Царство небесное про что

Царство небесное

Рейтинг:

Кинопоиск 7,59 IMDb 7,2

Страна:

Длительность:

Режиссер фильма «Царство небесное»:

Актеры фильма «Царство небесное»:

Содержание фильма «Царство небесное»:

Фильм «Царство небесное» (2005) («Kingdom of Heaven») — душещипательный исторический эпос. В основе фильма лежат вольно изложенные исторические события.

Премьера фильма «Царство небесное» состоялась в мае 2005 года.

Сюжет фильма «Царство небесное»

Поговорив со своим сводным братом священником, Балиан все же решается уехать на Святую землю, чтобы отмолить грех жены. Но вдруг увидев на его груди крест, тайком снятый с покойной жены, он убивает брата и сжигает его в кузнице.

Балиан догоняет своего отца и его отряд, но за ним уже отправили шерифа. Пытаясь спасти сына, Готфрид получает серьезное ранение в бою. В пути он умирает, и перед смертью делает Балиана рыцарем и дает ему титул барона.

Рыцари отправляются в Иерусалим на корабле, но попадают в бурю. Единственный, кому удается выжить, — Балиан. Он добирается до берега и бредет по пустыне верхом на коне. Мужчина встречает богатого сирийца и его слугу, они сражаются с Балианом, пытаясь отобрать его коня. Сириец погибает в поединке, а его слуга сопровождает Балиана до Иерусалима, где тот дарует ему свободу.

В Святом городе Балиана находят слуги его отца и доставляют его в поместье. Туда приезжают прокаженный король Балдуин и его сестра принцесса Сибилла.

На совете, Балиан узнает от военачальника Иерусалима Тиберия, о том, что султан Египта и король еле сохраняют мир между их странами, т. к. ежедневно на их землю прибывают фанатики из Европы, которые по приказу папы убивают мусульман.

По приказу короля Балиан отправляется в Палестину во владения своего отца. Он заботится о местном люде и делает свой край процветающим. К нему в замок приезжает Сибилла и говорит, что любит его.

Султан Египта Саладдин отправляет большое войско на замок Керак. Балиан со своими рыцарями пытаются продержаться до прихода подкрепления. Многие рыцари погибают, но все-таки удерживают замок до прихода армии короля.

Король заключает мир с Саладдином, но вскоре умирает. Королем становится Ги де Лузиньян, вместе с Рене де Шатильоном они начинают гонения мусульман. Тамплиеры убивают тысячи невинных арабов и даже сестру султана Саладдина. Новый король даже казнит посла султана. Он собирает новый крестовый поход.

Из-за отсутствия воды, половина войска гибнет в пути. У холмов Хаттин, Саладдин уничтожает христианское войско, взяв в плен короля.

Балиан не теряет надежду отстоять Иерусалим, хотя отчаявшийся Тиберий бежит на Кипр. С Балианом остается совсем немного рыцарей, поэтому, чтобы увеличить шансы на победу, он дарует рыцарские титулы оруженосцам и мещанам. Люди готовятся к осаде.

Рыцарям удаётся устоять. Саладин ведет переговоры с Балианом, тот сдает город при условии сохранения жизни рыцарям и мирным жителям. Отказавшись от короны, Балин со своей возлюбленной Сибиллой отправляются обратно во Францию.

Фото фильма «Царство небесное»:

Источник

О чем фильм Царство небесное 2005

Царство Небесное – фильм 2005 года, вольное изложение истории крестоносца Балиана II Ибелина, который участвовал в войне между Айюбидами и Иерусалимским королевством, а также отстоял Иерусалим при осаде его Саладдином. Режиссер Ридли Скотт не ставил своей целью точно воссоздать историю событий, которые предшествовали III Крестовому походу, это скорее фанфик. Так, биография главного героя в фильме позаимствовала факты из жизни другого крестоносца — Балдуина де Ибелина (это брат Балиана II Ибелина). В фильме очень мало батальных сцен и поединков. Один из самых недооцененных фильмов Скотта, который провалился в прокате.

О чем фильм Царство небесное

На святой земле же сейчас все неспокойно. Короли Египта и Израиля, Салах-ад-Дин и Балдуин Прокаженный сохраняют мир с огромным трудом, постоянно случаются провокации от религиозных фанатиков, готовых по приказу римского папы убивать мусульман. Возглавляют банды провокаторов рыцари Рено де Шатильон и Ги де Лузиньян (который является мужем королевы Сибиллы).

Балиан становится наследником владений своего отца в Палестине. Кузнец оказался довольно умелым правителем, построил оросительную систему и превратил поместье в процветающий край.

Мирная его жизнь заканчивается в тот день, когда тамплиеры грабят караван сарацинов, а Салах-ад-Дин в ответ направляет на Рено де Шатильона целое войско мусульман. Балиан противостоит сарацинам, теряет во время битвы много своих рыцарей.

Салах-ад-Дин и король Израиля заключают мир, Шатильон попадает в тюрьму, Балдуин умирает. Через некоторое время королем Израиля становится Ги де Лузиньян, который освобождает из тюрьмы своего друга Шатильона и снова начинает гонения на мусульман, во время которых гибнет сестра Саладдина. Лузиньян казнит посла, после чего начинается новая война.

Во время битвы при Хаттине гибнет почти все христианское войско, Ги де Лузиньян попадает в плен, а Шатильона казнят.

Салах-ад-Дин направляет на Иерусалим свои войска. Балиан раздает рыцарские титулы мещанам и оруженосцам и готовится к битве за Иерусалим. Город сумел устоять, но во время переговоров Балиан сдает Иерусалим Египту с тем условием, что Саладдин сохранит жизни рыцарей и простых горожан.

Королева Сибилла отказывается от короны и отправляется с Балианом на его родину. Король Ричард Львиное сердце предлагает Балиану отправиться в поход на Саладдина, но тот отказывается, заявив, что он просто кузнец.

Смысл фильма Царство небесное

Весь фильм нам показывают не рыцаря, а обычного кузнеца с чертами рыцаря. Нам не показано становление главного героя и его превращение в воина, но весь фильм мы видим человека практичного и приземлённого.

Да и сюжет фильма во многом построен на противопоставлении материализма Балиана, человека из народа, который сориентирован на практическую пользу, и идеализма рыцарей и королей, с которыми ему приходится общаться. В конце он так и остается кузнецом, променяв весь мир рыцарей и замков на простое счастье. Возможно, это намек на то, что каждому человеку будет хорошо только на своем месте: не нужно гнаться за престижем, модой и победой, если тебе хорошо в своей деревне и в своей кузнице.

Показаны в фильме и противоречия в мире королей. Вера в бога никак не сочетается с борьбой за божьи земли, а борьба за власть противоречит уважению к власти. Возможно, именно от этого и сбежала в кузницу королева Сибилла.

Показано и разное отношение к вере, своей и чужой. Так, в самом начале фильма Балиан убивает священника, увидев у него крестик, снятый с тела своей покойной жены.

В то же время мусульманин Саладдин поднимает крест, который уронили рыцари, чем показывает уважение к чужой вере. Видимо, важнее нести бога в душе. И не имеет значения, как ты его называешь.

Смысл финала фильма

В финале Балиан отказывается идти в крестовый поход против Саладдина. Он понял, что его место здесь, рядом с новой любовью. В конце фильма он проезжает мимо могилы своей жены и понимает, что искупил свой грех и отпустил эту трагедию. А царство небесное находится только у нас в душе.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.4 / 5. Количество оценок: 7

Источник

Рецензия на фильм «Царство небесное»

Царство небесное про что. Смотреть фото Царство небесное про что. Смотреть картинку Царство небесное про что. Картинка про Царство небесное про что. Фото Царство небесное про что

Царство небесное про что. Смотреть фото Царство небесное про что. Смотреть картинку Царство небесное про что. Картинка про Царство небесное про что. Фото Царство небесное про что

Кому не понравится «Царство небесное» /Kingdom of Heaven/ (2005)? Ну, кто падок на ложную многозначительность «Матрицы» /Matrix/, эффектную тупость «Властелина колец» /Lord of the Rings, The/, ворованный гламур «Трои» /Troy/ (2004) – или всем, кто живет обманом. Остальным – кто привык платить за то, что покупает – «Царство небесное» должно прийтись по душе. Оно по всем статьям добротное: постановочно, исторически, исполнительски, умственно. Не продается вдохновенье, но рукопись Ридли Скотта продажна в хорошем смысле. Все-таки Ридли Скотт, так что даже Орландо Блум у него перестал быть похожим на педераста.

Кадр из фильма «Царство небесное»

Царство небесное про что. Смотреть фото Царство небесное про что. Смотреть картинку Царство небесное про что. Картинка про Царство небесное про что. Фото Царство небесное про что

Только в самом начале фильм переборщил с компьютерами: ну, видно, видно в северных пределах дорисовку и домакетку в качестве фона к рыцарям, скачущим к кузнецу. Может, снег вовремя не пошел и море не забурлило, но перерисовали. Зато потом, сколько ни вглядывайся в самых задних воинов в битвах – не мультипликационная там массовка, и песочек в пустыне не павильонный. Мессина могла быть такой и Голгофа могла, и Керак, и Иерусалим. Это похоже на настоящее, это кино, в нем спецэффектов ровно столько, чтобы их не заметить. Даже в драматургии, где свободных мест не так чтоб очень, отдельные эпизоды отданы обыкновенной настоящей работе. Как кузнец кует в кузнице и что такое мехи – как все должно выглядеть. Как, став бароном, кузнец в Палестине копает колодец и строит водозабор – деревянный, с подробностями, по правилам. Мелочи, а говорят о вообще натуральном подходе. Но ведь рыцари барона Годфри не опознали бы кузнеца, если бы Ридли Скотт не подумал о качестве рукоятки его меча – чтоб красный камень блестел на солнце и отсвечивал на весь базар. Он блестит и отсвечивает без всякого рапида, стробоскопа и соляризации – вот сам по себе, как качественно снятый камень на рукоятке, даже в давке заметный невооруженным глазом.

Исторически Ридли Скотт также сдал себе козырей тем, что взялся за Крестовые походы. Мы учили их ничуть не лучше, чем американцы. Поскольку никто про них не написал «Илиаду», «Смерть Артура», «Песнь о Роланде», «Ричарда III», большинство в лучшем случае знает, что они действительно были. Тысячу лет назад скучающую Европу понесло в Палестину грабить и отвоевывать Гроб Господень. Какие там папы Урбаны, Готфриды Бульонские, короли Иерусалимские и вообще, сколько это всего – один поход, два, три (восемь, как оказалось) – уж только для специалистов. И вот я вас уверяю, что Ридли Скотт не нарушил не только основную историческую канву, но даже и неосновную. Все у него было во время Второго крестового похода – Саладин лет пятидесяти, молодой Бодуэн IV, болевший проказой, сестра его замужем за Ги де Лузиньяном, провокация Рено де Шатильона, позорное поражение крестоносцев при Хаттине, собственноручная казнь Рено Саладином и его же собственноручное освобождение Лузиньяна (под честное слово, которого тот не сдержал), даже защита Иерусалима именно неким бароном Ибелином. И действительно, всех жителей отпустили (за выкуп). Все это было в 1187 году.

Кадр из фильма «Царство небесное»

Царство небесное про что. Смотреть фото Царство небесное про что. Смотреть картинку Царство небесное про что. Картинка про Царство небесное про что. Фото Царство небесное про что

Тысячу лет спустя все снова грозит навернуться, Европа пока едина, несмотря на афгано-чечено-иракские войны, но для одного простого человека единство опять оборачивается черт-те какой каруселью. Кому голову отрежут, кого спасут и прославят, но на крови спасителей. И куда в такой свистопляске крестьянину податься? Кроме как в рыцари без страха и упрека, ничего пока не придумали. Рыцарь – это доходчиво, поэтому «Царство небесное» лишь преподносит моральный урок Джорджу Бушу-младшему (и кое-кому еще) и на большее не претендует. Мало того, оно знает, что, поскольку Буш-младший (и кое-кто еще) глуп, как пробка, урок заведомо не пройдет. Главное – что он прост, как правда, и нечего доказывать, занудствовать. Интерес Ридли Скотта – именно развлекаться, делать уже развлекательное кино на базе глобальной морали. И он, будучи мужиком, делает настоящий дамский роман, по-женски хороший, правильный, как Лиза Клейпас, Кэтрин Коултер и Джейн Фэйзер.

Кадр из фильма «Царство небесное»

Царство небесное про что. Смотреть фото Царство небесное про что. Смотреть картинку Царство небесное про что. Картинка про Царство небесное про что. Фото Царство небесное про что

Еще отдельный эффект – редкий кастинг. Мало того, что Орландо Блум прибавил 9 килограмм, чтобы заматереть, и таки заматерел. Рыцарь, чтоб тебя, рыцарь. Но принцессу играет одна из действительно самых красивых сегодняшних актрис, Эва Грин («Мечтатели» /Dreamers, The/ (2003), «Арсен Люпен» /Arsene Lupin/ (2004)), и в ее глазах просто тонешь. И Лиам Нисон (Годфри) как бы продлевает «Роб Роя» /Rob Roy/ (1995), что последовательно-логично, и Джереми Айронс (Тиберий) не постеснялся пойти и отойти на второй план, так что всего пара эпизодов – но мощное звездунское подкрепление происходящего. Подлинным главным героем притом, в сущности превосходящим барона Ибелина, является Саладин, сыгранный, слава богу, не покойным Джоном Уэйном, а настоящим арабом. Внеголливудский Хасан Массуд играет сирийца (армянского происхождения), и сам сириец, и именно в Сирии – супер-кинозвезда. Отрицательные герои – тоже практически не отрицательные, а несчастные. Рене де Шатильона (Брендан Глисон) даже жалко за непроходимую глупость. Но больше всего жалко Эдварда Нортона (Бодуэн IV). Его все кино заставили проходить без лица, и роль в фильмографию даже нелепо вписывать – и ничего, проходил. Потом секунду пролежал.

Кадр из фильма «Царство небесное»

Царство небесное про что. Смотреть фото Царство небесное про что. Смотреть картинку Царство небесное про что. Картинка про Царство небесное про что. Фото Царство небесное про что

По сути у Ридли Скотта вышел микс «Декамерона» /Decameron, Il/ (1971) и «Цветка 1001 ночи» /Fiore delle mille e una notte, Il/ (1974). Он вышел, поскольку логика во всем, без исключения – для него не проблема. После тридцати лет с «Чужим» /Alien/ (1979), «Бегущим по лезвию» /Blade Runner/ (1982), «Тельмой и Луизой» /Thelma & Louise/ (1991) этот бывший рекламщик сам был посвящен английской королевой в рыцарское звание, и ему теперь легко. Ему легко жить, и ни один его фильм не может быть перехвален. «Царство небесное» – отнюдь не великое произведение, оно даже не может рассматриваться всерьез, это в сущности безделица, и все слова про нее – беспечные слова.

Но Ридли Скотт достиг здесь гармонии, соразмерности, «золотого сечения» по кино, а гармонию бесполезно хвалить или ругать.

Источник

Царство небесное

Царство небесное про что. Смотреть фото Царство небесное про что. Смотреть картинку Царство небесное про что. Картинка про Царство небесное про что. Фото Царство небесное про что

«Царство Небесное» (Kingdom of Heaven) — фильм 2005 года, снятый Ридли Скоттом и посвящённый войне на Святой Земле между христианами и сарацинами под предводительством Саладина. Кульминацией фильма служит битва за Иерусалим 1187 года и начало третьего крестового похода.

Фильм вольно излагает историю Балиана II Ибелина, роль которого исполняет Орландо Блум. Попутно рассказывается предыстория вражды между Саладином и христианами, тоже изрядно перевранная. Частично за основу взят роман Вальтера Скотта «Талисман», рассказывающий о том же самом периоде истории Иерусалима.

Содержание

Сюжет [ править ]

Завязка [ править ]

Главный герой — французский кузнец Балиан, ветеран неназванной междоусобицы, живущий в маленькой деревне с братом-священником и женой. Последняя после выкидыша совершила самоубийство, что по христианским понятиям считается страшнейшим грехом. Из-за поступка жены деревня ополчается на убитого горем Балиана. Тем временем его находит неизвестный крестоносец, который представляется Готфридом и признаётся, что Балиан — его бастард. Узнав о трагедии, он предлагает ему отправиться с ним, но сын отказывается. Тем же вечером к главному герою приходит его брат и упрекает в отказе, так как после поступка жены в деревне ему не место. Балиан держит себя в руках, пока не замечает, что брат ограбил могилу его жены и в порыве гнева убивает его, забрав с собой лишь свой меч и украденный крестик супруги.

Опасаясь суда, Балиан догоняет крестоносцев и просит взять с собой на Святую Землю в надежде отвоевать прощение для жены. Вслед за ним приезжает шериф со своими людьми и требует выдать Балиана для наказания. Завязывается бой, в ходе которого нападающие и некоторые крестоносцы гибнут, а Готфрида ранят. Достигнув Сицилии, Готфрид успевает признать Балиана своим наследником и посвящает в рыцари, после чего умирает.

По пути в Иерусалим корабль Балиана тонет. Выживают он и конь, из-за которого герою приходится драться со знатным сарацином, который требует отдать коня, который ходит по его земле. Одолев и убив рыцаря, Балиан требует от его слуги показать дорогу в Иерусалим. В городе он отпускает слугу и дарит коня, сам же принимает во владение земли своего отца.

Дальнейший сюжет [ править ]

Из-за провокаций Шатильона случается битва при Кераке, которую успевает вовремя остановить король. Шатильона бросают в темницу. Балдуин умирает, не выдержав похода в пустыне, и королём становится муж его сестры, вышеупомянутый Ги де Лузиньян. Он сразу же выпускает Шатильона из заточения, и вместе они начинают геноцид мусульман, убивая попутно сестру Саладина. Последний выдвигает свою армию на Иерусалим. Шатильон и Лузиньян ведут свои войска ему навстречу, терпят сокрушительное поражение в битве и попадают в плен, где Шатильона казнят. В Иерусалиме остаются Балиан и Тиберий, но последний уходит из города, не желая гибнуть. Балиан обороняет город несколько дней и сдаёт, получив обещание от султана обещание не убивать мирных жителей и взамен пообещав не сжигать исламские святыни. Саладин благородно отпускает всех, приняв опустевший город. На обратном пути главный герой встречает Ричарда I Львиное Сердце, который направляется в третий крестовый поход…
Кончается фильм грустными словами рассказчика: «Минуло тысячелетие, но и поныне нет мира в Царстве небесном».

Персонажи [ править ]

Все эти персонажи существовали в реальности, но их истории и характеры (а у отца Балиана ещё и имя) были серьёзно изменены.

Историческая достоверность [ править ]

Фильм, хоть и берёт за основу реальную историю, на деле почти не имеет к ней отношения. Список неточностей можно продолжать долго, но из интересного можно отметить следующие:

Режиссёрская версия [ править ]

Что здесь есть [ править ]

Ридли СкоттФильмы (Режиссёр)Бегущий по лезвию • Царство Небесное • Чёрный Ястреб • Чужой • Последняя дуэльФильмы (Продюсер)Бегущий по лезвию 2049 (реж. Дени Вильнёв)СериалыСтолпы Земли • Человек в высоком замке • Бесконечный Мир

Военные фильмы
Исторические9 рота • Александр Невский • Апокалипсис Сегодня • Балканский рубеж • В бой идут одни «старики» • Грейхаунд • Дайвинг-курорт на Красном море • Дюнкерк • Звезда • Зулусы (Рассвет зулусов) • Иваново детство • Иди и смотри • Отряд • Солдатик • Счастливого рождества, мистер Лоуренс • Падение Чёрного Ястреба • Переход • Проверка на дорогах • Сахара • Спасти рядового Райана • Рядовой Чээрин • Танк «Клим Ворошилов-2» • Тобол • Фронт • Чапаев • Царство Небесное • Цельнометаллическая оболочка • Чистилище
Не исторические300 спартанцев • Бесславные ублюдки • Мы из будущего • Снайпер
Искусство на военную тематику
Древний мир. СредневековьеТроянская война (Гомер, «Илиада») • Гражданская война в Англии (Столпы Земли) • Греко-персидские войны (Анабасис • Саламин • 300 спартанцев) • Троецарствие (Одноимённый роман) • Гэмпэй (Повесть о доме Тайра) • Реконкиста («Песнь о моём Сиде» и экранизация • «Песнь о Роланде») • Крестовые походы (Царство Небесное • Medieval II: Total War: Kingdoms (Компания крестоносцев) • Assassin’s Creed I) • Ливонский поход на Русь (Александр Невский • Medieval II: Total War: Kingdoms (Тевтонская компания) • Столетняя война (Проклятые короли • «Thy Majestie», «Jeanne D’Arc» • Бесконечный Мир) • Намбокутё (Повесть о Великом Мире) • Сэнгоку (Игровая серия Total War — Сёгун и Сёгун 2)

Царство небесное про что. Смотреть фото Царство небесное про что. Смотреть картинку Царство небесное про что. Картинка про Царство небесное про что. Фото Царство небесное про что

Новое времяТридцатилетняя война (Симплициссимус • Приключения капитана Алатристе • Sabaton, первая половина альбома «Carolus Rex») • Северная война («Полтава» Пушкина • Sabaton, вторая половина Carolus Rex • Тобол) • Семилетняя война (Гардемарины — III) • Американская революция (Сыны свободы) • Наполеоновские войны («Война и мир» (и несколько экранизаций) • Граф Монте-Кристо (завязка) • «Мёртвые души» (вставная новелла «Повесть о капитане Копейкине») • Приключения королевского стрелка Шарпа • Пушкин, «Черногорцы» • М. Лермонтов, «Бородино») • Англо-американская война (Табу) • Гражданская война в США (Wildwood Boys • Джоси Уэйлс — человек вне закона • Хороший, плохой, злой • Рождение Нации) • Англо-бурская война (Капитан Сорвиголова • Р. Киплинг • «Человек с побелевшим лицом»/«Побелевший воин» («Архив Шерлока Холмса») • Оборона Дурацкого брода)
Первая мировая войнаКиплинг • Похождения бравого солдата Швейка • Тихий Дон • Лоуренс Аравийский • Red Baron • Война в небе – 1917 • Sabaton • Ария • Battlefield 1
Гражданская война в РоссииБронепоезд 14-69 • Булгаков («Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных») • Кондуит и Швамбрания • Хождение по мукам • Тихий Дон • Белое солнце пустыни • Достояние республики • Кто заплатит за удачу? • Неуловимые мстители • Свадьба в Малиновке • Свой среди чужих, чужой среди своих • Чапаев • Адъютант его превосходительства • Assassin’s Creed Chronicles: Russia
Вторая мировая война и её последствия

Литература: Б. Васильев («А зори здесь тихие…» • «В списках не значился») • Э. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере») • Лев Кассиль («Великое противостояние» • «Улица младшего сына» • «Дорогие мои мальчишки») • В. Линна («Неизвестный солдат») • Б. Полевой («Повесть о настоящем человеке») • «Живые и мёртвые» • М. Шолохов («Судьба человека») • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Я. Пшимановский («Четыре танкиста и собака» (и его экранизация) • Стюарт Слейд («Изо всех сил») • А. Бек «Волоколамское шоссе»
Кино: Экранизации Васильева («А зори здесь тихие…» Ростоцкого) • «Я — русский солдат») • «Баллада о солдате» (спецприз Каннского фестиваля) • «Белорусский вокзал» • «Битва за Севастополь» • «Брестская крепость» • «В бой идут одни «старики»» • «Два бойца» • Звезда • «Иваново детство» • «Иди и смотри» • Когда молчат фанфары • Лабиринт Фавна (последствия Гражданской войны в Испании) • «Летят журавли» (приз Каннского фестиваля) • Мы из будущего• Отряд • «Парень из нашего города» • Переход (фильм 1979) • «Подвиг разведчика» • Проверка на дорогах • Рядовой Чээрин • Солдатик • Танк «Клим Ворошилов-2» • Фронт • Бесславные ублюдки • Дюнкерк • Мост через реку Квай • Сахара • Счастливого Рождества, мистер Лоуренс • The Eternal Zero

Источник

Царствие Небесное: Где оно находится и как туда попасть?

Рассказывает протоиерей Павел Великанов

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Где искать Царство Небесное, что это такое и как туда можно опоздать? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. Мы обратились с ними к протоиерею Павлу Великанову.

Царство небесное про что. Смотреть фото Царство небесное про что. Смотреть картинку Царство небесное про что. Картинка про Царство небесное про что. Фото Царство небесное про что

Пришел к своим, и свои не приняли…

Если внимательно вчитаться в Евангелие и вдуматься во все слова Христа о Царствии Божием, становится очевидным: именно это учение стало роковым для Его земной жизни. Иудеи жаждали Царства, бредили Царем — но только не таким, каким оказался Христос. И Спаситель был к этому готов: в отличие от множества лжепророков и лжемессий, Его совершенно не волновал внешний эффект от Его проповеди. Он знал, что делал. И прекрасно понимал, какая цена — словам, и какая — делам. Достаточно вспомнить, как после слов о необходимости вкушения Его Тела и питья Его Крови как непреложном условии жизни с Богом многие отворачиваются от Него и уходят. И вот, вместо того чтобы, как сказали бы сегодня, «изменить тактику» и «внести коррективы» для большей эффективности проповеди — Христос поворачивается к Своим ближайшим ученикам: «А не хотите ли и вы — уйти?».

Учение о Царстве Небесном — ключевое для всего евангельского повествования. С точки зрения иудеев, всё это не более чем какая-то абстракция, никак не связанная с жизненными реалиями. Поэтому Тот, Кто так дерзновенно смеет утверждать Свое Богосыновство — и тем самым превращать этот «непонятный вымысел» в Божественное Откровение — должен быть убит, и убит позорно, в назидание всем другим, чтобы никому не повадно было пытаться разрушить то, что — как считали ветхозаветные иудеи — веками сохраняло аутентичность и целостность еврейского народа. Уж кто другой, кроме иудеев, прекрасно понимал и помнил, что такое — Царство? Саул, Давид, Соломон — все они были вписаны в историю еврейского народа не только как цари, святые и пророки, но и как строители того самого царства, по развалинам которого теперь и ходит этот новоявленный Пророк и рассказывает странные вещи о Небесном или Божием Царстве!

Христовы вопрошатели — евреи — люди очень конкретные в своем отношении ко всему, что касается важных для них областей жизни. Богатейший опыт выживания во враждебной среде научил их исключительному прагматизму, а сложные установления Моисеева Закона филигранно оттачивали из поколения в поколение эту способность к быстрому рассудочному реагированию.

И когда читаешь, как они слушают слова Христа о Царстве, возникает ощущение, будто в воздухе буквально звенит этот непрекращающийся агрессивный фон вопросов: «А где это Царство, покажи его нам! Когда придет это Царство? А с чем его можно сравнить, как его пощупать, потрогать, увидеть? Не блеф ли всё это. »

А Ответ — был у них перед глазами, ходил, разговаривал, исцелял больных. Только потом, уже после Воскресения, апостол Иоанн будет вспоминать с глубоким чувством искреннего изумления — как Его, Слово Жизни, Сына Бога, они могли видеть глазами, осязать руками, есть, пить вместе с Ним. Это с трудом вмещается в сознание даже Его ближайших учеников — видевших Его Воскресшим. Что же тогда говорить о тех, кто и смотрел-то на этого бродячего проповедника так, краем глаза, вскользь — много тут ходит всяких.

Вертикаль или горизонталь?

Когда мы говорим о Царстве Небесном, нас сразу сбивает с толку его «небесность», которая подсознательно воспринимается нами как что-то не вполне реальное, исключительно духовное или как минимум — неземное или загробное.

Однако в евангельских текстах «Небо» — синоним имени Божия, и, соответственно, «Царство Небесное» не что иное, как Его, Бога, правление на Земле — и только. Но это такое живое и реальное присутствие Бога в человеческой жизни, что оно оказывается той самой жемчужиной, ради которой всё остальное с легкостью продается и забывается.

Царство Небесное бесконечно далеко от состояния «душевного комфорта» или «карманного Бога в душе», которым так любят оправдывать свое практическое безбожие наши современники. Здесь Бог приходит к человеку именно как Царь, Господин — и это откровение невозможно ни перепутать, ни сымитировать. Царь не бывает без своих подданных: точно так же и Царство Небесное появляется лишь там, где происходит встреча человека и Бога — встреча, результатом которой для этого человека становится новая жизнь.

Царство Небесное — не пища и питие, не власть и могущество, не довольство и богатство. Всё это — горизонтальная плоскость: и в любой точке этого пространства может появиться новая реальность — вертикаль, которая выстраивается только между Богом и человеком.

Царство Божие уже здесь, среди вас — говорит Христос Своим ученикам: они изумленно озираются, смотрят по сторонам, не понимая, что надо лишь только увидеть самих себя рядом со Христом. Нечего искать это Царство ни во времени, ни в пространстве — оно постоянно рядом.

Но Христос — кроток и долготерпелив, Он не вламывается в душу как Властный Хозяин, а стоит у двери и лишь скромно постукивает в надежде, что те, кто за дверью, внутри, услышат и сами захотят пустить. Отсюда — такое обилие в Его речи образов и сравнений, помогающих понять Его учение о Царстве. И при этом — постоянный акцент: «Да, Я — Царь, но не того Царства, о котором вы все так мечтаете. Мое Царство — другое. Оно там, где не властолюбцы и гордецы, а кроткие и скромные; там, где нет пышности и религиозного лицемерия, а детская простота и искренность; там, где Бог — не мысленная фикция, а Живой, реально присутствующий в жизни Господь!» Насколько эти слова были трудны для слуха, представить несложно: достаточно посмотреть вокруг — кто сегодня виноват в наших бедах? Власть имущие? Воры и взяточники? Да какая разница — все равно взгляд скользит по накатанной веками дорожке, и задолго до Христа этот путь уже был проторен. Перефразируя Христовы слова о Царстве Божием, можно было бы сказать так: какого бы даже самого святого, безгрешного и исполненного всех добродетелей правителя ни поставь — сути наших проблем это не решит: ведь наш главный враг не где-то снаружи, он — внутри; точнее — мы и есть сами себе враги номер один.

С чего начинается Царство?

Царство Божие — Царство Небесное — наступает уже тогда, когда человек обретает своего Царя и Господа: и для христиан это вхождение в Царство непосредственно связано с рождением от воды и Духа в таинстве Крещения.

Когда крещаемого священник спрашивает: «Веруешь ли ты Ему?» — готовящийся родиться в Новое Царство отвечает: «Верую, яко Царю и Богу!»

Наша надежда и ожидание — увидеть тот миг, когда небесный свод свернется, звезды исчезнут, мертвые восстанут — закончится эта долгая, такая бесконечно долгая холодная ночь греха, и откроется новый День, Светлый день Христова Царствия.

Однако к этому дню надо готовиться уже сейчас. «Кто не увидел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит Его и там», — говорил прп. Варсонофий Оптинский.

Царство Мое — не от мира сего, — говорит Христос. И Его последователи, христиане, с одной стороны, не имеют иного мира для жизни, кроме этого, по умолчанию враждебно настроенного ко Христу. Но с другой стороны, Царство, которым они и живут, — Христово Царство — не от мира сего. Это внутреннее напряжение — от неизбежности жизни в этом мире и невозможности жить по его, мирским, законам — в реальной жизни оказывается очень продуктивным: так рождается аскетика, наука о стратегии и тактике в духовной войне против греха и страстей. В этом глубинном внутреннем напряжении и вызревает христианин. Поэтому Царство Небесное — «нудится», берется с усилием, оно «пробивает себе дорогу» только руками самого человека, его личными трудами отвоевывает себе новые и новые территории на вражеской земле.

О чем тоскует наше сердце

Вход в Царство Небесное открывается Таинством Крещения, и каждый раз, благословляя это Царство на Божественной Литургии, верный Христу проходит серьезный тест на свою «профессиональную пригодность» к участию в этом Царстве. С одной стороны, это единство обращенных ко Христу человеческих лиц образует Церковь как Его Тело. С другой стороны, это таинственное многочастное и при этом единое Тело оказывается для конкретно каждого члена Церкви судом и свидетелем его соответствия, его со-настроенности тому Духу, Который и животворит это Тело, — Святому Духу.

И чтобы попасть в это Царство, не нужно куда-то ехать или мучительно долго ждать, когда же оно придет «в силе и славе»: ведь оно уже пришло, это Царство ходило по нашей земле — и по сей день ходит ногами тех, кто Его считает своим Царем, живущих по Евангелию, исполняющих то, что Он, Христос, ждет от Своих братьев и друзей. Оно всегда рядом: лишь бы оказался настроен приемник нашей души на эту частоту Небесного Царства. И когда это происходит, христианин становится живым свидетельством объективного существования этого Небесного Царства уже здесь и сейчас. Иван Ильин как-то заметил, что свет религиозности скрыть невозможно — он все равно пробьется и будет светить миру. Весь неисчислимый сонм христианских святых — это именно такие «светлячки», светочи Божией правды, но сила их не в какой-то собственной исключительности, а в том, что все они светились одним и тем же светом Христова Царства — пусть каждый по-своему. Но источник их света всегда был один — Христос.

Это живое присутствие Христа не только в церковной общине, но и в душе каждого христианина для апостола Павла было настолько очевидным и важным критерием, что он дерзнул утверждать: Кто Духа Христова не имеет — тот и не Его, то есть не Христов! (Рим 8:9).

Сам Христос — и есть Царство Небесное, и когда Он говорит об этом Царстве в притчах, образах, примерах — Он всегда говорит о Себе Самом. Жизнь со Христом, жизнь по Христу, жизнь в Нем — это совсем не абстракция, а реальнейшая реальность для церковного человека.

Причем не на уровне чувств или ощущений: это состояние внутренней «синхронизации» с жизнью Христова Тела оказывается гораздо глубже любых психологических переживаний, оно выходит в сферу онтологическую, в область первооснов бытия. Поэтому то, что происходит в храме, Таинства, совершаемые руками священника — всё это резонирует не с какими-то внешними чувствами, но со стихиями земными и небесными: здесь ангелы не просто присутствуют, но сослужат иерею в страхе и трепете. И эта невидимая духовная мощь становится очевидной для чистых сердцем и открытых Богу душ.

Здесь, в храме — Его территория, Его Царство — если только, конечно, храм наполнен верными Ему — а не предателями и дезертирами. И нет ничего удивительного в том, что однажды всего лишь переступив порог храма, человек оказывается до конца дней восхищен этой охватившей его внезапно со всех сторон новой реальностью — не нашей, а той, лучшей, заветной, желанной — по которой только и тоскует живое человеческое сердце.

Рай или Христос?

Христианин — это не тот, кто живет мечтой попасть в рай, а тот, кто живет Христом. Для верующего во Христа рай и открывается, и может закрыться уже в этой жизни. Поэтому для него каждый день, каждая минута этой, казалось бы, преходящей и поэтому мало что значащей жизни — на самом деле бесценны. А «механическое» помещение непреображенной Божественной благодатью души в место, где живут праведники и святые, качества жизни не изменит: от себя никуда не деться, и тот, кто носит в своем сердце ад самолюбия и страстей, сам убежит с презрением и злобой на этих «святош» и «лицемеров».

Не став подданным Царства Божия здесь, на земле — слишком мало шансов попасть в него после смерти. Искать Христа, Его близости, Его ощутимого присутствия — причем не только в храме и таинствах, но и в ежедневных событиях жизни — не такая уж сложная задача, если слышать Его заповеди и стараться выполнять их. А заповедь в действительности одна: быть подражателями Христу, жить и вдохновляться Им, поступать, как Он поступал; думать, как Он думал, желать того, к чему Он стремился. Как это ни странно прозвучит, но об этом сегодня надо говорить во весь голос, снова и снова: христианство — Христоцентрично, а не «раецентрично», или, что еще хуже, «грехоцентрично».

Для нас рай там, где Христос, а вовсе не наоборот.

И Его Царство — как его ни назови — Божие или Небесное — уже здесь, на земле, с нами, среди нас. Если только сами мы — в своем сердце, в мыслях, словах и поступках — со Христом.

Читайте также:

12 притч: Христос о Царствии Небесном

Да приидет Царствие Твое. О чем мы молимся этими словами?

На заставке фрагмент фото Владимира Аверина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *