Цата на иконе что это такое
Полумесяц в основании Креста?
По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?
Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.
На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.
Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.
Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.
Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.
Полумесяц в нижней части крестов православных церквей. Что это — знак уважения к исламу или демонстрация превосходства христианства?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Перекладина в форме полумесяца в нижней части накупольного креста называется цата. В Византийской империи цата символизировала царскую власть, была знаком принадлежности к царской фамилии. Как символ царского достоинства цата с давних пор использовалась в православной культуре не только для украшения накупольных крестов, но и в окладах икон Святой Троицы и Господа Иисуса Христа — Царя царствующих и Господа господствующих (1 Тим 6:16). Цату можно увидеть также в некоторых окладах икон Богоматери и святых. Цатами украшены кресты на куполах известных древних храмов Северо-Восточной Руси — Покрова на Нерли и Димитриевского собора во Владимире.
У полумесяца в основании накупольного креста есть и другие символические значения. Это прежде всего якорь — как знак твердости в вере. Он восходит к словам из Послания к Евреям (Евр 6:19), где христианская надежда названа якорем безопасным и крепким. В богословской и искусствоведческой литературе можно найти и другие образы, в которых цата символизирует крещальную купель, ясли, в которых родился Иисус, евхаристическую чашу, парус и т. д.
Иногда люди считают, что этот полумесяц символизирует победу православия над исламом — это не так, никакого отношения к исламу полумесяц в основании креста не имеет. Как уже говорилось, этот символ имеет древнее происхождение и употреблялся христианами еще до столкновения с исламской цивилизацией. Это может показаться парадоксальным, но полумесяц перекочевал в ислам как раз из христианской культуры в результате побед, одержанных мусульманами. Так, в официальную символику Османской империи полумесяц вошел после взятия Константинополя в 1453 году, когда православная империя пала под ударами турок, а знаменитый собор Святой Софии был превращен в мечеть.
Взаимопроникновение культур нередко проявляется именно в храмовом зодчестве. Одним из таких примеров могут служить традиционные для русских храмов купола-луковки. Конечно, луковичная форма куполов имеет практическое значение — с таких куполов легче скатывается снег и на них не образуется лед. Однако ряд специалистов в области храмового строительства видят здесь влияние иных культур: такие главки-луковки широко распространены в культовой архитектуре на мусульманском и индуистском Востоке, где снега не бывает.
Полумесяц — многогранный символ, история которого уходит в христианскую древность. Переплетение и взаимовлияние культур в мировой истории еще больше расширили символическое значение этого образа, породив вместе с тем и ряд заблуждений, не имеющих ничего общего с его реальным смысловым содержанием.
Православная Жизнь
«Откуда взялся полумесяц на православном кресте?» – этот вопрос возникает у многих людей, обративших внимание на накупольные кресты некоторых храмов. Есть несколько вариантов ответа. Давайте их и рассмотрим.
Христианство и ислам
У большинства людей полумесяц ассоциируется в первую очередь с исламом. Хотя на самом деле изначально данный символ не имел такого значения в мусульманстве, как сегодня. В ранние эпохи последователи Мухаммеда во время битв использовали лишь одноцветные полотна. Полумесяц же был символом некоторых народов Азии еще до возникновения ислама. Только после арабского завоевания халифы позаимствовали его, сделав знаком мусульманской власти. После столь длительной и стойкой ассоциации и возникает недоумение: «Почему на православном кресте внизу полумесяц? Что он делает на вершине православного храма?».
Уточним еще кое-что. В связи с тем, что полумесяц как символ появился до возникновения ислама и не был им сразу присвоен, нельзя рассматривать его положение в основании креста в качестве указания на превосходство христианства над мусульманством. Более того, на Руси, еще задолго до того как там вообще появились какие-либо сведения об исламе, христиане уже активно использовали этот «христианский полумесяц» внизу накупольных крестов. Примерами тому служат первоначальный вид храма Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире – оба основаны в XII веке. Вообще, изображение креста с полумесяцем снизу довольно типично для домонгольского периода истории Русской Православной Церкви.
Понимание символики «полумесяца»
Перейдем теперь к прямому ответу на вопрос: «Что означает полумесяц на православном кресте?». Итак, можно выделить три основных толкования:
1. мессианское;
2. сотериологическое;
3. царское.
Рассмотрим каждое из них.
Мессианское толкование
Если мы обратимся к Откровению апостола Иоанна Богослова, то можем увидеть там описание великого знамения: явление облеченной в солнце жены, под ногами которой была луна (Откр. 12:1). В зависимости от понимания образа жены меняется и понимание луны.
Такие отцы, как Мефодий Патарский и Ипполит Римский, утверждают, что под образом жены подразумевается Церковь. Именно Церковь сохраняет в себе все Откровение, содержит истинное познание Бога. Луна при этом – символ всего изменчивого и непостоянного. Отсюда исходит и соответствующе изображение, когда под православным крестом помещается полумесяц, символизирующий превосходство Церкви над всем земным и преходящим. У свт. Мефодия есть свое, оригинальное толкование луны. Так как от спутника Земли зависят приливы и отливы, т. е. как бы управление влажным естеством, то в его образе святитель усматривал веру, очищаемую от всякого тления, подобно тому, как вода очищает от грязи и обновляет.
Другой вариант понимания образа жены и луны раскрывает нам свт. Андрей Кесарийский, указывая, что ряд толковников до него под женой понимали Богородицу. При этом луна знаменует Вифлеемские ясли. На основании этих образов возникли и другие понимания рассматриваемого символа. Так, полумесяц в основании креста стал восприниматься и в качестве символа Иордана, и в качестве символа Евхаристической Чаши.
Сотериологическое толкование
С ранних времен Церковь воспринималась как корабль спасения в бушующем житейском море. Отсюда возник и довольно древний христианский образ якоря. Получается, что здесь вообще отсутствует намек на какую-либо «лунную» тематику и вопрос: «Зачем на кресте изображен месяц?» – отпадает сам собой. Это не месяц, а «рога» якоря.
В Послании к евреям апостол Павел говорит, что надежда есть крепкий и безопасный якорь для души (Евр. 6:18–19). В I-II веках Климент Александрийский уже однозначно относил якорь к числу христианских символов. Что, как не крест, для христиан является надеждой, надеждой на избавление от власти греха, надеждой на победу над смертью? Лишь «ухватившись» за Крест Христов, мы можем достойно понести свой жизненный крест, преодолеть все скорби и достигнуть блаженной вечности.
Царское толкование
На некоторых иконах можно увидеть украшение в виде перевернутого полумесяца. Это цата, символ святительского или царского достоинства. Мы помним, что одним из даров волхвов Христу было золото, указывавшее на то, что Богомладенец является Царем. В Священном Писании есть еще множество указаний на Его царское достоинство. Спаситель назван:
Царем славы (Пс. 23:7–10; Мф. 19:28);
Царем, сидящем на престоле Божием (Евр. 1:3);
Царем царей (Пс. 88:28; 1 Им. 5:15);
Царем царства правды (Ис. 32:1; Иер. 23:5);
Царем царства вечного (Лк. 1:33; Откр. 11:25).
Все эти ссылки говорят, что цата в основании креста, особенно накупольного, ясно свидетельствует о том, Кто является истинным Царем мира.
Выводы
Отвечая на вопрос: «Почему на православных крестах полумесяц?» – мы увидели три различных толкования. Все они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Если кому больше нравится один из вариантов, можно его так и воспринимать. Ну а вообще, разность понимания символики говорит лишь о богатстве христианской мысли.
Протоиерей Владимир Долгих
Полумесяц на православном кресте или цата
Полумесяц на православном кресте или цата
Полумесяц на православном кресте или, если называть его правильно, цата символизирует собой символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника.
Размещение креста с цатой на куполе собора напоминает православным верующим о том, что этот храм принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Полумесяц-цата, как элемент церковной утвари, символизирует чин Царства и первосвященства.
Полумесяц на православном кресте не имеет ни малейшего отношения к исламу или некоей победе над мусульманами. Православные кресты с цатой-полумесяцем водружали еще на древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Следует обратить внимание, что полумесяц являлся государственным знаком Византии — в православной Византии цата символизировала царскую власть.
Кроме этого, в святоотеческой традиции встречаются и другие значения полумесяца на православном кресте.
Иногда полумесяц или цата изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Также ее можно встретить и на других древних русских иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы.
Это позволяет сделать вывод, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Иногда православный крест на храме с полумесяцем бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.
В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19).
Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда.
Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной. На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.
Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.
Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.
Материал создан: 17.07.2014
Луна на иконах Богоматери. Зачем месяц на православном кресте
Вчерашнее обнаружение Луны на иконе Богоматери в церкви Знамения Богоматери в Дубровицах зародило во мне ряд вопросов, и я стала копать информацию. Луна действительно довольно редкое явление на иконах.
Хотя у Иоанна Богослова есть такие слова: “Жена, облеченная в солнце, под ногами у Нее луна и на главе Ее венец из двенадцати звезд” (Ап 12:1).Я нашла лишь три иконы Богоматери, имеющие атрибуты, описанные Иоанном Богословом:1.Млекопитательница Греция, 1750 г.16х12,4 см.
2. Остробрамская икона Божией Матери (в Храмах Киева и Кракова)
3. И собственно икона Богоматери в церкви Знамения Богоматери в Дубровицах.Аналогию с III арканом Таро – Императрицей я уже проводила. Вероятно, что Луна на карте Императрицы символизирует женское начало, на которую она (Императрица) и опирается левой же (женской) ногой. Вот классическое изображение III аркана Таро – Императрицы, попирающей левой ногой Луну (из предыдущего поста).
В продолжение темы Луны у меня возник ещё один закономерный вопрос А вот что означает Луна (полумесяц) на православном кресте?
В сети нашла несколько версий:
Луна под Крестом, как символ победы Православия над Мусульманством в период татаро-монгольских нашествий.
Данный вариант не выдерживает никакой критики. Во-первых, татаро-монголы не представляли собой единый народ, не было у них и единой религии. Чингисхан, например, верил в Высшее Небесное Существо, а ислам получил своё распространение лишь при хане Узбеке.
Кроме того – татаро-монголы отличались значительной веротерпимостью, потому вопросы религий не были основными.Кроме того, крест с полумесяцем возник задолго до монголо-татарского нашествия. Такой крест стоит на куполе Дмитриевского собора во Владимире (XII век) например.
Луна с Крестом как традиционная солярно-лунарная символика, где Крест символ Солнца (вспомнить свастику), символ Мужского начала, а полумесяц – соответственно символ Луны, символ Женского начала. Их сочетание.
Только что они делают на куполе православных храмов? На этот вопрос отвечает третья версия.
Очень многие символы и ритуалы христианской церкви являются не вновь введенными (придуманными церковью), а лишь «воцерковленными» символами предыдущих «верований», наделёнными новыми смыслами и значениями. Эту ситуацию мы и имеем в контексте Креста с полумесяцем, где Крест становится символом Христа, а месяц – символом Богоматери.
Интересно в этой связи, почему купола церкви венчают символ Христа и Богоматери, а не, например, символ Троицы (Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух)? Было бы ведь логичнее? Может есть какие ещё версии?
Наиболее полной и интересной статьёй по данной теме была статья Б.А. Успенского «Солярно-лунарная символика в облике русского храма».
Различие крестов в православной вере
Что означает полумесяц на православном кресте описано выше. Но следует также отметить, что в православии существует очень много разновидностей крестов. Поэтому форма креста, которая установлена на православных старых храмах является не единой.
Обязательно к прочтению: Что значит канон и чем он отличается от акафиста
Как известно, в католической вере используется четырехконечный крест, а у православной веры их намного больше. На монастырях нашей веры не редко можно встретить крест святого Лазаря. Как известно он имеет 8 конов. Но на нем также знак полумесяца подтверждает надежную и твердую православную веру.
Господь всегда с Вами!
Что означает полумесяц на христианском кресте?
Если вы присматривались к куполам православных храмов, то могли увидеть, что их кресты неодинаковы. Есть простые — с косой перекладиной внизу, есть те, из центра которых как будто исходят лучи, символизирующие свет солнца, есть кресты, будто обвитые виноградной лозой — знаком Иисуса. А есть кресты с небольшим полумесяцем внизу.
Последний часто вызывает вопросы, потому что полумесяц сегодня известен, прежде всего, как символ ислама.
Фактрум предлагает узнать, какой смысл заключён в сочетании креста и полумесяца.
Христианству уже более двух тысяч лет. За это время появилось множество разных течений, которые обросли своими знаками и символами, подчас скрывающими в себе несколько значений. Что-то забывалось, что-то менялось, что-то появлялось — и теперь даже истово верующие могут не знать о каких-то тонкостях собственной религии.
Для начала следует сказать, что полумесяц, расположенный внизу креста на куполе православного храма, не имеет никакого отношения к исламу. Если углубляться в историю, то серп луны люди использовали в своих поверьях задолго до возникновения как ислама, так и христианства. Так, например, в представлении древних греков его носила в качестве короны богиня Артемида.
Крест, некогда возвышавшийся над Дмитриевским собором во Владимире. В 2002 году был заменён на более современный
Но если рассматривать времена более приближенные к нам по времени, то можно увидеть хорошо знакомый нам символ в Восточной Римской империи.
Основное объяснение полумесяца на кресте гласит, что в Византии, откуда, собственно, православие и пришло на Русь, полумесяц был знаком царской власти. Его стали помещать на кресты для того, чтобы напомнить верующим о двух вещах.
Во-первых, о том, что власть земная по определению ниже власти небесной, и все люди, даже самые высокопоставленные, прежде всего, рабы божьи, а во-вторых, это было напоминание о том, что в церкви правит Царь Царей.
Что означает полумесяц на крестах церквей
Отличительной чертой любой оформившейся религии исследователи считают ее символы. Для православия – это крест, для ислама – полумесяц со звездой внутри. Но есть некоторые символы, которые заставляют задуматься о, вероятно, утраченном единстве этих конфессий – старый христианский крест поры Никона с полумесяцем в основании.
Конфессии используют множество форм крестов. Так, крест староверов имеет округлые формы, католический строго геометричен и имеет четыре луча, крест в православии – восьмиконечный, включающий в себя две параллельные горизонтальные перекладины и третью нижнюю косую, которая вероятно обозначает подставку для ног.
Этот крест считается наиболее приближенным к тому, на котором был распят Иисус. Другая распространенная форма креста, которую часто можно встретить на куполах христианских храмов, это крест с полумесяцем.
Существуют версии, что полумесяц показывает связь между христианством и исламом, либо между христианством и язычеством, так как этот символ существовал как в той, так и в другой религии. Также имеет место быть версия о том, что крест с полумесяцем показывают, что существовала эпоха, когда ислам и православие были единой религией.
И форма креста с полумесяцем символизирует эту эпоху. При современном разобщении двух религий – христианской и мусульманской, этот символ заставляет сожалеть о том, что единоверие было потеряно.
Впрочем, многие теологи считают, что полумесяц (цата) на кресте не имеет отношения к мусульманскому символу. И на самом деле это руки, сложенные вместе, чтобы поддержать символ православной веры.
В некоторых текстах Средневековья говорится о том, что цата – это ясли Вифлеемские, принявшие в свои объятия младенца Иисуса, а также, что это чаша евхаристическая, которая приняла тело Иисуса.Приверженцы семиотики считают, что полумесяц – это на самом деле не полумесяц, а кораблик, а крест – это парус.
И этот корабль с парусом символизируют Церковь, которая плывет к спасению. Примерно такого же содержания объяснение в Откровении Иоанна Богослова.Очень интересна версия, которая рассказывает, что изображение полумесяца указывает на то, что Иисус был на Востоке.
Оказывается, есть косвенные признаки того, что Иисус действительно был на Востоке в промежутке жизни между 12 и 30 годами (это период его жизни, который неизвестен ученым, т.е. где в это время Иисус жил, чем занимался). В частности бывал он на Тибете, что доказывает схожесть его слов с древневосточной философией того времени.
Историки иначе относятся к кресту с цатой, утверждая, что полумесяц был официальным государственным знаком Византии, завоеванной в 1453 году турками, которые и заимствовали цату, сделав его знаком Великой Османской империи.
Известно, что насаждения ислама в Византии не было, но к православному кресту над куполами храмов в 15 веке был добавлен этот уже османский знак власти. Своего рода знак примирения и единения двух культур, религий.
Что означает полумесяц на крестах церквей
Ложные трактовки
Сегодня находятся еще те, кто утверждает, что крест с полумесяцем символизирует победу христианской веры над мусульманством. Но так могут рассуждать только малограмотные люди, которые не знают, что подобная символика появилась еще задолго до возникновения мусульманской религии.
Некоторые связывают его с язычеством. Бог солнца часто изображался в виде креста и символизировал свет и день, а полумесяц – ночь и тьму. Но такое утверждение ошибочно, так как нигде не найдено рисунков, объединяющих эти два символа. Да и крест у язычников имеет равные стороны и утолщения, как у основания, так и на концах.
Крест с полумесяцем
Почему на куполе православного храма крест с полумесяцем – мусульманским символом? Может быть, на самом деле это какая-то мечеть строится? Подобные недоуменные вопросы последнее время приходится слышать все чаще и чаще.
Некоторых мурманчан, приводят в смущение кресты с полукружием в виде полумесяца в основании креста на куполах возводимого в городе храма Спаса на водах. Чтобы прояснить ситуацию мы обратились за разъяснением к наместнику Трифонов Печенгского монастыря игумену АРИСТАРХУ.
Ведь такой же крест возвышается и над монастырским храмом Рождества Христова в Печенге.
– Вопрос о кресте с полумесяцем задается сегодня нередко, – поясняет отец Аристарх, – поскольку по мнению некоторых людей, крест в данном случае попирает полумесяц и якобы означает победу Православия над Мусульманством. Такие и подобные им заключения абсолютно неверны.
Крест с полукружием в виде полумесяца внизу, где концы полумесяца обращены вверх, – очень древний вид Креста. Обратившись к истории мы увидим, что в Древней Руси такие кресты еще до татаро-монгольского ига устанавливались на церквах, воздвигаемых Великими князьями.
Например, на Дмитровской церкви во Владимирской земле, в Киевских землях. Такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году.
Такая же форма купольного креста встречается на Псковщине, к примеру, на куполе церкви Успения Божией Матери 1461 года постройки в селе Мелетово.
Что касается догматического разъяснения, то здесь надо заметить, что символика православного храма не всегда объяснима с точки зрения эстетического восприятия. Но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, несут разные значения.
В Откровении Иоанна Богослова говорится: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12, 1). А святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце Правды.
Есть и другие толкования этого символа: полумесяц – это чаша Евхаристическая, в которой находится Тело Христово; это люлька, в которой лежит Богомладенец Иисус Христос. Последнее толкование объясняет форму креста над монастырским храмом Рождества Христова.
Чаще всего крест и полукружие означают якорь спасения, якорь нашей надежды, якорь упокоения в Небесном Царстве, что очень соответствует понятию о храме, как о корабле, плывущем по волнам бурной земной жизни к тихой пристани жизни вечной – в Царство Божие. Очевидно, что в нашем случае крест, символизирующий якорь, выбран потому, что храм Спаса на водах посвящен памяти погибших моряков.
Символы – 2. Крест и Полумесяц
Под косой луна блестит,А во лбу звезда горит
Очень интересный символ. С чем свяжет обычный человек полумесяц? Скорее всего вспомнит про Ислам и Красный полумесяц. Особо продвинутые, возможно, вспомнят про флаг Турции. А ведь этот символ имеет богатые Православные и дохристианские смыслы на Руси. Так и получается, что истории своей не знаем, а живём чужими смыслами
.Вот к примеру слева на картинке — православная церковь, на куполе православный крест, а внизу которых полумесяц. Спросите первого встречного, что это значит. В лучшем случае услышите предположения про символ победы над Ордой. Хотя Орда Православия не притесняла, да и кресты с полумесяцем сильно древнее окончания Ига. Так что вариант “победа над Ордой” конечно же не имеет никакого отношения к реальности (слева к примеру Дмитриевский Собор во Владимире, построенный в 1194—1197 гг., т.е. ещё до начала татаро-монгольского Ига), но об этом чуть позже.
Славяне
Сначала немного о роли полумесяца у древних славян. В русских сказках луна это признак безусловно позитивного героя, обычно девицы. Так что Александр Сергеевич не случайно именно так описал свою дивную княгиню — сказки Арины Родионовны не прошли даром.
Если же вспоминать язычество, то с одной стороны Лунная богиня это Мокошь, богиня плодородия, влаги и доли. Отвечает за семейное благополучие. Хранительница Живой воды. Имя Макошь часто выступает синонимом воды.
Жена Перуна, один из знаков которого — звезда Перуна (кстати, с точки зрения символики звезда достаточно близка к кресту по смысловым коннотациям).
А с другой стороны, черная луна это символ Мары (Морены), сестры Живы и Лели. Хранительница Мертвой воды.
Есть даже версия, что чучело, которое сжигается на Масленицу — чучело именно Мары. Богини смерти и холода, живущей в Нави.
Есть мнение, что это два лика одной богини. Темный и светлый. Для Яви и для Нави. И это отсылает нас к образу древнегреческой Гекаты, имевшей двойственный образ земной Хтонии и небесной Урании. И в том числе связывавшей потусторонний и этот мир.Упомяну ещё лунницы (см.
картинку слева) — они ещё долго после крещения Руси они были распространенным женским украшением. Даже несмотря на осуждение батюшек, видевших в лунницах пережитки язычества.
Итого, луна — достаточно важный символ у древних славян (и не только), отсылающий к женскому началу, связывающему земной и потусторонний мир.
Вернёмся к кресту с полумесяцем в Православии. Я уже упоминал, что это одна из древнейших форм накупольного креста. Что же это может значить?
В вики написан откровенный бред на тему цаты и царя царствующих. Большинство же исследователей сходятся на том, что луна символизирует Богородицу, в некоторых случаях Церковь (одно другому не противоречит — т.к.
“Богоматерь, через которую воплотился Христос, понимается вообще как храм Господень
“). В то время как Крест символизирует Христа, который в этом случае часто соотносится с солнцем (звездой).
Приведу несколько характерных цитат:
«жены, облеченной в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд
«Самъ Христосъ спаситель, иже есть солнце, и луна — пресвятая два Марiя, стали и пособствовали побдити гордаго сего
«Иная слава солнца (Бога), иная слава Луны (Божьей матери), иная слава звезд (святых)…
» (Апостол Павел. 1 Коринфянам, 15, 41)”
«Заходиши подъ землю, Спасе, Солнце Правды; тмъ же рождшая тя Луна печальми оскудвает, вида твоего лишаема
» — песнопение на заутрене Великой Субботы.
Таким образом крест с полумесяцем объединяет в себе символику Бога и Церкви, Христа и Богородицы.
Вот как интересно получается — у древних славян луна это символ главной женской богини, особо почитаемой в народе. В Православии луна это символ Богородицы, которая является покровительницей России.
Христос отождествляется с солнцем-звездой, в то время как у древних славян была звезда Перуна (см. рисунок справа). Итого, если рассуждать абстрактно, сочетание луны и креста даёт нам символ сочетающий мужское и женское начала, по сути мало отличающийся от символов, привычных древним славянам.
Функции Эмблем:
Правила использования эмблем закреплены в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним, а также в национальных законодательствах большинстве стран.