Царское село или петергоф что интереснее
Лучшие в мире на все времена — пригородные дворцы Санкт-Петербурга (Петергоф,Царское Село,Павловск, Гатчина и Ораниенбаум)
Все мои отчеты и фотоальбомы по Санкт-Петербургу и его пригородам можно найти на отдельной странице — ЗДЕСЬ.
Готовясь к путешествию в Санкт-Петербург этим летом, я выделил на осмотр его пригородных дворцов и парков — полных пять дней и это с учетом, что до этого я не был только в Гатчине и Ораниенбауме. Если у вас мало время на путешествие, то хотя бы как минимум надо посетить два дворца — выбрать по вашему вкусу.
Какой же дворец лучше — пожалуй, этот вопрос не разрешимый — все субъективно, у каждого наверное будет своей рейтинг, я их рассположил благодаря свои личным симпатиям и это не ознчает, например, что Гатчина хуже, чем Павловск — все они прекрасны и неповторимы по своему.
В этом отчете — лишь краткий обзор этих дворцов — с учетом формата (всего 50 фото)- я выделил на каждый комплекс по 10 фото, которые конечно не могут в полной мере передать красоту этих ансамблей, поэтому здесь не будет интерьеров дворцов.
Первое место — ПЕТЕРГОФ.
Наверное, большинство из тех кто побывал в этом дворцово-парковом комплексе, поставят его на первое место. Ведь Петергоф — это символ русского императорского размаха и утонченного вкуса.
Лично для меня — это самый удивительный и красивый дворец в мире! Версаль, Фонтебло, Мадрид, Казерта в Италии или императорский дворец в Пекине — все они значительно уступают Петергофу. К тому же это единственный такой большой комплекс в Мире, который стоит на берегу моря.
В своих предыдущих поездках в Санкт-Петербург (а всего я был в Питере пять раз-последний раз в 2006 году, когда возил дочь) — я всегда посещал этот комплекс — пропустить его никак нельзя. В этот раз я его посетил 25 июля 2017 года и приехал я к кассам дворца прямо к их самому открытию — в 09.00. Удивительно, но у касс вообще не было очереди (все приезжают к открытию фонтанов в 11.00)- я сразу оказался на территории и смог полтора часа походить по парку почти без народу (это видно на фото-Большой Петергофский дворец).Погода с утра была пасмурная, но к 11 часам тучи рассеялись.
Появлению этого чуда — мы обязаны Петру Первому, который лично разработал систему подачи воды в фонтаны. В результате 4 каскада и 191 фонтан Петергофа питают водоемы Ропшинской возвышенности.
Великолепный парк начинается от Большого Петергофского дворца, с Большого каскада
Пригороды Петербурга. Классика.
В ту майскую почти 6-ти дневную поездку (2014 года) в Питер нам посчастливилось побывать и в пригороде. Посетили целых три места — Петергоф, Царское село и Кронштадт. Я там была уже неоднократно, а муж поехал первый раз. И мне очень хотелось, чтобы он увидел всю красоту. В один день посетили Пушкин, в другой — Петергоф и Кронштадт. С погодой очень повезло — было ясно и солнечно, хотя, скажу честно, в первых числах мая — довольно прохладно (в то раннее утро в Петергофе всего +4).
Добирались на автомобиле, прокомментировать не смогу, так как я не за рулем, но ехать недолго.
Петергоф
Был основан Петром I. Строилось как загородная резиденция. Расположен город на южном берегу Финского залива и является государственным музеем — заповедником.
Есть: Верхний парк (на мой взгляд, ничего особенного), Нижний парк (безумно красивый!) и Большой Петергофский дворец, который от Нижнего парка отделяет Большой каскад (в центре которого — фонтан «Самсон»).
На территории Нижнего парка находятся самые выдающиеся скульптуры, фонтаны (все очень разные и необычные) и архитектурные памятники музея-заповедника. Прообраз парка — Версаль. Морской канал является осью симметрии Нижнего парка.
Большой Петергофский дворец можно и нужно посетить, внутри очень красив (в этот раз не посетили, но я была там раньше).
Спускаясь дальше вниз от Большого каскада, к Финскому заливу, будет дворец Монплезир вместе с садом. Внутри дворца представлена коллекция картин европейских художников, коллекция китайского фарфора, куханная утварь. Сад очень красив и ухожен.
Еще шли мимо дворца Марли, но его не посетили. Полюбовались зато прудами около него и садом.
Царское Село
Служило резиденцией российских монархов около 300-сот лет назад и сейчас является музеем-заповедником в г. Пушкин.
Обязателен к посещению Большой Екатерининский дворец (архитектор Ф.Б.
Растрелли), который очень красив снаружи и внутри. И очередь почти на 2 часа, чтобы попасть внутрь, которую мы мужественно отстояли, этого стОит!
Дворец переделывали и достраивали по очереди Екатерина I, Елизавета, Екатерина II. Внутри дворца — всемирно известная Янтарная комната (впечатляет, все из янтаря), которую полностью восстановили к 300-летию Санкт-Петербурга.
После осмотра дворца мы отправились гулять по очень красивому, ухоженному, с большой территорией Екатерининскому парку, в котором есть множество различных скульптур и павильонов.
Почти при входе в парк располагается музей — лицей А. С. Пушкина. Целых 6 лет воспитывался поэт в этом лицее. В музее воссозданы комнаты, где жили и учились лицеисты. Можно посмотреть библиотеку, учебные классы, спальни учеников.
Кронштадт
Это город-порт, расположенный на острове Котлин. С южной и северной сторон острова построено множество фортов.
В городе было очень холодно и ветрено.
В Петровском парке посмотрели на памятник Петру I. Очень понравился Морской собор (построен в 1913 году) на Якорной площади, там же располагается памятник С. О. Макарову и вечный огонь.
Этот собор строился не только как религиозное сооружение, но и как памятник всем морякам. Внутри (очень интересные витражи, люстры, мозаики) и снаружи храма повсюду морская символика (образы рыб, якорей, морских животных). Во время нашего посещения в соборе проводилось венчание молодой пары, было торжественно, но не очень интимно, поскольку вокруг была куча туристов.
В этом соборе в разные времена был устроен кинотеатр, клуб, концертный зал. Долгое время был в запустении, восстановление началось только с 2002 года.
В общем, Морской собор мне ОЧЕНЬ понравился, он действительно необычен, это то, что непременно стоит посетить.
У основания памятника адмиралу Макарову — медведь, которому можно потереть нос и загадать желание.
В 1990 году исторический центр города вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
От этого города нет ощущения праздника, как от Петергофа, там нет прекрасных парков и величественных дворцов, Кронштадт другой, имея свое морское своеобразие и сохраняя свою неповторимую атмосферу.
И в заключении отмечу, есть такие места, которые посетили, но ничего страшного, если бы не посетили, места, которые понравились, но достаточно одного раза, и места, в которые хочется возвращаться вновь и вновь, которые не надоедают, а только приносят радость. Петергоф, Царское Село и Кронштадт — одни из таких мест, в которые хочется возвращаться.
Гид по пригородам Петербурга: от дворцов до пещер
Подписаться:
Поделиться:
В главный туристический город России стоит ехать не только ради Эрмитажа и Медного всадника — альтернативой могут стать пригороды с дворцово-парковыми ансамблями. Сайт «Собака.ru» составил путеводитель по главным достопримечательностям за чертой Петербурга: от имперской роскоши дворцов до пещер и гейзеров.
Петергоф
Петр I был мастером спорта по дисциплине «Перегонки с Европой». Отечественный Версаль получился ничуть не менее роскошным, чем аналоговый: три века туристы, открыв рты, смотрят, как Самсон разрывает пасть льву и разглядывают сюжеты басен Эзопа на Аллее фонтанов, а дети прыгают у фонтанов-шутих — небольшие «Зонтик» и «Дубок», больше похожие на гипертрофированные детские игрушки, когда-то внезапно лили воду на гостей, а теперь работают в режиме нон-стоп. Помимо осмотра имперской роскоши гости могут принять участие в рыбалке с гарантированным уловом — всем желающим за круглую суммы выдают удочки и снасти, которые опускаются в пруд, заполненный осетром. Также в парке можно покататься на лошадях конного клуба «Аргамак» или же взять на прокат велосипед. Еще одна транспортная забава — добраться до Петергофа по воде на метеорах.
Выборг
«Постсоветское средневековье» с потрепанной архитектурой и скандинавским прошлым находится в 2,5 часах езды от города. Главная достопримечательность — башня Святого Олафа, на территории которой можно примерить наряд знатной шведской дамы 15 века в Музее реконструкции Средневековья, пострелять из лука или купить самодельную глиняную свистульку. Со смотровой площадки башни открывается идиллическая панорама, похожая на иллюстрацию к книжке Астрид Линдгрен: старинный городок, окруженный заливами — Южным, Северным, Салака-Лахти и Выборгским. Еще один самый ходовой открыточный вид — старинная Часовая башня с флюгером-петушком, которая видна сквозь проем в разрушенной кирпичной стене. Мощенные улочки можно сменить на тропинки в единственном российском скальном пейзажном парке Монрепо: в усадьбе-сказке баронов Николаи за каждым поворотом таится деталь мировой культуры: от скульптуры героя «Калевалы» Вяйнемейнен в скалах до замка на острове Людвигштайн.
Сергиевский парк
На станции «Университетская» в Сергиевском парке прячется неочевидная достопримечательность — огромная каменная голова, вырастающая из земли. Известно, что она появилась в 1800 году при Сергее Румянцеве, потомке Петровского сподвижника Александра Румянцева. Согласно одной легенде — это голова Петра I, а другая версия гласит, что монумент — иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила» Пушкина. Некоторые источники сообщают, что раньше под скульптурой бил родник, а когда он иссяк, камень начал погружаться в землю. Мистики добавляют, что когда голова скроется под землей, исчезнет мигом весь Петербург. Эмоционально уравновешивает страшную тайну монумента памятник «Губка Боб», который стоит неподалеку от головы. Автор и мотивы этого произведения также неизвестны.
Кроме загадочной скульптуры в парке есть потрепанная усадьба дочери Николая I Марии и ее супруга герцога Лейхтенбергского, а также, собственно, сам парк — немноголюдный и несколько дикий, он напоминает сказочный лес, как на полотнах Шишкина, который нередко приезжал в Сергиевку с мольбертом.
Город Пушкин, ГМЗ «Царское Село»
В официальной резиденции русских монархов, согласно традиции, все очень богато: позолота, колонны, архитектурный микс из итальянского барокко и египетских, китайских и древнерусских мотивов. Стаи путешественников слетаются к Екатерининскому и Александровскому дворцам. Наибольший интерес вызывает восстановленная Янтарная комната — самое грандиозное произведение из всех когда-либо созданных из янтаря.
Из новинок ГМЗ — открывшийся год назад единственный в России музей Первой мировой войны, часть экспонатов которому подарил Питер Джексон, режиссер трилогий по книгам Толкиена «Властелин колец» и «Хоббит». Сегодня путешествовать по Царскому Селу можно не только пешком, но и на транспорте. Для потакания капризам голубых кровей был нанят гондольер: по Большому пруду Екатерининского парка можно проехать в компании косплеера венецианских «таксистов» или же не менее помпезно пересесть в роскошную карету.
Стрельна
Небольшой город стал центром мировой политики после того, как здесь отреставрировали ансамбль Константиновского дворца и превратили его в комплекс «Дворец конгрессов». Теперь здания используются для проведения официальных президентских переговоров и встреч на высшем уровне (например, здесь проходил саммит G8). Из-за нового статуса дворцового комплекса посещать как парк, так и дворец можно только в составе экскурсионных групп. Кроме того, на входе досматривают вещи, а сумки необходимо оставлять в камере хранения. Однако после пройденных кордонов можно расслабиться и, например, пройти игру-квест прямо во дворце: искать клады или побыть юнгой в «морской резиденции». Достичь дзена помогает экскурсия в царские погреба, где гостям предлагают дегустацию выдержанных вин. Доступен и «историко-культурный пакет»: русское искусство 18-20 веков, подаренное миллиардером Алишером Усмановым, парадные дворцовые залы и бильярдные, а также апартаменты, в которых глава государства встречает своих гостей.
По соседству от Константиновского строит дворец Петра I — небольшое здание, полное личных вещей первого императора: от лоскутного одеяла, сшитого лично руками Екатерины, до стульев из Амстердама. От него можно спуститься к заливу и гавани Стрельны. Неподалеку от статуи Михаила Шемякина «Царская прогулка» припаркованы электрокары для прогулок по парку и оборудована стоянка для домов на колесах.
Музей-заповедник Гатчина
В Гатчину также ездят за чудесами природы — возле деревни Корпиково бьют шесть гейзеров, местные жители прозвали их «Пень», «Малыш», «Водонапорная колонка» и так далее. Выбросы воды достигают высоты человеческого роста, а зимой брызги и потеки создают большие ледяные купола.
Памятник природы «Саблинский»
Для латентных спелеологов, гномов и любителей летучих мышей предлагаем Саблинские пещеры. В самой популярной «Левобережной» несколько залов с романтичными названиями вроде «Зал Подземного Короля» или «Большой Космический». Экскурсоводы обещают показать спящих бабочек, подземное озеро и копии наскальной живописи из Каповой пещеры и пещеры Ляско. Туристы предостерегают: даже летом температура в подземелье не поднимается выше 8 градусов, поэтому стоит тепло одеться.
Кроме того, в Саблино есть два водопада с очень теплой водой — купаться можно. Для удобства можно арендовать у вокзала велосипеды и добраться до них на байке.
Дворцы Царского села и Петергофа
Санкт-Петербург и его пригороды можно смело назвать «музеем под открытым небом». Гости города могут посетить великое множество, предлагаемых турагентствами тематических, обзорных экскурсий по дворцам Санкт-Петербурга. Сегодня мы расскажем о дворцах царских загородных резиденций, расположенных в знаменитых пригородах: Петергофе и Царском селе.
Царское село. Этот город находится в Приневской низине, его основал в 1710 году император Петр Первый. С 1937 года Царское село было переименовано в город Пушкин, ведь все тут связано с именем великого русского поэта: он тут жил, учился, писал. Музей-заповедник Царское село славится бурной историей, величественными дворцами, чудесными парками и уникальной Янтарной комнатой.
С начала двадцатого века в Александровском дворце происходили почти все знаменательные события государственной жизни страны: приемы, празднование юбилеев, встречи государственных деятелей. С 1918 года Александровский дворец стал государственным музеем. В экспозицию входили исторические интерьеры первого этажа и центральной части здания, жилые апартаменты Романовых, находящиеся в правом флигеле. С началом Великой Отечественной войны из дворца-музея эвакуировали бесценные люстры, старинные ковры, предметы мебели, а также мраморные и фарфоровые изделия восемнадцатого столетия, но большая часть дворцового имущества осталась тут.
В период оккупации города в Александровском дворце разместился немецкий штаб с гестапо, а в подвалах устроили тюрьму, площадь у дворца стала кладбищем для солдат СС. С 1996 года в Александровском дворце начались ремонтные работы, затем в правом крыле здания, стала работать постоянная выставка «Воспоминания в Александровском дворце». Она расположилась среди частично сохранившегося исторического интерьера, правда, в период войны, залы практически утратили свою художественную отделку. Но, тем не менее, их обставили предметами из императорских апартаментов Николая Второго, разместили его личные вещи, а также вещи, принадлежащие членам императорской фамилии. Недавно, в сентябре 2015 года этот дворец закрыли на реставрацию, окончание которой планируется в середине 2018 года.
Екатерининский дворец. С 1717 года в Царском Селе началось строительство «каменных палат» Екатерины Первой и длилось вплоть до августа 1724 года. Дворец тех времен был типичным двухэтажным зданием русской архитектуры начала восемнадцатого века. Пришедшая к власти императрица Елизавета Петровна приказала расширить здание. А позже в 1752 году по ее приказу зданию предстояла капитальная перестройка. Уже летом 1756 года великий Растрелли продемонстрировал обновленное творение своей венценосной заказчице и важным иностранным послам. Дворец был оформлен в барочном стиле, он восхищал не только размерами, но и «живописностью» своего декора. С 1770 года началось оформление парадных и жилых комнат дворца.
Императрица Екатерина Вторая решила украсить интерьеры, согласно, канонов античного искусства. Украшение Арабесковой и Лионской гостиных, Китайского зала, Купольной столовой, Серебряного кабинета, Синего кабинета-«Табакерки» и Опочивальни, были декорированы строго, утонченно и весьма изящно. Но, эти залы были утрачены за период Великой Отечественной войны, они не восстановлены, по сей день. Особое слово стоит сказать о знаменитой Янтарной комнате.
Янтарная комната — настоящая жемчужина Екатерининского дворца, не зря именуемая «одним из чудес света». Она была подарена царю Петру Первому прусским императором Фридрихом-Вильгельмом Первым в 1716 году, по случаю заключения союза России и Пруссии. «Янтарный кабинет» в разобранном виду в многочисленных ящиках с инструкцией по сборке был доставлен в Санкт-Петербург. Подарок так и пролежал в ящиках до восшествия на престол дочери Петра Великого. В 1745 году Фридрих Второй преподнес Елизавете Петровне янтарную раму, декорированную аллегориями, прославлявшими русскую императрицу. Императрица приказала собрать Янтарную комнату в Зимнем дворце. Это произошло в 1746 году, и с тех пор она стала местом проведения официальных приемов.
По мере реконструкции Зимнего дворца, Янтарная комната много раз переносилась с места на место. В 1755 году Елизавета Петровна поручила Растрелли собрать Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Для этого был выделен огромный зал, около ста квадратных метров. А так как выделенное помещение превышало прежние размера комнаты, Растрелли пришлось придумывать, как симметрично разместить янтарные панели и чем замаскировать их нехватку. Он разделил их зеркальными пилястрами, а также оформил комнату деревянной позолоченной резьбой. В местах нехватки янтаря, стены затянули холстом и расписали «под янтарь».
Пришедшая к власти императрица Екатерина Вторая в 1763 году подписала указ о необходимости замены этих холстов на новые части янтарных панелей. Они изготавливались в течение четырех лет, было использовано почти четыреста пятьдесят килограммов янтаря, но в 1770 году Янтарная комната была полностью завершена. Но, во дворце были сквозняки и случались резкие перепады температур, вследствие использования печного отопления, а это разрушало янтарь, поэтому лишь в девятнадцатом столетие пришлось делать три крупные реставрации. Затем реставрационные работы проводили уже в начале двадцатого века.
Следующая восстановительная работа была назначена на 1941 год. Но, началась Великая Отечественная война, и в Екатерининском дворце начали эвакуацию музейных ценностей, правда, опасаясь хрупкости янтарных панелей, их решили законсервировать на месте: оклеив бумагой, марлей, обложив ватой, закрыв деревянными щитами. С приходом в город немецких частей, янтарные панно сняли и отправили в Кенигсберг. Об этом сохранилась запись в дарственной книге Кенигсбергского музея, что Янтарную комнату подарило музею Германское государственное управление дворцов и садов. Похищенные янтарные панно с резными позолоченными дверями выставили на обозрение в зале Кенигсбергского замка. Это было последним местом демонстрации уникальной отделки. В 1944 году, немцы начали отступать, поэтому панели разобрали, упаковали в ящики и вывезли в неизвестном направлении. Янтарная комната исчезла.
Все Залы Большого дворца необычайно красивы. Тут на славу потрудились русские скульпторы, живописцы, мастера-резчики, паркетчики. Великолепную анфиладу парадных залов украшает золоченая резьба по дереву, зеркала, живописные плафоны, наборный паркет, резная мебель. Интерьер Большого дворца оформлен, согласно, временам петровской эпохи, кроме того, тут размещены личные вещи, мебель царственных хозяев Петергофа. Самыми интересными для изучения являются: Танцевальный зал, оформленный многочисленными зеркалами; Чесменский зал, с картинами, посвященными этому сражению; Китайские кабинеты, оформленные в пышном восточном стиле; Тронный зал, имеющий площадь в триста сорок дав квадратных метра, оформленный прекрасными императорскими портретами, с парадным тронным креслом; Картинный зал, сохранивший старый интерьер, с великолепной коллекцией, состоящей из почти четырехсот портретов; Дубовый кабинет Петра Первого, воссозданной максимально достоверно, со старинной мебелью и предметами обихода.
Морской кабинет Петра Великого всегда вызывает особенный интерес у посетителей: тут находятся старинные навигационные инструменты, стальная шкатулка, принадлежащая царю, с его личным вензелем. Стены кабинета украшены дубовыми панелями, на них нанесены изображения тринадцати типов кораблей, характерных для периода начала восемнадцатого века. Окна кабинета выходят на море. У северного фасада Монплезира, расположена Морская терраса, с великолепным видом на залив и Кронштадт. Дворец Монплезир был одним из любимых зданий Петра, собственно, отсюда и пошло его название, в переводе «Мое удовольствие». К дворцу относится Екатерининский корпус, сад с фонтанами и цветниками, красивый Ассамблейный за, Банный корпус, Китайский садик с искусственно созданным холмом, который венчает скульптура «Амур и Психея».
Эрмитаж – стоит симметрично Монплезир. Здание небольшое в два этажа, но необыкновенно изящное и нарядное. Его украшают решетки окон и балконов ажурной ковки, с северной и южной стороны. Углы здания украшают русты и пилястры, а фасады – миниатюрные арки и полуколонны. Такие маленькие здания дворцов были характерны для петровских времен, и предназначались для уединенного времяпровождения монархов либо приема очень близких друзей. Петергофский Эрмитаж строили с 1721 по 1724 годы. Внутреннюю отделку Эрмитажа завершали уже после смерти Петра, но, согласно, его замыслу: стены закрыли дубовыми панелями, в простенках повесили картины. Но с середины восемнадцатого века Растрелли было поручено переоформление залов Эрмитажа: стены сплошь закрыли картинами французских, итальянских, голландских, фламандских мастеров, разделив их позолоченными рейками, что придало залу особенную торжественность. Тут обсуждали важные государственные дела, общались в неформальной обстановке, отдыхали приближенные императорского двора. Сейчас здесь находится музейная экспозиция.
Петергоф славится на весь мир своими изумительными фонтанами. Проект этой резиденции создавал сам царь Петром, его наброски и чертежи по сей день можно увидеть в архиве музея. Архитекторы постарались сделать все так, чтобы не нарушать планы Петра. Так как Петергоф раскинулся на большой территории, имеющей удачную гидрографию, тут удалось создать высокие фонтаны, которые работают без насосов, как и планировал царь. Фонтанов тут сотни: разных по виду, по оформлению фонтанов. Они придают всему ансамблю Петергофа, непередаваемую прелесть, и являются главным его украшением. Город известен во всем мире, как «столица фонтанов». В городских парках имеется четыре каскада и сто семьдесят шесть фонтанов. Главный каскад – называется «Большой каскад», его создали по проекту Петра Великого, и это одно из наиболее грандиозных фонтанных сооружений в мире. Он представляет собой – большой грот, вокруг которого расположились изящно украшенные лестницы водопадов. Центральная фигура Большого каскада – библейский герой «Самсон», раздирающий пасть льву. Возводили фонтан в честь 25-летия победы российских войск в Полтавской битве. Фонтаны включают с наступлением тепла и вплоть до поздней осени. Посмотреть на «Петров двор» и дворцы Петергофа съезжаются желающие со всего света.
Посмотреть на великие сооружения Царского села и Петергофа – «дело чести» каждого россиянина, ведь кто, как ни мы, должны знать свою историю, культуру и архитектуру?!