Отучиться на вождение мотоцикла
Как получить права на мотоцикл: основные требования?
Последние изменения в ПДД стали причиной возникновения множества вопросов, связанных с тем, как получить права на мотоцикл, что должно стоять в удостоверении и так далее.
В частности, если раньше 2-колесная техника относился только к одной категории, то теперь их стало три.
Выбор категории
Прежде чем выяснять вопрос, как сдать на права на мотоцикл, необходимо определиться с типом удостоверения, позволяющим управлять данным видом транспорта. Эксперты советуют сдавать вождение на категорию А.
Наличие таких прав на мотоцикл дает возможность управлять 2-колесной техникой без каких-либо ограничений. Однако они выдаются лицам, достигшим 18 лет.
В России также действуют права категории А1. Они предназначенный для начинающей категории мотоциклистов, возраст которых превышает 16 лет.
Такой документ накладывает определенные ограничение на характеристики мототехники:
Последняя категория М присваивается удостоверению, дающему возможность управления мопедами. К такому классу транспорта относится техника с двигателем:
Важно понимать, что водительские права категории М допускают к управлению мототехники с указанными выше характеристиками. Для вождения мотоцикла нужно вновь пройти обучение в автошколе.
Наличие удостоверения категории А автоматически предоставляет допуск до управления мопедами. Аналогичное условие распространяется на лиц, сдавших ранее на права категории В. При этом от них потребуется пройти укороченную программу обучения в автошколе, предполагающую только сдачу практики.
Данное условие действует только в течение первых шести месяцев после получения удостоверения категории В. В случае превышения указанного срока человеку придется вновь пройти полноценное обучение, включающее в себя как теоретическую, так и практическую части.
Расходы на обучение
Для получения удостоверения, на основании которого человеку дается допуск к управлению 2-колесной техникой, необходимо обратиться в автошколу. Там можно узнать, сколько стоит сдать на права на мотоцикл. Причем цена данной услуги может варьироваться в зависимости от уровня квалификации педагогов, стоимость топлива и других факторов.
В целом, сдача на права на 2-колесный транспорт обойдется не менее 22 тысяч рублей. Однако в реальности эта цифра возрастает примерно до 30 тысяч рублей.
Снизить стоимость обучения можно, если при получении прав на мотоцикл у человека уже имеется удостоверение иной категории, полученное менее шести месяцев назад.
Помимо основных платежей, предусмотренных автошколе, будущего мотоциклиста ожидают следующие расходы:
В автошколах разрешается использовать собственный транспорт. Однако, на нем нельзя ездить по общественным дорогам, пока не получены водительские права.
По окончании учебного курса в МРЭО подаются документа для сдачи экзамена:
В случае если имеет водительское удостоверение другой категории, его также необходимо приложить к указанным документам.
Подготовительный этап
Решившись на сдачу экзамена на получение водительского удостоверения любой категории, необходимо учесть достаточно много нюансов.
В частности, рекомендуется собрать как можно больше информации об автошколе, обращая внимание на следующее:
Согласно действующим нормам, все будущие мотоциклисты должны пройти:
В итоге обучение занимает порядка трех месяцев. Ряд автошкол предлагают пройти экспресс-курс, длящийся около трех недель.
Особенности проведения экзамена
Вне зависимости от того, на какую категорию прав претендует обучающийся, экзамен делится на две части:
Следует отметить, что езда по городским улицам для данной категории транспортных средств не предусматривается.
На площадку выезжают только те ученики, которые успешно сдали теоретическую часть. Перед началом экзамена рекомендуется проехать один круг на мотоцикле. Это придаст уверенности в своих силах и обновит имеющиеся навыки. Также можно будет быть уверенным в проезде по городу и освежить правила проезда кругового движения в 2021 году.
Потенциальному мотоциклисту потребуется успешно сдать следующее:
Последнее задание позволяет экзаменатору оценить уровень навыков мотоциклиста и то, как он переключается с низшей передачи на более высокую и обратно. При выполнении такого упражнения также требуется подать сигнал об остановке.
Во второй части езды по площадке водитель:
В конце практической части экзамена выполняется задание «габаритная восьмерка».
Штрафные баллы
Положительное решение выносится при условии, если все три комплекса выполнены без ошибок.
За каждое неправильно выполненное действие начисляется штрафной балл. Если число последних достигает пяти, то экзамен считается не пройденным.
Сразу пять штрафных баллов могут начислить за:
Три штрафных балла начисляются, если:
Один штрафной бал начисляется, когда:
В случае успешного завершения практической части выдаются водительские права. Получить их можно непосредственно на месте. Иногда инспекторы просят прийти за документом через 1-2 дня после прохождения экзамена.
Дополнительные вопросы
Если по какой-либо причине (отсутствуют бланки или другое) в МРЭО не могут выдать удостоверение, то водитель получает временные права на мотоцикл.
Езда по общественным магистралям без соответствующего документа считается грубым нарушением ПДД. За подобные действия полагает штраф в размере 5-15 тысяч рублей. При этом мотоцикл забирают на штрафстоянку.
Видео о получении прав и сдаче экзамена на права
Как получить права на мотоцикл
Права категории «А» дают водителю право управлять мотоциклом. Они одни из самых простых в получении. Мотоциклы с маленьким объемом двигателя, а также мопеды доступны для езды уже с 16 лет, но только при открытых категориях М или А1.
Мощные мотоциклы и мотоциклы с коляской можно водить с 18 лет. Обучение даётся проще тем, кто знает правила дорожного движения или уже имеет открытую категорию В.
Обучение категории А включает в себя то же, что и категории В – автомобиль, отличие только в контрольных упражнениях при практической учебе вождения и стоимости подготовки. Учеба езде на мотоцикле существенно дешевле и стоит в районе 10-15 тысяч рублей. Конечно, не считая того, что потом вам придется разориться на оплату медкомиссии (примерно 2000 рублей) и госпошлину за получение прав (пока еще 2000 рублей).
Содержание
Как научиться ездить на мотоцикле
Обучение езде на мотоцикле проходит в несколько этапов. Первый этап общий для всех категорий водительского удостоверения: изучение правил дорожного движения.
Учить ПДД для последующей сдачи экзамена в ГИБДД можно как в автошколе, так и самостоятельно – в книжных магазинах ежегодно обновляются пособия, содержащие правила. Это важно – не стоит пытаться изучать правила по устаревшим учебникам.
Второй этап – обучение вождению на мотоцикле. Для многих начинающих водителей сам по себе мотоцикл выглядит пугающе, ведь известно, что нередко падения или столкновения на большой скорости становятся причинами инвалидности или смерти.
Поэтому к сдаче экзамена лучше подходить с наработками практического опыта. Понятно, что кататься по городу на имеющемся в распоряжении двухколесном «коне» не лучший вариант, где научиться ездить на мотоцикле – это чревато или аварией или административным взысканием от сотрудников ГИБДД.
Вождению на мотоцикле обучают только на автодроме. Разумеется, как в машине, рядом с вами не будет никто сидеть. Инструктор объяснит манёвры, а вы будете отрабатывать их самостоятельно на учебном ТС под его контролем.
Сколько длится обучение в автошколе
Полный курс обучения делится на теорию и практику. Согласно законодательству, на полную подготовку к экзамену уходит 2,5 месяца.
Также задействуют упражнения «Змейка» (проехать змейкой, объезжая разметочные конусы), «Колейная доска» (проехать прямо по колейной доске), «Движение с малой скоростью» (тут всё понятно) и «Габаритная восьмёрка» (проехать сначала по прямой в габаритном коридоре, затем по траектории восьмерки и вернуться на финиш). Эти же задания предстоит выполнить и на экзамене.
Будьте внимательны. Поскольку инструктор сидит не рядом, а наблюдает за вашим движением, стоя на дороге, он очень хорошо видит любые малейшие погрешности.
Как получить права на мотоцикл через автошколу
Опытные байкеры рекомендуют для обучения курсы в автошколе, обучающей на права категории А. Вождению мотоцикла учат в подавляющем большинстве автошкол, а экзаменационные упражнения не всегда сразу даются даже тем, кто уже имел дело с таким транспортом.
Всего практический экзамен в ГИБДД включает в себя пять упражнений:
Для успешного преодоления финального экзамена в автошколе каждый курсант проходит как теоретические, так и практические занятия. В ходе обучения будущий мотоциклист наезжает 10 часов – пять практических занятий по два часа, а также изучает теорию на протяжении 16 часов. Это не очень много, однако учеба на мотоцикл проходит интенсивно, что позволяет сдать непростой экзамен.
Сдача практического экзамена
Если для получения удостоверения категории B необходимо сдать автодром и город, то для категории А нужен только автодром. Экзамен на управление мотоциклом мало изменился за последние годы, и, как правило, транспортное средство для преодоления испытаний предоставляет ГИБДД.
Зачастую это «пожилой» мотоцикл отечественного или же японского производства. Если экзамен проходит в маленьком населённом пункте, инспекция может предоставить возможность сдать экзамен на своём мотоцикле, но в больших городах такой возможности, как правило, не предусмотрено.
Обычно разметка для прохождения экзамена заранее нанесена на площадку, условия прохождения строгие: минимальная скорость и полное соблюдение всех указаний инспектора.
Небольшой лайфхак: если есть возможность выбрать экзаменационный мотоцикл, лучше брать тот, который слабее. Экзамен на мотоцикле сложнее экзамена на авто в том смысле, что здесь намётанный глаз инспектора видит даже мельчайшие ошибки, и за это снижаются баллы.
После идеального выполнения всех упражнений курсант может сразу же в здании ГИБДД получить права категории А.
Если после получения заветной корочки вы решите приобрести подержанный мотоцикл, обязательно проверьте его историю с помощью сервиса Автокод. Сделать это можно по VIN-номеру всего за 5 минут.
Получение прав на управление мотоциклом: возрастные ограничения, категория, обучение и сдача экзаменов
В соответствии с правилами дорожного движения РФ управление транспортными средствами допускается при условии наличия водительского удостоверения. Данное правило касается и мотоциклов. Получение прав на вождение заключается в прохождении обучения, комиссии на проверку состояния здоровья, подаче необходимых документов и сдаче экзамена в ГИБДД.
Со скольки лет можно получить права на мотоцикл?
К мотоциклам относятся двух или трехколесные транспортные средства, движение которых осуществляется за счет сжигания бензина или газа. Объем двигателя такой категории ТС должен составлять от 50 кубических сантиметров и более.
Минимальный возраст, с которого можно получить удостоверение на управление мотоциклом, составляет 16 лет. При этом необходимо знать, что в зависимости от объема двигателя мототранспорт делится на две категории и управление одной из них будет возможно только по достижении 18 лет.
