Основные неисправности радиатора системы охлаждения двигателя автомобиля
Ремонт радиатора
Наиболее часто встречающиеся, даже скорее типичные, неисправности радиаторов охлаждения автомобиля :
-нарушение герметичности трубок, проводящих охлаждающую жидкость к бачкам радиатора;
-образование трещин в районе подводящих и отводящих трубок радиаторов;
-образование трещин и пробоин в результате механических повреждений, в том числе аварии, а также в случае усталости, коррозии и т.д;
-нарушение герметичности резиновых уплотнителей (для радиаторов, выполненных из различных материалов); плохое охлаждение жидкости, вследствие засорения проводящих трубок.
Как выявить неисправность работы радиатора охлаждения
Течь радиатора, либо соединяющих его с двигателем патрубков, выявляется достаточно просто при осмотре места стоянки. Гораздо сложнее определить неисправность радиатора, если утечек охлаждающей жидкости не наблюдается, но температура ОЖ во время движения (а чаще в пробках) ненормально быстро растет, достигая критической отметки. Причин тому две — недостаточный уровень антифириза или неэффективная работа радиатора. В первом случае утечка ОЖ могла случиться во время движения из-за нарушения герметичности системы охлаждения, либо при несвоевременном обслуживании (доливке) системы охлаждения. Вариант с повреждением герметичности легко обнаруживается при визуальном осмотре — даже в очень жаркую погоду под капотом останутся следы вытекшего тосола или антифриза. А вот неэффективную работу самого радиатора определить более сложно, поскольку наряду с радиатором, на плохую работу системы охлаждения влияет и термостат и вентилятор (электрический, механический, вискомуфта и т.д). И если неисправность работы вентилятора легко определяется при внешнем осмотре, то нормальную работу термостата определить можно только проведя тест.
Правила эксплуатации автомобиля для долгой и исправной работы радиатора охлаждения
-Для того, чтобы радиатор охлаждения автомобиля служил долго, стоит придерживаться всего нескольких простых правил:
-радиатор автомобиля должен быть хорошо закреплен на своих штатных, предусмотренных конструкцией, местах;
-для заполнения системы охлаждения должен использоваться только качественный антифриз или тосол;
-при истечении срока годности, антифриз необходимо менять, поскольку со временем от теряет свои свойства, особенно в части антикоррозионных добавок;
-периодически чистить внешнюю поверхность радиатора, продувать или промывать соты, используя чистящие средства автохимии.
Неисправности системы охлаждения
Неисправности системы охлаждения выражаются в частичном или полном выходе из строя таких ее элементов, как радиатор, помпа, вентилятор охлаждения, термостат, датчик температуры, утечка охлаждающей жидкости. При этом эффективность работы системы охлаждения значительно снижается, что приводит к перегреву двигателя, а это в свою очередь снижает срок его службы, так как губительно сказывается на его деталях.
О том какие бывают основные признаки неисправности системы охлаждения и как их выявить подробнее в этой статье.
Признаки неисправности системы охлаждения
Для проверки охлаждающей системы есть четыре внешних признака неисправности. Так, к ним относится:
Кроме этого о проблемах в системе охлаждения можно судить по сигнальной лампе на приборной панели (красный поплавок либо желтый расширительный бачок). Каждый автомобиль снабжен соответствующим индикатором, который активируется при закипании охлаждающей жидкости. Также при перегреве мотора значительно падает его мощность, снижаются динамические характеристики машины, а в самом худшем случае, когда уже закипел, из-под капота (из радиатора или бачка) может идти пар. Все это очень вредно для мотора, поскольку при перегреве он работает «на износ», что значительно сокращает срок его службы, и даже может полностью вывести двигатель из строя.
При внешних утечках охлаждающей жидкости на асфальте под машиной либо на отдельных деталях подкапотного пространства автовладелец может заметить соответствующие пятна. Антифриз имеет специфический сладкий запах, поэтому нередко утечку можно ощутить соответствующим образом. Если в антифриз добавить флуоресцирующий элемент, то утечку можно обнаружить с помощью ультрафиолетовой лампы. Однако делать это нужно заранее, при заливании новой жидкости в систему.
Внутренние утечки обнаружить сложнее. Если антифриз попал в моторное масло, то выхлопные газы автомобиля будут в виде белого дыма. Также при проверке состояния моторного масла в нем будут иметь место белая, похожая на сметану, масса. Это прямо указывает, что в масле имеется антифриз. Соответственно, нужно выполнять диагностические и ремонтные работы с полной заменой обеих жидкостей.
Причины неисправности системы охлаждения
Существует много причин, которые приводят к частичному и даже полному выходу системы охлаждения из строя. В зависимости от того, какие именно узлы пострадали, выделяют следующие основные причины поломки:
Однако перечисленные причины являются лишь обобщением проблем с упомянутой системой. Истинными же причинами является износе конкретных узлов.
Основные неисправности охлаждающей системы двигателя
Система охлаждения двигателя автомобиля состоит из большого количества отдельных ее частей — радиатора, вентилятора, системы патрубков, датчиков. При некорректной работе хотя бы одного элемента хуже начинает работать вся система. Поэтому причиной поломки может быть:
Еще одной неисправностью можно считать использование антифриза с неподходящими параметрами, например, обычной воды. Как известно, на морозе она кристаллизуется, что обычно приводит к механическим поломкам элементов системы охлаждения. Поэтому выбирать антифриз нужно в соответствии с требованиями автопроизводителя.
Способы устранения неисправности системы охлаждения
Выбор метода ремонта системы охлаждения зависит от причин, вызвавших ее неисправность. Перечислим их в той же последовательности, что и причины.
Перечисленные ремонтные работы лучше выполнять самостоятельно, если у автовладельца имеется соответствующий опыт выполнения аналогичных работ. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.
Профилактика нормальной работы
Исправная система охлаждения любого автомобиля в состоянии обеспечить нормальную работу двигателя даже при очень высокой температуре окружающего воздуха. Снижение ее эффективности обычно вызвано тем, что автовладелец не уделяет должного внимания проверке работы системы. На самом деле, чтобы охлаждающая система работала четко и без перебоев, необходимо следовать нескольким простым правилам:
Следуя таким прямым советам, автовладелец может не только обеспечить нормальную работу системы охлаждения, но и значительно продлить срок ее эксплуатации.
Основные неисправности радиатора системы охлаждения двигателя автомобиля
Основные неисправности автомобильного радиатора охлаждения
Какие проблемы могут возникнуть с радиат ором
К основным неисправностям автомобильного радиатора следует отнести:
Загрязнение наружной поверхности.
Как правило, это грязь, сор, пух, насекомые и т.д. затянувшиеся в радиатор. Следует промыть и продуть наружную часть радиатора.
Засорение внутренней части трубок сердцевины и патрубков.
Это происходит в следствие нескольких причин:
Охлаждающая жидкость давно не менялась и засорена отложениями.
Марка охлаждающей жидкости не предусмотрена для данного автомобиля.
Водители сыпят в систему охлаждения разные герметики, в надежде на то, что течь затянется, но в месте с этим затягивается и забивается не только трубки (соты) радиатора, но и помпа и вся система циркуляции охлаждающей жидкости.
Эти проблемы решаются промывкой всей системы охлаждения двигателя и чисткой (шомполовкой) внутренней части радиатора, сначала распаивается верхняя крышка (ванночка), радиатор разбирается, потом каждая трубочка прочищается специальным шомполом, а за тем промывается и продувается.
Причиной ее возникновения может стать несвоевременная замена охлаждающей жидкости, которая со временем теряет свои свойства и в результате начинает кипеть, появляется коррозия и накипь. Кроме того, из-за этого образовываются воздушные пробки и повышается давление в системе. В итоге самые уязвимые детали выходят из строя и начинают требовать замены.
Подтекание охлаждающей жидкости.
Причиной этого явления может стать повышенная температура, из-за недостаточного обдува радиатора, которая разрушает припой, в следствии чего происходит разгерметизация мест соединения трубок с бачками или другое название «ванночками», а также появление трещин на этих ванночках, особенно если они пластиковые.
Неисправности радиатора охлаждения автомобиля
Каждый без исключения компонент, принимающий участие в работе систем автомобиля, имеет свой ресурс использования. Радиаторы охлаждения не являются исключением. Со временем они требуют проведения ремонта. В некоторых случаях необходима их замена.
Причинами неисправности радиатора может стать засорение, разгерметизация, отказ навесного оборудования или повреждение узла мелкими камнями, а также вследствие ДТП.
Причины неисправности радиатора охлаждения
Система охлаждения двигателя автомобиля состоит из достаточно большого количества вспомогательных узлов: это патрубки, помпа, различные датчики, вентилятор и непосредственно сам радиатор. Отказ любого из них, может вывести устройство из строя.
Основные причины выхода из строя радиатора охлаждения:
Еще одной причиной выхода радиатора охлаждения из строя, является использование охлаждающей жидкости с неподходящими характеристиками или контрафактного антифриза (тосола). К слову, например вода, которая присутствует во многих жидкостях подпольных фирм, на морозе кристаллизуется и расширяясь может повредить тонкие соты радиатора.
Поэтому, крайне рекомендуется покупать охлаждающие жидкости только в проверенных магазинах – например на портале Mepart.ru. В каталоге нашего интернет-магазина, большой выбор тосолов и антифризов для всех популярных марок автомобилей.
В каких случаях радиатор можно отремонтировать, а когда лучше заменить
Если радиатор имеет локальную поломку и сам по себе находится в неплохом состоянии, оптимальным вариантом устранения проблемы является ремонт. Однако, если неисправности существенные, например разбиты соты, бачки имеют множество трещин и т.д., радиатор рекомендуется заменить.
Конечно, и такие неисправности можно устранить, однако по стоимости ремонт окажется ненамного дешевле новой детали, или же окажется дороже покупки нового радиатора. К тому же, устраненные серьезные неисправности в будущем могут вновь напомнить о себе. Поэтому, когда двигатель начинает перегреваться, появились течи или случилась разгерметизация, необходимо обратиться за помощью специалистов. Чем быстрее вы отреагируете на подобные проблемы, тем меньший ущерб получит двигатель.
Необходимо не забывать о периодической замене охлаждающей жидкости. В случаях, когда жидкость на протяжении долго времени не заменяется, в радиаторе начинаются коррозийные процессы, что впоследствии приведет к ремонту. Коррозия оказывает негативное влияние на охлаждение — охлаждающая жидкость кипит, возникают воздушные пробки, повышается давление, в связи с чем, возникают трещины и поломки элементов радиатора из пластика. В таких случаях необходимо также быстро обратиться к специалистам.
Среди самых распространенных причин утечки охлаждающей жидкости выделяют разгерметизацию мест крепления бачков и трубок, повреждение трубок, трещины в элементах радиатора, неудовлетворительное состояние резиновых уплотнителей.
Радиатор зачастую нуждается в ремонте и после дорожно-транспортных происшествий, так как из-за своего расположения спереди автомобиля, он часто деформируется в столкновениях.
В ходе ремонта возможно проведение следующих работ:
После ремонта и установки радиатора на авто осуществляется заливка охлаждающей жидкости, прогрев автомобиля и итоговая контрольная проверка работоспособности отремонтированного узла.
Неисправности системы ОЖ и пути ее решения
1)Причина или следствие перегрева
2)Компоненты системы охлаждения, выходы из строя и их причины
3)Простая общая проверка системы
Сказать, что неполадки в работе системы охлаждения ведут к неприятностям — значит, ничего не сказать. Значительная часть серьезных неисправностей двигателей, попадающих на СТО, связана со сбоями в работе именно этой системы. Мы уже рассказывали об опасных последствиях перегрева деталей двигателя (№ 4/1999). Сегодня речь пойдет о причинах этого явления. Точнее — о практической стороне дела: как выявить и устранить дефекты в системе охлаждения.
До боли знакомая картина: автомобиль на дороге, капот открыт, клубы пара. Если до этого еще не дошло, а стрелка термометра упрямо стоит в красной зоне, то радости тоже мало — перегрев. Причина? Термостат или датчик включения вентилятора. А может, и прокладка головки прогорела. Любой механик сходу назовет десяток причин перегрева двигателя и столько же вариантов того, что и как менять. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.
На практике известно немало случаев, которые не укладываются в традиционные схемы. Вспоминается такой эпизод с автомобилем Ford Scorpio: после посещения сервисов, где, казалось бы, уже сделали все, да не по одному разу (включая опрессовку головки блока цилиндров и замену прокладки головки), дефект в системе охлаждения как был, так и остался — антифриз по-прежнему перемешивался с маслом. Виновником в конечном счете оказался не термостат, не датчик, не прокладки и не трещина в головке, а охладитель масла, установленный на блоке цилиндров. Автомобиль более 10 лет эксплуатировался, мягко говоря, не очень аккуратно, преимущественно на воде вместо антифриза. Охладитель масла в результате прогнил изнутри, и потоки масла и антифриза, идущие через него, просто не могли не перемешиваться. В результате копеечная работа по устранению дефекта (охладитель можно не менять, а просто «убрать», закольцевав соответствующие шланги) превратилась в глобальную проблему, с которой не справились на двух (!) СТО.
Или такой случай: автомобиль Ford Mondeo «страдал» хроническим перегревом двигателя. После огромного комплекса проведенных работ, включая замену термостата и прокладки головки, а также промывку радиатора, ничего не изменилось. В конечном счете, причина была найдена — виновником оказался электродвигатель вентилятора, дефект которого не позволял крыльчатке вращаться с необходимой скоростью. Естественно, охлаждение радиатора было недостаточным.
Список можно продолжить. Но и так ясно, что перегрев двигателя, а тем более устранение причин его вызывающих — дело непростое. Можно даже сказать, тонкое. А потому, чтобы не совершать ошибок и не делать лишней работы, сначала надо подумать. Иначе в тонкостях причин перегрева не разобраться.
Причина или следствие?
Итак, перегрев. А что это? Ведь не секрет, что некоторые считают перегревом двигателя даже незначительное отклонение стрелки указателя температуры от ее среднего значения. Поэтому, очевидно, прежде чем что-либо диагностировать и тем более рекомендовать, желательно вначале определить, с чем имеем дело.
По нашему мнению, перегрев двигателя — это температурный режим его работы, характеризуемый закипанием охлаждающей жидкости. А вот причины этого явления различны и довольно многочисленны. Их можно разбить на несколько групп, которые мы и рассмотрим.
Неисправности или дефекты компонентов системы охлаждения. Эта группа неисправностей, которые можно условно назвать первичными, т.е. непосредственно вызывающими отклонения в работе системы охлаждения или выход ее из строя. Сюда относятся неисправности термостата, вентилятора, его вязкостной муфты или температурных датчиков, а также блока управления двигателем, если в его функции входит и управление вентилятором. Причинами неисправностей системы охлаждения легко могут стать дефекты помпы (проворачивание крыльчатки на валу или коррозия крыльчатки и корпуса), пробки радиатора или расширительного бачка, загрязнение радиатора снаружи или изнутри, негерметичность шлангов и других узлов.
Эти неисправности обычно мало зависят от условий эксплуатации автомобиля, за исключением наиболее грубых нарушений, к примеру, использования некачественной охлаждающей жидкости.
Неисправности системы охлаждения вследствие некачественного ремонта, очевидно, привнесены извне. Отметим здесь различные повреждения (риски, забоины) привалочных плоскостей головки и блока цилиндров, прокладки ГБЦ. Сюда же можно отнести деформацию плоскости головки, не устраненную при ремонте (к примеру, со старой прокладкой герметичность стыка еще сохранялась, в то время как с новой прокладкой нарушилась). Эта группа неисправностей тесно связана с группой вторичных неисправностей, по крайней мере, эти группы имеют сходные внешние признаки проявления.
Вторичные неисправности в двигателе — это уже последствия его перегрева, эксплуатации двигателя при повышенной температуре. Речь идет о таких неисправностях, как прогар прокладки ГБЦ, деформация плоскости головки, прогар стенок головки и цилиндра, образование трещин в стенках камеры сгорания и цилиндра, деформация и задиры поршней и поршневых колец. Как правило, эти неисправности не появляются сами по себе, а вызваны сравнительно длительным и чрезмерным тепловым воздействием на детали и узлы двигателя. Хотя нельзя забывать и о том, что из каждого правила есть исключения.
Итак, все основные «виновники» неисправности системы охлаждения двигателя и его перегрева установлены. А как определить на практике, что вышел из строя именно этот компонент, а не другой? Для этого, очевидно, надо знать внешние проявления той или иной неисправности.
Как проявляются неисправности?
Пытаясь разобраться, что для системы охлаждения является нормой, а что нет, необходимо хорошо представлять устройство и работу не только системы охлаждения, но и всего двигателя в целом. О том, что в системе охлаждения появились проблемы, свидетельствуют более 20-ти признаков, — это затрудняет однозначное установление истинной причины неисправности. Что же будем проверять? Все по порядку.
Температура нижнего патрубка радиатора проверяется очень просто — на ощупь. Этот патрубок должен быть почти таким же горячим, как и верхний. Обратное свидетельствует о недостаточной прокачке антифриза через радиатор.
Работа вентилятора характеризуется не только его включением и выключением, но и напором воздуха. Важна и температура прокачиваемого вентилятором воздуха — прохладный воздух косвенно указывает на недостаточно горячий радиатор.
Работа отопителя нарушается при попадании в систему воздуха или выхлопных газов. Такое случается не только при утечке антифриза, но и при дефектах двигателя (к примеру, трещина в головке блока или прогоревшая прокладка ГБЦ).
Давление в системе охлаждения — еще один очень важный параметр. Давление должно очень медленно (в течение10-15 мин) возрастать при прогреве двигателя и так же медленно снижаться после его выключения. Отклонения от этого — свидетельства неисправности в системе охлаждения.
Величина давления в верхнем патрубке радиатора может помочь установить причину некоторых неисправностей. Так, например, при прогреве, когда общее давление в системе еще невелико, резкое повышение давления в патрубке при увеличении числа оборотов двигателя может свидетельствовать о внутреннем загрязнении радиатора.
Рабочая температура в системе — один из самых важных индикаторов ее «здоровья». Температура может не только «зашкаливать», но и просто быть выше или ниже обычного уровня. Важно также влияние скорости автомобиля — растет или падает температура при движении. Иногда отправным моментом для точного определения причины неисправности может стать время выхода температуры на рабочий уровень — чрезмерно быстрый прогрев, равно как и чрезмерно медленный может указать на неисправность в системе.
Чрезмерно высокая температура (перегрев) также может проявляться по-разному. Отметим, что перегрев может происходить как на одном режиме работы (на холостом ходу, на «месте» на высоких оборотах, при движении на высоких скоростях), так и сразу на нескольких режимах, что указывает на совершенно разные неисправности.
Расширительный бачок системы охлаждения — удобный индикатор ее состояния. Пузырение жидкости, запах выхлопных газов или бензина, пленка масла или эмульсия на поверхности антифриза в бачке — признаки очень серьезных неисправностей двигателя, причем весьма различных.
Эмульсия в системе вентиляции и смазки всегда появляется при попадании антифриза в масло. Масло при этом мутнеет и становится непрозрачным, а на крышке маслозаливной горловины появляется характерная пена. Последняя, правда, требует к себе критического отношения — при отсутствии расхода антифриза образование пены может быть связано с плохой работой системы вентиляции, особенно в холодное время года.
Расход охлаждающей жидкости в нормально работающей системе охлаждения не предусмотрен. Поэтому снижение уровня жидкости — признак неисправности. Весь вопрос лишь в том, куда «уходит» жидкость: вытекает наружу, попадает в масло или в цилиндры?
Характер работы двигателя, особенно, на холостом ходу, нередко может указывать на наличие неисправностей в системе охлаждения. Попадание антифриза в цилиндр или, напротив, выхлопных газов из цилиндра в рубашку охлаждения, как правило, ведут к неустойчивой работе двигателя на холостом ходу и даже отключению отдельных цилиндров.
