Подготовка машины к дальней поездке летом
Как подготовить автомобиль к путешествию
Сегодня, во время очередной волны коронавируса, для дальней поездки или путешествий лучше выбирать личный транспорт. Ездить на общественном, будь то поезда или самолеты, автобусы или электрички – небезопасная идея. Ведь главный источник распространения инфекции – люди, и чем меньше социальных контактов, тем меньше и риск заражения. Наверное, поэтому отечественные автомобилисты в два раза чаще стали задумываться о путешествиях на личных авто.
Но прежде чем отправляться в дальнюю дорогу на автомобиле, ответственный водитель должен знать все о состоянии своей машины и провести подготовительные мероприятия. В первую очередь необходима диагностика и качественное ТО, в рамках которого основное внимание нужно уделить техническим жидкостям, маслам, тормозной и топливной системе, а также шинам. Кроме того, проверить надо и рулевое управление, и подвеску, и электрику.
В большинстве случаев замене подлежит моторное масло и воздушный фильтр, возможно также охлаждающая и тормозная жидкость. Тормозные колодки и диски тоже стоит тщательно проверить, а при необходимости поменять. Для поездок на большие расстояния в жаркий период желательно продиагностировать систему автокондиционирования и заправить фреон.
Основные услуги по диагностике легковых автомобилей оказывают большинство шинных центров «Колеса Даром», а в сервисных центрах таких городов, как Казань, Нижний Новгород, Тольятти, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск и других, к тому же действуют летние акционные предложения на комплексное обслуживание топливной и тормозной системы за полцены.
По результатам диагностики, у многих не всегда имеется возможность выехать в дорогу на машине в идеальном состоянии. Поэтому для старта каждому водителю нужно собрать оптимальный набор инструментов, запчастей и других аксессуаров. Рекомендуем пройтись по нижеприведенному списку.
✅ Безопасность и первая необходимость. Аптечка, огнетушитель, буксировочный трос, пара знаков аварийной остановки и светоотражающие жилеты (желательно по количеству человек).
✅ Набор инструментов, на которых лучше не экономить, а также универсальный и баллонный ключи. Даже если не знать, какой инструмент для чего предназначен, на дороге всегда найдутся добрые люди, но без необходимого инструмента.
Многое из этого списка можно быстро и удобно приобрести в интернет-магазине компании «Колеса Даром», причем по выгодной цене. Для водителей, собирающихся в дальний путь с детьми или большим багажом, нелишним будет освежить знания по правилам перевозки пассажиров и грузов, чтобы избежать штрафов и непредвиденных расходов.
Помните, что при поломке автомобиля в дальней дороге самое сложное – оценить все факторы риска для принятия правильного решения. Если существует возможность безопасно доползти до ближайшего пункта авторемонта и там устранить все неполадки, чтобы продолжить важную поездку, то так и нужно сделать.
Если же поломка связана с заменой не самых простых запчастей или сервис, где способны выполнить такую работу, не близко, то здесь уже нужно выбирать между эвакуатором или продолжением самостоятельного движения (когда автомобиль еще может двигаться сам) до места ремонта. Водители, хорошо знающие устройство и работу автомобиля, иногда могут аккуратно ехать и на неисправной машине. Например, переключая передачи без сцепления или подливая воду в радиатор, наблюдая за температурой двигателя и регулярно давая мотору остыть.
Желаем всем счастливого пути и не сталкиваться с подобными проблемами в дороге!
Как подготовить машину к дальней поездке и что не забыть в дорогу
Многие россияне находят особую романтику в том, чтобы добраться к месту отдыха за рулем собственного автомобиля. Хотя чаще всего в этом есть и экономический смысл, принимая во внимание стоимость билетов. Рассказываем, как лучше подготовить машину к дальней поездке и на что еще следует обратить внимание при сборах в дорогу.
Проверьте техническую исправность автомобиля
Помните, что в дальней дороге автомобиль, в котором, помимо вас, наверняка окажется еще пара-тройка пассажиров и довольно внушительный багаж, будет испытывать повышенные эксплуатационные нагрузки. И эту нелегкую работу ему стоит как минимум облегчить.
Продвинутые СТО в маркетинговых целях уже не первый год предлагают продукт, прицельно ориентированный на отпускников, — комплексную подготовку машины к дальней поездке. Если поблизости такого предложения на рынке автоуслуг не оказалось, просто запишитесь на очередное техническое обслуживание, согласно регламенту эксплуатации автомобиля, прописанному в вашей сервисной книжке. И неважно, что до очередного ТО вам, быть может, еще колесить три-четыре тысячи километров. Лучше преодолеть их в полной уверенности за состояние своей машины, чем в ожидании неприятных сюрпризов.
Какие лекарства взять с собой в отпуск
Попросите поменять масло в двигателе и коробке передач, даже если планировали сделать это через несколько тысяч километров. Обратите внимание на другие технические жидкости (охлаждающую, тормозную) и на кондиционер (им ближе к югу начнете пользоваться практически постоянно). Работники сервиса по вашей просьбе должны озаботиться состоянием подвески и ходовой части. Проверить, исправны ли тормоза, и не забыть про давление в шинах: при увеличении общего веса оно должно быть выше. Убедитесь, что все в порядке с электрикой: фарами, задними фонарями, габаритными огнями, противотуманками, сигналами поворота. При необходимости должны быть заменены воздушные фильтры.
Если зимой досаждал аккумулятор, не поскупитесь и замените его на новый. Тем более что новая зима близко.
«При подготовке авто к дороге проверьте, чтобы не было никаких лишних шумов или вибраций. Ничто не должно доставлять вам дискомфорта, и тогда ваша машина готова к пробегу на дальние расстояния», — говорит Дмитрий Каминский, заместитель директора департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр».
Проверьте содержимое багажника и бардачка
Разобрались с техническим состоянием автомобиля — время для прочих оргвопросов. Убедитесь, что в порядке комплект ваших автодокументов: водительское удостоверение, регистрационный «пластик» и полис ОСАГО. Будет обидно, если планы на отпуск пойдут прахом, когда за день до отъезда выяснится, что ваши права вот-вот окажутся просроченными. Аналогичная история с полисом ОСАГО. Будьте готовы к тому, что предъявлять полис в дороге придется часто, и не стоит рассчитывать, что вас просто пожурят за отсутствие страховки.
Разберитесь с содержимым вашего багажника. Проверьте состояние запаски и тех инструментов, которые могут понадобиться при срочной замене колеса. Сделайте небольшой запас жидкости в бачок омывателя. Советуют также положить небольшую канистру с бензином и воронку — на тот случай, если путь до ближайшей заправки окажется дольше, чем вы планировали. Убедитесь, что в машине есть аптечка, знак аварийной остановки, огнетушитель, буксировочный трос и пусковые провода (для «прикуривания») — к сюрпризам со стороны аккумулятора стоит быть готовым даже летом.
Опытные путешественники советуют новичкам приобрести радар-детектор — приборчик, который предупредит о приближении к техническим средствам контроля скорости. В том числе к пресловутым камерам-треногам, которые могут поджидать за любым кустом у обочины. Стоит приборчик недешево (приличные модели начинаются от трех тысяч рублей), но, как говорят, даже дорога в один конец с этим устройством себя окупит. Только не путайте с антирадарами, чья функция — подавлять сигналы измерительных радаров. Их использование в России, в отличие от радар-детекторов, запрещено (статья 13.3 КоАП РФ, штраф от 500 до 1000 рублей с конфискацией устройства).
В бардачок или в перчаточный ящик в салоне положите светоотражающий жилет. А лучше сразу два или три, чтобы ими были обеспечены и ваши спутники. Помните, выход без светоотражающего жилета на дорогу в темное время суток опасен для жизни. Кроме того, за это полагается штраф.
Кстати о штрафах. Постарайтесь оплатить все перед отпуском, особенно если знаете, что вам предстоит пересечение государственной границы: есть риск, что с неоплаченными штрафами не выпустят из страны, напоминает Дмитрий Каминский. Квитанции об оплате возьмите с собой, положив в отдельную папку. Туда же вложите копии всех ваших автодокументов и главных страниц паспорта. Лень делать копии — сделайте снимки на телефон. Мало ли что может случиться с оригиналами, и тогда вам будет легче общаться с полицией.
Предварительно изучите маршрут
Рекомендация в эпоху спутниковых навигаторов может показаться так себе актуальной, но не пренебрегайте советом, особенно если двинетесь по маршруту впервые. Не стоит забывать о летних дорожных ремонтах и сопутствующих им неудобствах для водителей. Но на самом деле значение имеет даже не то, какими дорогами вы поедете, а то, что вам на этих дорогах может пригодиться. В первую очередь уделите внимание вопросу, где вы будете заправлять свой автомобиль. Вам нужна карта-схема заправок, которым можно доверять.
Скорее всего, вы уже давно отдаете предпочтение одному или нескольким сетевым брендам, поэтому просто отметьте для себя, где находятся их заправки по ходу вашего путешествия.
Если предпочтений нет или вы считаете, что качество бензина даже внутри одной сети может зависеть от поставщиков, то загляните на специализированные ресурсы для автомобилистов (запрос в поисковиках «рейтинг АЗС») и водительские форумы (свой есть, пожалуй, в каждом городе). Возможно, в некоторых случаях имеет смысл зайти на сайты и форумы интересующих вас регионов.
Экспресс-тесты и оборотные штрафы: как еще хотят улучшить бензин на российских АЗС
При этом помните, что уровень заправок сегодня определяется качеством не только продаваемого топлива, но и сопутствующего сервиса: от туалетов и бесплатной подкачки шин до услуг полноценной автомастерской. В будущем Росстандарт совместно с Федерацией автовладельцев России обещает начать присваивать АЗС звезды качества вроде тех, за которые борются гостиницы и некоторые рестораны. Но пока такого рейтинга нет, придется полагаться на советы бывалых и личный опыт.
И не забудьте карты лояльности сетевых АЗС. Приятным бонусом от дальней поездки станут заметные накопления, которые в будущем помогут сэкономить на заправках.
Перед дальней дорогой. Собираемся в автопутешествие. Подготовка машины и снаряжение.
Что брать с собой и как подготовить машину для дальнего автопутешествия? Этот вопрос задаёт себе каждый, готовясь к поездке. Путешествие в несколько тысяч километров по разным дорогам предусматривает некоторую автономность и готовность к случайностям. Необходима максимальная уверенность в своём автомобиле и достаточное снаряжение.
Конечно, каждый водитель решает такие вопросы самостоятельно, исходя из собственного опыта, поэтому хочу рассказать о своей подготовке. Некоторые вещи покажутся кому-то лишними – не беда, ведь у каждого свой стиль и метод путешествия на машине.
Начну с подготовки автомобиля. Необходимо проверить сроки замены расходных материалов – свечи, фильтры, масло и тому подобное. Сервисный интервал должен покрывать планируемый пробег с некоторым запасом. Если срок службы, например, моторного масла подходит к концу через пару тысяч километров, а нам предстоит проехать тысяч пять, масло лучше поменять заранее – смена масла в дороге отнимет лишнее время и не всегда может быть сделана грамотно.
Также необходимо проверить уровни всех жидкостей автомобиля – тормозная жидкость, гидроусилитель руля, антифриз, редукторы мостов, КПП. Предварительный тщательный осмотр автомобиля на хорошем сервис-центре поможет выявить начинающиеся дефекты ходовой части машины.
Взять с собой моторное масло для доливки просто необходимо – расход масла будет всегда, а при повышенных оборотах двигателя этот расход возрастает. Если продолжительность маршрута больше интервала замены моторного масла, то фильтр и масло берём, однозначно, с собой – где там в дороге искать необходимое…
Запасной комплект лампочек и предохранителей так же не помешает в дороге. Всегда беру с собой в дальнюю поездку топливный и воздушный фильтры – качество бензина на АЗС может обмануть ожидания, движение по пыльным дорогам значительно сократит срок службы воздушного фильтра.
Всегда устанавливаю на машину капроновую сетку перед решёткой радиатора, иначе радиатор может так забиться насекомыми, что машина начнет греться. Летом, да ещё в южных широтах, это вполне реально.
Не ставя перед собой задачи обязательной полной автономности, тем не менее всегда беру с собой газовую плитку и минимальный набор посуды. Поскольку консервы и сублиматы обязательно входят в перечень продуктов, надо иметь средства их приготовления.
Спальное место. Изготовил своими руками и ни разу не пожалел труда. Никаких хлопот с ночёвками, не надо искать и бронировать заранее, торопиться успеть в назначенную точку.
Поскольку стараюсь не ездить в тёмное время суток, то движение идёт от рассвета и до вечерних сумерек. Подвернулась к этому времени гостиница – хорошо, нет её – совсем не страшно. Кровать размером 180 сантиметров в длину и 110 сантиметров в ширину даёт возможность полноценного отдыха. Единственное условие – поставить машину горизонтально, чтобы не лежать вниз головой.
С помощью этой рамки кровать крепится штатным фиксатором задних сидений.
Вещи и продукты в небольших сумках лежат под кроватью. Поскольку сумок несколько, желательно их подписать, обозначить содержимое – и самому легче найти, и на границе при досмотре удобнее.
Автомобиль летом
Россия – уникальная по своему климатическому разнообразию страна: от вечной мерзлоты и арктических холодов, до субтропиков и не знающих снега южных регионов. Мы – северная страна, поэтому ждём лета и тепла, как перелётные птицы.
И когда это замечательное время года настаёт, массово устремляемся к тёплым морям, на курорты и здравницы – на своих машинах.
Но часто ли мы задаёмся вопросом: «Готов ли автомобиль к лету и летней эксплуатации»? Редко! А, ведь невнимание к подготовке машины может сильно омрачить отдохновение от трудовых будней. Следуя нашим рекомендациям, Вы сможете полностью избежать «летних» проблем, чьё коварство – в стремлении испортить досуг и отдых.
Подготовка автомобиля к лету
Сейчас вы усмехнётесь сказанной нами банальной пословице: — «готовь сани летом, а телегу – зимой». Тривиально? Ан нет! То и дело на СТОА приезжают за скорой ремонтной помощью автолюбители, считающие эту истину устаревшим анахронизмом. Это ещё раз подчёркивает её актуальность, тем более, что здесь «высокие технологии», которые, при невнимании владельца, могут стать отягчающим фактором для возникновения тяжёлых проблем. Подготовить машину к лету – даже более важно, чем к зиме.
Дальняя поездка летом на авто
Подготовить автомобиль к дальней поездке летом к морю – легче, чем вы думаете! Для этого объективно рассмотрим – какие проблемы могут подстерегать нас с вами в пути, и каким «вооружением» нужно располагать для их решения.
Скопируйте этот список и сохраните в качестве памятки-инструкции:
Лайфхак. Для дальних поездок по местностям с обилием летающих насекомых, лучше всех подойдёт не летняя жидкость стеклоомывателя, продающаяся в магазинах, и не вода с каким-нибудь автошампунем, а какое-либо из профессиональных средств-концентратов для мойки стёкол и зеркал. Они продаются практически в любом хозяйственном магазине.
Их преимущества, по сравнению с автомобильными растворами – более высокая эффективность при низкой цене. Они наполовину состоят из спиртов, являющихся мощными растворителями, содержат антикоррозионные добавки, щадящие распылители профессиональной аппаратуры, а их силиконовые ингредиенты способствуют блеску и гидрофобным свойствам стекла. При использовании профессиональных стекломоющих средств, будет достаточно пары взмахов «дворников», чтобы с лобового стекла исчезли даже самые «несмываемые» кляксы от разбившихся насекомых.
Эксплуатация автомобиля в летний период
Подготовка колёс к лету
Наиболее распространённая формула смены резины в России: для снега – «зимняя», для сухой погоды – «летняя». Однако есть большое количество исключений, обусловленное отсутствием приемлемых для нормальной езды дорог на большей части территории нашей необъятной страны. Даже между Столицами есть обширные пространства с потрясающими по красоте пейзажами, фантастической рыбалкой, грибной и ягодной охотой, на которых дороги с асфальтовым покрытием напрочь отсутствуют. Местные жители здесь круглый год ездят на МТ/АТ.
А что делать «городским» и «столичным», приехавшим сюда на отдых? Отсутствие нормальных дорог усугубляется недавно введённым драконовским ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» с множеством запретов на дооборудование автомобиля средствами повышенной проходимости. Однако есть в нём небольшая «лазейка», касающаяся эксплуатации транспорта на «зиме» – «5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август)».
Заметьте, что здесь ничего не сказано про зимние или демисезонные шины без шипов и повышенной проходимости. Если заглянуть в КоАП, то в нём (на июль 2021 года) отсутствует описание штрафов, запрета эксплуатации или каких-то других наказаний за езду летом даже на «шиповках». Налицо административная коллизия – в кодексе есть «универсальная» статья 12.5, ч. 1 со штрафом в 500 руб. за езду с техническими нарушениями транспортного средства (отсутствие номеров, тонировка, шины, брызговики, изменения в конструкции авто), ссылающаяся на ПДД, но в «Правилах» никакого запрета «зимы» летом — нет, даже с шипами.
ВНИМАНИЕ! Некоторые сотрудники ДПС «разводят» испуганных автолюбителей на штрафы и подношения «мимо кассы», пользуясь юридической безграмотностью народа, в то время как лихоимцу можно твёрдо указать на обязанность указать в Протоколе статью, согласно которой выносится штраф, для использования Вами законного права обратиться в Прокуратуру с жалобой на совершение инспектором ГИБДД действий, выходящих за пределы его полномочий, что подпадает под действие статьи УК РФ №286 «Превышение должностных полномочий», и карается штрафом от 100 000 рублей до лишения свободы на срок до 4 лет.
Так что, если Вы отправляетесь путешествовать в края, где дорог нет, зато есть множество острых камней, мощных корней и чавкающих болот – смело применяйте покрышки с развитым протектором, усиленными боковинами и арамидным волокном в составе.
Пусть на скоростных трассах они будут «жужжать» погромче шоссейных, да и «экстремальный пилотаж» – не для них, зато на бездорожье не застрянешь, а на «грейдерах» и в лесах обеспечат езду без боязни пробить покрышку. Ведь самый «крутой» профессиональный внедорожник, обутый в шоссейные «слики» безнадёжно увязнет в первой же безобидной луже, но вооружённый «злыми» внедорожными «скатами» городской авто способен показывать чудеса проходимости в, казалось бы, безвыходных ситуациях.
Почитайте отзывы владельцев, и вы с удивлением обнаружите, что некоторые зимние «липучки» очень неплохо показывают себя при жаре не только в грязи, но и на шоссе. Рекламой не является, но к таким можно отнести, например: Dunlop Grandtrek SJ6, Michelin Latitude Alpin, BF Goodrich T/A KO2, Nokian Rockproof и др. Разумеется, если южное путешествие будет проходить исключительно на шоссейных и городских дорогах, всё это для вас неактуально.
Рекомендованное давление в шинах летом
Как и для зимней эксплуатации, обычно указывается в табличке на стойках кузова в дверных проёмах.
Для быстрого и лёгкого измерения очень удобны портативные манометры. Множество таких предлагают Алиэкспресс, Джум и др. глобальные интернет-площадки по «копеечным» ценам. Совет: выбирайте «легковые», шкала которых размечена до 4-6 бар – они позволяют точнее измерить значение, с наименьшей погрешностью, чем «грузовые», размеченные до 8-10 бар, у которых нужный нам диапазон «до 3» находится рядом с нулём и определить давление до десятых долей практически невозможно.
Периодичность контроля – через каждые 1000 км, а на «тяжёлых» дорогах – 100-200 км. Это позволит не остаться один-на-один с разрушенным колесом при уже побитой «запаске».
Можно ли ездить на разных шинах летом
Если разница в ошиновке переднего и заднего моста предусмотрена заводом-изготовителем (например: Smart One, BMW X5 E53, Mercedes Benz AMG C63), то можно ездить без ограничений и проблем. В случае, когда одно из колёс пробито и до ближайшего шиномонтажа приходится ехать на узкой «докатке», входящей в штатную комплектацию – вам тоже никто ничего плохого не скажет, но надо соблюдать скоростной режим. Если это ваше личное «творчество» и жлобское желание сэкономить, установив «зиму» только на ведущие колёса – сразу готовьтесь к ДТП – управляемость и устойчивость на скользком покрытии будет ужасной. И, ладно, если на пути окажется столб – а если пешеход? Разницу в резине суд расценит, как отягчающее обстоятельство — тюремный срок будет долгим. Если на одной оси расположены шины с разным протектором, разной размерности или, с одной стороны – «шиповки», а на другой – «липучки»: ПДД это считают грубым нарушением, последует штраф и запрет на дальнейшую эксплуатацию.
Нужно ли прогревать автомобиль летом
«Зелёные» и «голубые» говорят, что греть ДВС вообще не надо – завёл, и тут же в путь. Имеющие «нормальную ориентацию» технари, основываясь на законах физики, однозначно рекомендуют – надо хотя бы полминутки погреть мотор даже в жару. Представьте себе: человек крепко спит, вдруг его резко будят и заставляют тут же совершить спринтерский забег «на время» … так и до инфаркта недалеко! Но человеческое тело наделено чудом регенерации и способно творить чудеса, а двигатель – нет.
Рабочая температура мотора – 80-98°С. Даже на стоянке в тропиках под прямыми солнечными лучами его температура – около 50°С. Из физики известно – любой металл имеет коэффициент теплового расширения. В моторе большое количество сплавов, имеющих самые разные коэффициенты. Из-за этого у «холодного» ДВС зазоры «гуляют» в очень широком диапазоне.
Чтобы «сердечно-сосудистая система» пришла в близкое к нормальному состояние, движку нужно хотя бы немного прогреться. Для этого совсем не нужно дожидаться, когда стрелка датчика температуры встанет вертикально, сигнализируя о выходе на оптимальный тепловой режим. Достаточно того, чтобы она «дёрнулась» вверх, значит – прогрев начался. Теперь можно спокойно начинать движение без боязни за здоровье мотора.
С июня – полминуты вполне достаточно, чтобы двигатель «проснулся». Результатом такой заботы станет бесконечно большой ресурс и отсутствие механических проблем в цилиндро-поршневой и кривошипно-шатунной группах, ГРМ и подшипниках.
Какое масло заливать летом в автомобиль
Выбрать моторное масло для лета нужно, отталкиваясь от следующих параметров:
Есть машины, для которых предписано одно единственное масло (пример: на Citroen C5 с бензиновым 2.0 VVT 140 л.с. (EW10A) разрешено использовать только 5W-40 с допуском B71 2296), однако в инструкциях многих транспортных средств эта номенклатура больше.
Наиболее распространённая в России периодичность ТО и смены моторного масла – 10 000 км. Если она больше – мы всё равно рекомендуем производить смену через 10К. Сколько вы проезжаете километров за год? Если 10-20 000, то дальнейшее можете не читать, но, когда 30 тысяч и более – информация будет вам интересной. Наверняка один из периодов между ТО происходит весной. В таком случае настоятельно рекомендуем для уверенной езды в жаркое время года вязкость летнего масла с высоким «тепловым индексом», например: вместо 0W-30, идеального для зимы – 5W-30 или 5W-40 (если оно предписано).
Вообще-то все современные моторные масла – всесезонные. Так что, если не хотите морочиться (тем более, если автомобиль на гарантии), то используйте любое из предписанных и/или рекомендованных в гарантийном руководстве (сервисной книжке).
Главное – не вязкость летнего масла или маркетинговое название типа «полусинтетическое», «синтетическое», «совсем-совсем синтетическое», а соответствие допуску и превентивная периодичность смены: чем чаще – тем лучше.
Например, если при предписанной периодичности в 10К менять его через 7-7.5К – мотор скажет вам большое «Спасибо»!
ВНИМАНИЕ! Обязательно поменяйте масляный фильтр.
Развенчаем миф, что якобы существуют «дизельные» и «бензиновые» масла. Это было «в эпоху динозавров», более 25 лет назад, когда они ещё не были столь совершенны, а дизельмоторы не знали технологии Common Rail. Сегодняшние дизели не требуют «чего-то особенного», а их высоким характеристикам завидуют многие «бензинки».
Надобность в разделении на дизельные и бензиновые, как и на летние автомобильные масла, отпала как таковая. Заметим, что некоторые производители ГСМ ещё сохраняют это разделение, но оно является чисто маркетинговой уловкой: анализы показывают – в большинстве канистр с надписью «Diesel» содержатся такие же масла, как и для бензиновых. Сделано это в угоду ретроградной части автомобилистов и машин со «старыми» дизельдвижками «классической» конструкции с плунжерными ТНВД устаревших типов.
Кондиционер в автомобиле летом
Велик был тот человек, кто изобрёл кондиционер! Благодаря его выдумке мы можем наслаждаться утренней свежестью, в то время, как за бортом автомобиля – знойное марево, а на его крыше вполне можно жарить яичницу. Однако не всё так просто! Кондиционер, как и вся система вентиляции – требует ежегодного обслуживания, в том числе и для исключения угроз для здоровья водителя и пассажиров.
Чистка кондиционера в автомобиле
Одна из наиболее уязвимых деталей системы кондиционирования – радиатор-конденсатор, расположенный рядом с основным радиатором системы охлаждения двигателя. На его поверхности оседает огромное количество пыли, грязи, тополиного пуха и мертвых насекомых. Через какое-то время всё это образует «шубу», крайне затрудняющую охлаждение. Конденсатор перестаёт нормально работать, а система кондиционирования – охлаждать воздух, поступающий в салон. Чтобы этого не происходило – все радиаторы ежегодно весной нужно промывать снаружи мощным потоком воды с моющим средством. Для этого существуют профессиональные автоклининговые сервисы. Подробнее обо всём этом мы расскажем вот здесь, как и о защите двигателя от перегрева.
Компрессор кондиционера
У большинства машин он – «сердце» системы охлаждения воздуха в салоне. Приводится в действие ремнём приводных агрегатов через шкив, внутри которого находится виско- или электромагнитная муфта компрессора кондиционера. Перед летним сезоном полезно проверить её работоспособность с помощью диагностического компьютера, как и всю систему в целом. Ведь она буквально «нашпигована» датчиками и процессорами. Если транспортное средство «аналоговое», то обратитесь к опытному автослесарю – он легко и быстро проверит работоспособность системы.
Менять ли фильтры в автомобиле на лето
Автомобильные фильтры в летний период выполняют очень важную работу – воздушный двигателя заботится о чистоте воздуха для питания «сердца» транспортного средства, а вентиляционный защищает наше с вами здоровья от атак вредных микробов, аллергенов, дурных запахов и выхлопных газов соседних машин.
Вентиляционный фильтр воздуха, поступающего в салон
Им снабжён любой современный автомобиль. От его состояния напрямую зависит «обонятельный комфорт», отсутствие пыли и запахов, состояние здоровья находящихся в машине людей. Сервисные книжки и техрегламенты некоторых автомобильных марок предписывают периодичность замены вентфильтра. Сделано это, скорее всего, для отъявленных или глупых «буквоедов». В реальности – периодичность обновления никак не связана с техникой, но напрямую зависит от запылённости и загазованности атмосферы.
Первый пример: столичный Land Rover Discovery целый год ездил в заполярье России, где «одни камни», а растительность исчезающе редка. При очередном ТО, когда его салонный фильтр был извлечён из недр торпедо, все были удивлены его девственной чистоте. Даже осмотр в мощную лупу не выявил на его поверхности никаких частиц или мусора. Решили – пусть ещё поработает.
Второй пример: в 2010 году лето в России было рекордно жарким. Вся страна почти на два месяца погрузилась в дым от лесных и торфяных пожаров. В тот год автор этого эссе на Peugeot 605 в мае заменил вентфильтр. Обычно он беспроблемно работал до следующей весны, оставаясь к моменту замены ещё достаточно проницаемым. В течение двух «дымных» месяцев было пройдено 3000 км по Москве, Подмосковью, Рязанской, Тульской, Калининской и Новгородским областям. В августе, когда зной спал, а пожары закончились, при очередном дожде вдруг началось обильное запотевание стёкол изнутри – явный признак, что «салонник» стал непроходимым для воздуха. Открыв крышку его лотка, все были потрясены – фильтр не просто был чёрным от сажи, а даже его гофры слабо угадывались под кучей мелкодисперсного порошка. Разумеется, он оказался напрочь забитым всего за каких-то три месяца с момента его установки.
Менять вентфильтр следует сразу же после появления первых признаков его засорения. Вы можете даже не догадываться о наличии внешних факторов, которые привели его в негодность, например: повышенная концентрация растительной пыльцы в атмосфере – глазу незаметна.
Самое время поговорить о здоровье
Накопившаяся в фильтре пыль, мусор, трупы насекомых и прочая нечисть – благотворная среда для размножения болезнетворных микробов. Многие из них могут быть крайне опасны для человеческого организма и являться аллергенами. При поездках в дальние регионы положение усугубляется тем, что наша иммунная система может быть не приспособлена для «бактериального фона» той местности, куда вы приехали отдохнуть.
Поэтому, слишком часто случаются приступы аллергии в, казалось бы, безобидных ситуациях – вы приехали на южный курорт, пожили здесь пару дней, и, присев в машину, вдруг начинаете сильно чихать, глаза слезятся и возникает желание их почесать. Это – действия незаметных вам и незнакомых вашему организму микробов и/или аллергенов. Защититься от этого – можно и нужно!
Для любого автомобиля существуют салонные фильтры двух видов:
Активированный уголь, как известно, не только защищает от отравляющих веществ (поэтому и применяется в противогазах), но и обладает мощным бактерицидным действием. Поэтому перед визитом в новые и далёкие от вашего места жительства районы, с другой экологией, климатом и природой – вооружите свой экипаж «угольным» вентиляционным фильтром. Свою большую, чем у «обычного» цену он с лихвой возместит степенью защиты вашего здоровья от опасных внешних воздействий, о наличии которых вы даже не подозреваете.
Однако вентиляционный фильтр – лишь часть сложной климатической системы автомобиля. Кроме него здесь есть «печка», радиатор-охладитель кондиционера, заслонки, жалюзи и воздуховоды. Все они – хорошие места для развития и жизни болезнетворных микроорганизмов. Причина этому – перепады температур, скопление водяного конденсата и пыли. Избавиться от этой проблемы очень легко. Для обеззараживания системы вентиляции существует множество эффективных и недорогих технологий.
Однако, все они сводятся к двум мероприятиям:
Медики уже давно прозвали аллергию – «болезнью века». Поэтому, если в вашей семье есть аллергики – эту процедуру нужно производить раз в год, желательно ранней весной. Если ничего подобного в вашей «ячейке общества» не наблюдается: раз в два года – будет отличной периодичностью, чтобы эта зараза обошла стороной ваш автомобиль.
Лайфхак, подсказанный медиками … В процессе обеззараживания системы вентиляции – пусть специалисты «дунут» составом на решётки (грили) динамиков аудиосистемы и в диффузор сабвуфера, если таковой имеется в машине. Оказывается – здесь со временем «тайно» скапливается большое количество пыли, а металл динамиков регулярно становится влажным из-за перепада температур в салоне зимой. Создаётся идеальная среда для бактерий. Об этом мы даже не задумываемся, но «наше здоровье – в наших руках»! Выводы делайте сами.
Воздушный фильтр двигателя
Его обязательно надо сменить, если предполагается поездка в горную местность, а ваш «железный конь» имеет «атмосферный» двигатель. Считается, что с каждым километром высоты безнаддувный мотор теряет до 12% мощности из-за разрежения воздуха, его меньшей плотности и снижения поступающего в цилиндры кислорода. Например: седан, развивающий на проспектах Москвы и Санкт-Петербурга свои паспортные 100 л.с., отправившись в Крым и взъехав на не самую высокую гору полуострова Ай-Петри (1 230 м над уровнем моря), сможет располагать лишь 85 «лошадями». Задача фильтра – не пропустить к впускному коллектору ни одной пылинки, при этом обеспечить минимальное сопротивление потоку всасываемого воздуха. Разумеется, это может реализовать только свежий и чистый воздушный фильтр.