Цадик что это такое
Кто называется цадиком?
Отвечает рав Реувен Пятигорский
Цадик — по-еврейски праведник, человек, ведущий праведную жизнь, т.е. не просто тот, кто воздерживается от злодеяний и проступков нравственного характера, — этого недостаточно, но тот, кто постоянно стремится к справедливости и совершению благих поступков. Цадик выполняет все заповеди Всевышнего как по отношению к людям, так и по отношению к Творцу. «Цадик в своей вере жив» (Хавакук 2:4).
Первым в Торе получил имя цадика Ноах (Ной), спасенный из-за своей праведности от вод потопа. Наш праотец Авраам просил у Всевышнего спасти города в районе Сдома, если там живут хотя бы десять праведников.
Страдая вместе со своим поколением, цадик искупает своими страданиями грехи поколения. Праведниками были Ноах, Шем, Эвер, праотцы и праматери еврейского народа, Моше, Аарон, Шмуэль, Давид, Мордехай, Эстер и многие другие.
Есть праведники и в наше время. Талмуд говорит о 36 цадиках, скрытно живущих в каждом поколении, благодаря которым существует мир («ламед-вавники», по численному значению букв: ламед — 30, вав — 6).
У праведного человека есть доля в грядущем мире. И хотя абсолютной праведностью никто не обладает, каждый обязан стремиться к ней. Даже злодей, свершивший подвиг полного исправления, удостаивается имени праведника: «Уровень, на котором стоит раскаявшийся, выше того, на котором стоит никогда не грешивший». Впрочем, нет большего греха, чем показная праведность.
У хасидов цадиками зовут руководителей того или иного движения. Например, чернобыльские цадики, ружинские и др.
Значение слова «цадик»
Изначально цадикам не отводилась особая роль в религиозной иерархии. Ими могли быть обычные люди, которые соблюдали заповеди Торы. При этом цадик не мог быть неграмотным или неучем в вопросах религии (не знающий Торы цадик — нонсенс). Согласно легендам цадику нельзя было причинить вред, ибо он находился под непосредственным покровительством Бога. Цадик также как бы освящал ту землю, в которой жил, посему цадик служил талисманом места, отвращая от города наказание Бога (ср. Быт. 18:28). Позднее цадикам начали приписывать экстрасенсорные способности, особый дар целительства и особую силу молитв (таковым считался Бешт).
В хасидизме цадики превращаются в духовных лидеров (ребе), к которым идут за советом, у которых просят молитв и благословения. Хасид был обязан посещать цадика в определенные дни, в первую очередь — во время праздников и десяти дней покаяния, а также иногда по субботам. Целую концепцию цадикизма разработал Элимелех из Лежайска. Предполагалось, что раввин должен быть цадиком, а цадик раввином. В отличие от христианских монахов и аскетов, цадики жили в миру (хотя нередко и странствовали) и обзаводились семьями. Они даже основывали целые династии, а после их смерти их могилы становились местами паломничества. Такие могилы находятся в Бердичеве, Умани и Чернобыле.
Имена цадикам давали по названию местечек, где происходила их деятельность, с прибавлением почетного титула: ребе (учитель) или магид (проповедник). Например, Любавичский Ребе, Ружинский Ребе, Рыбницкий Ребе или Коженицкий магид. Единственная известная хасидская женщина-цадик носила прозвище Людмирская дева.
Митнагдим с одной стороны и маскилим с другой обличали «поклонение человеку» в хасидизме и использование религиозной власти в корыстных целях.
ЦА’ДИК, а, м. [др.-евр. saddīk, букв. праведный]. У евреев-хасидов: духовный наставник, к-рому приписывается особая чудодейственная сила.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова спазматически (наречие):
Цадик
Цадик (ивр. צדיק , то есть праведник) — в иудаизме и особенно в хасидизме: благочестивый, безгрешный человек (святой), пользующийся особым расположением Бога. Изначально цадикам не отводилась особая роль в религиозной иерархии. Ими могли быть обычные люди, которые соблюдали заповеди Торы. При этом цадик не мог быть неграмотным или неучем в вопросах религии (не знающий Торы цадик — нонсенс). Согласно легендам цадику нельзя было причинить вред, ибо он находился под непосредственным покровительством Бога. Цадик также как бы освящал ту землю, в которой жил, посему цадик служил талисманом места, отвращая от города наказание Бога (ср. Быт.18:28). Позднее цадикам начали приписывать экстрасенсорные способности, особый дар целительства и особую силу молитв (таковым считался Бешт).
Имена цадикам давали по названию местечек, где происходила их деятельность, с прибавлением почетного титула: ребе (учитель) или (проповедник) магид. Например, Любавичский Ребе, Ружинский Ребе, Рыбницкий Ребе или Коженицкий магид.
Митнагдим с одной стороны и маскилим с другой обличали «поклонение человеку» в хасидизме и использование религиозной власти в корыстных целях.
Слово цадик входит в состав библейского имени Мельхиседек («праведный царь»).
Глава 267 Цадик. Тридцать шесть скрытых святых
Цадик. Тридцать шесть скрытых святых
Цадик буквально означает «праведный человек», но когда сегодня — говорят: «Он настоящий цадик», обычно подразумевают «святой». В хасидизме цадиком называется ребе — духовный лидер движения.
Наверное, легче всего понять, что значит цадик для еврейской жизни, через жизнь раби Арье Левина, одного из знаменитых святых нашего века. В своей книге «Цадик нашего времени» Симха Раз собрал воспоминания сотен людей, на жизнь которых повлиял реб Арье (как его звали).
Хотя реб Арье был религиозным ученым и учителем, известен он благодаря своей доброте. Его главной заботой была помощь людям, а не их осуждение. Его сын, раби Рефаэль-Биньямин Левин, вспоминает, что отец обычно рано приходил в начальную школу, где преподавал, чтобы встречать своих учеников. Когда сын спросил, зачем приходить так рано, реб Арье пригласил его пойти самому. И когда ученики вошли в школу, отец спросил сына об его впечатлениях. «Очень интересно смотреть, как они заходят, — ответил сын. — Они неодинаково стремятся изучать Тору. Один мальчик обгонял других, у него страсть к учебе. А другой, наоборот, не спешил войти, его мысли все еще заняты играми».
«А я увидел совсем другое, — сказал реб Арье. — У того мальчика порваны брюки. А у этого башмаки рваные и заплатанные. Третий явно голоден: как он сможет учиться?»
«Неоднократно, — рассказывал позже сын, — отец вынимал из кармана деньги, давал детям, чтобы они могли вернуться домой на автобусе холодным зимним вечером, а не шлепали по грязным, немощеным улицам».
Стремление реб Арье делать добро было так велико, что он считал удачей, если люди соглашались принять его помощь. «Он считал, — писал его друг Авраам Аксельрод, — целью человеческой жизни помощь другим. Если проходило несколько дней, а у него не было возможности помочь кому-нибудь советом, добрым словом или просто беседой для улучшения настроения, он начинал думать, что уже не нужен для жизни и что Б-г, наверное, больше не видит смысла в его существовании на земле».
Реб Арье был очень чувствительным человеком. Когда у его жены заболела нога, он пошел с ней к врачу и сказал: «У нас с женой болит нога». Хотя он жил в обществе, не очень склонном ценить романтическую любовь, любовь реб Арье к жене была основана именно на романтике. Давний друг, навестивший его в Пурим, увидел на столе портрет красивой девушки. «Я думал, что это портрет его внучки», — вспоминает он. Но реб Арье ответил, что это его дорогая покойная жена. «Почему ее портрет стоит сегодня на столе?» — «Сегодня Пурим, — ответил реб Арье. — Все счастливы и веселятся. И я тоже, когда смотрю на портрет, испытываю радость и удовольствие». Тот же друг увидел однажды, как он возвращается с кладбища. «Мой внук помолвлен, — объяснил реб Арье, — и я ходил сообщить Хане хорошую новость».
Целью жизни реб Арье было не просто помогать людям, но делать это в форме, которая бы их не смущала. Родители, чей сын был смертельно болен, были вынуждены не отходить от ребенка и днем и ночью. Оба были физически и морально изнурены. Однажды к ним пришли реб Арье со своей женой, и она настояла на том, чтобы родители пошли спать: «Мы побудем с вашим ребенком. Нам как раз нужно обсудить наедине одну важную вещь, и мы не можем сделать это у себя дома, где нас услышат наши дети».
Однажды реб Арье встречался с президентом Израиля Ицхаком Бен-Цви. Президент рассказал ему, что очень удивился, когда судья Верховного суда США спросил его, не знает ли он реб Арье. Судье, как выяснилось, довелось посетить центральную тюрьму Иерусалима в тот момент, когда администрация беседовала с заключенным, которого хотели досрочно отпустить за хорошее поведение.
Этот человек, рассказал судья, был профессиональный вор. Его спросили, достаточно ли он крепок в моральном плане, чтобы следовать узкой тропой честности и больше не воровать. Его ответ был: «В моем сердце нет сомнений, что я вернулся на правильный путь и никогда снова не совершу преступления». Он готовился уходить, но у дверей повернулся и сказал: «Господа, я буду с вами откровенным. Мне кажется, я совершу еще одну кражу». Когда судья посмотрел на него с удивлением, то добавил: «Мне хочется украсть золотые часы, чтобы подарить их реб Арье Левину, потому что именно он вернул меня на путь истинный». Действительно, реб Арье посещал тюрьму в течение сорока лет. В период действия британского мандата (см.) арестованные англичанами евреи-подпольщики особенно полюбили реб Арье. Его влияние на настроение и поведение узников было столь сильным, что президент Израиля Хаим Герцог вспоминал, как английские чиновники спрашивали у его покойного отца (Главного раввина Эрец-Исраэль Ицхака Герцога), не мог бы реб Арье посещать и арабских заключенных.
Реб Арье был ортодоксальным, даже ультраортодоксальным евреем, и всю жизнь, проповедуя соблюдение ритуалов, он неизбежно заботился и о помощи людям. Его жизнь была постоянным прославлением Б-жьего имени (см. след. главу). Если религиозность может сделать кого-либо подобным реб Арье, говорили многие евреи, имевшие с ним дело, то явно имеет смысл быть религиозным.
На иврите число 36 образуется двумя буквами: «ламед» (30) и «вав» (6). И сегодня действительно выдающихся людей называют «настоящими ламед-вавниками».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Диалог о скрытых мотивах
Диалог о скрытых мотивах Десять лет назад вышла у меня документальная книга под названием «Бескорыстие». В ней, пытаясь рассмотреть бескорыстие не только как поступок, но и как душевное движение, я писал о том, что самым «обыкновенным» людям (а их большинство), не
Глава 5 Три царства и шесть династий 221–590 годы
Глава 5 Три царства и шесть династий 221–590 годы «Три Царства» (Санъго), сменившие династию Поздняя Хань, также вскоре рухнули, когда Тоба, варвары тунгусского происхождения, вторглись в расчлененную империю. С этого момента начался период «Шести Династий» (Лючао), во время
Глава 185 В то время, как гибли шесть миллионов. Пароход «Сент-Луис»
Глава 185 В то время, как гибли шесть миллионов. Пароход «Сент-Луис» Гитлер полагал, что союзники не бомбят ни Освенцим, ни железнодорожные пути, ведущие к этому лагерю смерти, потому, что в глубине души они не стремились предотвратить убийство евреев. К сожалению, убеждение
Глава двенадцатая. Тридцать один аромат
Глава 18. О примере святых отцов
Глава 18. О примере святых отцов Смотри на живые примеры святых, в ком просияло истинное совершенство и благочестие, и увидишь, как бедно и по истине ничтожно то, что мы делаем. Увы! Что наша жизнь, если бы сравнить ее с их жизнью! Святые и друзья Христовы Господу послужили в
Глава тридцать первая СЦЕНИЧЕСКИЕ ПЕРЕНОСКИ
Глава тридцать первая СЦЕНИЧЕСКИЕ ПЕРЕНОСКИ Иногда в пьесе возникает ситуация, когда необходимо поднять на руки человека, перенести и положить его на что-нибудь или опустить на землю.-Этот трюк может быть выполнен группой актеров, а иногда — и одним. Бывают ситуации,
Глава тридцать вторая ПРИЕМЫ СЦЕНИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ БЕЗ ОРУЖИЯ
Глава тридцать третья ОСОБЕННОСТИ В ПОВЕДЕНИИ РУССКОГО БОЯРСТВА XVI-XVII ВЕКОВ
Глава тридцать третья ОСОБЕННОСТИ В ПОВЕДЕНИИ РУССКОГО БОЯРСТВА XVI-XVII ВЕКОВ Боярское обхождение XVI-XVII столетий частично заимствовано из дворцового этикета Византии, но во многом сохранило народные обычаи.Россия этого периода была феодальным государством. Крепостное
Глава тридцать девятая ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА
Глава тридцать девятая ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА Общие цели и задачиПредмет «Основы сценического движения», как и остальные дисциплины, должен воспитывать в первую очередь актера-гражданина. Студентов художественных учебных заведений нужно готовить к деятельности
Цадик также корень слова цдака («милосердие», буквально «праведность»). Период, термин цадик «праведный» и связанные с ним значения, разработанные в раввинская мысль из его Талмудический контрастировать с хасид («благочестивый» почетный), его исследованию в этическая литература, и это эзотерический одухотворение в Каббала.
С конца 17 века в Хасидский иудаизм, институт мистический цадик поскольку божественный канал приобрел центральное значение, сочетая популяризацию (практического) Еврейский мистицизм с общественным движением впервые. [1] Адаптируя прежнюю каббалистическую теософскую терминологию, Хасидская философия усвоил мистический опыт, подчеркивая девекут привязанность к своему Ребе руководство, кто воплощать и направлять то Божественный поток благословения миру. [2]
Содержание
Этимология
Edeq в древняя ханаанская религия может быть эпитетом бога Иевусеи. [3] Слово на иврите встречается в библейских именах Мелхиседек, Адонизедек, и Садок, первосвященник Давида.
Природа Цадик
Определения
В классике Еврейский мысли, существуют различные определения цадик. В соответствии с Маймонид (на основе Трактат Евамот из Вавилонского Талмуда 49b-50a): «Тот, чья заслуга превосходит его беззаконие, является цадик«. [4]
По мнению хасидов Таня истинное название цадик обозначает духовное описание души. Его истинное значение может быть применено только к тому, кто полностью сублимированный их естественные «животные» или «жизненные» душевные наклонности к святости, так что они испытывают только любовь и трепет перед Богом, без материальных искушений. Следовательно, цадик служит проводником (מרכבה Меркава) [5] Богу и не имеет эго или самосознания. Обратите внимание, что человек не может достичь такого уровня, скорее он дарован Свыше (или рожден с и т. Д.). [6] Этот уровень выбора повышает уровень «среднего» человека (Beinoni) в того, кто никогда не грешит ни мыслями, ни словами, ни действиями. В отличие от цадиков, они испытывают только божественное девекут (причастие) во время посвященных ему моментов поклонения или учебы, в то время как в мирской жизни они могут соблазняться естественными наклонностями, но всегда предпочитают оставаться на связи со святостью. В Тане [7] подчеркивается разница между прежней талмудистско-маймонидной и последней каббалистико-хасидской концепциями. Поскольку «Тора имеет 70 аспектов» толкования, возможно, обе концепции метафизически верны:
Цадиким Нистарим
Талмуд говорит, что не менее 36 Цадиким Нистарим (анонимный цадиким) живут среди нас во все времена; [8] они анонимны, и только ради них мир не разрушен. [9] Талмуд и Каббала предлагают различные идеи о природе и роли этих 36 цадиким. В Еврейский фольклор они называются ламедвовники, от гематрия числовое значение для 36. В Хасидский иудаизмс его социальным институтом цадиков, играющим центральную роль в сообществе, 36 не обязательно могут быть неизвестны. Однако хасидский афоризм описывает известного Ребе Цадика как одного из 36, поскольку их истинное величие могло быть скрыто за пределами восприятия их преданными последователями.
Цадик поколения
Хасиды придерживаются мнения, что в каждом поколении есть человек, рожденный с потенциалом стать Мессией, если еврейский народ подтвердит его приход. Этот кандидат известен как Цадик Ха-Дор, что означает Цадик Поколения.
Чудотворцы
Пока цадик статус, согласно приведенным выше определениям, не обязательно связан со способностью выполнять или призывать чудеса, период, термин цадик В Талмуде часто используется в широком смысле для обозначения тех, кто достиг особенно выдающегося благочестия и святости. В этом контексте цадиков молитвы считаются особенно могущественными, как сказано в Талмуде: «А цадик велит, и Святой (да будет благословен Он) исполняет «. Это строка изречения Талмуда: Раббан Гамлиэль сын раввина Иуда ханаси раньше говорили: «Сделай Его Волю своей собственной волей, чтобы Он сделал твою волю Своей Волей». [10]
В некоторых контекстах люди обращаются конкретно к благочестивым чудесный работник как цадик. В хасидизме доктрина «практического цадикизма», разработанная Элимелех Лиженский, вовлекал цадиков в чудеса, чтобы направить Айин-Йеш Божественное благословение. В своей самой крайней версии хасидские «чудотворцы», преобладающие в Польше XIX века, подчеркивали эту концепцию, иногда критикуемую другими хасидскими лидерами как поверхностную. К Менахем Мендель из Коцкаи его реакция на народный цадикизм, величайшим чудом было испытать себя без самообмана.
Исторические источники
Основываясь на учении Исаак Лурия, то Баал Шем Тов и Хаим ибн Аттар, Шнеур Залман из Ляди учат во имя Зоар что «Тот, кто вдохнул жизнь в человека, вдохнул от Себя». Следовательно, душа человека исходит из сущности Бога.
Согласно Каббале, цадикi, поскольку они полностью свели на нет себя и свои желания к тому, чего хочет Бог, их божественная душа (которая, как и каждая божественная душа является частью Бога) раскрывается в них больше, чем в других людях, которые не полностью свели себя с Богом. основано на многих еврейских источниках. Вот некоторые:
Терминология в каббале
Отождествление с Йесод
Интеллект в небесной душе сообщества
Лидеры Израиля над массами проистекают из интеллекта Адамдуша [26]
«В каждом поколении есть такой лидер, как Моисей»