Царь рыба что это
История появления слова «Царь- рыба»
Книга «Царь-рыба» появилась в печати в 1976 году, оказавшись сразу в центре общественного внимания.
Тему «Царь-рыбы» можно определить, как размышления о чистоте нашего бытия, о чистом доме, чистых людях, о чистой незамутненной природе.
У «Царь-рыбы» два эпиграфа. Один взят из стихотворения Н. Рубцова. Другой принадлежит перу американского ученого Халдора Шепли. Эти строки выражают авторскую позицию, предуведомляя читателей о противоречивом содержании «Царь-рыбы». Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.
Открывает цикл рассказ «Бойе». Название рассказу дала кличка собаки, в переводе с эвенкийского означающая «друг». Бойе – это символ преданности, беззащитности, взывающий к совести и справедливости.
Вслед за новеллой «Капля» следуют несколько рассказов о браконьерах: «Дамка», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало». Перед нами проходит целая галерея характеров, сложных человеческих судеб и непростых отношений.
Яркий эмоциональный центр всего произведения – глава «Царь-рыба», в которой волею судьбы на одном крючке оказались огромный осетр и человек.
Вторая часть «Царь- рыбы» связана с образом охотника Акимки. Первый рассказ «Уха на Богадане» посвящен детству и семье Акимки. Последующие рассказы «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон в белых горах» знакомят нас с раскрытой нараспашку душой.
Образы браконьеров
В первой части книги Астафьев рисует нам колоритные характеры современных браконьеров: Дамки, Грохотало, Командора.
Герой Астафьева, прозванный собачьей кличкой дамкой из-за своего лающего смеха, живет бездумно и легко, пьянствует, ёрничая и мешая людям. Единственной отрадой его разгульной жизни является «шпионское ремесло», а попросту подкарауливание парочек в темных углах поселка. Этот бесшабашный мужичонка, подчиняясь общему настроению поселковых мужиков. Занимается браконьерской ловлей рыбы.
Пойманный рыбнадзором с незаконно добытой стерлядью, но привыкший к безнаказанности и какому – то брезгливому всепрощению, он, испугавшись, все-таки не ожидал суда и возмездия. Поэтому Дамка снова занялся тайным промыслом, пил, веселился. И хотя рыбнадзор ужесточился. Река снова была полна недозволенными снастями и погубленной рыбой.
Совсем другие браконьеры появляются в последующих главах. Эти скроены из другого человеческого материала. Они отличаются волей, напористостью, сметливостью, твердостью характера, изворотливостью. Силы и страсти богатой сибирской натуры находят реализацию лишь в стремлении обмануть рыбнадзор, наловить тайным образом и нажиться.
Судьбы этих героев говорят о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, сам страдает от зла.
Больше всего на свете любил Командор свою дочка Тайку, но не суждено было ему, как мечталось, выучить умницу-дочку и уехать с ней в далекие края. Такой же браконьер, только сухопутный, сгубил дочку неустрашимого Командора. «Нажравшись бормотухи, шофер уснул за рулем, вылетел на тротуар и сбил двух школьниц, возвращавшихся с утренника». Неизбывное горе замучило Командора, отдалило его от семьи и людей.
Другая, но такая же трудная, тяжелая судьба у рыбака по фамилии Грохотало. Он появился в сибирском поселке Чуш с Украины, отбывал срок заключения за связь с бандеровцами. Грохотало был мужик «фартовый», везло ему на улов, но лишь однажды, когда единственный раз в жизни зацепил огромного осетра, сразу был пойман рыбинспектором. И такие ненависть и ярость охватили заведующего свинофермой Грохотало, что крушил и ломал на своё пути и в своем доме, пытался даже облить бензином своё жильё и поджечь его – народ отстоял.
Астафьев ясно показывает свою позицию: каждый рассказ о браконьерах заканчивается наказанием. Наказание рано или поздно неминуемо настигает виновного – таков смысл рассказов о браконьерах.
История появления слова «Царь- рыба»
Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые. Почему же испытание Игнатьичу пришлось пережить не просто с рыбой, а с царь – рыбой?
Во – вторых, в языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду. «Со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбе. » Последние слова этой цитаты – традиционное фольклорное иносказание. Вместо прямого названия «осётр» даётся косвенное, описательное «царь-рыба». Это обозначение мощного существа, от которого зависит жизнь и благополучие рыбака.
Вопросы
—- Какое впечатление произвел на вас роман?
—- Почему главного героя все зовут Игнатьич? Чем он выделяется среди односельчан?
— Как жители поселка относятся к Игнатьичу?Почему не может наладить отношения с братом?
— Чем занимается Игнатьич?
— Что происходит с Игнатьичем на рыбалке?
— Какой увидел рыбу Игнатьич? Почему же не отпустил рыбу с крючков? Почему не отправился за подмогой?
— А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась? О чём просит Игнатьич?
— Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?
—История появления слова «Царь- рыба»
— Как ведет себя рыба и человек, оказавшись на одной ловушке?
—Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.Что понимает Игнатьич?
— Какова авторская позиция по отношению к браконьерству?
Краткое содержание «Царь-рыба»
Всего получено оценок: 1103.
О произведении
Повесть «Царь-рыба» Астафьев написал в 1976 году. В ней автор раскрывает темы противостояния человека и природы, отношений индивида и общества. Произведение вошло в книгу Астафьева «Царь-рыба», включающую эту и другие повести и рассказы писателя.
В повести поднимаются важные темы потребительского отношения людей к природе, ответственности человека перед окружающим миром.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Царь-рыба» по главам. Пересказ подойдёт для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.
Место и время действия
События повести происходят в середине XX века в России, в посёлке Чуш на берегу реки Енисей.
Главные герои
Краткое содержание
Узнав о случае на реке, жена Командора заставила пойти попросить у Игнатьича извинения. Командор попытался оправдаться перед братом тем, что был пьян. Игнатьич напомнил, что за пьянство Командора могут снять с должности капитана. Эти слова сильно разозлили Командора.
Игнатьич рванулся из воды, попробовал перевалиться в лодку, но рыба тут же попыталась укусить его за ногу. Мужчина обвис, он постепенно погружался в дрему. Он вспомнил, как видел утопленника, которого поедали рыбешки.
Заключение
Повесть Виктора Петровича Астафьева «Царь-Рыба» была удостоена Государственной премии СССР в области литературы, переведена на десятки языков. Недалеко от Красноярска был возведен посвященный произведению памятник в виде большого осетра, разрывающего рыбацкую сеть.
Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Царь-Рыбы», а оценить повесть в полном варианте.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Анализ произведения «Царь-рыба» (В.П. Астафьев)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.04.2020 · Обновлено 20.04.2020
Астафьев относится к писателям-деревенщикам, которые в своих произведениях пытались донести до читателя необходимость сохранения русской культуры, затрагивали темы экологии и сохранения окружающей среды, нравственности жителей деревни и города. Повесть Царь-рыба входит в одноименный цикл рассказов, объединенных местом и временем действия, темами браконьерства и отношений между человеком и природой. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ произведения «Царь-рыба» по плану.
История создания
Рассказ «Царь-рыба» является ключевым в сборнике, что отражено в его названии. Сборник был написан в 1976 году и сначала публиковался в журнале «Наш современник» по мере написания новых рассказов. «Царь-рыба» был пятым.
Затем автор выстроил повести в отдельном сборнике, следуя композиционной логике. В сборнике он повествует о жизни людей у реки, частыми сюжетными ходами рассказов являются: преступление против природы и последующее наказание. Чаще всего это браконьерство в рыбной ловле. Все произведения в сборнике автобиографичны. Сам писатель долгое время жил в глубинке и наблюдал за нравами местных жителей.
История написания рассказа «Царь-рыба» была не менее драматична, чем история публикации. Автор имел напряженные отношения с цензурой. Но именно эта работа по счастливой случайности начала выходить в свет по частям и без правок! Писатель был удивлен, как и его друзья, но на втором выпуске уже получил предупреждение сверху: «Островата вещь-то, Виктор Петрович, почистил бы». Естественно, Виктор Петрович не почистил, и третий номер с рассказом не выпустили в печать. Однако к тому моменту книга стала резонансной, и не дать ей хода было уже невозможно. Рассказ просочился в зарубежную печать и вызвал полемику. Поэтому произведения Астафьева из этого цикла продолжили печатать, и «Царь-рыба» имел наибольший успех. Власти же сменили гнев на милость и наградили талантливого автора государственной премией СССР.
Жанр, направление
Рассказ «Царь-рыба» написан в реалистическом направлении и относится к деревенской прозе. Сам сборник автор определил, как «повествование в рассказах».
Доказать это нетрудно: в центре повествования один главный герой, других персонажей минимум, объем краткий, сюжетная линия — одна. Особенностью можно назвать рекурсию главного героя. Основной конфликт происходит в нем самом, внешняя борьба с осетром перенеслась во внутрь и вскрыла давний нарыв. Герой вспоминает свое прошлое, действие переносится туда же.
Смысл названия
Царь-рыбой в давние времена называли осетра, одну из самых ценных рыб. В рассказе и всем цикле этот мифический образ-символ гигантской рыбы олицетворяет собой всю природу, силу стихийную и властную над человеком. Это природа-мать, несущая в себе новую жизнь – множество икринок. Также в рассказе она олицетворяет судьбу и нравственное начало, способное судить и наказывать человека за его проступки.
Так вспоминает слова дедушки Игнатий, когда встречает царь-рыбу:
«А ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте. Ненадежно дело варначье…»
Композиция
Композиция рассказа «Царь-рыба» – классическая: завязка, развитие действия и развязка.
Суть: о чем рассказ?
Рассказ раскрывает взаимоотношения человека с природой и другими людьми. Отношение человека к природе становится показателем духовного состояния личности, его моральных качеств.
Главный герой, Зиновий Игнатьич, занимается браконьерством и незаконно ловит рыбу, хотя в ней не особо нуждается, им движет жадность. Он считает себя царем природы, думает, что она ему подвластна. Хочет поймать царь-рыбу, чтобы похвалиться перед односельчанами, и не зовет на помощь, потому что из-за жадности жалеет, что нужно делить добычу. За такое отношение к природе и жизни его и наказывает мифический осетр, ставя его в пограничную ситуацию между жизнью и смертью, чтобы герой осознал свои грехи и покаялся, испытал катарсис и духовно очистился.
По мере борьбы с осетром, который опрокидывает лодку и рыбака, герой вспоминает прошлое и думает, за что его могла так покарать судьба. Оказывается, давным-давно он любил одну девушку из деревни, но она предпочла ему приезжего офицера. Он уехал, Глаша осталась, и мужики подговорили Игнатьича проучить гулящую девку. Он завел ее в чащу, получил то, что хотел, и пнул ногой в реку — неглубоко, для наказания. Потом он просил прощения, но понял теперь, что этого мало. Бог вступился за женщину. Осознав это, он освободился от рыбы и выжил.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон перечислил образы в рассказе «Царь-рыба» в формате таблицы:
Зиновий Игнатьич | Самый богатый рыбак на селе, человек замкнутый, хитрый и алчный. У него сложные отношения с семьей, они с братом враждуют. Из его воспоминаний известно, что он поступил жестоко по отношению к женщине и поднял на нее руку. Им движет одна цель — нажива. Поймать рыбу он хочет в качестве трофея, чтобы получить деньги и похвастаться перед односельчанами. В какой-то момент эти мотивы становятся для него важнее жизни, но он раскаивается в своих прегрешениях и освобождается от рыбы. |
Глаша | Ведомая и легкомысленная девушка, которая, впрочем, была обманута так же, как и Зиновий. Офицер уехал, а она осталась наедине с суровыми деревенскими нравами. Глаша отличается кротостью и покорностью судьбе. Она не стала жаловаться на обидчика и снесла оскорбление без ропота. |
Царь-рыба | Это символ природного божества, которое наделено некоей судебной властью. В фольклоре местных жителей такая рыба — сама судьба. Ее удается встретить единожды, но необходимо отпустить, иначе удача обернется проклятием. Эту рыбу нельзя трогать, она священна для рыбаков, ведь они сильно зависимы от речной стихии и могут пострадать от ее гнева за чрезмерную жадность и неуважение к хозяину вод. |
(жизненный путь, природа и человек, быт и нравы деревни, любовь)
Тематика рассказа «Царь-рыба» может быть описана подробнее, но растягивать разбор ею Многомудрый Литрекон не хочет (и так много информации). Поэтому если Вам необходимы дополнения, напишите в комментариях, и они появятся:
Проблемы
Проблематика рассказа «Царь-рыба» тоже может быть расширена по Вашему указанию:
Основная идея
Смысл рассказа «Царь-рыба» заключается в том, что человек — не царь природы, она сильнее его. Человек своими поступками вредит экологии, хотя должен жить в гармонии с окружающим миром и не злоупотреблять его ресурсами. За плохое обращение с матерью-природой, попытки покорить и подчинить ее себе, главный герой наказывается «свыше».
Главная мысль рассказа «Царь-рыба» состоит в нравственном очищении Игнатьича, которому была необходима эта встреча. В его воспоминаниях о Глаше мы видим негативные стороны его личности, трусость, жажду мести. Но в итоге герой кается и просит прощения, он понимает, что поступал плохо, и это его очень мучает. Мы видим, что он неплохой человек, чтобы встать на путь нравственности ему нужно озарение, что с ним и происходит в итоге борьбы с царь-рыбой.
Чему учит?
Рассказ «Царь-рыба» учит человечности, разумному пользованию природными ресурсами. Главное и ценное в жизни не нажива и богатство, не статус, а сама жизненная энергия, духовная гармония, жизнь в соответствии с законами природы и законами духовной чистоты.
«…и ему сделалось легче… от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».
О чем заставляет задуматься Астафьев? Каковы нравственные уроки в рассказе «Царь-рыба»? Они состоят в том, что человеку нельзя зазнаваться и думать, что окружающий мир создан исключительно для его наживы. Нужно ответственно использовать то, что дано, и давать взамен. Жители деревни только берут рыбу и живность, но не заботятся о природе. Не менее бездумно они распоряжаются друг другом. Женщина в деревне становится такой же рыбой, которую берут, не спрашивая, и даже наказывают за сопротивление. В семьях мы видим соперничество и борьбу за материальные ценности. Вот к чему ведет хищнический менталитет рыбаков, которые грабят не только окружающий мир, но и своих домочадцев. Мы может сделать для себя такой вывод: в основе человеческих отношений должен быть обмен, а грабеж. Мы должны поддерживать нормальное состояние экосистемы и нашей семьи, а не драться за кусок, убивая всех на своем пути.
Критика
Художественные средства в рассказе «Царь-рыба» весьма изобильны и интересны. В качестве одного из главных изобразительных средств в рассказе автор использует ассоциации между человеком и природой. Астафьев раскрывает человека через природу и наоборот, используя метафоры и сравнения:
«И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная… Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке, в холодной осенней воде».
Человек — это дитя природы, он должен быть един с нею, поэтому она помогает ему обличить и осознать его грехи. В повествовании о борьбе Игнатьича с рыбой его образ обобщается, и автор называет иногда его “человек”, а не по имени. Тем самым показывая масштаб взаимоотношений человека и природы.
О мастерстве автора писали многие критики:
«Огромный и неспокойный талант Виктора Астафьева — это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мириться с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена были добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях», — писал В.Г.Распутин о писателе В.П. Астафьеве.
Краткое содержание Астафьев Царь рыба
Pыбака Игнатьича односельчане уважали за его ум и готовность всем помочь, однако отмечали отсутствие искренности в его поступках. У героя было какое-то особенное чутье, позволившее ему стать самым умелым рыбаком в округе. Однако рыбацкое мастерство он использовал во вред природе, занимаясь браконьерством. Хоть и опасаясь быть пойманным во время запрещенной рыбалки, он из жадности не мог остановиться, желая наловить рыбы больше.
И вот попался ему как-то огромный осётр – прямо царь-рыба. Схватил рыбак топор и ударил обухом по рыбьей голове, но не удержался и свалился с лодки в воду, угодив в свои же сети. Понял Игнатьич, что не сможет он совладать с царь-рыбой, что теперь обоих их ждет погибель. Судорожно пытаясь высвободиться от крючков и сетей, рыбак даже заговаривает с осётром. Все больше запутываясь, без особой надежды на освобождение, герой чувствует холод прижавшейся к нему рыбы и понимает, что осётр жмётся к нему, так же, как и он, боясь смерти. В голове проносятся далекие воспоминания из детства и юности. Игнатьич осознает, что все жизненные неприятности были связаны с его зверским и жадным отловом рыбы.
Внезапно вспомнился старый рыбак, который предостерегал от встречи с царь-рыбой, советуя сразу опускать его, коль есть в прошлом грех. Герой начинает думать, какой же грех лежит на нём? И тут вспомнил он историю, тяжким грузом лежащую на его совести.
Была у него по молодости невеста Глаха. И поползли по деревне слухи, что зажималась она в углу с приезжим лейтенантом. Решил он отомстить за измену, и надругался над девушкой, еще и хвастался потом ребятам да мужикам. После армии он женился, Глаха тоже вышла замуж, но между ними так и осталась эта тихая вражда и обида. Со временем Игнатьич начал испытывать муки совести, но девушка его так и не простила.
Понял рыбак, что за этот грех он несет наказание сейчас, и начал просить прощения перед Богом и Глашей. И вдруг рыба, освобождаясь, уплывает, унося с собой все крючки и сети, вызволив тем самым рыбака. Понял он – простила его природа, дала второй шанс.
Автор описывает высвобождение от рыболовных сетей и крючков, но на самом деле имеется в виду освобождение души, достигнутое рыбаком после искреннего раскаяния.
Вывод: иногда совесть илинеожиданное событие заставляет человека расскаяться в плохих поступках
Подробный пересказ
Главным героем в произведении Виктора Астафьева «Царь – рыба» является Зиновий Игнатьевич Утробин, односельчане его называют по – простому – Игнатьич.
Родился и вырос Зиновий в рыбацком сибирском поселке, недалеко от Енисея.
За ум и смекалку односельчане с большим уважением относятся к этому человеку. Игнатьич никогда не отказывает в помощи, но все его добрые поступки совершаются не от чистого сердца.
В селе он слывет самым зажиточным мужиком, у которого крепкое ладное хозяйство, у Зиновия самый лучший и красивый дом, но дружеских и близких отношений он не поддерживает ни с кем, даже с родным братом.
В селе, где проживает Игнатьич и его односельчане, в основном все занимаются рыбным промыслом. И тут Игнатьич опережает всех своим везением и умением чувствовать рыбу. С детства он связан с рыбалкой, и его большой опыт, приобретенный за длинную жизнь, помогает ему в рыбацком деле.
Природная жадность толкает Игнатьича на браконьерство, он вылавливает огромное количество рыбы, идущей на нерест, этим самым опустошая природные водоемы.
Он понимает, какой вред наносит, истребляя ценную рыбу, боится быть пойманным рыбоохраной, боится позора, но жажда обогащения, чудовищная жадность не дают ему пересилить себя.
Но и рыба, недаром ее называют царем рыб, сопротивлялась изо всех сил.
В мозгу Игнатьича всплывает мысль, что это не рыба, а оборотень, и послана ему как наказание свыше.
За любое деяние человек должен нести ответственность, всегда наступает час расплаты.
Произведение Виктора Астафьева «Царь – рыба» является доказательством неразрывного единения человека с природой. Главным для человека должны быть совесть и уважение к природе. Природа – это живое существо, обладающая сверхъестественными силами. Природа способна как отблагодарить, так и наказать, и человек не должен забывать об этом. Нужно жить в гармонии с ней.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Астафьев. Все произведения
Царь рыба. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Рассказ включает в себя две части. Первая часть называется «Мальчик с ручкой». Все писатель показывает не простую жизнь детей, которые без дома. Группа алкоголиков выбрасывают детей на мороз, чтобы они собирали милостыню. Потом деньги у них забирают
Первое произведение «Басаврюк» начало карьеру писателя. Последующие рассказы Николая Васильевича вызывали все больший восторг у читателей.
В романе «Всадник без головы» разыгрывается настоящая драма, но так же не обходится без любви. Плантатор Пойндекстер с дочерью Луизой, сыном Генри и одним из родственников решил перебраться в Техасс
В данной повести главным героем, является Джордж Колдуэлл. Он учитель, Отлично знающий свой предмет, к тому же очень доверчив и в какой то степени чудаковат. Хотя в душе учителя является очень добрым и искренним человеком
Эдуард Мелоун, 23-летний журналист, влюблен в красавицу Глэдис, которая дает ему понять, что рассчитывать на ее руку и сердце может лишь тот мужчина, для которого совершение подвигов
Все темы в одном произведении. Астафьев В. « Царь – рыба»
С произведением Астафьева “Царь-рыба” учащиеся знакомятся на уроках литературы в 11 классе. Его проблематика особенно актуальна своей экологической направленностью. В рассказе “Царь-рыба” анализ художественного и смыслового содержания целесообразно начинать с истории создания и знакомства с мировоззрениями автора. Только после знакомства с личностью писателя и его литературными принципами можно проводить полный анализ произведения, с которым вы можете познакомиться в нашей статье.
Краткий анализ
Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.
Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.
Жанр – повествование в рассказах.
Направление – реализм.
Изобразительно-выразительные средства произведения
В рассказе «Царь-рыба» В.П. Астафьев раскрывает сущность человека через природу и величие природы через человека с помощью сравнений и метафор. Проза автора очень богата художественными средствами и приемами выразительности. Например, он использует прием обобщения, называя героя не по имени, а просто человек. Также он использует ассоциативные связи, просторечные слова, местный диалект, рисуя образ жизни рыбаков.
Автор осуждает людей за их эгоизм, жадность, недальновидность и за другие негативные черты. Он с помощью многочисленных приемов и средств, выражает свое отрицательное отношение, неприятие таких противозаконных явлений как браконьерство и других действий людей, наносящих вред природе.
Повесть В.П. Астафьева учит читателей жить по законам природы и нравственной чистоты, рационально использовать природные дары, быть человечными по отношению к растениям, животным и людям.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
История создания
Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но, определённо, обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.
В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев. Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.
Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.
В 1976 году была опубликована книга новелл “Царь-рыба”, она получила высокую оценку критики и признание читателей. В 1978 году Астафьев получает государственную премию СССР за своё произведение.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Галерея положительных героев
Всех героев «Царь-рыбы» Астафьева можно поделить на 2 группы: те, кто влюблены в природу и делают все, чтобы ее сохранить и те, что бездушно пользуются природными дарами, не думая об их дальнейшей судьбе. В центре повествования — автор, лирический герой, его чувства и размышления. Читатель видит близкого друга природы, который искренне любит ее и испытывает настоящее чувство гордости.
Пейзажи автора выписаны настолько правдиво и жизненно, что читатель в реальности представляет «непорочно белеющую тундру», ощущает тишину «чистую душу вечерней тайги» и запах «увядающего леса». Разнообразна галерея положительных героев произведения, честных и сильных людей. Один из них — пожилой бакенщик Павел Игоревич из главы «Туруханская лилия». Это тип хороших людей, которые готовы пожертвовать жизнью, чтобы спасти других.
К таковым можно отнести и неподкупного рыбинспектора Семена и корабельного механика Парамона Парамоновича, это также рыбаки из артели поселения Боганида и много других.
Среди положительных героев необходимо выделить и образ Акима, фигурирующего в половине рассказов сборника:
Фигура этого невзрачного на вид, потрепанного жизнью человека, порой наивного, но мудрого и честного, становится художественным обобщением.
Перед читателем проходит вся жизнь Акима — от почти голодного детства до спасения совершенно чужой ему девушки Эли, заблудившейся в тайге. Это трудолюбивый человек, хозяин тайги, чувствующий себя в ней, как дома. В каких бы ситуациях Акиму ни пришлось бывать, везде он проявлял свои лучшие качества: честность и мужество, великодушие и совестливость.
Самый старший в семье, Аким сберегает от голода своих сестер и братьев («Уха на Боганиде»), заботится о больном Парамоне Парамоновиче. Выросший среди простых трудовых людей, он усвоил основные правила нравственности: добросовестный труд, доверие к людям, человечность и доброта. Нельзя обойти вниманием и мать Акима, добрую и доверчивую женщину, которая, по словам односельчан, «была и осталась девочкой-подростком по уму и сердцу». Она страстно любит детей и все лучшие свои качества и отношение к труду и жизни передает им.
Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества. Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.
Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.
У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.
Человек и природа в русской прозе XX века (На примере рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба»)
В рассказе показан один день из жизни умелого рыбака-браконьера Зиновия Игнатьича Утробина, который жил в сибирском поселке Чуш на Енисее. Что это был за человек? Игнатьич, как уважительно называли его земляки, был не только мастером тех дел, за которые брался, но и очень вежливым, спокойным, аккуратным, точным и чистоплотным человеком. Этот рассудительный, уважающий и себя, и других людей мужчина был полной противоположностью своему младшему брату по прозвищу Командор, который был жаден и завистлив. Работал Утробин-старший наладчиком пил и станков на местной пилораме, рыбачил лучше других, с умом. Он значительно отличался от других рыбаков: «…Прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий. Если летом, едет в бежевой рубахе, в багажнике у него фартук прорезиненный и рукавицы-верхонки. Осенью в телогрейке рыбачит Игнатьич и в плаще, не изожженном от костров, не изляпанном — он не будет о свою одежду руки вытирать, для этого старая тряпица имеется, и не обгорит он по пьянке у огня, потому что пьет с умом, и лицо у Игнатьича цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках. Стрижен Игнатьич под бокс, коротко и ладно. Руки у него без трещин и царапин, хоть и с режущими инструментами дело имеет, на руках и переносице редкие пятнышки уже отлинявших веснушек». Зиновий всегда приходил на помощь рыбакам, не беря взятки, чинил моторы в лодках браконьеров. Другие мужики удивлялись тому, что Игнатьич всегда, даже в лодке мыл руки песком и тратил деньги на мыло и щетку. Именно с Зиновием Игнатьичем, лучшим рыбаком поселка, человеком, с самого детства любящим и знающим реку как родной дом, и случилось удивительное и страшное происшествие на Енисее, едва не стоившее ему жизни.
Внезапно возникшая ситуация, жестоко поставившая Зиновия Игнатьича между жизнью и смертью, заставила его задуматься о нравственности некоторых его поступков в прошлом, вспомнить мудрые заветы покойного деда. А дедушка Утробина, «вечный рыбак», говорил внуку среди прочих рыбачьих заветов и то, что если на душе есть какой-то грех, нехорошее дело, то царь-рыбу нужно обязательно отпустить. И вспомнил Игнатьич, как еще в юности, в годы Великой Отечественной войны, он обидел девушку — Глашу Куклину. Потом Зиновий просил у нее прощения, но природа, наверно, ему этого до сих пор простить не могла. Потому и предложила ему пройти суровое испытание. Вместе с природой повествователь вспомнил и о Боге: «…Женщина — тварь божья, за нее и суд, и кара особые. До него же, до бога, без молитвы не дойдешь. Вот и прими заслуженную кару, и коли ты хотел когда-то доказать, что есть мужик — им останься! Не раскисай, не хлюпай носом, молитвов своедельных не сочиняй, притворством себя и людей не обманывай. Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она брат, тоже женского рода! Значит, всякому свое, а богу — богово! Освободи от себя и от вечной вины женщину, прими перед этим все муки сполна, за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости». Осознал Зиновий Игнатьич, что следует попросить прощения и у самой природы. И не только попросить прощения, нужно еще и рыбу освободить, не дать ей умереть на крючках самолова. Царь-рыба освобождается, тяжело раненая, но непобежденная и живая, и уплывает на волю. А Игнатьич почувствовал себя свободнее и в физическом, и в моральном отношениях: «…И ему сделалось легче. Телу — оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».
Композиция
У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией, но без эпилога. Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает – у него есть шанс на жизнь. Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь. Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс.
Образы браконьеров
В отличие от Закона, у писателя Астафьева свое отношение к браконьерству. Для него ничего не значат запрещенные места ловли рыбы. Жители деревень исстари веков считали себя хозяевами местных рек. И в повествовании все ловят стерлядь, хотя ее лов запрещен. Но автор осуждает тех рыбаков, кто добывает большое количество рыбы не чтобы прокормить семью, а для продажи. Астафьев осуждает Грохотало, который, обучившись рыбной ловле, сам рыбу не ест, а «продает всю до хвостика».
Браконьеры большую часть рыбы, погибшей до их прихода, бросают обратно в реку, заражая другую живность. Раньше мертвую рыбу закапывали на берегу, а сейчас, боясь рыбнадзора, просто кидают за борт: «Чеченец известил, ругаясь: «Прокутили. Из двадцати — семь!» — «Чего семь?» — «Живых» — «А остальные?» — «Остальные за борт». Браконьеров в селе Чушь немало. Как любит повторять один из персонажей Командор, «у нас в стране вечнозеленых помидоров и непуганых браконьеров…».
Браконьерами люди становятся в основном из жадности: «Из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». Писатель пишет и о тех рыбаках, кто не занимается браконьерством. Это члены артели на Боганиде, Аким, брат Коля, Павел Егорович и другие. Автор рассказывает, что в довоенное время браконьеров не было. Заводы по переработке рыбы договаривались с местными рыбаками, выдавали спецодежду, ловушки, за улов платили деньгами и продуктами.
И эти рыболовы, работающие поодиночке или парами, строго следили за порядком на реке: «Сами хозяйничали на реке, сами ее и блюли, жадюг не жаловали, сторожа ставили с ружьем». У них был стимул: больше поймаешь — больше получишь. За перевыполнение плана полагалась неплохая премия. Перед большими праздниками каждая семья могла сделать 2 намета красной рыбы, но не больше.
И надзорщики не были нужны, и жестокости не было, и рыбы всем хватало. Таким образом, автор повествования «Царь-рыба» браконьерство считает большим злом, но исчисляет это зло по особым критериям, приводя веские аргументы в пользу местных обычаев.
По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах”, многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.
Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.
Сочинение на тему “Царь – рыба”
Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе.
Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек — создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа — это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам.
Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем произведении “Царь-рыба” пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа: храм или раба человека?
Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич — рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему? Игнатьич ловит рыбу.
Но для чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой “наживы”. Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой стороны.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают единственное ценное, что есть на земле. Но зачем природе такой царь, который не ценит то богатство, которым владеет? Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем природы.
Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь она — это знак свыше. Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы?
В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление вытащить царь-рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало вытащить эту рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе.
Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата, ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу. И жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с “рыбиной”. Израненные, царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: “Господи, отпусти эту рыбу!” Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы.
Так, значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич — умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь.
Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа — это храм, где человек не может хозяйничать по своему усмотрению, но все же он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек — часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Астафьев поднимает и другую, не менее важную, проблему: проблему отношений в семье. Всегда главным в семье был муж. Но какое же место занимает женщина? Семья — это единое * целое. Если муж — голова семьи, то жена, хранительница домашнего очага, должна быть ее сердцем. Но как-то странно относится голова к своему сердцу: без любви и понимания, лишь с угрозой.
А каковы же отношения между братьями? И здесь царствует жадность. Игнатьич и Командор враждуют: Командор знает, что Игнатьич — лучший рыбак, и завидует ему, а Игнатьич не любит брата, потому что Командор не такой, как он. Значит, главное чувство, которое преобладает во всех отношениях между людьми в поселке, — это жадность.
Произведение “Царь-рыба” написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие в публицистическом. Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на проблемы с разных сторон и найти единственно правильное их решение. Также оно позволяет охватить большое количество проблем. Разные стили делают события, происходящие в повествовании, более реалистичными.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Эта книга дала мне много хороших уроков и советов. Теперь, прежде чем что-то сделать, я задумываюсь, а не навредит ли это кому-нибудь, не причинит ли вреда природе. Я начала анализировать свои поступки. И если я нахожу, что совершила когда-нибудь ошибку или какой-либо проступок, то я стараюсь это исправить.
В этом произведении Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данное нам богатство — природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.