Царь гороха что значит

Царь гороха что значит

Большинство специалистов рассматривают поговорки про царя Гороха как яркий образец народного юмора, свойственного не только русским. Например, поляки говорят про стародавние времена «при короле Гвоздике», чехи — «при короле Сверчке», у испанцев есть «времена при Каштане», а у немцев — «лето Табаково» (по аналогии с «летом Господним»). В украинском, белорусском и русском фольклоре известны «заместители» царя Гороха. Этнографам встречались поговорки «при царе Хмеле», «при царе Косаре» (от слова «Цезарь»), «при царе Тимке». Поминали таким шутливым образом и исторических личностей: «еще когда Ермак Сибирь брал», «при царе Сасе (курфюрсте Саксонском) наелись хлеба и мяса, а как пришел Понятовский (король Польши), то пошло всё по-чертовски». В том же сатирическом ключе трактуется выражение «шут гороховый». Первоначально так называлось огородное пугало, которое выставляли на гороховых полях. Но со временем царь Горох и шут гороховый стали персонажами одного ряда.

Другая гипотеза о происхождении царя Гороха связана с упоминанием персонажа в волшебных сказках. Одна из версий русской сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое» начинается так: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича».

В сказке правление царя Гороха лишено юмористической окраски, оно описывается как прекрасное волшебное время. Правда, значительно чаще в русских, белорусских и украинских сказках встречается другой персонаж — Покатигорошек. Обычно он рождается у вдовы, в некоторых вариантах после того, как она съедает горошину. В северно-русской сказке «Окати-Горошек» сказано: «В одном городе жила вдова. И забеременела. Принесла она сына. Растет сын не по дням, а по часам. Как начнет баловаться — кого за руку — рука прочь, кого за ногу — нога прочь, кого за голову — голова прочь. » Богатырь вырастает в считанные дни и отправляется вызволять царских дочерей или собственных братьев и сестер, похищенных Змеем. Во многих сказках Покатигорошек женится на царевне и сам становится царем. Из-за этого возникло предположение, что царь Горох — тот самый Покатигорошек, принявший новое имя в качестве правителя.

Третья версия истории царя Гороха опирается на исторические данные. Например, академик Борис Рыбаков видел в сказках о Покатигорошке и трех царствах — медном, серебряном и золотом — память о завоеваниях VIII–VII веков до нашей эры. Тогда кочевники киммерийцы принесли в Причерноморье и Малую Азию железо. По мнению Рыбакова, сказки сохранили подробности и более позднего времени — первого тысячелетия нашей эры.

Большинство специалистов рассматривают поговорки про царя Гороха как яркий образец народного юмора, свойственного не только русским. Например, поляки говорят про стародавние времена «при короле Гвоздике», чехи — «при короле Сверчке», у испанцев есть «времена при Каштане», а у немцев — «лето Табаково» (по аналогии с «летом Господним»). В украинском, белорусском и русском фольклоре известны «заместители» царя Гороха. Этнографам встречались поговорки «при царе Хмеле», «при царе Косаре» (от слова «Цезарь»), «при царе Тимке». Поминали таким шутливым образом и исторических личностей: «еще когда Ермак Сибирь брал», «при царе Сасе (курфюрсте Саксонском) наелись хлеба и мяса, а как пришел Понятовский (король Польши), то пошло всё по-чертовски». В том же сатирическом ключе трактуется выражение «шут гороховый». Первоначально так называлось огородное пугало, которое выставляли на гороховых полях. Но со временем царь Горох и шут гороховый стали персонажами одного ряда.

Другая гипотеза о происхождении царя Гороха связана с упоминанием персонажа в волшебных сказках. Одна из версий русской сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое» начинается так: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича».

В сказке правление царя Гороха лишено юмористической окраски, оно описывается как прекрасное волшебное время. Правда, значительно чаще в русских, белорусских и украинских сказках встречается другой персонаж — Покатигорошек. Обычно он рождается у вдовы, в некоторых вариантах после того, как она съедает горошину. В северно-русской сказке «Окати-Горошек» сказано: «В одном городе жила вдова. И забеременела. Принесла она сына. Растет сын не по дням, а по часам. Как начнет баловаться — кого за руку — рука прочь, кого за ногу — нога прочь, кого за голову — голова прочь. » Богатырь вырастает в считанные дни и отправляется вызволять царских дочерей или собственных братьев и сестер, похищенных Змеем. Во многих сказках Покатигорошек женится на царевне и сам становится царем. Из-за этого возникло предположение, что царь Горох — тот самый Покатигорошек, принявший новое имя в качестве правителя.

Третья версия истории царя Гороха опирается на исторические данные. Например, академик Борис Рыбаков видел в сказках о Покатигорошке и трех царствах — медном, серебряном и золотом — память о завоеваниях VIII–VII веков до нашей эры. Тогда кочевники киммерийцы принесли в Причерноморье и Малую Азию железо. По мнению Рыбакова, сказки сохранили подробности и более позднего времени — первого тысячелетия нашей эры.

Источник

а что означает выражение ЦАРЬ ГОРОХ?

Кто такой царь Горох?Попытки объяснить его происхождение предпринимались неоднократно.

Обычно вспоминают, что имя это встречается в русских сказках: в давнее время, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, жил-был царь Горох, правитель глуповатый, но, как полагается сказочному монарху, добрый. Однако ссылки на такие повествовательные фольклорные тексты для понимания истоков выражения не дают ничего: почему властителя зовут Горох, остается невразумительным. Не помогает и привлечение сказок с распространенным сюжетом «война грибов», в локальные варианты которого упоминание царя Гороха вовлечено, может оказаться, уже после его сложения.

Знаменитый фольклорист позапрошлого века Александр Николаевич Афанасьев в своем фундаментальном культурологическом труде «Поэтические воззрения славян на природу» предложил сопоставление имени сказочного царя со словом грохот (которое кроме «грома» значит и «крупное решето»). Логика его рассуждений такова: метафорический язык сближает небесный гром с обмолотом зерен; бог-громовник Перун был почитаем и как податель земного плодородия, отсюда общность слов горох и грохот. Слабость такого объяснения, что называется, на виду: горох в отличие от хлеба не обмолачивают, а лущат, поэтому все этимологические сближения и смысловые параллели, которые Афанасьев предлагает в подкрепление высказанной версии, как и само вычитывание древнего мифологического мотива «небесной молотьбы», оказываются напрасными. Но прежде всего отвергнуть его предположение заставляет невероятность фонетических соотношений: звукоподражательный корень слова грохотать для праславянского состояния реконструируется в виде *grox-, тогда как название гороха на праславянском уровне восстанавливается как *gorx- (ср. рус. грохот, польск. grochot, болг. грохот — но рус. горох, польск. groch, болг. грах — как рус. корова, польск. krowa, болг. крава).

Столь же неубедительными выглядят и другие догадки о происхождении фразеологизма при царе Горохе, выдвигавшиеся разными авторами.

Не только любительская, но нередко и научная этимологизация фразеологии грешит тем, что языковой факт рассматривается отдельно, без соотнесения с иными показаниями как данного, так и других языков, и даже вне всякого культурно-языкового контекста. Между тем именно фразеология в первую очередь для своего истолкования нуждается в выявлении и приведении параллельных фактов.

Если же мы выйдем за пределы славянского мира, то найдем у англичан in the year dot, что можно приблизительно передать как «во времена (некоего?) Тютельки», у испанцев en tiempo de maricastana «давным-давно, при Каштане», а немцы в соответствие н

Источник

Царь горох кто это

Царь гороха что значит. Смотреть фото Царь гороха что значит. Смотреть картинку Царь гороха что значит. Картинка про Царь гороха что значит. Фото Царь гороха что значит

Это были годы консолидации Москвы и ее возвышения над другими российскими городами. Будущая столица России активно строилась и расширялась. Новый дубовый кремль уже защищал не только свой центр, но и окружающие его окраины. Буквально на их глазах в Москве возвышались Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Отшельника, Преображенская церковь. При нем был открыт монастырь. В Переяславле-Залесском царь Горох основал еще один монастырь – Горицкий (Успенский).

Царь Горох – кто он, кто стал его прототипом

В далекие времена, называемые на Руси – времена царя Гороха, на берегу пролива Босфор, который в Острожской Библии называется Иордан, стоял удивительный и прекрасный город, с мощными укреплениями и великолепными храмами, где жили люди, умевшие делать много полезных дел. Этот город был наследником Старого Рима, и поэтому его называли Вторым Римом. Ее правители считали себя потомками Бога, создавшего человечество, и поэтому были полубогами в глазах своих подданных. Когда они умирали, подданные, сделав необходимые приготовления, переносили василисков к месту их погребения и вечного покоя, в пустыню Старого Рима, в Египет, где они навсегда оставались в гробницах в виде забальзамированных мумий. Пирамиды и захоронения в Египте – это императорское кладбище царей Первого, Второго и частично Третьего Рима. Города, который сейчас называется Римом, никогда не было, и вся история о нем – это постоянная выдумка епископа Ватикана, Папы Римского. В арабском мире царь будет называться Халифом. Единственным царем России, который объединит в своем лице православие и ислам, будет Иван Халифа (царь-капитан). Это будет прямо с доски его брата, Георгия Даниловича, которого все знают как Георгия Победоносца. Его отражение в истории будет многообразным. Один из них – Чингисхан. Именно он создаст великую империю славян и уничтожит жидовскую Хазарию, враждебную России.

Князь Горох значение фразеологизма

– Представьте себе, это я. Как летит время и как давно это было! Почти при царе Горохе”, – улыбаюсь я, довольный впечатлением, которое произвела на меня фотография, на которой я стою на Дворцовой площади в Ленинграде вместе со своим курсантом Володей Поленовым и однокурсником Володей Самариным. Итак, поехали! По пути мы будем размышлять о значении названий “Вознесенский”, “Гороховая” и “Невский”. Вознесение каким-то образом связано с египетскими пирамидами. Гороховая имеет отношение к сыну солнца Горусу. А Невский? Что скрывается за названием “NEVA”? Я предполагаю, что Нева – это измененное слово “NOVA”. (новый). То есть, Нева – это новая река. Почему новый? В какое время он может быть новым? Является ли он новым с самого начала или изменил курс? Где же тогда находится старое русло реки? Просто вопросы. Однако мы уже куда-то пришли:

Новые публикации

Не татаро-монгольское иго на Руси, а именно уменьшение в вассальной зависимости всех апанажных княжеств и создание мощного Русского государства, которое было передано Георгию его братом Иваном, оставшимся в былине как Батый.
Летописцы отмечали, что этот царь заботился о безопасности жителей, сурово преследовал и наказывал грабителей и воров, всегда выносил “справедливый приговор”, помогал бедным и нищим. За это он получил свое второе прозвище – Добрый.

Литература

Калита – это не кошелек, как трактуют современные историки. Настоящее имя русского правителя Иван Халифа – первосвященник. Халифов стали называть королями в арабском мире. Иван Халиф стал уникальным русским царем, объединившим в своем лице православие и ислам. А как насчет размера помещения? Где еще такое можно встретить – размеры окон, дверных проемов, высота потолков, все указывает на то, что здания были рассчитаны на жителей с ростом два с половиной метра. Где их останки? Нет. Нет, потому что органические материалы не служат так долго, как натуральный камень. А если что-то и оставалось, то оно неизбежно должно было быть уничтожено. Точно так же были уничтожены все географические карты, рукописи, доски, пергаменты и другие носители древней письменности, вывезенные в битком набитых телегах со всей России по приказу Петра якобы для сохранения и переписывания. Ничто не осталось напоминать потомкам о стране, существовавшей на территории нынешней России до Петра. Половина работы уже сделана. Остается только рассмотреть, где был основан Санкт-Петербург – в античности или в Афинах в восемнадцатом веке. Хороший вопрос, но мы должны закончить нашу прогулку по Воскресенскому проспекту.В далекие времена, называемые на Руси – времена царя Гороха, на берегу Босфора, который в Библии называется Острог Иорданский был удивительный и красивый город, с мощными укреплениями и великолепными храмами, где жили люди и умели делать много полезных дел.

Примечания

В предвкушении открытия я отложил свой путь по Гороховой улице и устремился с вершины афинской “пирамиды” навстречу неизвестности, хотя был почти уверен, что линии пересекутся в Гренландии.
С правления Гороха начался суверенитет на Руси. Он первый царь России, а не Иван Васильевич Грозный”, – утверждает старообрядец Катар. – Грозный – первый русский царь, который был коронован в Кремлевском соборе. Отныне все последующие монархи России будут помазываться елеем на троне здесь.

Происхождение фразеологизма

Это открытие, всколыхнувшее память, заставило провести аналогию, а вывод был поразительным. Санкт-Петербург и Афины были построены ОДИНАКОВЫМИ строителями. Правильнее было бы сказать, что они принадлежат к одной культуре. Судите сами: “Народная сказка начинается со слов: “Это было в те годы, когда царь Горох боролся с грибами”. И сразу становится ясно, что дни царя Гороха – это не просто седая древность, а эпические и определенно хорошие времена, вызывающие добрую улыбку при воспоминании о них.

Выражения

Каждый элемент имеет свою метку, “расшифровать” которую, может только специалист. Даже шины, кабели и контакты легко читаются в архитектуре. Города и отдельные объекты определенно связаны единой системой связи, такой как дороги, туннели, ориентация в пространстве, реки и каналы, и все это работает как единое устройство, и силы, используемые для того, чтобы заставить его работать, а также цели и средства этого устройства являются тайной для простых смертных, но чертовски хорошим зрелищем для посвященных. Они среди нас, но мы ничего не знаем о том, кто они на самом деле. Но они существуют, иначе чья воля создала все это “оборудование”? И для них навешивать ярлыки на такие детали, как архангел Баракаэль, просто и понятно. Вам всем это знать не нужно, а эксперты знают, что это такое и для чего используется. Какие виды энергии потребляются и где они используются. В этом месте следует упомянуть, что “печатные платы” Земли расположены не на плоскости, как в наших устройствах, а трехмерны. Мы видим только верхушку айсберга и ничего не понимаем. В нем много впадин, подводных рек и озер разной глубины. И это не считая бесконечного числа невидимых потоков, соединяющих весь аппарат в единую структуру из отдельных блоков.Народная сказка начинается словами “Это было в те годы, когда царь Горох боролся с грибами”. И сразу становится ясно, что времена царя Гороха были не просто седой древностью, а эпическими и однозначно хорошими временами, воспоминания о которых вызывают добрую улыбку на лице. Лингвистика

Этот город был наследником Старого Рима, поэтому его называли Вторым Римом. Его правители, считали себя потомками Бога, создавшего человечество, и поэтому в глазах своих подданных они были полубогами. В момент смерти подданные, сделав необходимые приготовления, переносили своих басилевсов к месту погребения и вечного покоя, в пустыню Старого Рима, в Египет, где они навсегда оставались в гробницах в виде забальзамированных мумий.
– характер русских фразеологизмов игрового характера (
при царе Горохе
,
когда царь Горох боролся с грибами
1] – “в старые, легендарные времена”;
вспомнить царя Гороха
[2])[3] и ряд народных и авторских произведений, в некоторых (обычно псевдонаучных или сатирических) публикациях он рассматривается как легендарный правитель древности.

Царь Горох в России

Грох появился на человеческой пластине много тысяч лет назад. Семена этого растения были найдены в свайных сооружениях, относящихся к раннему каменному и бронзовому векам. К сожалению, нет точной информации о том, где в мире впервые появился этот овощ. Согласно некоторым источникам, родиной гороха считаются район Средиземноморья, Индия, Тибет и Азия. В других источниках упоминаются Северная Индия, Бирма и Таиланд. При раскопках на границе Бирмы и Таиланда археологи обнаружили горох, датируемый 9750 годом до нашей эры. Считается, что именно из этих мест в Европу попал предок всех культурных сортов гороха. Народная сказка начинается со слов: “Именно в те годы царь горох воевал с грибами”. И сразу становится ясно, что время царя Гороха – это не просто седая древность, а эпические и, несомненно, добрые времена, вызывающие добрую улыбку при воспоминании.

Происхождение царя Гороха и фразеологизм царь Горох

“На манер византийцев”, звучало для русских – “по-царогродски”. А в самом Царьграде было очень мало людей. Люди были неграмотными, сказки и слухи передавались из уст в уста. В русском языке существует большое количество идиом, в которых главным героем является горошина: “при царе Горохе”, “шутовской горох”, “ужас”, “как об стенку горох”, “сыпать горохом”. Почему так много внимания было уделено этому простому овощу – гороху?

Подписаться

Горох в России не был институтом. Они возникли в Юго-Западной Азии и на Ближнем Востоке. Сейчас можно услышать рассказы о том, что археологи находили стручки гороха в захоронениях двухмиллионной давности. Я более приземленный человек и считаю, что, согласно русским былинам и календарным обрядам, человечеству всего около 8000 лет. Именно столько времени прошло с момента сотворения мира у древних славян. Поэтому, основываясь на данных первых письменных свидетельств, датируемых не ранее 10 века нашей эры, я сообщаю, что историкам верить нельзя. У них также есть Стоунхендж, сформированный из обычного геополимерного бетона в 1952 году, – древнее сооружение. Кстати и пирамиды в Египте тоже сооружения 12-15 веков нашей эры.

Источник

Царь гороха что значит

Царь гороха что значит. Смотреть фото Царь гороха что значит. Смотреть картинку Царь гороха что значит. Картинка про Царь гороха что значит. Фото Царь гороха что значит«Да, когда же жилъ этотъ царь Горохъ?»
— Съ допотопныхъ дней слѣдъ объ немъ заглохъ
П.А.Вяземский

Про Покатигорошка и царя Гороха. Следы племенного эпоса в фольклоре восточных славян

В теории, вероятность бытования у восточных славян эпоса до образования Киевской Руси допускают многие историки, в статье предпринимается попытка раскрытия этой темы.

Автором исследованы данные русского, украинского и белорусского фольклора, касающиеся персонажей с «гороховыми» именами с целью выяснения их взаимосвязей.

Древность персонажа по имени царь Горох осознаваемая и постулируемая носителями фольклора находит подтверждение в средневековых европейских анналах, излагающих народные предания об отцах-основателях первых государств с именами того же стилистического ряда.

Деяния героев восточнославянского фольклора с именем Горох выстраиваются в цепь взаимосвязанных эпизодов, подобно тому, как смогли выстроится в единое произведение Калевала разножанровые карело-финские песни (эпические, лирические и магические), собранные и упорядоченные Э. Ленноротом.

В работе показана высокая вероятность существования у восточных славян в раннее Средневековье эпоса о реальном народном герое по имени Горох.

Персонажи с именем Горох / царь Горох встречаются в нескольких жанрах восточнославянского фольклора: пословицах, поговорках, сказках и песнях. Имя царя в поговорках и сказках одного сюжета может меняться, например, вместо общего для русских, украинцев и белорусов фразеологизма о древних временах «при царе Горохе» (с вариантами) в локальных традициях говорят «при царе Копыле», «при царе Косаре» и пр. В волшебных сказках «замещать» Гороха могут персонажи Медвежье ушко, Иван-царевич и др.

Однако, ни одно из других имен героев аналогичных тем и сюжетов не имеет такой многожанровой распространенности, как имя Горох. То есть о Медвежьем ушке нет песен и поговорок, о царе Копыле нет сказок и песен и.т.д. По популярности имен персонажей различных жанров восточнославянского фольклора в целом, имя Горох уступает другим именам, например имени Иван. Но большинство персонажей по имени Иван это различные герои с одинаковым именем и их приключения нельзя разместить в логической последовательности.

А.Ф. Журавлев считает, что «Поиски подлинных исторических лиц и событий, стоящих за теми или иными выражениями рассматриваемого ряда, могут быть не лишенными оснований. Например, украинское за короля Сибка (як була земля тонка, що носом проб’еш, та й води ся нап ‘cut) связывается с именем польского короля Яна Собеского. Польский фразеологизм za krola Sasa объясняется памятью о польском короле Августе II, курфюрсте Саксонском; он перенят и украинским фольклором: За царя Саса. нашись люде хлгба й м’яса; а як настав Понятовсъкий [последний польский король], то все й niuuio по-чортовсъкш..; За царя Саса, modi добре було: Ьк. хлгб, хоч роспережи паса [«распояшься»] и под.

В «Повести временных лет», источнике XII века упоминается основатель Киева перевозчик или ловец Кий, то есть Колотушка (деревянный молот), имена его братьев и сестры такие же короткие и смешные нашему уху, но их этимология менее ясна. В кельтских преданиях Уэльса встречаем имена Ольха, Шепот, Поросенок, Синева, Стекло и др. Все вышеперечисленные легендарные персонажи предположительно жили не позднее V – VII вв. н.э.

Имена исторических личностей продолжают этот ряд: вождь антов Бус / Бож (IV век) носил имя со значением «серый» (или сокращение от Божемир, Божеслав); имя императора Карла (VIII век) означает «мужчина»; нитранский князь Прибина (IХ век) имя, означающее «нагулянный, незаконнорожденный», имя его сына – Коцел скорее всего означает «козел».

Разумеется, в рассматриваемое время IV – IХ вв. н.э. у европейских народов наряду с именами Репка, Ольха, Вода, Козел и прочими существовали и более поэтические имена: Беовульф (Пчелиный волк/ Медведь), Межимир (Разделяющий мир), Хлодвиг (Славный воин), Сванхильда (Лебединая битва) и прочие, известные из письменных источников. Однако хорошо просматривается тенденция: с течением времени «простые» имена (производные от существительных) заменяются именами более высокого значения, обычно двухчастными.

Примерно к XII веку простые имена исчезают в среде знати, сохраняясь в народной среде. И как современные имена Лев, Карп, Вера, Любовь не ассоциируются у нас с соответствующими существительными и не кажутся нам «смешными», так и личное имя Горох в определенный временной период было вполне обычным и его мог носить правитель. Это подтверждает нередкая в наши дни фамилия Горохов/Горохова в большинстве случаев произошедшая от прозвища или личного имени Горох и русский баронский род польского происхождения – Горох.

Возможно, память о царе Горохе сохранилась в поговорке шут гороховый. А.Ф. Журавлев по поводу этого пишет: «Нет резона оспаривать мысль, что изначально оно синонимично фразеологизму чучело гороховое (то есть непосредственно «пугало на гороховом поле»). Однако фразеология часто многослойна, допускает разнонаправленные связи, позднейшие смысловые пересечения. Мы можем осторожно предположить, что косвенным образом, во вторичном сближении, шут гороховый с царем Горохом сопряжены: фигура шута-острослова при монархе слишком популярна, чтобы ассоциации такого рода не оказались возможными».

На этом фоне война царя Гороха с грибами обретает вероятность метафорического намека на некие реальные военные действия аналогично тому, как приведенная в летописях пословица «Пищанцы волчьего хвоста бегают» указывает на разгром радимичей киевским воеводой Волчий Хвост в 984 году на реке Пищане. Если бы в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях не было упоминания об этом историческом персонаже и событии, а поговорка сохранилась, то для нас был бы не ясен ее двойной смысл, мы понимали бы ее как описание непонятного избегания пищанцами реальных волчьих хвостов. В русском фольклоре сохранился эпизод подготовки грибов к военному конфликту с царем Горохом.

3. Песни. Варианты текста с условным названием «Война грибов», систематизаторы отнесли к сказкам выделив одноименный сюжет, однако В. Даль приводя один из текстов в своем сборнике «Русские народные сказки» замечает: «Это скорее песня, чем сказка; встречается в сборниках песен». У Шейна две песни имеют рефрены, что предполагает по крайней мере ритмичное произношение. Тексты поданы в ироническом ключе, в них описывается «мобилизация» грибов, большинство из которых воевать отказываются.

По некоторым косвенным данным можно осторожно предположить исход этой битвы – проигрыш царя Гороха. Несмотря на то, что в большинстве случаев семантика гороха в народной традиции положительна (изобилие, множественность), имеются и следующие факты: отказ в сватовстве выражался преподнесением горохового венка, скомороху предназначалась «плата – гороху лопата», то есть ничтожно малое поощрение потому что «горох да репа – завидное дело, кто мимо идет, тот сорвет», то есть скомороху дали продукт, находящийся в свободном доступе, то, что скоморох мог бы и сам себе добыть не работая по найму. Ряженые шут гороховый и гороховый медведь, завернутые в гороховую солому пугали народ на Святки и Масленицу, над ними смеялись.

Такие символические знаки отторжения, проявленные с помощью гороха в эпизодах архаичных действ (свадьбы и календарные праздники) не могли возникнуть случайно. Возможно, они намекали на некое всем известное происшествие, мифическое или историческое в котором горох потерпел крах. Преподнеся жениху гороховый венок как бы говорили ему: «прогоняем тебя, как гнали царя Гороха».

Царь гороха что значит. Смотреть фото Царь гороха что значит. Смотреть картинку Царь гороха что значит. Картинка про Царь гороха что значит. Фото Царь гороха что значитАрхеологически наследие вятичей в культуре их потомков прослеживается до XVII века и, как было отмечено выше, аналогичные иронические тексты были записаны в это же время. Можно предположить, что песни с сюжетом «Война грибов» есть реликт фольклора вятичей.

Актуальность темы войны растений в племенной, раннесредневековый период подтверждает валлийская поэма «Битва деревьев», записанная в IХ – Х веках. В поэме от лица барда Талиесина (VI век) описывается битва различных пород деревьев, относящихся к темным и светлым богам. Показательно, что жители Уэльса считали, что соседняя Ирландия является «нижним миром» откуда и являются силы зла.

Утверждается, что эпическое сражение случилось из-за пустой причины, «из-за косули, чибиса и борзой», то есть и в этом произведении просматривается ирония. Помимо мифологического аспекта в поэме прослеживается вероятность описания некой древней битвы кельтских племен валлийцев с ирландцами, метафорично обозначенных различными растениями с мифологической символикой нижнего и верхнего миров.

Горох можно есть после Ильина дня, а это период Громовержца, сухие зерна в погремушках звучат как гром, сыпучесть гороха ассоциировалась со слезами, потоками воды и т.п. То есть с мифологической точки зрения война грибов с горохом есть противостояние Ярилы и Перуна.

4. Сказки. В волшебных сказках словосочетание царь Горох встречается только в двух русских сказках, в обеих – единожды, обе сказки носят явные следы литературной обработки.

Второе упоминание находим в «Сказке о Василисе золотой косе, непокрытой красе и об Иване-Горохе» с сюжетом «Брат спасает от змея сестру и братьев», автор называет главного героя то Иваном-Горохом, то просто Горохом. В самом конце сказки находим: «Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой державой, и в роды родов славилось имя царя Гороха».

То есть в сказке описана история воцарения богатыря- змееборца с именем Горох / Иван-Горох. Мы не знаем, был ли упомянут царь Горох в исходном народном варианте, скорее всего нет, потому что сюжет «Брат спасает от змея сестру и братьев» обычно заканчивается возвращением героев домой, не женитьбой. И все же следует отметить, что человек, литературно обработавший эту сказку в начале ХIХ века отлично владел материалом.

Дело в том, что герой восточнославянских сказок с «гороховым» именем прочно связан не только с сюжетом «Брат спасает от змея сестру и братьев», но и с сюжетом «Три царства…», и он в большинстве случаев заканчивается женитьбой и воцарением главного героя. То есть автору обработки были известны и сказки с воцарением героя с именем Горох, и поговорка о временах царя Гороха.

В волшебных сказках более распространена другая форма имени героя рассматриваемых сюжетов – Покатигорошек (варианты: Кати-Горошек, Иван-Покати-Горох, Перекати-Горошинка, Окати-Горошка, Коты-горошок, Кацi-горошык, Катигорошинка, Катигорошка), однако в источниках встречаются и такие варианты имени, как Горошина, Горошинка, Горiшок (укр.), Горошок (бел.), Иван-Горох, Иван-Горошко.

И хотя в сказках преобладают имена с упоминанием катания гороха мы имеем основания считать историю чудесного рождения, подвигов и воцарения молодого Покатигороха рассказом о «юношеском периоде» жизни царя Гороха, так как в древности имена менялись и видоизменялись в зависимости от жизненных обстоятельств.

Отметим также что история чудесного рождения героя от проглоченной его матерью горошины (часто попавшей в воду для питья) имеет вполне ясные указания на то, что он незаконнорожденный. О забеременевших незамужних женщинах говорили «гороху объелась», проводя аналогию между большим животом беременной и животом, раздутым от газов, вызываемых горохом. В некоторых вариантах сказки мать героя прямо названа девкой или вдовою. Спасенные Катигорохом братья проявляют к нему агрессию и вынуждают героя уйти из семьи, такое поведение может быть объяснено тем, что братьев не устраивал факт незаконного рождения их единоутробного брата.

В двух волшебных сказках богатыри Горох и Гороховик являются спутниками главных героев – Медвежьего Ушка и «лыцаря» Давидоновича, они вместе совершают подвиги. И только одна сказка является новеллистической, более поздней, в ней Горiшок это трехлетний пронырливый хлопчик, обманывающий барина, чумаков и богатого дядю. Сказки про богатыря Покатигороха были наиболее популярны в Малороссии, возможно имя, данное рассказчиком мальчику – авантюристу есть антитеза имени богатыря Гороха.

Мы видим, что в восточнославянских сказках, песнях, пословицах и поговорках с упоминанием человека по имени Горох речь может идти об одном и том же персонаже в разных ситуациях, и эти ситуации соответствуют биографиям многих эпических и исторических героев древности: чудесное рождение, богатырские подвиги, женитьба, воцарение и царствование с типичным сопровождением средневекового правителя – шутом и военными походами на соседей.

В I веке н.э. Тацит описал германские племена и сообщил о том, что у них имелись песни о предках и вождях, которые заменяли историю и это была общая тенденция для многих народов на определенной стадии развития общества. Отрицать наличие у соседних с германцами славянских племен подобных произведений нет никаких причин, тем более на фоне выявленной истории царя Гороха.

Богатырь Покатигорох и царь Горох – это бренды восточных славян, у соседних славянских народов таких персонажей нет, фольклорные сюжеты и мотивы с их участием являются общемировыми и архаичными. Налицо следы племенного, до государственного эпоса восточных славян, отражавшего многовековое противостояние полян с древлянами, вятичами и другим племенами лесной зоны.

Мы полагаем, что единой восточнославянской эпопеи о герое по имени Горох не существовало, как не существовало единого связанного нарратива об одном из главных персонажей валлийского фольклора короле Диведе Пуйлле, карело-финском эпическом герое Вяйнемёйнен и многих других.

В восточнославянском фольклоре, как и в кельтском, и в карело-финском, имели место только отдельные разножанровые произведения о приключениях и деяниях одного и того же героя, а общая картина жизни героя существовала в ментальном виде. Наиболее актуальным временем для реального существования героя такого типа является первая половина I тыс. н.э. и ранее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *