Царское село куда сходить что посмотреть
Достопримечательности Царского Села — ТОП-10 главных мест Пушкина
Царским Селом раньше назывался город, сейчас это Пушкин, в котором расположен музей-заповедник с дворцово-парковым ансамблем. «Царское село» — величайший памятник истории, архитектуры и культуры XVIII и XIX веков, охраняемый Россией, а в составе «Исторического центра Санкт-Петербурга» включён Юнеско в перечень объектов культурного наследия мира.
В «Царское Село» входит дворцово-парковый ансамбль XVIII — XIX веков, состоящий из Екатерининского парка с дворцом и павильонами, Александровского парка с дворцом и павильонами, а также Баболовского парка с дворцом. Все 3 прекрасных парка, роскошные дворцы и многочисленные павильоны, выполненные в самых разных архитектурных стилях, — наполнены невероятным шармом и изыском. И если вы ещё не посетили «Царское село» — немедленно отправляйтесь в город Пушкин, как добраться подскажем.
Нельзя понять всё величие и очарование Санкт-Петербурга без «Царского Села». Вообще, Северную столицу узнать без пригородов невозможно. «Петербург.Центр» подготовил для вас подборку из 10 лучших мест, которые реально «must see», ведь таких прелестей вы нигде больше в мире не увидите.
Царское Село: исторические и интересные факты
Территория, на которой сейчас находится город Пушкин с музеем-заповедником, издавна входила в состав древнерусских земель. Зарождение, становление и развитие дворцово-паркового ансамбля «Царское село» связаны с освобождением Петром Великим старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нём столицы Российского государства.
1. Большой Екатерининский дворец
Центральным элементом дворцово-паркового ансамбля «Царское село», буквально его визитной карточкой, открыточным образом и главным символом, узнаваемым во всём мире, является Большой Екатерининский дворец. Современный вид дворца сложился в результате перестройки дворца.
Когда на берегах Невы уже стоял и развивался Санкт-Петербург, в 1717 году в Царском Селе по проекту архитектора Иоганна Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома. Получился небольшой двухэтажный каменный дворец, окружённый подсобными постройками. Он вошёл в историю под названием «Каменные палат» Екатерины I.
Когда был возведён дворец, в августе 1724 года здесь устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века строение.
В дальнейшем его неоднократно перестраивали. Царское село стало императорской резиденцией во времена царствования Елизаветы Петровны. Вокруг дворца формировалось поселение. После основательной перестройки дворца в 1740—1750-х годах, из скромного он превратился в роскошную летнюю резиденцию. Позже дворец перестраивался 1751-1756 годы по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. В целом, Екатерининский дворец сохранил облик, который ему создал Растрелли.
В 1755 году из третьего Зимнего дворца во дворец перенесли Янтарный кабинет, история с его исчезновением, а также его воссозданное великолепие и величие, привлекают сюда многих туристов. Дальше расширялся сад, в нём появились скульптуры и парковые павильоны. Весьма роскошно Растрелли украсил апартаменты дворца.
Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладность была не известна в России, но известна в других европейских дворцах, в которых это расположение устраивал мастер. Но только в Царском Селе, что было уникальным явлением в мире, протяжённость парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам, когда императрица Екатерина II, увлечённая античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону.
Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утончённой красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I и его супруги Марии Федоровны, оформленные Камероном в эти же годы, ныне воссозданы, такие как Зелёная столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина Великая.
В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года. Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти в стиле «второго рококо».
В годы Великой Отечественной войны фашистами были уничтожены множественные интерьеры дворца, восстановление которых не закончено до сих пор. Этим кропотливым делом занимаются члены Ленинградской школы реставраторов. На сегодняшний день удалось восстановить несколько залов, о который мы уже говорили выше, и Янтарную комнату.
2. Екатерининский парк в Царском Селе
Невозможно посетить Екатерининский дворец, не прогулявшись по окружаемому его живописному и знаменитому одноимённому парку, который был назван в честь императрицы Екатерины I. Он занимает площадь 107 га.
Екатерининский парк состоит из регулярного Старого сада, который создавался в 1717—1720 годах садовыми мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом; и пейзажного Английского парка, обустроенного в 1760—1796-е годы садовыми мастерами Дж. Бушем и Т. Ильиным, а также архитекторами отцом и сыном Нееловыми.
Их разделяет Большой пруд. Как гласит легенда, Старый, или Голландский, сад основал сам Петр I. Об этом в 1817 году написал в своём сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» П. П. Свиньин:
Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим… и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.
Как бы там ни было, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на 3-х уступах перед дворцом. В это же время на 3-м уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, — ещё два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов.
В середине XVIII века Голландский сад расширили, перепланировали и украсили скульптурой. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору. Большой пруд с расположенным на острове увеселительным павильоном приобрёл форму шестиугольника и был обведен аллеями.
В 1770-х годах архитекторы Василий Иванович и Илья Васильевич Нееловы построили в саду комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны. Вдоль границы сада до самых Нижних прудов протянулся Продольный (Каскадный) канал с двенадцатью плотинами.
Тогда же на территории к югу от дворца и вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный «английский сад», начатый под руководством В. И. Неелова и завершенный садовым мастером И. Бушем.
Императрица Екатерина II спешила явить просвещённой Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие России. Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.
О чуткости императрицы, просветительницы и законодательницы, к новейшим веяниям в искусстве свидетельствовали павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки.
Сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха.
В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавились ворота «Любезным моим сослуживцам», посвящённые победе над Наполеоном, а в середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня». В 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и Перголой — верандой в итальянском стиле.
3. Павильон «Эрмитаж»
В Екатерининском регулярном парке расположен — двухэтажный восьмиугольный павильон с куполом, колоннами и лепными украшениями, который своей красотой завораживает взгляд и поражает всякое воображение, пройти мимо так просто невозможно.
В Санкт-Петербурге на Дворцовой площади, безусловно, каждый турист, гость Северной столицы, видел знаменитый музей Эрмитаж и знает, что его название переводится с французского языка как «место уединения» или «хижина отшельника», в целом можно продолжить «тихое и прекрасное пространство».
Подобные сооружения получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века и помещались в дикой части парка. Они предназначались для отдыха и обедов владельцев усадеб среди избранных. Чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъёмные столы.
В «Эрмитаже» Царского Села, который использовался для летних приёмов царских гостей, было такое чудо инженерной мысли. Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов.
Весной 1744 года приступили к кладке фундаментов, которые к осени того же года были завершены. Однако в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Ф. Растрелли.
Неповторимый почерк обер-архитектора императрицы Елизаветы Петровны передаёт исключительно сложные ракурсы, в которых здание предстаёт при ближайшем рассмотрении. Еще через два года лепных дел мастера Д.-Б. Джани и Г.-Ф. Партир установили по замыслу Растрелли 68 больших и малых капителей на колоннах Эрмитажа и 28 — на пилястрах.
Растрелли включил в наружное убранство павильона круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 — завершали кровли четырех кабинетов. Центральный купол павильона венчала группа «Похищение Прозерпины».
Кроме того, здание украшали 16 статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы на больших фронтонах поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы.
К сожалению, ни одна из статуй, входивших в первоначальное убранство здания, не дошла до нашего времени, но сохранились и были скопированы редчайшие образцы русской декоративной пластики середины XVIII века, применённые в скульптурном оформлении фасадов, — гипсовые барельефы на постаментах колонн.
Тематика 32 барельефов, изображающих «Игры амуров», как нельзя лучше отвечала царившей в Эрмитаже праздничной атмосфере. Помимо барельефов фасад павильона украшают фигуры атлантов, поддерживающих балконы, картуши, маскароны и другие декоративные детали.
Интересные факты: павильон «Эрмитаж» не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений. В ходе реставрационных работ 2005–2006 годов был восстановлен исторический канал вокруг «Эрмитажа».
Его воссоздавали на основе планов, составленных В. И. Нееловым, материалов археологических исследований и рисунка М. И. Махаева. Уникальное для парковой архитектуры «фортификационное» сооружение вновь обрело исторический облик и необычную отделку из валунов и известняковых блоков.
4. Павильон «Грот»
«Грот» в регулярном парке — это павильон с лазоревыми стенами и белыми колоннами, украшенный лепным декором, посвящённым морской тематике. В XVIII веке гроты, украшенные внутри раковинами и туфом, были практически обязательным элементом ансамблей больших регулярных садов.
Проект возведения Грота на берегу Царскосельского Большого пруда разработал архитектор Ф. Растрелли. Он возводился в 1755–1756 годах при императрице Елизавете Петровне, внутренняя отделка была выполнена уже при Екатерине II в 1770-х годах.
Скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, все элементы здания характерны для архитектуры барокко. Павильон увенчивал пирамидальный фонтан со «стекающими» по граням купола струями; круглые окна обрамляли пышные композиции, состоявшие из фигур путти, дельфинов, морских растений и раковин.
Все эти украшения, исполненные в середине XVIII века из дерева охтинскими резчиками, сохранились и находятся в фондах музея-заповедника «Царское Село». Маски Нептуна в замках окон, капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов подчеркивают связь павильона с водной стихией.
Задуманная Растрелли отделка интерьеров Грота морскими раковинами и пористым туфом если и была исполнена, то просуществовала недолго. В 1771 году новый проект внутренней отделки павильона разработал архитектор А. Ринальди. Легкий, изысканный по рисунку декор стен, исполненный по его чертежам, сохранился до наших дней.
В 1782 году в окнах и дверях Грота установили ажурные решетки из кованого железа, украшенные позолоченным орнаментом из листовой меди. После окончания отделки, в 1780-х годах, павильон стали называть Утренним залом.
Тогда в нём разместили изделия из цветного камня и скульптурную коллекцию Екатерины II, античная часть которой вошла в собрание скульптуры Императорского Эрмитажа, куда попала и находившаяся здесь же статуя «Вольтера в креслах» работы Ж.-А. Гудона.
Расположенная перед Гротом пристань перестраивалась в 1830 и 1872 годах. В годы Великой Отечественной войны она была почти полностью разрушена и в 1971–1972 годах отстроена по новому проекту в граните. В настоящее время павильон используется для размещения временных выставок.
5. Адмиралтейство в Царском Селе
Адмиралтейство представляет собой группу зданий, выполненных из неоштукатуренного кирпича с белыми карнизами и стрельчатыми окнами, увенчанные готическими ступенчатыми башнями и шпицами. Ансамбль расположен в пейзажном парке.
Комплекс состоит из 3-х павильонов, издавна называемым Адмиралтейством. Он был возведён на берегу Большого пруда, на месте деревянного шлюпочного сарая, по проекту архитектора В. И. Неелова. Здания строились летом 1773 года, внутренняя отделка помещений производилась в 1774–1775 годах.
В центральном корпусе, в нижнем этаже, хранили лодки, использовавшиеся для катания придворных по Большому пруду. Отсюда и пошло название комплекса — Адмиралтейство. В XIX веке здесь находилась коллекция гребных судов разных стран мира, включавшая трешкоуты императрицы Екатерины II и турецкий каик Николая I, подарок султана.
Эта традиция перешла в Царское Село от петровского потешного флота. Скользить по глади воды на богато украшенных и подсвеченных огнями фонарей судах было неотъемлемой частью праздничных вечеров. К сожалению, эта уникальная коллекция, связанная с историей русского флота, уничтожили фашисты во время Великой Отечественной войны.
В башнях центрального корпуса лестницы ведут в большой светлый зал на втором этаже; во время катания по озеру Екатерины II здесь играл оркестр. На стенах зала размещались английские гравюры с видами пейзажных парков, приобретенные в Англии в 1770-х годах.
В 1901 году в зале был установлен знаменитый Готторпский глобус, получивший свое название по месту изготовления: его строили в Готторпском герцогстве в течение 10 лет начиная с 1654 года, а в 1713 году преподнесли в подарок императору Петру I. Вывезенный фашистами в Германию, Готторпский глобус был возвращен и сейчас находится в собрании Кунсткамеры.
По сторонам от центрального павильона располагаются два корпуса, издавна называемые Птичными домиками, или Птичниками, в которых прежде содержались различные водоплавающие птицы, такие как утки и лебеди, а также фазаны и павлины. Между главным зданием и корпусами, соединёнными оградой, выполненной на Монетном дворе в Санкт-Петербурге, в XVIII веке были расположены садики и два круглых пруда.
В архитектурный комплекс Адмиралтейства входил и построенный в 1780-х годах Матросский домик. Здесь жили матросы-гребцы, которые в XVIII веке катали по пруду и перевозили гуляющих по парку на остров Большого пруда. Сегодня центральный корпус комплекса используется для размещения временных выставок, а в одном из Птичников работает ресторан «Адмиралтейство».
6. Камеронова галерея
В Царском Селе, на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка стоит удивительное здание — Камеронова галерея. Она уникальна, в первую очередь, своим архитектурным визуальным эффектом.
По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что первая стоит на пологом склоне, высота её нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счёт постепенного повышения цоколя, сложенного из тесаных блоков сясьской плиты. Так, высота камеронового творения не уступала самому дворцу, а сама галерея поражала изящностью и великолепием.
Создавалась галерея для удовлетворения душевных запросов и потребностей, прогулок и бесед императрицы Екатерина II, которая задумала соорудить её, а замысел государыни претворял в жизнь Чарльз Камерон. Именно этот зодчий расположил галерею в пейзажной части Екатерининского парка, на склоне холма.
Строительство галереи было начато в 1784 году, а спустя всего лишь три года было завершено. Галерея очень выручала хозяйку в плохую погоду, она служила удобным местом для прогулок. В галерее также проходили и парадные обеды.
Сорок восемь колон галереи возносились над мощным цоколем к небу. При постройке здания архитектор учёл выигрышный наклон участка. С высокой стороны галереи красовалась парадная лестница, на уступах которой были расположены скульптуры Флоры и Геркулеса. Второй этаж украшали бюсты поэтов, философов и полководцев.
В центральной части второго этажа зодчий нарочно увеличил оконные проемы, что придало всему зданию необыкновенную прозрачность. Для отделки первого этажа Чарльз Камерон использовал необычный пудостский камень, добываемый в окрестностях Петербурга. Цветом и фактурой этот камень напоминал времена античности.
Фрейлинский садик у галереи получил свое название в связи с размещением придворных дам на первом этаже помещения. Прекрасным дополнением ко всему ансамблю служил Пандус — пологий спуск со стороны Висячего сада.
Связывая дворец с парком, Пандус служил главным звеном в архитектурной композиции. На 7 его арках были изображены мифологические герои, среди них — Нептун, Диана и Аполлон. Вся колоннада словно создавалась для созерцания с неё живописного вида Большого пруда и парка.
Царица Екатерина Великая любила прогуливаться по галерее, восхищаясь открывающимися красотами. Такое загадочное императорское затворничество располагало к размышлениям.
Камеронова галерея, претерпев некие общие изменения, всё же сохранила для нас раритет. Так, верхний ярус галереи и сегодня остаётся таким же, как и два века тому назад. В нижних, фрейлинских, жилых комнатах сейчас проводятся временные выставки.
Уникальнейшая коллекция бронзовых бюстов, расположенных на втором этаже галереи, сохранились на своем историческом месте до наших дней и радуют гостей города Пушкина и Петербурга.
Царское Село: список главных достопримечательностей
ГМЗ «Царское Село» расположен в двадцати километрах от Северной столицы. Сегодня Царское Село не указано на картах: вместо него вы найдете город Пушкин. Несмотря на новое название населенного пункта, атмосфера золотого века России здесь, безусловно, сохранилась.
Екатерининский дворец
Впечатляющий дворцовый комплекс первой владелицы Царского Села, Екатерины II Великой, выполненный в стиле русского барокко, очаровывает своим великолепием. Нынешняя версия комплекса появилась ближе к концу XVIII века. Предыдущая версия была гораздо скромнее.
Екатерининский дворец в Царском Селе
Фасад Большого дворца запоминается ярким сочетанием голубого и золотого цветов, на стенах отчетливо видны белые лепные украшения и орнаменты. Однако интерьеры дворца восхищают не меньше. Каждая комната наполнена подлинным антиквариатом. Коллекция включает в себя множество экспонатов декоративного искусства, включая личные вещи русских императоров и их семей.
Янтарная комната — самое примечательное внутреннее помещение дворца. Она была подарена Петру Великому прусским королем, но во время Великой Отечественной войны загадочным образом исчезла и так и не была найдена, несмотря на усиленные поиски. Российские декораторы восстановили комнату по сохранившимся документам и фотографиям — на восстановление шедевра ушло 25 лет!
Стены Янтарной комнаты в Екатерининском дворце
Единственные картины, которые существовали в Янтарной комнате, были черно-белыми: чтобы добиться правильных тонов, мастера сфотографировали осколки янтаря, а затем тщательно сравнивали оттенки с оригинальными фотографиями, пока не убедились, что они совпадают. Запечатлеть различные уровни многослойного янтаря и офортов было еще сложнее. В 2003 году состоялось торжественное открытие Янтарной комнаты, приуроченное к трехсотлетию Санкт-Петербурга.
Екатерининский парк
Этот большой парк демонстрирует вкусы нескольких поколений Романовых. В Екатерининском парке есть регулярный Старый сад и пейзажный Английский парк. Первый находится непосредственно за Екатерининским дворцом, и был заложен во времена правления императрицы Елизаветы командой архитекторов под руководством Растрелли. Выделяясь строгой симметрией аллей и живых изгородей, сад находится в хорошем состоянии, а его самые интересные сооружения — Верхняя и Нижняя бани, разрушенный павильон Эрмитажа.
Английский парк, который проходит к югу от Камероновой галереи, был заложен Иоганном Бушем. В центре — извилистый пруд, на территории расположено множество красивых зданий и памятников, включая эллинги в голландском стиле, известные как Адмиралтейство, изящный барочный грот и очаровательный Мраморный мост.
В центре Большого пруда расположен остров, до которого можно добраться на лодке. На острове стоит Чесменская колонна, а рядом с ней зал, который когда-то использовался для концертов. К западу от Большого пруда находится Итальянский парк.
В Екатерининском парке можно увидеть единственный фонтан Царского Села «Девушка с кувшином».
Александровский дворец
Здание дворца — превосходный пример неоклассического величия. Парк не так известен, как соседний Екатерининский, но постепенно восстанавливает свою былую славу.
Построенный Джакомо Кваренги по приказу Екатерины II Великой в качестве подарка ее любимому внуку Александру Павловичу (будущему Александру I) в честь его свадьбы, Александровский дворец считается одним из лучших неоклассических зданий в России. Кваренги, который первоначально планировал построить здание для Санкт-Петербурга, призвали упростить его проект для более спокойной обстановки Царского Села, и в результате получилось прекрасное гармоничное здание со сдержанным, но изысканным убранством. Особенно впечатляет северный фасад с тонкой колоннадой коринфских колонн в центре и выступающими крыльями с обеих сторон.
Александровский дворец в Царском Селе
Александровский парк
Комплекс простирается к западу от Екатерининского дворца и занимает около 200 гектаров. Делится на Новый сад и пейзажный сад. Здесь можно увидеть:
Китайский мостик в Царском Селе
Камеронова галерея
Чарльз Камерон был архитектором и дизайнером интерьеров шотландского происхождения, который приехал в Россию в 1779 году по воле Екатерины II Великой. Он зарекомендовал себя как один из любимых дизайнеров императрицы, работая в Царском Селе более пятнадцати лет.
Интерес Екатерины ко всему классическому побудил ее пригласить Камерона в Санкт-Петербург, чтобы тот построил римскую баню рядом с Екатерининским дворцом. Скромное двухэтажное здание имеет простой, но эффектный дизайн. Внутри ничего не осталось от оригинальной бани, а нижние камеры теперь используются для временных выставок.