Категории для управления мотоциклом в 2018 году
Мотоциклы, которые эксплуатируются на территории РФ, по определенным характеристикам делятся на два типа, что обуславливает категорию прав на управление ими:
Несмотря на такое ограничение, обучение на права категории А можно начинать уже в 16 лет. Однако сдача квалификационных экзаменов может проходить только после достижения 18 лет.
Порядок получения прав
Процедура получения удостоверения на вождение мотоцикла практически не отличается от аналогичной процедуры, осуществляемой для возможности вождения автомобилями по категории В как наиболее востребованной в нашей стране в настоящее время.
Чтобы получить права, потребуется выполнить следующие шаги:
Требования к водителю для получения прав, ограничения по медпоказаниям
Чтобы иметь возможность получить права на управление мотоциклом, потребуется лишь достичь требуемого возраста и не иметь медицинских противопоказаний, при наличии которых управление транспортным средством строго запрещено. Медицинское заключение может касаться запрета на определенное время до устранения противопоказаний, или быть таким, которое делает невозможным вождение в течение всей жизни. Чтобы исключить такие проблемы, необходимо будет пройти комиссию еще перед тем, как поступать в автошколу.
Правила прохождения медицинской комиссии основаны на нормах, обозначенных в ФЗ от 1995 года «О безопасности дорожного движения». Для каждой категории водителей могут быть предусмотрены различные правила, предполагающие конкретные нормы и показатели, по которым оценивают возможность допуска к управлению транспортными средствами.
Порядок прохождения комиссии предполагает посещение таких врачей:
В результате прохождения комиссии запрет на вождение будет наложен в случае, если будут диагностированы следующие нарушения или заболевания:
В случае, если выдается положительное заключение, срок действия такой справки будет составлять 10 лет.
Одним из показателей, которые могут помешать управлению транспортным средством, является отсутствие необходимой остроты зрения. Однако в таких ситуациях может быть выдана рекомендация от окулиста об использовании во время управления транспортным средством очков или линз. При этом стоит учитывать, что в случае необходимости искусственного увеличения остроты зрения вождение без очков может быть приравнено к управлению ТС без прав, за что водитель может заплатить штраф внушительного размера.
Как происходит обучение?
Одним из важных этапов, который должен будет пройти будущий водитель мотоцикла для получения прав, является обучение в автошколе. Если раньше на законодательном уровне допускалось самостоятельное обучение и получение прав после сдачи экзаменов в ГИБДД, то на данный момент процесс получения теоретических и практических знаний в автошколе обязателен.
Для каждого из учреждений существует определенный порядок получения разрешения на обучение и выпуск специалистов – если автошкола не открыла для себя определенную категорию, то и выпускать по ней водителей не имеет права.
Полный курс прохождения обучения будет составлять 2,5 месяца. В том случае, если будущий мотоциклист уже имеет водительские права на управление легковым автомобилем, то можно пройти ускоренный курс, который будет длиться всего 1 месяц.
При прохождении обучения будущего водителя мотоцикла ожидают следующие этапы:
Стоимость обучения
Стоимость прохождения обучения в автошколе будет зависеть от определенных факторов, таких как регион расположения и расценки самого учебного учреждения. Обычно стоимость обучения колеблется в пределах от 4 до 10 тысяч рублей, но в некоторых регионах автошколы могут устанавливать расценки в пределах и до 20 тысяч рублей.
При определении того, в какой из школ проходить обучение, не стоит сразу записываться в то заведение, которое предлагает свои услуги по самой низкой цене – за таким преимуществом могут скрываться недостатки в виде низкой материально-технической базы, недостаточной квалификации и опыта обучающих.
Подготовка к экзаменам и их сдача
После того как пройдет этап обучения теоретической и практической части, потребуется обратиться в ГИБДД для возможности сдачи экзамена. Порядок предварительного оформления предполагает следующее:
Процесс прохождения теоретической части экзамена осуществляется автоматически (запрограммированная система оценивает правильность ответов и выдает итоговый результат – сдан экзамен или нет).
Практическая часть проходит посредством объективного оценивания навыков будущего мотоциклиста. Для успешной сдачи экзамена необходимо по возможности исключить присутствие ошибок, за которые могут быть начислены штрафные баллы принимающим экзамен. В том случае, если будет проставлено более чем 4 штрафных балла, экзамен будет не сдан и придется проходить весь этап с самого начала. При пересдаче стоит учитывать, что теоретическая часть не требует повторного прохождения.
При сдаче практики начислить 5 штрафных баллов могут за следующие нарушения:
3 штрафных балла можно получить за следующие допущенные ошибки:
Наименьшее количество штрафных баллов можно получить за такие наименее тяжелые нарушения:
В случае успешного прохождения всех этапов экзаменуемый оповещается, в какой день он сможет получить свое удостоверение, и в назначенное время является за ним лично. Срок действия такого удостоверения составляет 10 лет. По его истечении нет необходимости заново пересдавать экзамены – необходимо будет только пройти медицинскую комиссию и подать заявление в отделение ГИБДД.
Как получить права на управление мотоциклом и открыть категорию А, рассказывается в этом видео:
Получение прав на управление мотоциклом в зависимости от категории транспортного средства, которая обуславливается объемом двигателя, может осуществляться по достижении 16 или 18 лет. Получению прав предшествует прохождение медицинской комиссии, обучение в автошколе и успешная сдача теоретической и практической части экзаменов в ГИБДД.
Сколько стоит сесть за руль мотоцикла
Однажды я прокатилась на мотоцикле как пассажир — и захотела водить его сама.
Ездить на мотоцикле — совсем не то, что на машине. Это ветер, скорость и красивые пейзажи. Еще это дождь, холод, затекшие спина и руки, но влюбленный человек не замечает недостатков. Чтобы ехать куда хочу и когда хочу, я пошла в мотошколу, научилась водить и купила собственный мотоцикл.
Вот сколько это стоило.
Дорогой Харли Давидович!
Ты матерый байкер и объехал на мотоцикле не меньше чем полмира. Перед тем как читать эту статью, приготовь платочек. Он пригодится, чтобы вытирать слезы смеха и умиления.
Пожалуйста, не суди меня за мою наивность. Я знаю о мотоциклах не так много, как ты. Но мой опыт пригодится людям, которые только знакомятся с мотоциклами и хотят просто ездить по городу.
Как получить права на вождение мотоцикла
Права на мотоцикл получают так же, как и на автомобиль. Нужно записаться в школу, получить медицинскую справку, пройти теорию и практику, сдать экзамен в ГИБДД и прийти за водительским удостоверением. Статьи расходов совпадают, но учиться водить мотоцикл немного дешевле.
Сезон. У многих школ есть только уличная тренировочная площадка, поэтому практика начинается только в апреле-мае — когда сойдет снег. Отучиться и сдать экзамен можно до октября-ноября — пока не станет холодно и не ляжет снег. Но начинать лучше весной, чтобы не спеша подготовиться к экзамену.
Моя знакомая пошла учиться в сентябре. У нее не получилось сдать практику с первого раза, а пересдачу пришлось пропустить из-за командировки. Следующую пересдачу ей назначили только на весну. Из-за того что между экзаменами пройдет 6 месяцев, ей придется пересдавать еще и теорию.
В Москве, Санкт-Петербурге и моем родном Екатеринбурге есть мотошколы с закрытыми площадками. Учиться в них можно круглый год. Такие школы даже организуют для своих курсантов экзамен в ГИБДД на своей территории.
Автошкола. Отучиться на права можно в любой автошколе, но я выбирала специализированную для мотоциклистов: там лучше инструкторы и техника. Я училась в «Мотоакадемии» в Екатеринбурге.
На теоретических занятиях вместо зубрежки ПДД нам рассказывали, как устроен мотоцикл, что нужно проверять перед каждым выездом, какую экипировку выбрать и как оказывать медицинскую помощь при ДТП.
Моим инструктором был чемпион по мотокроссу и мотоджимхане — маневрированию между конусами на время. На практике он объяснял, как сидеть, куда смотреть и как правильно работать сцеплением. А в обычной школе просто показывают фигуры и не контролируют учеников: такие занятия я видела на автодроме обычной районной автошколы.
Еще мотошколы следят за техникой: покупают новые мотоциклы, вовремя меняют запчасти. Эти же мотоциклы они привозят на экзамены в ГИБДД. Я училась ездить на новом KTM Duke 250, на нем же сдавала экзамен. А курсанты обычной школы сдавали экзамен на старых Минсках и китайских Ирбисах — на них плохо работает сцепление и сложно найти нейтральную передачу.
Как стать мотоинструктором: полное руководство для чайников
Кто обычно становится мотоинструктором
Люди, решившие заняться ремеслом мотоинструктора, как правило, отличаются особым характером. Это люди с неутихающей, постоянно бурлящей внутренней энергией. Они не способны усидеть на одном месте больше пяти минут, их постоянно куда-то тянет, несёт в неведомые дали. Работа в офисе для таких людей невыносима – она давит на них, разрушает. Желание заниматься любимым делом заставляет их действовать: искать новые цели, достигать новых высот. Они гонятся за свободой, любят принимать отчаянные решения и готовы нести ответственность за собственные действия.
Профессия до работы в мотошколе значения не имеет, но опыт – необходимое условие. Без твёрдой почвы под ногами невозможно обучить человека езде на мотоцикле с нуля. А ведь важно не только показать упражнения и рассказать, как устроен экзамен. К каждому ученику требуется свой подход, и не всякому дано этот подход найти. Инструктор должен уметь грамотно выстраивать программу, подбирать верные слова, адекватно оценивать уровень своих подопечных. Кроме того, ценится коммуникабельность – готовность постоянно знакомится с новыми людьми, а также способность говорить интересно и ярко.
Пример 1: Вася-предприниматель
Васе 40 лет, он живёт в Москве, в самом центре, и считает себя настоящим деловым парнем. Он всегда тщательно следит за тем, какие профессии сейчас «в тренде», в каких нишах крутятся большие деньги, и кто из его друзей сколько зарабатывает. За свою жизнь он успел попробовать себя в роли банкира, пиарщика, менеджера по продажам и учителя йоги, а также основал собственную школу английского языка «English-Джедай», которую после 3-летней неудачи превратил в центр саморазвития «Джедай-English». Одновременно с этим Вася подрабатывал, как индивидуальный предприниматель: продавал электронные самокаты и корм для собак премиум класса, который закупал оптом в Китае.
В этом году Вася узнал, что количество байкеров на дорогах растёт с каждым годом, и решил стать мотоинструктором. Вася никогда не получал даже автомобильные права, потому что боится садиться за руль. Но тут он пересилил самого себя, записался на месячный экспресс-курс вождения мотоцикла и сдал экзамен в ГИБДД, получил права категории А, хотя и понял в процессе, что ездить на мотоцикле ему совершенно не нравится. Вскоре он получил права, а одна мотошкола согласилась принять его на работу, несмотря на отсутствие опыта. Теперь Вася – мотоинструктор.
Вопрос. Понравится ли Васе новая работа?
Ответ. Нет, однозначно не понравится. Чтобы быть учителем, недостаточно просто знать материал урока – необходимо ещё и хотеть передать свои знания следующему поколению. Так же и с мотоинструктором: недостаточно вызубрить ПДД и получить права, нужно любить мотоспорт всей душой, быть его фанатом, боготворить его. Если вы не считаете езду по ночным дорогам захватывающей, вы не сможете убедить в этом другого. Если вы не знаете, каково это – постоянно быть начеку, ожидая в любую секунду наткнуться на нетрезвого водителя, вы никогда не сумеете донести до учеников мысль о том, как опасно это хобби. Профессия инструктора выматывает, заставляет вкладывать в дело всю душу. И только по-настоящему любящий мотоциклы человек справится со сложностями и научиться получать от преподавания удовольствие.
Пример 2: Коля-любитель
Коля из Московской области, ему 35 лет, он работает водителем по свободному графику. Раз в 1-2 недели у Коли выдаётся свободный вечер, и тогда он берёт свой старенький Yamaha YBR 125 и проводит несколько счастливых часов, катаясь по ночному городу. Стоит Коле сесть в седло, как он мгновенно забывает обо всех проблемах и неприятностях, а беспокойства отходят на второй план. Он несётся по тёмным дорогам мимо неоновых вывесок магазинов и ярких фонарей, чувствуя, как ветер треплет его волосы. Хотя несётся – это сильно сказано. Коля редко практикуется, поэтому не решается разгоняться выше 80 км/ч. К тому же он часто забывает включить поворотники и не всегда успевает затормозить на светофорах, из-за чего ему пришлось пообещать жене не разгоняться быстрее 60 км/ч. Но это ничуть не огорчает Колю, ведь мотоциклы – его страсть, его спасение от скуки и однообразия жизни.
Недавно один друг предложил Коле подработать инструктором в его мотошколе, ведь он так любит мотоспорт, что точно сумеет зарядить учеников своей энергией. Коля согласился. Теперь Коля – мотоинструктор.
Вопрос. Понравится ли Коле новая работа?
Ответ. Вряд ли. Скорее всего Коля быстро поймёт, что его знаний и опыта недостаточно для качественного преподавания в школе. Да и его ученики скоро смекнут, что их учитель далеко не профессионал, и предпочтут обратиться за помощью к кому-то ещё. Потому что как бы человек не был влюблён в байки, одной страсти недостаточно – нужны и умения. Без постоянной практики у инструктора просто не получится донести до ученика правильные мысли. Тут важен посыл, настрой и, обязательно, крепкая база, от которой начинающий байкер сможет уверенно оттолкнуться.
Пример 3. Саша-профессионал
Саше 30 лет, он живёт в Москве, там же и работает. Изначально он учился на юриста, получил 6-летнее образование в одном из лучших российских вузов и даже поработал пару лет по специальности в районном суде, подписывая бумажки и разбирая корреспонденцию. Ещё на втором курсе Саша купил себе подержанный KTM 200 Duke и получил права, чтобы иметь возможность гонять с друзьями, когда пожелает. Однако со временем Саша начал втягиваться в это дело всё больше и больше. Он научился самостоятельно проводить все работы, связанные с ремонтом байка, зарегистрировался на мотофорумах, где познакомился с такими же увлечёнными людьми, и сменил свой Дюк на новую Honda CBR 600 F4i. Также он записался на дополнительные курсы повышения квалификации: контраварийный курс, городское вождение и мотоджимхану (маневрирование меж препятствий), после чего серьёзно увлёкся стантрайдингом (экстремальная езда и трюки). Параллельно Саша помогал лучшему другу осваивать мотоцикл с нуля, уделяя ему все выходные.
Вскоре Саша понял, что работа в суде его тяготит, и только рядом с мотоциклом он чувствует себя настоящим, к тому же друг постоянно хвалил его педагогические способности. Он уволился с работы, не забыв бурно отметить это событие, прошёл полный 126-часовой курс для переквалификации на инструктора и отправил своё резюме в несколько мотошкол. Благодаря 10-летнему опыту вождения и значительному количеству освоенных курсов, Саша быстро устроился на работу в мотошколе поблизости. Теперь Саша – мотоинструктор.
Вопрос. Понравится ли Саше новая работа?
Ответ. Однозначно да. Саша влюблён в мотоциклетный спорт, он умеет получать удовольствие от езды и знает все тонкости этого ремесла. Но, кроме этого, Саше нравится и преподавать. За годы вождения он набрал объёмный багаж знаний, которым с удовольствием делится с окружающими. А ученики видят в Саше настоящего лидера и знатока своего дела, поэтому и идут к нему с таким удовольствием. Саша нашёл своё призвание.
Кто имеет право обучать вождению мотоцикла (требования)
Ст. 46 Федерального закона об образовании гласит, что право работать инструктором имеют лица с высшим или средним профессиональным (не обязательно профильным) образованием. То есть, если вы закончили 11 классов и больше нигде не учились, работать в мотошколе вам запрещено. При этом работодатель может включать в требования прохождение дополнительных образовательных программ и самостоятельно решать, достаточным ли уровнем подготовки обладает кандидат. Кроме того, мотоинструктор обязан не реже 1 раза в 3 года проходить программы повышения квалификации по соответствующей специальности. Также закон требует, чтобы инструктор имел опыт вождения не менее 3-х лет, и чтобы в течение последних 5 лет его не лишали прав.
Кроме того, из-за потенциальных опасностей, которые сопутствуют мотоспорту, к инструкторам вождения предъявляются несколько дополнительных требований, открывающие доступ к работе. Первое из них – обязательный медосмотр перед приёмом на работу, а также периодические медицинские обследования в процессе работы (лучше ежегодно, но раз в 2-3 года тоже подойдёт). Основные проверки, входящие в медосмотр, – это наркологический и психоневрологический диспансер, но работодатель имеет право потребовать и дополнительные отметки в справке.
Что касается документов, перед началом преподавания мотоинструктор должен получить свидетельство на право обучения вождению мототранспорта, которое выдаётся после прохождения краткосрочного 3-недельного курса в государственной организации (например, в ДОСААФ) и сдачи соответствующего экзамена. Чаще всего такие курсы состоят из 126 часов теоретических и практических занятия, а также из 130 часов самостоятельной подготовки в рамках курса. Стоимость курсов для мотоинструкторов в Москве варьируется от 6000 до 10.000 руб.
Если кратко, то 6 требований к соискателям на должность мотоинструктора звучат так:
Кто не имеет права обучать вождению мотоцикла
Ст. 331 Трудового Кодекса РФ содержит следующий список лиц, которые не допускаются к работе с учениками:
Штрафы за нарушение закона
Начинающий инструктор может выбрать один из двух легальных путей – пойти работать в мотошколу или оформиться, как ИП, и стать частным преподавателем. Существует и третий, незаконный вариант – работа частным инструктором без оформления требуемых документов. Нелегальный вариант позволит сэкономить время и избежать налогов, однако при выявлении и инструктору, и его ученикам грозит штраф.
Ученику придётся заплатить от 5000 до 15.000 руб. за управление мотоциклом без водительских прав (по статье 12.7 КоАП РФ).
Размер штрафа для инструктора определяется степенью серьёзности нарушения, которую оценивают правоохранительные органы или суд. Минимум, которым инструктор может отделаться – это штраф в 2500 руб. за передачу мотоцикла лицу без водительских прав (по статье 12.7 КоАП РФ). За незаконное ведение бизнеса (статья 171 КоАП РФ) он получит штраф до 300.000 руб., либо обязательные работы до 480 часов, либо 6-месячный арест. А уклонение от налогов (статья 198 УК РФ) считается уже уголовным преступлением и карается штрафом 100.000-300.000 руб., либо 6-месячным арестом, либо тюремным заключением в течение 1 года.
С чего начать новичку
После того, как вы убедились, что работа мотоинструктором – ваше призвание, получили необходимые документы и подтвердили своё право на управление байком, пришло время искать вакансию. Лучший вариант – опросить друзей и знакомых. Возможно, кто-то из них работал или работает в мотошколе, а может у кого-то есть полезные связи, которые помогут вам устроится по знакомству.
Если вы ищете в интернете открытые вакансии и объявления о поиске инструктора, делайте это на популярных сайтах с вакансиями, например hh.ru, superjob.ru, avito.ru, или на сайтах конкретных мотошкол, таких как «Автофактор». Подойдите ответственно к выбору первого места работы – впоследствии перейти в другую школу будет сложнее. Поэтому лучше потерять время, выбирая подходящие условия, чем быстро устроиться куда попало. При оформлении обязательно уточните все тонкости договора, прочитайте устав школы, если такой имеется, разузнайте про политику школы. Заключайте трудовой договор, только когда убедитесь, что вас всё устраивает.
Если работа в коллективе не для вас, и вы предпочитаете быть одиноким и свободным хранителем знаний, вам, чтобы найти учеников, придётся рекламироваться самостоятельно, предварительно зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель. Размещайте объявления на таких сайтах, как avito.ru, uslugi.yandex.ru, fl.tu и так далее. Когда появятся первые ученики, найдите подходящую площадку для тренировок и договоритесь об аренде. Прежде, чем отправляться на площадку с учеником, съездите туда самостоятельно, чтобы удостовериться в её надёжности. На этой же площадке, при необходимости, арендуйте и учебный мотоцикл: в Москве стоить это будет от 10.000 до 25.000 руб.
Что должен знать и уметь мотоинструктор
Согласно приказу Минтруда РФ от 28.09.18 об обучении вождению транспортных средств, в обязанности инструктора входит:
Кроме того, это же закон включает в себя 2 огромных перечня с перечислением знаний и умений, которыми должен обладать инструктор. Если пройтись по мотошколам и посмотреть на инструкторов, которые там работают, можно убедиться, что этим требованиям соответствуют единицы. С одной стороны, это связано с отсутствием контроля за исполнением закона, который в принципе невозможен из-за субъективности отдельных пунктов (как, например, оценить уровень знания психологических аспектов личности?). С другой стороны, сами работодатели не ищут в соискателях строгого соответствия, из-за чего начинающие инструкторы расслабляются и теряют желание развиваться.
Из всего этого следует, что для того, чтобы устроиться на работу, выполнять все предписания законодательства не обязательно. Однако, если вам всё же хочется узнать, как выглядит идеальный мотоинструктор, ниже приведены требования.
Перечень требуемых знаний:
Перечень требуемых умений:
Чего работодатели ожидают от инструктора
На самом деле работодатели не ищут в будущих сотрудниках всех вышеперечисленных талантов. Они скорее полагаются на чутьё и выискивают среди массы однообразных гонцов за деньгами с корочкой инструктора мастеров своего дела. Если посмотреть на вакансии в интернете, в глаза бросаются основные требования, которые организации предъявляют соискателям. Такие требования делятся на 2 категории: формальные (бумаги, опыт, знания) и человеческие (желание стать частью коллектива, работать и постоянно учиться новому).
К первой категории относятся образование и опыт вождения. Чаще всего работодатели не довольствуются средним техническим образованием и относят высшее образование к обязательным требованиям. Это связано не столько с педантизмом, сколько с внутренней дисциплиной претендента и его желанием развиваться. Опыт вождения оценивается не по дате, указанной в водительских правах, а по реальному сроку вождения байка. В момент собеседования будущему инструктору предлагается продемонстрировать свои знания и умения на учебной площадке. В исключительных случаях работодатель просит также доказать опыт эксплуатации мотоцикла в городе и загородом.
В категорию человеческих качеств, которые работодатели ищут в сотрудниках, входят:
Харизматичных людей на фоне остальных выделяет, в первую очередь, жизненный оптимизм и уверенность в способностях. Такие люди не боятся ошибок и не страшатся нового, такие люди идут в бой с высоко головой, готовые сразить любого, кто встанет на их пути. И хотя они рьяно борются с врагами и недоброжелателями, их отличают вежливость и дружелюбие, неизменно присутствующие в каждом диалоге. Харизматики не забывают улыбаться, из-за чего без труда сходятся с малознакомыми людьми. Кроме того, они обладают недюжинными ораторскими способностями и правильно поставленной речью, которая привлекает к ним новых и новых последователей.
Способность к обучению и саморазвитию выражается в умении признавать собственное несовершенство и готовности постоянно учиться на ошибках. Без этих качеств нет смысла рассуждать о профессии мотоинструктора. Если человек не готов проходить курсы повышения квалификации, читать обучающую литературу, общаться с экспертами и забывать о времени за тренировками и отработкой навыков, у него не получится стать востребованным учителем. Усилия придётся прилагать не только на освоение мотоцикла, но и на оттачивание педагогического мастерства. Хороший мотоинструктор попытается найти подход к каждому ученику, а если это не получится, признает оплошность и постарается решить проблему.
Ошибочно мнение, что работа мотоинструктора примитивна: дал мотоцикл, объяснил принципы работы руля и панели управления, показал рычажки для разгона и торможения, а дальше ученик сам поймет, что к чему. Нужно только время и больше практических занятий. И ошибки отрабатывать необязательно – достаточно периодически напоминать о них. Одним понадобится меньше времени, другим – больше, но в конце концов научатся все. В реальной жизни это работает гораздо сложнее. На мотоцикле нет дублирующих педалей тормоза и газа (как на авто). Крошечная оплошность новичка, допущенная по вине инструктора, станет фатальной на дороге. А худшее: маленькая ошибка, привязавшаяся на этапе тренировок, останется надоедливой помехой на всю жизнь, и отучится от неё будет непросто.
Умение быть членом команды означает умение совмещать личные интересы с интересами других людей. Без собственного мнения стать членом команды не получится – кому нужен партнёр, который ничего не предлагает, а только соглашается с авторитетами. Не войдут в команду и эгоисты, нарциссы или люди, неспособные прислушиваться к чужим идеям. Для работы в группе понадобится способность идти на компромиссы, уступать, когда это необходимо, и бороться за собственные принципы до конца, если они входят в философию жизни. Одновременно с этим от инструктора ждут и умения работать не ради себя, а ради мотошколы, защищая её престиж, а не свой. Это сложно, но игра стоит свеч.
Обаяние и коммуникабельность – это не столько о врождённых качествах, сколько о понимании человеческой психологии и желании нравится людям. Каждый работодатель ищет в соискателях своё: одни делают акцент на профессионализм и мастерство, другие отбирают для работы только неординарных личностей. И умение вовремя понять на собеседовании, чего хочет интервьюер, значительно облегчает процесс поиска работы.
Из чего состоят курсы для мотоинструкторов
Несмотря на прописанные в законе требования к инструктору, в которые входит свидетельство о праве обучать вождению на байке, бумаги получить не так уж и просто. Дело в том, что в Москве нет официальных государственных организаций, которые бы выдавали это свидетельство, согласно установленному образцу. Нет ни одного учреждения, в которое можно было бы поступить на профиль «инструктор по вождению мотоцикла», из-за чего и возникает столько проблем. А мотошколы предпочитают не создавать себе конкурентов собственными руками, так что продают курсы только для сдачи экзамена, но не для переподготовки на мотоинструктора.
Однако есть и смельчаки, которые разрабатывают и выпускают на рынок полноценные курсы для мотоинструкторов. При этом помните, что завлекательные фразы о том, что «только с сертификатом вы станете востребованным» – не больше, чем попытка завлечь новых клиентов, а инструкторов на работу принимают на основе опыта и личных характеристик.
Как сказал однажды Уильям Уорд, американский писатель и автор сотен афоризмов, цитируемых спустя столько лет: «Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, а великий учитель вдохновляет». Этой же точки зрения придерживаются школы, занимающиеся подготовкой мотоинструкторов. Поэтому часто теоретические и практические занятий направлены на освещение педагогических и психологических принципов с точки зрения мотовождения. Среди лекций выделяются следующие:
То есть такие курсы не задаются целью улучшить навыки вождения, познакомить с внутренним устройством мотоциклов или обучить лихим трюкам. Вместо этого лекторы показывают, как направить накопленные опыт и знания в правильное русло, чтобы воспользоваться плодами профессионализма смог не только сам инструктор, но и ученики.
Сколько зарабатывают мотоинструкторы: разоблачение мифов
На волне последних трендов, когда профессия учителя, причём неважно какой специальности, резко возросла, по интернету начали расползаться теории и предположении о том, из чего складывается зарплата инструкторов по вождению, в том числе и мотоинструкторов. На самом деле, инструкторы зарабатывают не так много, как принято думать. Времена лёгких больших денег ушли в далёкое прошлое. Работа мотоинструктора – тяжёлое бремя, которое по силам не каждому.
К тому же, доходы зависят и от условий преподавания. В первую очередь важно то, работает ли инструктор на себя или преподаёт в мотошколе. Грамотных частных мотоинструкторов не так много, а школ с продуманной программой – ещё меньше. Одни не способны смириться с работой «на дядю» и уходят в частный бизнес, вне зависимости от рыночных расценок. Другие же предпочитают не рисковать и выбирают пусть не впечатляющую, зато фиксированную зарплату.
Миф 1. Самые большие деньги крутятся в частном бизнесе
Ошибочно рассчитывать на то, что частные уроки обогатят инструктора за пару месяцев. Это связано с конкуренцией и безграничным разбросом цен. Так, если зайти на сайт profi.ru, то можно обнаружить, что раскрученные и востребованные инструкторы с отзывами и оценками берут по 2500-3000 руб. за 60-минутные занятия, в то время как малопопулярные байкеры просят 800-1000 руб. за час пишут: «по договорённости», не уточняя цену. На Яндекс.Услугах разброс будет ещё сильнее: там учителя за часовое занятие просят от 500 до 6000 руб.
С частным бизнесом меньше мороки
Сложно представить, как появился такой миф, потому что предпринимательство всегда энергозатратнее, чем работа по контракту. В отличие от преподавания в мотошколе, частный бизнес требует лидерского мышления и готовности рисковать. Кроме того, у начинающих инструкторов встаёт вопрос о нужности (или ненужности) рекламы. Без рекламы вероятность того, что ученики о вас узнают и запишутся на урок, близка к нулю. Дешёвый и нетрудоёмкий способ рекламы – сарафанное радио. Чуть более сложный, но такой же бесплатный: ведение блогов, новостных страниц, сайтов с полезными статьями, самореклама на мотофорумах или в тематических группах в соцсетях, размещение объявлений на бесплатных площадках. И наконец, наиболее действенный (и дорогой) способ – платное рекламирование в поисковиках и соцсетях.
Второй источник мороки – вопрос о том, на чьих мотоциклах проводятся уроки, где мотоциклы хранятся, кто их обслуживает и как они доставляются до учебной площадки. Если у вас есть собственный застрахованный байк, а ученики приходят заниматься к вам во дворы, вопрос о транспортировке отпадает. Если нет – мотоцикл для занятий придётся арендовать. При этом учитывайте то, что мотоциклы сдаются на 4-6 часов или посуточно – аренда на 45 или 60 минут популярностью не пользуется. Так что, чтобы не терять деньги, договаривайтесь на 3-4 занятия подряд. В зависимости от марки и возраста байка, суточная аренда обойдётся в 2000-9000 руб.
Перед тем, как соглашаться на занятие с учеником, договоритесь о том, кто оплачивает аренду транспорта и учебной площадки. Удостоверьтесь, что ученик обзавёлся экипировкой – в противном случае вам запрещено обучать его вождению. Носите с собой запасной шлем, чтобы не пришлось отменять запланированное занятие из-за забывчивости клиента.
Миф 3. Зарплаты в мотошколах смешны до неприличия
Если в качестве места работы вы выбрали мотошколу, то первое, на что обратите внимание, – раскрученность и расположение школы. Чем популярнее место, тем больше учеников. Но помните, что раскрученность школы связана именно с наличием учеников, а не с зарплатами тех, кто там работает. Бизнес означает не только приятные бонусы, но и издержки.
На зарплаты влияют подход инструктора к работе и щедрость начальства. В Москве месячные зарплаты колеблются от 25.000 до 100.000 руб. (с учётом бонусов и премий). Однако минусом таких зарплат могут стать условия работы в мотошколе. Начинайте изучение трудового договора с графика работы. Узнайте, кто этот график составляет: инструктор или администрация образовательного учреждения, когда выходные и сколько часов придётся работать без перерыва. Ведь во время занятий инструктору запрещено уходить с учебной площадки. Это мелочь, которая открыто говорит об отношении работодателя к сотрудникам.
Плюсы и минусы работы мотоинструктором
Тест для тех, кто планирует работать в мотошколе
Ответьте на вопросы и примите решение, если все ответы «Да» – эта работа точно для Вас:
Мотоинструктор мотошколы «Автофактор» Анастасия Сергеевна