План конспект основные пожарные автомобили

4.1 пожарная и аварийно спасательная техника. План конспект

Начальник 105-ПСЧ 7 ПСО

ФПС ГПС Главного управления

МЧС России по Краснодарскому краю

старший лейтенант внутренней службы

«___»_______________ 2021 год.

проведения занятий с дежурным караулом 105-ПСЧ 7 ПСО ФПС ГПС Главного управления

МЧС России по Краснодарскому краю по дисциплине

«Пожарная и аварийно-спасательная техника»

1. Организация занятия. Проверка готовности и наличия личного состава (5 мин).
2. Учебный вопрос № 1. Пожарная и аварийно-спасательная техника (80 мин).

Пожарная и аварийно-спасательная техника предназначена для предотвращения развития пожаров и, если они возникли, их тушения. Основная задача при тушении на пожарах – спасание людей и материальных ценностей. Эти две задачи выполняются пожарными машинами на шасси

автотранспортных средств, летательных аппаратов, речных и морских судов, а также специально оборудованных пожарных поездах. В учебнике описаны в основном пожарные автомобили (ПА).

Пожары всегда сопровождаются проведением аварийно-спасательных работ различного объема и масштаба. Поэтому все пожарные автомобили оснащены пожарным инструментом и оборудованием для выполнения первоочередных аварийно-спасательных работ. К ним относятся

подготовительные работы по спасанию людей, по доступу к очагам горения и тушению их огнетушащими веществами. Ряд пожарных автомобилей, называемых пожарными спасательными

автомобилями, оснащаются пожарным инструментом и оборудованием, обеспечивающим выполнение специальных работ. К ним относятся: резка металлической арматуры, подъем, перемещение и фиксация элементов строительных конструкций, образование проходов или проемов в сооружениях и т. д. Для выполнения этих работ применяются немеханизированные и механизированные инструменты, специальное оборудование для спасания людей. В настоящее время разрабатывается и применяется роботизированная техника.

Пожарные автомобили. Определение и классификация

Пожарная техника – это технические средства тушения пожара. В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи. Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т. д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара. Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины. Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Это – пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда.

-Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

-ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе.

-ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

Общие требования к пожарной технике и пожарным автомобилям установлены Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» На основании регламента они сводятся к следующему:

– пожарная техника должна обеспечивать возложенные на нее функции в условиях пожаров;

– конструктивное исполнение и использование материалов для ее производства должны обеспечивать ее безопасность при транспортировке, хранении, эксплуатации и утилизации пожарной техники;

– техническая документация на пожарную технику должна содержать информацию для обучения персонала правилам эффективного применения пожарной техники;

– пожарная техника должна использоваться с учетом ее параметров согласно требованиям пожарной безопасности в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности.

Пожарные автомобили делятся на три класса:

– легкие с полной массой от 2 000 до 7 500 кг (L-класс);

– средние с полной массой от 7 500 до 14 060 кг (М-класс);

– тяжелые с полной массой свыше 14 000 кг (S-класс).

Пожарные автомобили в зависимости от проходимости делятся на три категории.

Категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости).

Категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости).

Категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильно пересеченной местности (высокой проходимости).

Основные ПА общего применения обозначаются так: автоцистерны пожарные – АЦ; пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР; пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД, пожарные автомобили первой помощи – АПП. Они характеризуются рядом параметров.

Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

вместимость цистерны, м3; подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса; напор насоса, м.
Содержание пожарных автомобилей в пожарных частях

Высокая готовность пожарных частей и эффективность пожарного оборудования достигается правильным содержанием, а также проведением плановых обслуживаний пожарных автомобилей и обслуживанием их в минимальное время после пожара. Для обеспечения готовности пожарных частей большое значение имеет правильная организация хранения пожарного оборудования (кислородно-изолирующих противогазов, напорных рукавов и т. д.), запасов горюче-смазочных материалов, пенообразователя и т. д.

Обслуживание пожарных автомобилей и хранение пожарного оборудования производится в пожарных депо и на территории пожарных частей.

Пожарное депо – это здание, в котором размещаются дежурный караул пожарной части, пожарные автомобили и пожарное оборудование. В пожарном депо должны быть: гараж, пункт связи, аккумуляторная, пост или база газодымозащитной службы (ГДЗС), кабинеты начальствующего состава, учебные классы, комнаты отдыха дежурной смены и т. д.

Пожарное депо проектируют на 2, 4 и 6 пожарных автомобилей. В пожарных депо крупных гарнизонов пожарной охраны может устанавливаться 8 и более пожарных автомобилей.

Гаражи пожарного депо предназначены для обслуживания пожарных автомобилей и содержания их в режиме дежурства. В гаражах принят тупиковый или прямоточный способы расстановки пожарных автомобилей.

В системе ГПС МЧС России пожарные автомобили занимают особое место. Они составляет материальную основу механизации работ по тушению пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Эффективное применение пожарных автомобилей и пожарных аварийно-спасательных автомобилей (АСА) требует глубокого знания конструкции оборудования, механизмов и машин, их технических возможностей и рациональных режимов работы. Их параметры определяют тактикотехнические характеристики этих машин. Поэтому первой задачей

изучаемого курса является всестороннее изучение конструкций пожарных машин и их тактико-технических характеристик.

Пожары возникают в случайные, непредсказуемые промежутки

времени. Ущерб от огня будет тем меньше, чем скорее начнется тушение

пожара. Поэтому в пожарных частях пожарные машины должны содержаться в состоянии высокой технической готовности к использованию.

При эксплуатации пожарных машин изнашиваются рабочие поверхности деталей механизмов. Вследствие этого ухудшаются параметры тактико-технических характеристик пожарных машин. Это, в свою очередь, приводит к снижению эффективности тушения пожаров. Изнашивание деталей механизмов и несоблюдение рекомендованных режимов эксплуатации могут приводить к отказам в их работе. Поэтому при изучении курса должна решаться задача – освоение основ организации проведения технического обслуживания и ремонта пожарной техники, обеспечивающих ее надежную работу на пожарах и требуемую долговечность. При следовании на пожар, его тушении, а также обслуживании и ремонте пожарных машин вследствие неправильных приемов управления ими, несоблюдения режимов их эксплуатации могут проявляться факторы, влияющие на безопасность труда и здоровье членов расчета. Поэтому при изучении курса должна решаться еще одна задача – организация обеспечения охраны труда пожарных.

Пожарные автомобили непрерывно совершенствуются, применяются новые механизмы и оборудование, создаются новые машины. Поэтому становится важной еще одна задача: при изучении курса необходимо научиться не только осваивать эту технику, но и выработать умение обучать подчиненных.
3. Разъяснение возникших вопросов, выставление оценок. (5 мин).

Пособия и оборудование, используемые на занятии:

учебник : в 2 ч.П46 Ч. 1 / М. Д. Безбородько, С. Г. Цариченко, В. В. Роенко и др. ; под ред.

М. Д. Безбородько. – М. : Академия ГПС МЧС России, 2012. – 353 с.

Начальник караула 105-ПСЧ

7 ПСО ФПС ГПС Главного управления

МЧС России по Краснодарскому краю С.В. Гуричев

Источник

Основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили целевого применения. Тема 5

Автомобили пожарные первой помощи

Машины пожарные первой помощи предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования, проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств.

План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть фото План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть картинку План конспект основные пожарные автомобили. Картинка про План конспект основные пожарные автомобили. Фото План конспект основные пожарные автомобили

Подача огнетушащих веществ:

При подаче ствола высокого давления пожарный №1 открывает насосный отсек, снимает рукавную катушку с фиксатора прокладывает рукав высокого давления в указанном направлении и работает со стволом. Пожарный № 2 располагается в 2-3 метрах от рукавной катушки и оказывает помощь в прокладке рукавной линии. Водитель производит включение насоса(мотопомпы, в зависимости от комплектации автомобиля) и подает воду в рабочую линию.

Охрана труда

К эксплуатации могут быть допущены те лица, которые прошли курс обучения по соответствующе программе и получившие свидетельство установленного образца.

В процессе эксплуатации запрещается:

Тактико-техническая характеристика АПП-0,5-5(2705)мод.008ПВ

Наименование параметраПоказатель
Базовое шассиГАЗ-2705
Колесная формула4 х 2
Полная масса3500 кг
Габаритные размеры:

2800 ммДвигатель:

· мощностьбензиновый, инжекторный

140 л.с.Число мест боевого расчета5 человекМаксимальная скорость85 км/чЕмкость цистерны для воды500 литровЕмкость бака для пенообразователя30 литровНасос пожарный:

· расположениеагрегат мотонасосный пожарный высокого давления

среднее (в кабине боевого расчета)Номинальная подача насоса1,5 л/сНоминальный напор на выходе насоса:300 м.вод.ст. (30 ат.)Рукавная катушка высокого давления:

– длина рукава на катушке

– производительность ствола-распылителя высокого давления60 м

1,5 л/сНаибольшая геометрическая высота всасывания3,5 мРанцевая установка пожаротушения1 шт.Электрический генератор «Хонда»:

· максимальная мощность230 В

4 кВтКатушка с магистральным кабелем 50 м на 3 розетки1 шт.Специальное аварийно-спасательное оборудование и инструмент:

· комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента, в т.ч.:

– устройство для сброса давления

· электрический дисковый резак

· резак дисковый бензиновый1 комплект

Тактико-техническая характеристика АПП-1,0-40/4(5301)

Наименование параметраПоказатель
Базовое шассиЗИЛ-5301 «Бычок»
Колесная формула4 х 2
Полная масса6950 кг
Габаритные размеры:

2680 ммДвигатель:

· мощностьдизельный, с турбонаддувом

109 л.с.Число мест боевого расчета3 человекМаксимальная скорость95 км/чЕмкость цистерны для водыне менее 1000 литровЕмкость бака для пенообразователя90 литровНасос пожарный:

· расположениецентробежный двухступенчатый комбинированный

заднееНоминальная подача насоса:

· при напоре 100 м.вод.ст.

· при напоре 440 м.вод.ст.

· при совместной работе двух ступеней: – низкой

2 л/сНоминальный напор на выходе насоса:

· высокого давленияне менее 100 м.вод.ст. (10 ат.)

не менее 440 м.вод.ст. (44 ат.)Уровень дозирования пенообразователякорректируемыйРукавная катушка высокого давления:

– длина рукава на катушке

– производительность СРВД60 м

4 л/сВакуумная системаавтоматическаяНаибольшая геометрическая высота всасыванияне менее 8,0 мВремя всасывания с высоты 7,5 мне более 30 сЭлектрический генератор «ВЕПРЬ» АДП-230ВЯ:

· максимальная мощность230 В

6 кВтОсветительная мачта:

· количество/мощность прожекторов4,25 м

пневматический (сжатым воздухом)

2 шт./1,0 кВтКомплект электрического аварийно-спасательного инструмента:

– углошлифовальная машина (типа «болгарка»)1 шт.

1 шт.Катушки кабельные: тип

· рабочее напряжение / количество / длинапереносные

Автомобили пожарные пенного тушения

План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть фото План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть картинку План конспект основные пожарные автомобили. Картинка про План конспект основные пожарные автомобили. Фото План конспект основные пожарные автомобили

План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть фото План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть картинку План конспект основные пожарные автомобили. Картинка про План конспект основные пожарные автомобили. Фото План конспект основные пожарные автомобили

Автомобили пожарные пенного тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, пенообразователя, пожарно-технического вооружения и подачи воздушно-механической пены в очаг пожара.

Тактико-техническая характеристика АЦП-40(130)63Б

Наименование параметраПоказатель
Базовое шассиЗИЛ-130
Колесная формула4 х 2
Полная масса9600 кг
Габаритные размеры:

3200 ммДвигатель: тип

мощностькарбюраторный

150 л.с.Число мест боевого расчета7 человекМаксимальная скорость80 км/чЕмкость цистерны для пенообразователя2100 литровНасос пожарный:

· расположениецентробежный одноступенчатый

заднееНоминальная подача насоса:

· при напоре 100 м.вод.ст.40 л/сНоминальный напор на выходе насоса:100 + 5 м. вод. ст. (10 + 0,5 ат.)Уровень дозирования пенообразователякорректируемыйПроизводительность пеносмесителя,м 3 /мин4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5Наибольший допустимый подпор во всасывающей линии насоса при подаче пены, м80Наибольшая геометрическая высота всасывания7,5 мВремя всасывания с высоты 7,5 мне более 40 сРукава напорные Ø 77 мм, длиной 20 м, шт.10Рукава напорные Ø 51 мм, длиной 20 м, шт.10

Основные тактические возможности отделения на автоцистерне с пенообразователем АЦП-40(130)63Б

Автомобили пожарные порошкового тушения

Автомобили пожарные порошкового тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащего порошка и подачи порошка в очаг пожара.

План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть фото План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть картинку План конспект основные пожарные автомобили. Картинка про План конспект основные пожарные автомобили. Фото План конспект основные пожарные автомобили

План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть фото План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть картинку План конспект основные пожарные автомобили. Картинка про План конспект основные пожарные автомобили. Фото План конспект основные пожарные автомобили

МОД.2-ТЛАП 5000 (53215)

мод. ПМ-567АТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕХАРАКТЕРИСТИКИМарка шассиКамАЗ-43118КамАЗ-53213 (КамАЗ-43118)Колёсная формулабхб.16×4.2 (бхб.1)Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.3Количество сосудов для огнетушащего порошка, шт23Масса огнетушащего порошка, кг40005000Рабочее давление в сосудах для огнетушащего порошка, МП а1,2001,176Расход порошка, кг.через лафетный ствол50,0 (не менее)55,0 (не менее)через ручной ствол6,5 (не менее)3,5

Пожарный управляющий лафетным стволом, при достижении в цистерне рабочего давления дает команду водителю на трогание с места и маневрирование ПА.

При тушении ручными стволами: командир и пожарный открывает двери кузовов, достают стволы-пистолеты, разматывают рукава в направлении очага пожара.

Требования техники безопасности при работе с пенообразователем и порошком

Вакуумная установка, предназначенная для заправки ПА порошком, должна быть смонтирована в проветриваемом помещении.

При ее использовании для заправки ПА порошком необходимо:

При загрузке порошка в цистерну в ручную личный состав подразделений ГПС должен работать в респираторах и защитных очках.

Машины пожарные комбинированного тушения

План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть фото План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть картинку План конспект основные пожарные автомобили. Картинка про План конспект основные пожарные автомобили. Фото План конспект основные пожарные автомобили

Машины пожарные комбинированного тушения предназначены для тушения пожаров несколькими видами огнетушащих веществ и служат для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащих веществ, подачи огнетушащих веществ в очаг пожара.

Автомобили пожарные аэродромные

План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть фото План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть картинку План конспект основные пожарные автомобили. Картинка про План конспект основные пожарные автомобили. Фото План конспект основные пожарные автомобили
Автомобили пожарные аэродромные предназначены для несения пожарно-спасательной службы непосредственно на взлётно-посадочной полосе (ВПП) аэродромов, тушения пожаров самолёта и проведения работ по эвакуации пассажиров из самолёта, потерпевшего аварию. Они служат для доставки к месту аварии самолёта боевого расчёта, пожарно-технического вооружения и подачи в очаг пожара огнетушащих веществ.

Ликвидация горения может осуществляться как при движении ПА, так и при стоянке. Для подготовки ПА к ликвидации горения включить привод пожарного насоса и масляного насоса гидропривода, после чего плавно включить сцепление. Эти манипуляции категорически запрещается делать при движении ПА.

Автомобили пожарные газового тушения

План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть фото План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть картинку План конспект основные пожарные автомобили. Картинка про План конспект основные пожарные автомобили. Фото План конспект основные пожарные автомобили

Автомобили пожарные газового тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса газового огнетушащего состава и подачи газового огнетушащего состава в очаг пожара.

ПОКАЗАТЕЛИАВТОМОБИЛЬ ПОЖАРНЫЙ ГАЗОВОГО ТУШЕНИЯ АГТ-4000 (133Г42)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ
Марка шассиЗИЛ-133Г42 (КамАЗ-53212)
Колёсная формула6×4.2
Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт.3
Газовый огнетушащий составазот жидкий
Масса вьшозимого азота, кг4000
Рабочее давление в резервуаре, МП а1,3…1,6
Температура азота в резервуаре, * К80… 100
Время непрерывной подачи азота, сручной ствол1800 (не менее)
лафетный ствол120 (не менее)
Расход азота, кг/сручной ствол2,0 (не менее)
лафетный ствол30,0 (не менне)

Аварийно спасательные машины спасателей

План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть фото План конспект основные пожарные автомобили. Смотреть картинку План конспект основные пожарные автомобили. Картинка про План конспект основные пожарные автомобили. Фото План конспект основные пожарные автомобили

Аварийно-спасательные машины подразделений спасателей предназначены для доставки к месту чрезвычайных ситуаций групп спасателей, комплекта аварийно-спасательного оборудования и инструмента, а также для обеспечения проведения спасательных и неотложн-восстановительных работ при ликвидации указанных ситуаций.

Охрана труда при проведении боевого развертывания

При проведении боевого развертывания запрещается:

Вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав.

Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников.

Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

При использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом. При этом следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги.

В случаях угрозы взрыва, при боевом развертывании прокладка рукавных линий личным составом подразделений ГПС осуществляется перебежками, переползанием, используя имеющиеся укрытия (канавы, стены, обваловки и т.д.), а также с использованием средств защиты (стальные каски, сферы, щиты, бронежилеты), под прикрытием бронещитов, бронетехники и автомобилей.

Ручные пожарные лестницы должны устанавливаться так, чтобы они не могли быть отрезаны огнем или не оказались в зоне горения при развитии пожара.

При перестановке ручных пожарных лестниц необходимо предупреждать об этом поднявшихся по ним для работы на высотах, указать новое место их установки или другие пути спуска.

Запрещается устанавливать пожарные автомобили поперек проезжей части дороги. Остановка на проезжей части улицы, дороги, при создании помех для движения транспортных средств допускается только по приказу оперативных должностных лиц или начальника караула. При этом на пожарном автомобиле должна быть включена аварийная световая сигнализация.

Для безопасности в ночное время стоящий пожарный автомобиль освещается бортовыми, габаритными или стояночными огнями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *