Подорожание масла для авто
Моторные масла подорожали в 1,5 раза с начала года и продолжают дорожать
Цены на моторные масла в России выросли на 40-50% с начала 2021 г. и будут продолжать расти. Об этом рассказали эксперты площадки по продаже запчастей Autodoc.ru.
В конце июля 2021 г. средняя стоимость 1 литра моторного масла на российском рынке составляет в среднем 400-500 руб.
Как рассказали представители компании, при этом в начале года розничная стоимость литра масла составляла в среднем 250-300 руб. за 1 литр.
Российский рынок моторных масел оценивается примерно в 900 миллионов литров в год. Из них 377 миллиона литров приходится на легковые автомобили, 330 миллиона литров – на грузовики, 157 миллиона литров в год расходуются легкими коммерческими автомобилями, а еще 26 миллиона литров приходится на автобусы, сообщает Autodoc.ru, ссылаясь на маркетинговое агентство Russian Automotive Market Research.
Стремительный рост цен на моторные масла связан с образовавшимся дефицитом базовых масел, которыми пользуются все производители. Такое заявление было сделано президентом Autodoc.ru Владиславом Соловьевым.
фото с сайта www.blognovichok.ru
Пандемия коронавирусной инфекции привела к тому, что произошел сбой выпуска и транспортировки сырья для моторных масел, но на сегодня спрос начал резко восстанавливаться и предприятия нефтехимической отрасли за ним не поспевают. Также заметно выросли в цене логистика и упаковка.
По мнению представителя компании, скорее всего, цены будут продолжать расти до конца года.
Великое автоподорожание. Как не переплачивать за масло?
За последний год цены на автомобили, автозапчасти и расходные материалы для ТО выросли во всем мире, но для небогатых российских потребителей это особенно чувствительно.
Ценники на автомобили переписываются каждый месяц — только с начала ноября цены в очередной раз подняли более уже два десятка автомобильных компаний.
За 2021 год значительно подорожали не только автомобили, но также автокомпоненты и расходные материалы, а осенью автовладельцев ждал еще один неприятный сюрприз — полуторакратный рост цен на зимние шины.
Давайте разберемся, чем действительно обусловлен такой рост цен на все автомобильное, и как можно сэкономить при покупке высококачественных товаров.
Почему выросли цены на автомобили и компоненты
Подзабытое с советских времен плановой экономики слово «дефицит» заиграло в «ковидную» эпоху новыми красками, и это не просто слова.
Вызванное пандемией COVID-19 падение спроса на автомобили и компоненты для них, а также перевозки в целом, равно как и на все виды топлива, привели не только к остановке различных производств и нарушению глобальных логистических цепочек по поставкам сырья и готовой продукции.
Учитывая снижение спроса, складские запасы разнообразных автомобильных товаров по всему миру пропорционально снижались, в ожидании стабилизации экономической ситуации. Когда сигналы к этому появились, совокупность индустрий физически не смогла увеличить объемы выпуска всего необходимого, как по мановению волшебной палочки.
Вызванные пандемией COVID плановые и внеплановые остановки автомобильных производств, дефицит полупроводников и других микроэлектронных компонентов в 2021 году привел к настоящему коллапсу на автомобильном рынке, не способном даже в годовой перспективе удовлетворить выросший в период ослабления ограничений спрос.
В итоге только по причине нехватки чипов, автобренды в 2021 году не смогли выпустить до 9 миллионов авто — на каждый из которых был бы потенциальный покупатель. Внесли свой вклад во всеобщее подорожание и логистические издержки. Возобновление спроса на все виды топлива в 2021 году привело к увеличению его стоимости во всем мире, и, следовательно, к очередному витку увеличения транспортной составляющей в цене всех возможных товаров.
Что это означает для автомобильной индустрии, мы хорошо видим в автосалонах — пустые стоянки, космические суммы на ДОПы и постоянное переписывание ценников в ногу с растущим спросом. Срок поставки новых автомобилей на заказ увеличивается от месяца к месяцу, при этом цены в договорах не фиксируются, и представительства марок вынужденно закрывают глаза на такое поведение дилеров.
