Целомудрие это что простыми словами

Что такое целомудрие? Как вы это понимаете?

Целомудрие (по-видимому, калька с греч. σωφροσύνη + σώφρων[1]) — моральная добродетель, означающая контроль сексуальных желаний. Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях

В христианской религиозной традиции целомудрие понимается в значении воздержания от незаконных сексуальных действий и помыслов, а также вообще как скромность в отношениях в широком смысле: во взглядах, речи, одежде [2].
Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет понятие целомудрия следующим образом:
«Целомудрие — уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога» [3].
Формы целомудрия

Святой Амвросий Медиоланский говорит о трёх формах целомудрия:
«Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие. В этом — богатство церковной дисциплины» [4].
Катехизис католической церкви утверждает призвание к целомудрию всех верующих, но одних — в посвящении монашеской жизни, других — в семейной или безбрачной жизни в миру:
«Целомудрие людей должно различаться в соответствии с разными состояниями их жизни: у одних — в посвященной девственности и безбрачии, образцовых путях наиболее легкой отдачи Богу всего сердца безраздельно; у других — в рамках, установленных для всех нравственным законом, в зависимости от того, состоят ли они в браке или одиноки» [5].
Грехи против целомудрия

Источник

Значение слова «целомудрие»

Целомудрие это что простыми словами. Смотреть фото Целомудрие это что простыми словами. Смотреть картинку Целомудрие это что простыми словами. Картинка про Целомудрие это что простыми словами. Фото Целомудрие это что простыми словами

1. Девственность, невинность. Там [в семейной жизни] царствовал мир и любовь, там была покорность жен мужьям, благоговение детей пред родителями, домовитость хозяйки, стыдливость и целомудрие девиц. Добролюбов, Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым. Ему пошел двадцать четвертый год, и он еще не знал совсем женщин, сохраняя целомудрие. Станюкович, Матроска.

2. Строгая нравственность, чистота. Нравы заводского населения, как известно, не отличаются особенным целомудрием вообще, а на Урале они поражают своей разнузданностью. Мамин-Сибиряк, Лес. [Тамара] очень холодно и решительно пресекала всякие попытки ухаживания. Вероятно, именно неважная репутация матери породила это суровое целомудрие. Крон, Дом и корабль.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЦЕЛОМУ’ДРИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Добродетель, строгость в нравственном отношении.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

целому́дрие

1. строгая нравственность, чистота образа жизни, помыслов и т. п.

Делаем Карту слов лучше вместе

Целомудрие это что простыми словами. Смотреть фото Целомудрие это что простыми словами. Смотреть картинку Целомудрие это что простыми словами. Картинка про Целомудрие это что простыми словами. Фото Целомудрие это что простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ткачик (существительное):

Источник

Целомудрие

Целомудрие это что простыми словами. Смотреть фото Целомудрие это что простыми словами. Смотреть картинку Целомудрие это что простыми словами. Картинка про Целомудрие это что простыми словами. Фото Целомудрие это что простыми словамиЦеломудрие – это моральная добродетель, состояние души и тела индивида, при котором он выбирает для себя телесную и духовную чистоту. В настоящее время значение целомудрия отчасти забытое и для многих является даже смешным и ненужным. Положение дел таково, что с каждым годом технический прогресс развития общества дает все больше возможностей для подрастающих поколений избегать цензуры со стороны взрослых, родителей и обучающих наставников. Но при этом мало дается основ и понятий моральных ценностей, таких как благородство, честь, целомудрие, скромность. Быть таковым в сегодняшней действительности, особенно в мегаполисах, равно почти неспособности к выживанию. Однако у каждого из нас есть вероятность выбора, каким нам быть. Может осознанный выбор в пользу добродетелей и не принесет богатства и славы, но даст возможность оставаться самим собой.

Что такое целомудрие

Попробуем опереться на само слово «целомудрие». Если разбить на два слова, то получается, что целомудренным будет тот человек, который проявляет мудрость, оставаясь целым и цельным. Я и мой мир – единое сбалансированное целое. У Гераклита (Геракли́т Эфе́сский, древнегреческий философ, 544—483 гг. до н.э.) есть очень красивое определение мудрости, и звучит оно так: «быть мудрым это является высшей добродетелью и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и согласовать с нею свои действия, вопрошая природу для того, чтобы узнать истину».

Синонимами целомудрия являются такие понятия как непорочность, нравственность, честь, чистота, здравомыслие, невинность, девственность.

Всегда ли понятие целомудрия касается невинности и девственности? Вплоть до ХХ века целомудрие женщины имело огромное значение, особенно в жизни девушки, и было связано не сколько с положением в обществе, сколько обеспечивало отношение к ней окружающих и мужчин и женщин. Если девушка любого сословия, будь то Европа или Россия, берегла свою невинность до брака, то в обществе ей было гарантированно уважение. Например, в России еще с языческих времен с потерей девственности был связан очень серьезный и ответственный ритуал. Когда в соответствии со святками и праздниками был назначен день свадьбы, собирались гости и молодые усаживались между родителями и сватьями, начинались пожелания, тосты и ритуальные песни. Когда приходило время для новобрачных готовилось ложе, и они провожались дружками, сватьями, родителями и всеми желающими под песни и присказки в комнату. Это считалось самым ответственным моментом, так как именно признаки девственности – пятна крови при лишении целомудренности на белье невесты, и определяли ее честность перед будущей семьей и мужем. Если же девушка не была невинна, ее с позором могли вернуть родителям, и в будущем всю семью ждало очень неутешительное будущее.

Притча о лилии. У берега одной реки росла прекрасная белая лилия. И так она была прекрасна, что стал ее соблазнять омут. Он нашептывал, в какие дали он отнесет лилию, какие наслаждения ей подарит. И нежная лилия, обвороженная обещаниями и в предвкушении нового и неизведанного, уже была готова согласиться и прыгнуть в омут. Но тут вмешался соловей, который давно и страстно любил лилию. Они долго спорили, соловей умолял ее не делать этого, ибо там опасность и тьма, и ничего более. Но лилия не соглашалась. И чтобы доказать свою любовь и спасти нежную и доверчивую лилию, соловей взмыл вверх и камнем упал в омут. И омут поглотил его благородное и пылкое сердце навсегда. Только тогда прекрасная лилия поняла, от какой опасности она была спасена…

Всего несколько десятилетий назад западное и европейское общество ослабили жесткость в отношении невинности супругов до брака. Необходимо сказать, что христианские и православные церковные школы по сей день обучают своих воспитанников четким понятиям целомудрия, непорочности и чистоты.

В средних школах и университетах одной из провинций Китая будут преподавать предмет «учение о жизни», на котором будут рассматриваться межполовые отношения, любовь, понятия брака, а также и понятие целомудрия. Ученикам предлагается написать письмо своему сыну или дочери, в котором будет рассказано, с какими трудностями и соблазнами встречается человек в начале своего пути, а главное – почему они должны начинать вести половую жизнь только после вступления в брак. Какие преимущества дает сбережения чистоты, каково значение целомудрия в целом для создания счастливого будущего. В пособиях по обучению этого предмета целомудрие до брака предлагается, как единственный способ сохранить здоровье, не заразиться венерическими заболеваниями и не попасть в зависимость от нежелательной беременности, что в целом ежедневно изменяет многие судьбы навсегда.

Интересен опыт в вопросах значения целомудрия и полового воспитания одной из англиканских церковных школ в Великобритании. Здесь христианские ценности преподносятся воспитанникам как темы для размышления, а не незыблемые догмы. Учеников учат думать и высказывать мнение о происходящем в мире и одновременно опираться на христианские заповеди. Учат терпимости к другим личностям и к себе самим.

Само понятие целомудрия можно разделить на две парадигмы – религиозную (церковную) и социально-бытовую.

Рассмотрим сначала социально-бытовую. В каком возрасте может стать вопрос о принятии решения сохранять ли женщине целомудрие? Возрастная психология считает, что как раз в пубертате, т.е. половом созревании, когда вопросы становления и нахождения своего места подростка в своем сообществе становятся ведущей деятельностью на фоне все возрастающего интереса к интиму, исследования своего меняющегося тела, открытия связанных с этим удовольствий.

При разных темпераментах, характерах и социальных статусах решения сохранять ли целомудрие могут быть разными. Здесь необходимо проявлять самоконтроль и силу воли, чтобы не поддаться ложному поведению – если все мои подружки в четырнадцать занимаются интимом (хотя это, возможно, далеко не так), то я не хочу от них отличаться. Со стороны родителей должны быть проявлены максимальные тактичность и терпение по поводу поведения, важные не только для девочек, будущих женщин, но и в не меньшей степени для подрастающих мужчин.

Религиозное понятие. Это добродетель, направленная на победу над вожделением, особенно интимным, так как вожделеть человек может и материальные ценности, а не только плотские удовольствия.

В религии понятие целомудрия тесно связано с понятием греха. Защититься от греха добродетельному и религиозному человеку помогает обет или зарок. Обет существует как стимул для выполнения задуманного, будь то победа на бранном поле или духовное развитие.

Обет целомудрия

Обет целомудрия дается непосредственно Богу и считается невозвратным. Давший подобный обет уже не имеет права вступать в брак и иметь детей, а также заниматься интимом навсегда. Обет целомудрия могут давать и мужчины и женщины, и в монашестве и в миру. Мона̀шество, а также ѝночество – переводится как «уединённое, одинокое жительство».

Также существуют сходные понятия: аске́за (от греч. «упражнение»), как вид духовной практики, целью которой является достижение определённого духовного состояния либо приобретение сверхъестественных способностей, признана во всех религиях и культурах; целибат (букв. «безбрачие»), брахмача́рья – половое воздержание; самоконтроль над желаниями, стремление к чистоте помыслов, слов и дел всегда и при всех обстоятельствах.

Обет целомудрия, возможно, один из самых сложных обетов, так как он идет в разрез с самой природой человека. Выбравший этот путь столкнется с множеством соблазнов и сложностей в обуздании своих естественных желаний.

Пояс целомудрия

Пояс целомудрия, по́яс ве́рности или «венециа́нская решётка» – кожаное или металлическое устройство, механически делающее половой акт невозможным.

Понятие «пояс целомудрия» упоминается впервые в древнегреческих текстах. Якобы он был создан для того, чтобы уберечь рабынь от нежелательной беременности, которая мешала бы использовать их труд.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Целомудрие

Целому́дрие – (греч. σωφροσύνη “соф­ро­сини”, от “сос” — здо­ро­вый, целый + “фронео” — мыс­лить, думать) – 1) доб­ро­де­тель; непо­роч­ность, нрав­ствен­ная и телес­ная чистота; 2) дев­ствен­ность; 3) бла­го­ра­зу­мие.

Это внут­рен­няя чистота, цель­ность помыс­лов и поступ­ков, кото­рая не обу­слов­ли­ва­ется внеш­ними фак­то­рами. Отож­деств­ле­ние цело­муд­рия с дев­ствен­но­стью – суже­ние поня­тия.

Цело­муд­рие и бла­го­род­ство – две аксио­ло­ги­че­ские кате­го­рии, состав­ля­ю­щие поня­тие чести.

Можно ли достичь под­лин­ного цело­муд­рия вне Церкви?

Цело­муд­рие, в высшем зна­че­нии этого слова, при­зна­ётся в хри­сти­ан­стве одной из важ­ней­ших лич­ност­ных доб­ро­де­те­лей. Как сле­дует из самого наиме­но­ва­ния, цело­муд­рие сопря­жено с внут­рен­ней целост­но­стью, цель­но­стью. Что же это за цель­ность, в чём она состоит?

Как известно, только что создан­ный чело­век, до того, как дерз­нул согре­шить, не испы­ты­вал ни малей­ших внут­рен­них про­ти­во­ре­чий в душе. Все его душев­ные силы дей­ство­вали сла­женно и гар­мо­нично, плоть все­цело и нена­силь­ственно под­чи­ня­лась душе. Пре­бы­вая в таком состо­я­нии, чело­век жил и дей­ство­вал в соот­вет­ствии со своим есте­ством, насла­ждался есте­ствен­ной для него радо­стью бого­по­зна­ния, бого­об­ще­ния.

Омра­чив­шись сквер­ной греха, чело­век под­верг себя не только внеш­нему отлу­че­нию от Бога, но и внут­рен­нему раз­ладу: раз­ла­ди­лись его душев­ные спо­соб­но­сти и силы (воле­вая, разум­ная, жела­тель­ная, чув­ствен­ная), раз­ла­ди­лись отно­ше­ния плоти с душой (см.: Гре­хо­па­де­ние). Есте­ствен­ная для него склон­ность к обще­нию с Богом и сле­до­ва­нию нрав­ствен­ному закону, зву­ча­щему в голосе сове­сти, изме­ни­лась до неузна­ва­е­мо­сти. Вместо этого чело­век под­вергся про­ти­во­есте­ствен­ному для него стрем­ле­нию ко злу.

Для того, чтобы воз­вра­тить чело­века в достой­ное его званию состо­я­ние нрав­ствен­ной чистоты, необ­хо­димо было вер­нуть ему преж­нюю цель­ность. Соб­ственно, это и яви­лось одной из бли­жай­ших целей При­ше­ствия Христа. Само слово “спа­се­ние” — греч. “σωτηρία” — имеет одним из пере­во­дов зна­че­ние «целе­ние», «при­ве­де­ние в цель­ность».

Цело­муд­рие как один из аспек­тов лич­ност­ной цель­но­сти вообще, обна­ру­жи­ва­ется, помимо про­чего, в точном соот­вет­ствии дея­тель­но­сти чело­века побуж­де­ниям голоса сове­сти. Ведь в случае про­ти­во­ре­чия мыслей и жела­ний голосу сове­сти ни о какой внут­рен­ней цель­но­сти душев­ных сил и дви­же­ний не может быть речи.

Ввиду того, что совесть явля­ется выра­зи­тель­ни­цей есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона, вко­ре­нен­ного в чело­ве­че­ское есте­ство Самим Богом, пони­маем, что под­лин­ное цело­муд­рие воз­можно не иначе как при соблю­де­нии тре­бо­ва­ний Божьего закона, при послу­ша­нии Богу.

Поскольку поня­тие цело­муд­рия, как доб­ро­де­тели, под­ра­зу­ме­вает, что голосу сове­сти должны быть созвучны не только душев­ные побуж­де­ния чело­века, но и телес­ные, постольку оче­видно, что оно дости­жимо лишь в случае осво­бож­де­ния чело­века от плот­ских стра­стей, через отвер­же­ние от мир­ских похо­тей и нече­стия ( Тит.2:12 )

О том, что цело­муд­рие дости­га­ется не иначе как путем стя­жа­ния пра­вед­но­сти, чело­веку было воз­ве­щено ещё во вре­мена Вет­хого Завета ( Прем.8:7 ). Но Вет­хо­за­вет­ная Цер­ковь не обла­дала той пол­но­той бла­го­дат­ных спа­си­тель­ных средств, кото­рыми наде­лена Цер­ковь Хри­стова, и конечно же, пра­вед­ность вет­хо­за­вет­ного чело­века отли­ча­лась от пра­вед­но­сти, свой­ствен­ной хри­сти­ан­ским святым.

Пра­вед­ность как норма жизни, а значит и свя­зан­ное с ней (под­лин­ное) цело­муд­рие дости­жимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Гос­подь: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).

Не бой­тесь оттолк­нуть жениха стро­го­стью. Многие муж­чины счи­тают, что сна­чала надо пожить в т.н. «граж­дан­ском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не дохо­дит. Начи­нать отно­ше­ния с плот­ской бли­зо­сти – непра­вильно. Суще­ствует опре­де­лен­ная после­до­ва­тель­ность в раз­ви­тии отно­ше­ний мужа и жены: сна­чала – дружба, пони­ма­ние, узна­ва­ние этого чело­века. Ведь вам жить с этим чело­ве­ком, раз­го­ва­ри­вать, делиться впе­чат­ле­ни­ями, смот­реть вместе на мир, вос­пи­ты­вать детей, помо­гать друг другу, пере­жи­вать скорби, болезни, труд­но­сти – это же самое глав­ное и именно к этому надо гото­виться!

Вы себе ищите не «парт­нера», а спут­ника жизни, отца ваших детей. Не бой­тесь совер­шенно внятно и опре­де­ленно ска­зать ему о том, что для вас до брака близ­кие отно­ше­ния невоз­можны. Это хоро­шая про­верка того, насколько чело­век готов ува­жать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать чело­века, кото­рый умеет дер­жать в узде свои жела­ния, иначе потом они просто могут выйти из-под кон­троля и все может кон­читься тра­ге­дией. Если начи­нать стро­ить отно­ше­ния на плот­ских потреб­но­стях, это неиз­бежно иска­зит созна­тель­ность вашего выбора — поме­шает ваша влюб­лен­ность, увле­чен­ность, страст­ность, зави­си­мость от при­ят­ного вам чело­века. И вы не смо­жете оце­нить его трезво.
епи­скоп Пан­те­ле­и­мон (Шатов)

Дьявол слабее Бога, но его так­тика — раз­дро­бить, раз­мель­чить внут­рен­нее состо­я­ние чело­века. Поэтому если чита­ешь молитву — заклю­чай ум в слова молитвы, и не отвле­кайся, не блуж­дай мыс­лями. Точно так же и в миру: слу­ша­ешь лекцию — слушай, а не мечтай о вещах более при­ят­ных. Всякая небреж­ность, раз­бол­тан­ность — и в работе, и в одежде — это ума­ле­ние духов­ной сущ­но­сти. Доб­ро­де­тель цело­муд­рия, кото­рая очень ценится в Церкви — это не столько сохра­не­ние деви­чьей чистоты или юно­ше­ской све­же­сти — это именно целе­устрем­лен­ность, целе­на­прав­лен­ность, цель­ность лич­но­сти. Цело­муд­рен­ный чело­век не раз­ме­ни­вает себя на мишуру.
Какие сред­ства для духов­ного вос­хож­де­ния? Средств много, но смысл один — пре­одо­ле­ние «плю­ра­лизма». Жизнь наша мно­го­об­разна: дела­ешь одно, дума­ешь другое, отве­ча­ешь третье. Быть совер­шен­ным во всех сферах дея­тель­но­сти — удел единиц. Поэтому чело­век, кото­рый кон­цен­три­рует свои силы в одном направ­ле­нии, дости­гает боль­шего. Очень важна цель­ность, сосре­до­то­чен­ность внут­рен­них усилий.
мит­ро­по­лит Пити­рим (Нечаев)

Слово «цело­муд­рие» состоит из двух корней: «целост­ность» и «муд­рость». To есть можно ска­зать, что это знание о целост­но­сти. В свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре под стя­жа­нием цело­муд­рия под­ра­зу­ме­ва­ется про­цесс соби­ра­ния чело­века в ту гар­мо­нич­ную лич­ность, кото­рую изна­чально заду­мы­вал Творец. Бог — Лич­ность, и потому чело­век, лишь ста­но­вясь целост­ной лич­но­стью, обре­тает спо­соб­ность к под­лин­ному бого­об­ще­нию.
— To есть изна­чально, в раю, чело­век был цело­муд­рен­ным, а после гре­хо­па­де­ния утра­тил это свой­ство? И взра­щи­ва­ние цело­муд­рия — это, по сути, воз­вра­ще­ние в рай­ское состо­я­ние?
— Именно так. Пер­во­род­ный грех пере­да­ется из поко­ле­ния в поко­ле­ние, чело­век уже рож­да­ется с иска­жен­ной сла­бо­стями душой. Без­за­ко­ние, нару­ше­ние запо­ве­дей Божиих, удо­вле­тво­ре­ние раз­дра­жен­ной похоти и про­ти­во­по­став­ле­ние себя Богу — такая жизнь неиз­бежно ведет к рас­паду лич­но­сти. С хри­сти­ан­ской точки зрения чело­век соби­ра­ется в целост­ную лич­ность именно в свете Лич­но­сти Бога, ста­но­вясь отра­же­нием Боже­ства, через прямое дей­ствие Бога на чело­века. Дух Божий ожи­во­тво­ряет чело­ве­че­скую при­роду: разум напол­няет муд­ро­стью, тело — здра­вием, а пси­хику — радо­стью и воз­мож­но­стью реа­ли­зо­вы­вать данные Гос­по­дом таланты.
про­то­и­е­рей Сергий Ксе­но­фон­тов

Источник

ЧТО ТАКОЕ, ПО-ВАШЕМУ, ЦЕЛОМУДРИЕ? ВОЗМОЖНО ЛИ ОНО В НАШИ ДНИ?

Приблизительное время чтения: 17 мин.

директор дирекции молодежных изданий ИД «Бурда»

Настоящую зависть вызывало у меня удивительное спокойствие этих людей, когда судьба подвергала их нравственные принципы испытанию. Не знаю, что происходило у них в душах, шла ли там какая-то внутренняя борьба, но только внешне это все выглядело так, что иного исхода у ситуации и быть не может. Куда до них мне, a wanna be-приличному человеку, рефлексирующему по поводу правильности того или иного выбора.

Хочется назвать сразу назвать таких людей ханжами. Это вообще очень удобный ярлык. Лицемеров у нас много. Сразу вспоминаются персонажи, которые с трибуны ругали современную массовую культуру за безнравственность, а в кулуарах выясняли, какие в среде этого масскульта приняты гонорары.

ведущий телепрограммы «Библейский сюжет» (канал «Культура»), руководитель московской православной телекомпании «Неофит» при Свято-Даниловом монастыре

преподаватель кафедры мировой литературы МГИМО, кандидат исторических наук

Кстати, мы не можем судить о целомудренности, о внутреннем содержании человека «по одежке», по его внешнему виду. И мне кажется, что целомудрие возможно всегда, в любые времена. Я сама знаю много людей с очень чистой душой. Просто сейчас мы живем в мире, где существуют другие стандарты, другая скорость по сравнению с прошлыми веками. Между прочим, и раньше не все так было хорошо в смысле нравственности. Но мне кажется, что-то вечное, присущее человеку с самого начала его существования в мире, было, есть и будет.

На мой взгляд, определение вполне исчерпывающее. Можно, конечно, говорить и о целомудрии мысли (которое далеко не всегда равно целомудрию телесному), можно говорить о целомудрии житейском, используя слово в переносном смысле, как синоним скромности, порядочности и деликатности.

Но в данном случае полезнее будет исходить из основного,

Возможно ли целомудрие в наши дни?

«Эры целомудрия» по сути не было нигде и никогда. Галантные средневековые рыцари, совершая подвиги во имя дамы сердца, не считали даже подобием измены «любовь» окрестных селянок. Английские джентльмены не гнушались содержанками из «низших слоев общества». Отношение к целомудрию в русском обществе прекрасно видно даже из произведений классиков русской литературы, многие из которых тоже не были образцами нравственности. Советское время, изжив крайние рецидивы вроде революционной теории «глотка воды», породило курортные романы и прочие «приемлемые обществом» формы супружеской измены. О сексуальной революции середины прошлого века на Западе или о нынешнем положении дел в России можно и не говорить. Разумеется, всегда и во все времена существовали люди, сохранявшие девственность до брака и не нарушающие супружеского союза. Но думаю, что этот процент примерно одинаков в любом обществе.

профессор Московской Духовной Семинарии и Академии:

В отношении нашего времени я скажу так. Христос вчера и сегодня и вовеки тот же. И целомудрие возможно. А вот уже степень достижения полноты целомудрия зависит, прежде всего, от каждого человека и, конечно, обусловлена окружающей средой. Недаром те, кто хотел достичь большего, уединялись, уходили в отдаленные монастыри. Потому что в мирской среде почти невозможно достичь полноты этого. Даже Иоанн Кронштадтский, который был великим праведником и чудотворцем, как мы знаем, не достиг бесстрастия. Это возможно, конечно, исключительно в условиях затвора и монастырского существования. Но зачем уж нам говорить о таких вершинах недостижимых? Важно другое: возможно это целомудрие, возможно. Именно в нашей среде, в нашей жизни. Но только при нашем искреннем желании.

актриса, лауреат Государственной премии РФ

Если размышлять логически, то, наверное, это «мудрость от целого». То есть некий внутренний стержень, который и определяет целостность души, тела, образа мыслей, поступков. Иначе говоря, все в человеке должно быть подчинено одному целому.

Целомудрие, безусловно, возможно. Но для этого нужно совершать очень нелегкую работу: не поддаваться соблазнам и четко видеть, в каких именно вещах проявляется давление «мира сего».

Кандидат медицинских наук, акушер-гинеколог Юго-Западного округа г. Москвы, доцент кафедры акушерства и гинекологии университета «Дружбы народов»

Диакон Андрей КУРАЕВ,

Уважаемая редакция журнала «Фома»!

С большим интересом прочитал в №4 за 2004 год подборку ответов на вопрос «Что такое целомудрие?».

И все же я благодарен доц. 3. Мигранян за то, что ее замечания помогают уточнить толкование слова целомудрие в общелитературных словарях. В новом издании «Словаря русского языка» С.И. Ожегова оно будет представлено так: «1. То же, что девственность, 2. nepeн. Строгая нравственность; духовная чистота, непорочность».

С уважением, Л.И. СКВОРЦОВ,

доктор филологических наук, профессор,

редактор «Словаря русского языка» С.И.Ожегова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *