Повреждения авто при наезде на пешехода

Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя

Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть фото Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть картинку Повреждения авто при наезде на пешехода. Картинка про Повреждения авто при наезде на пешехода. Фото Повреждения авто при наезде на пешехода

По статистике Госавтоинспекции, в 2020 году произошло около 39 000 аварий с наездом на пешеходов. При этом каждый восьмой человек погибает в таких ДТП. Поэтому водитель должен быть предельно внимательным и следить за обстановкой на дороге. Но пешеходы также являются участниками дорожного движения. Соответственно, они тоже обязаны соблюдать ПДД. Поэтому не всегда за наезд на человека накажут автомобилиста.

Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть фото Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть картинку Повреждения авто при наезде на пешехода. Картинка про Повреждения авто при наезде на пешехода. Фото Повреждения авто при наезде на пешеходаИллюстрация: «Право.Ru»/Оксана Острогорская

Чаще всего судьи назначают лишение прав водителям, сбившим пешеходов. Так, в июле 2018 года Егор Вершинин* ехал по двору многоквартирного дома. Не заметив несовершеннолетнего Ваню Трубчанинова*, он наехал на него. Ребенок ушибся головой и получил сотрясение. Приехавшие на место ДТП полицейские выписали Вершинину штраф 1000 руб. за нарушение ПДД в жилой зоне по ч. 1 ст. 12.28 КоАП «Нарушение правил для движения авто в жилых зонах». Они составили протокол осмотра места происшествия, схему места аварии, опросили очевидцев.

По заключению судебно-медицинской экспертизы Ване Трубчанинову причинили вред здоровью легкой тяжести. Поэтому инспектор направил дело по ч. 1 ст. 12.24 КоАП «Нарушение ПДД, повлекшее причинение вреда здоровью» для рассмотрения в Железнодорожный районный суд г. Самары.

В судебном заседании Вершинин свою вину признал и обстоятельства ДТП не оспаривал. Но просил суд не забирать у него права, так как использует автомобиль для ухода за свекровью. Мать несовершеннолетнего потерпевшего просила лишить Вершинина водительского удостоверения. После аварии сын нуждается в постоянном присмотре врачей и реабилитации. Более того, Вершинин высказывал угрозы при разговорах с ней. По этой причине ей пришлось даже обращаться к адвокату.

Судья изучила материалы дела: рапорты сотрудников ГИБДД, протокол осмотра места происшествия, схему ДТП, фотографии с места аварии, а также заключение эксперта. Она установила, что травмы потерпевшего возникли по вине Вершинина, поэтому лишила его прав на один год по ч. 1 ст. 12.24 КоАП (дело № 5-13/2019).

Вершинин с решением суда не согласился и подал жалобу в Самарский областной суд. Он настаивал, что судья неверно установила обстоятельства аварии. К тому же обратила внимание только на объяснения полицейских и протокол об административном правонарушении, а другие документы не исследовала.

Судья Петр Тукмаков оставил решение суда в силе. Полицейские – это должностные лица, наделенные государственно-властными полномочиями, поэтому их устным показаниям и составленным документам нельзя не доверять, решила апелляция (дело № 12-59/2019).

Тогда Вершинин обратился в Верховный суд с требованием вернуть права. Он вспомнил, что на месте ДТП полицейские уже составляли на него идентичный протокол. Поэтому суд не мог привлекать его к ответственности за одно и то же нарушение.

Судья Сергей Никифоров поддержал позицию коллег. Несоблюдение ПДД в жилой зоне и причинение легкого вреда здоровью – это два разных нарушения. Водитель должен понести наказание за каждое из них. При этом суд правильно установил, что из-за автомобилиста пострадал потерпевший. Поэтому постановление является законным и обоснованным (дело № 46-АД19-21).

Когда водителя не накажут за наезд на человека

Если вины автовладельца в столкновении с пешеходом не будет, то полицейский не возбудит дело. Его также поддержит суд. Так, в ноябре 2019 года водитель Ирина Меренкова* ехала по ул. Пархоменко в Волгограде. Возле тротуаров было много припаркованных машин. Выйдя из-за них, Людмила Девиченко* стала переходить дорогу не по зебре. Автомобилист пыталась затормозить, но наезда на пешехода избежать не удалось. В результате Девиченко получила вред здоровью средней тяжести.

Инспектор ГИБДД приехал на место столкновения и зафиксировал обстоятельства аварии. Он направил материалы дела эксперту. Но специалист не смог определить, имела ли Меренкова возможность остановиться перед пешеходом и увидеть его заранее. На основании этого заключения, протокола осмотра места происшествия, схемы ДТП и объяснений его участников полицейский установил, что вины автомобилиста в наезде на пешехода нет. По этой причине он отказал в возбуждении дела.

Потерпевшая не согласилась с решением полицейского и подала жалобу в Центральный районный суд г. Волгограда. Она считала, что водитель могла затормозить перед ней. Судья Галина Рудых не согласилась с потерпевшей. Ведь из заключения экспертизы видно, что обзору водителя мешал другой автомобиль на встречке. К тому же на обочине дороги стояло много авто, а выскочившую из-за них женщину просто не было видно. Суд обратил внимание, что пешеход нарушила ПДД и перешла дорогу не по зебре. Поэтому инспектор вынес законное постановление (дело № 12-1297/2020).

Тогда Девиченко обратилась с жалобой в Волгоградский областной суд. Она настаивала, что заключение эксперта не соответствует обстоятельствам ДТП. По этой причине инспектор отказал в возбуждении дела незаконно. Судья Игорь Циренщиков поддержал позицию коллег. Ведь в материалах дела нет доказательств, подтверждающих вину автомобилиста. Тот факт, что потерпевшая не согласилась с заключением эксперта, не является причиной для сомнения в его истинности. К тому же эксперт был предупрежден об уголовной ответственности, а его выводы мотивированны (дело №07р-1143/2020).

Эксперты: водитель не всегда виновен в наезде на пешехода

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что к спорным ситуациям относится наезд на пешехода вне зебры. Только автотехнический эксперт сможет ответить на вопрос, была ли у водителя техническая возможность остановиться перед человеком. Если она имелась, а автомобилист ею не воспользовался (отвлекся, растерялся и др.), то будет виновен в ДТП. Даже если пешеход перебегал дорогу в неположенном месте. Если водитель не смог затормозить по техническим причинам, то не понесет наказание за наезд. «Впрочем, отсутствие вины все равно не исключит возмещение вреда здоровью и компенсацию морального вреда пешеходу», – дополняет эксперт.

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин считает, что каждое ДТП с пешеходами сугубо индивидуально. Виновность водителя будет определять инспектор по обстоятельствам аварии и из заключения автотехнических, судебно-медицинских и других экспертиз. При этом если за рулем авто во время ДТП находился не собственник, то владельцу придется возмещать вред здоровью и нравственные страдания пешехода. Но собственник также может потребовать с пешехода деньги на ремонт его машины после аварии.

Рубрика «Вопрос–ответ»

Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть фото Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть картинку Повреждения авто при наезде на пешехода. Картинка про Повреждения авто при наезде на пешехода. Фото Повреждения авто при наезде на пешехода

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что водителю не получится себя полностью обезопасить. Ведь инспектор ГИБДД уже назначил ему штраф за непропуск пешехода. Теперь наказание будет зависеть от степени тяжести вреда здоровью. При легкой или средней автомобилист может рассчитывать на лишение прав или штраф, а при тяжкой наступит уголовная ответственность. «Размер наказания зависит от поведения виновного (признание вины, возмещение вреда и др.) и мнения пострадавшего», – добавляет эксперт.

Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть фото Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть картинку Повреждения авто при наезде на пешехода. Картинка про Повреждения авто при наезде на пешехода. Фото Повреждения авто при наезде на пешехода

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что в первую очередь водитель получит лишение прав до 2 лет или арест до 15 суток за оставление места аварии по ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей при ДТП». Если пешеход обратится в полицию, то санкция будет зависеть от степени тяжести вреда здоровью пешехода. «В любом случае отъезд с места ДТП станет отягчающим обстоятельством при назначении наказания автомобилисту», – обращает внимание юрист.

Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть фото Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть картинку Повреждения авто при наезде на пешехода. Картинка про Повреждения авто при наезде на пешехода. Фото Повреждения авто при наезде на пешехода

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что при наличии действующего полиса ОСАГО страховая компания возместит вред пешеходу. Размер выплаты будет зависеть от диагноза пострадавшего и заключения судебно-медицинского эксперта. Дополнительные расходы пешехода (санаторно-курортное лечение, протезирование и др.) и утраченный заработок возместит страховщик в пределах 500 000 руб. Весь ущерб сверх этой суммы, а также моральный вред будет компенсировать виновник аварии.

Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть фото Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть картинку Повреждения авто при наезде на пешехода. Картинка про Повреждения авто при наезде на пешехода. Фото Повреждения авто при наезде на пешехода

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что при вине пешехода и соблюдении ПДД автомобилистом последний не будет привлечен к ответственности за случившееся. Но нельзя забывать, что автомобиль – это источник повышенной опасности. По этой причине водитель обязан возместить вред здоровью пешехода, а также компенсировать понесенные им нравственные страдания.

Источник

Возмещение вреда пешеходу пострадавшему в ДТП

Статья 1100 ГК РФ. Способ и размер компенсации морального вреда

1. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

2. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Часто жертвами ДТП становятся законопослушные граждане, которые соблюдают правила дорожного движения: водители, пассажиры или просто прохожие. Особый интерес представляет именно последний случай, когда в результате аварии страдает пешеход. Гражданский кодекс РФ закрепляет право гражданина на возмещение в полном объеме ущерба, причиненного его личности или имуществу (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Кроме того, граждане вправе получить компенсацию причиненного им морального вреда (ст. ст. 151, 1100 ГК РФ). Однако далеко не всегда участники ДТП согласны добровольно возместить пострадавшему пешеходу такой вред.

В результате ему приходится собирать документы и уже через страховую организацию или суд требовать возмещения ущерба. В такой ситуации потерпевший должен понимать, кто отвечает за причиненный его здоровью или имуществу вред, на какую сумму можно претендовать, и какие документы потребуются для получения компенсации.

Владелец автомобиля должен возместить вред независимо от своей вины в происшествии.

Прежде чем требовать возмещения вреда, причиненного в результате ДТП, нужно определить, кто несет ответственность за случившееся. Водитель отвечает за нанесенный ущерб не во всех случаях.

Дело в том, что по российскому законодательству транспортное средство признается источником повышенной опасности. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от своей вины в происшествии несет его владелец (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). Стоит знать, что водитель автомобиля его владельцем является не всегда. Владелец – это лицо, которое использует транспортное средство на законных основаниях (право собственности, договор аренды, доверенность). Поэтому, если за рулем находится человек, не имеющий на это законных оснований (например, у него нет доверенности на управление автомобилем), отвечать за причиненный им вред будет хозяин авто. Аналогичное правило установлено для случаев, когда автомобилем, принадлежащим работодателю, управляет работник, исполняющий свои трудовые обязанности, – возмещать ущерб будет именно работодатель. Однако владелец автомобиля может быть освобожден от ответственности, если докажет, что вред был причинен в результате непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего. Кроме того, если автомобиль был угнан, то ответственность может быть возложена на того, кто совершил угон.

Основания возмещения вреда

В результате ДТП вред может быть причинен жизни, здоровью или имуществу потерпевшего пешехода. Чтобы подтвердить размер понесенного ущерба, пострадавший должен будет собрать немало документов. В любом случае ему потребуется справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками ГИБДД. Перечень других необходимых документов зависит от того, какой именно вред причинен потерпевшему – имущественный, моральный или вред здоровью.

Вред причинен имуществу

Имущественный вред доказать проще всего, поскольку любое имущество имеет стоимость и может быть оценено. Следует учесть, что ущерб, нанесенный имуществу, может заключаться как в полном его уничтожении, так и в частичном повреждении. От этого зависит сумма возмещения вреда. В случае повреждения имущества потерпевший может требовать лишь оплаты расходов на ремонт и при необходимости дополнительных расходов на перевозку, хранение и другое. Если же имущество уничтожено, пострадавший имеет право на возмещение его стоимости на день ДТП.

Для подтверждения факта причинения имущественного вреда и его размера потребуются следующие документы:

Вред причинен здоровью

Если вред причинен здоровью человека, то потерпевший вправе претендовать на следующие виды компенсаций:

Пострадавший должен представить документы, подтверждающие:

Вред причинен жизни

Если пострадавший в ДТП пешеход умирает, размер вреда установить сложнее всего. Гражданским кодексом РФ установлено, какие лица вправе требовать выплаты компенсаций по потере кормильца. Как правило, это лица, для которых денежная помощь погибшего являлась источником существования (например, несовершеннолетние дети, родственники-инвалиды и иные лица, перечисленные в ст. 1088 ГК РФ).

Перечень документов, которые нужно собрать человеку, потерявшему кормильца, зависит от того, к какой категории он относится. Но в любом случае лица, имеющие право на получение соответствующей компенсации, должны документально подтвердить, что находились на иждивении погибшего. Для этого они могут представить справку из образовательного учреждения, справку о состоянии здоровья, свидетельство о рождении ребенка и т.д. Также должны быть возмещены расходы на погребение погибшего. Соответствующие суммы выплачиваются тем, кто понес такие расходы (это могут быть любые лица).

Причинен моральный вред

Моральный вред – это физические и нравственные страдания потерпевшего, причиной которых стало ДТП. Предполагается, что если был причинен вред жизни или здоровью, то такие страдания неминуемы. Другими словами, достаточно доказать причинение вреда здоровью – тогда факт причинения морального вреда доказывать не придется. Размер компенсации морального вреда зависит от того, насколько серьезный вред причинен здоровью, и какие последствия это повлекло для пострадавшего.

Для получения компенсации морального вреда в случаях, когда ДТП обошлось без травм и смерти пострадавшего, нужно исходить из следующего:

Вы можете подать в суд два разных иска (один – о возмещении имущественного вреда, причиненного в результате ДТП; другой – о возмещении морального вреда, причиненного в результате ДТП), либо один иск о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного в результате ДТП. Конечно, как и в любом другом случае, пострадавшему и виновному лучше всего постараться не доводить дело до суда и договориться на основе общей заинтересованности в быстрейшем разрешении конфликта, но такое, увы, не всегда получается. Размер требований можно обосновать, представив показания свидетелей, медицинскую карту, заключения врачей, анамнезы.

Процедура возмещения вреда

Последовательность действий потерпевшего пешехода, который добивается возмещения вреда, во многом зависит от того, застрахована ли ответственность владельца автомобиля. Если ответственность застрахована по договору ОСАГО, потерпевший может обратиться как в страховую компанию, так и непосредственно к лицу, ответственному за вред. На основании договора об ОСАГО страховая компания должна произвести пострадавшим в результате ДТП страховые выплаты.

По Закону об ОСАГО, каждый участник ДТП обязан сообщить другим участникам сведения о своем договоре страхования (страховая компания, номер договора). Эти сведения потребуются потерпевшему при обращении в страховую компанию.

Владелец источника повышенной опасности освобождается от ответственности (полностью или частично) лишь в следующих случаях:

При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, необходимо наличие следующих условий: вина пешехода, противоправность его поведения, наступление вреда, а также существование между ними причинной связи. Следовательно, если будут установлены все эти условия возникновения дорожно-транспортного происшествия, то согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ причиненный владельцу транспортного средства вред в виде механических повреждений автомобиля подлежит возмещению в полном объеме.

Возмещение ущерба через страховую компанию

Для получения страховой выплаты потерпевший пешеход должен как можно скорее уведомить страховую компанию, в которой застрахован владелец автомобиля, о наступлении страхового случая. Пострадавшему придется представить в страховую компанию перечисленные выше документы, подтверждающие факт ДТП и размер причиненного вреда, а также заявление о страховой выплате. Если вред причинен имуществу, то компания может потребовать предоставить для осмотра это имущество (или его сохранившиеся части), а также провести экспертизу.

В течение 30 дней страховая компания должна рассмотреть заявление потерпевшего и произвести страховую выплату либо отказать в возмещении вреда. За каждый день просрочки она должна будет выплатить пени, поэтому решение, скорее всего, будет принято оперативно.

Обращаясь за возмещением ущерба в страховую компанию, необходимо помнить, что размер страховой выплаты (суммы, которую реально сможет получить потерпевший) ограничен Законом об ОСАГО и зависит от вида ущерба. В соответствии со ст. 7 Закона об ОСАГО предельная сумма возмещения составляет:

Все требования сверх предельных сумм должны удовлетворяться в судебном порядке за счет лица, отвечающего за причиненный вред.

Помимо договора ОСАГО автовладелец вправе заключить также договор добровольного страхования ответственности. В этом случае потерпевший сможет обратиться еще и в страховую компанию, с которой владелец машины заключил такой договор. Отметим, что суммы страховых выплат по договору добровольного страхования могут быть выше, чем предусмотренные Законом об ОСАГО.

Бывает и такое, что ответственность владельца автомобиля вообще не застрахована или лицо, ответственное за вред, не установлено. В таком случае потерпевший может обратиться за компенсационной выплатой в Российский союз автостраховщиков – организацию, объединяющую все страховые организации в сфере ОСАГО. Кроме того, потерпевший сохраняет право в судебном порядке требовать возмещения вреда непосредственно от лица, ответственного за вред (если оно известно).

Возмещение ущерба в судебном порядке

Пострадавший пешеход вправе требовать возмещения вреда непосредственно автовладельцем независимо от того, была ли застрахована ответственность последнего.

Отметим, что такой путь может быть более длительным, так как рассмотрение дел в суде, как правило, занимает не один месяц. Однако в этом случае потерпевший может взыскать причиненный вред в полном объеме, тогда как выплата страховой компании всегда ограничена. Впрочем, если страховая выплата не покрыла вред полностью, оставшуюся часть он также может взыскать с владельца автомобиля в судебном порядке.

Для взыскания компенсации причиненного вреда с автовладельца потерпевший подает в суд исковое заявление, в котором описывает свои требования. К заявлению он прилагает все документы, подтверждающие размер понесенного ущерба.

В какой именно суд подавать заявление, зависит от того, какой вред причинен. Так, если повреждено или уничтожено имущество, исковое заявление следует подавать в суд по месту жительства автовладельца.

Если же вред причинен жизни или здоровью, заявление можно направить в суд по месту жительства потерпевшего, либо автовладельца по выбору потерпевшего (ч. 5 ст. 29 ГПК РФ). Если ответственность владельца автомобиля не застрахована, то рассмотрение дела и взыскание сумм причиненного ущерба происходит в общем порядке. Некоторые особенности возникают в случае, если договор ОСАГО был заключен, но потерпевший не пожелал обратиться в страховую компанию, и потребовал, чтобы ущерб возместил непосредственно автовладелец. В такой ситуации владелец машины должен сообщить страховой компании, что в отношении него поступило требование о возмещении вреда, и привлечь ее к участию в деле (п. 2 ст. 11 Закона об ОСАГО).

Кто мы?

Источник

Классификация наездов на пешеходов (по И.К. Коршакову)

Классификация наездов
По зоне удараПередней торцовой поверхностью
Правым (левым) углом кузова
Правой (левой) боковой поверхность
Задней торцовой поверхностью
Задним правым (левым) углом кузова
По характеру движения автомобиляПри равномерном движении
При замедленном движении
При ускоренном движении
По условиям видимости и обзорностиПри неограниченной видимости и обзорности
При обзорности, ограниченной неподвижным препятствием
При обзорности, ограниченной попутным (встречным) транспортным средством
При ограниченной видимости
По источникам телесных поврежденийПри ударе кузовом автомобиля
При переезде колёсами автомобиля
При сдавливании тела между частями автомобиля и другими предметами
При ударе о дорожное покрытие
При ударе об окружающие предметы
При комбинированных ударах
По тяжести последствийЛёгкая
Средняя
Классификация наездов
По тяжести последствийТяжёлая
Особая тяжёлая
По характеру перемещения пешехода до наездаНеподвижен
Под углом к направлению движения автомобиля
Перпендикулярно направлению движения автомобиля
По ходу движения автомобиля
Навстречу движению автомобиля
По характеру перемещения пешехода после наездаПадение в сторону
Падение на капот
Опрокидывание на капот с последующим отбрасыванием в сторону
Волочение
Комбинированные перемещения

Специалистами (Е.В. Боровским, Г.Я. Волошиным, В.И. Жулевым, П.П. Калиновским, И.К. Коршаковым, А.И. Куперманом и др.) выявлено, что при скорости наезда до 15 км/ч пешеходы получают в основном легкие телесные повреждения (последствия легкой степени), 15-25 км/ч – менее тяжкие (последствия тяжелой степени). Наезды на пешеходов при скорости автомобиля более 40 км/ч зачастую вызывают последствия особо тяжелой степени, что приводит к смертельному исходу.

Свыше 60 % всех травм пешеходы получают при ударе о дорожное покрытие и окружающие предметы. Отмечаются случаи перемещения пешехода при наезде передней частью легкового автомобиля по капоту на крышу и далее – по крыше кузова до падения с крыши на проезжую часть. При этом пешеход получает тяжкие телесные повреждения жизненно важных органов: головы, груди и др. Как правило, последствия в этих случаях особо тяжкие

Характер травм пешеходов при наездах автомобилей зависит от модели автомобиля; формы и высоты расположения его выступающих частей; скорости и массы автомобиля; частей тела человека, контактировавших с частями автомобиля в момент наезда; массы и роста пострадавшего, его телосложения; типа дорожного полотна, на которое падал пешеход; наличия поблизости окружающих предметов, коэффициента трения пешехода о дорожное полотно.

При технико-медицинском анализе телесных повреждений пострадавших установлено следующее распределение травм по степени тяжести: легкие – 21,0 %, менее тяжкие – 17,2 %, тяжкие – 43,3 %, смертельные – 18,8 %

Чаще всего ДТП со смертельным исходом отмечаются на перегонах дорог: при переходе – 65 %, при ходьбе по ходу движения – 15 %, при ходьбе навстречу движению – 5 %. В 11 % случаев наезды совершены на стоящих на проезжей части пешеходов, в 4 % – в неустановленных условиях.

Объективной причиной возникновения ДТП на пересечениях в одном уровне является неудовлетворительная организация дорожного движения, субъективными – взаимное неуважение водителей и пешеходов при переходе дороги, непонимание водителями взаимных маневров, грубое игнорирование в отдельных случаях «Правил дорожного движения» как пешеходами, так и водителями, нетрезвое состояние участников движения.

Характер и размеры телесных повреждений от удара бампером зависят от геометрии и площади соприкосновения. В результате контакта с бампером отмечены ссадины, ушибленные или ушибленно-рваные раны, переломы костей. Телесные повреждения, причиненные фарой и ее ободом, чаще всего располагались в области бедра или таза. При этом возникали значительные по размерам кровоподтеки, полностью или частично повторяющие форму этих деталей автомобиля. Особо тяжелые травмы наносили пешеходу «козырьки» фар, произвольно установленные владельцами на индивидуальных автомобилях. От удара капотом или крышей возникали обширные кровоподтеки неопределенной формы.

И.К. Коршаковым выявлены наиболее часто повреждаемые области тела пешехода при наездах. На рис. 33 схематично показаны зоны контакта тела пешехода с элементами легкового автомобиля при ударе: бампером (1); облицовкой радиатора (2); капотом (3); ветровым стеклом, передними стойками кузова, крышей (4). Наиболее часто повреждаемые части тела пешехода при падении на дорогу представлены заштрихованными зонами. Здесь уместно заметить, что расположенные на крыльях автомобилей зеркала заднего вида вызывают травмы у пешеходов после их опрокидывания на капот и последующего контакта с зеркалами.

Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть фото Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть картинку Повреждения авто при наезде на пешехода. Картинка про Повреждения авто при наезде на пешехода. Фото Повреждения авто при наезде на пешехода

I II

Рис. 33. Локализация травм пешеходов:
I – при наезде легкового автомобиля; II – при ударе о поверхность дороги

При наезде автомобиля передней торцовой поверхностью со скоростью свыше 35 км/ч пешеход забрасывается на капот (при росте пешехода 1620-1750 мм). С увеличением скорости отмечаются контакты головы пешехода с различными частями капота, ветрового стекла, крыши (рис. 34).

При ударе низкорасположенным бампером происходит клинообразный перелом голени, причем место перелома обращено к бамперу автомобиля. Переломы бедренной кости и костей таза, вызванные ударами оперения и передней кромкой капота, приводят к смертельному исходу при скорости наезда более 40 км/ч. В этих случаях энергия удара настолько велика, что тело человека приобретает скорость, близкую к скорости автомобиля. Траектория движения тела очень сложна: оно подбрасывается вверх, запрокидывается на капот; голова движется вниз и ударяется о различные части автомобиля – капот, ветровое стекло, крышу. В результате пешеходу причиняется черепно-мозговая травма, происходит перелом основания черепа.

Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть фото Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть картинку Повреждения авто при наезде на пешехода. Картинка про Повреждения авто при наезде на пешехода. Фото Повреждения авто при наезде на пешехода
Рис. 34. Местоположение на автомобиле зон контакта с пешеходом в зависимости
от скорости наезда (цифрами показаны скорости движения автомобиля до момента
его наезда на пешехода)

Примечание:Рисунки 29, 30 и 31, а также пояснения к ним приведены из книги:Коршаков И.К.Автомобиль и пешеход: анализ механизма наезда. – М.: Транспорт, 1988.

При скоростях наезда около 60 км/ч пешеход перемещается по капоту, ударяется о ветровое стекло, далее попадает на крышу автомобиля и перемещается по ней. В заключительной фазе наезда пешеход падает на дорогу и получает тяжелые травмы головы. Нередко отмечаются случаи тяжелых травм лица. Иногда при наезде передней торцовой поверхностью легкового автомобиля пешеход пробивает головой ветровое стекло и попадает в салон автомобиля. Источником травмы при этом становятся стекло, боковые стойки, крыша кузова.

Угол отбрасывания пешехода по отношению к продольной оси автомобиля зависит от скорости автомобиля, скорости и направления движения пешехода, от зоны контакта с боковой поверхностью кузова.

Тяжелые повреждения при переезде пешехода колесами автомобиля носят специфический характер. Механизм их образования сложен. Травмы причиняются при ударе нижними частями кузова автомобиля, деталями подвески, затем усугубляются при переезде пешехода колесами сдавливанием отдельных участков тела. В отдельных случаях наезд заканчивается волочением пострадавшего по дороге. В темное время суток иногда происходят наезды на лежащего человека. Механизм травмы при этом зависит от конструктивных особенностей автомобиля, позы лежащего человека, его антропометрических характеристик и других факторов.

В результате технико-медицинского исследования наездов на пешеходов И.К. Коршаковым установлено локализация телесных повреждений (рис. 35).

Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть фото Повреждения авто при наезде на пешехода. Смотреть картинку Повреждения авто при наезде на пешехода. Картинка про Повреждения авто при наезде на пешехода. Фото Повреждения авто при наезде на пешехода
Рис. 35. Частота травмирования отдельных частей тела при наезде легкового автомобиля:
I – на взрослого человека; II – на ребенка

Наибольший риск травмирования во всех случаях приходится на голову – 65,0; 44,0; 81,0 % (см. рис. 35). Следует отметить, что в процессе наезда травмы сочетаются, т.е. одновременно травмируются голова, руки и т.д.

При наезде передней торцовой поверхностью кузова автомобиля наибольшую опасность представляют все части бампера (22,0 % случаев травмирования) и капота (11,6 %). Часто причиняли травмы ветровое стекло (10,0 % случаев) и крылья (9,3 %).

При наезде передними углами кузова наиболее часто пешехода травмировали бампер – 17,5 % случаев, ветровое стекло – 17,1 % и крылья – 14,0 %.

Опасность представляют также передние стойки кузова – 11,0 % случаев травм.

При ударе боковой поверхностью кузова наиболее часто тяжелые последствия наступали при контакте пешехода с боковой частью переднего крыла (29,0 % случаев травмирования). При скорости движения пешехода свыше 2,5 м/с он получал при столкновении вращательное движение, сгибался. При этом тяжелые травмы ему наносили передние стойки (в 8,0 % случаев), ветровое стекло (в 2,5 % случаев).

При наезде автомобиля задней частью кузова наиболее частым источником тяжелых травм является задний бампер (43,3 % случаев травмирования). Во всех случаях не удалось установить все источники травм.

Особую тревогу вызывает ДТП с детьми. Из-за неумения применять знания безопасного поведения в конкретной дорожной ситуации погибают и получают травмы соответственно 44 и 53 % детей (в том числе подростков) от числа всех погибших и раненых в ДТП. Основными причинами этого являются их неожиданное появление на проезжей части дороги из-за укрытия (стоящий автомобиль, сооружения, кустарники и деревья и т.п.); переход перед близко движущимся транспортом, переход в неустановленном месте, игра и баловство на проезжей части.

Активная и пассивная безопасность автомобиля
и ремни безопасности

Садясь в легковой автомобиль, невольно задаешь себе вопрос: «Где самое безопасное место в салоне этого транспортного средства?». Находиться на заднем сиденье безопаснее, чем на переднем. Заднее правое сидение самое безопасное место в легковом автомобиле. Это место занимают, как правило VIP-персоны, государственные лица и другие пассажиры (с детьми, близкие, дорогие и уважаемые нам люди, люди престарелого возраста, больные и инвалиды и т.д.). Середина заднего сиденья – безопаснее края, так как сидящий там пассажир находится подальше от боковых стоек салона машины и его дверей, а также в момент происходящего ДТП имеет больше возможности по сравнению с другими сидящими сгруппироваться, спрятаться за переднее сидение, тем самым ограничив свое перемещение по салону в момент внезапной остановки автомобиля, т.е в момент его столкновения с препятствием.

А что же происходит с сидящими в автомобиле, если он попадает в ДТП? Какова же эффективность ремней безопасности в данном случае? Как мы должны относиться к инспектору ГИБДД – с раздражением, потому что он к нам «пристал», или же с благодарностью за своевременное напоминание о том, что, не пристегнувшись ремнем мы во много крат увеличили степень своего риска погибнуть или получить значительные травмы в случае возникновения ДТП? Попробуем ответить на эти и другие вопросы, связанные с применением ремней безопасности.

Известно, что требования к конструктивной безопасности автомобиля распространяются на его активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность.

АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ – это свойство автомобиля снижать вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Оно заложено в конструкции автомобиля и проявляется постоянно при движении и в аварийной ситуации. Этот вид безопасности характеризуется обзорностью, сигнализацией, эргономическими условиями рабочего места водителя, маневренностью, управляемостью, устойчивостью, скоростными и тормозными свойствами и др.

ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ – это свойство автомобиля снижать тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Другими словами – это способность транспортного средства обеспечивать защиту человека от травмирования или смертельного исхода при ДТП. Она делится на внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю пассивную безопасность характеризуют решения, направленные на снижение травматизма водителя и пассажиров, обеспечение сохранности грузов (травмобезопасность рулевого управления, ремни безопасности, надувные подушки безопасности, прочность сидений и их крепления, травмобезопасность внутреннего оборудования, защитные свойства кузова или кабины), а внешнюю пассивную безопасность – снижение травматизма людей, находящихся вне автомобиля в процессе дорожно-транспортного происшествия (травмобезопасность наружных выступов).

Подголовники и ремни безопасности, если последними пристегнуты водитель и пассажиры, уменьшают вероятность гибели, находящихся в этом автомобиле людей, при лобовом столкновении в два-три раза, а при его опрокидывании – в пять раз (В. Мошкин).

ПОСЛЕАВАРИЙНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ зависит от возможностей снизить тяжесть последствий аварии (система пожаротушения, обеспечение эвакуации пострадавших и т.п.).

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ – свойство автомобиля уменьшать вредное влияние на окружающую среду (загрязнение атмосферы отработавшими газами, запыление, осадки вредных веществ на придорожную полосу, нарушение травяного покрова, загрязнение почвы и водоемов, шум и вибрации).

Во всем комплексе мер, призванных обеспечивать безопасность водителей и пассажиров, определенную и, на наш взгляд, очень важную роль отводят ремням безопасности. Это требования безопасности дорожного движения как такового, а не прихоть ГИБДД, как об этом иногда ошибочно думают водители транспортных средств и их пассажиры. По утверждению специалистов в области безопасности дорожного движения (Е.В. Бочаров, М.Ю. Заметта, В.С. Волошин и др.) принцип действия средств пассивной безопасности в основном состоит в уменьшении динамической нагрузки на тело человека в процессе столкновения или опрокидывания автомобиля. Это уменьшение обеспечивается некоторой растяжкой времени действия нагрузки за счет деформации элементов пассивной безопасности. При этом используются такие факторы, как ограничение перемещения людей внутри кузова, салона, кабины, закрепление в них предметов, уменьшение травмоопасности деталей, контактирующих с человеком и др.

Что же в первую очередь угрожает жизни и здоровью людей, находящихся в кабине, салоне или кузове автомобиля в момент совершения ДТП? Как показывают наблюдения специалистов – это перемещение самих людей по салону (кабине) автомобиля в момент его столкновения или опрокидывания, а не вторжение в салон, например легкового автомобиля, агрегатов и деталей или деформация самого кузова. Под действием сил инерции люди, перемещаясь, ударяются о различные предметы интерьера, выбрасываются из автомобиля через лобовое стекло, ударяются друг о друга. Именно в этот момент они, в основном, и получают травмы. Поэтому роль и значение ремней безопасности в предотвращении передвижения человека внутри автомобиля во время его столкновения неоспоримо велика. Главное в этом случае удержать человека на месте и, тем самым, уберечь его от травм или, в определенной степени, уменьшить их тяжесть.

Чтобы оценить степень снижения риска при применении ремней безопасности следует обратиться к результатам исследований методом скоростной съемки приведенным в книге французского автора К.Жерондо «Безопасность движения: прошлое, настоящее, будущее».

По его данным в момент совершения наезда испытуемого автомобиля на неподвижное препятствие со скоростью 80 км/ч происходит следующее:

спустя 0,026 секунды после удара:

– сила, в тридцать раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры – если они не пристегнуты ремнями безопасности – продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/час;

спустя 0,039 секунды водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 сантиметров;

спустя 0,044 секунды он грудной клеткой ломает руль;

спустя 0,050 секунды скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая их собственный вес. В этом случае (80-кратная перегрузка) мышцы рук человека, а тем более мышцы шеи, не в состоянии удержать туловище и голову от их перемещения вперед;

спустя 0,068 секунды водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток;

спустя 0,092 секунды водитель и сидящий с ним рядом пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа;

спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад, он уже мертв;

спустя 0,110 секунды автомобиль начинает откатываться назад;

спустя 0,150 секунды наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли. Все окончено менее чем за две десятых секунды. «.

По закону физики в момент столкновения двух тел всегда выделяется определенное количество энергии. По данным того же К. Жерондо в момент столкновения автомобиля с неподвижным препятствием при скорости движения 80 км/ч эта энергия колоссальна по своей величине: она достаточна для того, чтобы подбросить легковой автомобиль, который в среднем весит одну тонну (в России – это автомобили семейства ВАЗ, и равные им по размерам иномарки – прим. автора пособия) на высоту почти 30 метров, т.е. выше семиэтажного дома!

В.И. Жулев (см. Жулев В.И. Водитель и безопасность дорожного движения. – М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1984) сравнивает перегрузки, которые испытывают в момент столкновения люди, находящиеся в автомобиле, с перегрузками, которые воспринимает тело человека в момент падения с различной высоты. Так, наезд автомобиля на препятствие со скоростью 30 км/ч влечет перегрузки, равные тем, которые наступили бы при падении с высоты 3,5 м, т.е. с крыши одноэтажного дома. Увеличение скорости в 2 раза (до 60 км/ч) повлечет последствия, аналогичные падению с высоты 14 м, т.е. в 4 раза большей, так как величина энергии движения тела (кинетической энергии) находится в квадратичной зависимости от величины скорости его движения. Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, подтверждают: летальный исход (смерть) может наступить при столкновении даже при скорости 30 км/ч. Так по данным Т.А.Литвинова и др. при происшествиях, совершенных на скорости 30, 40, 50 и даже более километров в час ремни, если они были правильно пристегнуты, гарантировали сохранение жизни водителю и пассажиру автомобиля. Но, по мере увеличения скорости возрастают смертельные травмы, которые при скоростях более 90 км/ч становятся практически неотвратимыми в момент столкновения, (внезапной остановки), так как происходит отрыв и разрыв внутренних органов человека под воздействием сил инерции, начинается сильное внутренне кровотечение и т.д. Водитель, вследствие его большей отмобилизованности в момент удара и амортизирующих свойств рулевого колеса, как правило, оказывается несколько устойчивее к травмам, чем пассажир. Распределение элементов внутреннего оборудования автомобиля по частоте причиняемых ими травм, в % (по данным В.И. Жулева, 1984 г.):

для водителейдля пассажиров
рулевое колесо33,3
лобовое стекло21,128,4
рулевая колонка14,3
панель приборов13,438,4
двери и передние стойки10,420,2
крыша автомобиля5,24,0
спинка сидений1,03,6
прочие предметы2,35,4

Право же, не стоит пренебрегать требованием «Правил дорожного движения» об обязательном пользовании ремнями безопасности. Тот, кто не пристегивается, нарушает эти «Правила» тот подвергает себя практически смертельной опасности. Статистика же говорит, что у пассажиров и водителей, пользующихся ремнями, при столкновении в два раза большее шансов сохранить жизнь, а при опрокидывании – минимум в пять раз. Ясно, что ремень безопасности сам по себе не предотвращает ДТП, но он устраняет перемещение водителя и пассажиров внутри салона (кузова, кабины), а также их выпадение из автомобиля. Пользование ремнями примерно на 50 процентов сокращает количество смертельных исходов и в таких же пропорциях – ранений. А при скорости движения до 60 км/ч восемь человек из десяти, пристегнутые ремнями, вообще не получают травм.

Статистика – точная наука, и она подтверждает, что до 90 % непристегнутых участников движения практически приговорены к гибели и тяжелым увечьям, оставляя на долю пристегнувшихся всего 20 %.

Самое главное – это тугое прилегание ремня безопасности. Ладонь на уровне груди должна проходить под ним с натягом. Но, иногда, едущие и не пристегнутые ремням, во избежание быть замеченными инспектором ГИБДД, ремень безопасности просто набрасывают на себя не закрепляя его, как это требуется, в замке-фиксаторе. В этом случае к тем бедам, которые могут произойти с не пристегнутыми, добавиться еще одна: при столкновении металлическая пряжка ремня может «хлыстом» ударить прямо в висок. Вот чем опасен наброшенный, но не пристегнутый ремень. Плата за пренебрежение к ремням безопасности слишком высока – здоровье, жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *