Подготовка мотоцикла к стантрайдингу
Подготовка мотоцикла к стантрайдингу
Вы всетаки решили заняться стритбайк фристайлом, спросите почему именно так, а не стантрайдингом, да потому что в данной статье я расскажу о подготовке именно спортбайка к стантрайдингу. Так как в подготовке скутеров, питов и мотардов есть свои нюансы, тут я их описывать не буду, чтобы не было каши.
Сразу скажу. Если вы будете нормально трениться, ваш мотик полюбому умрет, если вы не успеете его сменить на другой. Все защиты его не спасут, а вы постоянно будете его дорабатывать, с ростом вашего профессионализма и развития мотоиндустрии.
Ну поехали. Что нужно для начала, без чего просто не обойтись даже на начальном этапе (экономьте средства на подготовку на этом этапе, не наворачивайте мотик раньше чем нужно, это может только навредить)
Можно приобрести запчасти и доверить сборку профессионалам а можно подготовить и изготовить кое-что самому. Решать вам. Но без опыта, результат Ваших стараний окажется хуже!
От клюва к хвосту.
1. Снять пластик, он полюбому превратится в хлам. Всю морду и полку в том числе. Закрепите приборку где нить, для контроля давления и температуры.
2. Переверните стоковые клипоны и поставьте их над траверсой. Левый направо, правый налево. Не обязательно сразу ставить руль, но если есть желание ставьте руль или 3D клипоны. С ними полюбому удобнее выполнять некоторые трюки, но их установка потянет за собой смену тормозных шлангов и троса сцепления, которые станут короткими (но это не точно:)).
3. Обязательно поставьте (easyclutch) легковыжимную ручку сцепления, т.к. обязательно работать сцепой одним пальцем. Соответственно сразу можете ее подрезать под один указательный. Можно еще удлинить рычаг выжима сцепы возле движки.
4.Ручной задний тормоз. (дублер на начальном этапе абсолютно не обязателен) По совету специалистов и ваших материальных возможностей подберите правильное соотношение эффективного дублера именно для вашего уровня! Magura или Brembo, армированный шланг, кронштейн на 2 или 3 суппорта, ну и сами суппорта, увеличенный тормозной диск.
5. Усилим радиатор. Смотрите на фотки в паутине, и вам будет ясно как.
6. Желательно организовать трос подкрутки холостого хода, если он не предусмотрен моделью вашего байка.
7. Заглушите датчик падения.
8. Если у вас не кава (где достаточно перелива масла) решите проблему масляного голодания, переделав маслозаборник.
9. Поставьте дуги (crush cages).
10. Поменяйте заднюю звезду более чем 60 зубов, удлините цепь.
11. Поставьте короткий глушитель или укоротите стоковый.
12. Поставьте бугель или раундбар.
13. Рекомендую сразу поменять стоковые задние подножки на sub cages.
14. Делаете отверстие под ногу в заднем сидении.
15. Поставьте пэги в оси колес.
16. Оденьте на перья защищающие fork skins, очень помогут при тренировках в сырую погоду.
17. Укоротите подножки пилота, даже с дугами в них может прилететь и они сломаются.
18. Перенесите замок зажигания. Не редко при переворотах мотоцикла он страдает на траверсе в своем стоковом положении.
19. Сделайте так, что бы байк заводился на передаче, искать всегда нейтраль это не про стант.
Итого 1000-2000$, и вперед!
Советы начинающим стантрайдерам: мотоцикл, экипировка и первые выступления
Степан Маслов, профессиональный стантрайдер и друг бренда Wolf, дал несколько советов новичкам, которые только пришли в этот спорт.
Тебе это точно нужно?
Чтобы понять, нужен тебе стантрайдинг или нет, нужно хотя бы раз попробовать. Когда я тренировался в мотошколе, то наблюдал такую картину: в сезон приходит учиться стантрайдингу сто человек, а остается в этом спорте в лучшем случае один. Первые пять тренировок у тебя не будет получаться ничего, буквально ни один трюк. А в джимхане, например, первые результаты видны почти сразу. Стантрайдинг — это занятие для максимально упертых людей, и на этом моменте из той сотни уйдут 90%.
Еще пара процентов уйдут, когда поймут, что стантрайдинг — это технический вид спорта, здесь нужно обслуживать мотоцикл, самому работать руками. А еще — возить мотоцикл на площадку. Доехать на нем же до места тренировки не получится: чтобы кататься по городу, нужно ставить мотоцикл на учет, а значит — устанавливать фары, поворотники, номера. В итоге получится совсем не профессиональный шоу-мотоцикл, а просто городской.
Отпугивают и травмы. В дрифте, например, травмы минимальные. Сидишь в каркасе, дрифтишь вокруг столба, все более-менее под контролем. А в стантрайдинге ты выполняешь трюки, когда земля, асфальт близко — травм действительно очень много. Вот уходят еще 5% от первого набора в сто человек. Остается тот один, самый целеустремленный.
Какой мотоцикл выбрать?
Мотоцикл для начала должен быть легким, чтобы при падении его можно было отбросить в сторону. Это может быть даже мопед. Тяжелый мотоцикл, если что-то пойдет не так, «прихлопнет» начинающего спортсмена и что-нибудь ему сломает.
Второй стантовый мотоцикл Степана — Husqvarna 610 SM. Первым был Yamaha Tricker 250 (фото не сохранилось)
На мотоцикл необходимо установить дополнительную защиту. Как она выглядит: по бокам крепятся дуги, а подножки меняются на более жесткие — они спасут рычаги, бак и другие пластиковые элементы при падении. Руль тоже надо поставить более прочный, чтобы он при необходимости становился точкой опоры. На руль мотоцикла обычно ставится дублер заднего тормоза, который позволяет стантрайдеру выполнять больше разных трюков. Теперь трюки на заднем колесе можно исполнять не только в сидячей позиции, используя стандартный задний тормоз под правой ногой, а вставать на мотоцикл, бегать по нему и прыгать, тормозя всего лишь одним пальцем при помощи отдельного рычага на левой части руля.
Сейчас у Степана Husqvarna 630 SMR
Но самое главное — объяснить начинающему спортсмену, что все должно быть в первую очередь безопасно, а потом уже красиво. Обязательна полная экипировка: черепаха, наколенники и налокотники, шлем.
Стантрайдинг — это дорого?
Стантовый мотоцикл в принципе обслуживается чаще, потому что на нем выше нагрузки и цена ошибки.
Когда отрабатываешь такой трюк, как Burnout (заднее колесо срывается в букс за счет затормаживания переднего колеса), то одной покрышки хватает на одну тренировку максимум. Это расходный материал и большая статья бюджета для каждого мотоспортсмена. Примерно та же картина и с выполнением дрифта (букс заднего колеса без контроля передним тормозом). При этом новая покрышка стоит примерно 7–8 тысяч рублей.
Что делать? Начинающие стантрайдеры ездят на свалку и ищут там подходящие покрышки. Я так уже не делаю, но не потому, что денег больше стало. Когда ставишь другую покрышку, нужно потратить две-три тренировки, чтобы понять, как она скользит, буксует, дымит. Ты тратишь время, чтобы вкатиться в покрышку, которая износится в два раза быстрее. Когда ты только начинаешь, это еще можно делать, а дальше — время дороже.
За сезон я меняю четыре-пять комплектов задних тормозных колодок и парочку передних. Ну и конечно, бензин — тоже важная часть расходов для любого спортсмена. Одна плотная тренировка длиной в три часа — полный бак топлива (8–12 литров). Одно выступление как на Tsunami Picnic — 7 литров бензина, поэтому у меня всегда с собой канистра топлива.
Как начать выступать?
Когда выступаешь, ты получаешь огромный опыт, потому что стараешься делать все наверняка. Мое первое выступление было на Royal Auto Show на стадионе «Петровский» в 2011 году, там была площадка для стантрайдинга. Я сам позвонил организатору и спросил, можно ли прийти и попробовать выступить. Приехал, посмотрел на других спортсменов — все ребята были серьезные. И вот я встаю на заднее колесо, начинаю ехать, а впереди ограждение с сеткой два с половиной метра в высоту. И я в эту сетку въезжаю. Несмотря на то что это был полный провал, на том выступлении я много чему научился.
Первое выступление Степана на Royal Auto Show (2011)
На другом выступлении у меня вырвало мотоцикл, когда я делал трюк Power circle (большой круг на второй передаче). Я упал, приземлился, а мотоцикл поехал дальше на накрученных оборотах прямо в зрителей. Они, наверно, тогда думали, что это часть шоу, все под контролем, поэтому не расходились. А потом мы встретились с ними в скорой помощи.
Одно из первых выступлений в начале карьеры, г. Таганрог
Сразу видно райдеров, у которых все под контролем, и райдеров опасных. Контроль мотоцикла — это важно. Тебе нужно точно знать, как начать, как закончить, эта уверенность приходит с опытом. Даже сейчас на выступлениях я не делаю трюки, которые только учу, это небезопасно.
Подготовка мотарда к стантрайдингу
Большенство мотоциклистов советуют будущему первосезоннику покупать лёгкий и малокубатурный первый мотоцикл. И они абсолютно правы!
Все помнят что прошлый сезон, который был у меня первым в попытках стантить, я провела на ZX6R. Успехи были переменными, падений было много, но и прогресс был очевидным.
Но почти все опытные райдеры, которых мы наблюдаем на площадках (наверное за редким исключением), начинали с маленьких, малокубатурных пит байков, мотардов и скутеров.
На легком мотоцикле не только проще учиться, он так же прост в переделке под стантрайдинг.
Не так давно я стала обладателем мотарда BM и привезла его на доработку под стант в Crazy Iron.
Я покажу как он выглядит после переделки.
Для начала с мотоцикла было снято всё лишнее: пластик, зеркала, приборка с фарой, поворотники и стоп сигнал. Затем была поменяна ведущая, ведомая звезда и цепь. Мы перевели мотоцикл с 428ой на 520ую цепь и ведомую звезду в 62 зуба. Первая передача тем самым стала совсем короткая, но зато я получила контролируемый подъем мотоцикла на заднее колесо со сцепления.
Был установлен рычаг дублёра заднего тормоза на руль.
Сабкейдж установлен на посадочные места заводских штатных подножек. Он защищает глушитель. А также является дополнительным ребром жесткости при поперечных ударах.
Подножки сабкейджа изготовлены из алюминия и имеют противоскользящую накатку для обеспечения лучшей устойчивости при выполнении трюков.
На торцах подножек предусмотрен защитный слайдер который устанавливается на резьбу.
На бугеле имеется ступенька. Мы ее сделали для того, чтобы поставить ногу на бугель, при трюках в положении стоя. Высота ступеньки также делается под рост райдера. В конце бугеля установлена алюминиевая пластина (она тоже имеет возможность замены в случае истирания).
Вес всей стальной конструкции составляет около 10 кг, это оптимальный вес для такого легкого мотоцикла и меня, весом 50 кг.
И я не уверена что пройду его до конца, что достигну профессионального уровня. Но я прикладываю ежедневные усилия для этого, борясь со страхами внутри себя. Кроме почти ежедневных тренировок на байке, моя подготовка к сезону включает в себя работу в зале (эквилибристика и силовые тренажоры).
Stunt Riding
Stunt Riding – захватывающие трюки на мотоциклах по ровной дороге. В данном блоге собираем интересную поучительную информацию о данном виде спорта, видеоролики, советы новичку.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Читатели (792)
Stunt Riding → Подготовка к стантрайдингу (психология)
Вспоминаю свои первые мысли о стантрайдинге, красивые видеоролики с выполнением умопомрачительных трюков захватывающих дух провоцировали меня не на шутку. В те времена на меня сильно производили впечатления видеоролики Potatoes MC, о которых я еще не успел на сайте написать, но в ближайшее время этот вопрос будет решён. В целом, в их видео были и стоппи и козления и бурнауты, одним словом всё то, что хочется попробовать самому. Под подъездом моего дома стоял адский джиксер 600 кубов от роду, обут в слики с крешпедами и был готов к бою в любой момент!
Я с дрожащими руками покуривая на балконе сигаретку и поглядывая на своего любимца мысленно прокручивал картинку в голове «А вот было бы клёво если б я так же смог». Чувство адреналина меня переполняло, но СТРАХ, как его побороть?
В реальности я понимал, что это сделать можно. Вспоминая покупку первого мотоцикла Honda RVF 400RR, мелкий шкет 14 лет отроду поднял его на заднее на моих глазах и ушёл в точку. И таки мои первые попытки станта были именно на этой модели мотоцикла, но так как я не был морально подготовлен и не знал технику исполнения (уж больно сильно хотелось научиться делать стоппи) шваркнулся яйцами об бак, а глаза моего товарища превратились в арбузы от увиденного, но всё-таки хонду удалось поставить на передок практически в свече :).
Увы, даже интернет не дал ответы на мои вопросы, как бы я не пытался найти их. В нашем городе на тот момент никто не занимался стантом и спросить увы было не у кого. Мне пришлось пережить всё самому, как морально так и практически. Вот так вот я и стал первым стантером в Херсоне :). Как ни пытался я хондочку закозлить – ничего не получалось, а страх оседал в голове толстыми слоями пота. Мне казалось на тот момент, что мне нужен мотоцикл мощней! И вот я дождался своего второго друга Suzuki GSX-R600 K1 и что вы думаете, его так же не удалось даже приподнять!
Собралась группа байкеров нашего города для поездки на мотослёт в соседний город Николаев. Это была моя первая поездка на джиксере на дальняк :))) (74 км) и на мотослёт. От мотослёта я хотел одного – НАЙТИ людей, которые умеют козлить или стоппить на байках и пообщаться с ними так сказать в живую и наконец-то найти ответы на мои вопросы! В целом мотослёт на мой взгляд превратился в выставку (рынок) мотоциклов. Все ходили и просто рассматривали мотоциклы. Одним словом скукота, да и стантерами не пахло. Среди толпы нарисовался парень, стал охать и ахать мол какой классный джиксер. Мы раззнакомились с ним, он предложил выпить за знакомство. Неподалёку Армяне продавали шашлычок и водочку. На вопрос 2 по 100 или 2 по 200, без задней мысли я ответил 2 по 300 :). Люди стоящие в очереди оборжались не на шутку :), а Армянин с удивлением налил нам по 300 грамм водки :). Ох даже и не знаю, действительно ли я пил за знакомство или же с расстройства, осознавая, что так и не увижу отцов станта.
Внезапно на стадион (а именно там проходил слёт) влетает эффектно 4 мотоцикла из Одессы, Yamaha R1 и еще спорты даже не вспомню. Влетают подказливая и вот оно чудо я попёрся к ним!
— Ребята, кто у вас разбирается хорошо в станте, познакомьте!
— Да вот у нас парняга есть, отвечают мне. Он тебе всё и расскажет.
— здарова!
— рассказывай.
— да вот собственно, джиксер в наличии, хочу научится мастерству, но не знаю как.
— пошли смотреть.
— огого, и ты не можешь его на заднее поставить? Он же взлетает элементарно!
— а как?
— главное не ссать, отвечает он мне.
Увы, это всё, что я тогда услышал от него и даже немного обиделся, так как технику он мне так и не рассказал. Только с годами я понял, что таки это действительно ключевая техника!
Но это только intro к статье 🙂
В данной статье я хочу попытаться морально подготовить вас к стантрайдингу. Я не буду описывать технику исполнения (это отдельная статья), что-либо советовать, просто постараюсь описать своё состояние, мысли и морально подготовить вас к этому!
1. Итак, как уже выяснилось первый самый главный ключевой момент это не ссать :). Не можешь побороть страх – сиди дома, пей чай, смотри сериал про Гену Букина.
2. Для станта лучше попросить мотоцикл у друга, свой ронять жалко :))) (шучу).
3. Постарайся обезопасить свой мотоцикл по максимуму. Не пожалей денег, установи крешпеды в передней части мотоцикла и в задней (в области маятника). Не переживай, твой мотоцикл не будет выглядеть как детский велосипед «гномик».
4. Для стантрайдинга действительно идеально подходит спорт 600 кубов, но это не означает, что ниже 600 кубиков техника не козлит. Даже на 50 куб скутере можно это делать, просто 600 куб спорт максимально подходит для этого дела.
5. Не забудь про экипировку. Одень на себя всё, что только можно. Учти, ты должен быть готов к падению. Я прекрасно понимаю, каково это уронить мотоцикл на асфальт и протереть штаны за 200 евро, но если ты к этому не готов читай пункт 1 :).
6. Площадку для обучения выбирай в безлюдном месте, ведь упав на асфальт прилюдно…… ммм… думаю, не стоит этого делать. Наверняка в мыслях у тебя первым делом стоит задача поднять мотоцикл на заднее колесо, поэтому площадка размером в квадрат не обязательна! Достаточно ровной асфальтированной дороги длинной в 500 метров. Почему в 500? Потому, чтобы когда ты разгонялся, ты смог пробовать поднять мотоцикл не 1 раз и в конце успеть остановиться.
7. Обязательно возьми с собой друга желательно, который ездит на машине, а идеальный вариант на микроавтобусе. Упаси бог, если ты свалишься и не дай бог что-то пойдёт не так, он оперативно сможет тебя отвезти в больницу, предварительно барахло от мотоцикла закинув в буз.
8. Вода! Не забудь про неё! На площадке, под солнцепёком и от фактора страха ты будешь мокрый как из ведра :). Водичка успокоит твои нервы и утолит жажду.
9. Не едь на площадку, если плохо себя чувствуешь или чувствуешь дискомфорт, или в чём-то не уверен. Если чешется лицо под шлемом — почеши его :). Ты не должен чувствовать дискомфорт, ты должен быть собранным и сосредоточенным на том, что ты сейчас делаешь.
10. Не нужно заливать полный бак бензина перед тренировкой! Учти, чем легче мотоцикл загружен, тем легче «ему» будет выполнять твои адские издевательства над ним.
11. Проверь все узлы и механизмы своего байка. Смажь цепь, убедись, что тормоза действительно отрабатывают чётко, налей масла в двигатель чуть больше положенной нормы, чтобы мотоцикл масляно не голодал!
12. На площадке не поленись снять всё лишнее с мотоцикла. В идеале конечно полностью скрутить с него весь пластик и морду и зад, зеркала, оптику, одним словом, всё то, что при падении разлетится в дребезги.
13. Учти, выполняя различные трюки на мотоцикле, ты должен быть готов к тому, что для мотоцикла это сказывается не в лучшую сторону. Повышенный износ деталей, особенно тогда, когда ты не умеешь грамотно это делать. Не рвись выполнять фигуру по максимуму, старайся делать всё последовательно и не спеша. Если ты будешь придерживаться этих правил, с первого раза у тебя ничего не получиться, но так же ты ни разу не упадёшь а значит, все твои действия будут осознаны без плохих последствий. Огромным плюсом из этой тренировки ты извлечёшь для себя, что с каждым разом, чувство страха будет всё меньше и меньше и ты начнёшь привыкать, а это как раз то, что тебе нужно в первую очередь!
В следующей статье о стантрайдинге я подробно опишу фигуру wheelie, приёмы и технику доступным языком, постараюсь обучить совладать с безбашенным разъярённым спортбайком :).
Подготовка ZX6R 09 к Стантрайдингу
Рулевое управление
Для легкого выжима стоит машинка сцепления Stuntex на двух мощных подшипниках, которые минимизируют люфт и трение. Геометрия рычага позволяет использовать машинку stuntex с пультом.
Удлиненные армированные тормозные шланги HELL необходимы, т.к. стандартные короткие и не позволяют поднять клипоны.
Алюминиевые тормозные бачки ABM на пластичном креплении наиболее практичное решение для стантбайка.
Защита
Стандартный подрамник также хрупкий. Мы разработали стальной подрамник Stuntex (на фото уже третья версия), при этом старались сделать его как можно легче без ущерба для прочности. Флетбар и упор под ногу идут в комплекте, так что все легко устанавливается и отлично выглядит.
Пеги в оси колес желательно использовать с наконечниками из капролона. Капролон притирается под необходимым углом и не повреждает асфальт. На всех соревнованиях по регламенту нельзя использовать пеги и слайдеры без пластиковых наконечников. Пеги stuntex комплектуются высокопрочной шпилькой, а алюминиевая часть повторяет форму посадочных мест, чтобы пеги не гнулись и не ломались.
Стандартный пластиковый паук слишком хрупкий. Мы разработали стальной паук Stuntex с упорной дугой сверху пластика и приборки. Паук выдерживает вес человека, при этом достаточно легкий. Дуга позволяет упереться ногой при стоппи, а также защищает пластик при переворотах.
На радиаторе стоит усиливающая рамка Stuntex, которая существенно разгружает алюминиевые уши радиатора при падениях и встрясках.
Чулки вилки Stuntex из неопрена отличная защита пера от пыли и грязи, благодаря чему дольше ходят сальники.
Для хендбрейк мы сделали кронштейн Stuntex с упором и переходником под тормозной диск 310мм. Схема под три радиальных суппорта самая популярная и стала классической в стантрайдинге. Упор в маятник необходим, чтобы разгрузить упор с внутренней стороны, который на модели 2009+ года отламывается. Переходник под тормозной диск позволяет использовать заводские диски с мотоцикла yamaha R6 06+. В качестве главного цилиндра суппортами от R6 отлично работает Brembo 16mm. Система укомплектована армированными шлангами HEL.
Глушитель
Звезды
Бензобак
Бак переварен и обклеен противоскользящим покрытием. Чтобы он не деформировался под весом, внутри предусмотрены ребра жесткости. По бокам сделаны резиновые упоры в раму, чтобы он не болтался.
Для крепления номера стоит стальная рамка ABM, которую можно сложить под хвост, чтобы не мешалась при тренировках. Также на мотоцикле было заменено масло на спортивное синтетичкое Total 10W50, т.к. стантбайки часто работают в отсечке на месте, без охлаждающего потока воздуха. Использовался масляный фильтр K&N с гайкой на торце, благодаря чему его можно открутить без спец. ключа.
Опыт прорайдеров и любителей показал, что для стантбайка хорошо работают часто вкрученные строительные саморезы с плоской шляпкой и выпирающие на 1-1.5 см. Надежность фиксации шипов зависит от типа корда и толщины протектора. Использовать изношенную резину при таком методе шиповки нежелательно.
На стандартный комплект резины (120 передняя и 180 задняя) у нас ушло около 10000 саморезов. Вкручивать саморезы утомительно, но за несколько дней в неспешном темпе можно осилить. Резина сильно прибавила в весе и стала жестче.
На колесных дисках есть углубление под вентиль с внутренней стороны. Чтобы сосок камеры не терся о края, желательно подложить прокладку или резиновую шайбу, которую можно сделать из старого вентиля.
Камеры 17ого диаметра нужной толщины можно найти в мгазине с запчастями для китайских мотоциклов.
Установка шипованных колес требует снятия переднего крыла и хагера.
По мере эксплуатации этого комплекта статья будет обновляться. Постараемся определить оптимальный режим эксплуатации, требования к покрытию и скорость износа шипов.
В видео показан несложный процесс шиповки и результаты. Надеемся информация была полезна!