Повышающие коэффициенты страхование авто
Новые тарифы и коэффициенты на ОСАГО: указание Центробанка вступило в силу
Для аккуратных владельцев легковых автомобилей полис может подешеветь.
Центробанк выпустил указание об изменении тарифов, а также коэффициентах на ОСАГО с 9 января 2022 года, сообщает Российская газета.
Для автовладельцев легковушек физических лиц Центробанк установил тариф в границах от 2224 рублей до 5980 рублей. Его назначают страховые компании персонально для каждого водителя. На тариф влияет большое количество факторов, которые указываются на сайте каждого страховщика.
Снижаются территориальные коэффициенты для Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Новосибирска. Но увеличиваются для Севастополя, Симферополя, Магадана и Назрани. Территориальный коэффициент Екатеринбурга остался неизменным.
Выросла стоимость полиса для молодых водителей без стажа управления. Теперь тариф будет умножаться на 2,27.
Коэффициент уменьшился для всех водителей в возрасте старше 40 лет и со стажем управления более 10 лет. Но больше всего он снизился для водителей старше 59 лет со стажем более 14 лет. Теперь он равен 0,83.
Поменялся также коэффициент бонус-малус (КБМ). Теперь для водителя, виновного в трёх и более авариях в течение года, тариф будет умножаться на 3,92.
Для аккуратных водителей предусмотрена значительная скидка. Впервые за всё существование ОСАГО снижение тарифа составит более 50 %. Тем, кто за 10 лет не стал виновником ни одного ДТП, тариф надо будет умножать на КБМ, равный 0,46.
Напомним, стоимость полиса ОСАГО считается по формуле: базовый тариф умножается на коэффициенты (территориального использования транспорта, мощности двигателя, возраста и стажа водителя, КБМ).
10 вопросов про надбавки за аварийность в ОСАГО
9 Время прочтения: 5 минут
С 1 апреля 2019 года правила присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) в ОСАГО изменились, причем к лучшему для водителя, но разобраться в них по-прежнему непросто. Отвечаем на самые сложные вопросы про систему скидок и надбавок за аварийность/безаварийность.
1. Как узнать свой КБМ и оспорить его значение, если не согласен?
Вы можете проверить свой коэффициент за безаварийную/аварийную езду на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), на сайте страховщика или финансового супермаркета, который предлагает услуги разных компаний и дает возможность сравнить цены (они зависят от выбранного компанией базового тарифа для данного региона). Необходимо ввести фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер водительских прав. На сайтах страховщиков или агрегатора вы можете сразу рассчитать стоимость полиса. Если цена подошла, на этой же странице вы можете оплатить полис и получить его по электронной почте в течение нескольких минут. Если вы не согласны (при переходе на единый КБМ могут быть сбои) с данными, можно обратиться в РСА, если там не удалось разрулить ситуацию, есть еще Банк России.
2. Могут ли отличаться значения КБМ у разных компаний?
При расчете стоимости сайт РСА и сайты страховщиков обращаются за вашими данными к одному источнику — автоматизированной информационной системе обязательного страхования автогражданской ответственности (АИС ОСАГО), созданной в соответствии со статьей 30 федерального закона «Об ОСАГО». Соответственно, значения коэффициента у всех компаний одинаковы.
3. Раньше КБМ устанавливался на момент заключения договора ОСАГО и мог меняться в течение года после каждого ДТП. Как теперь?
С 2019 года коэффициент «бонус-малус» присваивается каждому водителю раз в год 1 апреля, в течение года он пересматриваться не будет, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Допустим, после 1 апреля 2019 года, когда вам присвоили КБМ, вы стали виновником аварии, после чего решили продать машину. Затем через пару месяцев купили новое авто и хотите заключить новый договор ОСАГО.
Если вы придете в страховую компанию до 31 марта 2020 года, то случившееся ДТП «в зачет» не пойдет — при расчете стоимости полиса будет применен тот же коэффициент, что и 1 апреля 2019 года. А в момент присвоения нового КБМ (1 апреля 2020 года) будут учитываться все данные о выплатах по ОСАГО, зарегистрированные в АИС ОСАГО за год, даже если ваш страховщик внезапно ушел с рынка. Таким образом, если вы являлись виновником ДТП, лучше перезаключить договор чуть раньше окончания расчетного периода. Но не забывайте, что полис ОСАГО начинает действовать лишь через три дня после заключения договора, так что лучше позаботиться об этом заранее.
4. Я вожу мотоцикл и легковой автомобиль, будет ли у меня единый КБМ при оформлении ОСАГО на любой из этих видов транспорта?
Да, с 1 апреля 2019 года коэффициент «бонус-малус» один для всех видов транспорта, которыми вы управляете, включая грузовые автомобили и маршрутные такси.
5. Какую максимальную скидку я смогу получить за безаварийную езду? Какова максимальная надбавка за высокую аварийность?
За каждый год безаварийной езды, как и раньше, скидка увеличивается на 5%, максимально возможная экономия — 50% (коэффициент 0,5). Ее можно получить на десятый год безаварийной езды. Максимальный повышающий коэффициент — 2,45, его можно «заработать», если трижды (и больше) за год стать виновником ДТП.
6. Сохранится ли мое значение КБМ, если я поменял страховую или долго не страховался?
Раньше все скидки за безаварийную езду «сгорали» при перерыве в страховании более года — приходилось начинать копить скидки с нуля, точнее с единицы. Теперь КБМ не будет обнуляться, даже если вы не страхуетесь или если вписаны в мультиполис. При смене страховщика КБМ тоже не меняется. Раньше имела место практика, когда новый страховщик «не мог» найти ваш КБМ (то есть скидку) в базе. Если вы столкнулись с подобной хитростью, помогите агенту (и себе самому) — найдите свой КБМ на сайте РСА и покажите страховщику, чтобы он не мог отвертеться.
7. Какой у меня будет КБМ при покупке первого полиса страхования автогражданской ответственности?
Для людей, страхующих свою ответственность впервые, КБМ считается равным единице. Такой же КБМ присваивается лицам, данных о которых нет в АИС ОСАГО по какой-то иной причине. Например, если вы поменяли водительское удостоверение и не уведомили об этом своего страховщика — система просто вас не найдет.
8. Если я впишу в полис 18-летнего человека, у которого нет стажа, какой будет КБМ?
Для тех водителей, по которым нет данных в АИС ОСАГО (а до 18 лет их быть попросту не может), коэффициент аварийности равен единице. Надбавки за малые возраст и стаж учитываются другим коэффициентом. По КБМ вы получите единицу, так как выбирается максимальный коэффициент из всех, которые имеют вписанные в полис водители.
9. Могу ли я вписать в полис человека, который попадал в аварии (я — нет), без увеличения КБМ?
При расчете цены ОСАГО учитывается КБМ всех лиц, допущенных к управлению автомобилем, причем выбирается наибольший из имеющихся коэффициентов (см. выше). Если в течение нескольких лет вы не попадали в аварии и вам присвоен высокий класс по КБМ (всего их 15), вам невыгодно допускать к управлению «аварийных» водителей.
10. У меня полис без ограничения числа водителей, допущенных к управлению (мультиполис). Кому будет присваиваться повышенный КБМ, если автомобиль окажется участником аварии, но за рулем буду не я?
Раньше коэффициент рассчитывался исходя из данных владельца, а если данных за предыдущий период страхования в базе не было, то КБМ был равен единице. Причем раньше виновность в аварии влияла на КБМ владельца автомобиля, на которого оформлен полис с неограниченным числом допущенных к управлению лиц. Теперь все ДТП «пишутся» только на виновника, то есть в следующем периоде учитываются при расчете его КБМ. Это распространяется и на мультиполисы.
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
С 9 января 2022 года – новые тарифы по ОСАГО
Feodora52 / Depositphotos.com |
Банк России опубликовал Указание от 8 декабря 2021 г. № 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которому диапазон расширения базовых ставок как вниз, так и вверх составит:
Помимо этого, документ предусматривает обновленные коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя, а также коэффициенты за аварийность (коэффициент бонус-малус, КБМ). Положения о КБМ начнут действовать с 1 апреля 2022 года.
Как отмечается на официальном сайте регулятора, расширение границ тарифного коридора по ОСАГО позволит страховым компаниям ещё больше снижать тариф хорошим водителям и увеличивать стоимость страховки для автомобилистов с повышенным уровнем рисков.
Напомним, летом прошлого года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», направленные на индивидуализацию страховых тарифов (Федеральный закон от 25 мая 2020 г. № 161-ФЗ): базовая ставка тарифа определяется страховщиком для каждого автовладельца индивидуально в зависимости от его риск-профиля. Подробнее о существе поправок портал ГАРАНТ.РУ писал ранее.
ОСАГО в новых границах: как изменится стоимость «автогражданки»?
Новые границы тарифного коридора в ОСАГО вступили в силу. Как нововведения повлияют на стоимость полисов?
Указание, расширяющее границы тарифного коридора ОСАГО, Банк России обнародовал под занавес минувшего года. Его без промедлений зарегистрировал Минюст, и 9 января 2022 года документ вступил в силу. Это значит, что страховые компании уже могут устанавливать базовые ставки тарифа в новых, более расширенных коридорах. Кроме того, изменился территориальный коэффициент, а с апреля введут новые КБМ, которые влияют на стоимость полиса.
Новый коридор
Тарифный коридор — это границы минимального и максимального значения базовой ставки. Ее страховые компании устанавливают персонально для каждого водителя. Чтобы получить стоимость ОСАГО для конкретного автовладельца, базовую ставку умножают на коэффициенты: территориальный, за безаварийную езду (КБМ), стажа вождения (КВС), количество водителей (КО), мощности двигателя (КМ), сезонного использования (КС). На конечную стоимость «автогражданки» влияют и другие факторы, которые у разных страховщиков могут отличаться, например марка и даже цвет машины. Но основные составляющие, влияющие на тариф, — все же базовая ставка и коэффициенты.
С 9 января границы, в пределах которых страховщики смогут устанавливать базовые ставки, расширились для легковых авто физлиц на 10% вверх и вниз, для общественного транспорта — на 4,9%, а для других категорий транспортных средств, в том числе для такси, — на 30%. Это значит, что теперь для автовладельца, который использует легковушку в личных целях, страховщики смогут устанавливать базовую ставку в границах от 2 224 до 5 980 рублей. Для мотоциклов, мопедов и легких квадроциклов физлиц тарифный коридор установлен от 438 до 2 013, для грузовых авто весом до 16 тонн — от 1 572 до 7 884 рублей, тяжелее этого веса — от 2 367 до 11 871 рубля.
То есть у страховщиков появилось больше возможностей для формирования индивидуального тарифа для конкретного автовладельца. Собственно, и задумывалась реформа ОСАГО для того, чтобы безаварийные аккуратные водители платили минимум, а лихачи — максимальную цену. Но если вы в прошлом году не были виновником ДТП, это не означает, что ваш полис подешевеет. Во-первых, потому, что ваш страховщик вполне может поднять вам базовый тариф в новых границах коридора, а во-вторых, изменились территориальные коэффициенты.
Территориальные коэффициенты
С 9 января вступили в силу новые территориальные коэффициенты. В Российском союзе автостраховщиков сообщили, что снижены они для 143 населенных пунктов из 262, без изменений осталось 45.
Уменьшили коэффициенты практически для всех крупных населенных пунктов: в Москве — с 1,9 до 1,8, Московской области — с 1,63 до 1,56, Санкт-Петербурге — с 1,72 до 1,64, Ленинградской области — с 1,27 до 1,24, Уфе — с 1,72 до 1,64, Казани — с 1,9 до 1,8, Екатеринбурге — с 1,72 до 1,64, Нижнем Новгороде — с 1,72 до 1,64, Челябинске — с 1,99 до 1,88, Самаре — с 1,54 до 1,48, Омске — с 1,54 до 1,48, Ростове-на-Дону — с 1,72 до 1,64, Красноярске — с 1,72 до 1,64, Воронеже — с 1,45 до 1,4, Перми — с 1,9 до 1,8, Волгограде — с 1,27 до 1,24, Самаре — с 1,54 до 1,48.
Но если в каком-то регионе процветает мошенничество и аварийные комиссары или автоюристы в судах взыскивают со страховых компаний суммы в несколько раз больше, чем реальный ущерб автомобилю, то эти расходы в конечном счете перекладываются на всех автомобилистов региона. Страховщики потенциальные расходы на аваркомов закладывают в каждый продаваемый полис, чтобы свести свой баланс. В результате стоимость каждого полиса увеличивается на несколько сотен рублей, а в особо проблемных регионах ОСАГО может стать дороже и на все 700 рублей. Поэтому для проблемных населенных пунктов из так называемой «красной зоны» рейтинга РСА (то есть регионов, наиболее подверженных рискам страхового мошенничества в ОСАГО) территориальные коэффициенты повысили.
В Республике Ингушетия коэффициент в Малгобеке вырос с 0,82 до 0,88, в Назрани — с 0,64 до 0,76, в прочих населенных пунктах — с 0,64 до 0,76. В Чеченской Республике он увеличился с 0,64 до 0,76, в Республике Дагестан — с 0,73 до 0,9 в Буйнакске, Дербенте, Каспийске, Махачкале, Хасавюрте и с 0,64 до 0,84 в прочих городах и населенных пунктах. Выросли коэффициенты для Севастополя и Симферополя (с 0,64 до 0,76), которые хоть и не бьют рекорды по мошенничеству, но изначально получили низкие коэффициенты.
Новые тарифы ОСАГО
Принцип, по которому страховщики рассчитывают стоимость полиса, остался прежним. Поэтому сначала расскажу, как ее считают. Стоимость складывается из базового тарифа, умноженного на различные коэффициенты. Если тариф больше 1 — стоимость увеличивается, если меньше — снижается.
ТБ — базовый тариф. Он свой для каждого вида транспорта. Страховые компании могут менять базовый тариф, но оставаться в пределах коридора, установленного Центробанком. Например, до поправок стоимость базового тарифа для владельца частного легкового автомобиля составляла от 3432 до 4118 ₽.
КТ — территориальный коэффициент. Зависит от того, в каком регионе зарегистрирован собственник автомобиля. До принятия поправок КТ в Московской области был 1,7, в Челябинске — 2,1, а в Севастополе — 0,6. В крупных городах коэффициент всегда выше, чем районных центрах и небольших поселениях.
КБМ — коэффициент «бонус-малус». Зависит от истории страховых случаев владельца в прошлом. За безаварийный год страхователь получает скидку 5%, и его коэффициент снижается на 0,05. За 10 лет безупречной езды автомобилист достигает минимального значения КБМ — 0,5.
За аварии коэффициент надбавляют, но надбавка идет быстрее. Если страховщики возмещали за вас убытки по ДТП, к следующему полису они добавят коэффициент 1,4. Но учитывают только случаи, когда авария произошла по вине владельца полиса. Если в ДТП виноват другой водитель, коэффициент не повышают. Максимальный КБМ равен 2,45.
Для начинающих водителей КБМ равен 1. Если в страховку вписывают несколько водителей, при расчете стоимости полиса учитывают КБМ водителя с максимальным результатом. В полисе без ограничения списка допущенных водителей коэффициент равен 1,87.
КВС — коэффициент по возрасту и стажу водителя. Чем ниже возраст водителя и меньше стаж, тем КВС выше.