Церковь в средние века была посредником чего

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 2

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Вопросы в тексте параграфа

Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания? Каково происхождение и значение слов «епископ», «папа римский»?

Христиане всего мира почитают императора Константина как первого христианского императора, прекратившего гонения на христиан. Однако император Константин не был первым императором, кто прекратил гонения на христиан. За два года до Миланского эдикта Константина, дающего свободу вообще любого вероисповедания, а не только христианского, императором Галерием был подписан Никомедийский эдикт терпимости (311 год), прекращавший все гонения на христианскую религию. Из этого эдикта следовало, что христиане могут открыто исповедовать свою религию при условии, что они должны молить своего Бога о процветании и благополучии Римского государства. Сразу после приятия этого эдикта все находившиеся в тюрьмах христиане были освобождены. При этом христианские авторы обличают Галерия как одного из главных гонителей христиан. Считается, что к концу своей жизни император Галерий изменил свое отношение к христианству, поскольку понял, что гонения на христиан потерпели неудачу. Христиане не только не исчезли, но и укрепились в своей вере, что наносило ущерб национальному единству и гармонии. Кроме того, страдания отдельных христиан не вызывали восторга у языческого населения.

Таким образом, Константин лишь продолжил дело, начатое императором Галерием, подписав Миланский эдикт в 313 году. Кстати, этот эдикт был принят также и еще одним императором — Лицинием. Миланский эдикт не придавал официального государственного статуса какой-либо религии. В соответствии с Миланским эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

Епископ — священнослужитель в христианской церкви. Само слово «епископ» имеет древнегреческие корни и означает «надзирающий, надсматривающий». В христианских общинах это слово имело вполне конкретное значение – так называли главу христианской общины в поселении.

Папа Римский – термин, обозначающий епископа, главу христианской общины в Риме. Епископов нередко называли словом «Папа», что означало, что он имеет право благословлять. А поскольку главный епископ находился в Риме, то его стали именовать папой Римским. Сегодня папа римский является главой католической церкви.

Обобщение информации параграфа

1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден.

Во все времена и во всех странах государственная и религиозная власть шли рука об руку. И так уж было принято, что государство владеет людьми, а религия – умами этих людей. Если церковь, как представитель религиозного течения, находится в согласии со светскими властями, то они могут взаимовыгодно сотрудничать, помогая друг другу. Чем выгоден такой союз? Поскольку церковь владеет умами людей, а мы знаем, что чем меньше население образовано, тем большее влияние на него оказывает церковь, она может быть использована для управления этим самым населением. Проще говоря, церковь может помочь «держать народ в узде», доказывая богоугодность государственной власти, а в сложные моменты истории церковь способна сплотить народ. Примеры такого сплочения можно найти в истории любого государства, а особенно нашего. Для церкви же государственная поддержка тоже крайне важна. Несмотря на различные догматы о нестяжательстве, бедности, отречению от всего мирского, «божьим людям» тоже нужно что-то есть, где-то жить и желательно жить хорошо. Церковь не может существовать без поддержки государства. Именно государственный аппарат и правители обеспечивали церковь землями, зависимыми крестьянами, богатыми дарами и прочим, что позволяло церкви увеличивать свое влияние на умы людей. Получается, что без взаимной поддержки успешно не может существовать ни церковь, ни государство.

2. Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к чёрному и белому духовенству?

Традиционно служители церкви делятся на белое и черное духовенство. В первую категорию входят те священники, которые не брали на себя монашеский обет, во вторую — взявшие его. Принятие обета происходит в момент пострижения в монахи. До принятия духовного сана человек должен принять решение, кем он хочет быть: священником (им дозволено иметь жену) или монахом. Белое духовенство наиболее приближено к мирской жизни и руководит духовной жизнью своей паствы. Черное же духовенство старается оградить себя от мирской жизни, монахи отказывались от личного имущества и семьи, давали обет жить в бедности и трудах, посвятив себя лишь служению Богу.

3. На основании текста и иллюстраций составьте план рассказа о средневековых рукописных книгах и предложите своему однокласснику сделать по этому плану сообщение.

4. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?

В Европе долгое время письмом владели лишь служители церкви. Монахи в монастырских скрипториях занимались переписыванием книг и рукописей с работами известных богословов и античных мыслителей. Благодаря труду монахов, до наших дней дошли многие произведения античных поэтов и философов.

5. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение?

В соборных школах не было деления по классам или возрастам. Обучение велось на латинском языке. Ученики изучали «семь свободных искусств»: чтение и письмо на латыни, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Только после изучения этих наук слушатели соборных школ могли начинать изучать богословие.

1. Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твоё крещение — наша победа». Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, прав ли был служитель церкви?

В лице Хлодвига христианская церковь нашла то, чего ей не хватало для расширения собственного могущества – поддержку мощного государства. Обращение Хлодвига в христианство сделало его не только союзником папы римского, но и защитником христианской веры от язычества. Кроме того, поддержка правителей франков дало папе римскому земли, богатства, зависимых крестьян и политическое влияние во всех новых государствах Западной Европы.

2. Почему религия, церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей?

После падения в 476 г. Западной Римской империи духовный авторитет церкви в христианском мире неизмеримо возрастает, так как императорская власть полностью утрачивает влияние на Рим, а установившие власть в Риме германцы-остготы не стремились вмешиваться в церковные дела. В этот период папы как наиболее авторитетные в городе лица фактически сосредоточили в своих руках не только церковную, но и светскую власть.

Религия всегда занимала одно из главных мест в мировоззрении древнего и средневекового человека. Поэтом в период падения империи и неустойчивости светской власти все большее влияние начинает приобретать религия, поскольку она может дать ответы (хотя и своеобразные) на все вопросы. В Риме вся общественная и культурная жизнь людей выстраивается с опорой на христианские идеалы. Всех людей объединяет одна фундаментальная ценность – служение Богу и спасение своей души. Церковь, получив такой подарок, уже не упустила его, получив поддержку правителя франков и обеспечив свою материальную базу для распространения христианства и укрепления власти церкви.

3. Какие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью?

В период своего рождения христианская религия была гонимой. Представителям христианской церкви нужно было не только проповедовать, но и скрываться, терпеть лишения и страдания. Античная церковь не обладала богатствами, землями, зависимыми крестьянами и не стремилась к укреплению своего политического значения. Церковь же Средневековья стала серьезной организацией, претендующей не только на религиозное главенство, но и на политическое влияние. Взаимная поддержка церкви и государственной власти принесло церкви огромные земли, богатство, влияние, а также еще большие амбиции.

4. Чем отличается средневековая школа от той, в которой вы учитесь? Выделите сами линии для сравнения. В какой школе вам хотелось бы учиться? Почему?

Средневековая школа занималась подготовкой нужных церкви специалистов, а не образованием. В средневековой школе людей не учили думать, не учили самостоятельно работать с информацией. В современной же школе мы имеем возможность научиться самостоятельно мыслить, а не только заучивать церковные тексты и догматы.

5. Церковь обычно осуждала взимание платы за обучение. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с такой позицией относительно нашего времени? Аргументируйте свой ответ.

Христианская церковь в Западной Европе совершенно не ставила перед собой задачи повышения уровня образования народных масс, это противоречило ее принципам и ставило под угрозу господство церкви. Тем не менее церковь в Средние века стала единственным образовательным центром в Западной Европе. Организуя соборные школы, церковь решала несколько задач: подготовка священников для проповедования церковной догматики, воспитание и передача обучающимся угодного для церкви мировоззрения. В церкви прекрасно понимали, что в школах они должны воспитать религиозную и политическую элиту, верных борцов с ересью, а в крайнем случае – добрых и преданных прихожан. Естественно, взимание платы за такое обучение было бы неправильным.

Я могу понять такие стремления церкви, но не могу одобрить их с позиции нашего времени. Образование предполагает всесторонне обучение и воспитание у обучающегося принципов самостоятельного поиска и обработки информации. Образованный человек умеет работать с информацией и делать собственные выводы, руководствуясь лишь свободой выбора. Средневековая церковь занималась лишь подготовкой «элиты» с нужными ей умениями и качествами. Такое вмешательство в образовательный процесс я считаю вредным.

6. Во всех странах Западной Европы, принявших христианство, богослужение велось на латинском языке. Подумайте, какие последствия могли быть у этого явления.

Почему в качестве языка богослужения в странах Западной Европы применялся и применяется мертвый язык – латынь? Этому есть несколько объяснений.

Во-первых, западноевропейская церковь сохранила мертвый латинский язык в качестве языка богослужения в память о распространении христианского учения в Риме. Мертвый язык также позволял гарантировать неизменность текста службы. Мертвый язык в отличие от живого не меняется. Во-вторых, считалось, что молитва обращена к Богу, а не присутствующим во время мессы прихожанам. Верующим вообще не обязательно слушать и понимать, что говорит священник. В-третьих, язык богослужения должен придавать богослужению торжественный и даже в какой-то степени сакральный характер, отделяющий его от повседневной жизни. Тут в принципе не уместен народный язык. Таинство богослужения не должно быть слишком доступным. В-четвертых, использование латинского языка позволяет служить одну мессу для верующих разных национальностей, в то время как использование живых языков повлекло бы в многонациональных местностях споры, на каком языке служить.

Есть еще много причин для сохранения неизменного языка для богослужения. Кстати, это касается не только богослужения в Западной Европе — в современных православных церквях в России богослужение тоже ведется не на русском языке, а на старославянском.

Теперь обратимся к последствиям у этого явления. Уже в средние века в государствах Западной Европы латынь была мертвым языком. Все государства разговаривали на так называемой «варварской латыни», которая была смесью латыни и языков различных германских племен, захвативших власть на территории Западной Европы. Эти языки, каждый из которых имел собственные особенности, и латынь с течением времени все больше отдалялись друг от друга, и настал момент, когда латынь стала непонятна для широких масс населения. Для того чтобы понимать латинский текст, а тем более писать по-латыни, нужно было длительно учиться; но народ не имел этой возможности. Однако это обстоятельство нисколько не смущало церковь; наоборот, оно как раз вполне отвечало и её специальным церковным интересам, и интересам феодального общества. Действительно, недоступность Библии и других, религиозных книг для широких масс населения необычайно повышала значение всей армии церковников во главе с епископами и самим папой. Церковники становились неизбежными посредниками между богом, его священным писанием, Библией, и всей массой верующих. Только церковникам предоставлялись возможность, право и обязанность читать, пересказывать и толковать Библию. Легко понять, что при господстве религиозного мировоззрения в средневековом обществе священники-посредники, хранители и толкователи библейской истины получали громадную власть над умами людей.

Недоступность Библии на латинском языке для масс привела к появлению многочисленных еретических учений. Дело в том, что как раз в Библии еретики находили идеологические основы для критики церковных догматов и для их отрицания, для обличения церковных деятелей — ведь церковная действительность никак не соответствовала библейским идеалам. Добравшись до Библии, всякий разумный человек тотчас убеждался, что церковь с её богатствами и продажностью, с развратными и жадными священниками — самая нехристианская организация в мире.

Также можно выделить и другие последствия использования латыни в богослужении. Мы видим, что латынь, как язык церкви, стал языком западноевропейской средневековой науки и образованности, языком средневекового просвещения. Отсюда делаем вывод, что сама средневековая наука и образованность оказались недоступными для широких слоёв населения. Средневековая культура оказывалась доступной лишь для господствующего класса. Она стала привилегией господствующего класса феодалов во главе с феодальной церковью. Этот порядок вещей как нельзя лучше соответствовал общественным отношениям средневековья. Чем темнее и невежественнее народ, тем он более раздроблен и неорганизован, тем легче господствовать над ним кучке вооружённых феодалов.

Таким образом, латынь в богослужении в итоге служила лишь инструментом для усиления контроля над широкими массами.

Источник

Католическая церковь как главный финансист и торговый посредник средневековой Европы.

Католическая церковь в Средние века концентрировала в своих руках огромные суммы. По сути дела, она являлась крупнейшим собственником Европы. В первую очередь ее доходы определялись получением десятины — своеобразного налога, который платили все католики. Помимо десятины важнейшим источником благосостояния церкви становилась собственность.

Неудивительно, что папе в такой обстановке пришлось уделять внимание финансовым вопросам. Он стал не только пастырем, но и крепким хозяйственником, эффективно управлявшим имениями церкви. Кроме того, он наверняка должен был подумать и над вопросом, как в перспективе расширить церковное имущество. И вот папа Григорий зашел в экономику с весьма необычной стороны — семейной.

Почему же революция Григория I оказала влияние на экономику? Да потому, что все новые нормы (наряду с важным для христианства традиционным запретом на разводы) серьезно затрагивали вопросы наследования имущества.

«Запретите близкородственный брак, воспрепятствуйте усыновлению, осудите многоженство, внебрачное сожительство, развод и повторный брак — и 40 % семей останутся без прямого наследника мужского пола», — делает Д. Гуди весьма радикальный вывод [цит. по: Лал (2007), с. 105]. Возможно, на самом деле демографические потери, связанные с революцией Григория I, не были столь ужасающи, но трудно усомниться все же в их чрезвычайной значимости для общества.

Другим источником богатств следует отметить регулярный переход к Церкви земель свободных аллодистов, которые не могли свести концы с концами, получали поддержку монастырей и в ответ передавали им собственность, сохраняя за собой право пользования с обязательством регулярной уплаты чинша [Сказкин и др. (1970), с. 146].

«По некоторым оценкам, — отмечал Д. Гуди, — к концу VII в. во Франции в руках Церкви находилась одна треть производительных земель…

В IX в. в германских землях, в Северной Франции и в Италии Церковь владеет земельными угодьями вдвое большими, чем в VIII. В Южной Франции также между первой и второй четвертями IX в. церковная собственность увеличивается с 21 до 40 %» [цит. по: Лал (2007), с. 106]. В Англии некоторые епископы имели фьефы, поставлявшие в войска по 60 и более рыцарей. В Германии Рейнланд называли «улицей священников», поскольку земли там сплошь принадлежали церкви. Во Франции епископ лангрский держал в ленном владении целое графство [Буассонад (2010), с. 145].

Примерно на протяжении 30 лет в середине XIII столетия большая часть бизнеса, связанного с деньгами церкви, велась жителями Сиены. Первые крупные дела за Альпами осуществлялись сиенцами Корсини и Анжельери, которые ездили в Англию и Францию в качестве сборщиков папских денег. Кроме них большую роль играли такие семьи, как Толомеи, Пикколомини, Каччаконти и особенно Буонсиньори, находившиеся в наиболее тесных отношениях со Святым престолом.

Какое-то время дела сиенцев шли столь успешно, что им стало, по-видимому, казаться, будто процветанию не будет конца. О надеждах того времени по сей день свидетельствует огромная стена, примыкающая в историческом центре непосредственно к кафедральному собору (Дуомо). Жители Сиены хотели построить новый гигантский храм, полагая, что численность населения города станет непрерывно увеличиваться благодаря развитию бизнеса. Однако чума, разразившаяся в 1348 г., эти амбициозные планы сильно скорректировала. И в дальнейшем Сиена уже не претендовала на первые роли в Италии. А стена так и осталась памятником нереализованных планов экономического развития.

Вслед за сиенцами к бизнесу, осуществлявшемуся в партнерстве с Римом, подключились флорентийцы, в частности семьи Спини и Скальди, а затем Барди, Перуцци, Аччайуоли. Возможно, Святой престол стал отдавать им преимущество, поскольку в 1266 г. во Флоренции победили гвельфы [Клулас (2007), с. 19]. По опыту последних десятилетий России мы знаем, сколь часто власть перенаправляет финансовые потоки в зависимости от того, с какой группировкой дружит.

Впрочем, существовали и объективные обстоятельства, благодаря которым флорентийцы «выиграли тендер» на управление папскими деньгами. Только у них имелась разветвленная сеть филиалов в различных странах Европы, поскольку Флоренция вела там свой бизнес, связанный с шерстью. И это было важно, поскольку, как отмечает Ричард Лахман, «папы рассчитывали на то, что крестовые походы будут финансировать их французские, фламандские и английские союзники, согласившись передать папству часть десятины и других церковных доходов. Папы нуждались в банкирах, предоставляющих ссуды, которые они намеревались погасить, получив средства из национальных церквей в обмен на право откупа десятины… Нигде кроме Флоренции не существовало постоянных ассоциаций купцов, способных мобилизовать значительный запас капитала… и только флорентийцы имели реальную сеть филиалов в тех странах, из которых собирались церковные доходы для оплаты займов папства» [Лахман (2010), с. 119–120].

Дело доходило до того, что флорентийцы фактически некоторое время контролировали финансы не только Рима, но и стран, в которых работали [Кулишер (1926), с. 243]. В итоге Флоренция стала одним из самых динамичных финансовых центров эпохи. Доходность бизнеса по кредитованию папы, а также английского и сицилийского монархов, доходила у семей Барди и Перуцци до 33 %, в то время как торговля шерстью приносила лишь порядка 12 % [Лахман (2010), с. 153].

Со второй половины XIV века флорентийцы потеряли ряд объективных преимуществ, однако их деловые контакты со Святым престолом по-прежнему поддерживались. Вопрос о том, какую роль играли церковные деньги в становлении крупных капиталов, хорошо изучен на примере семьи Медичи, хотя, считается, что она никогда не оперировала столь большими деньгами, как Барди или Перуцци. Основатель династии Джованни ди Биччи кредитовал авантюриста Бальтассаре Коссу, который в 1410 г. стал папой Иоанном XXIII и сразу же доверил банку Медичи вести финансовые дела курии. Отношения их были крайне близкими: во многих письмах Косса называл Медичи ближайшим другом [Parks (2006), p. 47].

Помимо ведения дел курии и кредитования Святого престола, банк принимал вклады от многих значительных лиц, связанных с церковью, — кардиналов, епископов, папских легатов и богатых паломников. Римский филиал банка в это время приносил больше половины всего дохода, несмотря на наличие бизнеса в ряде других городов. И хотя Иоанн вскоре оказался низложен, Медичи удалось сохранить хорошие отношения со Святым престолом, уделив серьезное внимание новому папе — Мартину V. Около трети доходов банка по-прежнему поступало за счет работы римского филиала, работники которого даже сопровождали папу в его поездках. Причем внимание уделялось не только понтифику. Деньги стекались в банк со всех сторон. Среди вкладчиков были весьма влиятельные лица, например Генри Бофорт, епископ винчестерский, сводный брат короля Англии, или кардинал Герман Дверг, близкий друг папы Мартина [Parks (2006), p. 24, 48, 52; Клу-лас (2007), с. 31; Стратерн (2010), с. 42–54, 68].

В целом можно сказать, что финансовая деятельность итальянских компаний строилась не столько на кредитовании рыночных операций, сколько на связях со слабым государством, не способным эффективно управлять бюджетом, а потому позволяющим бизнесу перекачивать себе часть ресурсов, аккумулируемых при помощи налоговых сборов. Капиталы «олигархов» позднего средневековья и пореформенной России ХХ века формировались похожим образом.

У истоков модернизации: Россия на европейском фоне (доклад второй) / Дмитрий Травин: Препринт М-31/13. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — 64

Источник

Всемирная история

Глава VI

В XI—XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без её участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.

§ 16. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?

Как христианская церковь на Западе стала крупным землевладельцем?

1. Первое сословие. Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Сословия — большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Все три сословия необходимы друг другу. Первое сословие — «те, кто молится» (монахи и священники) — заступаются за людей перед Богом. Второе — «те, кто воюет» (светские феодалы) — защищают христиан от врагов. Третье — «те, кто трудится» — кто не входит в первые два сословия. Они добывают для всех всё, что необходимо для жизни. К третьему сословию относятся прежде всего крестьяне, а также и горожане.

Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть фото Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть картинку Церковь в средние века была посредником чего. Картинка про Церковь в средние века была посредником чего. Фото Церковь в средние века была посредником чего

Реликварий для хранения святых мощей

Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блаженства. Христианская мораль требовала выполнения нравственных правил, перечисленных в Библии, в том числе: относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Христианство ввело понятие греха и покаяния: считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу раскаянием и исповедью, то есть искренним рассказом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить их. Церковь учила никогда не терять надежды.

Образцом считался святой человек, который отрёкся от земных забот и соблазнов и страдал во имя веры, стал бедным, даже нищим, отказавшись от имущества — ведь имущество отвлекает от забот о спасении души, оно связано с жадностью и враждой. Часть своих доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным: раздавала продукты во время голода, содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных.

2. Богатство церкви. Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель в Европе. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.

Со всего населения Западной Европы церковь взимала десятину — особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание и другие церковные обряды. Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое имущество — на помин или спасение души.

Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть фото Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть картинку Церковь в средние века была посредником чего. Картинка про Церковь в средние века была посредником чего. Фото Церковь в средние века была посредником чего

Монахи. Средневековая миниатюра

Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть фото Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть картинку Церковь в средние века была посредником чего. Картинка про Церковь в средние века была посредником чего. Фото Церковь в средние века была посредником чего

Монах пишет летопись

Церковь обладала правом индульгенции (в переводе с латинского — «милость»). После исповеди верующие получали прощение грехов и даже преступлений. Появились грамоты, которые также назывались индульгенции. Их продавали за деньги от имени папы римского. Торговля индульгенциями приносила папам огромные доходы и вызывала негодование истинно верующих граждан.

3. Разделение церквей. В течение раннего Средневековья на съездах высшего духовенства — Церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог един, но существует в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух); о воплощении Христа от Духа Святого и Девы Марии. Церковь являлась посредником между Богом и людьми.

До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии — константинопольский патриарх, зависившей от императора. За господство над христианской церковью в разных странах Восточной и Западной Европы между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба.

Между церквами на Западе и Востоке существовали также различия в обрядах и учении. В раздробленной Западной Европе церковь сохранила единый язык богослужения — латинский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. На Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам, на Востоке же — только монахам и епископам, а священники и диаконы были женатыми. Даже внешне восточные священники отличались от западных: не брили бороды, не выстригали волосы на темени.

Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть фото Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть картинку Церковь в средние века была посредником чего. Картинка про Церковь в средние века была посредником чего. Фото Церковь в средние века была посредником чего

Гербы монастырей

Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть фото Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть картинку Церковь в средние века была посредником чего. Картинка про Церковь в средние века была посредником чего. Фото Церковь в средние века была посредником чего

Папа Григорий VII. Средневековое изображение

В 1054 году, во время очередного конфликта, папа и патриарх предали друг друга проклятию. С тех пор западная христианская церковь стала называться католической (что значит «всемирной»), а восточная — православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными.

4. Борьба пап за светскую власть. С середины IX века власть папы крайне ослабела, её упадок продолжался около двух столетий. В католической церкви началось движение за усиление её авторитета. Папой был избран Григорий VII (1073—1085). Воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма1. Григорий VII желал подчинить всех светских государей папе римскому.

Нана против короли

Между Григорием VII и германским королём Генрихом IV, ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточённая борьба из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти Своё письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных императора от присяги на верность и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.

Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть фото Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть картинку Церковь в средние века была посредником чего. Картинка про Церковь в средние века была посредником чего. Фото Церковь в средние века была посредником чего

Папа Иннокентий III. Фреска

Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В неё были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198—1216). Он был наделён твёрдой волей, большим умом и способностями.

Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьёй в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.

«Диктат папы», составленный Григорием VII

(отрывки)

Римская церковь создана единым Богом.

Только римский епископ по праву зовётся вселенским.

Только он один может низлагать епископов и восстановлять их.

Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. Одному папе все князья лобызают ноги.

Он может низлагать императоров.

Ни одно постановление, ни одна книга не могут быть признаны каноническими без его разрешения.

Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. Никто ему не судья.

Римская церковь никогда не заблуждалась и впредь, по свидетельству писания, не будет заблуждаться.

По его изволению и разрешению подвластные могут жаловаться.

Не считается католиком тот, кто не согласен с римской церковью. Подданных он может освобождать от присяги неугодным владыкам.

1. Выразите в одном-двух предложениях суть этого документа. 2. Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество? 3. Какие из помещённых здесь утверждений были обращены прежде всего к светским правителям Европы того времени? Почему?

1 Фанатизм страстная преданность споим взглядам, соединённая с полной нетерпимостью к чужим.

5. Против чего выступали еретики. Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками. Еретик — противник господствующего вероучения церкви.

Еретики утверждали, что церковь испорчена, а папа — наместник дьявола. Они отвергали жадность и стяжательство священнослужителей, дорогие церковные облачения, пышные обряды богослужения. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности» и требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для многих еретиков было Евангелие. Они сами показывали пример праведной жизни: помогали бедным, питались подаянием.

Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности, или мечтали о равенстве в имуществе, или предсказывали, что в близком будущем наступит «Царство Божие на земле».

Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть фото Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть картинку Церковь в средние века была посредником чего. Картинка про Церковь в средние века была посредником чего. Фото Церковь в средние века была посредником чего

Оборона церкви от врагов. Миниатюр XV в. Папа и другие служители церкви обороняют её от еретиков (с повязками на глазах) и грехов (в виде женщин с копьями)

Как вы считаете, на чьей стороне симпатии автора рисунка — еретиков или католической церкви?

Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть фото Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть картинку Церковь в средние века была посредником чего. Картинка про Церковь в средние века была посредником чего. Фото Церковь в средние века была посредником чего

Сожжение еретиков во Франции в начале XIII в. Миниатюра XV в.

Почему казни еретиков проходили публично?

6. Как церковь боролась с еретиками. Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлучённый был вне закона, верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-альбигойцев в богатые области Южной Франции; их центром был город Альби. В походе охотно приняли участие северофранцузские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито.

7. Инквизиция. Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный церковный суд — инквизицию (в переводе с латинского значит «расследование»). На основании слежки и доносов обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чём не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. При этом служители церкви проявляли к ним милосердие — просили умертвить «без пролития крови». Это значило, что их должны были заживо сжечь на костре.

Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть фото Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть картинку Церковь в средние века была посредником чего. Картинка про Церковь в средние века была посредником чего. Фото Церковь в средние века была посредником чего

Франциск Ассизский. Средневековая икона

8. Нищенствующие ордены монахов. Видя, как народ почитает людей, живущих в бедности, папы римские поддержали в начале XIII века ордены 1 нищенствующих монахов-проповедников. Основатель одного из орденов итальянец Франциск Ассизский (1181—1226), сын богатых родителей, ставший монахом, проповедовал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому, в том числе к солнечному свету. Даже к червям Франциск питал любовь. И он их собирал с дороги и относил в безопасное место, чтобы путники не раздавили их.

Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счёт милостыни. Иннокентий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.

Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170—1221) основал орден доминиканцев (по-латыни «псы господни»). Считая главной целью борьбу с еретиками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знамени была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.

1 Орден (одно из значений слова) — организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения.

Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть фото Церковь в средние века была посредником чего. Смотреть картинку Церковь в средние века была посредником чего. Картинка про Церковь в средние века была посредником чего. Фото Церковь в средние века была посредником чего

Святой Доминик. Средневековая икона

1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям? 2. Что было главной причиной разделения церквей? 3. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества. 4. Что проповедовали еретики? 5. Как католическая церковь боролась с еретиками? 6. Что такое нищенствующие ордены? 7. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чём это выражалось? 8. Начертите схему «Источники богатства церкви».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *