Церковь вифания что это такое
История церкви “Вифания”
О ЦЕРКВИ “ВИФАНИЯ”
Историческая справка о возникновении и деятельности
Церкви христиан веры евангельской «Вифания»
I. История Церкви христиан веры евангельской “Вифания” типологически относится к одному из направлений позднего протестантизма, возникшего в конце XIX – начале XX в.в. – пятидесятничеству. Это направление характеризуется динамизмом, быстрым развитием и распространением по всему миру, богатым разнообразием составляющих его течений и вариаций. Своими идейными истоками пятидесятничество имело религиозно-философское учение ривайвелизма (англ. revival – возрождение, пробуждение), возникшее в XVIII в. среди последователей протестантизма и сформировавшееся внутри его движение святости.
Религиозным содержанием пятидесятнических организаций были идеи возвращения к временам истинной апостольской церкви, преодоление социального зла и человеческих пороков путем нравственного обновления на основе экстатического индивидуального религиозного опыта. Одновременно это было выступление против ригоризма кальвинистской доктрины об абсолютном предопределении Богом судьбы человека. Этой концепции противопоставлялась идея о том, что спасение не предопределено, а достигается личной верой в Христа и праведной жизнью. Общины пятидесятников именовались общинами святых, возрожденных к новой жизни людей. Именно в движении святости определились основные догматы пятидесятничества – учение о том, что человек-грешник проходит в своей духовной эволюции несколько ступеней: обращение и рождение свыше или освящение, крещение Духом Святым. Центральное место в вероучении заняло учение о дарах Божиих.
О начале этого движения существуют противоречивые сведения, называются разные даты, географические точки, личности (См.: История религий. – М., 2002, с. 433).
В течение нескольких лет движение быстро распространилось по миру. В настоящее время пятидесятничество стало наиболее интенсивно растущим протестантским направлением, благодаря которому, по мнению исследователей религии, современный мир в значительной степени «опротестантился» и стал важным компонентом общественной жизни.
Пятидесятничество в России. Первые пятидесятнические общины появились в начале ХХ века в г.г. Выборге, Санкт-Петербурге, в Московской, Новгородской, Вятской, Витебской, Могилевской и других губерниях, в Закавказье.
В 20-хг.г. наиболее распространенным и многочисленным направлением в России стали христиане евангельской веры, или пятидесятники-воронаевцы, его основателями были И.Е. Воронаев и В.Р. Колтович.
Однако в 30-х г.г. Союз ХВЕ был лишен регистрации и распущен. В предвоенные годы усилилось давление властей на протестантские религиозные организации. Особенным гонениям подверглись пятидесятнические общины. В 1944 г. баптисты и евангельские христиане объединились в Церковь евангельских христиан-баптистов (ЦЕХБ), возглавляемую Всесоюзным Советом ЕХБ (ВСЕХБ). В 1945 году христиане евангельской веры и христиане веры евангельской слились с евангельскими христианами-баптистами.
Свободу своей деятельности церкви ХВЕ получили после принятия в октябре 1990 года закона СССР «О свободе совести и религиозных объединениях».
До этого, в 1988 году, под руководством епископа Романа Ивановича Биласа был создан организационный комитет, который поставил задачу объединения основных направлений христиан веры евангельской.
В мае 1990 года по инициативе церквей ХВЕ, как входящих в состав ВСЕХБ, так и зарегистрированных автономно, был созван I съезд церквей ХВЕ, который стал ключевым событием в истории христиан веры евангельской, ознаменовав возобновление легальной деятельности церквей ХВЕ. На съезде был принят Устав и наименование – Союз христиан веры евангельской (Союз ХВЕ). Устав Союза ХВЕ отразил продолжение деятельности, которая была приостановлена в 1929 г. Был избран руководящий орган во главе с епископом Романом Ивановичем Биласом.
В марте 1991 года в Москве прошел I Всесоюзный съезд христиан веры евангельской-пятидесятников. На съезде был учрежден Объединенный Союз христиан веры евангельской–пятидесятников, собравший воедино общины стран СНГ. Руководителем Объединенного Союза ХВЕ в СССР был избран Р.И.Билас, а руководство Союзом ХВЕ в России было возложено на Владимира Моисеевича Мурзу.
Союз ХВЕ участвовал в разработке проекта Конституции РФ, принятой на референдуме 1993 года, подписании договора об общественном согласии и в работе комитетов по совершенствованию законодательства о свободе совести и религиозных объединениях. В это же время Союз ХВЕ проводил большую благотворительную работу, проповедовал Евангелие в отдаленных уголках России, молясь, свидетельствуя и трудясь для духовного возрождения народов России.
В марте 1994 года в Москве был проведен II съезд Объединенного Союза христиан веры евангельской. На этом съезде был создан Объединенный евразийский союз ХВЕ (пятидесятников), который в последующие годы преобразовался в Международную ассамблею христиан веры евангельской (МАХВЕ), в настоящее время объединяющую пятидесятнические союзы 17 стран.
В марте 1998 года в Москве прошел III съезд Союза христиан веры евангельской, где были утверждены изменения и дополнения, внесённые в Устав Союза ХВЕ в соответствии с требованиями нового федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Союз ХВЕ стал называться Союзом христиан веры евангельской-пятидесятников в России.
В 2002 г. состоялся IV съезд Союза ХВЕ, на котором на пост начальствующего епископа Союза ХВЕ в России был избран Павел Николаевич Окара. В 2004 году Союз Союзом христиан веры евангельской-пятидесятников в России переименован в Российскую Церковь христиан веры евангельской. В декабре 2009 года начальствующим епископом Российской Церкви христиан веры евангельской был избран Эдуард Анатольевич Грабовенко. В октябре 2013 года Совет Российской Церкви христиан веры евангельской переизбрал Э.А. Грабовенко на пост начальствующего епископа на новый срок.
В настоящее время в составе Российской Церкви христиан веры евангельской (далее по тексту – Объединение) насчитывается более 2 300 общин с числом прихожан более 300 тысяч человек, действуют три теологических института, десятки библейских центров подготовки служителей. Учреждены 60 централизованных религиозных объединений. Российская Церковь христиан веры евангельской принимает активное участие в общественной жизни страны.
Представители Объединения участвовали в разработке проекта Конституции РФ. 28 июля 2015 года на торжественном приёме Президента России в Кремле по случаю тысячелетия преставления князя Владимира, в качестве представителя одной из традиционных конфессий присутствовал начальствующий епископ Российской Церкви христиан веры евангельской Эдуард Грабовенко. Российская Церковь христиан веры евангельской успешно реализует социальную доктрину, занимаясь благотворительностью, реабилитацией алко- и наркозависимых людей.
II. В Краснодарском крае пятидесятники появились в 20-х годах ХХ века. В годы сталинских репрессий община пятидесятников действовала нелегально. В 1948 году часть общин перешла на легальное существование, вошла в Союз ЕХБ и его поместную общину г. Краснодара. Часть пятидесятников не согласилась с некоторыми положениями принятого в 1948 г. соглашения о взаимной терпимости между ЕХБ и ХВЕ и продолжила работу без государственной регистрации. В 70-х г.г. ХХ века была принята поправка к закону 1929 года о религиозных культах, согласно которому деятельность незарегистрированных религиозных организаций влекла за собой вначале административную, а затем и уголовную ответственность.
В 1970 г. от нелегальной церкви ХВЕ отделилась группа из 32 человек, возглавляемая Бухтиком М.А., которая была зарегистрирована на основании решения Совета по делам религий при СМ СССР от 16.06.1970 г. Так как у общины не было своего помещения, то собиралась она в частном доме Бухтика М.А. по адресу: г. Краснодар, ул. Суворова, 138. В 1989 году количество членов общины выросло до 150 человек. Динамично развивающаяся организация к 1990 г. построила молитвенный дом в г. Краснодаре по ул. Юго-Восточной, 19.
В 1991 г. пресвитер церкви Бухтик М.А. умер. Его сменили Исупов Б.Г. и Накул С.Ю. Было принято решение об изменении наименования церкви, и она стала называться «Христианская церковь «Вифания» г. Краснодара» по одноимённому названию библейского селения, в котором жили друзья Иисуса.
В результате миссионерской деятельности Христианской церкви «Вифания» г. Краснодара была образована и впоследствии зарегистрирована Христианская церковь «Вифания» пос. Ильский Северского района. Вероучение церкви «Вифания» приняли христианские общины г. Славянска-на-Кубани и пос. Ахтырского Абинского района, впоследствии зарегистрированные как местные религиозные организации, включив в свои названия слово «Вифания».
15 июля 1997 года в г. Краснодаре учредительным собранием, на котором присутствовали представители Христианской церкви «Вифания» г. Краснодара, Христианской церкви «Вифания» пос. Ильского Северского района, Христианской церкви «Вифания» г. Славянска-на-Кубани, Христианской церкви «Вифания» пос. Ахтырский Абинского района было принято решение о создании Краснодарской Краевой Христианской Церкви «Вифания», утверждён её устав, а старшим пастором избран Накул Сергей Юрьевич, который в 2001 году был рукоположен в сан епископа.
В ноябре 1997 г. Краснодарская Краевая Христианская Церковь «Вифания» вошла в состав Союза ХВЕП в России на правах полноправного члена, а Сергей Юрьевич Накул стал членом президиума Союза.
После перерегистрации «Союза ХВЕП в России» в «Российскую Церковь христиан веры евангельской», С.Ю. Накул с 2002 г. по 2010 год являлся заместителем начальствующего епископа Российской Церкви христиан веры евангельской по Южному Федеральному округу.
27 августа 2005 года, решением общего членского собрания, Централизованная религиозная организация Краснодарская Краевая Христианская Церковь «Вифания» была переименована в Централизованную религиозную организацию Христианскую церковь Краснодарского края Российской Церкви христиан веры евангельской.
11 декабря 2013 года, решением Конференции Церкви, Централизованная религиозная организация Христианская церковь Краснодарского края Российской Церкви христиан веры евангельской была переименована в Централизованную религиозную организацию Церковь христиан веры евангельской «Вифания». В соответствии с Уставом Церкви, зарегистрированным Министерством юстиции РФ 22 января 2014 г., территориальная сфера деятельности Церкви с этого времени не ограничивается Краснодарским краем, а распространяется на всю территорию Российской Федерации.
В настоящее время в Централизованную религиозную организацию Церковь христиан веры евангельской «Вифания» входят более 50 поместных церквей.
Богослужения Церкви христиан веры евангельской «Вифания» г. Краснодара проводятся по адресу: г. Краснодар, пгт. Пашковский, ул. Юго-Восточная, 19.
50-летний путь церкви «Вифания»
16 июня церкви «Вифания» исполнилось 50 лет!
Церковь «Вифания» когда-то была маленькой общиной. Ее членам приходилось собираться тайно, в доме у кого-нибудь из прихожан, потому что в стране пропагандировался атеизм и шли притеснения христиан. Но 16 июня 1970 года община решила официально уведомить власти о своем существовании.
Эту дату принято считать днем рождения церкви «Вифания», хотя тогда она еще так не называлась. В документе поименно перечислялись все 18 человек-членов церкви. Старшим среди них был Михаил Андреевич Бухтик.
Молитвы о пробуждении
С самого своего рождения эта небольшая евангельская церковь горячо молилась о пробуждении в России.
Долгое время она арендовала для своих собраний дом в поселке Пашковском, на улице Криничной.
В то время пасторы будущей церкви «Вифания» – Борис Георгиевич Исупов и Сергей Юрьевич Накул – находились в разных церквях. Но они были друзьями, часто общались и много вместе молились. И еще в 70-х годах мечтали о духовном пробуждении в России.
В начале восьмидесятых им посчастливилось стать очевидцами особенно яркого, известного по всему Советскому Союзу, Таллинского пробуждения. И в сердцах молодых служителей прочно укоренилось желание увидеть такую же мощную работу Духа Святого в Краснодаре.
Позже они пришли в ту самую общину, возглавляемую Михаилом Андреевичем Бухтиком, где их мечты о пробуждении разделили другие верующие.
С 1986 в этой церкви стал проповедовать Исупов Борис Георгиевич. Удивительный учительский дар и сердце, бесконечно влюбленное в Бога, – таким был Борис Георгиевич тогда, таким его помнят в церкви до сих пор.
Первый молитвенный дом
А в стране уже началась перестройка, и о Христе стали говорить более открыто.
В 1989 году верующие купили участок земли в пос. Пашковском, на улице Юго-Восточной. Небольшой дом, который стоял на этом участке, мог вместить около 80 человек. Тогда этого было более чем достаточно. Но все же служители решили, что нужно строить другое помещение – на 300 человек. По тем временам это была немыслимая цифра. А для небольшой общины подобное решение стало настоящим шагом веры.
К строительству храма активно подключился Накул Сергей Юрьевич. Каждое утро, в 6 часов, строители и просто прихожане церкви приезжали на стройку помолиться перед работой.
И Господь удивительным образом давал средства буквально на каждый день. Через это братья получали подтверждение, что новый храм – дело, о котором печется Господь.
Через год здание было закончено. 1 июля 1990 года в нем прошло первое служение. Все члены церкви занимали только четыре ряда. Храм был явно велик для такой общины. Но планы Бога превосходили планы людей.
Пробуждение
Началось пробуждение. В церковь потоком приходили люди. Каялись на каждом собрании. Для маленькой церкви, в которой крещение происходило раз в год, это было действительно чудом. К 1991 году количество членов увеличилось до 120.
Когда Господь забрал к Себе пастора Михаила Андреевича Бухтика, в июне 1991 года, старшим пресвитером церкви был избран Исупов Борис Георгиевич, а Накул Сергей Юрьевич – его помощником.
8 декабря 1991 года состоялось членское собрание церкви, на котором решили, что она будет называться «Вифания». Почему именно «Вифания?» Библия говорит, что это место, где очень любил бывать Иисус, где жили Его друзья. Христос мог приходить в Вифанию в любое время, твердо зная, что там – верные Ему люди.
Из воспоминаний
Исупова Б. Г.: «Церковь «Вифания» родилась из мечты. Когда я пришел первый раз в маленькую пятидесятническую общину, в ней было 20 человек старичков и старушек, и ни одного молодого человека. Но мы молились о большой церкви, о духовном пробуждении в нашем городе. И молитва создала благоприятную почву, на которое упало семя и принесло плод. Выросла прекрасная церковь «Вифания» и стала местом, где собираются друзья Иисуса Христа».
В 1992 году в здании храма уже собиралось больше двухсот. Церковь продолжала расти, пробуждение шло полным ходом, пришлось срочно увеличивать количество посадочных мест. Началось строительство балкона. Но к тому моменту, когда стройка была закончена, церковь сильно увеличилась и снова не помещалась в здании.
Церковь
«вышла в город»
4 апреля 1993 года церковь «вышла в город», арендуя одно помещение за другим. Первым, кто открыл свои двери, стал Драмтеатр. Там «Вифания» собиралась до конца августа 93-го года.
После каждого воскресного богослужения в драмтеатре молодежь церкви устраивала шествие по улице Красной. Ребята пели песни, прославляющие Бога, раздавали прохожим Новые Заветы и рассказывали им об Иисусе. В то время евангелизации проводились очень часто. Многие люди с радостью отзывались на призыв к покаянию.
В конце 1993-го года церковь перешла в здание на Красной, 5 (в бывший Дом политпросвещения), где проводила свои служения почти четыре с половиной года. Причем с 1996 года собрания шли в два потока, так как все сразу не помещались.
Наступил момент, когда церкви отказали в аренде этого помещения. Два месяца христиане собирались в сквере напротив. Но никто из братьев и сестер и не думал унывать, молились только об одном: чтобы во время богослужения не было дождя. И Господь хранил Свою церковь от дождей, продолжая приводить на собрания жаждущих людей.
А затем собрания на Красной, 5 возобновились. И в первое же воскресенье, как только началось служение, разразилась сильнейшая гроза. Это было своего рода знаком от Бога о том, что Он ведет и хранит Свою церковь.
Спектакль «Врата рая и пламя ада»
В 1993-м году большим событием не только для церкви, но и для всего города стал показ спектакля «Врата рая и пламя ада». Спектакль уникален тем, что в нем играли не профессиональные актеры, а обычные прихожане церкви, но исполняли свои роли вдохновенно и по-настоящему. Секретом их мастерства была искренняя вера в идею спектакля.
После каждого показа на покаяние выходило столько людей, что администрация театра боялась, как бы не рухнула сцена. На третий день на спектакль пришло местное телевидение, чтобы все запечатлеть. Через год уже на другой сцене спектакль повторили, и снова было очень много покаявшихся.
Так Бог прилагал спасаемых к церкви.
Рост и развитие церкви
1994-й стал примечательным тем, что в этом году вышел в свет первый выпуск «Христианской газеты». Сначала небольшая черно-белая, а сегодня красивая и полноцветная, она стала выходить регулярно (в данный момент два раза в месяц тиражом в несколько десятков тысяч экземпляров). Газета имеет федеральную подписку и за 25 лет своего существования завоевала любовь и авторитет у читателей, стала информационным мостом между светским обществом и церковью.
В 1995-ом году на должность старшего пастора был рукоположен Накул Сергей Юрьевич. А церковь все росла и заполнила более 1000 мест здания на Красной, 5. Желающим побывать на богослужении уже приходилось стоять в проходах или сидеть на ступеньках. Также увеличилась команда музыкантов и группа прославления, развивались детское и молодежное служения.
В феврале 98-го года церковь была вынуждена оставить Красную, 5. А, поскольку арендовать более крупные залы в городе не получалось, было принято решение собираться в четырех разных местах.
Собрания в разных местах
Три месяца собрания проходили одновременно в кинотеатрах «Горизонт», «Болгария», «Виктор», а также в родном здании на Юго-Восточной, 19.
Когда же появилась возможность собраться всем вместе, ее приняли с большой радость. А провести общее служение решили на ул. Вторая Пятилетка, на большом заброшенном поле, поросшем бурьяном.
Для начала пришлось провести грандиозный субботник, растянувшийся не на один день. Поле вычистили практически вручную и на нем установили большую старую армейскую палатку. Но на этом месте церковь простояла всего две недели и была вынуждена его покинуть.
В 1998 году, с июня по октябрь, служения проходили в Парке 40 лет Октября под открытым небом. И снова не было сорвано ни одного служения по причине дождя. Бог именно по воскресеньям благословлял хорошей погодой.
Вскоре церкви подарили большую бело-голубую палатку, рассчитанную на три тысячи человек. Ее установили в парке «Солнечный остров», и почти три года церковь собиралась там.
В это же время начали подниматься новые служители, которые прошли путь от пасторов домашних церквей до пресвитеров и миссионеров.
Храм-палатка на ул. Ягодина
С 2001 года стартовал длительный период, в течение которого церковь собиралась на Ягодина, 52.
По этому адресу располагалась обширная красивая территория: поле с несколькими полуразрушенными постройками. На тот момент улица Ягодина считалась окраиной города. Но христиан расстояния не пугали. Да и новую территорию верующие с радостью начали облагораживать: поставили палатку, расчистили место для парковки, отремонтировали здания. В одном из них расположился центр помощи алко- и наркозависимым «Рука помощи».
Благодаря церкви поток людей в этот удаленный район настолько возрос, что спустя короткое время в городе открыли новый маршрут общественного транспорта, конечная остановка которого была на Ягодина, 52.
Церковь росла и развивалась. Приходили новые люди, возникали новые служения, такие, например, как тюремное, семейное, евангелизационное служение исцеления. Стали выходить в эфир телепередачи «Свет истины». Постоянно умножалось количество домашних церквей.
А в 2003 году ушел в вечность Борис Георгиевич Исупов. Те, кто хоть немного его знал, понимали, какой это был удивительный человек – добрый, искренний, невероятно мудрый и в то же время очень доверчивый. Но самым большим благословением для церкви были его проповеди. Они до сих пор являются богатейшим наследием «Вифании», хранятся в церковном видео-архиве, выкладываются на YouTube канале церкви.
Церковь продолжала расти, умножаться, начала открывать дочерние церкви в крае. В связи с этим в 2005 году приобрела статус краевого объединения, пройдя перерегистрацию и получив название «Централизованная религиозная организация Христианская церковь Краснодарского края Российской церкви ХВЕ». Возглавляет ее по сей день епископ Сергей Юрьевич Накул.
Снова в город
В 2007 году церковь оставила свою территорию на Ягодина, 52. На тот момент в «Вифании» было более двух тысяч прихожан. В городе такое количество человек одновременно могли вместить только несколько помещений. Но аренду там, особенно по воскресеньям, не давали. Поэтому было принято решение собираться по домашним группам, которых на тот момент было уже более 200.
Каждую неделю записывалась пасторская проповедь, и диски с записями раздавали домашним группам. В воскресенье верующие собирались у кого-либо дома, молились и прославляли Бога. А затем смотрели записанную проповедь. Только трижды, на праздники (на Пасху, День рожденья церкви и на Рождество), церковь могла собираться полным составом. Это происходило на ипподроме, в спорткомплексе «Олимп», в ДК ЖД.
Потом появилась возможность регулярно по воскресеньям собираться в два потока в ДК ЖД. В 2010 церковь начала проводить там богослужения. И проводила до декабря 2011 года. Но затем оказалась вынуждена покинуть этот зал. С тех пор и по сегодняшний день «Вифания» проводит богослужения в храме на Юго-Восточной, 19.
Все эти годы церковь творчески развивалась, давая возможность возрастать многим служителям, появляться новым служениям. Так возникло детско-подростковое движение «Царские охотники», молодежное, женское, театральное служения, служение на армянском языке и «Счастливая семья». «Вифанией» проводится работа по духовной реабилитации алко- и наркозависимых в общине «Эдем». Этому способствует и служение «Восстановление», направленное на тех, кто по каким-то причинам оставил церковь, но хочет вернуться. Организацией праздников в церкви занимается служение «Преображение».
Регулярно проводятся служения пасторского попечения в помощь тем, кто желает получить духовную свободу и следовать за Богом. Активно развивается медиа-служение церкви, все большую популярность набирает канал церкви «Вифания» на YouTube, а также интернет-радио «Пилигрим».
Основное видение церкви
Но главным своим предназначением «Вифания» считает исполнение Великого поручения, данного Христом: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие в оставление грехов».
Исполнение Великого поручения стало основополагающим для церкви. «Вифания», как многодетная мать, начала взращивать и выпускать в самостоятельную жизнь служителей, готовых открывать новые церкви и оказывать пасторское попечение новообращенным.
Стало открываться все больше и больше церквей. Именно поэтому решением Конференции Церкви 11 декабря 2013 года церковь была переименована в Централизованную религиозную организацию Церковь христиан веры евангельской «Вифания». Территория, на которой церковь осуществляет свою деятельность, с этого времени не ограничивается Краснодарским краем, а включает в себя всю Российскую Федерацию.
Если в 2012 году в «Вифании» было 38 церквей в Краснодарском крае, то сегодня их около 70-ти и располагаются они по всей России. Количественно же с 2012 по 2020 годы краевое объединение выросло почти в 2,5 раза.
Новую струю в жизнь Объединения внесла идея организовать миссионерский центр в Подмосковье. В первом потоке, который прошел в 2020-м году, более сорока людей с горящими сердцами получили духовное оснащение, чтобы идти и выполнять Великое поручение. И десять из них уже поехали в различные населенные пункты открывать церкви.
Сегодняшняя «Вифания» – это не просто поместная церковь на Юго-Восточной, 19. Это общероссийское объединение, куда входят церкви со всей страны.
Так из горячей веры и пламенных молитв небольшой группы людей, собиравшихся в поселке Пашковском, огонь веры распространился по всей России. «Вифания» мечтает нести Благую Весть до края земли.
Редакция «Христианской газеты» поздравляет церковь с юбилеем. Пусть Божья благодать, милость, охрана и защита при содействии Духа Святого пребудут с церковью всегда. Да исполнит Церковь свое преданазначение сполна!