Подключение к проводу без разрыва авто
Как правильно врезаться в проводку автомобиля для ответвления нового проводника?
Никогда ранее не влазил в недра авто, а тут все же возникла такая необходимость.
Хочу спросить бывалых и опытных совета в вопросе правильной «врезки» в проводку.
Каким образом это делать надежно и надолго?
В голову приходит три основных способа:
— скрутка
— пайка
— используя ответвители OB-T
Еси скрутка — то каким способом?
Интересует врезка в середину провода для ответвления.
Пайку вроде как не рекомендуют по какой то причине — толкового объяснения не слышал — «нельзя, и все!»
Для использования OB-T желательно знать на сколько квадратов расчитан проводник-донор.
Кстати какая «квадратура» в автомобильной проводке?
Там вроде все провода разные по «толщине»
И не порежут ли OB-T проводники провода-донора?
Я при врезке в провода для осуществления подсветки кнопок стеклоподъемников пассажиров в Тойота Камри XV30 делал так:
1
Зачищал в нужном месте изоляцию и делал в проводниках окошко
2
В присоединяемом проводнике делал пару усиков
3
Вставлял один усик в окошко
4
Начинал обматывать эти усики в разные стороны на проводе-доноре
5
Делал таким образом несколько витков
6
Потом закручивал вокруг «ножки» присоединяемого провода.
7
Затем заматывал изолентой.
Нормально и правильно ли так делать?
Можно ли просто «обмотать» проводники вокруг проводника-донора?
По мне так проще место контакта пропаять — но все кого спрашивал крайне не рекомендуют без разъяснений.
Подключаемся к штатной проводке без «вмешательства» в неё
Не так давно дошли руки посмотреть, как подключена официалами сигналка. Лучше бы не видел)) Свисает изолента, закрывающая еле-держащиеся на паре витков скрутки, провода зачищены так, что местами порезаны жилы (кажется, понятно, почему сигналка иногда дурит). Многие читатели уже заметили, что я к такому колхозу отношусь категорически отрицательно.
Предлагаю к ознакомлению способ подключения, который вообще не подразумевает какого-либо воздействия на штатные провода. Суть в изготовлении подобия переходника из клемм «папа-мама». Но речь, конечно, не про отечественные, на страх похожие, клеммы))
Из специфического инструмента нам понадобится только правильный кримпер (обжимные клещи). Можно и без него, но тогда будут скрутки или другие соединения. Так или иначе — родная проводка будет полностью сохранена.
Поехали. Первое, что нужно сделать — определить место подключения. Мне нужно было подключиться к линии габаритных огней. Соответственно смотрим, какая там используется клемма:
Находим на разборке или авите проводку под дербан от VAGа-ровесника и уносим оттуда колодочку с аналогичными клеммами — это самый бюджетный способ. Можно купить ремонтный провод.
Далее описываю процесс с применением кримпера — на скрутках все очевидно.
Вот нужная мне клемма «папа» (она под сечение 1,0 из расчета исходного сечения провода 0,5):
Далее аккуратно зачищаем провод на расстояние, примерно равное тройной длине лепестков клемм:
Складываем пополам и обжимаем наконечник:
Получаем вот такой ответвитель:
Подключение предельно простое: извлекаем из колодки оригинальный проводок (для этого нужен экстрактор пинов — самодельный или покупной — не суть; можно и скрепкой, но нервы стальные нужны), вставляем вместо него переходник, и соединяем клеммы.
Термоусадка обеспечит изоляцию и не даст клеммам разъединиться.
В итоге:
— ни одного соединения проводов в оригинальной проводке, только обжим и качественные надежные клеммы;
— в любой момент можно демонтировать ответвление, вернув все к оригинальному виду;
— не нужно извиваться червем под приборкой при подключении — действий минимум и они простые.
Соединение проводов в авто: пайка, скрутка, обжим?
Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
— физическая прочность;
— электрическая надежность (низкое сопротивление);
— во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026
Отбрасываем этот способ соединения и идем дальше.
Дополнение 1:
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО — далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.
Дополнение 2:
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :
Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
— провода зачищаем и правильно скручиваем
— качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220)
— удаляем остатки флюса
— соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
— затягиваем в термоусадку
— фиксируем соединение с двух сторон
Дополнение:
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места «скрещивания» до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.
Обжим
Важное замечание: практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения;
— физическая прочность соединения;
— при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать;
— необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
— оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.
Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:
И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:
Так или иначе, очевидно, что «на коленке» повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.
Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:
Муфты бывают изолированные и неизолированные. Будем использовать изолированные.
Изолированные бывают как минимум двух видов: с пластиковой изоляцией (доступны повсеместно за копейки) и с термоусаживаемой изоляцией.
Особенность её в том, что снаружи термоусадка, а внутри слой клея-герметика. Сначала зажимаем, потом усаживаем до выступания с торцов муфты клея. Соединение получается надежным, изолированным и герметичным. Такие муфты поставляются в оригинале VAG-ом, на них маркировка производителя DuraSeal.
000 979 940 — Муфта соединительная для проводов от 0,35 до 0,5 кв.мм
000 979 941 — Муфта соединительная для проводов от 0,5 до 1,0 кв.мм
000 979 942 — Муфта соединительная для проводов от 1,5 до 2,5 кв.мм
Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.
Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа!
Bosch 1 987 532 035 — 0,5-1,0мм
Bosch 1 987 532 000 — 0,5-1,5мм
Bosch 1 987 532 001 — 1,5-2,5мм
Bosch 1 987 532 002 — 4,0-6,0мм
Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, вот тут. Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)
Кримпер (он же пресс-клещи) нужен с насадкой «под изолированные наконечники» (если покупать, то лучше брать с трещеткой для фиксирования на определенном моменте зажима — несколько упрощает манипуляции).
Постановка задачи:
Как и чем сделать ответвление от провода?
Сжим орех
Когда мы рассматривали основные способы соединения проводов в распределительной коробке, особое внимание было уделено специальному зажиму типа орех. Изделие имеет довольно простую конструкцию, но, несмотря на это позволяет сделать ответвление надежным и долговечным. Состоит сжимной орех из карболитового корпуса, стальной плашки и пластины, которая собственно и прижимает жилы четырьмя винтами.
Все что Вам нужно — уложить зачищенные контакты в специальную плашку и тщательно затянуть винтики отверткой, после чего защелкнуть корпус. Более подробно о сжиме типа орех вы можете узнать из нашей статьи.
Прокалывающие зажимы
Усовершенствованной моделью кабельного сжима орех являются прокалывающие зажимы. Изделия одноразовые, однако, позволяют делать ответвление провода без разрезания и даже, не счищая изолирующий слой при сращивании. Конструкция зажима представлена шестигранной головкой, которая стягивает жилы, а также контактными пластинами с зубцами, которые собственно и прокалывают изоляционный материал.
Их чаще всего используют для ответвления от воздушной линии проложенной проводом СИП без снятия напряжения.
Преимущество данных изделий заключается в следующем:
Что касается недостатков, главным является только «одноразовость» продукции, однако это момент весьма спорный, если учитывать долговечность такого способа ответвления проводов без разрыва.
Монтаж осуществляется следующим образом:
Зажим типа ОВ
При ремонте либо замене электропроводки в квартире можно использовать еще один довольно неплохой вариант сращивания проводов – с помощью зажимов типа ОВ. Изделия имеют простейшую конструкцию и не менее простой принцип работы – кабель укладывается в специальную защелку, которая латунным коннектором пробивает слой изоляции проводника. В итоге за считанные секунды Вы можете сделать хорошее ответвление от кабеля главной магистрали электросети (к примеру, на розетку).
Такие соединители также называют «Скотчлоками». Подробнее узнать о том, что такое скотчлоки и как ими пользоваться, вы можете из нашей отдельной статьи: https://samelectrik.ru/skotchloki-dlya-soedineniya-provodov.html.
Видео инструкция по использованию защелки для ответвления провода без разрезания:
Полиэтиленовые клеммники
Более устаревший способ ответвления провода – использование клеммных колодок (их еще называют полиэтиленовыми клеммниками). Компактные клеммники использовать не рекомендуется, т.к. в этом случае без разрезания и разрыва магистральной жилы не обойтись. Помимо этого клеммная колодка имеет еще такие недостатки, как плохая герметичность и необходимость периодически подтягивать зажимной винт, особенно если проводник алюминиевый. В итоге Вы не получаете никаких важных плюсов при сращивании и в то же время получаете несколько серьезных недостатков.
Дедовская скрутка
Ну и последний метод ответвления проводов, который можно использовать – скрутить новую линию с проходящей магистральной без дополнительной пайки либо сварки. В этом случае необходимо сначала зачистить изоляцию проводников, после чего ответвляющую линию хорошенько накрутить на магистральную (как показано на картинке).
Обращаем Ваше внимание на то, что при создании скрутки запрещается соединять алюминиевые и медные жилы. Проводники должны быть изготовлены из одного металла. Согласно пункта ПУЭ 2.1.21. (Глава 2.1 ПУЭ) скрутки делать вообще нельзя – все соединения должны быть спаяны, сварены, обжаты или зафиксированы зажимами или клеммниками. Поэтому для ответвления от провода используйте приведённые выше способы или пропаивайте такие скрутки. Подробнее о том, как делать скрутки мы рассказывали в статье: https://samelectrik.ru/kak-pravilno-sdelat-skrutku-provodov.html.
Вот, собственно, мы и рассмотрели наиболее популярные способы ответвления проводов без разрыва и разрезания. Теперь Вы знаете, чем можно сделать качественное сращивание двух линий электросети. Наш совет – используйте прокалывающие зажимы, которые среди всех вариантов вызывают наибольшее доверие!
Похожие материалы:
Как сделать ответвление от провода без его разрыва
Зачастую ответвление проводов нам с вами необходимо тогда, когда мы в уже готовую проводку желаем добавить еще один розеточный блок. Так вот, при таком раскладе совсем необязательно разрывать жилу и выполнять «скрутку», достаточно выполнить ответвление. А вот как это правильно и максимально безопасно сделать я и расскажу в этом материале.
Как можно выполнить ответвление
Существует несколько вариантов выполнения ответвления, а именно:
1. Использование сжима типа Орех.
2. Использование прокалывающего зажима.
3. Использование соединителей типа Скотч Лок.
4. Классическая скрутка с обязательной пропайкой соединения.
Итак, вот основные варианты исполнения ответвления от существующей проводки без разрезания жилы. А теперь про каждый из вариантов поговорим поподробней.
Соединитель типа Орех
Данный соединитель имеет достаточно простую конструкцию. Орех состоит из карболитового корпуса со степенью защиты IP20 и «сердцевины» из металлических пластин, стягиваемых между собой болтами.
Наиболее распространены следующие модели.
Как вы уже поняли из выше представленной таблицы, первым и достаточно весомым недостатком является тот факт, что минимальное сечение магистрального провода равно 4 миллиметра квадратных. А скажите, у многих из вас розеточная линия имеет такое сечение жил? Все верно, в основном используется 2,5 мм жилы. Но по факту это не проблема, так как можно заполнить пустоту куском жилы подходящего сечения и получить надежное соединение.
Гораздо более сложной задачей будет «спрятать» такое соединение в стене, так как «орех» довольно габаритен, да и не забывайте, что такое соединение нельзя наглухо замуровывать в стене, так как соединение нужно раз в полгода обслуживать (протягивать болты).
В остальном это максимально простой и надежный способ выполнения ответвления от провода без его разрыва.
Прокалывающий зажим
Прокалывающий зажим – это своего рода разновидность «ореха», которая является, по сути, одноразовым, но при этом позволяет выполнить ответвление от провода даже без необходимости его зачищать.
Конструктивно такой зажим представляет собой шестигранную головку, которая выполняет задачу сжимания жил, а также пластины с зазубринами, которые и прокалывают изоляцию и обеспечивают надежный контакт.
Такой вариант выполнения ответвления непосредственно в доме не применим. Зато такими сжимами активно пользуются электрики для подключения вводов жилых домов к линии, выполненной проводом СИП. И при этом снятие напряжения вовсе не требуется.
Так что это отличное соединение, но не для домашнего использования.
Ответвление с помощью Скотч Лок
Еще одним вариантом выполнения ответвления от провода без его разрыва является использование соединителей, которые называют Скотч Лок.
Это также достаточно простое изделие, которое работает следующим образом: кабель кладется в специализированную защелку, которая при сжиме прокалывает изоляцию латунным коннектором. В результате буквально за пару секунд получается готовое ответвление.
Но я считаю, что такой вариант ответвления подойдет исключительно для линии освещения, а на розеточной линии Скотч Лок делать нечего.
Классическая скрутка с обязательной пропайкой соединения
Итак, еще одним вариантом выполнения ответвления от проводника без его разрыва является использование старой доброй скрутки. Для этого нам потребуется зачистить изоляцию на обоих проводниках, а затем хорошенько накрутить провод на магистральную жилу одним из способов, показанным на картинке ниже.
Помним, что обычные скрутки запрещены требованиями ПУЭ, так что теперь нужно получившееся соединение хорошо пропаять и надежно заизолировать.
Это наиболее распространенные варианты выполнения ответвления проводов от магистрального провода без его разрыва. Помните, что все работы с проводкой должны осуществляться профессионалами и при отключенном напряжении, а этот материал позволит вам проконтролировать работу электрика.
Понравился материал? Тогда оцените его и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые еще более полезные статьи.