Церковные песнопения это что

Церковные песнопения. Виды церковных песнопений

Между католиками и православными есть важное отличие — церковное богослужение в нашей традиции является полностью вокальным. Никаких музыкальных инструментов в православной церкви быть не должно. Самая распространенная разновидность песнопения — это псалмы. Но встречаются и другие варианты:

Что такое церковные песнопения

Что же представляло собой (и представляет) песнопение церковного характера? Это христианское вокальное искусство, применяемое в богослужении. Древнейшей разновидностью этого искусства историки признают псалом — хвалебную песнь, встречающуюся в Псалтири. Простейшим чтением молитвы считается литургический речитатив. Исполнение кондака относится к категории широких распевов, перемежающихся мелодичными инсталляциями.

Занимаются храмовым песнопением как отдельные исполнители, так и большие коллективы (хоры). В старину проходили даже состязания хоров, так называемые духовные концерты. Со временем религиозная музыка превратилась в сложное искусство, вышедшее за рамки чтения тропаря. Сейчас это искусство стало предметом, изучаемым в духовных семинариях.

Церковные песнопения это что. Смотреть фото Церковные песнопения это что. Смотреть картинку Церковные песнопения это что. Картинка про Церковные песнопения это что. Фото Церковные песнопения это что

Антифонный вид

«Антифон» в переводе с греческого означает «противогласие». Хор условно разделяется на две части — левую и правую. Исполнители усаживаются по разные стороны иконостаса и начинают петь. Вокальные партии исполняются по очереди. Антифонный вид религиозного вокала отлично подходит для исполнения стихиры. Таким образом, получается диалог певческих групп, направленный на максимально качественное исполнение длинных произведений.

Церковные песнопения это что. Смотреть фото Церковные песнопения это что. Смотреть картинку Церковные песнопения это что. Картинка про Церковные песнопения это что. Фото Церковные песнопения это что

Сейчас принцип двухорности встречается крайне редко. Эта разновидность храмового пения почти исчезла после 1917 года. Если хотите услышать, как люди поют антифонно, поезжайте в Грецию.

Эпифонный и ипофонный вид

Первый тип церковного песнопения означает вступление, запев. Второй — припев. Эти разновидности применяются в тех случаях, когда необходимо исполнить псалом. Ипофон используется, когда к псалму нужно что-то присоединить в финале. Тут возможны два варианта:

Респонсорный вид

Если перевести термин «responsum» на русский язык, получится слово «ответ». Святой текст здесь также может озвучиваться двумя способами:

Повторение может дублироваться двумя хорами попеременно. В финале начало первого стиха псалмодируется, а хор отвечает главному исполнителю произнесением второй половины. Прокимны поются именно таким способом. Суммируем: данный тип хорового творчества является комбинацией ипофонического и антифонного пения с вкраплениями псалмодирующего чтения.

Канонарх

Этот церковный вокал практикуется преимущественно в монастырях. Функцию канонарха можно сравнить с действиями суфлера — возглашается текст, выбирается один тон и происходит псалмодирование. Канонарх объявляет номер возгласа — в песнопении это становится своеобразной подсказкой другим исполнителям. Отметим ключевые особенности канонарха:

Гимнический песенный вид

Если песнопенье необходимо исполнить без перерывов, на едином дыхании, лучшим решением будет гимнический вид. С применением данной техники исполняются такие произведения, как «Свете тихий» и «Херувимская песнь». Этот тип подходит и для литургических песнопений, а также для утрени и вечерни. Когда священник хочет провести церемониальное действие, он тоже выбирает гимническую разновидность церковного вокала. Примером могут служить:

Помимо кондака, литургий и стихиров в православных храмах нередко исполняется акафист. Название имеет древние корни — греческое слово «кафизо» переводится как «сажусь». Это песнь, носящая благодарственно-хвалебный характер. Акафисты славят Иисуса Христа и Богородицу и состоят из 25 строф. А вот сидеть при исполнении этих произведений запрещается.

Источник

Песнопения православной Церкви

Древность употребления священных песнопений

Пение входило в состав богослужения Церкви Ветхозаветной. В Церкви христианской употребление пения освящено примером Иисуса Христа, Который после тайной вечери воспел со Своими учениками.

Несомненно, пение входило в состав богослужения с апостольского времени. Ап. Павел предписывал ефесянам и колоссянам вразумлять друг друга псалмами, гимнами и песнями духовными, разумея при этом пение именно при общественном богослужении, а не частное.

С особенною ясностью употребительность пения при богослужении апостольского времени открывается из Посланий ап. Павла к Коринфянам. Здесь апостол, указывая, каковы должны быть песнопения в богослужебных собраний христиан, вместе с тем замечает: Вся же благообразно и по чину да бывают ( 1Кор. 14. 40 ), что дает право думать, что пение не только входило в состав богослужения, но и имело свой чин и совершалось по установленному апостолами порядку.

С тех пор пение никогда не переставало быть одною из главных частей христианского богослужения.

Различие христианских песнопений по их происхождению

Уже в богослужении времени апостольского различаются песнопения трех родов: псалмы, гимны и песни духовные.

Что касается псалмов Давида, то они имеют весьма обширное употребление в богослужении Православной Церкви.

Второй ряд составляют гимны. Под этим именем разумеются, так называемые, гимны ветхозаветных отцов, именно: песнь Израиля, воспетая по переходе чрез Чермное море ( Исх. XV, 1–19 ), обличительная песнь Моисея ( Втор. XXXII, 1–43 ), песнь Анны, матери Самуила (1 Царст. II, 1–10), песни пророков: Исаии ( Ис. XXVI. 9–17 ). Аввакума (III, 1–12), Ионы (II, 3–10), песнь трех вавилонских отроков ( Дан. III, 24–90 ). Сюда же относятся: песнь Богородицы ( Лук. I, 46–55 ), молитва Симеона Богоприимца ( Лук. II, 29–32 ), молитва Захарии ( Лук. I, 68–79 ).

Употребление всех этих гимнов при христианском богослужении современно началу употребления псалмов. В IV и даже в III веках встречаются толкования на эти гимны у св. Ипполита, Дидима, Евсевия и Феодора Ираклийского. Песни ветхозаветных праведников особенно замечательны в том отношении, что они были приняты св. Иоанном Дамаскиным за основание составленных им канонов. Причиною этого было, без сомнения, давнее их употребление при богослужении, в силу чего некоторые отшельники и по составлении тропарей употребляли эти песни вместо тропарей.

В состав канонов песни ветхозаветных праведников вошли в таком порядке: первая песнь канона составлена по образцу песни Моисея по переходе чрез Чермное море; вторая – по образцу обличительной песни Моисея пред его кончиною к народу израильскому, забывшему благодеяния Божии; третья – по образцу песни св. Анны, матери Самуила, и изображает Церковь прежде пришествия Христова не плодствовавшею, подобно матери Самуила, а ныне веселящеюся о многих чадах своих: четвертая – по образцу песни пророка Аввакума, провидевшего пришествие Христово; пятая – по образцу песни пророка Исаии, воспевающего избавление Церкви от врагов: шестая – по образцу песни пророка Ионы, боровшегося со смертью во чреве китове, и изображает состояние грешника, которого душа исполнися зол и живот аду приближися; седьмая и осьмая песни – по образцу песни трех отроков, исповедывавших суд Божий над ними и народом израильским и призывавших всю тварь к прославлению Господа за сохранение их невредимыми.

Содержание девятой песни, всегда предваряемой песнью Богоматери, заимствуется из пророчественной песни Захарии, отца Иоанна Предтеци.

Наконец, третий разряд – песни духовные. Этим именем обозначаются песни, составленные и составляемые самими христианами по вдохновению духа благодати.

Они суть плод собственного духа христианина и всецело проникнуты духом благодати и истины Христовой.

С принесением благодати и открытием истины Христовой Церковь должна была прославить Бога и изобразить славу Его более выразительно, точно и подробно, нежели это возможно было в песнях Ветхого завета.

В этом состоит существенное отличие песен духовных от песнопений двух первых разрядов.

Образчики этого рода песнопений мы находим уже в Священном Писании. Такова благодарственная песнь, воспетая верными по случаю чудесного спасения ап. Петра и Иоанна и темницы ( Деян. 6, 23–30 ).

Контекст речи, равно как ритмический размер, близкий к размеру ветхозаветных песен, дают право считать за отрывки из песнопений апостольских христиан еще следующие места:

восстани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф. 5,14 );

Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем. Аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас. Аще не веруем, Он верен превывае: отрещи бо Ся Себе не может ( 2Тим. 2, 11–12 ).

Основываясь на практике апостольского времени, Церковь впоследствии с особенною силою и разнообразием развивает и обрабатывает этот род песнопений.

Наименование церковных песней

Первый разряд составляют песни, заимствующие свое наименование от содержания:

Воскресен. Это песни, общим предметом или темой которых служит прославление воскресения Христова. А так как воспоминание об этом событии приурочивается к воскресному дню, то наименование указывает вместе с тем и на время употребления этих песен.

Крестовоскресен. Содержанием его служит воспонинание о страданиях и воскресении Спасителя;

Богородичен. Так именуются песни, составленные в честь Богородицы;

Крестобогородичен. Получил свое название оттого, что в нем воспоминается плач Богородицы при кресте Спасителя. Они поются по средам и пяткам;

Догматик. В этих песнях вместе с похвалами Богоматери содержится догматическое учение о лице Господа нашего Иисуса Христа, преимущественно о воплощении и соединении в Нем двух естеств. Составитель догматиков – св. Иоанн Дамаскин. Богородичны догматики поются после стихир на Господи, воззвах и после стихир на стиховне;

Светильны. Эти песнопения поются на утрени после канона и называются так потому, что в них большею частью содержится моление о просвещении свыше. Иногда этим именем обозначаются экзапостиларии. Светильны для всех гласов помещаются обыкновенно в конце октоиха отдельно. В других книгах они не имеют надписания гласа (в минеях и триодах);

Экзапостиларий. Эта песнь также поется после канона на воскресной утрени и заменяет собою будничный светилен. Воскресные экзапостиларии составлены императором Константином Багрянородным;

Троичны. Общее содержание их – прославление Пресвятой троицы. Они поются на утрени, когда после Шестопсалмия и ектении поется: аллилуиа, и не поется при пении: Бог Господь. Они имеют отношение к службе дня и поются на глас, который по ряду поется в седмицу;

Мученичны. Это песни в честь мучеников. Они поются по октоиху во все дни седмицы на вечерне – в стихирах на стиховне (в субботу – и на Господи воззвах), на утрени – в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне, на литургии – в Блаженных;

Покаянные и умилительные. Общая тема этих песней – исповедание грехов перед Богом, сокрушение о них и моление о прощении. Они положены на службах понедельника и вторника в изменяемых песнях октоиха;

Мертвенные и покойны. В них содержится моление об усопших. Они положены только в службе субботы, так как в этот день Церковь воспоминает усопших. Сюда же принадлежат мертвенные тропари по непорочны, поющиеся при погребении.

Второй разряд составляют песнопения, в наименованиях которых указывается на объем их Таковы:

Стихира. Так называются песнопения, состоящие из многих стихов, написанным одним размером и большею частью предваряемых стихами Священного Писания. Название это перенесено с ветхозаветных поэтических писаний, которые у древних отцов Церкви называются стихирами, по образцу и для замены которых стали составляться христианские стихиры. По различию стихов Священного Писания, предваряющих стихиры, эти последние различаются на три вида:

1. стихиры на Господи, воззвах – это те, которые поются на вечерне и имеют пред собою стихи из 140 (Господи, воззвах), равно как из 129 и 141 псалмов;

2. стихиры стиховны или на стиховне. От первых стихир они отличаются тем, что имеют пред собою стихи не из указанных псалмов, а из разных других, равно как и вообще из книг Священного Писания, каковые стихи избираются соответственно воспоминанию дня и тому, к какому лику принадлежит святой. Эти стихиры поются на вечерне и утрени;

3. стихиры на хвалитех – те, которые имеют пред собою стихи из так называемых хвалитных псалмов – 148, 149 и 150, в которых часто встречается слова: хвалите.

Кондак и икос. В этих песнопениях изображается сущность праздника или похвала святому с тем, однако, различием, что в кондаке это содержание изложено кратко, а в икосе – пространно. Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. По содержанию своему кондак и икос служат обыкновенно образцом для всего последования, к которому принадлежат: кондак представляет собой как бы тему последования, развитие которой предлагается в икосе. Потому икосы поставляются всегда после кондаков и никогда прежде. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос служат образцом для других песнопений последования.

Из составителей кондаков и икосов особенно известен Роман Сладкопевец, живший в V веке.

Песни третьего разряда берут свои наименования из состава, размера и образа пения. Таковы:

Канон. Обширное песнопение, составленное по известным правилам из соединения нескольких песен или од, написанных одним стихотворным размером, в одно стройное целое. От правильности и стройности соединения отдельных частей в одно целое получило свое название и самое песнопение. Канон состоит из девяти песен и служит изображением небесной иерархии и и ее песен. Такой канон называется полным. Но он может заключать в себе четыре, три и две песни. В целом каноне раскрывается одна какая-либо мысль, например, прославляется воскресение Господне, крест Господень, Богородица и т. д. На этом основании каждый канон имеет особые названия, например, Канон воскресный, Канон Животворящему Кресту Господню, Канон Богородидце и т. п.

Каждая отдельная песнь канона состоит из нескольких стихов. Первый стих каждой песни называется ирмосом. В основе ирмосов и лежат песни, заимствованные из Священного Писания. Вместе с тем, ирмос служит образцом и связью для последующих стихов, сообщает им порядок касательно числа стоп и строк и тон их пению. Последующие стихи называются тропарями. Особый ирмос, прилагаемый к концу каждой песни, называется катавасия (исполняется обоими ликами). Кроме того, весь канон делится на три части малыми ектениями. Каноны появляются в христианском богослужении очень рано, но в первованчальном своем виде они были рядом тропарей или стихир без ирмосов.

Первые ирмосы были составлены св. Иоанном Дамаскиным, он же привел тропари в стройное целое и сообщил канону его настоящий вид.

Антифоны. Это песни, которые поются на обоих клиросах попеременно. Антифоны бывают нескольких видов:

1. Антифоны кафизм. Так называются части или Славы кафизм, потому что устав назначает петь стихи кафизм попеременно двум ликам;

2. Антифоны изобразительные из псалмов 103 и 145, поющиеся на литургии вслед за великою ектениею. Когда поются изобразительные антифоны, то вместо третьего антифона поются Блаженны и между ними тропари 3-й и 6-й или иной песни канона утрени;

3. Антифоны повседневные, состоящие из псалмов 9, 92 и 94 и поющиеся вместо Блаженных и изобразительных псалмов, когда в уставе не указаны песни канона для пения на Блаженных;

4. Антифоны праздничные, поющиеся в двунадесятые праздники Господские;

5. Антифоны степенные. Это – утренние воскресные антифоны, названные так потому, что они составлены св. Иоанном Дамаскиным применительно к 15 псалмам (от 119 до 133), называвшимся у евреев песнями степеней;

Подобны, самоподобны и самосогласны. Эти наименования усваиваются некоторым песням Минеи при указании гласа, на который они должны быть петы, для чего самые песни и надписываются указанными наименованиями.

Подобен. Песнь, которая по содержанию, но чаще по размеру или тону, или по тому и другому вместе, подобна другой песни Минеи или Октоиха, начальные слова которой и пишутся сразу после слова: подобен. Почти всегда песнь, подобная другой по размеру, подобна и по гласу.

Самоподобны и самогласны отличаются от подобных тем, что для них не служила образцом никакая другая песнь, ни по содержанию, ни по размеру, ни по гласу. Различие же между самоподобными и самогласными состоит в следующем: самоподобными называются две или три песни, которые, не будучи составлены по подобию других, сходны, однако, между собою по размеру, тону и содержанию, и даже буквально. Глас, на который они должны быть петы, указывается пред ними. Самогласны суть песни, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания, и глас, на который они поются, назначен им применительно к их содержанию, независимо от других песен.

Для самогласных изобретены особые напевы, отличающиеся от обыкновенных церковных гласов. Однако над ними надписывается часто и глас Октиоха, на который они должны быть петы;

Косные. Своеобразные напевы, отличающиеся протяжностью, которыми поются некоторые песнопения, например, причастны и величания. Четвертый разряд составляют наименования указывающие на положение и состояние молящихся во время пения. Таковы:

Акафист. Во время пения акафиста возбраняется сидеть. Первоначально это наименование усвоено было благодарственным песням в честь Богоматери, воспетым в константинополе по случаю избавления от врагов в 626 г. Этот акафист состоит из 24 песен, по числу букв греческого алфавита. 12 из них – кондаки и 12 – икосы. Расположены они так, что кондак и икос постоянно следуют один за другим. Темой акафиста служит первый кондак: Взбранной воеводе победительная…

Весь акафист делится на две части, из которых содержание первой (до седьмого икоса) историческое, а второй – догматическое.

Впоследствии наименование акафиста было перенесено и на другие песнопения, составленные по такому же принципу: Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю и другим угодникам.

Седален. Наименование, противоположное первому и обозначает собою песнопение, во время которого дозволялось сидеть до слушания бывшего на седальнах чтения, состоявшего в толковании Апостола, Евангелия, или в описании жизни святого, праздника и т. п. Седальны полагаются на утрени после кафизм, полиелея и на 3-й песни канона, за которыми назначается «чтение». Однако с названием седален не соединяется непременно дозволение сидеть, и есть седальны, которые должны быть выслушиваемы стоя.

Ипакои. Эта песнь поется на воскресном навечерии, также на полунощнице после канона, на утрене пред антифонами и чтением Евангелия и по 3-й песни канона после седальна. Устав назначает петь ипакой всегда стоя.

К пятому разряду принадлежат песнопения, заимствующие свое наименование от времени исполнения их в порядке служб церковных. Таковы:

Светильничные. Поются после светильничных молитв (Блажен муж).

Прокимен. Так называется стих, предваряющий чтение Священного Писания: Апостола, Евангелия, паремии. Он заимствуется из Священного писания и кратко указывает или на содержание чтения, или на значение дня и молитвословий дня. Отсюда прокимны различаются на прокимны Апостола и прокимны дня. Прокимен дня произносится на вечерне, на литургии же произносятся прокимны апостола и дня. К каждому прокимну присоединяется стих, который находится в тесной связи с ним.

Кроме указанных, есть еще прокимны великие, поющиеся на вечернях недель Великого поста и Господстких праздников и отличающиеся от первых тем, что имеют не по одному, а по три стиха.

Аллилуарий. Стих, предваряющий чтение из Евангелия, для которого он служит как бы предисловием. Он полагается при пении аллилуиа, от которого и получил свое название. Называется также и просто аллилуиа. Кроме отношения к Евангельсому чтению, аллилуиарий может иметь отношение и к службе, и тогда называется: аллилуиа дня, аллилуиа гласа и аллилуиа праздника.

Причастен. Стих, который поется во время причащения священнослужителей.

Отпустительные. Песнопения, поющиеся в конце вечерни, утрени (на Бог Господь и по Благо есть). Отпустительными бывают тропари, кондаки и богородичны.

Шестой разряд составляют песнопения, получившие свои наименования от тех мест Священного писания, с которыми соединяется пение их. Таковы:

Благословенны. Тропари, поющиеся с припевом 12 ст. 118 псалма: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим;

Непорочны. 17 кафизма в последованиях погребений и других: чаще – первая статия этой кафизмы в чинах погребения, так как остальные здесь имеют особые названия (2-я Заповеди Твоя и 3-я Имя Твое) от последних слов первого стиха;

Блаженны. Так называются известные евангельские стихи о блаженствах ( Мф. 5, 3 – 12 ) и те песнопения (обыкновенно тропари канона), которые поются на литургии за этими стихами. Всего чаще наименование Блаженны употребляется в последнем смысле и обозначает тропари канонов для пения со стихами о блаженствах;

Хвалитны. Хвалительные псалмы и соединенные с ним стихиры;

Полиелей. Пение псалмов 134 и 135. Название свое получило от частого повторения в указанных псалмах слова: милость и от обильного возжигания елея во время пения.

Источник: О церковном пении. Сб. статей. Сост. О.В. Лада. М.: Талан, 1997

Источник

Происхождение и история церковного богослужебного пения

«Испол­няй­теся духом, гла­го­люще себе во псал­мех и пениих, и песнех духов­ных, вос­пе­ва­юще и поюще в серд­цах ваших Гос­по­деви». ( Еф.5:18-19 ).

Самый есте­ствен­ный, самый древ­ний, а вместе с тем и самый бла­го­род­ный способ выра­же­ния молит­вен­ных чувств есть, без сомне­ния, слово чело­ве­че­ское. Слово дано чело­веку в первую оче­редь для того, чтобы он славил Бога. Мы при­хо­дим в цер­ковь, кото­рая названа Самим Спа­си­те­лем «домом молитвы» ( Лк.19:46 ). Здесь, в доме молитвы, тре­бу­ется от чело­века сосре­до­то­чен­ность, само­углуб­ле­ние и воз­но­ше­ние духа к Богу. Что же более всего к этому рас­по­ла­гает моля­ще­гося?

«В самом деле, — гово­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, — ничто, ничто так не воз­вы­шает и не окры­ляет душу, не отре­шает ее от земли, не избав­ляет от уз тела, не рас­по­ла­гает любо­мудр­ство­вать и пре­зи­рать все житей­ское, как соглас­ное пение и стройно состав­лен­ная боже­ствен­ная песнь» (из Беседы на 41‑и псалом).

С рели­ги­оз­ной точки зрения спо­соб­ность к пению состав­ляет отли­чи­тель­ное свой­ство только разум­ных существ — анге­лов и людей. Пение, как и речь, служит у тех и у других выра­же­нию высо­ких чувств бого­по­чте­ния. Еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена верили, что ангелы и люди поют одни и те же песни. Люди знали о сход­стве своих хоров с небес­ными хорами анге­лов. Осо­бенно выда­ю­ще­еся пение издревле опре­де­ля­лось как «ангель­ское». В Свя­щен­ном Писа­нии, в явле­ниях святым и пра­вед­ным людям, ангелы пред­став­ля­ются сонмом, раз­де­лен­ным на лики или хоры, поющим хвалу Три­еди­ному Богу. Пророк Исайя видел Сера­фи­мов, окру­жив­ших Пре­стол Божий и взы­ва­ю­щих друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Гос­подь Саваоф» ( Ис.6:3 ). Пение анге­лов слышал пророк Иезе­ки­иль. Ново­за­вет­ный тай­но­ви­дец Иоанн в разных местах своего Апо­ка­лип­сиса неод­но­кратно упо­ми­нает о пении бла­жен­ных небо­жи­те­лей. И первое хри­сти­ан­ское пес­но­пе­ние было при­не­сено на землю анге­лами в рож­де­ствен­скую ночь.

Вера в музы­каль­ное един­ство зем­ного и небес­ного опре­де­лила и взгляд на пение в земной церкви: оно есть отзвук пения ангель­ского, язык вос­тор­жен­ного состо­я­ния чело­века, бла­го­дат­ное сред­ство к воз­буж­де­нию и выра­же­нию молит­вен­ных чувств.

Первые два века хри­сти­ан­ского пес­но­твор­че­ства овеяны духом импро­ви­за­ции. Плодом ее стала вдох­но­вен­ная бого­слу­жеб­ная поэзия гимнов и псал­мов, песен хвалы и бла­го­да­ре­ния.

В Древ­ней Церкви во время бого­слу­же­ния музыки не было – было пение. Сам Спа­си­тель со Своими уче­ни­ками закон­чил Тайную Вечерю пением – «… и вос­певше, изы­доша в гору Еле­он­скую» ( Мф.26:30 ). Апо­столы Хри­стовы, выра­жая молит­вен­ные чув­ства свои, «пояху Бога» ( Деян.16:25 ). Даже и вне бого­слу­же­ния, при выра­же­нии обыч­ной житей­ской радо­сти, апо­стол Иаков сове­тует: «Бла­го­ду­ше­ствует ли кто, да поет». ( Иак.5:13 ). Рас­про­стра­няя Хри­стово учение и устрояя Цер­ковь, апо­столы весьма забо­ти­лись о бого­слу­жеб­ном пении. «Егда схо­ди­теся, кийждо в вас псалом имать»,— настав­ляет ап. Павел ( 1Кор.14:26 ). В Апо­столь­ских поста­нов­ле­ниях обя­за­тель­ность и даже способ бого­слу­жеб­ного пения уже уза­ко­нены: «… после двух чтений… пусть поют псалмы Давида, а народ да повто­ряет голосно концы стихов» (Кн. II, гл. 57).

На молит­вен­ных собра­ниях и бого­слу­же­ниях первые хри­сти­ане пели кроме псал­мов Давида и вет­хо­за­вет­ные гимны—две песни Моисея «Поим Гос­по­деви» и «Вонми небо»; песнь про­ро­чицы Анны «Утвер­дися сердце мое о Гос­поде»; песни про­ро­ков Авва­кума, Исайи, Ионы. Пелись и ново­за­вет­ные ран­не­хри­сти­ан­ские пес­но­пе­ния — ангель­ское сла­во­сло­вие «Слава в вышних Богу», песнь Бого­ро­дицы «Вели­чит душа Моя Гос­пода», песнь Симеона Бого­при­имца «Ныне отпу­ща­еши». Уже в апо­столь­ские вре­мена были состав­лены и сохра­ни­лись доныне: вели­кое сла­во­сло­вие «Слава в вышних Богу», «Свете тихий», «Да молчит всякая плоть» (из Литур­гии ап. Иакова), «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе» (пев­ше­еся, как и теперь перед и после Еван­ге­лия), вход­ный гимн «При­и­дите, покло­нимся» и др. И, нако­нец, суще­ство­вали пес­но­пе­ния-импро­ви­за­ции, кото­рые пелись на молит­вен­ных собра­ниях — агапах: «По умо­ве­нии рук и воз­жи­га­нии све­тиль­ни­ков, каждый вызы­ва­ется в сре­дину пес­но­сло­вить Гос­пода, кто как может — от Свя­того Писа­ния или от своего ума» (Тер­тул­лиан, Апо­ло­ге­тика 39,16–18). Воз­мож­ность таких импро­ви­за­ций была тогда даже зако­но­мерна при том подъ­еме духа и горяч­но­сти веры, кото­рая была у первых хри­стиан, непо­сред­ственно общав­шихся с само­вид­цами Гос­пода – апо­сто­лами Его.

Какой же поря­док пения был принят в Древ­ней Церкви? Об этом име­ются сле­ду­ю­щие све­де­ния:

1. Пение было обще­на­род­ное – пели все, собрав­ши­еся на молитву. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит:
«Жены и мужи, старцы и юноши раз­личны полом и воз­рас­тем, но не раз­лич­ных по отно­ше­нию к пению, потому что Дух Святый, соеди­няя голоса каж­дого, из всех устро­яет одну мело­дию».

В Апо­столь­ских поста­нов­ле­ниях ука­зы­ва­ется еще более кон­кретно:
«При обще­ствен­ном бого­слу­же­нии, на воз­гла­ше­ние диа­кона народ… вос­кли­цает: Гос­поди, поми­луй!».

В древ­них литур­гиях (ап. Иакова) на воз­гласы свя­щен­но­слу­жи­теля народу ука­зано отве­чать «аминь», «и духови твоему». А побед­ную песнь «Свят, Свят, Свят» веру­ю­щие при­гла­ша­ются петь осо­бенно гро­мо­гласно.

2. Пение оди­ноч­ное — пел только один певец, а все прочие молча слу­шали. С этой целью была уста­нов­лена особая сте­пень «певцов» в клире. Такое пение было рас­про­стра­нено у еги­пет­ских пустын­ни­ков.

В IV веке Лаоди­кий­ским Собо­ром (365) было уста­нов­лено, чтобы вместо всего собра­ния пели только избран­ные, спо­соб­ные певцы (пра­вило 15‑е). Это объ­яс­ня­лось, веро­ятно, тем, что пение всего собра­ния зву­чало нестройно и небла­го­звучно. Ведь к этому вре­мени число свя­щен­ных песней зна­чи­тельно уве­ли­чи­лось, а люди, между тем, уже не так усердно посе­щали храм, как это было у первых хри­стиан. Многие плохо знали свя­щен­ные пес­но­пе­ния, тем самым мешая уме­ю­щим петь как сле­дует.

Еще один способ пения, широко рас­про­стра­нив­шийся к IV веку, ввел в цер­ков­ное упо­треб­ле­ние свя­щен­но­му­че­ник Игна­тий Бого­но­сец, епи­скоп Антио­хий­ский (+107), по образцу слы­шан­ного им пения анге­лов. Это пение анти­фон­ное, когда пели попе­ре­менно два хора. Этот способ и тогда и доныне упо­треб­ля­ется в высо­ко­тор­же­ствен­ных слу­чаях — на празд­нич­ном слу­же­нии в боль­ших собо­рах и мона­сты­рях.

После пре­кра­ще­ния гоне­ний хри­сти­ан­ское бого­слу­же­ние, совер­ша­е­мое теперь открыто, ста­но­вится более слож­ным, чинным и тор­же­ствен­ным. Есте­ственно, что и цер­ков­ное пение отра­жает эти изме­не­ния. То, что под­ле­жало ранее все­на­род­ному испол­не­нию, пере­хо­дит к спе­ци­ально обу­чен­ным певцам. Стали обра­зо­вы­ваться отдель­ные хоры или лики пра­вого и левого кли­ро­сов. Для пения потре­бо­ва­лись книги – коли­че­ство пес­но­пе­ний посто­янно уве­ли­чи­ва­лось, знать и петь все наизусть стало невоз­можно. Да и само пение укло­ни­лось от былой про­стоты, стало более искус­ным и изыс­кан­ным. Доста­точно уме­рен­ная вна­чале, эта изыс­кан­ность со вре­ме­нем полу­чила отте­нок мир­ской сво­боды и даже теат­раль­но­сти. В цер­ков­ное бого­слу­же­ние мало-помалу стали про­ни­кать и такие мело­дии, кото­рые можно было услы­шать в теат­рах и на зре­ли­щах. Про­ис­хо­дило обмир­ще­ние и порча стиля, утра­чи­ва­лась цело­муд­рен­ная чистота и стро­гость апо­столь­ских времен. Отцы Церкви сурово уко­ряли за это цер­ков­ных певцов. Св. Кли­мент Алек­сан­дрий­ский писал:

«К музыке должно при­бе­гать для укра­ше­ния и обра­зо­ва­ния нравов… Должна быть отверг­нута музыка, над­лам­ли­ва­ю­щая душу, чрез­мер­ная…, неудер­жи­мая и страст­ная… Мело­дии мы должны выби­рать про­ник­ну­тые бес­страст­но­стью и цело­муд­рием…»

Св. Исидор Пелу­сиот:
«Они (певцы) не чув­ствуют уми­ле­ния от боже­ствен­ных песней, но сла­дость пения упо­треб­ляют для воз­буж­де­ния стра­стей».

А св. Иоанн Зла­то­уст с цер­ков­ной кафедры обли­чает нескром­ного певца:
«Несчаст­ный бедняк! Тебе бы над­ле­жало с тре­пе­том и бла­го­го­ве­нием повто­рять ангель­ское пение… Но твой ум омра­чен теат­раль­ными сце­нами, и, что бывает там, ты при­но­сишь в Цер­ковь».

С тече­нием вре­мени суж­де­ния отцов Церкви о бого­слу­жеб­ном пении полу­чили кано­ни­че­ское закреп­ле­ние на вечные вре­мена, 75‑е пра­вило VI Все­лен­ского Собора (680–681) гласит:
«Желаем, чтобы при­хо­дя­щие в цер­ковь для пения, не упо­треб­ляли бес­чин­ных воплей, не вынуж­дали из себя неесте­ствен­ного крика и не вво­дили ничего несо­об­раз­ного и несвой­ствен­ного Церкви…».

К этому же вре­мени окон­ча­тельно опре­де­ли­лось и отно­ше­ние к музы­каль­ным инстру­мен­там, кое-где участ­во­вав­шим в бого­слу­же­ниях. В книге мч. Иустина († 166) «Певец» гово­рится, что «…петь Богу на без­душ­ных инстру­мен­тах… не допу­щено». С этих пор в Восточ­ных пра­во­слав­ных Церк­вах, а равно и в Запад­ных до VIII века, бого­слу­жеб­ное пение было строго вокаль­ным везде и всюду.

Людей к пению, — гласит цер­ков­ная песнь,— воз­глав­ляет бла­го­дать. Согласно с этим и спо­соб­ность к пению при­зна­ется особым даром Божиим. Соста­ви­те­лями цер­ков­ных пес­но­пе­ний были люди, про­си­яв­шие муд­ро­стью, бла­го­че­стием и свя­то­стью жизни:

Свя­щен­но­му­че­ник Игна­тий Бого­но­сец, еп. Антио­хий­ский, уже упо­ми­нав­шийся нами устро­и­тель анти­фон­ного пения.

Свя­ти­тель Кли­мент Алек­сан­дрий­ский – соста­ви­тель мно­же­ства гимнов и песней своего вре­мени, опре­де­лив­ших цер­ков­ный харак­тер пения.

Муче­ник Иустин Фило­соф – автор книги «Певец», где собраны хри­сти­ан­ские гимны и дан поря­док их испол­не­ния.

Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий, архиеп. Алек­сан­дрий­ский – уста­но­вил рас­пев­ное чтение при бого­слу­же­нии. Пение в Алек­сан­дрий­ской Церкви при нем про­из­во­дило на совре­мен­ни­ков потря­са­ю­щее впе­чат­ле­ние своею чин­но­стью, строй­но­стью, и вместе с тем душев­но­стью и про­сто­той. Бла­жен­ный Авгу­стин, слушая это пение, плакал: «Тро­га­тель­ные звуки пора­жали мой слух, а истина, заклю­чав­ша­яся в них, про­ни­кала в мое сердце и воз­буж­дала бла­го­во­ние».

Прп. Ефрем Сирин – соста­ви­тель многих пес­но­пе­ний и напе­вов, учре­ди­тель гре­че­ской крю­ко­вой нота­ции.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, архиеп. Кон­стан­ти­но­поль­ский – много потру­дился словом и делом для бла­го­устрой­ства цер­ков­ного пения. Он впер­вые орга­ни­зо­вал насто­я­щий пев­че­ский хор под управ­ле­нием при­двор­ного музы­канта, при­ни­мав­ший уча­стие в литур­гиях и все­нощ­ных.

Прп. Роман Слад­ко­пе­вец, диакон – творец конда­ков, кото­рых он напи­сал до тысячи (среди них – «Дева днесь», «В молит­вах неусы­па­ю­щую», «Душе моя» Прп. Иоанн Дамас­кин – роль кото­рого в исто­рии цер­ков­ного пения заслу­жи­вает отдель­ного рас­сказа. Он соста­ви­тель многих цер­ков­ных пес­но­пе­ний и уста­но­ви­тель в нашей Церкви Осмогласия—основного закона еже­днев­ного бого­слу­жеб­ного пения.

В Запад­ных Церк­вах много забо­ти­лись об устрой­стве пения:

Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский – памят­ни­ком его трудов оста­лась книга «Анти­фо­на­рий», в кото­рой поло­жены были на ноты состав­лен­ные им гимны (среди них «Тебе Бога хвалим»).

Свя­ти­тель Гри­го­рий Двое­слов – устроил в Риме пев­че­скую школу, про­су­ще­ство­вав­шую около 300 лет, в кото­рой бла­го­го­вейно сохра­ня­лись под­лин­ник его Цер­ков­ного Устава и бич для нака­за­ния певчих.

Суще­ствует немало при­ме­ров того, что цер­ков­ное пение есть дело бого­угод­ное и что люди, над­ле­жаще его упо­треб­ля­ю­щие, поль­зу­ются особым покро­ви­тель­ством Божиим, пре­иму­ще­ственно через Матерь Божию. Так, прп. Роман Слад­ко­пе­вец полу­чил дар пес­но­пе­ния через свиток, данный ему Бого­ма­те­рью. Она же исце­лила отсе­чен­ную руку Иоанна Дамас­кина. Подоб­ного же явле­ния и исце­ле­ния удо­сто­ился афон­ский певец XIV в. Иоанн Куку­зель. По пре­да­нию Матерь Божия яви­лась прп. Косме Маюм­скому, соста­ви­телю «Чест­ней­шей» и «… с весе­лием рекла: “При­ятны Мне те, кото­рые поют духов­ные песни, но нико­гда Я столь близка не бывала к ним, как когда поют они сию новую песнь твою”».

По про­ше­ствии два­дцати веков хри­сти­ан­ской исто­рии цер­ков­ное пение, сливая воедино музыку и слова молитвы, воз­дей­ствует на людей все с той же бла­го­дат­ной силой – воз­вы­шает душу над земным, при­ми­ряет нас с самими собой и с ближ­ним, умень­шает наши немощи, облег­чает наши скорби, при­водя нас в состо­я­ние, так зна­ко­мое каж­дому моля­ще­муся в пра­во­слав­ном храме, когда, по слову поэта:

С души как бремя ска­тится. Сомне­нье далеко. И верится, и пла­чется. И так легко, легко!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *