Целомудрие это что простыми словами
Что такое целомудрие? Как вы это понимаете?
Целомудрие (по-видимому, калька с греч. σωφροσύνη + σώφρων[1]) — моральная добродетель, означающая контроль сексуальных желаний. Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях
В христианской религиозной традиции целомудрие понимается в значении воздержания от незаконных сексуальных действий и помыслов, а также вообще как скромность в отношениях в широком смысле: во взглядах, речи, одежде [2].
Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет понятие целомудрия следующим образом:
«Целомудрие — уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога» [3].
Формы целомудрия
Святой Амвросий Медиоланский говорит о трёх формах целомудрия:
«Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие. В этом — богатство церковной дисциплины» [4].
Катехизис католической церкви утверждает призвание к целомудрию всех верующих, но одних — в посвящении монашеской жизни, других — в семейной или безбрачной жизни в миру:
«Целомудрие людей должно различаться в соответствии с разными состояниями их жизни: у одних — в посвященной девственности и безбрачии, образцовых путях наиболее легкой отдачи Богу всего сердца безраздельно; у других — в рамках, установленных для всех нравственным законом, в зависимости от того, состоят ли они в браке или одиноки» [5].
Грехи против целомудрия
Значение слова «целомудрие»
1. Девственность, невинность. Там [в семейной жизни] царствовал мир и любовь, там была покорность жен мужьям, благоговение детей пред родителями, домовитость хозяйки, стыдливость и целомудрие девиц. Добролюбов, Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым. Ему пошел двадцать четвертый год, и он еще не знал совсем женщин, сохраняя целомудрие. Станюкович, Матроска.
2. Строгая нравственность, чистота. Нравы заводского населения, как известно, не отличаются особенным целомудрием вообще, а на Урале они поражают своей разнузданностью. Мамин-Сибиряк, Лес. [Тамара] очень холодно и решительно пресекала всякие попытки ухаживания. Вероятно, именно неважная репутация матери породила это суровое целомудрие. Крон, Дом и корабль.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЦЕЛОМУ’ДРИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Добродетель, строгость в нравственном отношении.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
целому́дрие
1. строгая нравственность, чистота образа жизни, помыслов и т. п.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова ткачик (существительное):
Целомудрие
Целомудрие – это моральная добродетель, состояние души и тела индивида, при котором он выбирает для себя телесную и духовную чистоту. В настоящее время значение целомудрия отчасти забытое и для многих является даже смешным и ненужным. Положение дел таково, что с каждым годом технический прогресс развития общества дает все больше возможностей для подрастающих поколений избегать цензуры со стороны взрослых, родителей и обучающих наставников. Но при этом мало дается основ и понятий моральных ценностей, таких как благородство, честь, целомудрие, скромность. Быть таковым в сегодняшней действительности, особенно в мегаполисах, равно почти неспособности к выживанию. Однако у каждого из нас есть вероятность выбора, каким нам быть. Может осознанный выбор в пользу добродетелей и не принесет богатства и славы, но даст возможность оставаться самим собой.
Что такое целомудрие
Попробуем опереться на само слово «целомудрие». Если разбить на два слова, то получается, что целомудренным будет тот человек, который проявляет мудрость, оставаясь целым и цельным. Я и мой мир – единое сбалансированное целое. У Гераклита (Геракли́т Эфе́сский, древнегреческий философ, 544—483 гг. до н.э.) есть очень красивое определение мудрости, и звучит оно так: «быть мудрым это является высшей добродетелью и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и согласовать с нею свои действия, вопрошая природу для того, чтобы узнать истину».
Синонимами целомудрия являются такие понятия как непорочность, нравственность, честь, чистота, здравомыслие, невинность, девственность.
Всегда ли понятие целомудрия касается невинности и девственности? Вплоть до ХХ века целомудрие женщины имело огромное значение, особенно в жизни девушки, и было связано не сколько с положением в обществе, сколько обеспечивало отношение к ней окружающих и мужчин и женщин. Если девушка любого сословия, будь то Европа или Россия, берегла свою невинность до брака, то в обществе ей было гарантированно уважение. Например, в России еще с языческих времен с потерей девственности был связан очень серьезный и ответственный ритуал. Когда в соответствии со святками и праздниками был назначен день свадьбы, собирались гости и молодые усаживались между родителями и сватьями, начинались пожелания, тосты и ритуальные песни. Когда приходило время для новобрачных готовилось ложе, и они провожались дружками, сватьями, родителями и всеми желающими под песни и присказки в комнату. Это считалось самым ответственным моментом, так как именно признаки девственности – пятна крови при лишении целомудренности на белье невесты, и определяли ее честность перед будущей семьей и мужем. Если же девушка не была невинна, ее с позором могли вернуть родителям, и в будущем всю семью ждало очень неутешительное будущее.
Притча о лилии. У берега одной реки росла прекрасная белая лилия. И так она была прекрасна, что стал ее соблазнять омут. Он нашептывал, в какие дали он отнесет лилию, какие наслаждения ей подарит. И нежная лилия, обвороженная обещаниями и в предвкушении нового и неизведанного, уже была готова согласиться и прыгнуть в омут. Но тут вмешался соловей, который давно и страстно любил лилию. Они долго спорили, соловей умолял ее не делать этого, ибо там опасность и тьма, и ничего более. Но лилия не соглашалась. И чтобы доказать свою любовь и спасти нежную и доверчивую лилию, соловей взмыл вверх и камнем упал в омут. И омут поглотил его благородное и пылкое сердце навсегда. Только тогда прекрасная лилия поняла, от какой опасности она была спасена…
Всего несколько десятилетий назад западное и европейское общество ослабили жесткость в отношении невинности супругов до брака. Необходимо сказать, что христианские и православные церковные школы по сей день обучают своих воспитанников четким понятиям целомудрия, непорочности и чистоты.
В средних школах и университетах одной из провинций Китая будут преподавать предмет «учение о жизни», на котором будут рассматриваться межполовые отношения, любовь, понятия брака, а также и понятие целомудрия. Ученикам предлагается написать письмо своему сыну или дочери, в котором будет рассказано, с какими трудностями и соблазнами встречается человек в начале своего пути, а главное – почему они должны начинать вести половую жизнь только после вступления в брак. Какие преимущества дает сбережения чистоты, каково значение целомудрия в целом для создания счастливого будущего. В пособиях по обучению этого предмета целомудрие до брака предлагается, как единственный способ сохранить здоровье, не заразиться венерическими заболеваниями и не попасть в зависимость от нежелательной беременности, что в целом ежедневно изменяет многие судьбы навсегда.
Интересен опыт в вопросах значения целомудрия и полового воспитания одной из англиканских церковных школ в Великобритании. Здесь христианские ценности преподносятся воспитанникам как темы для размышления, а не незыблемые догмы. Учеников учат думать и высказывать мнение о происходящем в мире и одновременно опираться на христианские заповеди. Учат терпимости к другим личностям и к себе самим.
Само понятие целомудрия можно разделить на две парадигмы – религиозную (церковную) и социально-бытовую.
Рассмотрим сначала социально-бытовую. В каком возрасте может стать вопрос о принятии решения сохранять ли женщине целомудрие? Возрастная психология считает, что как раз в пубертате, т.е. половом созревании, когда вопросы становления и нахождения своего места подростка в своем сообществе становятся ведущей деятельностью на фоне все возрастающего интереса к интиму, исследования своего меняющегося тела, открытия связанных с этим удовольствий.
При разных темпераментах, характерах и социальных статусах решения сохранять ли целомудрие могут быть разными. Здесь необходимо проявлять самоконтроль и силу воли, чтобы не поддаться ложному поведению – если все мои подружки в четырнадцать занимаются интимом (хотя это, возможно, далеко не так), то я не хочу от них отличаться. Со стороны родителей должны быть проявлены максимальные тактичность и терпение по поводу поведения, важные не только для девочек, будущих женщин, но и в не меньшей степени для подрастающих мужчин.
Религиозное понятие. Это добродетель, направленная на победу над вожделением, особенно интимным, так как вожделеть человек может и материальные ценности, а не только плотские удовольствия.
В религии понятие целомудрия тесно связано с понятием греха. Защититься от греха добродетельному и религиозному человеку помогает обет или зарок. Обет существует как стимул для выполнения задуманного, будь то победа на бранном поле или духовное развитие.
Обет целомудрия
Обет целомудрия дается непосредственно Богу и считается невозвратным. Давший подобный обет уже не имеет права вступать в брак и иметь детей, а также заниматься интимом навсегда. Обет целомудрия могут давать и мужчины и женщины, и в монашестве и в миру. Мона̀шество, а также ѝночество – переводится как «уединённое, одинокое жительство».
Также существуют сходные понятия: аске́за (от греч. «упражнение»), как вид духовной практики, целью которой является достижение определённого духовного состояния либо приобретение сверхъестественных способностей, признана во всех религиях и культурах; целибат (букв. «безбрачие»), брахмача́рья – половое воздержание; самоконтроль над желаниями, стремление к чистоте помыслов, слов и дел всегда и при всех обстоятельствах.
Обет целомудрия, возможно, один из самых сложных обетов, так как он идет в разрез с самой природой человека. Выбравший этот путь столкнется с множеством соблазнов и сложностей в обуздании своих естественных желаний.
Пояс целомудрия
Пояс целомудрия, по́яс ве́рности или «венециа́нская решётка» – кожаное или металлическое устройство, механически делающее половой акт невозможным.
Понятие «пояс целомудрия» упоминается впервые в древнегреческих текстах. Якобы он был создан для того, чтобы уберечь рабынь от нежелательной беременности, которая мешала бы использовать их труд.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Целомудрие
Целому́дрие – (греч. σωφροσύνη “софросини”, от “сос” — здоровый, целый + “фронео” — мыслить, думать) – 1) добродетель; непорочность, нравственная и телесная чистота; 2) девственность; 3) благоразумие.
Это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Отождествление целомудрия с девственностью – сужение понятия.
Целомудрие и благородство – две аксиологические категории, составляющие понятие чести.
Можно ли достичь подлинного целомудрия вне Церкви?
Целомудрие, в высшем значении этого слова, признаётся в христианстве одной из важнейших личностных добродетелей. Как следует из самого наименования, целомудрие сопряжено с внутренней целостностью, цельностью. Что же это за цельность, в чём она состоит?
Как известно, только что созданный человек, до того, как дерзнул согрешить, не испытывал ни малейших внутренних противоречий в душе. Все его душевные силы действовали слаженно и гармонично, плоть всецело и ненасильственно подчинялась душе. Пребывая в таком состоянии, человек жил и действовал в соответствии со своим естеством, наслаждался естественной для него радостью богопознания, богообщения.
Омрачившись скверной греха, человек подверг себя не только внешнему отлучению от Бога, но и внутреннему разладу: разладились его душевные способности и силы (волевая, разумная, желательная, чувственная), разладились отношения плоти с душой (см.: Грехопадение). Естественная для него склонность к общению с Богом и следованию нравственному закону, звучащему в голосе совести, изменилась до неузнаваемости. Вместо этого человек подвергся противоестественному для него стремлению ко злу.
Для того, чтобы возвратить человека в достойное его званию состояние нравственной чистоты, необходимо было вернуть ему прежнюю цельность. Собственно, это и явилось одной из ближайших целей Пришествия Христа. Само слово “спасение” — греч. “σωτηρία” — имеет одним из переводов значение «целение», «приведение в цельность».
Целомудрие как один из аспектов личностной цельности вообще, обнаруживается, помимо прочего, в точном соответствии деятельности человека побуждениям голоса совести. Ведь в случае противоречия мыслей и желаний голосу совести ни о какой внутренней цельности душевных сил и движений не может быть речи.
Ввиду того, что совесть является выразительницей естественного нравственного закона, вкорененного в человеческое естество Самим Богом, понимаем, что подлинное целомудрие возможно не иначе как при соблюдении требований Божьего закона, при послушании Богу.
Поскольку понятие целомудрия, как добродетели, подразумевает, что голосу совести должны быть созвучны не только душевные побуждения человека, но и телесные, постольку очевидно, что оно достижимо лишь в случае освобождения человека от плотских страстей, через отвержение от мирских похотей и нечестия ( Тит.2:12 )
О том, что целомудрие достигается не иначе как путем стяжания праведности, человеку было возвещено ещё во времена Ветхого Завета ( Прем.8:7 ). Но Ветхозаветная Церковь не обладала той полнотой благодатных спасительных средств, которыми наделена Церковь Христова, и конечно же, праведность ветхозаветного человека отличалась от праведности, свойственной христианским святым.
Праведность как норма жизни, а значит и связанное с ней (подлинное) целомудрие достижимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Господь: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).
Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью. Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит. Начинать отношения с плотской близости – неправильно. Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и именно к этому надо готовиться!
Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны. Это хорошая проверка того, насколько человек готов уважать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать человека, который умеет держать в узде свои желания, иначе потом они просто могут выйти из-под контроля и все может кончиться трагедией. Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора — помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво.
епископ Пантелеимон (Шатов)
Дьявол слабее Бога, но его тактика — раздробить, размельчить внутреннее состояние человека. Поэтому если читаешь молитву — заключай ум в слова молитвы, и не отвлекайся, не блуждай мыслями. Точно так же и в миру: слушаешь лекцию — слушай, а не мечтай о вещах более приятных. Всякая небрежность, разболтанность — и в работе, и в одежде — это умаление духовной сущности. Добродетель целомудрия, которая очень ценится в Церкви — это не столько сохранение девичьей чистоты или юношеской свежести — это именно целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Целомудренный человек не разменивает себя на мишуру.
Какие средства для духовного восхождения? Средств много, но смысл один — преодоление «плюрализма». Жизнь наша многообразна: делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности — удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, достигает большего. Очень важна цельность, сосредоточенность внутренних усилий.
митрополит Питирим (Нечаев)
Слово «целомудрие» состоит из двух корней: «целостность» и «мудрость». To есть можно сказать, что это знание о целостности. В святоотеческой литературе под стяжанием целомудрия подразумевается процесс собирания человека в ту гармоничную личность, которую изначально задумывал Творец. Бог — Личность, и потому человек, лишь становясь целостной личностью, обретает способность к подлинному богообщению.
— To есть изначально, в раю, человек был целомудренным, а после грехопадения утратил это свойство? И взращивание целомудрия — это, по сути, возвращение в райское состояние?
— Именно так. Первородный грех передается из поколения в поколение, человек уже рождается с искаженной слабостями душой. Беззаконие, нарушение заповедей Божиих, удовлетворение раздраженной похоти и противопоставление себя Богу — такая жизнь неизбежно ведет к распаду личности. С христианской точки зрения человек собирается в целостную личность именно в свете Личности Бога, становясь отражением Божества, через прямое действие Бога на человека. Дух Божий оживотворяет человеческую природу: разум наполняет мудростью, тело — здравием, а психику — радостью и возможностью реализовывать данные Господом таланты.
протоиерей Сергий Ксенофонтов
ЧТО ТАКОЕ, ПО-ВАШЕМУ, ЦЕЛОМУДРИЕ? ВОЗМОЖНО ЛИ ОНО В НАШИ ДНИ?
Приблизительное время чтения: 17 мин.
директор дирекции молодежных изданий ИД «Бурда»
Настоящую зависть вызывало у меня удивительное спокойствие этих людей, когда судьба подвергала их нравственные принципы испытанию. Не знаю, что происходило у них в душах, шла ли там какая-то внутренняя борьба, но только внешне это все выглядело так, что иного исхода у ситуации и быть не может. Куда до них мне, a wanna be-приличному человеку, рефлексирующему по поводу правильности того или иного выбора.
Хочется назвать сразу назвать таких людей ханжами. Это вообще очень удобный ярлык. Лицемеров у нас много. Сразу вспоминаются персонажи, которые с трибуны ругали современную массовую культуру за безнравственность, а в кулуарах выясняли, какие в среде этого масскульта приняты гонорары.
ведущий телепрограммы «Библейский сюжет» (канал «Культура»), руководитель московской православной телекомпании «Неофит» при Свято-Даниловом монастыре
преподаватель кафедры мировой литературы МГИМО, кандидат исторических наук
Кстати, мы не можем судить о целомудренности, о внутреннем содержании человека «по одежке», по его внешнему виду. И мне кажется, что целомудрие возможно всегда, в любые времена. Я сама знаю много людей с очень чистой душой. Просто сейчас мы живем в мире, где существуют другие стандарты, другая скорость по сравнению с прошлыми веками. Между прочим, и раньше не все так было хорошо в смысле нравственности. Но мне кажется, что-то вечное, присущее человеку с самого начала его существования в мире, было, есть и будет.
На мой взгляд, определение вполне исчерпывающее. Можно, конечно, говорить и о целомудрии мысли (которое далеко не всегда равно целомудрию телесному), можно говорить о целомудрии житейском, используя слово в переносном смысле, как синоним скромности, порядочности и деликатности.
Но в данном случае полезнее будет исходить из основного,
Возможно ли целомудрие в наши дни?
«Эры целомудрия» по сути не было нигде и никогда. Галантные средневековые рыцари, совершая подвиги во имя дамы сердца, не считали даже подобием измены «любовь» окрестных селянок. Английские джентльмены не гнушались содержанками из «низших слоев общества». Отношение к целомудрию в русском обществе прекрасно видно даже из произведений классиков русской литературы, многие из которых тоже не были образцами нравственности. Советское время, изжив крайние рецидивы вроде революционной теории «глотка воды», породило курортные романы и прочие «приемлемые обществом» формы супружеской измены. О сексуальной революции середины прошлого века на Западе или о нынешнем положении дел в России можно и не говорить. Разумеется, всегда и во все времена существовали люди, сохранявшие девственность до брака и не нарушающие супружеского союза. Но думаю, что этот процент примерно одинаков в любом обществе.
профессор Московской Духовной Семинарии и Академии:
В отношении нашего времени я скажу так. Христос вчера и сегодня и вовеки тот же. И целомудрие возможно. А вот уже степень достижения полноты целомудрия зависит, прежде всего, от каждого человека и, конечно, обусловлена окружающей средой. Недаром те, кто хотел достичь большего, уединялись, уходили в отдаленные монастыри. Потому что в мирской среде почти невозможно достичь полноты этого. Даже Иоанн Кронштадтский, который был великим праведником и чудотворцем, как мы знаем, не достиг бесстрастия. Это возможно, конечно, исключительно в условиях затвора и монастырского существования. Но зачем уж нам говорить о таких вершинах недостижимых? Важно другое: возможно это целомудрие, возможно. Именно в нашей среде, в нашей жизни. Но только при нашем искреннем желании.
актриса, лауреат Государственной премии РФ
Если размышлять логически, то, наверное, это «мудрость от целого». То есть некий внутренний стержень, который и определяет целостность души, тела, образа мыслей, поступков. Иначе говоря, все в человеке должно быть подчинено одному целому.
Целомудрие, безусловно, возможно. Но для этого нужно совершать очень нелегкую работу: не поддаваться соблазнам и четко видеть, в каких именно вещах проявляется давление «мира сего».
Кандидат медицинских наук, акушер-гинеколог Юго-Западного округа г. Москвы, доцент кафедры акушерства и гинекологии университета «Дружбы народов»
Диакон Андрей КУРАЕВ,
Уважаемая редакция журнала «Фома»!
С большим интересом прочитал в №4 за 2004 год подборку ответов на вопрос «Что такое целомудрие?».
И все же я благодарен доц. 3. Мигранян за то, что ее замечания помогают уточнить толкование слова целомудрие в общелитературных словарях. В новом издании «Словаря русского языка» С.И. Ожегова оно будет представлено так: «1. То же, что девственность, 2. nepeн. Строгая нравственность; духовная чистота, непорочность».
С уважением, Л.И. СКВОРЦОВ,
доктор филологических наук, профессор,
редактор «Словаря русского языка» С.И.Ожегова