Ведь цены на автомобили тоже стремительно увеличиваются, и этот процесс еще в самом разгаре, даже несмотря на отсутствие соразмерного роста курса валют относительно рубля. Только в октябре–ноябре автомобили популярных в России марок существенно подорожали — как в народном сегменте (Toyota — до 4.7%, KIA — 3.9%, Volkswagen — до 6.4%) так и в премиуме (Audi до 7.4%, BMW до 6%). По оценкам аналитиков, средневзвешенная цена автомобиля в России выросла с начала года на 21% процент, и к концу года суммарное увеличение цены составит 25%!
Росту цен на автомобили и компоненты в России способствовал и дефицит морских контейнеров, как минимум вдвое увеличивший издержки производителей. Но гораздо больше, чем на стоимость непосредственно импортируемых автомобилей, логистические издержки в конечном итоге повлияли на рост цен на привозные автомобильные компоненты и расходные материалы — только за счет логистики, без учета прочих факторов, рост цен составил 10–15%!
Плюс к тому — все тот же дефицит. В условиях ограничения производства широкого ряда компонентов, производители автомобилей по всему миру приняли единогласное решение — приоритет первичной, конвейерной комплектации перед поставками на вторичный рынок.
В итоге, на складах российских импортеров и дистрибьюторов значительно снизились товарные запасы популярных компонентов — деталей тормозных систем и подвески, рулевого управления, кузовных деталей и разнообразных расходных материалов, в том числе, моторных масел.
В результате этих событий, в течение 2021 года спрос на автомобильные компоненты в России увеличился как минимум на 10% по сравнению с прошлым годом, а сами компоненты и расходники подорожали на 15–30%.
Один из примеров — осеннее подорожание зимних шин, вызванное как ослаблением курса рубля, так и удорожанием исходного сырья и материалов на мировых рынках, и, конечно, ростом логистических затрат. Себестоимость производства легковых шин, по сравнению с декабрем 2020 года, в 2021 году выросла в среднем на 30%. В результате даже производимые в России шины внезапно для покупателей поднялись в цене на 20–40%, в зависимости от марки.
Конечно, не стоит исключать из виду и спекулятивную составляющую — тему с дефицитом, логистикой и так далее активно «подогревают» на всех уровнях, в том числе и в СМИ. В результате, по оценкам экспертам, «отскок» и насыщение спроса переносится теперь аж на 2023–2025 годы. За это время производители и дилеры неоднократно успеют разведать новые границы потребительской покупательской способности.
Почему подорожало моторное масло
Как и в случае с другими автомобильными компонентами, все началось еще в 2020 году. Спрос на топливо и масла снизился в связи с сокращением использования транспорта в силу связанных с COVID ограничений. Нефтеперерабатывающие заводы по всему миру были мало загружены, и многие из них временно остановили работу для плановых ремонтов и переоборудования.
С июня 2020 по март 2021 базовые масла подорожали для производителей масел в несколько раз.
Используемые для производства «минералки» и «полусинтетики» масла I группы, SN-150 и SN-500, подорожали в 1,5–3 раза, применяемое для создания высококачественных синтетических моторных масел гидрокрекинговое базовое масло группы III+ выросло в цене почти вдвое.
Стоит отметить, что нефть за этот период выросла в цене не столь значительно — всего на 20%. Почему же так сильно подорожало базовое масло? Дело в том, что стоимость базового масла зависит прежде всего не от стоимости самой нефти, а от затрат на переработку — ведь из одной тонны «черного топлива» получается всего полторы сотни литров базового масла.
Помимо этого, поднялись мировые цены на металлы, пластики, и присадки для топлива. Так, полимерная тара и гофрокартон выросли в цене на 40%, металлическая тара — на 25%. Важнейшие и самые дорогие компоненты моторных масел — присадки — также подорожали, на 50–60%.
До определенного момента производители масел пытались компенсировать растущие издержки самостоятельно, но рано или поздно им все равно пришлось повысить отпускные цены на продукцию. В начале апреля 2021 года цены на моторные масла в России для оптовых клиентов выросли до 50% по отношению к мартовским ценам. Таким образом, средневзвешенная отпускная цена литра моторного масла поднялась с 250–300 рублей в начале года до 400–500 рублей за литр в середине весны, и дело тут совсем не в непомерных аппетитах производителей. И разные производители справлялись с этой ситуацией по-разному: часть производителей постепенно повышала цены, перекладывая весь «груз» на плечи клиентов, другие подняли цены позже, но существенно — более чем на 20–25%. В целом продукция западных производителей выросла в цене больше, чем российских. Средневзвешенное повышение цены, например, на масла ЛУКОЙЛ составило тогда лишь 7,7%.
В течение лета цены на базовые масла также продолжили повышаться, но осенью предсказуемо стабилизировались на тех же высоких отметках, что были в момент повышения цен. Таким образом, о глобальном снижении цен на базовые масла и готовые смазочные материалы, речи пока не идет.
Кризис укрепил преимущества российских масел
В результате стоимости базовых масел по производителям масел, которым невольно пришлось поднять розничную стоимость на свою продукцию на 18–19% в 2021 году, что является весьма существенным повышением для автовладельцев. Аналитики не видят причин для изменения этой тенденции в ближайшем будущем — в ближайшее время спрос на новые автомобили в мире будет расти, а вместе с ним и потребность в современных смазочных материалах.
В сложных условиях оказались компании-блендеры, не производящие собственных базовых масел, то есть — абсолютное большинство масляных брендов. Ситуация оказалась тяжелой и для оптовых дистрибьюторов и торговых сетей, и, конечно же, для рядовых автовладельцев, многие из которых успели задуматься о переходе на менее качественные, но более дешевые масла. Впрочем, делать этого все же не стоит — лучше время обратить внимание на высококачественную отечественную продукцию, ничем не уступающую импортным аналогам.
Действительно, экономить на моторном масле для любимого автомобиля ни в коем случае не стоит. Но это не означает, что за него нужно переплачивать!
Рост цен на смазочные материалы был неизбежен и будет продолжаться
К концу текущего года, если сравнивать с предыдущим, цены на все автомобильные масла будут выше более чем на 40%. Рост цен уже вовсю ощутили на себе российские потребители, хотя год ещё и не перевалил за половину. Основной причиной такого ошеломляющего скачка эксперты называют стремительно растущую стоимость базовых масел по всему миру, пакетов присадок и упаковочного материала. Сюда также нужно прибавить и возросшие логистические затраты.
Как импортёр смазочных материалов из Южной Кореи в РФ подтверждаем: увы, всё так и есть. И нужно готовиться к тому, что цены на смазочные материалы, включая автомасла, в ближайшие месяцы будут только расти. Причём речь не только об импортном товаре.
Давайте посмотрим, что происходило в мире, из-за чего все мы сегодня столкнулись с вопиющей дороговизной автомобильных масел и всей смазочной продукции в целом.
Мировой дефицит базовых масел
Первый скачок цен на базовые масла произошёл ещё в декабре 2020 года. Представители отрасли поначалу посчитали явление сезонным, но уже в январе стало понятно, что это тенденция. И причина не столько в последствиях карантинных мер и росте цен на нефть. Просто спрос на базовые масла I, II и III групп во всем мире начал и продолжает стремительно обгонять предложение.
Дело в том, что ведущие поставщики базовых масел в разных концах света как по сговору сократили мощности: кто-то закрылся на плановый ремонт, а кто-то начал технические работы. А сейчас, когда мировая экономика снялась с паузы, и спрос на базовые масла возвращается, оказалось, что теперь уже «на паузе» предлагающая сторона.
Возьмём для примера Азиатский регион, откуда к нам импортируется достаточно много товаров в категории смазочных материалов. Пунктирно перечислим, что происходило с отраслью там в 1 квартале года:
• В конце января из-за технических проблем на целый месяц неожиданно остановился один из заводов крупнейшего японского производителя смазочных материалов ENEOS Corp. И это в дополнение к плановому техобслуживанию с февраля по май на блоке в г. Мидзусима, а также с марта по апрель — на заводе в Таиланде.
• Приостановлена работа блока по производству базовых масел I группы ExxonMobil в Сингапуре.
• Свои агрегаты по производству базовых масел II и III групп с середины марта до конца апреля на техническое обслуживание остановила южнокорейская GS Caltex.
• В марте начался ремонт на предприятиях по производству баз I и II групп крупнейшего индийского нефтепереработчика Hindustan Petroleum Corp Ltd.
• С марта по апрель на ремонт встало одно из подразделений крупнейшего мирового поставщика масел III группы – южнокорейской компании SK Lubricant.
Ну, как здесь не возникнуть дефициту? А ведь ситуация почти один-в-один сложилась и в Европе, и в США, и на Ближнем Востоке. На этом фоне наиболее платёжеспособные покупатели базовых масел повысили ставки, и цены закономерно пошли вверх, причём резко. О последнем некоторые крупные компании, такие как ExxonMobil и Petro-Canada, официально объявили уже в январе. Вскоре их примеру последовали и остальные производители.
Чтобы вы понимали разницу между «было» и «стало», приведём пару цифр. Так, в конце января в течение всего лишь одной недели цена за 1 тонну базового масла SN500 (т.н. лёгкое масло I группы) в Европе выросла с 740 до 780 долларов. А за 30 дней цена на данный вид масла выросла на 349 долларов.
Удорожание присадок
И ладно бы только базовые масла росли в цене. Полным ходом дорожают и присадки. Так, о повышении цен на свою продукцию до 8% ещё в декабре прошлого года объявила Afton Chemical. А с января года нынешнего цены повысили также: Infineum USA (на 6—9%), Lubrizol (на 9%), Evonik Industries (на 7%).
Вишенкой на этом торте выступают транспортные компании, которые также с начала года подняли цены на свои услуги. Так, начиная с осени непрерывно и сильно растут фрахтовые ставки – плата за перевозку грузов морским путем. Одной из причин подорожания называют банальную нехватку контейнеров из Южной Азии, потому что всё они ушли с импортом в США. И чтобы элементарно уехать из азиатского порта с грузом, нужно доплатить так называемый Priory Go – порядка 1 тысячи долларов за контейнер. Из-за этого грузополучатели, в числе которых и импортёры корейских масел в РФ, несут значительные и непредвиденные расходы. С учётом всех надбавок, цена фрахта за 40-футовый контейнер, например, из Пусана во Владивосток выросла почти в 7 раз.
И полетели письма счастья…
Результат всего вышеописанного уже ощутил на себе буквально каждый автовладелец, который этой весной покупал в свой автомобиль новое моторное масло.
Ведь реакция производителей готовых смазочных материалов и импортёров на дефицит баз и все прочие неприятности была почти мгновенной. Кто-то решился поднять цены сразу процентов на 20-30%, кто-то действует осторожно, повышая цены на единицы процентов, но от недели к неделе.
В начале весны уведомления о повышении цен разошлись из центральных офисов практически всех мировых масляных брендов. Так, производители в Северо-Американском регионе уже объявили о следующем подорожании:
• Shell — до 12%;
• Chevron — от 12% до 15%;
• Valvoline — до 12%;
• Mobil — до 15%;
• Total — до 15%;
• Castrol — до 15%.
Увы, ситуация в нашей стране не лучше общемировой. Конечно, ведущие российские НПЗ в последние годы усиленно модернизируют мощности, чтобы перейти на базовые масла собственного производства и, таким образом, меньше зависеть от импорта. Однако с начала этого года отечественная нефтеперерабатывающая отрасль, напротив, сбавила обороты. Так, с февраля закрылся на ремонт блок производства базовых масел «Газпромнефти» на Омском НПЗ. А в марте на техническое обслуживание отключили блок производства базовых масел на Ярославском НПЗ.
Самое печальное во всем происходящем, что пока все мы не вполне ощутили масштаб бедствия – на складах ещё полно остатков с 2020 года. Пожалуй, лишь летом, а то и осенью ценники достигнут своего максимума, а значит, на какое-то время рост цен что на импортные, что на отечественные смазочные материалы остановится.
Чтобы наши подписчики совсем уж не унывали, обратим внимание на вот такую вещь. Если на 40% подорожает канистра масла, которая сейчас стоит 1500 рублей, то по факту она подорожает на 600 рублей. Если на тот же процент подорожает канистра с первоначальной ценой 3000 рублей, то её новая цена будет больше на 1200 рублей.
Иными словами, платить больше за моторные масла всем придётся так и так. Но останется хотя бы выбор, на какую именно сумму больше. Простая арифметика, а выводы пусть каждый делает сам, исходя из полноты своего кошелька.
В России резко и ощутимо подорожали моторные масла
По подсчетам специалистов, на конец июля средняя цена одного литра моторного масла на российском рынке составляет от 400 до 500 рублей. Для сравнения: в январе продавцы отдавали смазку 250 — 300 «целковых» за литр.
«Причина — в образовавшемся дефиците базовых масел, которыми пользуются все производители смазочных материалов. Из-за пандемии, локдаунов, сбоев логистических и производственных цепочек в мире выпуск сырья для моторных масел был сокращен, но сейчас спрос резко восстанавливается, и предприятия нефтехимической отрасли за ним не поспевают», — рассказал порталу «АвтоВзгляд» Владислав Соловьев, президент маркетплейса по продаже автозапчастей Autodoc.ru.
Когда цены стабилизируются, сказать трудно — скорее всего, дефицит продолжится до конца текущего года. И это на руку производителям контрафакта, которые готовы отдавать свою «продукцию» буквально за копейки: в некоторых регионах страны доля контрафакта может достигать 20% — то есть каждый пятый мотор работает на низкокачественной «жиже».
Вообще, смазывать, защищать, чистить, охлаждать… — свойств у моторного масла много. Если подытожить их все, то вывод будет такой: смазка в двигателе продлевает ему жизнь. Разумеется, есть и много мифов о моторных маслах. Все они рождаются в гаражах и на просторах Интернета. Но многие из них не более, чем страшилки, и лишь дезориентируют неопытных автомобилистов. Портал «АвтоВзгляд» собрал самые известные байки о самой важной смазке в вашем автомобиле.
Моторные масла подорожали в полтора раза с начала года и продолжают дорожать
Цена на моторные масла в России выросла на 40-50% с начала 2021 года и продолжает расти.
Об этом сообщают эксперты площадки по продаже запчастей Autodoc.ru
В России повысилась средневзвешенная цена нового автомобиля
В конце июля 2021 г. средняя цена одного литра моторного масла на российском рынке составляет в среднем 400-500 руб.
При этом в начале года розничная стоимость литра масла составляла в среднем 250-300 руб за литр, сообщают представители компании.
Российский рынок моторных масел оценивается приблизительно в 900 млн литров в год.
Из них 377 млн литров приходится на легковые автомобили, 330 млн литров – на грузовики, 157 млн литров в год расходуют легкие коммерческие авто, а еще 26 млн литров приходится на автобусы, сообщает Autodoc.ru со ссылкой на маркетинговое агентство Russian Automotive Market Research.
Cтремительный рост стоимости моторных масел связан с образовавшимся дефицитом базовых масел, которыми пользуются все производители, заявил президент Autodoc.ru Владислав Соловьев.
Пандемия привела к сбою выпуска и транспортировки сырья для моторных масел, но сейчас спрос резко восстанавливается и предприятия нефтехимической отрасли за ним не поспевают. Также заметно подорожали логистика и упаковка.
Скорее всего, цены продолжат расти до конца года, предположил представитель компании.