Подложка для покраски авто что это
Какой грунт выбрать?
Решаем проблему плохой укрывистости
Многие современные краски яркие, с достаточно крупным, выраженным эффектом, но чем насыщеннее и ярче цвет пигмента, тем он прозрачнее. Кроме того, для сохранения выраженного флоп эффекта, современные пигменты специально делаются более прозрачными, чтобы частички металлика или перламутра как-бы светились сквозь пигмент.
В красках такого типа на цвет достаточно сильное влияние оказывает тон и светлота грунта- подложки. Завод использует цветовые подложки, в основном 3-х оттенков:
· Белый
· Средне-серый
· Черный
В рефинише также практически все производители ЛКМ предлагают грунты-наполнители 3- цветов. В AutoLux это AL421 белый, AL425 серый, AL427 черный. В последнее время и для колористов стали выпускать 3 вида тест пластин.
Какое же влияние оказывает светлота подложки на цвет?
В простых солидных светлых и ярких красках, подложка значительно влияет на все углы обзора. На белой подложке цвет кажется более светлым, насыщенным, на серой более темным, мутным. Также меняется оттенок, к примеру на белой подложке красный выглядит более розовым, желтый зеленее, белый желтее. На серой красный рыжее, желтый оранжевее, белый синее.
Для белых цветов белая подложка очень важна не только с точки зрения колеровки, но и окраски. После напыления 2-х глянцевых слоев, каждый последующий слой уже не изменит цвет, выше вероятность того, что маляр попадет в ваш тест. В любом случае, цвет солидной краски на контрастной подложке будет сильно меняться в зависимости от количества слоев и труднее обеспечить совпадение теста колориста и окраски маляра.
В эффектных красках, светлота подложки особое влияние оказывает на боковой тон (острый угол обзора), и можно использовать выбор подложки как метод колеровки светлоты острого угла.
Конечно, в основном все маляры используют средне серые грунты- наполнители, и для обычных металликов такой тон подходит. Многие производители ЛКМ дают рекомендации под какие цвета какой тон использовать, Autolux не исключение.
Самый популярный тон подложки G3-G5 средне-серый, он соответствует цвету аэрозольного грунта Autolux AL415, который мы активно используем для грунтования белых или светлых тест пластин.
Секреты колеровки:
В средне темных и темных красных, синих, зеленых перламутровых красках если острый угол (боковой тон) светлее либо молочнее, а в рецепте нет белого пигмента, используйте тоновую подложку типа G6-G7 для затемнения острого угла. Это гораздо проще чем серьезно переделывать формулу.
“Пятнистые” бежевые, голубые, средне-серые краски типа мокрый асфальт, проще красить на подложку типа G5.
Краска с эффектом самый дорогой ЛКМ в ремонте. Использование подложки может повысить экономическую эффективность МКЦ за счет снижения количества слоев и расхода краски.
Чем меньше слоев краски, тем выше качество (меньше пылинок, лучше блестит прозрачный лак).
С правильной подложкой намного легче делать плавный переход. Если пятно ремонта похожего тона, оно сразу прокрашивается, меньше опыла краски налетает на сопрягаемые участки.
Подготовка и покраска автомобиля своими руками (часть 3. Материалы)
Материалы для подготовки и покраски автомобиля
Для качественной покраски автомобиля следует применять качественные материалы — это аксиома. Это касается не только самой краски, но и всего что может потребоваться для подготовки автомобиля к покраски — абразивы, шпатлевки, грунты и т.д. и т.п.
Ниже я опишу необходимый минимум материалов для качественной подготовки кузова к дальнейшему нанесению лакокрасочного покрытия. На бренды прошу внимания не обращать, сфотографировал то, что попалось под руку.
1. АБРАЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (бумага, шкурки для рубанка)
Для обработки шпатлевки с помощью рубанка, применяются шкурки ленточного типа с размером абразива Р80 – Р240. Начиная с самой грубой Р80 (есть еще грубее, но не рекомендую их использовать, так как риски оставленные очень грубой шкуркой проблемно затереть и они впоследствии могут проявиться, после покраски) и заканчивая Р220-240 под нанесение грунта. Помните правило — шаг между зерном не больше 100 единиц!
Ленточная абразивная бумага легко закрепляется на специальный рубанок с зажимами. Постепенно переходя на более мелкое зерно, добиваемся нужного результата.
Также, в продаже имеется нарезанная в размер шлифовальная бумага на липучке. Если вы приобретаете рубанок с липучкой, то можно использовать этот вариант. Но, такое упрощение существенно скажется на стоимости и рубанка и самой абразивной бумаги.
Стоимость: от 20-30 руб. за метр.
2. АБРАЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (для орбитально-шлифовальной машинки)
Используем максимум девайсов для облегчения нашей работы — специальные круги на липучке для орбитальной машинки.
Подразделяются по:
— диаметру подошвы вашей орбитальной — шлифовальной машинки;
— номер (размер) абразивного зерна;
— количество отверстий для выдувания пыли с обрабатываемой поверхности (не принципиальное значение).
Диапазон абразивного зерна очень широк от Р60 (самого грубого), до Р2000 (для шлифовки лака под полировку).
Стоимость: от 15-30 руб. за штуку.
3. ШПАТЛЕВКА (шпаклевка) УНИВЕРСАЛЬНАЯ
Двухкомпонентная шпаклевка (правильнее конечно будет: шпаТлевка, но, уж как привык!). Выпускается в таре с различным весом. Обычно разводится 1:20. Самый расходный материал в авторемонте. Универсальной шпатлевки расход самый большой, в процентном отношении к другим материалам при подготовке автомобиля к поераске.
Перед употреблением размешивается с отвердителем очень тщательно, чтобы не было розовых прожилок (обычно отвердитель яркого контрастного цвета). Удобнее всего замес делать на большом шпателе размешивая маленьким. Как правильно шпатлевать ремонтные зоны писал здесь.
Продолжительность «жизни» рабочей смеси 10-15 минут, чем теплее воздух, тем быстрее начинает полимеризоваться. Наносить следует шпателем — тонкими слоями.
Шлифуется после полного отверждения ( примерно через 30-40 минут ), абразивами от Р80 до Р240. Производителей много, со временем сами подберете, что вам нравиться, относительно: цена – качество.
4. ШПАТЛЕВКА СО СТЕКЛЯННЫМ ВОЛОКНОМ
Имеет наименьшую степень усадки, с успехом применяется при ремонте деталей из пластика и заполнении больших провалов, которые невозможно устранить кузовными работами.
Наносить следует в несколько слоев с промежуточной сушкой. Шлифуется после полного отверждения ( примерно 30-40 минут), абразивами от Р80 до Р120. Сверху кладутся слои универсальной шпаклевки.
Некоторые, используют шпаклевку со стеклянным волокном, для заделывания дыр от коррозии. Но, я такой способ использования не рекомендую. Через некоторое время, 2 — 3 дня после покраски, обязательно в этом месте вылезут пузыри на краске. Влага легко проникает через эту шпаклевку. Как заделать мелкие отверстия от ржи читайте в статье — «Убираем сквозную коррозию кузова автомобиля».
5. ФИНИШНАЯ ШПАТЛЕВКА
Также, двухкомпонентная шпатлевка, обычно белого цвета. Имеет более мелкую структуру зерна. Применяется для окончательных доводочных работ по шпатлеванию.
Наносить финишную шпатлевку следует тонкими слоями, вытирается абразивом гораздо легче, чем универсальная шпаклевка. Для обработки применять абразив не грубее чем Р180.
6. ОДНОКОМПОНЕНТНАЯ ДОВОДОЧНАЯ НИТРОШПАТЛЕВКА (Nitrosoft)
7. ДВУХКОМПОНЕНТНЫЙ АКРИЛОВЫЙ ГРУНТ
8. КИСЛОТНЫЙ (ФОСФАТНЫЙ) ГРУНТ
9. ПОЛИРОВОЧНЫЕ ПАСТЫ
Подразделяются на несколько видов:
абразивные грубые;
абразивные;
мелко-абразивные;
безабразивные (для блеска);
защитные пасты (различные восковые, тефлоновые и т.д.)
Подробно, использование полировочных паст, расписано в статьях: «Как правильно отполировать автомобиль» и «Шлифовка и полировка кузова автомобиля после покраски».
10. САЛФЕТКИ ДЛЯ ОБЕЗЖИРИВАНИЯ
Специальные безворсовые (после применения не оставляют за собой ворса) салфетки.
Применяются для обезжиривания поверхности подлежащей нанесению грунта или окраски. Как, ими пользоваться, объяснять думаю не требуется.
Является обезжиривающим средством, наносится при помощи распылителя (таким как цветы обрызгивают) или салфеток на поверхность, напосредственно перед нанесением грунта или окраской.
Сначала, обильно смоченной антисиликоном салфеткой протирают подготовленную для окраски поверхность, затем, следует сухой салфеткой протереть эту поверхность для удаления излишков антисиликоновой жидкости.
Дождавшись полного высыхания антисиликона наносится грунт или краска. Обязательное в применении средство.
Позволяет эффективно боротся с такими дефектами покраски как «рыбьи глаза». После применения не рекомендуется касаться поверхности, только липкой салфеткой для сбора пыли непосредственно перед нанесением грунта-краски.
Для экономии антисиликона (препарат не из дешевых) рекомендую пользоваться флакончиком с распылителем (можно забрать у жены ). Наливаете в него антисиликон и разбрызгиваете на поверхность, и сразу растираете безворсовой салфеткой.
12. МАТИРУЮЩАЯ ПАСТА
Матирующая паста применяется для матирования лако-красочных поверхностей под покраску.
Все мы уже знаем, что краситься по не заматованной поверхности нельзя, так как краска (лак) на «блеске» держаться не будет и вскоре облезет чулком.
Применяется матирующая паста в основном для локальной покраски, матируется место под плавный переход между старым покрытием и новым.
Применяют ее так:
— на увлажненный скотч-брайт наносится небольшое количество пасты и круговыми движениями матируется поверхность под переход. Матовать следует дальше того места (с большим запасом), где вы планируете сделать переход.
— после матования, остатки пасты смываются водой.
Подробнее можно почитать в статье «Локальный ремонт лакокрасочного покрытия».
На ощупь — шершавая тонкая губка. Применяется для матирования поверхности предназначенной для нанесения грунта или краски.
В зависимости от размера зерна абразива может быть разных цветов. Так, например, серый цвет соответствует абразиву Р400-500 и применяется для матирования старой краски или грунта (иногда с матирующей пастой, как писал выше) непосредственно перед покраской базой (металлик).
Тёмно-красный скотч-брайт более грубый (соответствует примерно Р300-360) и его применяют для матования краски или грунта перед покраской обычной акриловой краской, ну, например Жигулей (без лака).
Золотистый скотч-брайт (соответствует примерно Р 800-1000) обычно используют для матирования зон перехода по лаку для локальной покраски в переход.
Также возможно использование любого скотч-брайта смоченного водой и с добавлением матирующей пасты.
14. ПРОЯВОЧНЫЙ ПОРОШОК
Используется для выявления всех упущенных при шлифовки дефектов и поможет правильно зашпатлевать поверхность.
Применение этого материала достаточно простое. Паралоновым спонжиком, обычно идущим в комплекте с проявочным порошком, проявка наносится на шлифуемую поверхность. В результате, становятся явно видны все огрехи допущенные при нанесении и шлифовании шпатлевки.
Рекомендую использовать проявку на всех этапах шлифовальных работ и тем более для шлифования после грунтования, перед покраской.
После использования и перед нанесением нового слоя шпатлевки, специально стирать проявку с поверхности не нужно. Достаточно просто обдуть поверхность воздухом из компрессора.
В идеале, конечно, после вышлифовки, если дефектов поверхности не осталось, то следов проявочного порошка не остается.
Для заклейки (маскирования автомобиля) под покраску используется специальный бумажный малярный скотч.
Сразу хочу пердупредить желающих сэкономить — это не тот скотч, что продается в хозяйственных магазинах. Малярный скотч может быть разных размеров, отличаться по ширине.
Для малярного скотча используется специальный клеевой состав, который не боится воздействия растворителей и не оставляет клеевых следов на поверхности (если его конечно не пригреть феном).
Покраска трехслойным «перламутром» «в переход»
В 80-90-х годах среди маляров высшим пилотажем считалась покраска одноцветной эмалью без подтеков и перепыла. С середины 90-х годов — нанесение «металлика» без полос и «яблок». Затем начали осваивать «плавный переход», учились подгонять шагрень на детали под заводскую…
Перед современным маляром технический прогресс ставит новые задачи. В частности — навыки работы с трехслойными покрытиями — «перламутрами» и «ксиралликами».
Сегодня поговорим о ремонте трехслойного перламутра методом «плавного перехода». На этом виде ремонта, который считается самым сложным, получится хорошо продемонстрировать все тонкости работы с «трехслойкой».
Особенности трехслойных покрытий
Трехслойное или трехстадийное покрытие представляет собой разновидность покрытия типа «база+лак».
В качестве первого слоя такого покрытия идет слой базовой подложки того или иного цвета, поверх которой наносится слой «эффектной» краски и завершает данный «бутерброд» — прозрачный лак. Трехслойное покрытие чаще всего обладает эффектом перламутра, основные компоненты которого (микрочастички слюды) находятся во втором слое.
Ремонт такого покрытия имеет две особенности.
Первая заключается в том, что перламутровый слой (тот что посередине) обладает высокой прозрачностью — под ним мы как бы «немного видим» подложку. Это придает характерный визуальный эффект трехслойному покрытию: частицы перламутра получаются «подсвечены» со всех сторон, как сверху, через прозрачный лак, так и снизу, отраженным от подложки светом.
Эта прозрачность перламутрового слоя создает определенные трудности при частичной покраске. Потому что если под перламутром мы можем видеть подложку, значит может быть заметна и ее граница при подкраске. Можно пытаться скрыть эту границу дополнительными слоями перламутра, но сильно поменяет оттенок покрытия, что недопустимо.
Вторая особенность. Поскольку цветовые свойства техслойки сильно зависят от толщины прозрачного перламутрового слоя, при ремонте мы никогда заранее не можем знать, сколько слоев перламутровой краски надо будет нанести.
Причем значение имеет не только количество слоев, но и манера нанесения краски. У каждого маляра толщина слоя немного отличается. Именно поэтому перламутровая краска для ремонта как правило готовится строго по формуле, а не колеруется.
Чтобы определить, сколько слоев перламутра нужно нанести, перед началом покраски рекомендуется провести специальный предварительный тест. После определенной тренировки для этого теста не понадобится много времени или материалов, при этом вы сможете гарантированно избежать несовпадения оттенков на новой и старой поверхностях.
Предварительные тесты
Можно провести упрощенный тест, а можно более точный.
Для любого из них вначале следует подготовить три одинаковых тест-пластины.
Упрощенный тест
После просушки тест-пластин прикладываем каждую из них на деталь автомобиля (плотно, без зазора) и выбираем способ нанесения, при котором краска повторяет цвет оригинального покрытия точнее всего.
Сравнение цвета нужно производить под разными углами зрения и освещения.
Допустим, совпала вторая пластина — значит, при покраске необходимо наносить 2 слоя перламутра при тех же условиях покраски и настройках пистолета, которые использовались для изготовления тест-пластины.
Точный тест
Если есть желание добиться еще более точного соответствия ремонтного покрытия оригинальному, рекомендуется провести более сложный тест.
В результате на каждой тест-пластине у нас получилось четыре зоны:
Первая зона — 1, 2 или 3 слоя перламутровой краски соответственно.
Вторая зона — то же плюс последний капельный слой.
Третья зона — то же, что и в первой зоне, но покрытое прозрачным лаком.
Четвертая зона — то же, что и во второй зоне, но покрытое прозрачным лаком.
Такой тест — это двойной контроль: покрытые лаком зоны тест-пластин можно сравнивать с поверхностью детали, а участки без лака позволяют контролировать процесс нанесения перламутровой краски до нанесения лака.
Подготовка поверхности
В одной из прошлых статей была подробно рассмотрена и представлена схематически окраска переходом по «металлику». В ней мы рассматривали ремонт легкого повреждения заднего крыла с выполнением перехода по лаку на задней стойке.
Усложним себе задачу тем, что повреждение на крыле довольно большое и расположено в центральной части детали. А поскольку для создания перехода на перламутре требуется много места, переход в пределах элемента в данном случае у нас выполнить не получится. Придется растягивать переход на соседнюю деталь (дверь).
При ремонте трехслойных покрытий общее количество слоев велико, и для создания перехода необходима большая площадь. Поэтому в пределах одной детали выполнить этот ремонт зачастую невозможно.
Еще одно усложнение — цвет. В нашем случае под несколькими слоями полупрозрачного перламутра будет не просто цветная подложка, а слой базы с металлическими включениями. Такое покрытие по замыслу разработчиков выглядит еще более красиво (дополнительный блеск и глубина), но при ремонте создает дополнительные трудности, так как переход в данном случае нужно выполнить не только по перламутру, но и по подложке. Для этого будем применять бесцветную базу.
Что касается подготовки поверхности при частичном ремонте трехслойных покрытий, ее этапы аналогичны описанным в вышеупомянутой статье.
Место грунтования обрабатывается материалом градации P400-P500 по-сухому или P800-P1000 по-мокрому. Остальная площадь детали, а также соседний элемент обрабатывается скотч-брайтом серой модификации (ultrafine) с применением матирующей пасты.
Вместо серого скотч-брайта можно использовать аналогичный матирующий войлок других фирм, либо бумагу градации P800-P1000 при обработке шлифмашинкой по-сухому, или же материал градации P1200-P1500 при шлифовке вручную по-мокрому.
После матирования деталь тщательно промывается водой от остатков пасты, сушится и обезжиривается. Затем, обеспылив деталь струей сжатого воздуха и липкой салфеткой, можно приступать к нанесению первых слоев покрытия.
Нанесение бесцветной базы
Перед нанесением подложки (особенно если подложка не просто цветная, а с металлическими включениями как у нас) рекомендуется на деталь (или на большую ее часть) нанести слой прозрачной базы, предназначенной для устранения видимых границ отремонтированного участка.
В случае ремонта трехслойных покрытий нежелательно наносить бесцветную базу на зону грунтования. Так как нас впереди ждет еще очень много слоев, повышается вероятность, что большое количество растворителя из этих слоев окажут воздействие на грунт, подрастворив его. Это может привести к проявлению границ загрунтованного участка.
А поскольку задача бесцветной базы заключается в принятии частиц наносимого материала в зоне перехода, то и нанесем ее именно в этой зоне, не расходуя понапрасну на всю поверхность.
В нашем случае смесь наносится начиная от начала двери и где-то до половины, ближе к ручке — именно в этой зоне будет располагаться переход.
Нанесение подложки
Наносится базовая подложка в 2-3 слоя, каждый из которых должен захватывать большую, чем предыдущий, площадь. Выдержка между слоями — 5-10 минут при 20°С.
Иногда рекомендуют после нанесения двух укрывающих слоев добавить в состав подложки определенное количество «чистого» перламутра и нанести на поверхность еще 1-2 слоя этой смеси, постепенно расширяя область покраски. Такая технология позволяет максимально приблизить оттенок базы к слою перламутра и таким образом сделать незаметной его границу. Но помните, чтобы «провернуть» такое действие, базовая и перламутровая краски должны быть приготовлены в одной системе смол.
Еще один немаловажный момент. Так как толщина трехслойки больше, чем обычного двухслойного покрытия, существует вероятность снижения адгезии и прочностных характеристик покрытия в процессе дальнейшей эксплуатации. Чтобы этого не допустить, производители часто рекомендуют в подложку добавлять отвердитель — это увеличивает сцепление между слоями.
Нанесение «перламутра»
Вспоминаем, сколько слоев перламутровой краски нам нужно нанести (это количество определил тест) и через 15-20 минут после нанесения подложки делаем плавное распыление нужного количества слоев с выдержкой 5-10 минут между ними.
Наносить перламутр нужно таким образом, чтобы площадь покраски перекрывала нанесенную подложку, но не выходила слишком далеко за ее границу.
При этом помните, что толщина слоя перламутра сильно влияет на оттенок. Поэтому, если для получения нужного оттенка требуется нанесение двух или трех слоев перламутра, на зону перехода все равно нужно «заходить» только одним слоем.
Для этого рекомендуется воспользоваться методом сужения, показанного на схеме ниже. Первый слой наносится на большую площадь, а второй — на меньшую, оставаясь «внутри» первого слоя. Таким образом на стыке старого и нового покрытий у нас всегда будет лежать только один слой перламутра и граница ремонта заметной не будет, поскольку краска прозрачна и переход цвета будет выглядеть плавно.
Нанесение лака
Спустя 15-20 минут поверхность покрывается лаком по стандартной технологии (два, полтора, или один слой, в зависимости от сухого остатка). В нашем случае переход по лаку не выполняется и лаком полностью покрываются оба элемента.
Если вам необходимо выполнить переход по лаку, следуйте инструкциям, описанным в статье об окраске переходом по «металлику», ссылка на которую приводилась выше.
Как видите, несмотря на более сложную технологию, поверхности, окрашенные трехслойными «перламутрами», вполне поддаются тем же видам ремонта, что и двухслойные, включая покраску «плавным переходом».
Описанная технология позволит вам сделать отремонтированное покрытие неотличимым от оригинального, даже несмотря на определенную технологическую сложность «перламутровых» красок.
важная роль подложки при покраске
ребят, помогите, не могу определиться с цветом.
очень нравится цвет sepang blue у ауди.
но смотрю на оригинальный цвет с завода и он смотрится отлично, но когда смотрю на то, как другие покрасили в него свои машины…совсем не то, вообще даже не близко, он темный, не переливается, не глубокий…
в чем может быть дело?
знаю, что когда люди красят сами в него, то в основном это или черный, или серый грунт, может надо использовать белый или вообще серебристую подложку, что бы частицы металлика подложки освещали слои основной базы?
подскажите пожалуйста
Комментарии 35
Всё верно, грунт ооочень влияет на последующую яркость подложки. Попрубуйте сделать выкраски, как писали ниже. Уверен, с белым грунтом ваша подложка будет сверкать насыщенно-синим!
Да просто больше хотелось узнать есть ли разница например серый грунт или серебристая база(подложка)
ты такой выкраски не сделаешь! это международная выставка епта!
Тут фото не только с выставки
В любом случае нужно делать выкраску самому с использованием разных подложек. К примеру в Мазде есть такой цвет как 41 В и в колористике есть как минимум пять цветов подложки грунта от белого к черному, что кардинально меняет конечный цвет.
Не заморачивайтесь. То как автомобили выглядят на выставках, они не выглядят нигде. Это всё правильное освещение-софиты. К тому же, у вас на фото разные цвета ). Новый ауди покрашен с крупным зерном, по багажнику видно. Завтра, если не забуду, посмотрю на работе в какой цвет они новые 4 красят
цвет везде абсолютно один и тот же, сепанг блу, а вот на счет зерна тоже заметил!
я поэтому думал, что подложку лучше сделать из серебра с большими частичками кристаллов металлика…
если там кто то подписал на фото что это тот цвет, не стоит верить. верьте глазам. новый а4 покрашен чем то новеньким. Частички серебра сделают цвет светлее, но в то же время серее.
В ауди не очень цвета. Берите лексус 8×9
очень на ara blue похож)
Идёшь к колористу, просишь слить 100гр и сделать выкраску. И смотришь. Сильно влияет подложка на кенди цветах, на обычных редко, разве что заводской непрокрас на светлом грунте)
а что значит кенди цвета?
вроде обычный металлик…
я просто больше думаю есть ли смысл именно в серебристой подложке металлик, или можно просто серый или белый грунт.
Кенди заводские типа 41v, но он красный. Вот там идёт желто-красное серебро и сверху полупрозрачная красная жижа. В вашем случае скорей всего на заводе красят премиум краской, типа глазурита, а машины на фото с дешового подбора типа дюна или мобихел, где может не хватать некоторых пигментов и цвет получается немного грязней. Не раз сталкивался при покраске синих деталей, вроде и цвет стреляет, но близко смотришь и видно, что краска немного не та, как ее не ложи.
ну при подборе вариантов выбора качества нет.
Кенди заводские типа 41v, но он красный. Вот там идёт желто-красное серебро и сверху полупрозрачная красная жижа. В вашем случае скорей всего на заводе красят премиум краской, типа глазурита, а машины на фото с дешового подбора типа дюна или мобихел, где может не хватать некоторых пигментов и цвет получается немного грязней. Не раз сталкивался при покраске синих деталей, вроде и цвет стреляет, но близко смотришь и видно, что краска немного не та, как ее не ложи.
маздовский 41V- НЕ кэнди-это совсем другой материал.трехслойка…просто с очень большим нюансом при его нанесении с добавлением пигмента в слои…
цвет везде абсолютно один и тот же, сепанг блу, а вот на счет зерна тоже заметил!
я поэтому думал, что подложку лучше сделать из серебра с большими частичками кристаллов металлика…