План конспект основные пожарные автомобили
4.1 пожарная и аварийно спасательная техника. План конспект
Начальник 105-ПСЧ 7 ПСО
ФПС ГПС Главного управления
МЧС России по Краснодарскому краю
старший лейтенант внутренней службы
«___»_______________ 2021 год.
проведения занятий с дежурным караулом 105-ПСЧ 7 ПСО ФПС ГПС Главного управления
МЧС России по Краснодарскому краю по дисциплине
«Пожарная и аварийно-спасательная техника»
1. Организация занятия. Проверка готовности и наличия личного состава (5 мин).
2. Учебный вопрос № 1. Пожарная и аварийно-спасательная техника (80 мин).
Пожарная и аварийно-спасательная техника предназначена для предотвращения развития пожаров и, если они возникли, их тушения. Основная задача при тушении на пожарах – спасание людей и материальных ценностей. Эти две задачи выполняются пожарными машинами на шасси
автотранспортных средств, летательных аппаратов, речных и морских судов, а также специально оборудованных пожарных поездах. В учебнике описаны в основном пожарные автомобили (ПА).
Пожары всегда сопровождаются проведением аварийно-спасательных работ различного объема и масштаба. Поэтому все пожарные автомобили оснащены пожарным инструментом и оборудованием для выполнения первоочередных аварийно-спасательных работ. К ним относятся
подготовительные работы по спасанию людей, по доступу к очагам горения и тушению их огнетушащими веществами. Ряд пожарных автомобилей, называемых пожарными спасательными
автомобилями, оснащаются пожарным инструментом и оборудованием, обеспечивающим выполнение специальных работ. К ним относятся: резка металлической арматуры, подъем, перемещение и фиксация элементов строительных конструкций, образование проходов или проемов в сооружениях и т. д. Для выполнения этих работ применяются немеханизированные и механизированные инструменты, специальное оборудование для спасания людей. В настоящее время разрабатывается и применяется роботизированная техника.
Пожарные автомобили. Определение и классификация
Пожарная техника – это технические средства тушения пожара. В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи. Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т. д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.
Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара. Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины. Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Это – пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда.
-Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.
-ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе.
-ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
Общие требования к пожарной технике и пожарным автомобилям установлены Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» На основании регламента они сводятся к следующему:
– пожарная техника должна обеспечивать возложенные на нее функции в условиях пожаров;
– конструктивное исполнение и использование материалов для ее производства должны обеспечивать ее безопасность при транспортировке, хранении, эксплуатации и утилизации пожарной техники;
– техническая документация на пожарную технику должна содержать информацию для обучения персонала правилам эффективного применения пожарной техники;
– пожарная техника должна использоваться с учетом ее параметров согласно требованиям пожарной безопасности в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности.
Пожарные автомобили делятся на три класса:
– легкие с полной массой от 2 000 до 7 500 кг (L-класс);
– средние с полной массой от 7 500 до 14 060 кг (М-класс);
– тяжелые с полной массой свыше 14 000 кг (S-класс).
Пожарные автомобили в зависимости от проходимости делятся на три категории.
Категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости).
Категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости).
Категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильно пересеченной местности (высокой проходимости).
Основные ПА общего применения обозначаются так: автоцистерны пожарные – АЦ; пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР; пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД, пожарные автомобили первой помощи – АПП. Они характеризуются рядом параметров.
Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:
вместимость цистерны, м3; подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса; напор насоса, м.
Содержание пожарных автомобилей в пожарных частях
Высокая готовность пожарных частей и эффективность пожарного оборудования достигается правильным содержанием, а также проведением плановых обслуживаний пожарных автомобилей и обслуживанием их в минимальное время после пожара. Для обеспечения готовности пожарных частей большое значение имеет правильная организация хранения пожарного оборудования (кислородно-изолирующих противогазов, напорных рукавов и т. д.), запасов горюче-смазочных материалов, пенообразователя и т. д.
Обслуживание пожарных автомобилей и хранение пожарного оборудования производится в пожарных депо и на территории пожарных частей.
Пожарное депо – это здание, в котором размещаются дежурный караул пожарной части, пожарные автомобили и пожарное оборудование. В пожарном депо должны быть: гараж, пункт связи, аккумуляторная, пост или база газодымозащитной службы (ГДЗС), кабинеты начальствующего состава, учебные классы, комнаты отдыха дежурной смены и т. д.
Пожарное депо проектируют на 2, 4 и 6 пожарных автомобилей. В пожарных депо крупных гарнизонов пожарной охраны может устанавливаться 8 и более пожарных автомобилей.
Гаражи пожарного депо предназначены для обслуживания пожарных автомобилей и содержания их в режиме дежурства. В гаражах принят тупиковый или прямоточный способы расстановки пожарных автомобилей.
В системе ГПС МЧС России пожарные автомобили занимают особое место. Они составляет материальную основу механизации работ по тушению пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Эффективное применение пожарных автомобилей и пожарных аварийно-спасательных автомобилей (АСА) требует глубокого знания конструкции оборудования, механизмов и машин, их технических возможностей и рациональных режимов работы. Их параметры определяют тактикотехнические характеристики этих машин. Поэтому первой задачей
изучаемого курса является всестороннее изучение конструкций пожарных машин и их тактико-технических характеристик.
Пожары возникают в случайные, непредсказуемые промежутки
времени. Ущерб от огня будет тем меньше, чем скорее начнется тушение
пожара. Поэтому в пожарных частях пожарные машины должны содержаться в состоянии высокой технической готовности к использованию.
При эксплуатации пожарных машин изнашиваются рабочие поверхности деталей механизмов. Вследствие этого ухудшаются параметры тактико-технических характеристик пожарных машин. Это, в свою очередь, приводит к снижению эффективности тушения пожаров. Изнашивание деталей механизмов и несоблюдение рекомендованных режимов эксплуатации могут приводить к отказам в их работе. Поэтому при изучении курса должна решаться задача – освоение основ организации проведения технического обслуживания и ремонта пожарной техники, обеспечивающих ее надежную работу на пожарах и требуемую долговечность. При следовании на пожар, его тушении, а также обслуживании и ремонте пожарных машин вследствие неправильных приемов управления ими, несоблюдения режимов их эксплуатации могут проявляться факторы, влияющие на безопасность труда и здоровье членов расчета. Поэтому при изучении курса должна решаться еще одна задача – организация обеспечения охраны труда пожарных.
Пожарные автомобили непрерывно совершенствуются, применяются новые механизмы и оборудование, создаются новые машины. Поэтому становится важной еще одна задача: при изучении курса необходимо научиться не только осваивать эту технику, но и выработать умение обучать подчиненных.
3. Разъяснение возникших вопросов, выставление оценок. (5 мин).
Пособия и оборудование, используемые на занятии:
учебник : в 2 ч.П46 Ч. 1 / М. Д. Безбородько, С. Г. Цариченко, В. В. Роенко и др. ; под ред.
М. Д. Безбородько. – М. : Академия ГПС МЧС России, 2012. – 353 с.
Начальник караула 105-ПСЧ
7 ПСО ФПС ГПС Главного управления
МЧС России по Краснодарскому краю С.В. Гуричев
Основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили целевого применения. Тема 5
Автомобили пожарные первой помощи
Машины пожарные первой помощи предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования, проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств.
Подача огнетушащих веществ:
При подаче ствола высокого давления пожарный №1 открывает насосный отсек, снимает рукавную катушку с фиксатора прокладывает рукав высокого давления в указанном направлении и работает со стволом. Пожарный № 2 располагается в 2-3 метрах от рукавной катушки и оказывает помощь в прокладке рукавной линии. Водитель производит включение насоса(мотопомпы, в зависимости от комплектации автомобиля) и подает воду в рабочую линию.
Охрана труда
К эксплуатации могут быть допущены те лица, которые прошли курс обучения по соответствующе программе и получившие свидетельство установленного образца.
В процессе эксплуатации запрещается:
Тактико-техническая характеристика АПП-0,5-5(2705)мод.008ПВ
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | ГАЗ-2705 |
Колесная формула | 4 х 2 |
Полная масса | 3500 кг |
Габаритные размеры: |
2800 мм
· мощность
140 л.с.
· расположение
среднее (в кабине боевого расчета)
– длина рукава на катушке
– производительность ствола-распылителя высокого давления
1,5 л/с
· максимальная мощность
4 кВт
· комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента, в т.ч.:
– устройство для сброса давления
· электрический дисковый резак
· резак дисковый бензиновый
Тактико-техническая характеристика АПП-1,0-40/4(5301)
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | ЗИЛ-5301 «Бычок» |
Колесная формула | 4 х 2 |
Полная масса | 6950 кг |
Габаритные размеры: |
2680 мм
· мощность
109 л.с.
· расположение
заднее
· при напоре 100 м.вод.ст.
· при напоре 440 м.вод.ст.
· при совместной работе двух ступеней: – низкой
2 л/с
· высокого давления
не менее 440 м.вод.ст. (44 ат.)
– длина рукава на катушке
– производительность СРВД
4 л/с
· максимальная мощность
6 кВт
· количество/мощность прожекторов
пневматический (сжатым воздухом)
2 шт./1,0 кВт
– углошлифовальная машина (типа «болгарка»)
1 шт.
· рабочее напряжение / количество / длина
Автомобили пожарные пенного тушения
Автомобили пожарные пенного тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, пенообразователя, пожарно-технического вооружения и подачи воздушно-механической пены в очаг пожара.
Тактико-техническая характеристика АЦП-40(130)63Б
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | ЗИЛ-130 |
Колесная формула | 4 х 2 |
Полная масса | 9600 кг |
Габаритные размеры: |
3200 мм
мощность
150 л.с.
· расположение
заднее
· при напоре 100 м.вод.ст.
Основные тактические возможности отделения на автоцистерне с пенообразователем АЦП-40(130)63Б
Автомобили пожарные порошкового тушения
Автомобили пожарные порошкового тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащего порошка и подачи порошка в очаг пожара.
МОД.2-ТЛ
мод. ПМ-567А
Пожарный управляющий лафетным стволом, при достижении в цистерне рабочего давления дает команду водителю на трогание с места и маневрирование ПА.
При тушении ручными стволами: командир и пожарный открывает двери кузовов, достают стволы-пистолеты, разматывают рукава в направлении очага пожара.
Требования техники безопасности при работе с пенообразователем и порошком
Вакуумная установка, предназначенная для заправки ПА порошком, должна быть смонтирована в проветриваемом помещении.
При ее использовании для заправки ПА порошком необходимо:
При загрузке порошка в цистерну в ручную личный состав подразделений ГПС должен работать в респираторах и защитных очках.
Машины пожарные комбинированного тушения
Машины пожарные комбинированного тушения предназначены для тушения пожаров несколькими видами огнетушащих веществ и служат для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащих веществ, подачи огнетушащих веществ в очаг пожара.
Автомобили пожарные аэродромные
Автомобили пожарные аэродромные предназначены для несения пожарно-спасательной службы непосредственно на взлётно-посадочной полосе (ВПП) аэродромов, тушения пожаров самолёта и проведения работ по эвакуации пассажиров из самолёта, потерпевшего аварию. Они служат для доставки к месту аварии самолёта боевого расчёта, пожарно-технического вооружения и подачи в очаг пожара огнетушащих веществ.
Ликвидация горения может осуществляться как при движении ПА, так и при стоянке. Для подготовки ПА к ликвидации горения включить привод пожарного насоса и масляного насоса гидропривода, после чего плавно включить сцепление. Эти манипуляции категорически запрещается делать при движении ПА.
Автомобили пожарные газового тушения
Автомобили пожарные газового тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса газового огнетушащего состава и подачи газового огнетушащего состава в очаг пожара.
ПОКАЗАТЕЛИ | АВТОМОБИЛЬ ПОЖАРНЫЙ ГАЗОВОГО ТУШЕНИЯ АГТ-4000 (133Г42) | |
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
Марка шасси | ЗИЛ-133Г42 (КамАЗ-53212) | |
Колёсная формула | 6×4.2 | |
Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт. | 3 | |
Газовый огнетушащий состав | азот жидкий | |
Масса вьшозимого азота, кг | 4000 | |
Рабочее давление в резервуаре, МП а | 1,3…1,6 | |
Температура азота в резервуаре, * К | 80… 100 | |
Время непрерывной подачи азота, с | ручной ствол | 1800 (не менее) |
лафетный ствол | 120 (не менее) | |
Расход азота, кг/с | ручной ствол | 2,0 (не менее) |
лафетный ствол | 30,0 (не менне) |
Аварийно спасательные машины спасателей
Аварийно-спасательные машины подразделений спасателей предназначены для доставки к месту чрезвычайных ситуаций групп спасателей, комплекта аварийно-спасательного оборудования и инструмента, а также для обеспечения проведения спасательных и неотложн-восстановительных работ при ликвидации указанных ситуаций.
Охрана труда при проведении боевого развертывания
При проведении боевого развертывания запрещается:
Вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав.
Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников.
Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.
При использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом. При этом следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги.
В случаях угрозы взрыва, при боевом развертывании прокладка рукавных линий личным составом подразделений ГПС осуществляется перебежками, переползанием, используя имеющиеся укрытия (канавы, стены, обваловки и т.д.), а также с использованием средств защиты (стальные каски, сферы, щиты, бронежилеты), под прикрытием бронещитов, бронетехники и автомобилей.
Ручные пожарные лестницы должны устанавливаться так, чтобы они не могли быть отрезаны огнем или не оказались в зоне горения при развитии пожара.
При перестановке ручных пожарных лестниц необходимо предупреждать об этом поднявшихся по ним для работы на высотах, указать новое место их установки или другие пути спуска.
Запрещается устанавливать пожарные автомобили поперек проезжей части дороги. Остановка на проезжей части улицы, дороги, при создании помех для движения транспортных средств допускается только по приказу оперативных должностных лиц или начальника караула. При этом на пожарном автомобиле должна быть включена аварийная световая сигнализация.
Для безопасности в ночное время стоящий пожарный автомобиль освещается бортовыми, габаритными или стояночными огнями.