Церковного и келейного правила неисполнением что значит
Келейное правило
Прежде всего не оставлять церковного правила, потом совершать келейное, а после молиться по усердию (2, ч. 2, с. 98).
В «Добротолюбии» означен чин премудрых подвижников, которые ежедневно совершали малое обычное келейное правило, а остальное время дня и ночи употребляли на молитву Иисусову. Но ты, по привычке, вдруг перейти к этому не можешь, по крайней мере, не смущайся, когда неудобно бывает тебе совершать все твое правило, и особенно не заставляй перечитывать одно и то же, когда враг наводит забвение, а иногда оное бывает от усталости и изнеможения, как объясняет Григорий Синаит, что при совершении долгого правила бывают парения и препарения мыслей.
Вернее и полезнее укорить себя за невнимание и смириться. Сказано, что от дел не оправдается никакая плоть, а только верой Иисусовой (cм. Гал. 2, 16 ) (2, ч. 2, с. 177–178).
[. Инок сказывает батюшке, что поклоны земные класть затрудняется. Старец отвечает на это: «Не можешь наклоняться в землю, клади поясные поклоны, если и поясных не можешь класть, твори молитву Иисусову устами. Святой пророк Давид сказал: Хвала Его во устех моих ( Пс. 33, 1 ). По немощи, по болезни это допускается» (1, ч. 2, с. 3).]
Если с вечеру пятисотницу не справишь, то утром получше молись (5, с. 70).
Не должно говорить : «Иду правило справлять», а скажи: «Пойду по своим делам». А то скажи ей: «Давай Kазанской Божией Матери акафист читать» (1, ч. 2, с. 70).
Правило четочное лучше исправляй по-обычному, потому что лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами (2, ч. 2, с. 82).
Когда кто-либо совершает келейное правило и среди оного почувствует особенное настроение духа к молитве Иисусовой или к поучению в каком-либо изречении Писания, тогда может оставить на время келейное правило и заняться тем или другим из сказанного. Так научают нас опытные отцы (2, ч. 2, с. 83).
. должно стоять впереди всего, кроме церкви. Лучше что-нибудь другое оставляй, а четочное правило, хоть одиночное, старайся, кроме праздников, совершать ежедневно и почаще молитву Иисусову произносить – это всего нужнее (2, ч. 2, с. 91).
Кончив правило молитвы, можно молиться, о чем придет усердие (2, ч. 2, с. 98).
Когда придет желание молиться среди правила особенной молитвой и с поклонами, тогда не надо мешать такому настроению (2, ч. 2, с. 98).
. чтобы разрешить тебе оставить обычное твое правило на всю твою поездку в N. Бог да благословит оставить обычное правило и постоянно держаться молитвы Иисусовой, которая может успокаивать душу более, нежели совершение большого келейного правила. Из прежних опытных старцев по имени Василий объяснял это так: «Держащийся большого келейного правила, когда исполняет оное, то подстрекаем бывает тщеславием и возношением, когда же почему-либо не может исполнить своего правила, то смущается. А держащийся постоянно молитвы Иисусовой одинаково пребывает в смиренном расположении духа, как бы ничего не делающий, и возноситься ему нечем» (2, ч. 2, с. 177).
. Ты просишь разрешить оставить навсегда чтение четырех кафизм Псалтири, которые ты обязательно читала. Бог да благословит оставить. Господь ни от кого не требует подвигов сверх силы и возможности. Ты стала жаловаться на слабость головы, и притом ты настоятельница, обязанная смотреть за поведением сестер и за внешними делами и потребностями обители; как же возможно тебе совершать большое правило келейное? Древние отцы и пустынные довольствовались чтением 12 псалмов утром и вечером, а остальное время употребляли на рукоделие, чтение духовных книг и молитву Иисусову (2, ч. 2, с. 178).
Рукоделие оставлять тебе не следует, а только должно заниматься им в приличное время, не оставляя четочного правила и другого молитвенного вычитывания, от которых враг тебя отвлекает, потому что все благословенное составляет существенную пользу монаха, оттого исполнять это бывает тяжело и как бы неудобно, и как бы всё и все этому мешают. Причины и тяжести таких неудобств есть ухищрение и отвлечение вражие, так как все благословенное ему не нравится. Ты же, зная это, понуждайся исполнять по благословению назначенное, равно не оставляй и устной Иисусовой молитвы (2, ч. 3, с. 8).
Пишешь мне о своем болезненном состоянии, что ты изнемогла до крайности, а между тем общая трапеза не может тебя удовлетворить, вследствие чего часто ропщешь. И несмотря на такое изнеможение, ты наложила на себя подвиг ходить ко всем службам церковным и кроме того ежедневно прочитываешь в келье акафист, Евангелие и Псалтирь по главе, вследствие чего тебе нет времени отдохнуть и нет усердия к послушанию. При твоей болезненности можешь к церковным службам в будни совсем не ходить, потому что и здоровым можно оставаться только до шестопсалмия, кто имеет послушание. Келейное правило, которое ты на себя наложила, советую совсем оставить и употреблять это время на отдых, тогда и к послушанию будет более охоты, и дух будет спокойнее.
Не забывай, что послушание выше поста и молитвы, а от ропота старайся воздерживаться по мере сил (2, ч. 3, с. 45–46).
Ты все заботишься о мелочной точности правила. Заботься больше о качестве молитвы и душевном мире, а в остальном больные должны более смиряться (2, ч. 3, с. 90).
Двойное келейное правило исполнять тебе дозволено только в таком случае, когда по совершении всего остается еще сила и время, а при немощи довольно совершить и однажды (2, ч. 3, с. 92).
Вообще замечу тебе, что ты все разветвляешь путь благочестия. Путь сей – простой, а у тебя выходит все как-то и сложно, и мелочно, ты все заботишься о мелочных подробностях и правилах. Я уже и говорил, и писал тебе, и опять повторяю, что, по словам святого Иоанна Дамаскина, больные и слабые касательно внешних трудов и подвигов должны трудиться, сколько могут, соображаясь и с немощью своей, и с силами своими, а затем главное для них правило состоит в благодарности и смирении, т.е. чтобы посылаемые им болезни и немощи сносить не только без ропота, но и благодарить Бога за все, а в своей неисправности смиряться пред Господом и людьми (2, ч. 3, с. 92–93).
Перед всенощной ходить ли к повечерию, когда оно бывает отдельно, – в этом соображайся с силами своими. После всенощной, когда она отходит поздно, можно прочитать конец молитв на сон грядущим («Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей. »). Каноны же можно вычитать прежде всенощной, сколько успеешь (2, ч. 3, с. 94).
Со своим уставом в чужой монастырь не входят, со своим уставом и в монастырь не приходят. Главное для тебя – слушаться, разумно по Бозе, монастырского начальства и прилаживаться к общим порядкам, келейно же совершать в простоте, что можешь, и Господь примет и малое правильце, со смирением исполняемое. Не в том важность, какие правила исполняем, а как их исполняем. Ты все скорбишь в недоумении, что, может быть, не так делаешь. Святой Лествичник говорит, что сомневаться и долго пребывать в недоумении о чем-либо есть признак гордой и славолюбивой души. Пишешь: и на здоровых нападает лень и немощь. Но здоровый может понудиться, больной же, если сверх силы понудится, бывает смущение на смущение, по словам святого Исаака Сирина. Больному набрать себе разные правила значит никогда не хотеть выйти из смущенного состояния. Ты меня часто спрашиваешь, а словам моим не внемлешь и все держишься за свое мудрование. Сколько раз говорил и писал я тебе, что немощному и слабому, как говорит святой Иоанн Дамаскин, необходимее всего смирение и благодарение (2, ч. 3, с. 97).
Посылаю тебе листок с означением канонов, как они читаются у нас в скиту. Если что из означенного выслушаешь в церкви, того в келье уже не нужно читать, а что в церкви не читается, то можешь читать у себя в келье, если имеешь время и силы. А если когда чего не успеешь вычитать по немощи и другим обстоятельствам, то не смущаться, а заменять оное смиренным самоукорением. Но прежде всего должно тебе всегда помнить слова преподобного Макария Египетского: «Если кто принуждает себя к молитве, пока не примет дарования от Бога, а к смиренномудрию, к любви, к кротости и к прочим добродетелям не приневоливает и не нудит себя в той же мере, то иногда бывает к нему Божия благодать по его молитве и прошению; потому что благ и милостив Бог и просящим у Него дает просимое. Но, не приуготовив и не приучив себя к исчисленным выше добродетелям, он или утрачивает милость Божию, или принимает и падает, или не преуспевает от высокоумия; потому что не предает себя от всего произволения заповедям Господним» (2, ч. 3, с. 101).
. В силу установления святых отцов, утро до полудня посвящать молитве, а потом заботиться об откровении помыслов старцам и беседовании с ними. К последнему слову может относиться чтение святоотеческих писаний (2, ч. 3, с. 112).
. Писала ты, что когда бываешь больна, то тебе затруднительно класть земные поклоны, и спрашиваешь: как же тебе быть? И об этом я тебе не раз говорил и писал, что вредно понуждать немощное тело выше силы его и что от этого бывает только смущение на смущение. Если не можешь класть земных поклонов, клади поясные, или стоя, сидя, или хоть лежа твори молитву, а вместо поклонов хоть осеняй себя крестным знамением на первых 30 молитвах каждой сотницы при исполнении неточного пятисотного правила (2, ч. 3, с. 140).
Оставление церковного и келейного правила.
Оставление непрестанной молитвы и
Душеполезного чтения.
Невнимание и поспешность в молитве.
Небрежение.
Неблагоговение.
Праздность.
Излишнее успокоение сном, лежанием и
Всякого рода негою.
Перехождение с места на место.
Частые выходы из кельи, прогулки и посещения
Друзей.
Празднословие.
Шутки.
Кощуны.
Оставление поклонов и прочих подвигов
Телесных.
Забвение грехов своих
Забвение заповедей Христовых.
Нерадение.
Пленение.
Лишение страха Божия.
Ожесточение.
Нечувствие.
Отчаяние.
ТЩЕСЛАВИЕ
Искание славы человеческой.
Хвастовство.
Желание и искание земных почестей.
Любление красивых одежд, экипажей,
Прислуги и келейных вещей.
Внимание к красоте своего лица, приятности
Голоса и прочим качествам тела.
Расположение к наукам и искусствам
Гибнущим сего века, искание успеть в них
Для приобретения временной, земной
Славы.
Стыд исповедовать грехи свои.
Скрытие их пред людьми и отцем духовным.
Лукавство.
Словооправдание.
Прекословие.
Составление своего разума.
Лицемерие.
Ложь.
Лесть.
Человекоугодие.
Зависть.
Уничижение ближнего.
Переменчивость нрава.
Притворство.
Бессовестность.
Нрав и жизнь бесовские.
ГОРДОСТЬ
Презрение ближнего.
Предпочтение себя всем.
Дерзость.
Омрачение, дебелость ума и сердца.
Пригвождение их к земному.
Хула.
Неверие.
Прелесть.
Лжеименный разум.
Непокорность закону Божию и Церкви.
Последование своей плотской воле.
Чтение книг еретических, развратных и
Суетных. Неповиновение властям.
Колкое насмешничество.
Оставление христоподражательного смирения
И молчания.
Потеря простоты.
Потеря любви к Богу и ближнему.
Ложная философия.
Ересь.
Безбожие.
Невежество.
Смерть души.
ГРЕХИ ПРОТИВ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ,
ДАННЫХ ГОСПОДОМ
ПРОРОКУ МОИСЕЮ
Первая заповедь закона Божия
повелевает: веровать Богу и почитать
Его.Согрешили: маловерием, неверием, сомнением,
Отчаянием в своем спасении, надеждою
На себя и на людей более, чем на
Бога (излишней надеждой на милосердие
Божие), забвением о правосудии Божием, то
Есть нераскаянностью.
Непокорностью воле Божией и распоряжениям
Промысла Божия.
Упорным желанием, чтобы все было по-
Моему.
Нетерпеливостью и ропотом, когда что
Делается не по моему желанию.
Человекоугодием и пристрастною любовью
К людям, твари, вещам, занятиям.
Нежеланием и небрежением раскрыть в
Себе память о Боге и о воле Его, о вере в
Него, благоговении и страхе пред Ним, надежде
На Него, преданности воле Его и послушании
Ему, любви к Нему, стремлении к
Нему всем существом и ревности о славе
Его. Богоотступничеством. Неимением любви
К Богу.
2. «Не сотвори себе кумира», то есть
Вымышленного бога-идола.
Согрешили: гордостью, тщеславием, самолюбием,
Сластолюбием, корыстолюбием,
Лицемерием, чревоугодием, объядением,
Сладострастием, раболепством духу времени
И мирским обычаям против совести, с нарушением
Заповедей Божиих, пьянством, тай-
Ноядением.
Не произноси имени Господа
Бога твоего напрасно».
Согрешили: богохульством, кощунством,
Божбою, клятвою, нарушением клятвы, проклинали
Себя и других. Нарушением обетов,
Неуважением к благочестию и благочестивым
Людям. Презрением, насмешками над
Ними. Стыдливостью показаться набожным
Христианином, празднословием. Произносили
В поговорках имя Божие, забывая о том, что
Господь не оставит, без наказания того, кто
произносит имя Его напрасно (Исх. 20, 7).
Четвертая заповедь повелевает почитать
Праздничные дни.
Согрешили: непочитанием праздников,
Непосещением храма по лености. Леностью
К молитве и чтению Слова Божия и святых
Книг. Неблагоговейным стоянием в церкви
И невниманием к чтению и пению, блужданием
Помыслов, разговорами и смехом в
Церкви. Оставлением утренних, вечерних и
Других молитв.
Утаиванием грехов на Исповеди и небрежением
О должном приготовлении к причащению
Иноческое келейное правило
Содержание
Поучение о молитвенном правиле
Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее ( Мк. 2, 27 ), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних.
“Предпочитаю,– сказал великий отец Матой, – непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому”. А такую участь всегда имеют молитвенные правила, несоразмерные силам: при первом порыве горячности подвижник выполняет их некоторое время, конечно, обращая больше внимания на количество, чем на качество, потом изнеможение, производимое подвигом, превосходящим силы, постепенно принуждает его сокращать и сокращать правило. Часто подвижники, безрассудно уставившие для себя обременительное правило, переходят от многотрудного правила прямо к оставлению всякого правила. По оставлении правила, и даже при одном сокращении его, непременно нападает на подвижника смущение. От смущения он начинает чувствовать душевное расстройство. От расстройства рождается уныние. Усилившись, оно производит расслабление и исступление, а от действия их безрассудный подвижник предается праздной, рассеянной жизни, с равнодушием впадает в самые грубые согрешения.
“Не за оставление псалмов осудит нас Бог в день Суда Своего,– говорит святой Исаак Сирии,– не за оставление молитвы, но за последующий оставлению их вход в нас бесов. Бесы, когда найдут место, войдут и затворят двери очей наших, тогда исполняют нами, их орудиями, насильственно и нечисто, с лютейшим отмщением, все воспрещенное Богом. И по причине оставления малого (правила), за которое (мы) сподобляемся заступления Христова, мы делаемся подвластными (бесам), как написано некоторым премудрым отцом: “Непокоряющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему. Эти (правила), кажущиеся тебе малыми, соделаются для тебя стенами против старающихся пленить нас. Совершение этих (правил) внутри келлии премудро установлено учредителями Церковного Устава, по откровению свыше, для хранения жития нашего” (Исаак Сирин. Слово 71).
Всесвятая Троица, Боже наш! Слава Тебе! Аминь.
По следованной Псалтыри
Устав Флорищевой пустыни
Во Флорищевой пустыни, основанной в XVII веке во Владимирской губернии святителем Иларионом, митрополитом Суздальским, им было введено следующее правило, разделенное по времени на три части. На повечерии читались каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу Хранителю и акафист Божией Матери. Через некоторое время братия совершали правило в храме. Кроме семи кратких молитв, читаемых в начале правила по Псалтири, святитель ввел обращения к разным святым и целым ликам святых, а также семь молитв, составленных святыми отцами. Затем совершалось 300 поклонов, 600 Молитв Иисусовых и 100 Богородице (что соответствует правилу в Псалтири) по следующему чину: возглас, обычное начало по “Отче наш”, псалом 50-й, Символ веры, 30 земных поклонов с Молитвой Иисусовой (вместе вся братия), после этого стоя, шепотом или умом читали 70 Иисусовых Молитв, “Слава и ныне”, Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, “Слава Тебе, Боже” (трижды, с поклонами земными) и вновь полагали 30 земных поклонов и т. д., с чтением “Слава и ныне” после каждой сотни молитв (или сотницы. Сотница –100 умных молитв, совершаемых по четкам.) Затем читали Помянник с поклонами по Псалтири, Достойно, Трисвятое, тропари “Помилуй нас, Господи, помилуй нас”, “Господи, помилуй” (40 раз), Честнейшую, “Боже, ущедри ны” и молитву преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего” с земными поклонами, “Богородице Дево, радуйся” (трижды, с поклонами), Честнейшую и отпуст. Затем– обычное взаимное прощение братии. После того в кельях братия читали Псалтирь. Новоначальные– по 3 кафизмы, средние – по 4 кафизмы, совершенные – по 7 кафизм. Кто не мог это исполнить, те должны были читать в келье “Отче наш” по 30 и 50 раз с поклонами или больше. Кроме того читали с поклонами “Богородице Дево, радуйся” (50 раз новоначальные, 100 раз средние и совершенные 150 и больше). Для немощных и юных это келейное правило отменялось. Впоследствии правило Флорищевой пустыни было заимствовано Саровской обителью, но в несколько сокращенном виде. Из Саровской пустыни келейное правило перешло в Новгородский Юрьев монастырь с сокращением начала и конца правила, но увеличением на повечерии канонов, с добавлением канонов седмичным святым. В разных монастырях сотницы умных молитв исполнялись в разном количестве и в разное время суток: утром после сна, вечером после ужина или в полночь. Разнообразие в исполнении келейного правила произошло потому, что правило, данное в Псалтири, для многих трудноисполнимо, изложено кратко и неопределенно, что давало повод к разным пониманиям и толкованиям. В Псалтири указано, что полное правило обязательно не для всех и сокращается для немощных и новоначальных. В обителях многое в отношении келейного правила было предоставлено воле настоятелей, духовников и старцев, руководствующих новоначальных. Поэтому разности в келейных правилах монастырей допустимы.
Устав монастырей Саровского и Юрьева Новгородского
По Саровскому уставу: после повечерия, не выходя из храма, братия слушали вечернее правило с тремя канонами: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице с акафистом и Ангелу Хранителю. По Юрьевскому уставу: в конце повечерия положено совершать определенные (в Следованной Псалтири) каноны, а именно: в субботу вечера канон Господу Иисусу Христу, ему же ирмос: “Помощник и покровитель”; параклисис Богородице, канон Ангелу Хранителю. Потом “Достойно есть”, Трисвятое по “Отче наш”, тропари обычные и молитву: “Нескверная, неблазная”, “И даждь нам Владыко” и отпуст (сотниц под воскресенье не полагалось). В прочие дни В вечер недели (воскресенья) тот же канон Господу Иисусу, Богородице параклисис, ему же ирмос: “Воду прошед”; тропарь же: “Многими содержим напастьми”; канон Архангелам и потом поклоны (т. е. пять сотниц, как показано ниже) и прочее*. В вечер понедельника тот же канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, каноны святому Иоанну Предтече и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. Во вторник вечера тот же канон Господу Иисусу Христу, канон Богородице Одигитрии и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. В среду вечера тот же канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, святым Апостолам и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. В четверток вечера канон Животворящему Кресту, ему же ирмос: “Отверзу уста моя”, параклисис Богородице и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. В пяток вечера канон Иисусу Сладчайшему, ему же ирмос: “Во глубине постла иногда”; акафист Богородице неотложно, каноны Ангелу Хранителю и Всем святым, поклоны и прочее.
Пятисотенное келейное правило
Боже, милостив буди мне, грешному.
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
Создавый мя Господи, помилуй.
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго.
Святии Архангели и Ангели и вси святии, молите Бога о мне, грешнем.
Ангеле Хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя.
Святый апостоле или преподобне отче или мучениче (имя), моли Бога о мне.
Оптинское келейное правило
Кроме церковных служб: Литургии, утрени и вечерни с повечерием, на которых обязательно были все братия обители, многие из них ежедневно читали в келлии одну главу из Евангелия по ряду, начиная с первой главы Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна, и две главы из Апостола также по ряду, начиная с Деяний святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса Иоанна Богослова; причем последние семь глав Апокалипсиса читали по одной в сутки; тогда последняя из них читалась в тот же день, что и последняя глава Евангелия от Иоанна. По окончании, таким образом, чтения всего Нового Завета начинали вновь с первых глав новый круг чтения. Из Псалтири читали по одной кафизме в сутки, начиная с первой и до последней включительно. Кроме того совершали так называемое пятисотенное келейное правило следующим порядком: После трех поклонов, обычно полагаемых при начале каждого молитвословия в храме и в келлии, с молитвами: “Боже, милостив буди мне, грешному”; “Боже, очисти грехи моя и помилуй мя”; “Создавый мя Господи, помилуй! Без числа согреших, Господи, прости мя”. В келлии полагался и четвертый поклон, с молитвой: “Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго”3. Затем следовало обычное начало: “Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”. “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. “Царю Небесный” и прочее (как показано в Саровском правиле) и до “Верую во Единаго Бога”. После этого читали 100 молитв “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”. На первых 10 молитвах– по земному поклону, на следующих 20 молитвах–по поясному поклону, на последней, то есть сотой, молитве – земной поклон. Затем молитва ко Пресвятой Богородице, положенная в конце утренних молитв и начинающаяся словами: “Пресвятая Владычице моя Богородице”. По окончании этой молитвы полагали земной поклон4. Потом вновь творили 100 Молитв Иисусовых в указанном порядке с 10 земными и 20 поясными поклонами, на последней Иисусовой Молитве – земной поклон, и снова та же молитва: “Пресвятая Владычице моя Богородице”, с земным поклоном. Третья сотня совершалась так же, как первая и вторая. Четвертая сотница молитв была обращена к Пресвятой Богородице: “Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя, грешнаго”5. Из этой сотни первые десять молитв также совершались с земными поклонами, а следующие 20–с поясными, остальные 69–без поклонов. Последняя, сотая, молитва–с земным поклоном, и после нее также с земным поклоном молитва: “Пресвятая Владычице моя Богородице”. Затем 50 молитв: “Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне, грешнем”; на первых пяти молитвах – по земному поклону, на следующих десяти – по поясному, а остальные 35 молитв–без поклонов, только на последней–земной поклон, и опять читалась молитва: “Пресвятая Владычице моя Богородице”, с земным поклоном. После этого 50 молитв: “Вси святии, молите Бога о мне, грешнем”. На первых пяти молитвах–по земному поклону, на следующих десяти–по поясному; последняя молитва–опять с земным поклоном, после которого снова читалось: “Пресвятая Владычице моя Богородице”, с земным поклоном. Затем: “Достойно есть” и земной поклон. “Слава Тебе, Христе Боже” и отпуст: “Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь”. В будничные дни совершали все упомянутые поклоны. В дни Пятидесятницы, полиелейных праздников, предпразднества и попразднества, в дни, когда на утрени поется великое славословие и в церковной молитве отменяются земные поклоны, отменялись они и в келейной и заменялись поясными. Также только поясные поклоны совершали всегда в те дни,-когда положено служить всенощное бдение. В последние два дня Страстной седмицы, во всю Светлую седмицу и начиная с 24 декабря до 7 января (ст. ст.) это келейное правило оставлялось, а также и в дни воскресные, хотя бы и не совершалось всенощное бдение. Какое-либо изменение в составе этого келейного правила, уменьшение или увеличение его предоставлялось воле и благословению старца или духовного отца.
Келейное правило Свято-Троицкого Сергиева Рижского монастыря
Глава Евангелия и Апостола: канон Иисусу Христу и Пресвятой Богородице; акафист Спасителю или Божией Матери и канон Ангелу Хранителю: три кафизмы и пять сотниц молитв по четкам. Начало правила по Следованной Псалтири. Начало сотниц: “Молитвами святых отец наших”, “Слава Тебе, Боже наш” и прочее (как пред Саровским и Юрьевским правилом). После “Верую во Единаго Бога” – первая сотница: 30 земных поклонов с молитвой “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”; 70 умных молитв, стоя, без поклонов (для отдыха), с той же молитвой. “Слава и ныне”. “Аллилуйя” (трижды). “Господи, помилуй” (трижды). “Слава и ныне”. “Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами. ”. “Аминь”. “Честнейшую Херувим. ”8. Начало второй сотницы: “Молитвами святых отец наших”. “Слава Тебе, Боже наш” по “Отче наш” и вторая сотница: 30 земных поклонов с молитвой: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”; 79 умных молитв, стоя, без поклонов для отдыха, с той же молитвой. “Слава и ныне” и прочее. “Честнейшую Херувим”, как после первой сотницы. Третья сотница читается так же, как и вторая. Начало четвертой сотницы: “Богородице Дево, радуйся” и 30 поклонов земных с молитвой “Пресвятая Госпоже Дево Богородице, спаси мя, грешную”; 70 умных молитв таких же. Пятая сотница: 15 поклонов земных с молитвой: “Вси небеснии чини, Архангели и Ангели, молите Бога о мне, грешней” и 35 умных молитв таких же. 15 земных поклонов с молитвой: “Святый Ангеле Хранителю мой, от всякаго зла сохрани мя и моли Бога о мне, грешней”; 35 умных молитв таких же. “Достойно есть”, “Честнейшую Херувим”, “Слава и ныне”, “Господи, помилуй (трижды), “Молитвами святых отец наших”, “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”. Для приобретения душевной пользы и чтобы не нарушить здоровье советовалось: в полночь совершать одну первую сотницу, потом идти к утрене; вторую сотницу творить после утрени, а последние три–вечером, перед сном, или кто как пожелает. Под воскресные дни и великие праздники от Рождества Христова и до Крещения и с Вербной недели до недели апостола Фомы правило совсем отлагалось, а в дни полиелейных праздников и в субботы совершалось без земных поклонов. Помянник читался по произволению. Если не было времени, его заменяли молитвой: “Ненавидящих и обидящих нас”. Неопустительно читалось ежедневно при отходе ко сну исповедание грехов: “Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу во Святей Троице Единому”. Затем читали молитвы на сон грядущим.
Устав Серафимо-Дивеевской девичьей обители
Найдя правило Саровских иноков непосильным, трудным, преподобный Серафим дал повседневное правило, преподанное ему Богородицей. Встав утром, следовало прочесть: один раз “Достойно”, трижды “Отче наш”, трижды “Богородице, Дево, радуйся”, Символ веры, потом два поясных поклона с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”, поклон поясной с молитвой: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных”; после этого два поясных поклона с молитвой: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Госпожею Девою Мариею, Богородицею помилуй мя грешную”, и поясной же поклон с молитвой: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Госпожею Девою Мариею Богородицею помилуй нас грешных”. В заключение этого правила надо стоя коленопреклоненно совершить двенадцать поясных поклонов с молитвой: “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас грешных” и точно также двенадцать поясных поклонов с молитвой: “Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси нас грешных”. Затем читать утренние молитвы. Тем, кто трудится, можно прочитывать это правило даже на ходу, во время работы. До обеда постоянно надо читать про себя молитву Иисусову, а после обеда–до ночи: “Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси нас”. Вечернее правило: прочитать 12 избранных (изобразительных) пустынными отцами псалмов, потом помянник, поучение и совершить 100 поясных поклонов с молитвой: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных” и сто поясных поклонов с молитвой: “Владычице наша Пресвятая Богородице, спаси нас грешных”. Затем повторить утреннее правило. На ночь должны читать опять это же правило и молитвы на сон грядущим. Божия Матерь запретила отцу Серафиму делать обязательным чтение акафиста, дабы этим самым не наложить тяжести и лишнего греха на чью-либо душу. В воскресный день дана заповедь отцом Серафимом служить (в Дивееве) пред литургией Неопустительно Параклисис Божией Матери, весь на распев, по нотам. Затем отец Серафим приказал Неопустительно исповедоваться и причащаться во все посты и, кроме того, в двунадесятые праздники, не мучая себе мыслью, что недостоин, “так как не следует упускать случая, когда можно чаще пользоваться благодатью, даруемой причащением Святых Христовых Тайн. Стараясь, по возможности, сосредоточиться в смиренном сознании всецелой греховности своей, с упованием и твердой верой в неизреченное Божие милосердие, следует приступить к искупляющему все и всех Святому Таинству.