Подорожание новых авто в сентябре
Цены на автомобили в России в сентябре подняли почти 20 компаний
Сразу 18 крупных автопроизводителей увеличили в сентябре цены на новые автомобили в России. Об этом говорится в исследовании сервиса «Авто.ру», аналитики которого сравнили прайс-листы компаний первого месяца осени с ценниками последнего месяца лета.
В сентябре модели массовых брендов в среднем подорожали на 0,8%, тогда как представители премиального сегмента прибавили в цене 0,9%. Максимальный рост цен за месяц зафиксирован в основном на кроссоверы и внедорожники. К примеру, в рублевом эквиваленте сильнее всего подорожал большой внедорожник Cadillac Escalade в исполнении Premium Luxury — на 650 тыс. руб., что на 7,7% больше, чем месяцем ранее.
На весь модельный ряд повысил цены российский АвтоВАЗ. Наиболее ощутимо подорожали фургоны Largus, прибавившие в цене в среднем 3,8% или 33 тыс. рублей. Хэтчбек Lada XRay в базовом исполнении стал дороже на 4,2% или 31 тыс. рублей.
Рост цен на некоторые модели разных сегментов | |
Модель | Подорожание |
Lada Largus | 33 тыс. руб. (3,8%) |
Lada XRay | 31 тыс. руб. (4,2%) |
УАЗ Hunter | 25 тыс. руб. (2,5%) |
Mitsubishi L200 | 70 тыс. руб. (2,4%) |
Haval F7x | 120 тыс. руб. (2,1%) |
Chevrolet Tahoe | 250 тыс. руб. (4%) |
Cadillac Escalade Premium Luxury | 650 тыс. руб. (7,7%) |
Mercedes GLE 450 Sport Plus | 410 тыс. руб. (5%) |
Lexus RX Premium | 328 тыс. руб. (6,6%) |
Как отметили в «Авто.ру», продажи новых автомобилей в России сокращаются уже несколько месяцев подряд. Дилеры объясняют снижение рынка дефицитом автомобилей из-за нехватки комплектующих, а не падением общего спроса. «При этом проблемы с поставками чипов на автомобильные заводы все еще актуальны, и улучшение ситуации ожидается не ранее 2023 года», — подчеркнули в «Авто.ру».
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России в сентябре 2021 года было продано и 119 485 новых автомобилей, что на 22,6% меньше показателей за аналогичный период прошлого года. Таким образом, рынок показывает падение третий месяц подряд.
Подержанные автомобили подорожали в России в полтора раза: средняя цена впервые превысила 1 млн рублей
Стремительный рост цен на подержанные автомобили в нашей стране начался осенью 2020 года
По данным агентства «Автостат», средняя цена подержанного легкового автомобиля в январе 2022 года в России впервые превысила отметку 1 млн рублей и составила 1 млн 49 тысяч рублей. С января 2021 года подержанные автомобили подорожали в России в полтора раза.
Как показывает график, стремительный рост цен на подержанные автомобили в нашей стране начался осенью 2020 года. Рост цена на вторичном рынке подстёгивает не только инфляция, но и нехватка новых автомобилей у дилеров, которая вызвана глобальным дефицитом полупроводниковой продукции. Только с наступлением дефицита многие осознали, что абсолютное большинство машин сегодня использует самые разные микросхемы, которых катастрофически не хватает не только в автомобильной, но и во всех остальных отраслях.
Появляющиеся в автосалонах новые автомобили выставляют на продажи по завышенным ценам, которые дилеры пытаются объяснить установкой дополнительного оборудования по заоблачным ценам. В этих реалиях россияне стали активно выбирать подержанные автомобили. В результате повышения спроса активно начали расти и цены.
Если по сравнению с декабрём средняя цена подержанных автомобилей в России выросла на 8% или 79 тыс. рублей, то за последний года рост составил 52% или 361 тыс..
Россиянам раскрыли стоимость автомобилей в 2022 году
Автомобильный эксперт Вячеслав Субботин рассказал, стоит ли ждать увеличения стоимости автомобилей в 2022 году. В интервью радио Sputnik он также предсказал, когда завершится дефицит на этом рынке.
Специалист напомнил, что во время пандемии коронавируса возник дефицит новых машин из-за нехватки микрочипов, нужных для
создания электронных систем транспортных средств. Поэтому рынок ответил на разрыв между спросом и предложением на авто. Автоэксперт допустил, что ситуация изменится, и раскрыл россиянам стоимость машин в 2022 году.
Субботин полагает, что в России цены на новые автомобили перестанут расти и даже упадут, поскольку «они и так скакнули до невероятных вершин». Также он связал свой прогноз со строительством заводов по производству микрочипов, в том числе в Европе.
«Так всегда происходит: сначала происходит резкий всплеск, потом наступает пик, дальше — некая ровная, прямая платформа, а затем, возможно, будет спад. Повышения цен на автомобили в ближайшее время не будет», — отметил он.
Эксперт объяснил, что падение стоимости автомобилей возможно после увеличения объемов их производства. Такая тенденция обусловлена наращиванием выпуска микросхем. «Как только наладят производство, цены (на автомобили, — ред. «Ленты.ру») не просто не останутся наверху, они даже пойдут вниз», — заключил Субботин.
Ранее глава Fresh Auto Денис Мигаль спрогнозировал стоимость автомобилей в 2022 году. По его мнению, машины вырастут в цене до десяти процентов.
Покупка авто в условиях дефицита: прогноз цен и советы экспертов
За последние два года ситуация на автомобильном рынке изменилась не в пользу покупателей. Это выражается в первую очередь в серьёзном дефиците машин и, как следствие, росте цен на них. На некоторые модели цены выросли на 25% за последние два года. По просьбе РБК Петербург эксперты дали несколько рекомендаций покупателям и поделились прогнозами относительного того, как может развиваться автомобильная отрасль в ближайшей перспективе.
Откуда взялся дефицит
Дефицит автомобилей в Петербурге наблюдается с 2020 года и является результатом сочетания двух факторов — падения объемов производства в 2020 году и повышения спроса на машины. По данным «Auto-Dealer-СПб», за первое полугодие 2021 года в Петербурге было произведено 187 тыс. легковых автомобилей, что на 36,2% больше, чем за аналогичный период годом ранее. «Однако, если сравнить эти цифры с 2019 годом, то производство автомобилей находится на том же уровне. За первые шесть месяцев 2019 года было произведено 189 тыс. авто», — говорит эксперт «Auto-Dealer-СПб» Денис Гаврилов.
Дефицит автомобилей в Петербурге наблюдается с 2020 года и является результатом сочетания двух факторов — падения объемов производства в 2020 году и повышения спроса на машины.
Нарастить производство до нужного объема мешает сокращение поставок комплектующих, полагают опрошенные РБК Петербург специалисты. Как поясняет Денис Гаврилов, сегодня автомобильные заводы работают не в полную мощность во всем мире из-за дефицита электронных чипов. «Этот дефицит возник из-за остановок заводов в 2020 году из-за пандемии и сохраняется до сегодняшнего дня. При этом автопром — не главная отрасль, куда поставляют электронные чипы. В структуре поставок автоконцерны занимают менее 5%», — говорит он. По данным аналитиков TrendForce, мировой спрос на микросхемы на 10–30% выше текущего объема предложения.
Дефицит машин на российском рынке обостряется и из-за роста объемов экспорта продукции петербургских автозаводов. В текущем году экспорт вырос вдвое по сравнению с допандемийными показателями, отмечает Денис Гаврилов. Например, Hyundai, по данным «Auto-Dealer-СПб», в первом полугодии 2021 года из произведённых в Петербурге автомобилей экспортировал 14,6 тыс. машин против 7 тыс. в первом полугодии 2019 года.
При этом спрос на внутреннем рынке, по словам экспертов, подогревается не только дефицитом предложения, но и ожиданием дальнейшего роста цен на машины.
Почему растут цены
Как отмечают собеседники РБК Петербург, рост цен связан с изменением экономических условий для производителей и продавцов автомобилей. Речь идет о повышении стоимости материалов, которые используются в производстве, и колебании валютных курсов. По данным ЦБ, если на 1 сентября 2019 года курс евро составлял 73,1 руб., то на 1 сентября 2021 года — 86,4 руб. Таким образом, курс евро по отношению к российской валюте вырос на 18,2%.
Однако в значительной степени повышение розничных цен стало результатом сокращения поставок, из-за чего дилеры резко потеряли в продажах. Потери они пытаются компенсировать за счёт повышения доходности на каждую проданную машину, поясняет директор по продажам «Прагматика LADA» Надежда Голибина. «В условиях дефицита автомобилей, объемы продаж производителей и дилеров сокращаются, что неминуемо приводит к снижению доходности. Поэтому повышение цен со стороны производителей и продажа дополнительных финансовых продуктов со стороны дилеров — это вынужденные меры для обеспечения базовой доходности предприятия», — сказала она.
В значительной степени повышение розничных цен стало результатом сокращения поставок, из-за чего дилеры резко потеряли в продажах.
По данным «Auto-Dealer-СПб», только за первое полугодие 2021 года в среднем по Петербургу цены на новые автомобили выросли на 5-7%. За последние два года рост цен был еще более существенным — особенно на популярные модели. Например, по словам Дениса Гаврилова, Hyundai Creta подорожал на 25%. Сейчас такой автомобиль в минимальной комплектации стоит 1,2 млн руб. А за последние 10 лет некоторые популярные модели выросли в цене почти вдвое. Так, по данным «Автостата», цена новый на новый Hyundai Solaris в минимальной комплектации за этот период выросла на 90% — до 840 тыс. руб.
Как купить дешевле
Впрочем, во многих случаях, как отмечают отпрошенные РБК Петербург эксперты, клиенты автосалонов могут рассчитывать на значительные скидки. Условием этого, как правило, является покупка машины в кредит. Как сказал газете «Ведомости» директор департамента финансовых услуг ГК «Автоспеццентр» Дмитрий Мольков, в 2020 году размер скидки для клиента, покупающего автомобиль в кредит, составлял 50-100 тыс. руб. в массовом сегменте и 100-200 тыс. руб. ‒ в премиальном.
Такая сделка будет особенно выгодна покупателям, у которых уже есть на руках вся необходимая сумма, поскольку в случае досрочного погашения кредита клиент сохраняет за собой скидку и сокращает объем выплат. Однако, как отмечает аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк, необходимо уточнить, допускают ли условия договора досрочное погашение кредита — нередко банки ограничивают такие возможности.
Если такая возможность есть, то размер скидки скорее всего покроет даже потери от досрочного снятия денег с банковского депозита, отмечают эксперты. «Чтобы понять, выгодно ли закрывать депозит для досрочного погашения кредита, нужно воспользоваться депозитным и кредитным калькулятором конкретного банка. Расчет потери процентов при досрочном закрытии вклада с учетом выгоды от частичного или полного досрочного погашения кредита покажет, стоит ли совершать данные операции», — рекомендует Евгений Миронюк.
Впрочем, по его словам, оценивая выгоды автокредита, необходимо учесть и то, что, как правило, вместе с ним придется купить некоторые дополнительные услуги — например, полис КАСКО в выбранной банком страховой компании или иные финансовые продукты.
Как правило, вместе с автокредитом придется купить некоторые дополнительные услуги — например, полис КАСКО в выбранной банком страховой компании.
Автокредит или потребительский кредит
Иногда чтобы избежать покупки дополнительных услуг, клиенты автосалонов предпочитают брать потребительские кредиты. Эффективность такого решения необходимо заранее просчитать, советует Евгений Миронюк.
С одной стороны, ставки по автокредитам, по его словам, обычно на несколько процентов ниже, чем по потребительским. «Это объясняется тем, что залоговое кредитование [купленный за автокредит автомобиль находится в залоге у банка — ред.] менее рискованно для банков», — говорит он. Сегодня ставки по автокредитам, по словам эксперта, варьируются в зависимости от условий договора в диапазоне от 3,9% до 21,9%.
С другой стороны, отмечает Евгений Миронюк, в большинстве случаев декларируемая в рекламных материалах ставка автокредита сильно отличается от фактической. Разница может достигать 10% в большую сторону. «Это связано с тем, что в рекламах указывается маркетинговая ставка, тогда как реальная процентная ставка оглашается в зависимости от типа подтверждения дохода заемщика», — говорит он.
В большинстве случаев декларируемая в рекламных материалах ставка автокредита сильно отличается от фактической.
«Белые» и «серые» автодилеры
Автодилеры заинтересованы в том, чтобы клиент купил машину за автокредит, поскольку они получают комиссию как с выданного кредита, так и со страховки, говорит исполнительный директор «ЕвроАвто» Виталий Новиков. По его словам, дилеры получают примерно 20-25% от стоимости страховки КАСКО и 90% — за страхование жизни.
Однако нередко покупатели сталкиваются с тем, что дилеры в принципе отказываются продавать машину без автокредита. Как считает Виталий Новиков, это верный признак того, что покупатель столкнулся с перекупщиком — неофициальным дилером, который покупает автомобили у официальных дилеров и перепродают их по сильно завышенным ценам.
«Обычно ситуация выглядит так: вы приезжаете за выбранным автомобилем, а его нет. Дилер сообщает, что машина находится на какой-то другой площадке и предлагает оформить кредит. Вы оформляете кредит, а потом вам предлагают взять какой-то другой автомобиль и уже за другие деньги», — говорит собеседник РБК Петербург. По его словам, недобросовестных автодилеров легко распознать по рекламе — они предлагают автомобили сильно ниже средних цен рынка (а при заключении сделки цена оказывается значительно выше).
Лишнее звено
Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что ситуация, когда официальный дилер отказывается продавать имеющуюся машину без кредита, невозможна. Но, если покупатель не хочет оформлять кредит, зачастую дилер будет готов продать машину только с существенной наценкой. «Сейчас при продаже за наличные дилеры просто сильно повышают стоимость автомобилей сверх стоимости производителя. Например, KIA Carnival в среднем стоит около 3,5 млн руб., но продать её могут и за 4 млн руб.» — говорит Виталий Новиков.
«В условиях дефицита предложения и сохраняющегося умеренно высокого спроса, сегодня действительно непросто найти дилера, который будет готов продать автомобиль со значительными выгодами для клиента, к которым за предыдущие 5-7 лет привыкли покупатели», — говорит генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий.
Однако главное изменение, которое отражается на подходе к работе с клиентами, заключается в том, что автодилеры перестали быть заинтересованы в долгосрочных отношениях с покупателями, уверен Виталий Новиков. «Рынок продавца в условиях нестабильности изменился кардинально. Раньше, когда дефицита не было, дилерам был важен каждый покупатель. Сейчас автомобилей меньше, чем желающих их купить, поэтому дилеры выбирают, кому его продать и выбирают того, кто готов заплатить больше», — говорит он.
Такой подход, по его словам, противоречит долгосрочным интересам автопроизводителей. По мнению Новикова, не исключено, что в перспективе они будут активнее развивать прямые продажи без участия дилеров. Так Hyundai осенью 2020 года запустил прямые продажи. Впрочем, в компании в ответ на запрос РБК Петербург отказались рассказывать о причинах такого решения.
Не исключено, что в перспективе автопроизводители будут активнее развивать прямые продажи без участия дилеров.
Покупка автомобиля с пробегом
С учётом сложившейся на рынке ситуации иногда оптимальным решением будет покупка автомобиля с пробегом. Как отмечает Виталий Новиков, чтобы принять решение, нужно учесть, насколько интенсивно будет эксплуатироваться автомобиль. «Можно сделать простую калькуляцию и прикинуть, какие затраты у вас будут на содержание автомобиля с пробегом, если он выйдет из гарантии; и сколько вы потеряете при перепродаже. Приведу пример: в 2012 году я купил новый «Мерседес» за 2 млн руб. и продал его через год и три месяца за полцены. Получилось, что каждый месяц, что я на нём ездил, обошёлся мне примерно в 70 тыс. руб. Затрат на эксплуатацию, кроме ТО, у меня не было, получается бОльшую часть денег я потерял. Мне было бы выгоднее тогда купить автомобиль с пробегом и выше классом», — говорит эксперт.
Дополнительным стимулом к такому решению может стать то, что найти подержанную машину нужной модели в нужной комплектации зачастую проще и быстрее, чем дождаться появления новой в автосалоне. По оценкам Дениса Гаврилова, срок ожидания определенной модели нового автомобиля может составлять до полугода.
Найти подержанную машину нужной модели в нужной комплектации зачастую проще и быстрее, чем дождаться появления новой в автосалоне.
Однако ситуация на первичном рынке косвенно влияет и на сегмент подержанных автомобилей, отмечает Надежда Голибина. По ее словам, из-за дефицита новых машин в Петербурге двухлетний автомобиль может продаваться по цене нового в базовой комплектации. По данным ГК «Прагматика», в первой половине 2021 года стоимость автомобилей с пробегом в дилерских центрах Петербурга выросла на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена сделки в массовом сегменте превышает 510 тыс. руб.
Изменится ли ситуация для покупателей
Учитывая мировые и российские тенденции дефицит автомобилей сохранится до конца года, насыщения рынка в ближайшее время не произойдёт, прогнозирует Денис Гаврилов. По его оценкам, на определённые модели дефицит будет сохраняться и в начале 2022 года. Продолжат расти и цены на автомобили, полагает Роман Слуцкий. «Цены будут расти с каждым месяцем, пока дорожает все сырье, используемое для производства автомобиля: металлы, пластики и т.д. Когда у автодилеров будет достаточно машин, они снова будут готовы уменьшить свой собственный доход на каждой отдельной сделке. Однако, я сомневаюсь, что через какое-то время автомобили будут стоить дешевле, чем сейчас», — говорит он.
Опрошенные РБК Петербург эксперты не смогли назвать факторы, которые бы способствовали резкому наращиванию объема поставок автомобилей на российский рынок или объема их производства внутри России. «Это было бы возможно, если бы электронная индустрия неожиданно повернулась в сторону автопрома. Но, очевидно, что этого не будет», — резюмирует Денис Гаврилов.
Аналитики: реальное подорожание легковых автомобилей в России за год достигло 40–70%
Реальная стоимость новых легковых автомобилей, с учетом дополнительного оборудования, за год в России выросла в среднем на 23%, а легких коммерческих машин — на 28%. Некоторые модели от списка «отечественных бестселлеров» подорожали на 40–70%. Такие данные Znak.com привели в компании «Газпромбанк Автолизинг», где ожидают дальнейшего роста цен.
Есть мнение аналитиков по сложившемуся в России «рынку продавца», когда к рекомендованным импортерами и производителями ценам в автосалонах добавляется стоимость дополнительных услуг и оборудования, которое чаще всего входит в список обязательного. По подсчетам лизинговой компании, ценники имеющихся в наличии или ожидающихся в поставке машин в подавляющем большинстве случаев отличаются от рекомендованных на 10–15%.
В России из-за резкого роста цен даже массовые автомобили стали попадать под налог на роскошь
В основу исследования лег рейтинг Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) самых востребованных легковых и легких коммерческих автомобилей в России. Розничные цены сравнивались с ценами по договорам купли-продажи, которые были заключены с декабря 2020 по декабрь 2021 года.
Выяснилось, в частности, что Lada Vesta за этот период в реальном выражении подорожала на 18% (с 981 тыс. рублей до 1,1 млн рублей), Lada Granta — на 29% (с 649 тыс. до 835 тыс. рублей), а Lada XRAY сразу на 73% (с 767 тыс. до 1,3 млн рублей). Среди иномарок больше всего в цене прибавили Skoda Rapid (на 27%, с 1,1 млн до 1,4 млн рублей), Renault Duster (на 30%, с 1,2 млн до 1,6 млн рублей) и Kia Sportage (на 43%, с 1,9 млн до 2,8 млн рублей).
Динамика цен на легковые автомобили 2020/2021*
Модели из рейтинга АЕБ | Декабрь 2020 (рубли) | Декабрь 2021 (рубли) | Динамика цен |
Lada Vesta | 981 440 | 1 155 424 | 18% |
Kia Rio | 1 200 194 | 1 547 783 | 29% |
Lada Granta | 649 979 | 835 845 | 29% |
Lada Largus | 814 462 | 1 165 381 | 43% |
Renault Duster | 1 263 293 | 1 647 579 | 30% |
Skoda Rapid | 1 133 574 | 1 437 153 | 27% |
Hyundai Solaris | 1 068 754 | 1 361 254 | 27% |
Kia Sportage | 1 958 055 | 2 801 189 | 43% |
Lada XRAY | 767 900 | 1 329 544 | 73% |
*Указана средняя стоимость по договорам купли-продажи «Газпромбанк Автолизинг».
Среди легковых коммерческих автомобилей сильнее других подорожали UAZ (+35%), Lada Largus (+50%) и Volkswagen Transporter (+51%).
Динамика цен на легкие коммерческие автомобили 2020/2021*
Модели из рейтинга АЕБ | Декабрь 2020 (рубли) | Декабрь 2021 (рубли) | Динамика цен |
ГАЗ Next | 1 535 065 | 1 969 237 | 28% |
Ford Transit | 1 893 075 | 2 264 151 | 20% |
UAZ 3909 | 709 032 | 956 887 | 35% |
ГАЗ «Соболь» | 846 597 | 1 039 548 | 23% |
Lada Largus | 658 948 | 988 524 | 50% |
Peugeot Traveller | 2 239 834 | 2 779 468 | 24% |
UAZ Profi | 937 267 | 1 264 092 | 35% |
Peugeot Expert | 1 585 510 | 2 038 314 | 29% |
Volkswagen Transporter | 2 498 502 | 3 768 556 | 51% |
*Указана средняя стоимость по договорам купли-продажи «Газпромбанк Автолизинг».
«Большинство производителей и импортеров техники не видят восстановления поставок раньше 2023 года. Это означает, что до конца текущего года дефицит новых машин, а вместе с ним и рост цен сохранятся. По нашим оценкам, он составит очередные 10–15%. С учетом нынешнего „рынка продавца“ можно прибавить к этому прогнозу еще столько же. Коврики в салон и багажник, сетки для радиаторов и защита картера, газовые упоры для капота и улучшенная шумоизоляция — все это в списке самого распространенного дополнительного оборудования и услуг. За год они также прибавили в цене — примерно 20%», — отмечает гендиректор компании «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова.
Платежи по автокредитам сравнялись с ипотечными. Три примера из жизни
В настоящее время в России почти 1400 моделей автомобилей, которые облагаются повышенным транспортным налогом. Если изначально так называемый «налог на роскошь» касался только машин класса «люкс», то в последние годы из-за роста цен он все больше распространяется на массовые модели.
Такое неприятное следствие роста цен на автомобили при снижении реальных доходов населения сопровождается стремительным увеличением числа займов: доля кредитных автомобилей на рынке уже превышает 60%. Кредитоваться людей вынуждают реалии: в российских автосалонах почти не осталось машин дешевле 1 млн рублей.