Церковь божья что это такое
Аллилуйя, Ярославль!
Молитва в танце, проповедь как бизнес-тренинг и адепты в разных ветвях власти. С начала 1990-х в Ярославле существует пятидесятническая религиозная организация «Новое поколение», в «нулевых» сменившая название на «Церковь Божью». Её членов преследовала прокуратура, пресса обвиняла в склонении прихожан к суициду и убийствам, но сегодня пасторы-пятидесятники участвуют в работе патриотических движений, учреждённых с подачи президента, ведут успешный бизнес и работают с наркозависимыми, а Ярославль стал, по сути, штаб-квартирой «Церкви Божьей», насчитывающей несколько тысяч прихожан. По просьбе самиздата ярославский журналист Мария Шуляк рассказывает о зарождении, преследовании и расцвете одной из самых влиятельных религиозных организаций России.
Апрель 1995 года. В ярославском Доме культуры проходит собрание религиозной организации «Новое поколение». На сцене хор девушек. Одна из них берёт в руки микрофон и говорит: «Прославим же нашего Господа песней! Аллилуйя!» Песнопения продолжаются минут десять, сопровождаясь рефреном: «Благословляй свой народ, Господь!» Публика в зале восторженно поднимает руки вверх и закатывает глаза. Это больше похоже на рок-концерт, чем на религиозную службу: люди прыгают в такт музыке, извиваются и пытаются танцевать.
В первом ряду среди прихожан стоит Андрей Дириенко — старший пастор церкви «Новое поколение». Он держит на руках ребёнка, покачивает его, а затем передаёт в руки жены. Под слова «Славь народ, Господь!» пастор поднимается на сцену. Он берёт в руки микрофон и говорит: «Аллилуйя». Публика мгновенно подхватывает. На этом речь пастора в видеофрагменте, доступном на Youtube, обрывается.
В интернете в открытом доступе сохранилось множество видеозаписей проповедей и служб религиозной организации «Новое поколение», чья основная активность пришлась на середину 1990-х — начало 2000-х. Вот, например, запись 1997 года — детский рождественский концерт. На сцене около десятка ребят в возрасте трёх-пяти лет. Они передают друг другу микрофон, зачитывая стихотворения о Боге и Иисусе Христе. «Я бы самого Христа увидела глазами», — говорит девочка с белым бантом на голове. Следом за ней микрофон берёт светловолосый мальчик четырёх лет: «Ты, сестричка, не грусти, будем вечно с ним. Только очень нужно нам Иисусу верить, он откроет в небеса верным детям двери». Публика аплодирует, а дети замолкают. «Ну а теперь все вместе», — подсказывает воспитательница. Дети выстраиваются в ряд и продолжают: «Мы хотим пойти за ним, за Христом в обитель. И без нас вам не уйти. Слышите, родители!»
Ещё одно видео, где фигурируют дети: фильм о палаточном семейном лагере «Нового поколения», проходившем в начале 2000-х. «Пастор Андрей говорил, что в этом месте собрались люди, которых Бог снабжает для чего-то великого», — рассказывает в видеоролике один из участников организации. Каждый день в лагере завершается молитвой и рассуждениями пастора об уникальности своих прихожан: «Бог говорит: „Мы — Новое поколение людей, которые принесут славу, свободу и мир… Которые принесут исцеление своему народу“».
Христианский центр «Новое поколение» появился в Ярославле 24 сентября 1991 года. Это харизматическая организация, ведущая начало от церкви пятидесятников. Сами пятидесятники известны в России с начала XX века. Основатель этого религиозного течения — пастор Чарльз Пэм из города Топика, штат Канзас. В 1900 году Пэм пришёл к выводу, что главное духовное переживание верующего связано с сошествием на него Святого Духа. Пятидесятники считают, что то же самое пережили апостолы на пятидесятый день после воскресения Христа. Отсюда происходит и название религиозного движения. Другой способ достичь единения с Богом — глоссолалии, то есть «говорение на иных языках». Это то, что испытывает верующий в процессе молитвы. Считается, что этот феномен проявляется у прихожан, когда проповедник кладёт им руки на голову во время проповеди.
Распространение пятидесятничества началось в России при Николае II, но после 1917 года оно было запрещено. Религиозная организация существовала, но подпольно, объединившись с баптистами и протестантами. В период перестройки пятидесятники возобновили работу открыто. В 1988 году один из лидеров организации Алексей Ледяев инициировал в церкви нововведения: проповеди стали сопровождаться песнями, танцами, религиозными стихами и гимнами. Это не понравилось советским священникам, которые следили за деятельностью пятидесятников в России. Ледяеву пришлось уехать в Ригу. Там он основал Рижскую харизматическую церковь «Новое поколение».
Среди прибалтов церковь пользовалась популярностью. К июлю 1991 года число прихожан в СССР достигло 250 человек, в том числе в Казахстане, Украине и Армении. Годом ранее коллега Ледяева пастор Андрей Кочкин отправился на службу в Ярославль. Вернувшись в Ригу, Кочкин рассказал Ледяеву, как хорошо восприняли его проповеди ярославцы. Тогда же в Ригу приехали представители общины пятидесятников из Стокгольма. Вместе они решили выбрать один город в России, где можно основать ещё одну церковь. Им стал Ярославль.
Развитию «Нового поколения» помогал американский бизнесмен, президент «Христианской молодёжи интернешнл» Боб Вайнер. Он спонсировал церковь и выплачивал зарплаты пасторам. В газете «Золотое кольцо» от 26 ноября 1992 года участница организации «Новое поколение» пишет: „Вайнер посадил на зарплату обоих пасторов — и Виктора Татача, и Андрея Дириенко“».
К началу 1996 года церковь «Новое поколение» насчитывала пять тысяч прихожан. В 1990-е с визитом в Ярославль приезжали сам Боб Вайнер, американский проповедник Расти Рассел, в 1993 году свои проповеди провели Кеннет Хейгин, а в 1994 Мэрилин Хикки. Также регулярно в Ярославль наведывался основатель «Нового поколения» Алексей Ледяев.
Особое внимание «Новое поколение» уделяло работе с молодыми людьми. В апреле 1996 года в Ярославле прошла конференция, посвящённая евангелизации молодёжи в школах и вузах. Три дня Боб Вайнер и его супруга Роза Вайнер рассказывали, как нужно работать со студентами и школьниками и объяснять им религиозные заповеди. В «Губернских вестях» от 19 апреля 1996 года говорится, что Вайнеры предложили работать с потенциальными верующими многоступенчато. Сначала нужно создать микрогруппы по 10–15 человек, а они уже будут привлекать в церковь новых прихожан. Благодаря такому методу Вайнер надеялся к 2000 году обратить в пятидесятничество 15 миллионов российских студентов.
С 2002 года отношения «Нового поколения» с властями ухудшились настолько, что деятельность пастора Алексея Ледяева в РФ была признана незаконной. Помимо Ледяева, в Россию запретили въезд американскому проповеднику Расти Расселу.
Вот что говорится в экспертизе ярославской областной психиатрической больницы №01-38/574 о влиянии «Нового поколения» на психику его прихожан: «В деятельности Христианского центра „Новое поколение“ присутствуют виды воздействий, сопровождающихся нанесением ущерба психическому здоровью людей. Под видом религиозных проповедей, обрядов, ритуалов проводится активное прямое и косвенное внушение в индивидуальной и массовой формах. При этом у испытуемых формируется особое состояние сознания с утратой критического отношения к происходящему, слепым повиновением руководителю Также используются методы погружения людей в гипнотические состояния разной глубины, при которых нарушается способность адекватно оценивать поступки, максимально подавляется критика и значительно возрастает разрешающая способность внушений. Многократное, массовое введение людей в гипнотическое состояние способствует патологическому повышению внушаемости, взаимной индукции — „психическому заражению“ окружающих псевдорелигиозными идеями».
Впрочем, всё это в итоге не помешало существованию религиозной организации под новой вывеской. С 2002 года «Новое поколение» стало жить под названием «Церковь Божья», которая в итоге стала одной из главных харизматических организаций России. Начальствующий епископ церкви — Сергей Ряховский. Он входит в состав Общественной палаты и возглавляет Российский Объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников). В 2016 году в интервью «Московскому комсомольцу» Ряховский сказал: «Не стану скрывать, что прихожане нашей конфессии работают сегодня во всех ветвях власти». Как подтверждение слов епископа — деятельность старшего пастора «Церкви Божьей» Андрея Дириенко. Он член Общественной палаты Центрального федерального округа и член Координационного совета Ярославской области по вопросам межнациональных отношений при губернаторе области.
Ещё один видный участник «Церкви Божьей» Николай Чупин возглавляет в Ярославле три общественные организации, активно работающие с молодёжью, в том числе движение «Юнармия», появившееся по инициативе Министерства обороны РФ и президента Владимира Путина. Ярославские власти в том, что Чупин совмещает членство в религиозной организации и педагогическую деятельность, не видят ничего дурного, поскольку считают, что они не пересекаются. Однако представитель Ярославского религиоведческого информационно-консультационного центра Александр Александров (фамилия по просьбе героя изменена, реальная фамилия героя известна редакции) в интервью «Батеньке» рассказал, что в прошлом году был случай, когда курсант Ракетного училища попал в психиатрическую больницу из-за того, что долго не посещал проповеди секты «Церкви Божьей». Подготовкой юноши к поступлению в Ракетное училище занимался как раз Чупин.
Кроме того, раньше Чупин возглавлял организацию «Защитник», помогающую ветеранам Чеченской войны. По словам Александра Александрова, в 2007 году его попросили покинуть организацию якобы из-за того, что он распространял среди её членов печатные материалы «Церкви Божьей» и приглашал их на службу.
«Церкви Божьей» удалось сделать то, что начинало «Новое поколение»: среди её прихожан действительно велик процент молодёжи. Организация проводит отдельные проповеди для юношей и девушек — служение «Молодёжка» проходит в Ярославле каждую среду. У них существуют собственные театральный и танцевальный коллективы, а также рок-группа. На сайте «Церкви Божьей» указано, что основная цель танцевального, театрального и музыкального служения — «высоко превознести имя Иисуса Христа, чтобы всем было очевидно, что это самое главное Имя, с которым человек должен связать свою надежду».
Помимо концертов, проповедники проводят новогодние ёлки и водят подростков в походы. Часто на них попадают люди, даже не состоящие в организации. «Два года назад „Церковь Божья“ проводила новогодний утренник в Любимском районе. Администрация дала организаторам зал для мероприятия и разрешила не платить аренду», — рассказывает сектовед и представитель ЯРИК Александр Александров.
Ещё об одном способе вербовки молодых людей «Батеньке» рассказала студентка Ирина, попросившая не указывать её фамилию. «В старших классах я вместе с одноклассником пошла в гости к нашему общему знакомому — преподавателю английского языка школы „Интер-Лэнг“. Алексей Михайлович (имя заменено по просьбе девушки. — Прим. ред.) готовил меня к ЕГЭ, а откуда его знал мой одноклассник Стас, я не интересовалась. Когда мы зашли в квартиру, первое, что я отметила, — большое количество незнакомых мне людей. Стас позвал меня в гости к Алексею Михайловичу, чтобы помочь подготовить флешмоб ко Дню города. Помню, что вместо подготовки преподаватель налил нам чаю, попросил присесть и рассказывал про Иисуса Христа и Деву Марию». Затем, по словам Ирины, преподаватель стал рассказывать о том, как «Церковь Божья» изменила его жизнь и карьеру: «До того я был неудачником, работал учителем и получал копейки, а после вступления в организацию познакомился с женой и стал хорошо зарабатывать». «Мне стало дико неприятно всё это слушать, — вспоминает Ирина. — После нескольких таких встреч я ушла из „Интер-Лэнга“. Как по мне, участники „Церковь Божья“ слишком позитивны и даже наивны. Они реально не понимают, что происходит и в какой организации они состоят. При этом в ней состоят неглупые и успешные люди. И ещё — они все очень тонкие психологи, дают тебе понять, что проблемы решаются, если ты веришь в Бога».
Проповеди «Церкви Божьей» действительно местами напоминают бизнес-тренинги. Пастор, будто профессиональный коуч, ходит по сцене, доступно рассказывает публике об Иисусе, а затем обращается к залу с вопросами. Только на бизнес-тренингах рассказывают о решениях проблем с помощью веры в себя, а представители «Церкви Божьей» объясняют, что все трудности преодолимы, если веришь в Бога. Вот, например, что говорил на проповеди в декабре 2017 года пастор Андрей Дириенко: «Хочешь быть победителем? Научись молиться! Только вера способна двигать горы. Библия говорит: вера от слышания, а слышание от слова Божия. Хочешь, чтобы 2018 год был благословенным, начинай свой новый день с чтения слова и с молитвы».
Отсюда среди участников религиозной организации стремление наладить успешный бизнес. В 1990-х годах на деньги ещё «Нового поколения» существовали организации «Авен-Езер», «Росбри», «Эстет» и «Елисей». Тот же Гваришвили после закрытия «Центра творческой молодёжи» занимался бизнесом в сфере наружной рекламы и создал студию звукозаписи «Саунд Хауз».
На службах пасторы подчёркивают уникальность своих прихожан. Если ты состоишь в организации, значит, добьёшься успеха, у тебя будут хорошая карьера и крепкая семья. Для этого достаточно сильной веры. «Не дисквалифицируй себя. Не исключай себя из тех, кому принадлежит благословение. У тебя всё получится!» — выкрикивал со сцены пастор Сергей Лукьяненко на проповеди для молодёжи. При этом, по мнению «Церкви Божьей», человек не должен обращать внимания на чужое мнение. Это часто повторяет Андрей Дириенко: «Ты не должен зависеть от человеческого мнения. Оно меняется так быстро. Единственное мнение, от которого ты можешь зависеть, — мнение Бога».
Принцип, что мнение людей не так важно, как мнение Бога, а также мнение пастора, приводит к тому, что участники «Церкви Божьей» не доверяют никому, кроме самих же членов организации. При подготовке материала «Батенька» просил об интервью шестерых членов «Церкви Божьей», но только один согласился ответить на вопросы о своей принадлежности к ней. После скандалов, связанных с «Новым поколением», переродившаяся «Церковь Божья» не общается с прессой. Александр Александров приводит такой пример: «Ко мне как-то раз обратился мужчина — его жена вступила в „Церковь Божью“, начала посещать проповеди вместе с сыном. Однажды мальчик серьёзно провинился перед отцом. Я уже не помню, что именно он сделал. Но когда отец попросил ребёнка извиниться, тот ему ответил: „А зачем, папа? Я уже исповедался. Мне отпустили все грехи“. По его словам, через год мужчина развёлся, но пытался поддерживать контакт с сыном, пока однажды тот не заявил отцу: „Папа, ты больше не моя семья. Они — моя семья“».
Пасторы «Церкви Божьей» на своих проповедях говорят и о семейных ценностях. Особенно часто это упоминается на проповедях «Молодёжки». При этом брак рекомендуется заключать, если оба супруга верят в Бога. Ещё лучше, когда они оба — члены «Церкви Божьей». «У нас одна страховка — это Бог. В жизни бывают разные обстоятельства. И если твой супруг или супруга любят Бога и следуют за Ним, то у вас будет счастье», — говорит пастор Андрей Дириенко.
«Не знаю, если захотеть — всегда можно во всём углядеть плохое. Скажем так, каждый в этой жизни по-своему видит вечность, Бога. Кому-то нужны строгие обряды, кому-то — скорее свобода с учётом определённых догм. Я скажу лишь, что есть в этой церкви служение реабилитации алкоголиков и наркоманов. Хотя бы из-за этого я хорошо отношусь к этой церкви», — рассказывает «Батеньке» Максим Малиновский, посещающий проповеди «Церкви Божьей».
Социальная работа — ещё одно направление деятельности «Церкви Божьей». В его рамках существует фонд «Альтернатива», созданный в октябре 2006 года. «Методы, которые мы предлагаем для решения данной проблемы, помогают не просто бросить любого рода химическую зависимость, но получить полную свободу и быть полноценным членом здорового общества», — написано на их сайте.
Вместе с фондом в Ярославле действует «Национальный антинаркотический союз». Его глава Михаил Минаев раньше работал в Крыму в реабилитационном «Центре здоровой молодёжи» для алко- и наркозависимых. Работа центра контролировалась симферопольской организацией «Царство Бога». Как пишет один из пациентов «ВКонтакте», методы реабилитации в организации часто выглядят нетрадиционно: например, в качестве наказания за опоздания, мат и отказ от лечения сотрудники центра заставляли пациентов таскать с собой гирю весом 32 килограмма, надевать на голову разукрашенный звёздами колпак и носить деревянную табличку с надписью «Я никуда не опаздываю».
«Причём матом или оскорблением могли счесть не только прямой факт оскорбления, но и любую неправильную, по мнению старших, фразу или намёк», — пишет бывший пациент «Центра здоровой молодёжи».
Фонд «Спасибо» тоже принадлежит религиозной организации «Церковь Божья». Он помогает детям, пенсионерам, малоимущим семьям, инвалидам. Помимо благотворительной деятельности, «Спасибо» проводит развлекательные мероприятия, например встречи с ярославскими бизнесменами в рамках проекта «Мужской клуб».
Все фонды «Церкви Божьей» существуют на гранты. Кроме этого, члены организации платят церковную десятину, а также делают пожертвования: часть денег идёт на содержание храмов, а часть на фонды.
«Церковь Божью» посещают звёздные гости, например участники группы «Город 312» Дмитрий и Мария Притула. В последний раз музыканты приезжали в ярославскую церковь на Пасху. Другой постоянный гость «Церкви Божьей» — проповедник и целитель Расти Рассел. В 2016 году ему снова разрешили въезд в Россию, тогда же он навестил прихожан ярославской церкви харизматов.
В своём Facebook Рассел опубликовал видео проповеди. Он говорит со сцены, что проповедь избавит прихожан от глухоты. Затем спускается к людям, дотрагивается до их ушей, при этом произносит фразы на непонятном языке (демонстрирует дар «говорения на иных языках») и добавляет: «Thank you, Jesus!» Некоторые плачут, кто-то хватает Рассела за руки и благодарит его.
В 2010-х дела у «Церкви Божьей» действительно идут лучше, чем это было в «нулевых»: даже негативных новостей в прессе об организации толком не появляется. На сайте Православие.ру открыто критикуют только предшествующее «Церкви» «Новое поколение». «Члены этой организации не считают, что их догматика как-то выделяется на фоне остальных христианских течений. Однако главная причина, по которой их ругает Православие, — попытка распространить религию на земле, где уже столько лет исповедуют Православие. В Библии это запрещено», — объясняет Александр Александров.
Церковь Божия
Церковь Божия является единственной Церковью на земле, имеющей небесное начало. Это единственная организация по эту сторону времени, которая устоит вплоть до вечности. Всё остальное пройдёт с окончанием времён. Блеск государств, величие народов, роскошь монархов этого времени не будет отражено в великолепии небес. Блеск всех земных богатств, кратковременность земного величия, слава красноречия и oраторского искусства, слава учебных заведений, очарование прекрасных форм и церемоний различных вероисповеданий не оставят никакого следа; по ту сторону могилы они не будут иметь значения. Лишь только церковь Божья будет там светить. Она сошла с небес и вернётся в небеса.
Церковь Божья есть тело Божие, не только на этой земле, но и во всей вечности. Церковь – жилище Бога сейчас и навсегда. Бог будет жить в Своём народе, и Его народ в Нём, между тем как вечность нескончаемо продолжается. Церковь Божья на этой земле – это приход Сына Божьего в теле в среду людей. Читая историю истинной церкви, люди читают биографию Бога. Жизнь церкви – Его жизнь. При творении мира Бог был Творцом, при создании церкви Он был Дарителем жизни. Это Его собственная жизнь. Она живёт в Нём и Он в ней. Церковь является творением Христа. Церковь создана во Христе не просто через творение, но через возрождение от Бога. Церковь рождена от Бога во Христе и является потомством Божиим. Бог любит мир как своё творение. Он любит Церковь, как жизнь Своей собственной жизни.
Церковь Бога на этой земле содержит небесные элементы и нет в ней ничего земного. Церковь является Божиим отображением. Бог видит Своё отражение в Своей церкви. Церковь – это зеркало, которое отражает всё совершенство Божие.
Церковь Божья – живой организм. Она живёт жизнью Бога. Божья жизнь течёт по её венам. Жизнь Иисуса течёт свободно через церковь, так свободно, как кровь в человеческом теле – церковь есть Его тело. Она питается небесной пищей. Она дышит небесной атмосферой.
Бог и человек, объединённые во Христе, являются церковью. В церкви Божией все люди объединены с Богом и друг с другом. Многогранная премудрость Бога, таинственность Бога и Его характер открываются людям через церковь. Бог в Своей красоте светит из Своей церкви. Она прекрасна и нет пятна в ней. Бог создал солнце, луну и все мерцающие звёзды, но Он не сделал их местом Своего обитания. Когда Бог основал церковь, Он сказал: „Здесь Мой покой, здесь Я хочу жить и множиться; здесь Я нашёл такую красоту и достоинство, так что Я призову всю силу Своей любви; здесь Я найду высшее удовольствие Моего бытия, здесь Я вижу труд Моей души и удовлетворение.“
Церкви Божией представлено служение ангелов. Это единственная организация на земле, куда желают заглянуть ангелы. Они проходят мимо других сообществ, но останавливаются перед церковью, основанной Богом, чтобы созерцать её великолепие и послужить ей. Это единственная организация на земле, которая радует ангелов. Это единственная организация, о которой они поют: „Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение.“ Все победы Церкви на земле радуют ангелов.
Церковь Божья – единственная организация на этой земле, которая может поклоняться Богу. Чтобы правильно поклоняться Богу, нужно поклоняться в духе и истине, и никто кроме церкви не имеет духа и истины.
Церковь полна небесными инстинктами. Бог даёт инстинкт птице, учащий её делать определённые дела. Небесные инстинкты наполняют церковь, учащие её делать небесные дела. Её жизнь – небесная жизнь. Она живёт от небесных дел, и Божьи дела творятся её деятельностью. Церковь исполнена Духом Святым и управляется Духом Святым.
Церковь хотя и находится в мире, но в церкви нет ничего мирского. Для мирского в церкви нет места. Она наполнена небесным. Рыба живёт в солёном море, но сама рыба не солёная. Если ты умрёшь в церкви, ты не сможешь выйти из неё, если ты умрёшь извне, ты никогда не попадёшь во внутрь. В церкви нет никакого греха. Её закон есть закон святости. Вся слава церкви принадлежит святому Триединству.
Однажды церковь Божья будет принята в небеса, чтобы безупречно вступить в непосредственную близость великолепия Бога, и радости небесные будут полными, совершенными и неубывающими, между тем как вечность будет нескончаемо продолжаться. &
Церковь Божия – какова она?
1. Что такое церковь?
2. Кто основатель церкви?
Нам сказано, что Авраам «ожидал горoда, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр 11:10). И автор Послания к евреям говорит обращённым: «Но вы приступили к горе Сиону и к граду Бога живаго, небесному Иерусалиму, и к тьмам Ангелов в торжествующем собрании, и к церкви первородных, вписанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведных, достигших совершенства, и к Поcреднику Нового Завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, чем кровь Авеля» (Евр 12:22-24).
К этому городу, архитектором и строителем которого является сам Бог, мы пришли в евангельское время, и этот город является церковью первородных. Иисус, «явившийся во плоти Бог», является основателем, архитектором и строителем церкви. Иисус «был удостоен большей славы по сравнению с Моисеем, поскольку построивший дом имеет большую честь, чем сам дом. Ибо всякий дом имеет строителя, а строитель всего – Бог» (Евр 3:3-4). «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Божью, которую Он приобрёл себе кровью своего Сына» (Деян 20:28). «Мужья, любите жён своих, как и Христос возлюбил церковь и предал себя за неё, чтобы освятить её, очистив омовением в воде посредством слова, чтобы Ему поcтавить пред Собою церковь во cлаве, не имеющей ни пятна, ни порока, ни чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна» (Еф 5:25-27). «На сём камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф 16:18).
3. Когда была создана церковь?
В только что процитированном тексте говорится о построении церкви в будущем. Теперь прочитаем 1Кор 3:9: «Вы – Божья нива. Божье строение».
«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф 2:19-22).
Вы «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет 2:5).
В 32 году Иисус сказал: «Я построю церковь Мою», а в 59 и позже апостолы говорили: «вы – Божье строение», «созидайте из себя дом духовный». Значит, церковь была построена в промежутке между этими датами. Несомненно, построение церкви началось ещё до дня Пятидесятницы Иоанном Крестителем, Иисусом и Его апостолами. Тогда многие уверовали и вошли в Царство, образуя тем самым материал для церкви. Но излияние Святого Духа было тем моментом, когда церковь действительно была создана и устроена, как это видно из 1Кор 12:6.11-13.18.24. Церковь является «Его телом, полнота Наполняющего всё во всём» (Еф 1:23). До прихода полноты Христовой, т.е. до дня Пятидесятницы, церкви, собственно, не было. Тогда же она была окончательно создана и соединена в одно тело. Из того факта, что Божья церковь была создана в день Пятидесятницы, следует, что каждое возникшее после этого религиозное общество не является церковью Божьей, но дочью смешения, рождённой не в должное время. Это включает католицизм и все протестантские конфессии.
4. Кто является основанием церкви?
«Посему так говорит Господь Бог: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый: верующий в него не постыдится» (Ис 28:16).
«Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?» (Пс 17:32).
«Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор 3:11).
«Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф 2:20-21).
Из последнего текста видно, что апостолы были основополагающими камнями. Могут возразить, что мы применили здесь слово «камень» из Мф 16:18, относящееся лишь к Петру, но в таком применении этого текста нет ничего противоречащего Писанию. Апостолы все являются основаниями, и, конечно же, Пётр – одним из них. Здесь Иисус назвал так Петра не потому, что он в чём-то превосходил остальных, но потому, что говорил с ним, и его имя Пётр (камень) вызвало это утверждение. В доказательство тому, что все двенадцать апостолов были основаниями, см. Откр 21:14.
Иисус является всеобъемлющим основополагающим камнем (фундаментом). Апостолы первыми были избраны и вдохновлены, чтобы дать нам Новый Завет, и они являются основополагающими камнями, занимающими связующую позицию между Христом-камнем и остальным строением. Поэтому, лишь Христос – камень. «Никто не может положить другого основания». На одном основании может стоять лишь одно строение. Христос построил Свою церковь на самом себе. Все позднее созданные организации основаны не на Христе и должны исчезнуть.
5. Кто является главой церкви?
«Бог всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою церкви» (Еф 1:22).
«Но чтобы, говоря истину в любви, мы во всём возрастали в Того, который есть Глава, Христос; из Него всё тело, скрепляемое и соединяемое посредством всяких живительных связей, при действии в свою меру отдельно каждой части, осуществляет рост тела к созиданию себя в любви» (Еф 4:15-16).
«Потому что муж еcть глава жены, как и Христос глава церкви, Он Спаситель тела. Но, как церковь подчиняется Христу, так и жёны своим мужьям во всём» (Еф 5:23-24).
«И Он же есть глава тела, церкви: Он, который есть начало, Первородный из мёртвых, чтобы быть Ему во всём первым» (Кол 1:18).
«Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой всё тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растёт возрастом Божиим» (Кол 2:18-19).
Глава какой-либо организации является и её законодателем. «Ибо Господь – Судья наш. Господь – Законодатель наш, Господь – Царь наш: Он спасёт нас» (Ис 33:22).
Есть только «один Законодатель и Судья, могущий спасти и погубить» (Иак 4:12).
Все религиозные организации, которые устанавливают свои собственные законы, правила веры, порядки и системы сотрудничества, потеряли связь с главой — Христом. Их законодательные синоды и всеобщие конференции игнорируют божественного Законодателя, посягают на место Христа и восседают вместо Бога, и не являются церковью Христа, которая подчинена Ему.
Опять же, если имеется лишь одна глава, то может быть и лишь одно тело.
6. Кто является дверью церкви?
Иисус сказал так: «Истинно, истинно говорю вам: Я — дверь овцам… Я – дверь: через Меня еcли кто войдёт, спасён будет, и войдёт и выйдет и пастбище найдёт» (Ин 10:7.9).
«Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить её; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Моё, и не отрёкся имени Моего» (Откр 3:8).
«Через Него и те и другие имеют доступ к Отцу в одном Духе» (Еф 2:18).
По этим местам Писания мы ясно видим, что Христос является дверью церкви, а спасение – образом входа в неё, и что эта дверь открыта всё время, и никто не может закрыть её. Христос не является дверью какой-либо конфессии, поэтому никакая конфессия не является церковью Божьей. Получение спасения не делает человека членом какой-либо конфессии на земле, следовательно, никакая конфессия не является церковью Божьей. Все конфессии имеют дверь – образ принятия в члены – которая открывается и закрывается людьми, следовательно, они отличаются от церкви Божьей, дверь которой никто не может открыть или закрыть. Поэтому они и не являются Его церковью.
7. Кто принимает членов в церковь?
«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян 2:46-47).
«Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно» (1Кор 12:18).
«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор 12:13).
В приведённых местах Писания расположение членов в теле или приложение к церкви приписывается Богу, Христу и Святому Духу, которые, конечно же, одно целое в Триедином Боге.
Но Бог никогда не принимает людей в конфессии, поэтому никакая конфессия не является Его церковью.
8. Кто является членом церкви?
Если, как мы видели, спасение является образом вступления в церковь, то из этого следует, что в церкви нет никого, кто бы не имел спасения. Церковь – это одна семья «на небесах и на земле», получившая своё имя от самого Отца (Еф 3:15). Эта семья – «своя Богу» (Еф 2:19). Из этого следует, что церковь состоит лишь из детей Божьих, рождённых от Духа свыше. Нам сказано также, что «кто грешит, – тот от дьявола», и что «рождённый от Бога не грешит». По этому признаку можно определить, кто – дети Божьи и кто – дьявола (1Ин 3:8-10), а именно: дети дьявола грешат, а дети Божьи – нет. Святой апостол ещё раз подчеркивает этот факт: «Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Ин 5:18). В церкви нет грешников. Но все конфессии более или менее наполнены грешниками. Следовательно, никакая конфессия не является церковью Божьей.
9. Кто организовывает церковь?
В Писании нет слова «организовывать». В словаре оно определено так: «наделять членами, приводить в должный порядок».
Церковь Божья наделена органами, приведена в должный порядок, следовательно, она – организованное строение. Но кто же её организатор? Кто наделяет её органами? Ответ: «Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сиё производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор 12:8-11).
«И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1Кор 12:27-28).
«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян 20:28).
«Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор 3:5-6).
«Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, чтобы наполнить всё. И Сам Он даровал кого апостолами, кого пророками, кого благовеcтниками, кого пастырями и учителями, для усовершенствования святых к делу служения, на созидание тела Христова, пока мы все не придём к единству веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой» (Еф 4:10-13).
Этих цитат уже достаточно, чтобы доказать, что Бог сам наделяет Свою церковь всеми её органами, т.е., всеми необходимыми дарами Духа и служителями. Предыдущие цитаты относятся к первому определению слова «организовывать». Но кто же создаёт в ней порядок? «Бог дал меcто членам, каждому их них, в теле, как Он воcхотел… Но Бог так составил тело, что наиболее обделённому члену оказал оcобую честь, чтобы не было разделения в теле, но члены одинаково заботились бы друг о друге» (1Кор 12:18, 24, 25).
Другие места Писания также показывают соразмерность тела Христова под ведением Бога и Святого Духа, но приведённых примеров уже достаточно. Однако, мы хотим упомянуть ещё возложение рук пресвитеров при посвящении в пресвитеры. То, что это относится к организации церкви, мы признаём открыто. Но это никоим образом не является организацией церкви. Бог готовит и избирает в духовный сан, а Его служители возложением рук лишь признают это божественное призвание и подчиняются ему. Этот порядок очевиден из Деян. 13:1-4.
Преемственность власти в духовной иерархии является лишь суеверным заблуждением, делом рук дракона. Только спасённый Богом, крещённый силой и уполномоченный Духом Святым – лишь он имеет установленные Богом духовные полномочия, и это исходит непосредственно с небес, а не через какой-то воображаемый ряд предшественников.
Выборы служителей относятся лишь к формальностям духовного Вавилона, где Бог не творит «всё во всём» через один и тот же Дух, даря каждому по своему усмотрению.
Итак, церковь организована Богом, который каждому члену тела определил своё назначение, как Он сам хотел, и который каждому члену тела даёт дары и призвания по своему усмотрению. Люди могут организовать человеческое соглашение, но никогда – божественное тело Христа, которое есть церковь. Так говорит Господь: «Ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне всё с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестит наступающее и будущее» (Ис 44:7).
Это к делу. Бог сам «устроил народ древний» для выполнения различных функций в теле, и кто хочет ныне отнять это исключительное право Всемогущего? «Безумствует всякий человек в своём знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо истукан его есть ложь, и нет в нём духа. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут. Не такова, как их, доля Иакова, ибо Бог его есть Творец всего, и Израиль есть жезл наследия Его, имя Его – Господь Саваоф» (Иер 51:17-19).
Основатели конфессий заходят в тупик, т.к. в их построениях «нет духа» – они безжизненны. Они называют их «церквами», но эта «ложь» – результат заблуждения. Истинная же церковь Божья – эта первая Церковь, которую Иисус искупил Своей собственной кровью и основал задолго до появления первых вероотступнических конфессий.
Кто строит дом, тот и устраивает его. Но если приходят посторонние, распиливают дом на части и сбрасывают их с основания, то это – дезорганизация и разрушение строения. Поясним это на примере. Допустим, Бог через Своё Слово и Духа спас четыреста душ в одном городе, которых Он хочет собрать вместе и соединить в одно тело. Но вот приходят четверо проповедников, представляющих различные конфессии, и формируют из них свои раскольнические группы; затем каждый из них бесстыдно сообщает своему начальству, что организовал церковь, состоящую из ста членов. На деле такие действия были бы подобны растаскиванию распиленных частей дома, и являлись бы дезорганизацией и расколом церкви. Здесь мы видим, что организация конфессий – дело рук человеческих – есть дезорганизация церкви, которая построена Богом. Поэтому, если церковь организована Богом, то всем так называемым церквам, организованным людьми, недостаёт подлинной печати Бога, и они не являются Его церковью, но небиблейскими раскольническими конфессиями.
10. Сколько церквей у Бога?
Каждое описание Божьей церкви подтверждает её единственность. «И другие овцы [язычники] есть у Меня – не из этого двора [не евреи], и тех Мне надлежит привести, и голос Мой они услышат, и будет одно стадо [церковь], один Пастырь» (Ин 10:16).
Мы уже увидели, что Христос «есть глава тела – церкви». Если же имеется лишь одна глава, то может быть и лишь одно тело.
«Как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же назначение, – так мы, многие составляем одно тело во Христе, а каждый в отдельноcти – члены друг друга» (Рим 12:4-5).
«Ибо, как тело – одно и имеет много членов, все же члены тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы в одном Духе были крещены в одно тело; будь то Иудеи, будь то Еллины, будь то рабы, будь то свободные, и все одним Духом были напоены… Но вот много членов, но тело одно» (1Кор 12:12-13.20).
«Он есть мир наш, сделавший из обоих одно и разрушивший разделявшую их стену, то есть вражду, упразднивший плотью своей закон заповедей, состоявший из предписаний, чтобы из двух создать в Себе одного нового человека, учиняя мир, и обоих в одном теле примирить с Богом крестом, убив на нём вражду» (Еф 2:14-16).
«Одно тело и один дух, как вы и были призваны в единой надежде вашего призвания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми, и через всех, и во всех» (Еф 4:4-6).
«И да владычествует в сердцах ваших мир Христов, к которому вы и были призваны в одном теле; и будьте благодарны» (Кол 3:15).
Приведённые места Писания ясно доказывают, что существует только одна истинная церковь, равно как существует только один Бог, один истинный Бог. Так как мы со Христом призваны в одно тело, то призыв примкнуть к какому-либо другому телу (религиозной группе) может исходить лишь от антихриста.
Божья церковь имеет такое же отношение ко Христу, как жена – к своему мужу.
«И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в праведности и суде, в благости и милосердии, и обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос 2:19-20).
«Поэтому и вы, братья мои, были преданы смерти для закона через тело Христово, дабы принадлежать вам другому, из мёртвых воскресшему, чтобы принесли мы плод Богу» (Рим 7:4). «Я ревную о вас Божией ревностью. Ибо я обручил вас единому Мужу, чтобы представить Христу чистой девой» (2Кор 11:2). «Имеющий невесту есть жених» (Ин 3:29).
«Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его, и Искупитель твой – Святой Израилев; Богом всей земли назовётся Он» (Ис 54:5).
Мысль, что Христос имеет более одной жены (церкви), несовместима с Библией, и является лишь оскорблением Сына Божьего, «от которого получает имя всякое отцовство на небесах и на земле» (Еф 3:15).
«Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф 2:19).
По этим и другим местам Писания мы видим, что церковь является Божьей семьёй. Так же, как человек может иметь лишь одну семью, так и Бог имеет лишь одну церковь. Как ужасно было бы изображение Божьей святости, если допустить, что Он имеет множество жён (церквей) и отдельных соперничающих семей (современных конфессий). Поэтому, всё множество конфессий, ошибочно называемых церквами, не являются церковью Божьей.
11. Но не говорится ли в Библии o более, чем об одной церкви?
Слово «церковь» часто употребляется в Библии во множественном числе, но никогда – в смысле конфессий или отдельных религиозных групп. Если говорится о более, чем одной церкви, то всегда имеется ввиду единая церковь живого Бога в различных местах.
«Итак церковь по всей Иудее, Галилее и Самарии имела мир, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и утешением Святого Духа умножались» (Деян 9:31).
Возвратившись в Листру, Иконию и Антиохию, Павел и Варнава в каждой церкви поставили пресвитеров и с постом и молитвой предали их Господу, в которого уверовали (Деян 14:21-23).
Павел «проходил Сирию и Киликию, утверждая [укрепляя] церковь» (Деян 15:41).
Они ради меня «подвергли себя смертельной опасности; их не я один благодарю, но и все церкви из язычников» (Рим 16:4).
«Как я повсюду, в каждой церкви, учу» (1Кор 4:17).
«Так и я предписываю во всех церквах» (1Кор 7:17).
«Поступайте так, как я уcтановил в церквах Галатийских» (1Кор 16:1).
«Приветствуют вас церкви Асийские» (1Кор 16:19).
„…по всем церквам» (2Кор 8:18).
Таким образом мы видим, что когда речь идёт о церквах, то всегда имеется ввиду одна и та же Божья церковь в разных городах или странах. Но мы не находим ни малейшего намёка на наличие более, чем одной церкви в одном и том же городе. Апостол Павел говорит о церквах в разных местах: «Так и я предписываю во всех церквах». Коринфянам: «Поступайте так, как я уcтановил в церквах Галатийских». Ясно одно: если бы эти новозаветные церкви были различными конфессиями, как это имеет место сегодня, то ни один апостол не смог бы давать указания всем им. Епископ методистской церкви не может давать указаний «Объединённым братьям», лютеранам, пресвитерианам или любой другой конфессии, ибо не располагает соответствующей юрисдикцией над таковыми. Тут мы видим, как велика разница между библейскими церквами и конфессиями. Первые – все едины во Христе, последние – независимы и изолированы друг от друга. В одном городе может быть множество конфессий, но Бог на определёном месте имеет лишь одну церковь. Мы читаем: «В Антиохии в местной церкви» (Деян 13:1), «церкви Божией, находящейся в Коринфе» (1Кор 1:2), «церкви Фессалоникийской» (1Фес 1:1), «пошли семи церквам: в Ефес, Смирну, Пергам, Фиатиры, Сарды, Филадельфию и Лаодикию» (Откр 1:11). Таким образом мы видим, что в одном городе была лишь одна церковь. Семь конфессий сегодня можно насчитать и в небольшом городке, но послания к семи азиатским церквам Иоанну пришлось рассылать в семь городов. Все получившие Божье спасение в каком-либо месте образуют там Его поместную церковь. Отсюда следует, что множество разделённых тел в одном месте является не церковью Божьей, но вавилонским смешением.
12. Учит ли Библия единству всех верующих?
Да. «Отче cвятой! Соблюди их во имя Твоё, которое Ты дал Мне, чтобы они были едины, как Мы. Когда Я был с ними, Я соблюдал их во имя Твоё» (Ин 17:11-12).
«И не о них только молю, но и о верующих в Меня по слову их, чтобы все едино были, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, чтобы и они в Нас были, чтобы веровал мир, что Ты Меня послал. И славу, которую Ты даровал Мне, Я даровал им, да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут они совершенны воедино, чтобы знал мир, что Ты Меня послал и возлюбил их, как Меня возлюбил» (Ин 17:20-23).
«Призываю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все говорили одно и то же, и не было между вами разделений, но чтобы вы прочно были в одном и том же умонаcтроении и в тех же мыслях» (1Кор 1:10).
«Ибо все вы – одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28).
«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» (Флп 1:27).
«Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп 2:2).
«Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 15:5-6).
«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян 4:32).
Смотря на эту картину, как можно не видеть разительного контраста между ней и сегодняшней мрачной картиной конфессионального смешения? Заботятся ли члены различных конфессий так же друг о друге? Заметь, что они не едины ни в мышлении, ни в суждениях; они не едины ни в имени, ни в убеждениях, ни в теле; они не «одно сердце» и не «одна душа», не одного духа и даже не одной веры; они говорят не «одними устами» и не об одном. Они ни в чём не едины – разве только в противодействии библейскому спасению. Как Бог смешал языки строителей Вавилонской башни и они рассеялись, так Он излил свой гнев на папский Рим – мать блудниц, и образовались сотни протестантских осколков, говорящих каждый на диалекте своей веры. Но церковь, сравниваемая с человеческим телом, должна иметь лишь «одни уста», под чем подразумевается полная гармония всего её учения. Если мы допустим, что множество конфессий является церковью, то таковую символизировало бы некое чудовище, имеющее сотни противоречащих друг другу уст. Но, так как тело Христа имеет лишь одни уста, говорящие одно, то совершенно очевидно, что смешение диалектов конфессий не представляет собой Его тела и не является Его церковью.
13. Что является основой единства?
1. «Ибо все вы – одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28).
«Так мы, многие составляем одно тело во Христе» (Рим 12:5).
Как здесь утверждается, существует лишь одно тело во Христе – отсюда неизбежно следует, что множество отдельных конфессий (тел) – не во Христе. Сказано также, что все мы (спасённые) – одно во Христе, значит присоединение не ко Христу, а к чему-либо другому, является грехом разделения.
2. «Отче cвятой! Соблюди их во имя Твоё, которое Ты дал Мне, чтобы они были едины, как Мы. Когда Я был с ними, Я соблюдал их во имя Твоё» (Ин 17:11-12). Здесь «устами Господа» церковь была названа «новым именем», как и было предсказано пророком Исайя (Ис 62:2). Более точный перевод Еф 3:15 с греческого гласит, от Отца «получает имя вся семья на небесах и на земле».
Имя церкви было названо устами Господа, и происходит оно от имени Бога – Отца. Апостолы по молитве Христа сохранили за церковью имя Божье.
«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян 20:28).
«Церкви Божьей, находящейся в Коринфе» (1Кор 1:2; 2Кор 1:1).
«Не подавайте повода к осуждению ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» (1Кор 10:32).
«Если же кто думает спорить, то мы такого обычая не имеем, ни церкви Божии» (1Кор 11:16).
«Или церковью Божией пренебрегаете?» (1Кор 11:22).
«Я… гнал церковь Божию» (1Кор 15:9).
«Я жестоко гнал церковь Божию и опустошал её» (Гал 1:13).
«Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе» (1Фес 2:14).
«Так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих» (2Феc 1:4).
«Если же кто не знает, как управить собственный дом, как будет он заботиться о Церкви Божией?» (1Тим 3:5).
«Это я тебе пишу, надеясь прийти к тебе вскоре. Если же замедлю, нужно тебе знать, как поступать в доме Божием, который есть церковь Бога живого, cтолп и утверждение истины» (1Тим 3:14-15).
Здесь приведены двенадцать примеров имени «Церковь Божья». Оно соответствует молитве Спасителя и является единственно правильным именем. Но, т.к. тогда существовала лишь одна церковь, то не было необходимости при каждом упоминании приводить её полное имя. Таким образом, для краткости обычно говорится просто о церкви или же о церкви в определённом месте.
Мы слышим крик Вавилона: «Имя церкви не имеет значения!» Но это утверждение ложное. Как явствует из вышеизложенного, по Библии честь быть основателем, архитектором и строителем церкви принадлежит Богу. Приносило бы Богу такую же славу имя, которое не указывало бы однозначно, что Он сам является основателем и властителем церкви? Нам следовало бы также помнить, что ложные имена лишь вносят раздоры и беспорядок в Божью семью. Поэтому Христос и просил Отца: «Соблюди их во имя Твоё, которое Ты дал Мне, чтобы они были едины, как и Мы». Следовательно, все присоединяющиеся к какому-либо другому имени повинны во грехе разделения.
3. «Я дал им слово Твоё». Эти слова Христос сказал в своей молитве о нашем полном единстве. Навязывание кому-либо другого убеждения или присоединение к таковому вызывает или способствует разногласиям и является согрешением против Христа и Его тела – церкви.
Многие утверждают, что организованные разделения необходимы для обращения мира. Но Иисус молился, чтобы все Его ученики были едины, как едины Он с Отцом, чтобы и мир мог уверовать. О вы, приверженцы конфессий, так говорит Бог: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» (Ис 55:8).
14. Что является узами единства?
15. Какой опыт совершенcтвует наc в единстве?
Ответ – полное освящение, или совершенство.
Молясь об единстве своих учеников, Христос просил Отца освятить их и всех тех, кто поверит в Него по их словам, что включает и нас. «И славу, которую Ты даровал Мне, Я даровал им, да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут они совершенны воедино, чтобы знал мир, что Ты Меня послал и возлюбил их, как Меня возлюбил» (Ин 17:22-23). Освящение, совершенство и слава Христа говорят об одном, и именно они делают детей Божиих едиными. «Ибо и Освящающий, и освящаемые, все – от Одного: по этой причине Он не стыдится называть их братьями» (Евр 2:11).
«И Сам Он даровал кого апостолами, кого пророками, кого благовеcтниками, кого пастырями и учителями, для усовершенствования святых к делу служения, на созидание тела Христова, пока мы все не придём к единству веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой» (Еф 4:11-13).
«Зная, что не тленным серебром или золотом вы были искуплены от суетной вашей жизни, унаследованной от отцов, но драгоценной кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет 1:18-19).
Божье спасение, которое готовит нас для небес, соединяет нас уже на земле. А религия разделений и расколов обманывает души. Основной задачей Божьих служителей является «усовершенствование святых». Совершенство в любви и святости приводит и к единству веры, однажды данной всем святым. Кровь Христа не только очищает нас от всякого греха и беззакония, но и отметает всякие лжеучения. Утешитель (Святой Дух) наставляет нас на всякую истину, что включает также устранение всяких заблуждений.
Верно, что освобождение от заблуждений происходит не так быстро и мгновенно, как освобождение от греха. Но чистые сердцем имеют братское общение, даже если ещё не исчезли все их прежние заблуждения. Поэтому, единственной действительной причиной всех разделений и расколов является грех. А выступления против конфессий и расколов со стороны тех, которые сами ещё не освящены, а хотят и людей ввести в прекрасный рай святой жизни на земле, есть ничто иное, как насмешка одной конфессии над другой; так дьявол обратил в бегство сыновей Скевы (Деян 19:13-16). Все попытки создания единства не на основе Божьей святости подобны трамбованию кривых кусков холодного железа для их соединения: чем больше ударов, тем больше изгибов и различий. Но если поместить их в раскалённую добела печь, то они потеряют свои холодные, жёсткие и искривлённые формы и сольются в одну массу. Таким путём и Бог соединяет своих детей через огонь Святого Духа. Все попытки по созданию платформ для объединения или союза – это бесполезная трата времени. Каждая такая попытка всегда ещё заканчивалась созданием нового тельца разделения – объекта поклонения и раздора людей. Свобода от греха соединяет посредством любви. Но все созданные людьми объединения являются лишь вязанками, приготовленными для сжигания. Библейское спасение – это всё, что требуется для единства. За получением спасения, как результат или плод Духа, всегда следует единство сердец и душ, гармония богослужения и жизни. Если «все мы в одном Духе крестились в одно тело… и все напоены одним Духом» (1Кор 12:13) во всей Его полноте, то нам будет легко «поклоняться Богу в духе и истине»; т.к. мы познали истину, и истина сделала нас свободными (Ин 8:32). На уровне библейской святости никакие внешние формальности не нарушают общение, потому что святые «судят справедливо, а не поверхностно».
«Если же ходим во свете подобно, как Сам Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин 1:7). Это общение – в Духе (Флп 2:1), и оно царит там, где чисты сердца. Общение – это осознанное слияние сердец, наполненных одним и тем же Святым Духом. Кто-то может иметь больше познаний в истине, чем другой, но это не препятствует их общению. Обязанностью же «познавших всю истину» является наставление в кротости тех, кто ещё не имеет этих познаний. Незнание некоторых истин не препятствует общению, противодействие же истине – препятствует, потому что при этом утрачивается спасение. Мы должны не одобрять заблуждения людей, но оказывать любовь спасённым и иметь общение с ними до тех пор, пока не убедимся, что они своенравно настаивают на своих лжеучениях или же каким-либо образом утратили своё спасение. В таких случаях общение прекращается, но любовь и доброжелательность продолжают преданно прилагать усилия для их спасения. Прекращать же общение лишь из-за какого-либо относящегося к учению заблуждения было бы фанатизмом. Соглашаться с противоречиями или уравнивать истину с заблуждениями есть вавилонское смешение. Знать истину – наша привилегия, учить истине – наша обязанность, но иметь общение с чистыми и честными сердцами – это естественное и непринуждённое дело. Возникновение и существование конфессий являются результатом плотских похотей; лишь полная святость, и ничто иное, уничтожает эти похоти, а значит и конфессии с причинами их появления. Пламя Божьей любви спасает души, приводит к единству всех покорённых ею сердец, ведёт их к полному и постоянному послушанию всей истине, и изгоняет всех тех, кто отказывается пройти через очистительный огонь Святого Духа, чтобы достичь уровня святого общения.
16. Что такое секта?
(Англ. слово „sect» не имеет точного русского эквивалента. Поэтому в других главах данной брошюры это слово переведено не как «секта», но как «конфессия», т.к. этот перевод более правильно выражает значение слова „sect“ в связи с данной темой. – Прим. ред.)
В одном небольшом трактате «Секты» основателя свободно-методистской конфессии, подписанном «его преподобие Р.», даётся следующее определение слову «секта»:
«Слово секта происходит от латинского слова «sekare» – отсечь или отделить. Слово «sektion» имеет тот же корень. Следовательно, секция – это часть, отсечённая или отделённая от тела, частью которого она была. Христианская секта представляет собой часть всего христианского тела, которая была отделена от него вследствие каких-либо особых учений или принципов, которые особенно или исключительно были выделены. Мы думаем, что это достаточно хорошее определение слова «секта», обычно используемое теми, кто знает смысл употребляемых слов».
Мы тоже признаём, что это очень верное определение и разъяснение слова «секта». Но как может человек со здравым смыслом дать такое верное определение слову «секта», как отделённой или отсечённой части тела Христова, и тут же оправдывать разделение этого единого тела, резервируя для себя возможность создания новой конфессии? Таинство зла? Это свидетельствует о том, что еретик (приверженец конфессий) превратен и грешен. Оправдание и одобрение такого разделения единого тела Христа – это грех против Бога и крайнее пренебрежение Его Словом.
17. Что говорится о конфессиях в Библии?
«Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его. Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады?» (Авв 1:15-17).
«Чтобы не было разделения в теле, но члены одинаково заботились бы друг о друге» (1Кор 12:25). Конфессии и разделения – это одно и то же.
«Призываю же вас, братья, cледить за производящими разделения и cоблазны, вопреки учению, которому вы научилиcь, и уклоняйтесь от них. Ибо таковые Господу нашему Христу не служат, но своему чреву, и речами cладкими и cкладными обольщают сердца простодушных» (Рим 16:17-18).
«От человека узкого толка [еретика], после одного вразумления и второго, уcтраняйся, зная, что такой человек cбилcя c пути и грешит, неся осуждение в себе самом» (Тит 3:10-11).
«Были и лжепророки в народе, так и среди вас будут лжеучителя, которые введут пагубные ереси и, отвергая искупившего их Владыку, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их распутству, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания они льстивыми [обманчивыми] словами будут наживаться на вас; они уже давно осуждены, и погибель их не дремлет» (2Пет 2:1-3).
«Ибо, во-первых, когда вы собираетесь как церковь, я cлышу, что еcть между вами разделения, и отчасти этому верю. Ибо должна быть между вами и разноcть мнений, чтобы иcпытанные обнаружилиcь между вами» (1Кор 11:18-19). Здесь мы видим, что под разными мнениями подразумевается то же, что и под разделениями. Апостол Павел называет коринфян «плотскими», так как они были склонны к разделениям, когда один говорил: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов» (1Кор 3:4). В послании к Галатам 5:19-21 апостол относит ереси (т.е. разделения) к той же категории, что и убийства и все прочие «дела плоти», и предупреждает, что те, кто этим занимается, «не наследуют Царства Божьего».
Да поможет Бог каждому познать истину, избежать ересей, т.е. разделений на конфессии, и стать совершенным во Христе. Так как конфессии отвергаются Словом Божьим, то они и не могут быть Его церковью.
18. Можем ли мы исполнять Божьи заповеди вне конфессий?
Новый Завет ясно показывает, что Христос установил определенные заповеди или обряды, а именно: крещение (окунанием), омовение ног святых и вечерю Господню. Но для их исполнения у наc нет необходимоcти присоединяться к какой-либо конфессии. Эти заповеди – не собственность какой-либо конфессии на земле, но установлены для тела Христова, исключительно для соблюдения его членами. Приверженцы конфессий, не различающие тела Христова, не правомочны исполнять эти заповеди (1Кор 11:27-29).
19. Можем ли мы собираться на богослужения вне конфессий?
Действительно ли Божьи дети могут собираться на богослужения лишь под именем какой-либо конфессии или другим, отличным от заповеданного нам Христом? Слава Богу, нет! Мы не находим затруднений при проведении собраний вне и без всяких конфессий. Насколько всё же слепы приверженцы конфессий, полагая, что святые люди не могут собираться на богослужения и наслаждаться благодатью, не присоединившись к какой-либо земной религиозной организации, будто бы вся благодать – в конфессиях, а не во Христе.
20. Видима ли церковь без устройства по типу конфессий?
Другое мнение в пользу конфессионального идолопоклонства – что церковь невидима, если не организована по образцу конфессий. Это еще один предрассудок, исходящий из тёмного прошлого. Святой Дух, организующий церковь, на самом деле невидим, но Его действия – видимы. Как невидимый ветер – символ Духа – творит видимые действия, так и Божья церковь является явным действием Его духовной силы. Она состоит из спасённых людей и является городом на холме, свет которого не может быть скрыт; она «грозна, как полки со знамёнами» (Песн 6:4). Она всегда была видима, и потому не нуждается ни в каком основателе конфессий, чтобы стать таковой. Апостол Павел конечно же обращался не к бесплотным духам в Коринфе, когда говорил: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор 12:27). Церкви принадлежит не только скрытая человеческая душа: «Разве вы не знаете, что тела ваши – члены Христовы?» (1Кор 6:15). Нет, наши физические тела не становятся невидимыми, когда Бог устрояет нас в теле Христа, и не остаются таковыми до тех пор, пока не придёт строитель – приверженец конфессий – и не сделает их видимыми. И видимы не только члены истинной церкви, но и само её устройство. Каждое дарование и каждая обязанность в церкви видимо совершается всеми её членами и проявляется во всех её членах, а именно — действиями невидимого Бога, «который над всеми, и через всех, и во всех», и «производит всё во всех».
21. Должны ли мы, выходя из конфессий, создавать новую конфессию?
Это заключительный вопрос, и мы весьма благодарны Богу, что можем ответить на него решительным НЕТ. Да избавит нас Бог от появления на свет ещё одной блудницы, «зачатой в беззаконии и родившейся во грехе». Если бы это было так, тогда грех разделения был бы неизбежен. Но голос с небес говорит: «Выйди из неё, народ мой» (Откр 18:4). Таким образом, существует выход, который «зовётся путём святым».
Как только какой-либо грешник кается, обращается к Богу и возрождается в Духе, он становится членом Божьей церкви, но никак не членом какой-либо конфессии. Так как в Библии нет заповеди о присоединении к какой-либо конфессии, то он может следовать всему Слову Божьему и сохранять своё спасение, не примыкая ни к какой конфессии. И так может поступать каждый святой Божий на земле. Но если под влиянием лжеучений некоторые ученики Христа примкнут к какой-либо конфессии, но позже обнаружат обман, – разве не могут они отречься от конфессии и выйти из неё, как им повелевает Слово Божье, и пребывать лишь в церкви, являющейся телом Христа, где они и находились прежде? Отрицать этот факт было бы просто упрямством и лицемерием. Если бы люди вышли из конфессий, объединились (сами) и создали свои собственные правила веры, то тем самым они стали бы лишь другой конфессией. Но «церковь живого Бога» создаётся не таким путём, но является результатом того, что люди находят спасение в Иисусе и, таким образом, объединяются Господом в «совершенное единство». Вопрос не в том, какая система наиболее практична для всех христиан, как основа при объединении, но в том, на каком основании они в действительности стоят, и на каком – должны стоять? Лишь пребывая во Христе, Его теле – церкви, мы стоим на основании, на котором стоят все христиане на небесах и на земле, но ни один член какой-либо конфессии или отдельной группы не cтоит на этом оcновании. Если бы Божье Слово говорило: «Мы все едины в методистском теле» или в какой-либо другой религиозной организации, тогда, к примеру, методисты стояли бы на определённом Богом основании и каждое другое наименование и объединение подлежало бы осуждению за грех разделения. Но, так как Слово Божье велит нам пребывать лишь во Христе и говорит нам, что все мы – «одно во Христе Иисусе» и «мы многие составляем одно тело во Христе», в котором остаёмся и в котором должны пребывать все христиане, и в котором нет грешников, то мы едины со всеми святыми, отделены от всех грешников и стоим перед Богом, свободные от большого греха разделения.
Если же каждый интеллигентный читатель Библии знает, что протестантские конфессии и католицизм не являются Божьей церковью, что, несмотря на запрет Библии, каждая конфессия впрягает в одно ярмо святых и грешников; если даже самые приверженные церквей признают, что церкви (конфессии) никого не спасут; если только один Иисус может спасти нас и сохранить, и мы «совершенны в Нём», кто тогда не покинет конфессию и не пребудет лишь во Христе и Его теле – церкви? Если на небесах не будет конфессий, зачем примыкать к ним здесь на земле? Зачем оскорблять мудрость Христа утверждением, что церковь, которую Он сам основал, непрактична, и что в это последнее время основана лучшая, которую предпочитаешь ты? Во имя Иисуса Христа, Слово которого нас будет скоро судить, мы увещеваем всех людей бежать от всякого греха и всякого грешника, от всех конфессий и религиозных объединений, и найти убежище в Иисусе Христе и Его собственной церкви, которая есть «опора и основание истины».