Основные работы выполняемые при техническом обслуживании пожарных автомобилей
Техническое обслуживание пожарных автомобилей: виды, сроки, периодичность
Для обеспечения исправного функционирования и 100% готовности противопожарной техники к срочному выезду, техническим регламентом предусмотрено периодическое обслуживание. Оно призвано увеличить промежуток между ремонтами, заранее обнаружить возможные поломки, снизить негативное воздействие на природу и снизить потребление горючего. В России существует специальный закон: Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей», который устанавливает правила и требования к тех.обслуживанию пожарной техники.
Даже при постоянном техническом обслуживании, невозможно гарантировать отсутствие необходимости в ремонте. Поломки могут возникать непредвиденно, например, при тушении пожара, выполнении спасательных действий, езде по пересечённой местности, ДТП и тому подобном. Какое бывает ТО и ремонт, сроки их проведения и многое другое, мы опишем в данном материале.
Виды технического обслуживания пожарных автомобилей
Какой именно вид используется, напрямую зависит от того, используется ли техника ежедневно, либо находится на временном хранении в специальном помещении. В каждом случае выполняется целый комплекс работ.
Для пожарных автомобилей, использующихся ежедневно:
ЕТО – ежедневное техническое обслуживание.
Непосредственно при пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.
ТО-1, ТО-2 – комплексный осмотр, проверка и устранение имеющихся неисправностей. Включает в себя несколько видов работ по обслуживанию, выполняющихся по определённому графику.
СО – сезонное, при смене времени года.
Для пожарных автомобилей на хранении проводится 1 раз в определённый период:
На всю используемую пожарную технику МЧС РФ разрабатывает нормативный документ, в котором присутствуют инструкции, сроки, условия, меры безопасности и другие аспекты.
Ежедневное
Его производят непосредственно в части, в момент сдачи смены другому подразделению. Принимают участие водитель транспортного средства и личный состав. Задача – проверить готовность пожарного автомобиля выехать на место происшествия и произвести тушение, спасательные работы. Тут производится контроль над:
исправностью основных агрегатов;
функционированием ПТВ и АСО;
уровнем горючего, охладителя и ГСМ.
Ответственность за обнаружение и исправление всех неисправностей лежит на сдающем смену расчёте. Принимающий водитель обязан также проверить все элементы и внести необходимые отметки в эксплуатационную карту ПА. Причём имеются ограничения на работу ДВС в момент проведения проверки:
ПА общего применения, двигатель с карбюратором – 3 мин.;
ПА целевого применения, дизельные, снабжённые многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
специальные ПА – 7 мин.;
В настоящее время в специализированных документах прописаны следующие виды проверок при ежедневном техническом обслуживании:
Наружный осмотр, проверка комплектации пожарного оборудования.
Состояние дверей, салона, кузова, стекол, зеркал, оперения, знаков, рамы, рессор, колёс.
Наличие пломб на спидометре, счётчике моточасов насоса.
Надёжность крепления элементов резервуара и кузова.
Отсутствие протечек в резервуарах и трубах.
Функционирование запирающих механизмов на трубах, насосах, пенообразователях.
Отсутствие остатков воды, растворов и посторонних вещей в насосе.
Степень натяжения ремней привода.
В зимний период – чехол-утеплитель.
Отсутствие протечек ГСМ.
Показатель масла во всех элементах двигателя.
Уровень жидкостей – вода: низкозамерзающая, тормозная, в гидроусилителе, сцеплении, горючее.
Функционирование сцепления и степень хода педали.
Работа двигателя при холостом ходе и в движении, функционирование датчиков приборной панели в кабине и насосном отделе, при его наличии.
Гидроусилитель руля, рулевые тяги, ограничители поворота.
Наличие свободного хода руля.
Осветительные приборы, звуковой сигнал, «дворники», обогрев, вентиляция.
Коробка переключения передач.
Переключение мостов, при их наличии.
Коробка отбора мощности дополнительной трансмиссии.
Работа моторно-трансмиссионной установки в насосном отделении.
Масло в пожарном насосе, включая ванну и бачок, смазка в пресс-маслёнке.
Соединение насоса и рамы.
Запуск мотора из насосного отделения.
КИП насосного отделения.
Масляный фильтр после отключения мотора.
Световая индикация открытия дверей и кузовных отделов.
Пожарное вооружение – исправность, укладка, крепление.
Мойка кабины, кузова, фар, сигнальных ламп, знаков.
Заправка и доведение смазочных материалов до необходимого уровня.
Если при проведении работ обнаруживаются какие-либо неисправности, которые могут быть устранены на месте, то ремонт возлагается на водительский состав обеих смен. В противном случае ПА отправляется на ремонт.
Все проверки необходимо указывать в Журнале учёта. Помимо отметок – исправен и неисправен, должны присутствовать числовые показатели:
масло в двигателе, холостой ход;
масло в двигателе, средние обороты;
напряжение, запуск мотора;
напряжение, рабочий режим;
давление пневматической системы, отключение аккумулятора;
давление пневматической системы, номинал;
давление в тормозах, нажатая педаль;
выход штоков тормозных камер;
свободный ход педали тормоза;
дистанция от пола до педали тормоза в момент нажатия.
свободный ход педали сцепления;
полный ход педали сцепления;
прогиб ремня привода;
разряжение в насосной полости, максимум;
разряжение в насосной полости, через 2,5 минуты работы.
Чтобы определить данные показатели применяются КИП, линейка, штангенциркуль, угломер, секундомер.
Каждые 10 дней при проведении ЕТО ПА также производится контроль:
давление в колёсах;
уровень затяжения колёсных гаек.
Техническое обслуживание на пожаре и АСР
В этом случае обеспечивается 100% функционирование ПА во время тушения пожара и при аварийно-спасательных работах. Перечень необходимых проверок для ПА общего применения:
безопасное удаление от пожара;
отсутствие перегибов рукавов и всасывающих сопел;
смазка уплотняющих элементов насоса каждые 60 минут;
отсутствие протечек – в двигателе, насосе, КПП, КОМ;
нагрев охлаждающей жидкости;
давление масла в моторе;
очистка пенообразователя и каналов от остатков ВМП;
заполнение резервуара воды после завершения тушения;
откачка воды из насоса и системы подачи;
ход – сцепление, КПП, мосты, руль, тормоза.
В случае выявления дефектов, не требующих остановку подачи воды и ВМП, их устраняет водитель. В более сложных ситуациях – в пожарной части. Непосредственно во время тушения возгорания, старший расчёта и водитель, обязаны выполнять следующее:
Грамотная прокладка рукавов – отсутствие изгибов, недопущение попадания в химические вещества, защита от наезда транспорта, утепление и отогрев в зимний период.
Всасывающая сетка или гидроэлеватор – отсутствие засоров и ила.
Гидрант – плотное соединение сальников.
Рукавные задержки – отсутствие острых элементов и конструкций, способных нанести вред петлям.
Трёхколенная лестница – полная фиксация ступеней колен.
Спасательная верёвка – отсутствие веществ, способных причинить вред.
Первое техническое обслуживание
Комплекс мероприятий, проводимых с целью снижения скорости изнашивания основных элементов, посредством обнаружения неисправностей и последующего выполнения определённых видов работ. ТО-1 производится:
основные ПА – 1 500 км пробега или ежемесячно;
специальные ПА – 1 000 км пробега или ежемесячно.
Учитывается общий пробег – сумма показателя спидометра и приведённого пробега. Приведённый – функционирование двигателя для работы специальных устройств, 60 минут работы – это 50 км пробега. Общий план ТО-1 на год создаётся техслужбой ТПО.
ТО-1 производится в пожарной части, на отдельном посту технического обслуживания. Участие в нём принимает личный состав и водитель транспортного средства. Срок, установленный на весь комплекс, составляет не более 2 суток. В комплекс проверок включаются ЕТО и следующие пункты:
Крепление каждого специального оборудования на автомобиле.
Исправность механизмов и величина зазоров между регулируемыми деталями.
Функционирование осветительных приборов и сигналов.
Работа насоса и всех коммуникаций.
При проведении ТО-1 возможно выполнение текущего ремонта – сварочные работы, замена дисков сцепления и так далее. Каждому из участников обслуживания отводятся определённые участки для проверки:
Старший водитель – подготовка места проведения, оборудования и материалов, контроль проведения, техника безопасности. Осмотр кабины и кузова, а также отсеков на отсутствие неисправностей и деформаций. После завершения работ выполняет проверку функционирования основных агрегатов и приборов, ходовые качества ПА, работу насоса и пенообразователя.
Водитель 1 смены – проверка двигателя, электроники, охлаждения и смазка необходимых деталей. Сливает отстой из бака для горючего и фильтров очистки, удаляет остатки электролита и загрязнения с аккумулятора.
Водитель 2 смены – исправность сцепления, элементов управления и ходовой части. Самостоятельно регулирует тормозную систему, удаляет конденсат из тормозной пневматики, очищает фильтр тормозного усилителя.
Водитель 3 смены – насосный агрегат. Снятие, полная разборка, удаление загрязнений, смазка элементов, сборка и установка на исходное место.
Водитель 4 смены – ходовая часть, элементы крепления кузова и оперения. При необходимости осуществляет покраску небольших участков, очищает протектор шин, прочищает КПП и мосты.
Личный состав – пожарно-техническое вооружение, связь и освещение.
Каждый участник ТО-1 оставляет свою подпись в журнале проверок и впоследствии несёт за них ответственность.
Второе техническое обслуживание
Аналогично ТО-1 необходимо для контроля над техническим состоянием и для выявления неисправностей основных элементов. Все работы направлены на раннее обнаружение и предупреждение крупных поломок, исправное функционирование агрегатов, экономии ТЭР, уменьшения негативного влияния на природу. Периодичность ТО-2:
основные ПА – 7 000 км пробега или ежегодно;
специальные ПА – 5 000 км пробега или ежегодно.
ТО-2 может проводиться в Пожарно-Техническом Центре (ПТЦ) или на посту ТО в пожарной части. Включает в себя полный комплект ТО-1, и также более углублённое тестирование агрегатов и систем:
кабина, рама, кузов, колёса, подвеска, оперение;
Примерный перечень основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей(*) (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
Приложение 10 к Наставлению по технической службе ГПС МВД России
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО0 ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ(*)
* При проведении всех видов ТО каждого типа и модели пожарного автомобиля следует руководствоваться инструкциями заводов-изготовителей данной техники.
ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕТО)
1. По шасси пожарного автомобиля
1.1 Контрольные работы
1.1.1 Осмотреть автомобиль для выявления наружных повреждений, проверить комплектность; проверить состояние дверей кабины, кузова, стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрационных знаков, запорного механизма откидной кабины, фиксаторов и замков дверей кузова, рамы, рессор, шин и крепление колес.
1.1.2 Проверить правильность опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов специального оборудования пожарных автомобилей; исправность приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, в т. ч. специальной; работу стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла, системы отопления, вентиляции и обогрева стекол (в холодное время года).
1.1.3 Проверить работу и исправность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов, механизма выключения сцепления; проверить состояние и натяжение приводных ремней.
1.1.4 Проверить люфт рулевого колеса, состояние рулевых тяг, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес.
1.1.5 Проверить запуском и на холостом ходу работу двигателя пожарного автомобиля. Остановить двигатель и на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла.
1.2 Уборочные и моечные работы
1.2.1 Произвести уборку кабины и отсеков кузова, пожарно-технического вооружения.
1.2.2 При необходимости вымыть и просушить автомобиль.
1.2.3 Очистить зеркала заднего вида, внешние световые приборы, специальные автосигнальные устройства, стекла кабины и насосного отсека, регистрационные знаки.
1.3 Смазочные и заправочные работы
1.3.1 Проверить уровень масла в картере двигателя.
1.3.2 У автомобилей с дизельным двигателем проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления (ТНВД) и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя.
1.3.3 Проверить уровень жидкости в гидроприводе тормозов и механизме выключения сцепления, в системе охлаждения двигателя.
1.3.4 Проверить уровень топлива в топливном баке, уровень воды в бачках омывателей ветрового стекла и фар и при необходимости долить.
2. Дополнительные работы по ТО основных пожарных автомобилей общего применения
2.1 Проверить действие кранов, вентилей, задвижек, пеносмесителя и вакуумного затвора.
2.2 Проверить уровень воды в цистерне и уровень пенообразователя в пенобаке, а также отсутствие течи.
2.4 Проверить исправность контрольно-измерительных приборов, действие сигнала сирены, освещения отсеков кузова.
2.5 Проверить комплектность, состояние, укладку и крепление пожарного оборудования (см. ЕТО пожарно-техническое вооружение пп. 6.1-6.19).
2.6 Проверить уровень масла в корпусе пожарного насоса, наличие смазки в масленке и при необходимости дополнить.
3. Для пожарных автомобилей с гидросистемой управления лафетным стволом и задвижками
3.1 Проверить уровень масла в баке гидросистемы. Проверить работу масляного насоса, системы управления и герметичность гидросистемы.
4. Дополнительные работы по ТО основных пожарных автомобилей целевого применения
4.1 Автомобиль воздушно-пенного тушения
4.1.1 Проверить уровень масла в баке и рабочее давление в гидросистеме привода водопенными коммуникациями.
4.2 Автомобиль комбинированного тушения
4.2.1 Проверить действие запорной арматуры системы пневмопроводов.
4.2.2 Проверить наличие и количество порошка, раствора пенообразователя в сосудах и величину давления воздуха в баллонах.
4.2.3 Проверить комплектность, состояние и укладку пожарного оборудования.
4.2.4 Проверить исправность контрольно-измерительных приборов, работу сирены и дополнительного электрооборудования.
4.3 Автомобиль порошкового тушения
4.3.1 Очистить автомобиль от пыли, порошка и грязи.
4.3.2 Произвести внешний осмотр порошковой установки, убедиться в отсутствии повреждений системы и коммуникаций.
4.3.3 Проверить действие шаровых кранов коммуникаций.
4.3.4 Проверить работу контрольно-измерительных приборов.
4.3.5 Проверить работу дополнительного электрооборудования.
4.4 Аэродромные автомобили
4.4.1 Устранить неисправности, замеченные в течение прошедшего дежурства. Привести в порядок оборудование, бывшее в работе.
4.4.2 Проверить наличие смазки в уплотнительном стакане насоса и в картере редуктора пожарного насоса.
4.4.3 Проверить действие запорной арматуры водопенных коммуникаций, герметичность пожарного насоса и водокоммуникаций.
4.4.4 Проверить наличие воды и пенообразователя и отсутствие течи в цистерне и пенобаке.
4.4.5 Проверить исправность контрольно-измерительных приборов, действие специальных световых и звуковых сигналов, работу силового и дополнительного электрооборудования.
4.4.6 Проверить уровень масла в картере двигателя пожарного насоса, наличие воды в системе охлаждения, топлива в топливном баке.
4.4.7 Проверить состояние и натяжение ремней привода вентилятора, генератора и компрессора двигателя пожарного насоса.
4.4.8 Для автомобилей с порошковой установкой проверить действие шаровых кранов коммуникаций, наличие порошка.
4.5 Пожарная насосная станция
4.5.1 Проверить наружным осмотром состояние щитка приборов, двигателя, пожарного насоса, наличие масла в баке, плотность завинчивания пробки в горловине для залива масла.
4.5.2 Проверить легкость и плавность хода рукоятки подачи топлива двигателя привода пожарного насоса.
4.5.3 Проверить плотность присоединения воздушных фильтров.
4.5.4 Произвести пуск двигателя привода насоса и прогревать его до рабочей температуры (до 5 минут), проверить исправность контрольно-измерительных приборов и правильность их показаний.
4.6 Автомобиль газоводяного тушения
4.6.1 Внешним осмотром проверить турбореактивный двигатель (ТРД), баки для топлива и смазки, состояние чехлов, крепление приборов, состояние кабеля питания и управления.
4.6.2 Проверить уровень масла в гидросистеме и в бачке ТРД.
4.6.3 Проверить положение переключателей автоматической защиты «прокрутка-работа» (должны быть включены).
4.6.4 Запустить автомобильный двигатель, подсоединить пульт управления, включить гидронасос, питание и проверить работу гидросистемы блокировки рессор, систему аварийной остановки, систему подачи регулятора управления двигателем и работу створок сопла.
5. Дополнительные работы по ТО специальных пожарных автомобилей
5.1. Пожарные автолестницы и автоподъемники
5.1.1 Проверить внешний вид, убедиться в отсутствии деформации пакета колен, опор, платформы; состояние тросов, направляющих роликов и блоков, лифта, люльки (при наличии).
5.1.2 Произвести пуск двигателя, проверить включение коробки отбора мощности, пульта управления.
5.1.3 Проверить величину рабочего давления в гидросистеме, герметичность соединений трубопроводов, уровень рабочей жидкости в баке.
5.1.4 Проверить работоспособность гидроцилиндров опор и блокировки рессор, легкость перемещения рукояток кранов управления, их фиксацию в нейтральном положении, концевых выключателей (при наличии).
