Охарактеризуйте возрастную структуру отечественного парка легковых автомобилей
Структура и прогноз парка легковых автомобилей в России
Посмотреть содержание
История формирования парка в России
Возрастная структура парка
Марочная структура парка
Структура парка иномарок
Прогноз формирования парка
Структура парка Российской Федерации
• Москва
• Московская область
• Белгородская область
• Брянская область
• Владимирская область
• Воронежская область
• Ивановская область
• Калужская область
• Костромская область
• Курская область
• Липецкая область
• Орловская область
• Рязанская область
• Смоленская область
• Тамбовская область
• Тверская область
• Тульская область
• Ярославская область
• Санкт-Петербург
• Ленинградская область
• Архангельская область
• Вологодская область
• Калининградская область
• Республика Карелия
• Республика Коми
• Мурманская область
• Новгородская область
• Псковская область
• Республика Адыгея
• Астраханская область
• Волгоградская область
• Республика Калмыкия
• Краснодарский край
• Ростовская область
• Республика Дагестан
• Республика Ингушетия
• Кабардино-Балкарская Республика
• Карачаево-Черкесская Республика
• Республика Северная Осетия-Алания
• Ставропольский край
• Чеченская Республика
• Республика Башкортостан
• Кировская область
• Республика Марий Эл
• Республика Мордовия
• Нижегородская область
• Оренбургская область
• Пензенская область
• Пермский край
• Самарская область
• Саратовская область
• Республика Татарстан
• Удмуртская Республика
• Ульяновская область
• Чувашская Республика
• Курганская область
• Свердловская область
• Тюменская область
• Челябинская область
• Республика Алтай
• Алтайский край
• Республика Бурятия
• Забайкальский край
• Иркутская область
• Кемеровская область
• Красноярский край
• Новосибирская область
• Омская область
• Томская область
• Республика Тыва
• Республика Хакасия
• Амурская область
• Еврейская авт. область
• Камчатский край
• Магаданская область
• Приморский край
• Республика Саха (Якутия)
• Сахалинская область
• Хабаровский край
• Чукотский АО
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» представляет очередной выпуск маркетингового отчета «Структура и прогноз парка легковых автомобилей в России», посвященный итогам 2018 года.
По состоянию на 1 января 2019 года парк легковых автомобилей на территории Российской Федерации составил 43,53 млн единиц. Сегодняшний российский автомобильный парк имеет высокий средний возраст. Так, на долю машин старше 10 лет приходится 58,3% общего парка, что в количественном выражении равняется 25,38 млн экземпляров. Доля новых машин (до 3 лет) составляет 9,3%, что соответствует 4,06 млн штук.
Около 38% парка легковых автомобилей в стране приходится на отечественные марки, безоговорочным лидером среди которых является LADA. В настоящее время ей принадлежит примерно 32% российского парка, т.е. в стране эксплуатируется 13,97 млн машин с фирменной ладьей. На долю других российских марок приходится 2,8% зарегистрированных в ГИБДД РФ легковых автомобилей, что соответствует 2,8 млн машин. Оставшуюся часть, более 61% парка, занимают иномарки, которых насчитывается 26,8 млн единиц. Лидерство среди иностранных брендов удерживает японский производитель Toyota (3,8 млн шт.), доля которого сократилась на 0,2 п.п. и составила 8,7% от всего российского парка. За ним с долей 4,8% располагается продукция другой японской марки – Nissan (2,07 млн шт.). Замыкает тройку лидеров среди иномарок корейский Hyundai (2,05 млн шт.).
Наибольшее количество легковых автомобилей по итогам 2018 года зарегистрировано в Центральном ФО (12,49 млн шт.), которому принадлежит практически 29% от всего парка. Вторую позицию в рейтинге занимает Приволжский ФО, на долю которого приходится каждый пятый автомобиль (8,7 млн шт.). Доля автомобилей в 11,4%, состоящих на учете в ГИБДД числится в Сибирском федеральном округе (4,97 млн шт.). В региональной разбивке парка лидируют Москва (3,69 млн шт.), Подмосковье (2,71 млн шт.) и Краснодарский край (1,85 млн шт.), на долю которых приходится почти пятая часть парка. За ними следуют Санкт-Петербург (1,75 млн шт.) и Ростовская область (1,32 млн шт.).
Используя накопленные ранее базы данных по парку и продажам новых легковых автомобилей в РФ, специалисты агентства также подготовили прогноз формирования парка на ближайшие годы, который учитывает текущую ситуацию в экономике. При прогнозировании дальнейшего изменения структуры парка учитывались оценки объема продаж новых автомобилей по всем ведущим маркам, а также динамика ввоза подержанной техники в течение последних лет.
Отчет подготовлен методом кабинетного исследования. Все данные, представленные в отчете, структурированы и собраны в таблицы, при необходимости проиллюстрированы графиками и диаграммами. Структура данных по каждому региону включает 30 наиболее популярных марок, сгруппированных по четырем возрастным категориям.
Российский автопарк на начало 2021 года – возраст и структура
Средний возраст 60-миллионного автопарка РФ – 15,2 года
Александр Климнов, фото автора
На онлайн пресс-конференции «Автомобильный парк: на чем ездят россияне?» директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков озвучил цифру размера российского автопарка по состоянию на 1 января 2021 года, который суммарно достиг 60 млн транспортных средств.
Львиную долю (76%) всех транспортных средств составили легковые автомобили, парк которых насчитывает 45 млн. Кстати, «львиная доля» легкового парка (96%) зарегистрирована на физических лиц, а на компании и организации оформлено лишь 4% легковушек, при этом на юрлица зарегистрирован каждый четвертый легковой автомобиль категории Luxury.
Вторым по величине выступает сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV), который занимает в парке 7%, или 4,19 млн. На грузовые автомобили и прицепы/полуприцепы приходится по 6% (3,77 млн и 3,44 млн соответственно). Парк мототехники включает 2,36 млн мотоциклов, мопедов и мотороллеров (4%). Ну, а самой малочисленной категорией ТС в нашей стране остаются автобусы, чья доля составляет менее 1% парка (0,41 млн).
На начало нынешнего года средний возраст российского парка автотранспортных средств составил 15,2 лет. При этом средний возраст самой многочисленной категории автомобилей – легковых машин, составляет всего 13,9 лет и более 40% из них моложе 10 лет. Однако все прочие категории транспорта, можно сказать, удручают: у мотоциклов средний возраст – 28,8 лет (т.е. едва ли не большая часть из них выпущены еще при СССР – авт.), у грузовиков – 21,6 лет. У автобусов (16,6 лет), прицепов/полуприцепов (16 лет) и LCV (15,9 лет) средний возраст тоже выше, чем в целом по парку.
Более 60% всей автомобильной техники было произведено на территории РФ. Причем наиболее явно это очевидно в сегменте грузовиков, 70% которых – именно отечественного производства (а уже исчезнувшая марка ЗИЛ занимает второе место по численности парка – авт.).
Для легковых автомобилей и автобусов данный показатель составляет 63%. Однако именно у легковушек наиболее высока доля иномарок российской сборки (27%). В прочих же категориях данный показатель варьируется от 2% до 6%.
Естественно, что самый большой региональный легковой парк приписан к Москве: здесь сосредоточено 8% всех легковых транспортных средств РФ или 3,6 млн. На втором месте – парк Московской области (2,74 млн), на который приходится 6%. Из нестоличных самый крупный парк – в Краснодарском крае (
2 млн).
По данным агентства «АВТОСТАТ», парк легковых автомобилей России представлен 112 различными марками. При этом свыше 90% его численности приходится всего на 25 марок. В частности, отечественная LADA (ВАЗ) занимает 30,6% в общем парке (по словам Целикова – сколько машин этой марки в год списывается, столько и регистрируется новых), японская Toyota – 9% (за счет массированного ввоза в 1990-2000-х), корейские Hyundai и KIA – 5,3% и 5,2% соответственно (самые быстрорастущие иномарки). Среди марок, доля которых в парке составляет более 3% представлены: Nissan (4,8%), Renault (4,6%), Volkswagen (3,9%), Chevrolet (3,8%) и Ford (3,1%). Если Nissan также был наиболее популярен в 1990-2000-х за счет ввоза праворульных моделей, а сейчас собирает кроссоверы под Питером, то Renault активно развивает продажи за счет кооперации с АВТОВАЗом, ну а Volkswagen освоил сборку автомобилей в Калуге и Нижнем Новгороде. Два же последних американских бренда отличаются большой убылью, так как Chevrolet сократил свое присутствие, да еще и внедлорожник Niva окончательно уступил АВТОВАЗу.
Сегодня в развитых странах мира экологичность автотранспорта вышла на главенствующее место. Поэтому в ряде стран Европы применяются «утилизационные» меры, способствующие выводу из эксплуатации транспортных средств, не соответствующих актуальным нормам токсичности. В России тоже начинают уделять данной теме большее внимание, так на 1 января 2021 года даже нормам Евро-2 (с которых собственно в нашей стране началась борьба за экологию – авт.) не соответствует 58,7% российского грузового парка, 39,2% автобусов, 38,3% LCV и 24,1% легковых машин. Что же касается стандартов Евро-5 и выше, то в нашей стране ему удовлетворяет лишь 3,5% парка автобусов, 8% грузовых автомобилей, 8% LCV и 22,6% легковушек.
Дизельные автомобили занимают в легковом автопарке РФ всего 5%, а вот машин с правым рулем в парке – 8% (что аномально много – авт.). Впрочем, как отмечают эксперты, в разных регионах страны доля праворульных машин заметно отличается. Так, в Приморском крае с правым рулем – 83% всех легковых машин, причем, по словам Целикова, их ввоз из Японии все еще продолжается. Практически во всех субъектах Дальнего Востока этот показатель превышает 50% (он даже иронизировал, что при таком превалировании правого руля этому региону впору переходить на левостороннее движение). При этом, в Москве и Санкт-Петербурге на правый руль приходится лишь 0,22% и 0,31% парка (Почему в Питере больше «праворулек»? Потому что море-океан рядом – авт.).
Отдельно «АВТОСТАТ» рассмотрел легковые автомобили класса Luxury и «распиаренные» электромобили, но это тема для отельной статьи.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
#анализ рынка #это интересно #авто #третий рим
По итогам 2020 года средний возраст автопарка вырос до 20,7 лет
> Средний возраст парка ТС – 20,7 лет
> Уровень автомобилизации – 199 автомобилей на 1 000 жителей
> ТОП брендов: LADA, Toyota, Volkswagen, Audi, Mercedes-Benz
Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» информирует о структуре парка транспортных средств по состоянию на 1 января 2021 года.
По данным органов адмполиции в Казахстане на учете состоит 4 млн 520 тыс. транспортных средств всех типов. На долю легковых и легких коммерческих автомобилей приходится 3 млн 758 тыс. единиц техники, или 83,2 %. Далее следуют грузовая техника (423,1 тыс. ед.; 9,4%), прицепы и полуприцепы (214,3 тыс. ед.; 4,7%), автобусы (67,9 тыс ед; 1,5%) и мототехника (55,9 тыс ед.; 1,2%).
По результатам 2020 года парк транспортных средств Казахстана увеличился с 4,47 млн. ед. до 4,52 млн ед. (+1,1%). Количество легковых и легких коммерческих автомобилей выросло на 1,3%. Парк автобусов и мототехники сократился на 7,1% и 0,7% соответственно. Количество прицепов и полуприцепов увеличилось на 3,3%, а парк грузовой техники сохранился на прежнем уровне.
Средний возраст парка ТС вырос с 20,5 до 20,7 лет. Данная тенденция затронула все типы транспортных средств. За отчетный период средний возраст легковых автомобилей увеличился с 19,7 до 19,9 лет; грузовиков – с 24,4 до 24,8 лет, прицепов – с 23,9 до 24,3 лет, автобусов – с 18,2 лет до 18,3 лет, мототехники – с 30,1 до 30,2 лет.
Возрастная структура парка легковых автомобилей свидетельствует о превалировании устаревшей техники. Так, практически половину автопарка занимают транспортные средства старше 20 лет (1,88 млн ед.; 49,9%), от 11 до 20 лет – 801,3 тыс. ед. (21,3%), от 8 до 10 лет – 447,2 тыс. ед. (11,9%), от 6 до 7 лет – 312,3 тыс. ед. (8,3%), от 3 до 5 лет – 154,7 тыс. ед. (4,1%), в возрасте от 0 до 2 лет – 166,9 тыс ед. (4,4%).
Наибольшей популярностью среди казахстанских автовладельцев пользуется LADA. На долю этого бренда приходится 19,1% парка, или 716,6 тысяч автомобилей. Следом идут Toyota c долей 13,8% (518,8 тыс. ед.), Volkswagen (7,7%; 290,5 тыс. ед.), Audi (5,7%; 214,9 тыс. ед.), Mercedes-Benz (4,9%; 186,0 тыс. ед.), GAZ (4,2%; 157,0 тыс. ед.), Mitsubishi (4,1%; 152,7 тыс. ед.), Nissan (4,0%; 151,8 тыс. ед.), Hyundai (3,9%; 148,2 тыс. ед.)и Москвич (3,0%; 110,9 тыс. ед.).
В региональном разрезе наибольший парк транспортных средств всех типов находится в г. Алматы (725,3 тыс. ед.; 16,0%), Туркестанской области (438,3 тыс. ед.; 9,7%), Алматинской области (421,6 тыс. ед.; 9,3%), г. Нур-Султане (358,1 тыс. ед.; 7,9%) и Восточно-Казахстанской области (353,3 тыс. ед.; 7,8%).
По состоянию на 1 января 2021 года уровень автомобилизации в Казахстане составил 199 легковых автомобилей на 1 000 жителей республики. В предыдущие годы этот показатель (по сост. на 1 января) складывался следующим образом: 2017 – 211 ед., 2018 – 207 ед., 2019 – 202 ед., 2020 – 199 ед.
Наибольшая плотность легковых автомобилей зафиксирована в городах Алматы – 332 ед. и Нур-Султане – 270 ед., Северо-Казахстанской области – 235 ед., Акмолинской области – 217 ед. и Восточно-Казахстанской области – 211 ед.
Структура и прогноз парка легковых автомобилей в России
Посмотреть содержание
История формирования парка в России
Возрастная структура парка
Марочная структура парка
Региональная структура парка
Структура парка иномарок
Прогноз формирования парка
Структура парка Российской Федерации
Центральный федеральный округ
Москва
Московская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Воронежская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Курская область
Липецкая область
Орловская область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Ленинградская область
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Республика Карелия
Республика Коми
Мурманская область
Ненецкий автономный округ
Новгородская область
Псковская область
Южный федеральный округ
Республика Адыгея
Астраханская область
Волгоградская область
Республика Калмыкия
Краснодарский край
Ростовская область
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Северная Осетия – Алания
Ставропольский край
Чеченская Республика
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан
Кировская область
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Нижегородская область
Оренбургская область
Пензенская область
Пермский край
Самарская область
Саратовская область
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Ульяновская область
Чувашская Республика
Уральский федеральный округ
Курганская область
Свердловская область
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Челябинская область
Ямало-Ненецкий автономный округ
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай
Алтайский край
Республика Бурятия
Забайкальский край
Иркутская область
Кемеровская область
Красноярский край
Новосибирская область
Омская область
Томская область
Республика Тыва
Республика Хакасия
Дальневосточный федеральный округ
Амурская область
Еврейская автономная область
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» предлагает вашему вниманию очередной выпуск маркетингового отчета «Структура и прогноз парка легковых автомобилей в России», посвященный итогам 2017 года.
По состоянию на 1 января 2018 года парк легковых автомобилей на территории Российской Федерации насчитывал 42,4 млн единиц. Отметим, что российский автомобильный парк имеет высокий средний возраст. Так, на долю машин старше 10 лет приходится 54,3% общего парка, что в количественном выражении равняется 23 млн экземпляров. Доля новых машин (до 3 лет) составляет менее 9%, что соответствует 3,75 млн штук.
Около 40% парка легковых автомобилей в стране приходится на отечественные марки, безоговорочным лидером среди которых является LADA. В настоящее время ей принадлежит треть российского парка, т.е. в стране эксплуатируется 13,87 млн вазовских машин. На долю других российских марок приходится только каждый пятнадцатый зарегистрированный в ГИБДД РФ легковой автомобиль, что соответствует 2,9 млн машин. Оставшуюся часть, более 60% парка, занимают иномарки, которых насчитывается 25,62 млн единиц. Лидерство среди иностранных брендов сохраняет японский производитель Toyota (3,76 млн шт.), на долю которого приходится примерно 9% от всего российского парка. За ним с долей 4,7% располагается продукция другой японской марки – Nissan (2,01 млн шт.). Замыкает тройку лидеров среди иномарок корейский Hyundai (1,87 млн шт.).
Наибольшее количество легковых автомобилей по итогам 2017 года зарегистрировано в Центральном ФО (12,26 млн шт.), которому принадлежит практически 29% от всего парка. Вторую позицию в рейтинге занимает Приволжский ФО, на долю которого приходится каждый пятый автомобиль (8,47 млн шт.). Третьим по численности состоящих на учете в ГИБДД легковых транспортных средств является Сибирский ФО – 5,29 млн единиц, или восьмая часть парка. В региональной разбивке парка лидируют Москва (3,71 млн шт.), Подмосковье (2,62 млн шт.) и Краснодарский край (1,78 млн шт.), на долю которых приходится почти пятая часть парка. За ними следуют Санкт-Петербург (1,69 млн шт.) и Ростовская область (1,28 млн шт.).
Используя накопленные ранее базы данных по парку и продажам новых легковых автомобилей в РФ, специалисты агентства также подготовили прогноз формирования парка на ближайшие годы, который учитывает текущую ситуацию в экономике. При прогнозировании дальнейшего изменения структуры парка учитывались оценки объема продаж новых автомобилей по всем ведущим маркам, а также динамика ввоза подержанной техники в течение последних лет.
Отчет подготовлен методом кабинетного исследования. Все данные, представленные в отчете, структурированы и собраны в таблицы, при необходимости проиллюстрированы графиками и диаграммами. Структура данных по каждому региону включает 30 наиболее популярных марок, сгруппированных по четырем возрастным категориям.
Энциклопедия отечественного автопарка
За прошедшие несколько лет в структуре российского автопарка произошли существенные изменения. На первые позиции все больше выдвигаются иномарки, но при этом автопарк страны остается возрастным. Наш материал о том, каковы современные тренды формирования российского автопарка применительно к регионам, какова сегодня структура отечественного парка легковых автомобилей, какие модели выходят на первый план.
Изучать и анализировать такое многоплановое явление, каким считается автопарк огромной по территории страны, достаточно сложно.Современный автопарк формировался не один год. Сегодня он состоит из нескольких сотен моделей автомобилей самого разного возраста: от «древних», насчитывающих несколько десятков лет,до сих пор не снятых с регистрации, до совсем «свежих», произведенных на новых автозаводах, либо ввезенных в страну совсем недавно.
Автопарк Российской Федерации уникален по своему разнообразию, поскольку это обусловлено несколькими источниками его формирования. Отсюда возникают корни его уникальности на автомобильной карте планеты.
Как известно, период после 2002-2003 гг и практически до конца десятилетия назвали «тучными» годами. Главной маркой, формировавшей отечественный автопарк, была продукция АвтоВАЗа под брендом Lada. Автомобилей этой марки продавалось в количестве около 700-800 тыс. штук в год. Но одновременно с повышением благосостояния населения взрывными темпами начал расти импорт. Причем ввоз б/у автомобилей в несколько раз превышал импорт новых иномарок. Свободные таможенные правила ввоза и стали главной причиной разнообразия отечественного парка автомобилей.
После преодоления тяжелого кризиса в 2009 году несколько лет наблюдался взрывной рост продаж новых автомобилей – из-за взлетевших на мировом рынке цен на нефть. Казалось, повторно наступили «тучные» годы. Парк легковых автомобилей прирастал высокими темпами. Однако источники пополнения парка уже значительно отличались от первых «тучных» лет. В начале десятилетия были приняты меры по ограничению ввоза в страну подержанных иномарок, стали действовать инвестиционные режимы для организации выпуска иномарок на территории РФ. Эти меры сильно повлияли на принципы и источники формирования автопарка РФ. В них и следует искать причины трансформации парка и дальнейшую его эволюцию.
Кто заедет в автосервис
Знание о структуре парка важно для автосервисменов, поскольку им приходится иметь дело с разными автомобилями, которые заезжают в ремзону СТО. Но внимательный взгляд владельца сервиса и статистический учет вычленит в этом потоке автомобилей клиентов те, которые приезжают чаще. Поэтому даже беглый взгляд на структуру парка страны даст ориентиры к подобному анализу.
Сегодня в России по состоянию на середину текущего года насчитывается 43,08 млн легковых автомобилей. В самом начале текущего года их было 42,75 млн. Несмотря на ковидокризис и различные карантинные мероприятия, которые подкосили продажи новых машин, общее число автомобилей в стране выросло практически на более чем триста тысяч штук.
В огромном автопарке на российские марки приходится 16,5 млн автомобилей, или 38,2%. Из них более 13,4 млн представлены брендом Lada. Соответственно, на иномарки пришлось 26,5 млн, или 61,7%. Численно преобладают автомобили, изготовленные до 2011 года. Таких машин в стране более 25,2 млн автомобилей, которые имеют возраст от 10 лет и старше. Это самая большая возрастная группа в структуре парка легковых авто в РФ (диаграмма круговая).
Потенциально интересная для независимых станций технического обслуживания автомобилей возрастная группа автомобилей, выпущенных в 2011-2016 гг. Они уже не обслуживаются по гарантии в сервисах официальных дилеров. В количественном выражении это огромный парк, насчитывающий около 12,3 млн штук, или каждый третий автомобиль в стране. Действительно, старый парк, в котором тон задают отечественные автомобили Lada/Жигули, обслуживается, как правило, в гаражах. Как известно, самые массовые по числу автомобили российского автопарка – это ряд моделей отечественной марки Lada – «семерки», «девятки», «шестерки». Они много лет не покидали конвейер крупнейшего автозавода страны, поэтому неким кумулятивным эффектом стало их чемпионство в российском автопарке.
Иномарки «рулят» в парке
Сегмент иномарок начал интенсивный и динамичный рост с начала века. Это привело к тому, что их количество в российском автопарке постепенно увеличивается и со временем они вытеснят из статуса «самых распространенных» отечественные легковые автомобили Lada.
Сегодня в парке РФ количество иномарок стремительно приближается к символическому уровню, когда из трех автомобилей два будут зарубежных марок. Всего же на территории страны зарегистрированы около сотни брендов, среди них есть и экзотические, и давно канувшие в историю. Но сегодня речь не о них. Резко доминирует первая десятка брендов. Обратим внимание на самые популярные бренды и самые популярные модели российского автопарка.
На ТОП-10 марок приходится 18,2 млн автомобилей. При этом парк топовой десятки составляет 68% всех иномарок страны. Численность каждого бренда превысила 1 млн единиц, кроме автомобилей Skoda (см.диаграмму столбчатую). Но по всей видимости, к началу следующего года эта чешская марка преодолеет миллионный рубеж.
Первая десятка иномарок – это своеобразный первый эшелон как отечественного автопарка, так и авторынка. Здесь можно выделить два долговременных тренда. Первый состоит в том, что число корейских автомобилей, которые сегодня являются бестселлерами российского рынка, растет и через несколько лет они будут занимать две первые строки рейтинга автопарка, обогнав Toyota. Второй тренд: в связи с уходом GM и Ford из РФ количество автомобилей этих марок лишилось источника пополнения. Соответственно, с течением времени они покинут первую десятку. Правда, произойдет это не так скоро.
Кто же может занять их места? Если посмотреть на японские марки, то мы увидим такой расклад. Четвертая по численности после Toyota, Nissan и Mitsubishi марка японских автомобилей Mazda, которых в стане 742,9 тыс. автомобилей. Количество машин марки Honda составляет 663,9 тыс. штук, но среди них преобладают в основном праворульные машины. Также в стране насчитывается 394,6 авто бренда Suzuki. Премиальных автомобилей Lexus всего 310 тыс. штук и 261,2 тыс.Subaru.
На фоне такой «массовости» японцев пока очень скромно смотрится перспективный парк китайских марок. Самой массовой китайской маркой в России стала Chery (167,0 тыс. штук). Второе место по количеству зарегистрированных машин в российском автопарке занимает Lifan — 153,6 тыс. авто. Третий результат у Geely — 116,9 тыс. автомобилей. Great Wall хотя и ушла с российского рынка два года назад, но оставила 104,0 тыс. автомобилей бренда. Замыкает пятерку китайских марок самый амбициозный автопроизводитель Haval: автомобилей этого бренда мало – всего 24,8 тыс.
Локальные модели впереди
Что же касается конкретных моделей, то картина получается следующая. Самая распространенная иномарка в отечественном парке KIA Rio. Пока она находится на пятом месте в общем зачете. По данным «Автостат Инфо», в стране насчитывается 887 028 автомобилей на середину текущего года. Это примерно на 80 тыс. штук больше, чем в начале года. Такой прирост обеспечивает производство модели на конвейере предприятия «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус», на который автомобиль встал в 2012 году. Уже четыре года он является лидером по продажам среди иномарок. Но в отечественном парке есть и предыдущие поколения автомобиля, которые импортировались из-за рубежа, но их количество невелико.
Немногим меньше зарегистрировано автомобилей Hyundai Solaris — второе место в отечественном парке среди иномарок — 826 347штук. Этот новый автомобиль встал ранее на конвейер в РФ в самом конце 2010-го. В парке РФ только автомобили, произведенные на территории страны.
Третье место по представленности среди моделей иностранных брендов принадлежит модели Ford Focus — 787 617 штук нескольких поколений, которые выпускались на заводе под Санкт-Петербургом. Их число с начала года оставалось стабильным, уменьшение составило всего несколько сот штук.
Медленно растет парк такой иномарки как Renault Logan, число регистраций которой составило 726 тысяч единиц. И замыкает первую пятерку иномарок российского парка японская модель Toyota Corolla (651 472 ед. авто). Количество этой модели выросло на символические 1000 штук. Рост в парке РФ этого самого популярного в мире автомобиля приостановился по двум причинам. На рынке новых иномарок этот автомобиль сильно уступает двум другим одноклассникам – Skoda Octavia и KIA Cerato. А поскольку популярность этого автомобиля в РФ и высокое место в пятерке иномарок обусловлена ввозом в прошлые годы праворульных автомобилей из Японии, то фактическое перекрытие этого канала поставок сегодня приводит к стагнации численности модели в автопарке. Российский парк Toyota Corolla представляет собой автомобили нескольких поколений, в том числе и в праворульном варианте.
Среди иномарок с наибольшей численностью в автопарке Российской Федерации отметим следующие модели. Подавляющую часть парка Volkswagen Polo (542 010шт.) представляют собой автомобили, которые выпущены на предприятии VolkswagenGroup в РФ, в кузове седан. И лишь небольшую часть парка этой модели представляют подержанные автомобили в кузове хэтчбек, в свое время ввезенные из Европы.
Чешский лифтбек Skoda Octavia и французский кроссовер Renault Duster (432,6 тыс. шт. и 422,7 тыс.шт., соответственно) также динамично наращивают свой парк за счет продаж новых автомобилей, выпущенных на заводах в РФ.
В российском парке представлены также две иномарки, которые никогда не производились на территории Российской Федерации, а только импортировались. Но если на наш рынок автомобили Daewoo Nexia (421,1 тыс. шт.) попадали из Узбекистана только на рынок новых автомобилей, то немецкий автомобиль Volkswagen Passat (350,2 тыс.шт.) ввозился как в качестве б/у иномарки из Европы, так и продавался в салонах официальных дилеров немецкой марок. Два поколения другой немецкой модели Opel Astra (360,8 тыс. ед.) сходили с конвейера питерского предприятия General Motors.
Интересно отметить, что за пять лет в автопарке обрели российскую регистрацию 383 тыс. автомобилей Lada Vesta.
Мы не зря столь подробно остановились на столь важном сегменте российского автопарка в категории самых популярных иномарок страны. Учитывая тот факт, что сегодня порядка 86% продаж составляют автомобили, выпущенные на территории РФ, а заводы по их выпуску работают на полную мощность, несложно составить прогноз. Уже через несколько лет именно эти иномарки начнут доминировать в отечественном парке. А вот их обслуживание и ремонт практически полностью перейдет в независимый сегмент автосервисов. Это долгосрочный тренд. Сегодня же парк заезжающих на обслуживание в сервис автомобилей представляет собой любопытный микс автомобилей-иномарок разных лет выпуска: от древних до совсем свежих.
И еще один «долгоиграющий» тренд формирования отечественного парка. Предпочтения российских автолюбителей постепенно изменяются. Сегодня в парке 42% принадлежат размерному классу В. А каждый четвертый автомобиль относится к классу SUV (почти 11 млн шт.). А вот каждый седьмой относится к сегменту С (6,5 млн шт.).