективный план.
4. Список литературы.
5. Расчёт стоимости материальных затрат.
Программа дополнительного образования «Звуковая мозаика» направлена на развитие речи у детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
Уровень: коррекционно – развивающий
Форма проведения занятий: фронтальная
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество, музыка
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
Работа по данной программе облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики.
Основная цель: Подготовка детей к школе.
Основными задачами данной программы является:
1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова.
— Обучать детей звуковому анализу слов.
— Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.
— Усвоить смыслоразличительную роль звука в слове.
— Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.
— Учить обследовать звуковую структуру слова.
— Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.
— Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.
2. Ознакомление со слоговым строением слова.
— Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.
3. Ознакомление со словесным составом предложения.
— Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.
4. Подготовка руки к письму.
— Научить ребёнка обводить, штриховать.
5. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Предполагаемые результаты программы:
— Дети умеют выполнять звуко – слоговой анализ и синтез слов типа: мама, лиса, мост.
— Достаточно развито фонематический слух, фонематическое восприятие
— Достаточно развита моторика органов артикуляции аппарата
— Дети имеют достаточный словарный запас и грамматически правильную речь.
— У детей развита мелкая моторика.
Связь с другими образовательными областями.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка, сенсорное развитие.
Развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
«Чтение художественной литературы»
Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции, развитие литературной речи.
Развитие продуктивной деятельности детей,
развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук.
Способствовать развитию репродуктивных компонентов музыкального слуха.
Количество занятий в неделю – 1 занятие.
Количество занятий в год – 30 занятий
Общая длительность занятий – 20 – 30 минут, что соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049 – 13.
Оптимальное количество детей для успешного освоения программы – 8 – 10 человек.
Рабочая программа кружка «Звуковая мозаика»
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение муниципального образования город Нягань
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
Деятельности по социально-личностному направлению развитию детей № 11
Рабочая программа кружка «Звуковая мозаика»
на 2017– 2018 учебный год
Руководитель :Анисимова Т.П.
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.
Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.
Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов т.д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.
Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.
Программа логопедического кружка «Звуковая мозаика» по развитию и коррекции речи составлена для детей 4-5 лет, которые еще не посещают логопедические занятия на логопункте.
Цель программы – совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 4-5 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.
Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.
Развитие, уточнение основных движений органов речи у детей (язык, челюсти, губы), посредством артикуляционной речевой гимнастики.
Развитие у детей фонематического (звукового) слуха, умения управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).
Развитие у детей мелкой пальцевой моторики, посредством пальчиковой гимнастики, самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т.д.
Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.
Программа логопедического кружка «Звуковая мозаика» рассчитана на обучение детей в возрасте от 4-5 лет, имеющими речевые недостатки. Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МАДОУ МО д/с №11 «Елочка»
Количество занятий в неделю: 2
Количество занятий в месяц: 8.
Количество занятий в год: 56.
Формы проведения занятий и методы:
рассматривание разнообразных игрушек;
составление описательные рассказов, сказочные путешествия;
дидактические подвижные игры на звукоподражание;