В некоторых наиболее тяжелых случаях при перегреве деформируются поршни, возникают задиры на их юбках, поршневых кольцах и стенках цилиндров. При этом двигатель начинает стучать, в первую очередь, в холодном состоянии, резко увеличивается расход масла, появляется характерный синий дым выхлопа. Однако указанные явления нельзя считать исключительно признаками неисправности системы охлаждения — это могут быть неисправности самого двигателя, возникшие ранее.
Цвет выхлопных газов в случае негерметичности цилиндра становится густо-белым или сине-белым. Это важный признак появления вышеназванного дефекта, который следует отличать от конденсации водяного пара при высокой влажности и низкой температуре воздуха.
Итак, мы рассмотрели, основные причины неисправностей системы охлаждения и внешние признаки их проявления. Теперь осталось все это соединить воедино, чтобы понять, …
Как найти причину неисправности?
Все описанные причины и признаки неисправностей мы свели в таблицу, по которой можно определить, чем вызван и как проявляется тот или иной дефект в системе охлаждения. Полученная таблица — это фактически ключ или алгоритм, по которому любой профессионал работает с системой охлаждения.
К сожалению, записать такой алгоритм оказалось делом непростым, в результате чего таблица получилась довольно громоздкой. Но приобрести профессиональный опыт вообще не просто, поэтому время, потраченное на изучение наших данных, нельзя расценивать как потерянное напрасно. Это относится не только к диагностике системы охлаждения, но и к способам устранения неисправностей в ней.
Компоненты системы охлаждения, выходы из строя и их причины:
Основные неисправности компонентов
Блок цилиндров
Наиболее частые неисправности — это трещины в результате размораживания, ударов, неправильной сборки. Прогнивание технологических заглушек от использования некачественного антифриза и простой воды
Головка блока
Трещины в результате перегрева, разъедание каналов охлаждения в результате использования некачественного антифриза.
Водяная помпа
Наиболее частая неисправность — течь сальника. Но на некоторых моторах встречаются помпы с пластиковой крыльчаткой, которая разваливается и помпа не качает.
Термостат
Тут просто — или не открывается или не закрывается. Но присутствует и промежуток — или не до конца открылся, или наоборот — не закрылся. На современных моторах кроме того, на термостатах с электронным управлением — выгорание разъема и управляющего элемента и вследствие этого некорректная работа. Также встречаются проблемы с пластиковыми корпусами термостатов — эти просто трескаются.
Радиатор
Чаще всего — просто прогнивает и начинает течь. Но также присутствует — обламывание подводящих патрубков, забивание трубок внутри какой-нибудь шнягой, забивание сот снаружи песком и мусором.
Расширительный бачок с пробкой
Ну поломать его сложно, но можно — бывает трескается или отламываются штуцера. С пробкой — она при выходе из строя не сбрасывает давление из системы.
Клапана печки и доп электрическая помпа.
Вот где до хрена всего! Ломатся может все, от электрической части до корпуса. Клапана — или не открываются, или не закрываются. Промежуточные состояния присутствуют тоже. Помпа соответственно — или качает или нет.
Радиатор печки
Основное — прогнивает и течет, а так же трескаются подводящие трубки если пластиковые.
Вязко(термо)муфта с крыльчаткой
Крыльчатка понятно — мона тока сломать. Вязкомуфта — перестает правильно работать — не включается при прогреве.То есть всегда вращается с одной и той же скоростью и не реагирует на обороты двигателя — как бы «прокручивается», не «стопорится».
Дополнительный электровентилятор
Отклеивание магнитов, перегорание дополнительных сопротивлений, закисание «насмерть», на более свежих машинах — выгорание электроники при попадании воды — там схема управления и мотор — одно целое.
Шланги
Тут понятно — резина она и в Африке резина
Антифриз
Выход его из строя — когда воды много, а собственно антифриза мало
просто замерзает. Или куда то выливается, «уходит».
Простая общая проверка системы:
Открываем крышку бачка на радиаторе, газуем.
Если писькает сбоку из отверстия не стенке бачка — это перелив — помпа исправна.
Если нижний шланг холодный — термостат не открылся.
Если все горячее — муфте кирдык или дополнительному вентилятору
Если все работает, горячее, муфта работает, а все-равно греемся — в голове проблему искать нужно.