Церковные предания что это

Священное Предание: игнорировать нельзя чтить! Где ставить запятую?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Церковные предания что это. Смотреть фото Церковные предания что это. Смотреть картинку Церковные предания что это. Картинка про Церковные предания что это. Фото Церковные предания что это

Фрагмент картины Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел»

Апостол Павел, обращаясь к христианам, говорит: «…Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2). А вот Мартин Лютер послания самого св. Павла к области «Предания» не относил, но считал частью «Писания». Подобно ему думают современные протестанты. Так что же это такое – «Предание»?

Определение понятия

Слово имеет два значения:

Что такое Священное Предание в христианстве

Вот как определял его богослов II в. Тертуллиан:

А Апостол Павел, пишет своим духовным детям из Фессалоник: «…стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15).

Таким образом, христиане первых веков не делали различий между «правилами веры», что зафиксированы письменными текстами, и такими, что передавались устно.

Церковные предания что это. Смотреть фото Церковные предания что это. Смотреть картинку Церковные предания что это. Картинка про Церковные предания что это. Фото Церковные предания что это

Эль Греко
Апостолы Пётр и Павел. Около 1587—1592 года
Холст, масло. 121,5 × 105 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Что передает Священное Предание

Прежде всего, основу веры – Истину о Боге, явленную Самим Иисусом Христом, переданную Им ученикам, а затем – через преемство традиции дошедшую до наших дней.

Как передается вера?

Хорошо известно: она – дар Божий. В ней нельзя «убедить», не стоит рассказывать тем, кто не испытал на себе прикосновения Благодати. Этот дар Духа от дня Пятидесятницы доныне передается, как известно, через возложение рук, молитву – Апостолов, их учеников, поставленных ими епископов. Благодатное освящение до наших дней – основа жизни Церкви. Характерно, что протестанты, исходящие из принципа «только Писание», ныне не имеют священства, не почитают святых – то есть отказались от даров, сообщенных Апостолам от Самого Бога.

Если же говорить о словесной проповеди веры, исторически первым способом передачи ее истин было устное слово – Христа, затем Его учеников, через многие годы – уже их духовных детей.

Известны ли писания Христа?

От Самого Основателя христианства не осталось никаких письменных сочинений, Его проповедь была живым словом, а не письменными текстами, а записана была по крайней мере через несколько десятилетий. Большинство Евангелий появилось в 60-е гг. I в., последнее по времени – св. Иоанна Богослова – даже на рубеже I и II вв. Правда, существует рассказ о письме Христа Авгарю, правителю города Эдессы (сейчас – Урфа).

Церковные предания что это. Смотреть фото Церковные предания что это. Смотреть картинку Церковные предания что это. Картинка про Церковные предания что это. Фото Церковные предания что это

Эдесский царь Авгарь отправляет письмо Христу. Миниатюра из Алавердского Евангелия. 1054 г. (Л. 316 об.)

По крайней мере, несколько десятилетий письмо хранилось над вратами Эдессы вместе с Нерукотворным Образом Спасителя (художник так и не смог написать Его, так что Христос Сам отерся платом, на котором чудесно отпечатался образ). Но обе реликвии не дошли до наших дней. А вот слова Господа, когда-то поизносившиеся на улицах городов Иудеи – дошли, благодаря писаниям Его учеников.

Как создавалось «Писание»?

Более 20 лет также устной была проповедь Апостолов. Лишь с распространением христианства за пределы Иудеи, когда христиан было уже много по всей Римской империи, естественным образом потребовались письменные послания. Понятно, что, так как из всех Апостолов на проповеди среди язычников более всего потрудился св. Павел, ему принадлежат первые из них. Как полагают церковные историки, древнейшим из них может быть Послание ап. Павла к Галатам, созданное около 48 г. – примерно на 10 лет раньше Евангелий.

Через некоторое время христиане ощутили потребность также в письменном изложении истин, передававшимся Спасителем изустно. Так появились Евангелия. С.С.Аверинцев обращает внимание, что в оригинале это – рифмованный текст (к сожалению, при переводах рифма утрачена). Ученый писал:

А это значит, что Евангелия сначала были устным, а не письменным текстом – то есть собственно устное слово, оказывается, старше Писания.

