Основал движение борцов с машинами
Блок 2. Задания на установление соответствия.
В заданиях 2.1—2.60 к каждому из четырех фактов информации, обозначенных соответствующими буквами, подберите один правильный вариант. Запишите цифру правильного варианта ответа в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ в таблице «БЛОК № 2» в соответствующем поле.
2.1. Установите соответствие между датами и событиями:
А) 1950 г. | 1. Расширение НАТО за счёт бывших членов ОВД Чехии, Польши, Венгрии. |
Б) 1975 г. | 2.Общеевропейское совещание по безопасности и содружеству (Хельсинки). |
В) 1990 г. | 3. Начало Корейской войны. |
Г) 1999 г. | 4. Принятие «Хартии новой Европы». |
5. Объявление США войны мировому терроризму |
2.2. Установите соответствие между страной-участницей Первой мировой войны и ее целью в войне:
А) Германия. | 1. Разгром Германии и возвращение Эльзаса и Лотарингии. |
Б) Великобритания. | 2. Укрепление позиций на Балканах, контроль над проливами Босфор и Дарданеллы. |
В) Франция. | 3. Разгром Германии и сохранение «статус-кво» в мире. |
Г) Россия. | 4. Захват колоний Англии и Франции, захват части русской территории. |
5. Захват Балканского полуострова. |
2.3. Установите соответствие между датами и событиями:
А) 1931 г. | 1. Присоединение Саара к Германии. |
Б) 1933 г. | 2. Вторжение Японии в Маньчжурию. |
В) 1935 г. | 3. Захват Италией греческого острова Корфу. |
Г) 1939 г. | 4.Подписание советско-германского пакта о ненападении. |
5. Установление дипломатических отношений между США и СССР. |
2.4. Установите соответствие между понятиями и их значениями:
А) Аболиционизм | 1. Искусственное фортификационное заграждение, выполненное из подручных материалов и расположенное поперёк дороги, улицы или горного ущелья. |
Б) Баррикада | 2. Члены тайного, строго законспирированного общества в Италии в 1807 – 1832 гг. |
В) Каудильо | 3. Движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации. Этика и философия движения опираются на монотеистические религии. |
Г) Карбонарии | 4. Движение за отмену рабства и освобождение рабов. |
5. Режим личной власти диктаторов в Испании и ряде стран Латинской Америки, установленный посредством военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу. |
2.5. Установите соответствие между понятиями и их значениями:
А) Либерализм | 1. Философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека |
Б) Плебисцит | 2. Название некоторых документов публично-правового характера, в которых нашли выражение требования политических прав социальных слоёв и классов (в частности политическая программа чартистов). |
В) Хартия | 3. Фермерский участок-усадьба, земельный надел из фонда свободных земель на Западе США. |
Г) Гомстед | 4. Родовые общины с внутренним патриархальным устройством, имеющие общего предка. |
5. Форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. |
2.6. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, с ними связанными:
А) О. Кромвель | 1. Изобрел паровую машину. |
Б) Д. Уатт. | 2. Основал движение «борцов с машинами» |
В) А. Смит. | 3. Основал науку политэкономию. |
Г) Н. Лудд. | 4. Основал армию «нового образца». |
5. Командовал экспедиционным корпусом в Африке |
2.7. Установите соответствие между странами и их политическими лидерами:
А) Великобритания; | 1. Б. Муссолини. |
Б) Германия; | 2. Л. Блюм. |
В) Италия; | 3. С. Болдуин. |
Г) Испания. | 4. Ф. Франко. |
5. А. Гитлер. |
2.8. Установите соответствие между локальными конфликтами и странами, которые принимали в них участие:
А) Карибский кризис; 1. Аргентина и Великобритания;
Б) Шестидневная война; 2. Ирак, Кувейт;
В) Война в Персидском заливе; 3. Израиль, Сирия, Иордания Египет;
Г) Фолклендский конфликт. 4. СССР, США;
2.7. Установите соответствие между понятиями и их содержанием:
А) Радикализм | 1. Совокупность идейно-политических течений, сторонники которых выступали за сохранение доминирующей роли государства и церкви в обществе, отрицали реформы, стремились сохранить старый политический строй. |
Б) Национализм | 2. Идейное течение, провозглашает источником общественного прогресса парламентаризм, свободу частного предпринимательства, демократизацию, реформы в общественно-политической, экономической и культурной сферах. |
В) Либерализм | 3. Идейное течение, сторонники которого выступали за основательные решительные изменения в обществе, применяя насильственные методы. |
Г) Консерватизм | 4. Идейно-политическое течение, сторонники которого признавали приоритет национального фактора в общественном развитии |
5. Культурное и политическое движение, в основе которого лежит идея политического единства германской нации на основе этнической, культурной и языковой идентичности. |
2.8. Установите соответствие между странами и деятелями культуры:
А) Д. Сикейрос. | 1. СССР. |
Б) А. Барбюс. | 2. Германия. |
В) Г. Манн. | 3. США. |
Г) С. Эйзенштейн. | 4. Мексика. |
5. Франция. |
2.9. Установите соответствие между деятелями и их функциями:
А) И. Броз Тито. | 1. Премьер-министр Великобритании |
Б) Ш. де Голль. | 2. Маршал, принявший акт военной капитуляции Германии. |
В) У.Черчилль. | 3. Главнокомандующий Народно-освободительной армии. |
Г) Г.Жуков. | 4. Основатель и в последующем лидер патриотического движения «Свободная Франция». |
5. Глава пронемецкой партии «Скрещенные стрелы». |
2.10. Установите соответствие между названиями договоров, подписанными по итогам Парижской мирной конференции и странами:
А) Версальский. | 1. Турция. |
Б) Сен-Жерменский. | 2. Болгария. |
В) Трианонский. | 3. Германия. |
Г) Нейский. | 4. Австрия. |
5. Венгрия. |
2.11. Установите соответствие между понятиями и их значениями:
А) Сноб; | 1. Должность регионального представителя центрального правительства во Франции. |
Б) Сипаи; | 2. Чин в русской армии имперского периода, промежуточное звание между чинами унтер-офицеров и обер-офицеров. |
В) Префект; | 3. Человек, восхищающийся высшим обществом и тщательно подражающий его манерам и вкусам, ищущий возможность попасть в такое общество. |
Г) Юнкер; | 4. Дворянин-землевладелец, помещик в Пруссии. |
5. Наёмный солдат в колониальной Индии (XVIII – XX вв.), рекрутировавшийся англичанами из среды местного населения. |
2.12. Установите соответствие между понятиями и их значениями:
А) Анархизм | 1. Одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе. |
Б) Антисемитизм | 2. Политическая философия, идеология, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. |
В) Парламентаризм | 3. Стремление государств, партий или общественных групп к реваншу путём пересмотра результатов, нанесённых им военных и политических поражений. |
Г) Реваншизм | 4. Система государственного устройства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. |
5. Совокупность имущества, используемого для получения прибыли, направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли. |
2.13. Установите соответствие между датами и событиями:
А) 1953 г. | 1. «Фултонская речь» У.Черчилля. |
Б) 1946 г. | 2. Создание ФРГ. |
В) 1961 г. | 3. Завершение войны в Корее. |
Г) 1949 г. | 4. Сооружение Берлинской стены. |
5. Достижение паритета в производстве ядерного вооружения между СССР и США |
2.14. Установите соответствие между событиями и странами:
А) Якобинская диктатура. | 1. США. |
Б) Чартистское движение. | 2. Великобритания. |
В) Реконструкция Юга. | 3. Франция. |
Г) Восстание декабристов. | 4. Россия |
5. Германия. |
2.15. Установите соответствие между датами и событиями:
А) июнь 1942 г. | 1. разгром Польши. |
Б) ноябрь 1942 г. | 2. разгром американского флота в Перл-Харборе. |
В) декабрь 1941 г. | 3. битва возле атолла Мидуэй. |
Г) сентябрь 1939 г. | 4. высадка десанта союзников в Марокко, Алжире. |
5. начало советско-финской войны. |
2.16. Установите соответствие между понятиями и их значениями:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Луддиты и восстание против машин. Два века назад в Великобритании ломали станки, как сейчас вышки 5G
За время пандемии коронавируса в Великобритании пытались сжечь и сломать семь вышек высокоскоростной сотовой связи. Конспирологи обвинили 5G в распространении коронавируса. Как им удалось соотнести сотовую связь и инфекцию, вопрос отдельный. Но гораздо интереснее, что в начале XIX века у них были предшественники — луддиты.
Фото © Public Domain
Нед Лудд — мистический лидер повстанцев
В конце XVIII века по Великобритании шагала великая индустриальная революция. Человеческий труд ткачей и кузнецов уходил в прошлое. Их работу забирали машины. Станки быстрее ковали гвозди, вязали чулки и пряли шерсть. Мануфактуры дымили, ревели, там пахло серой и вообще пеклом. За всем этим простой народ усматривал заговор то ли элит, то ли дьявола. Таким образом у народа появился защитник — Нед Лудд.
Нед Лудд — «неуловимый Джо» конца XVIII века — его никто не видел и никто не мог поймать. Говорили, что он разломал два чулочных станка, чтобы ужасные механизмы не отнимали работу и свободу у простых ткачих. Однако в лицо Лудда никто не видел. Он лишь рассылал письма с угрозами по графствам и мэриям. Миф о неведомом герое подвиг народ к активным действиям.
Мясной Бор — болота призраков. Самое мистическое место Великой Отечественной войны
Восстание против машин
Весной 1811 года у Великобритании и без Лудда хватало проблем. В колониях было неспокойно, в Европе хозяйничал Наполеон Бонапарт. Но тут неприятности возникли дома. Долго бродившее недовольство мануфактурами и заводами вскипело и взорвалось массовым бунтом. 11 марта в графстве Ноттингем луддиты разрушили около тысячи прядильных машин. Недовольство техникой начало распространяться по стране — крушили заводы, нападали на чиновников и промышленников.
При этом не было понятно, а от кого, собственно, обороняться. Луддиты внезапно нападали и так же внезапно исчезали. Организация борцов с машинами была чётко законспирирована. Луддиты скрывали имена, собирались в тайных местах и не имели одного чёткого командного центра. То, что начиналось как выходка безумцев, грозило свергнуть власть в стране. Нужно было действовать.
Фото © Public Domain
Луддиты требовали закрыть заводы и вернуться к ручному труду. Но соглашаться на их требования никто не собирался. Парламент Великобритании экстренно принял репрессивные законы. За порчу оборудования полагалось 14 лет колонии со ссылкой в места не столь отдалённые. Британским аналогом каторжной Сибири выступала Австралия. Кроме того, за дело взялась и тайная полиция.
Города просто наводнили агенты-провокаторы. Они подкупали участников движения, внедрялись в их ряды и выводили на чистую воду. Но бунты не утихали. Для подавления их власти вывели на улицу войска. И лишь через два года после начала восстания, в 1813 году, бунты пошли на спад. И то лишь потому, что принадлежность к луддитам начала караться смертной казнью. Механизмы победили человеческий труд. Но луддиты оставили о себе яркую память. Теперь любых выступающих против современных технологий сразу нарекают неолуддитами.
Исторические личночти(1-60)
БЛОК(ТЕСТЫ)
Исторические личночти(1-99)
Исторические личночти(100-199)
Геродот– Ученый Древней Греции, «отец истории».
Ибн Сина (Авицена)— «Ученый-энциклопедист, автор более 300 трактатов на разнообразные темы различных отраслей науки. Самые значительные философские труды «Книга исцеления», «Книга знаний». В работе «Канон врачебной науки», которая была основным учебником по медицине в средневековых университетах, впервые изложил ее основы».
Исторические личночти(200-299)
Мухаммед –впериод правления Мухаммеда произошло объединение арабов Аравийского полуострова.
Хаммурапи— царь Вавилона, правил приблизительно в 1792 — 1750 годах до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии.
Гай Юлий Цезарь – был автором «Записок о Галльской войне».
БЛОК (ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ)
Исторические личночти(1-60)
И. Броз Тито – возглавил Народно-освободительную армию Югославии с 4 июля 1941 года. Лидер движения Сопротивления в Югославии в годы Второй мировой войны, творец «самоорганизационного социализма», один из организаторов Движения неприсоединения.
С.Рахма́нинов — русский композитор, пианист-виртуоз, дирижёр.
К.Станисла́вский — русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.
Эрнест Хемингуэй — американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года.
Реза-хан— тридцать четвертый шах Ирана с 1925 по 1941 из династии Пехлеви.
Движение «СтопХам»: кто эти люди и откуда у них деньги?
Борцы за спокойствие на дорогах — чьи-то марионетки или просто парни, которым не хватает адреналина? Мы выяснили из первых рук, откуда у стопхамовцев деньги на акции, как набирают активистов и зачем все это нужно.
Дать интервью Kolesa.ru согласился руководитель пресс-службы петербургского отделения движения Александр Богловский.
— Перейдем сразу к делу. В Интернете гуляет множество статей, написанных кем-то по собственным догадкам. Пишут всевозможные теории заговоров, что «СтопХам» — это последователи Навального, друзья Путина и так далее. Мы хотели бы узнать все напрямую. Первый вопрос, интересующий, наверное, всех: откуда деньги?
— Ну, касательно финансового вопроса, могу сразу сказать, что гранты, получаемые движением в Москве, до нас не доходят. Из столицы к нам приезжают только наклейки. Деньги на видеотехнику мы тратим частично из собственных карманов, частично из «бюджета» организации. У нас, как всем известно, есть канал на Youtube, который и приносит небольшой доход в «бюджет». В хороший месяц это может быть 40 тысяч рублей. Из этой суммы часть уходит на хостинг для нашего сайта, часть на оборудование: всевозможные крепления, объективы, замена разбитых во время рейда камер. Что-то выплачивается организаторам. Еще какая-то часть расходуется на рекламу в соцсетях. Само собой, такой суммы не хватает на все, так что приходится тратить и личные средства. Разговоры о том, что у нас есть инвесторы или что нас финансирует блок Навального, — дезинформация. Каких-либо инвесторов, кроме нас самих, мы не имеем. Ну и к Навальному мы отношения не имеем никакого.
— А что насчет людей? Как «вербуются» волонтеры? Кто все эти люди, которые ходят в рейды?
— У нас имеется группа «ВКонтакте» и сайт, где мы публикуем объявления о проведении рейда, с указанием места и времени встречи. Главное требование к участникам — совершеннолетие. Туда отправляется несколько организаторов и операторов из основного костяка, сложившегося за несколько лет, плюс новые волонтеры, желающие принять участие. Основной состав в Питере насчитывает около 300 человек, занимающих активную гражданскую позицию. Естественно, все сразу на рейды не ездят. Туда отправляется несколько организованных человек плюс те, кто добровольно решили посетить акцию из числа новых волонтеров. Абсолютно все участвующие в акции — это обычные среднестатистические люди, которым надоело хамство на дорогах (парковках и тротуарах).
— Для чего, с Вашей точки зрения, проводится вся эта активность? Какова основная задача движения?
— Мы преследуем две цели, одна из которых очень труднодостижима, вторая более простая. Трудная задача — это перевоспитание. Если взглянуть на европейские страны, неправильно запарковался — огромный штраф, проехал по тротуару — лишение прав и штраф, не пропустил пешехода на переходе — штраф. То есть отношение к хамскому поведению очень строгое.
У нас, конечно, штрафы тоже предусмотрены, однако часто ли Вы встречали, чтобы кого-то оштрафовали за то, что он не пропустил пешехода? Много ли сотрудников ГИБДД или камер видеофиксации встречается на тротуарах и парковках? Своими действиями мы пытаемся предупредить хамское отношение. Непосредственно в рейдах стараемся объяснять нарушителям, что они ведут себя неподобающе. А далее, выкладывая видео на всеобщий просмотр, мы надеемся, что увидевшие все происходящее люди не захотят совершать подобные противоправные и аморальные действия. То есть перевоспитаются, поменяют свое отношение.
Вторая цель несколько более реальная и осуществимая. Огромная часть нашей аудитории — молодежь, которая сейчас либо учится в автошколах, либо готовится к этому, либо уже отучилась, но еще не имеет законсервированного понимания правил дорожного движения. То есть их отношение ко всем «мелким» нарушениям еще не сложилось. И мы пытаемся повлиять на них, воспитать культуру вождения с «ранних лет автомобилиста». Надеюсь, что наши видео способны разбудить в людях уважение к окружающим.
— Как начиналось движение? С чего все пошло?
— Основателем движения является Дмитрий Чугунов. В один прекрасный день ему окончательно надоело видеть хамство на улицах Москвы. Он придумал и распечатал несколько наклеек «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу», и в одиночку пошел «бороться». Он подходил к автомобилям, мешавшим проезду, говорил водителям что-то вроде: «Знаете ли вы, что мешаете движению других людей? Перепаркуйтесь, пожалуйста, так, чтобы не создавать помех, либо я приклею вам эту наклейку».
Часто люди переставляли свои автомобили, но не обходилось и без инцидентов. Все свои действия он снимал на видео и выкладывал в Интернет. Далее он нашел единомышленников, так и родилось движение «СтопХам» в Москве. Затем, увидев это движение в Сети, солидарные люди из других регионов решили следовать примеру, и появились региональные стопхамовские блоки, в том числе и у нас, в Санкт-Петербурге.
— Как происходит координация движения и акций?
— Места проведения акций определяют в основном жители. Нам присылают письма и фотографии нарушений, мы выбираем самые «злачные» места и отправляемся туда. Непосредственно на месте общение с нарушителями ведут организаторы. Подбор организаторов ведется очень строго, дабы не допускать неправомерных действий со стороны активистов движения. На протяжении нескольких рейдов мы следим за действиями волонтеров и, исходя из их поведения, мы можем предложить им стать организаторами.
Основные требования к организатору — сдержанность и культурность. Сдержанный нецензурный всплеск не допускается. Организатор также должен быть и активным. Сдержанный и культурный человек, безучастно стоящий на месте и занимающий лишь позицию наблюдателя, нам вряд ли поможет в качестве организатора. Такие, само собой, тоже нужны, ведь все волонтеры — это наша поддержка и подстраховка как активная, так и пассивная. Однако организатором стать можно, лишь занимая активную гражданскую позицию, а так же умея донести информацию до любого, оставаясь в рамках приличия, и закона, конечно.
— А что происходит после акции? Направляете ли вы отснятый материал в ГИБДД, платят ли ваши «клиенты» штрафы за свои правонарушения?
— Нет, мы не имеем полномочий на взыскание штрафов, и видео в ГИБДД мы не отправляем. Наша задача не «карать» нарушителей, а предупреждать. Иногда, если с нами в рейд отправляется наряд ГИБДД, то штрафы выписываются на месте, однако такое случается нечасто. Сотрудники не могут выезжать на места, где ВЕРОЯТНО может произойти правонарушение без особого распоряжения (спецоперации). Ведь если правонарушение действительно где-то произошло, а наряд ГИБДД занят с нами, то ничего хорошего из этого не выйдет. Другой вопрос, если недобросовестные водители решат нанести какой-то материальный (разбивают камеры, рвут одежду) или, не дай бог, физический урон нашим активистам (случаются драки, иногда активистов «катают» на капоте). Естественно, такие действия безнаказанными мы не оставляем, а составляем заявления в полицию, после чего следуют процессуальные действия и судебные разбирательства.
— В случае если не все пошло «гладко», и активист получает травму в рейде, то оказываете ли вы поддержку? На лечение, на адвокатов в суде?
— Конечно! По мере возможностей и сил. Были случаи, к сожалению, когда активисты получали побои и переломы. Мы помогаем с лечением, то есть, допустим, если нужно наложить гипс, то мы, и лично я, готовы оплатить легкий и удобный гипс. Тут работает принцип «с миру по нитке». Мы не принуждаем никого из активистов сдавать деньги на лечение, все добровольно. С судами дело обстоит несколько иначе. Мы, конечно, на юристов не учились, но в правовом поле подкованы хорошо и способны сами оказать юридическую помощь нашим сподвижникам, не прибегая к помощи дорогостоящих услуг адвокатов. Хотя сейчас я веду переговоры с одной юридической компанией, которая, возможно, в дальнейшем сможет оказать нам помощь в случае, если наших сил не хватит.
Генри Форд. Великий новатор, талантливый механик, человек с несгибаемой волей, успешный бизнесмен
Генри Форд родился 30 июля 1863 года в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. Отец был недоволен им, считая лентяем и неженкой, — сын вел себя как принц, случайно очутившийся на ферме. Все, что ему велели, Генри делал с неохотой. Он ненавидел кур и коров, терпеть не мог молока. «Уже в ранней юности я думал, что многое можно делать иначе — каким-нибудь другим способом». Например, он, Генри, каждое утро должен взбираться по крутой лестнице, неся ведра с водой. Зачем делать это каждый день, если можно всего-навсего проложить под землей два метра водопроводных труб?
Когда сыну исполнилось двенадцать, отец подарил ему карманные часы. Тот не утерпел — поддел отверткой крышку, и его глазам открылось нечто чудесное. Части механизма взаимодействовали между собой, одно колесико двигало другое, каждый винтик здесь был важен. Разобрав и собрав часы, мальчик долго размышлял. Что есть мир, как не один большой механизм? Одно движение порождается другим, все имеет свои рычаги. Чтобы добиться успеха, надо только знать, на какие рычаги нажимать. Генри быстро научился ремонтировать часы и некоторое время даже подрабатывал, объезжая окрестные фермы и беря в починку вставшие хронометры. Вторым потрясением стала встреча с локомобилем. Генри с отцом возвращались на телеге из города, когда им встретилась огромная, окутанная паром самоходная машина. Обогнав телегу и испугав лошадей, дымящее и шипящее чудовище промчалось мимо. В этот момент Генри полжизни бы отдал, чтобы быть там, в кабинке шофера.
В 15 лет Г.Форд оставил занятия в школе и ночью пешком, никому ничего не сказав, ушел в Детройт: он ни за что не станет фермером, как того хочет отец.
Успех пришел не сразу
На заводе, куда он устроился, делали вагоны для конки. Здесь он долго не продержался. Форду достаточно было только дотронуться до сломанного механизма, чтобы понять, в чем неисправность. Одаренному новичку стали завидовать другие рабочие. Они делали все, чтобы выжить выскочку с завода, и преуспели в этом – Форд был уволен. Позже Генри устроился на судостроительный завод братьев Флауэр. А по ночам он подрабатывал починкой часов, чтобы было чем платить за комнату.
А Уильям Форд тем временем решил сделать последнюю попытку вернуть сына к фермерскому делу: предложил 40 акров земли с условием, что тот больше никогда в своей жизни не произнесет слово «машина». Неожиданно Генри ответил согласием. Отец остался доволен, сын тоже. Легковерный Уильям и не подозревал, что сын попросту дурачит его. Для Генри этот случай послужил уроком: хочешь стать королем — будь готов солгать.
Женитьба и семейная жизнь
Вскоре Генри Форд задумал жениться. Клара Брайант была моложе его на три года. Они познакомились на сельских танцах. Форд был блестящим танцором и поразил девушку тем, что показал ей свои карманные часы и заявил, что сделал их сам. Их связывало многое — также как и Генри, Клара родилась в семье фермера, не гнушалась никакой работы. Родители девушки — люди набожные и строгие, конечно, не отдали бы ее за молодого человека без гроша за душой, без земли и дома.
Построив наскоро на своем участке уютный домик, Генри поселился в нем с молодой женой. Много лет спустя автомобильный монарх скажет: «Моя жена верила в мой успех еще крепче, чем я. Такой она была всегда». Клара могла часами слушать рассуждения мужа об идее создания самодвижущегося экипажа. На протяжении долгой семейной жизни она всегда умела сохранять элегантный баланс — интересовалась делами мужа, но никогда не вмешивалась в них.
На ферме он придумал молотилку зерна, работающую на бензине. Патент на это изобретение Форд продает Томасу Эдисону, и тот приглашает Генри в свою компанию. Однако и там, на должности главного инженера, Генри по-прежнему больше всего привлекают машины.
Женившись в 1887 году, он проживет вместе с женой всю жизнь. Как-то на вопрос журналистов, хочет ли он прожить еще одну жизнь, Форд ответит так: «Только если можно снова жениться на Кларе».
Придумал свой первый автомобиль
В ноябре 1893 года Клара подарила Форду сына. Мальчика назвали Эдсел. Он был просто одержим идеей создать автомобиль, доступный всем. Форд правильно полагал, что: «сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически».
В том же году в кирпичном сарае позади двухквартирного дома, где он жил с женой Кларой, Форд закончил строительство своего первого экспериментального автомобиля. Изобретатель проработал двое суток без отдыха и сна и в два часа ночи 4 июня пришёл сообщить своей жене, что машина готова и он сейчас собирается её испытать. Названный «Квадрициклом» и весящий всего пятьсот фунтов, автомобиль передвигался на четырёх велосипедных шинах.
Дело жизни
И в том же 1893 году Генри Форд становится главным инженером Эдисоновской компании, специализировавшейся на освещении Детройта, а затем – в 1899 году – главным инженером Детройтской автомобильной компании. Но через некоторое время там стали замечать, что Форд все свои умственные и физические силы тратит на бензиновую тележку, а вовсе не на работу в офисе.
Генри предложили занять руководящую должность с условием, что он бросит свое изобретение. Форд колебался. Доводы разума были таковы: семью надо содержать, сбережений нет — все ушло на постройку тележки. Клара, видя его колебания, сказала, что, как бы Генри Форд ни поступил, она одобрит его решение.
Но Генри остается верен своей идее превратить авто из предмета роскоши в средство передвижения, и, полный надежд на будущее, уходит со службы: «Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм – это основа любого прогресса».
Но если уж Форд замахнулся превратить миллионы простых пешеходов в гордых владельцев авто, то на выбранном пути ничто не может ему помешать:
«Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!»
Лучшая в мире реклама
Уволившись, Форд принялся «продавать себя». Он искал состоятельных компаньонов, ведь у самого Генри денег, как таковых, не имелось, и в своем новом предприятии он отводил себе роль поставщика идей. Но идеи эти покупать никто не хотел.
Но разве он сдается? Нет. Форд в очередной раз демонстрирует свой подход к жизненным неудачам, считая их «возможностью начать заново, но уже более мудро». Он полагал, что честная неудача не унизительна, а унизителен страх перед неудачей. С ним трудно не согласиться.
Основал «Форд Мотор Компани». Компания существует и по сей день
«Детройт Автомобайл Компани» просуществовала недолго. «На автомобили не было спроса, как не бывает его ни на один новый товар. Я покинул свой пост, решив больше никогда не занимать зависимого положения», — вспоминал Форд. И снова началась «торговля идеями», поиск компаньонов. Отказы сыпались на него как из рога изобилия, из одной конторы его чуть не вывели силой. Наконец, в 1903 году была зарегистрирована «Форд Мотор Компани».
Генри стал главным управляющим. Будучи сам механиком-самоучкой, Форд охотно нанимал таких же самородков на завод: «Специалисты так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, они везде видят пределы и препятствия. Если бы я хотел уничтожить конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов».
В 1905 финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, т.к. спросом пользовались дорогие модели, держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду, после чего Генри Форд стал обладателем контрольного пакета и президентом компании (был президентом компании в 1905 – 1919 и в 1943 – 1945).
Был неграмотным
Образование, оставлявшее желать лучшего, Генри получил в церковной школе. Уже взрослый Форд, составляя важные договоры, по-прежнему допускал ошибки. Однажды он подаст в суд на газету, обозвавшую его «невежественным», и на обвинение в необразованности ответит: “Если мне … нужно было бы ответить на ваши дурацкие вопросы, мне стоило бы только нажать кнопку в кабинете, и в моем распоряжении появились бы специалисты с ответами”.
Автомобильный король так и не научился за всю свою жизнь читать чертежи: инженеры просто делали для босса деревянный макет и отдавали ему на суд.
Ford-триумф
Форд упрощает конструкцию автомобиля, стандартизирует его детали и механизмы. Он первый в мире внедряет конвейер в производство машин. Это инновационное решение в мгновение ока выводит его в лидеры автопрома, и оставляет конкурентов далеко позади.
И хотя конвейер использовали в XIX веке и до него, когда мы говорим «конвейер» – подразумеваем именно Генри Форда, человека, который достиг с его помощью своей мечты и небывалого успеха.
Настоящим триумфом Генри Форда стало внедрение модели “Т”, означавшее смену всех ориентиров в концепции автомобилестроения. Он создавал её как скульптор, отсекая всё лишнее, создавал не роскошную игрушку для избранных, а доступный по цене товар для тысяч и тысяч “средних американцев”. Успех превзошёл все ожидания. За годы производства модели “Т” было продано свыше 15 млн. штук автомобилей, легко завоевавших потребительский рынок.
За рулем переделанного в санитарный фургон «Форда-Т» ездил сам Эрнест Хемингуэй.
Продажи «Форда-Т» приносят огромную прибыль, ведь девизом Форда всегда было «дешево и хорошо», а не «дешево и плохо»: Качество – это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит.
В 1909 году «Форд-Т» стоит 850$, в 1913 году – 550$. В 1914 году компания отмечает выпуск 10-миллионного «Форд-Т». В то время 10% всех автомобилей в мире составляли именно эти машины.
Первым перешел на 8-часовой рабочий день, 6 дневную рабочую неделю и оплачиваемый отпуск
В том же 1914 году Генри Форд решает повысить зарплату рабочим до 5$ в день. Он полагал, что:
Наверно, главный секрет Форда кроется не столько в новшествах на производстве, сколько в человечном отношении к ближнему: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения».
«Человек, придумавший выходной», дополнительно вознаграждал некурящих и непьющих работников.
Люди выстраивались в очередь, чтобы получить работу у Форда. Он же при подборе персонала оценивал лишь готовность работать:
«Мне всё равно откуда пришёл человек – из тюрьмы Синг-Синга или Гарварда. Мы нанимаем человека, а не историю».
Вопросов с текучестью кадров не возникало, хотя дисциплина на фабрике была жесткой. «Время не любит, когда его тратят впустую», – говорил Форд, не позволяя расслабляться ни себе, ни рабочим. Он был убежден, что: «Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять».
На своем предприятии Форд внедрял принцип “поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации”.
Решив, что бумажное делопроизводство тормозит процесс выпуска машин, Форд на своем заводе – гулять так гулять! – упразднил статистику. В компании Форда отсутствовали производственные совещания, не велась лишняя документация и не было связей между отделами.
К началу 1920-х годов Генри Форд продавал машин больше, чем все его конкуренты вместе взятые; из 10 покупаемых в США машин, 7 были его производства. Именно в это время он получает титул «автомобильного короля».
«Автомобильный король»
Форд вкладывает деньги в покупку других заводов, рудников, угольных шахт, и всего того, что требуется для выпуска машин. Таким образом, «владелец заводов, газет, пароходов» создает целую империю, независимую от внешней торговли.
При этом преуспевающий промышленник не зацикливается на долларах, именно ему принадлежит фраза:
В 1922 году Форд выпускает автобиографическую книгу «Моя жизнь, мои достижения», написанную ярко и образно.
Однако спокойно дожить до пенсии, пожиная плоды прошлых успехов, Генри Форду не дают ни конкуренты, ни покупатели. Продажи самого доступного авто начинают падать.
Создатель «Форда-Т» полагал, что «если однажды купили, то и всегда покупать будут». Однако люди захотели разнообразия, а Форд мог предложить лишь «автомобиль любого цвета, если этот цвет – черный».
Компания General Motors предоставила покупателям разные модели автомобилей, и побила конкурентное преимущество Форда – доступность – продавая машины в кредит.
К 1927 году продажи «Форда-Т» настолько снизились, что Форду угрожало разорение. «Доброжелатели» предвкушали крах бизнесмена, но Форд не сдался и на этот раз. Ведь если вчерашние убеждения себя не оправдали, это лишь повод придумать что-то новое: «Они есть повсюду – эти странные люди, которые не знают, что вчера – это вчера, и которые каждое утро просыпаются с прошлогодними мыслями в голове».
Уверовал в собственную гениальность, что чуть не привело к краху
Новый взгляд на сложившуюся ситуацию – это тот метод решения задач, которому не стоит пылится в багаже современного человека.
Форд приостанавливает производство и распускает почти всех рабочих, а сам работает над созданием очередного автомобиля. В 1927 году он представляет новую модель «Форд-А» (прототип советской «Победы»), выгодно отличающуюся от существующих по техническим характеристикам и внешнему виду.
Форд опять выходит победителем. Он до 30-х годов руководит компанией, а после передает дела своему сыну, но опять возвращается на пост главы фирмы после его смерти в 1943 году.
Единственный американец, упоминающийся в легендарной книге «Майн кампф»
Выходец из семьи ирландских иммигрантов, Форд, пожалуй, был одним из самых преуспевающих антисемитов планеты. По крайней мере, из тех, кто не считал нужным скрывать подобные взгляды.
С 1918 года на деньги промышленника издавалась газета The Dearborn Independent, в которой, помимо всего прочего, публиковались антисемитские материалы, включая одну из самых знаменитых фальшивок подобного рода — «Протоколы сионских мудрецов».
Авторитет Форда был велик, но гнев еврейской диаспоры не меньше. Ее активистам удалось организовать массовый бойкот продукции «Форд моторс». Кроме того, с открытым письмом с осуждением взглядов Форда выступили более сотни видных американцев. Промышленнику в итоге пришлось извиняться за публикацию подобных материалов.
В 1920 году публикует скандальную книгу «Международное еврейство».
Адольф Гитлер: «Я считаю Генри Форда своим вдохновителем»
Симпатия оказалась сильной и обоюдной — Генри Форду импонировал глава НСДАП. По утверждению некоторых исследователей, американец стал оказывать финансовую помощь нацистам задолго до того, как Гитлер и его последователи пришли к власти.
Еще более интересная ситуация сложилась с французским филиалом Форда. После 1940 года оно оказалось на оккупированной немцами, но не свернуло производство.
Авиационные двигатели, грузовые и легковые автомобили — все это отправлялось на вооружение немецкой армии. Доходило до полного абсурда — к примеру, в 1942 году американские предприятия Форда в рамках ленд-лиза собирали автомашины для нужд Красной Армии, и в это же время такие же автомобили шли на Восточный фронт, пополняя механизированные части вермахта.
Не скрывал, что использовал труд заключенных концлагерей
В 1938 году, к 75-летию Генри Форда, «друг Адольф» удостоил промышленника Ордена Заслуг германского орла — высшей награды Третьего Рейха для иностранцев. Когда немецкий консул вручал гитлеровскую награду Форду, создатель автоиндустрии не скрывал своего восторга.
В 1945 году, когда Гитлер свел счеты с жизнью в берлинском бункере, Генри Форд окончательно отошел от дел, передав пост президента внуку, 28-летнему Генри Форду II.
Молодой наследник стал энергично разгребать завалы, оставленные дедом и отцом, предотвратив маячившее на горизонте банкротство. Генри-младший был далек от взглядов дедушки и приложил немало усилий, чтобы поправить репутацию компании. И надо сказать, что в этом он преуспел.
Генри Форд-старший умер в апреле 1947 года, в возрасте 83 лет. На 2018 год его компания вошла в тройку самых продаваемых марок автомобилей в мире.
Генри Форд, воплотивший «американскую мечту», видел свою миссию в том, чтобы улучшить быт людей, ведь для него автомобили были не только машинами, но большим – источником радостей. И когда журналисты спрашивали его, чего может желать такой богатый человек, Форд отвечал им так:
“Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу”.
В ноябре выйдет фильм «Форд против Феррари»
Сюжет повествует о группе американских инженеров и дизайнеров. В 1960-х под руководством конструктора Кэрролла Шелби и при поддержке британского гонщика Кена Майлса они должны были с нуля сделать абсолютно новый спорткар, способный опередить «Феррари» — непобедимого чемпиона 24-часовой гонки на выносливость Ле-Ман.
Все дружно идем, потому что бюджет фильма составит 100 миллионов долларов, а в главных ролях Мэтт Деймон и Кристиан Бэйл. Оба лауреаты премий «Оскар» и «Золотой глобус».
Когда такие именитые актеры играли и столько денег выделяли на фильм про автоспорт? (никогда)
Интересные факты
Генри Форда можно считать первым автомобилистом в нашем мире- именно он совершал первые поездки на своей «бензиновой тележке» по Детройту уже в 1895 году. Стоит отметить, что в то время в Америке уже существовали самоходные коляски, движимые паровыми двигателями, а в Европе были бензиновые аналоги тележки Форда, но Генри Форд был первым человеком, использовавшим эту «прапрабабушку» автомобиля для повседневных поездок.
Более того, Генри Форд- первый житель нашей планеты, получивший настоящие водительские права. «…у меня неоднократно возникали проблемы с полицией. Почему, сказать сейчас затрудняюсь, насколько мне известно, тогда не существовало никаких законов относительно ограничений скорости. В любом случае, я вынужден был просить особого разрешения у мэра. Какое-то время являлся единственным человеком в Америке, имеющим водительские права» — Генри Форд, «Моя жизнь, мои достижения».
Генри Форд первый человек, применивший на своих заводах конвейерную сборку, что позволило в 5-10 (!) раз ускорить процесс производства автомобилей. Также этот великий механик первым додумался поднять рабочую область на уровень талии человека, а также использовать подвесные транспортные системы (в виде цепей и крюков над конвейером) для перемещения тяжелых деталей.
Возможно, вы не знали, но советские автомобили ГАЗ на заре своей эпохи- копии разработок Форда. Генри Форд заключил контракт с руководством СССР, в соответствии с которым: а) в СССР строился автомобильный завод с применением достижений Генри Форда, в дальнейшим призванный выпускать автомобили по его чертежам, а советские рабочие отправлялись на детройтские заводы в США для прохождения стажировки; б) СССР подписывал многомиллионный контракт на поставку автомобилей и тракторов марки Ford. Этот факт от простых людей скрывался, как и многие другие в то время.
Форд был буквально помешан на диете и здоровом образе жизни. Был филантропом.