5.1.6 Проверить работу световой, звуковой и аварийно-предупредительной сигнализации, переговорного устройства.
5.1.8 Проверить исправность дистанционного пуска и управления работой двигателя (при наличии).
5.2. Автомобиль дымоудаления
5.2.1 Проверить наружным осмотром состояния установки дымоудаления, жестких воздуховодов, пеносмесителя, рукавов и их замков.
5.2.2 Произвести пуск двигателя и включение коробки отбора мощности.
5.3 Автомобиль газодымозащитной службы
5.3.1 Проверить внешним осмотром изоляцию кабеля, кабельных разъемов, корпусов электрооборудования.
5.3.2 Проверить работу электросиловой установки, сигнально-переговорного устройства и универсального комплекта механизированного инструмента.
5.4 Автомобиль связи и освещения
5.4.1 Проверить внешним осмотром изоляцию кабеля, кабельных разъемов, корпусов электрооборудования.
5.4.2 Произвести пуск двигателя и проверить работоспособность коробки отбора мощности.
5.4.3 Проверить включение обмотки возбуждения генератора.
5.4.4 Проверить работу контрольно-измерительных и сигнальных устройств блока управления.
5.4.5 Проверить работу защитно-отключающего устройства (ЗОУ).
5.4.6 Проверить включение стационарного прожектора.
5.5 Автомобиль рукавный
5.5.1 Проверить наружным осмотром и на слух плотность соединений трубопроводов системы подвода воздуха к подъемнику рукавных скаток в кузов.
5.5.2 Проверить состояние задних дверей кузова, запоров в дверях и фиксацию дверей в открытом положении.
5.5.3 Проверить укладку напорных рукавов.
5.5.4 Проверить перемещение лафетного ствола и надежность его фиксации в транспортном положении.
5.5.5 Проверить состояние деревянных трапов, откидных поручней на крыше фургона.
5.5.6 Проверить состояние приборов освещения и звуковой связи с оператором для выкладки рукавов.
6. Пожарно-техническое вооружение
6.1 Проверить состояние соединительных головок, прокладок, вытяжной ленты всасывающих рукавов.
6.2 Проверить наличие, комплектность пожарных напорных рукавов согласно описи, наличие и целостность соединительных головок, прокладок, определить внешним осмотром состояние навязки рукавных головок.
Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей: ТО-1,2
Пожарные автомобили, как и любые автомобили, проходят перед сдачей в эксплуатацию ряд обязательных процедур. Здесь постановка на учет, обкатка с последующим техническим обслуживанием и ремонтами. Но обслуживание машин этого типа немного отличается, потому что они относятся к категории «спецтехники». Итак, рассмотрим в статье виды ТО пожарных автомобилей, планирование этих мероприятий и порядок проведения.
Виды техобслуживания
Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.
Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:
Первое ТО
График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.
В первом ТО важно соблюсти порядок действий:
Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.
Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.
Второе ТО
Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.
ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:
На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.
Сезонное
Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:
Ежедневное
ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.
В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:
Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).
Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и фиксацию колесных гаек.
ТО на пожаре и АСР
Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:
ТО в зависимости от вида ПА
При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.
Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.
Меры безопасности при проведении техобслуживания
Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Где и кем проводится
Техническое обслуживание пожарных автомобилей осуществляется как в гараже приписки, так и в специальных гаражах ГПС.
В редких случаях возможно обслуживание техники механиками на базе охраняемого объекта под руководством старшего водителя.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей
ТО базы пожарной машины
Автомобили, которые временно не используются в работе подразделений, также должны проходить ТО, подтверждающее полную готовность к введению их в действие на замену или для усиления подразделения.
Виды ТО пожарных автомобилей, находящихся в резерве на базе:
Условия хранения техники прописаны в технических документах предприятия-производителя. Организовывается очистка пыли и грязи на функциональных узлах, проверка целостности краски, смазка уплотнителей.
Ремонт пожарного автомобиля
Сезонное обслуживание (СО)
Этот вид техобслуживания надо рассматривать, как одно из ТО. Чаще, как ТО-1. Поэтому во многих случаях СО подгоняют под график первого технического обслуживания. Сезонное ТО пожарного автомобиля проводится два раза в год (осенью и весной). Основная задача – подготовить оборудование к работе в жаркое или холодное время года. В северных регионах СО является самостоятельным видом технического обслуживания пожарных машин.
Замена шин – сезонное техническое обслуживание
Обслуживание центробежного насоса
Работоспособность этого оборудования наиболее важна при тушении пожара, поэтому ему уделяется особое внимание.
Для безотказного функционирования насоса необходимо:
При проведении работ следует четко выполнять инструкции предприятия-изготовителя.
Обслуживание пожарно-технического вооружения
Оборудование, устанавливаемое на обычные и специальные автомобили, также подлежит ТО.
Классификация инженерных работ для ПТВ описана в таблице.
Периодичность | Мероприятия |
Каждый день | Требуется проверка: – наличия систем и надежности их крепления; – состояния и комплектности рукавов для подачи составов; – укладки и влажности пожарных веревок; – зарядки аккумуляторов, исправной работы лампочек и светильников; – укомплектованности перчатками, ковриками, ножницами; – комплектности и количества средств самоспасения; – работоспособности систем связи. |
После тушения пожара | Необходимо: – промыть, протереть, проверить целостность покрытия оборудования; – заменить рукава на новые в случае повреждения; – привести в порядок использованную спецодежду; – пополнить арсенал вспомогательным инструментом; – проверить наличие вооружения по описи. |
ТО 1 | Предусматривает: – организацию контроля состояния оборудования; – испытание на герметичность; – проверку дополнительных агрегатов. |
ТО 2 | Производится снятие оборудования с автомобиля, нормативные проверки, устранение неисправностей. Затем осуществляется обратная установка. |
Перечисленные мероприятия являются частью технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.
Техобслуживание на пожаре
К порядку проведения ТО на пожаре подходят с тех же позиций, которые озвучены в инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Его чаще всего проводит водитель, но иногда подключаются члены экипажа.
Главное в проведении ТО этого типа – отслеживать работу мотора автомобиля и насосного оборудования. Если одно из них выйдет из строя, то толку от машины не будет.
После окончания тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных трубопроводов, если тушение огня производилось пеной. Обязательно цистерну заполняют водой. После чего автомобиль направляется в пожарную часть. По дороге проверяют работу тормозов, мотора и других вращающихся деталей.
Обслуживание автомобиля во время пожара
Раньше, после прибытия машины в часть, также проводилось ТО. Сегодня это не делают. Но обязательно автомобиль моют, заполняют топливом и огнетушащим веществом, проверяют агрегаты, детали и узлы. Также проводят осмотр пожарных рукавов на предмет их технического состояния. Если оно неудовлетворительное, то шланги меняют на новые.
Было еще одно техобслуживание, которое проводилось после пробега по спидометру в 1000 км. По сути, это было ТО-1. Сегодня оно тоже отменено.
Проекты по теме:
Технологии
Транспорт
Транспорт и автопром
Транспорт
Автоколонны • Грузовой транспорт • Индивидуальный транспорт • Легковой транспорт • Наземный транспорт • Общественный транспорт • Специализированный транспорт
Автозаправочные станции • Автобазы • Автовокзалы • Автомойки • Автопарки • Автосервисы • Автостоянки • Автострады • Автоцентры • Гаражи • Специализированные автостоянки • Транспортные системы
Бронирование транспорта • Водительские удостоверения • Договора на оказание транспортных услуг • Договора на транспортно-экспедиторское обслуживание • Логистика и грузоперевозки (общая) • Краны автомобильные • Организация перевозок и управление на транспорте • Переоформление авто • Регистрация транспорта • Транспортировка • Транспортная экспертиза • Шиномонтаж • Антикоррозийные работы • Тонирование стекла
Абразивные материалы • Авиационное оборудование • Автозаводы • Автозаправочное оборудование • Автокосметика, автохимия • Автомобили — испытания • Автомоечное оборудование • Автопокрышки, диски • Автосервисное оборудование • Аккумуляторные батареи • Транспортные схемы строительства
Audi • BMW • Cadillac • Chery • Chevrolet • Chrysler • Citroen • Daewoo • Dodge • Fiat • Ford • Great Wall • Honda • Hyundai • Infiniti • Jaguar • Jeep • Kia • Lada (ВАЗ) • Land Rover • Lexus • Mazda • Mercedes-Benz • Mitsubishi • Nissan • Opel • Peugeot • Porsche • Renault • Skoda • SsangYong • Subaru • Suzuki • Toyota • Volkswagen • Volvo