Священное Предание, Священное Писание и Библия – в чем разница

Итак, устное слово – как передача веры – предшествует передаче ее же истин на письме. Более того, исходя из слов Тертуллиана о том, что оно восходит к Самому Христу, можно сказать, что устное слово – вообще первая форма передачи христианских истин, долгое время – даже основная, если не единственная. Впоследствии же появляются письма, потом книги – сначала послания Апостолов, затем – Евангелия, наконец – подобным же образом, через писания, наряду с устным словом, передают веру последующие святые отцы.

Уже к 60-м гг. ап. Лука (Лк.1:1) констатирует: таких сочинений масса, о Христе, Его земной жизни, проповеди пишут «многие». А за последующие века вопрос об отделении истины от лжи в этих писаниях (и устных рассказах) для Церкви стал уже довольно остро.

Церковные предания что это. Смотреть фото Церковные предания что это. Смотреть картинку Церковные предания что это. Картинка про Церковные предания что это. Фото Церковные предания что это

Что такое Библия, Священное Писание и Священное Предание. Схема

Отношение к Священному Преданию в разных конфессиях

До начала Реформации (31 октября 1517 г.) как католики, так православные держались традиционной для раннего христианства позиции, не различая, передается вера устно или письменно.

Считается, что именно так, в полемике, появилось учение протестантов о том, что Писание важнее чем его «человеческие толкования», таким образом, из дошедшего через века большого Предания была выделена одна часть – письменные тексты.

Понятно, что это совершенно не соответствовало общецерковному пониманию.

Однако в дискуссиях католиков со сторонниками Реформации постепенно сложилось убеждение, ныне характерное для западных христиан: Писание и Предание – два разных источника веры, чаще всего – неравнозначных:

Церковные предания что это. Смотреть фото Церковные предания что это. Смотреть картинку Церковные предания что это. Картинка про Церковные предания что это. Фото Церковные предания что это

Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге

Что к Священному Преданию относят в Православной Церкви

Западные идеи о разделении Писания и Предания с XVII-XVIII вв. проникли также в православное богословие:

У современных же православных богословов можно встретить понимание Предания:

Таким образом, присутствуют как понимание, традиционное для раннего христианства, так позиции, возникшие под западно-христианским влиянием.

Но, как правило, к области Предания относят:

Церковные предания что это. Смотреть фото Церковные предания что это. Смотреть картинку Церковные предания что это. Картинка про Церковные предания что это. Фото Церковные предания что это

Из чего состоит Священное Предание

Что такое «Апостольское предание»

У этого понятия два значения:

Священное Предание и «предания человеческие»

В широком смысле «человеческим» является является весь опыт Церкви, как переданный людьми – Апостолами. Сам Господь также был и остается также совершенным Человеком. Вместе с тем, Он же не раз говорит фарисеям, что они «устранили заповедь Божию преданием» своим, чтут Бога тщетно, «учаще учениям, заповедям человеческим» (Мф.15:6,9). Итак, далеко не все, известное с древности – боговдохновенно, многое внесено «от ума», поврежденного грехом.

Что же является для Церкви критерием того, что тот или иной обычай, текст, богослужебный чин принадлежат к области Предания? Это:

Так что далеко не все «предание человеческое», пусть даже благочестивое, становится Священным, но лишь то, что принимается полнотой Церкви, имеет Божие благословение. Недаром еще на первом Апостольском Соборе (около 42 г.)впервые прозвучала формула: «Изволися Духу Святому и нам».

Церковные предания что это. Смотреть фото Церковные предания что это. Смотреть картинку Церковные предания что это. Картинка про Церковные предания что это. Фото Церковные предания что это

Первое Апостольское Собрание (Собор)

Отношение Священного Предания к апокрифам

О Христе писали как Его приверженцы, так противники или превратные толкователи. Около 400 лет потребовалось Церкви, чтобы определить «канон» признанных священных письменных текстов. Туда не вошло многое из написанного за первые века христианства. Такие произведения именуются «апокрифами» на основании:

Первый род апокрифов, хотя не относится собственно к Писанию, признается хранящим древние христианские традиции, память о событиях.

Протоевангелие Иакова и Евангелие от Никодима – самые «популярные» источники Священного Предания

Первый из этих памятников относится, как установлено, ко II в., второй – к IV в.

Вопрос авторства

Тексты приписываются Иакову, брату Господню, и Никодиму – тайному ученику Христа соответственно. Однако, церковными историками установлено, что:

Таким образом, ученики Христовы явно не могли быть авторами этих текстов, а имена подлинных их создателей история не сохранила.

Церковные предания что это. Смотреть фото Церковные предания что это. Смотреть картинку Церковные предания что это. Картинка про Церковные предания что это. Фото Церковные предания что это

Евангелие от Никодима. Фрагмент 9 или 10 века. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. Текст содержит несколько неоднородных по стилю написания частей, что заставляет предполагать, что они были написаны разными авторами. Самая старая часть текста предположительно датируется IV веком. Предполагаемый ранними христианами оригинал на еврейском языке приписывался Никодиму, отсюда название текста, которое он получил в средневековье — «Евангелие от Никодима».

Другие известные

Среди других апокрифов, признаваемых Церковью как содержащие истины веры:

Церковные предания что это. Смотреть фото Церковные предания что это. Смотреть картинку Церковные предания что это. Картинка про Церковные предания что это. Фото Церковные предания что это

События, описанные в Священном Предании

Где используются

Сказания апокрифов, повествующие о событиях, не вошедших в Евангельские тексты, стали основой целого ряда праздников, посвященных Богородице, а также древней иконографии Воскресения Христова, показывающей Его сошествие в ад.

Церковные предания что это. Смотреть фото Церковные предания что это. Смотреть картинку Церковные предания что это. Картинка про Церковные предания что это. Фото Церковные предания что это

Художник Тициан Вечеллио. Введение Марии в храм. 1485-1490. Фрагмент

Итак, хотя среди богословов иногда можно встретить взгляд на Предание как на иной источник веры, нежели Писание, сама практика богослужебной жизни Православной Церкви хранит древнюю христианскую традицию, считающую Преданием всю совокупность духовного опыта Церкви.

Источник

О Священном Писании и Священном Предании

Церковные предания что это. Смотреть фото Церковные предания что это. Смотреть картинку Церковные предания что это. Картинка про Церковные предания что это. Фото Церковные предания что это
Св. Иоанн Богослов в молчании. 1679 г.

Biblia на древнегреческом означает «книги». Библия состоит из 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Несмотря на то, что ее записывали на протяжении нескольких тысячелетий десятки святых людей на разных языках, она имеет полную композиционную завершенность и внутреннее логическое единство.

Оно начинается с книги Бытия, где описывается начало нашего мира – его сотворение Богом и создание первых людей – Адама и Евы, их грехопадение, распространение человеческого рода и все большее укоренение греха и заблуждений среди людей. Описывается, как нашелся один праведник – Авраам, который поверил Богу, и Бог заключил с ним завет, то есть договор (см: Быт. 17: 7–8). При этом Бог дает два обещания: одно – что потомки Авраама получат землю Ханаанскую и второе, имеющее значение для всего человечества: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12: 3).

Так Бог создает от патриарха Авраама особый народ и, когда тот оказывается в плену у египтян, через пророка Моисея освобождает потомков Авраама, дает им землю Ханаанскую, чем исполняет первое обещание, и заключает завет уже со всем народом (см.: Втор. 29: 2–15).

В других ветхозаветных книгах приводятся подробные указания, связанные с соблюдением этого завета, даются советы о том, как строить свою жизнь, чтобы не нарушать волю Божию, а также рассказывается о том, как избранный Богом народ соблюдал либо нарушал этот завет.

При этом Бог призывал в народе пророков, через которых возвещал Свою волю и давал новые обетования, в том числе о том, что «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет » (Иер. 31: 31). И что этот новый завет будет вечным и открытым для всех народов (см.: Ис. 55: 3, 5).

О жизни, смерти и воскресении Христа повествуют новозаветные книги Евангелия, а книга Деяний апостольских рассказывает о появлении Церкви Божией, то есть сообщества верных, христиан, нового народа, искупленного кровью Господа.

Наконец последняя книга Библии – Апокалипсис – повествует о конце нашего мира, грядущем поражении сил зла, всеобщем воскресении и страшном суде Божием, за которым следует справедливое воздаяние для каждого и исполнение обещаний нового завета для последовавших за Христом: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1: 12).

Значение Священного Писания

По Своей любви к нам Бог возводит отношения с человеком на такую высоту, что не повелевает, но предлагает заключить договор. И Библия – это священная книга Завета, договора, добровольно заключенного между Богом и людьми. Это слово Божие, которое не содержит ничего, кроме истины. Оно обращено к каждому человеку, и каждый человек из него может узнать не только правду о мире, о прошлом и будущем, но и правду о каждом из нас, о том, какова воля Божия и как мы можем следовать ей в своей жизни.

Если Бог, будучи благим Создателем, пожелал бы открыть Себя, то мы должны были бы ожидать, что Свое слово Он постарается донести до как можно большего количества людей. И действительно, Библия является самой распространенной в мире книгой, она переведена на самое большее число языков и издана самым большим числом экземпляров, чем любая другая книга.

Таким образом людям дается возможность узнать и Самого Бога, и Его планы, касающиеся нашего спасения от греха и смерти.

Историческую достоверность Библии, особенно Нового Завета, подтверждают древнейшие рукописи, написанные тогда, когда еще были живы очевидцы земной жизни Иисуса Христа; в них мы находим тот же текст, что и употребляемый ныне в Православной Церкви.

Божественное авторство Библии подтверждается множеством чудес, в том числе ежегодным схождением чудесного Благодатного огня в Иерусалиме – на том месте, где воскрес Иисус Христос, и именно в день, когда православные христиане готовятся праздновать Его воскресение. Кроме того, в Библии содержатся многочисленные предсказания, которые исполнились в точности спустя много веков после того, как были записаны. Наконец, Библия до сих пор могущественно действует на сердца людей, преображая их и обращая на путь добродетели и показывая, что Автор ее до сих пор заботится о Своем творении.

Поскольку Священное Писание внушено Богом, то православные христиане верят ему беспрекословно, ибо вера словам Библии есть вера словам Самого Бога, Которому православные христиане доверяют как заботливому и любящему Отцу.

Отношение к Священному Писанию

Чтение Священного Писания приносит огромную пользу для всякого, кто желает исправить свою жизнь. Оно просвещает душу истиной и содержит ответы на все возникающие перед нами трудности. Нет ни одной проблемы, которая не могла бы получить разрешения в слове Бога, потому что именно в этой книге изложены те самые духовные закономерности, о которых мы упоминали выше.

Человека, который читает Библию и старается жить в соответствии с тем, что говорит в ней Бог, можно сравнить с путником, идущим глубокой ночью по незнакомой дороге с ярким фонарем в руке. Свет фонаря делает для него путь легким, позволяя находить нужное направление, а также избегать ям и луж.

Того же, кто лишен чтения Библии, можно сравнить с путником, вынужденным идти в непроглядной тьме без фонаря. Он заходит не туда, куда бы хотел, часто спотыкается и падает в ямы, расшибаясь и пачкаясь.

Наконец, того, кто читает Библию, но не стремится приводить свою жизнь в соответствие с теми духовными законами, которые в ней изложены, можно уподобить такому неразумному путнику, который, проходя ночью по незнакомым местам, держит фонарь в руке, но не включает его.

Кто же может стать таким путеводителем? Если слова Священного Писания составляли люди, просвещенные Духом Святым, то, естественно, объяснить их правильно могут только люди, просвещенные Духом Святым. А таким человеком становится тот, кто, научившись от апостолов Христовых, пошел по пути, открытому Господом Иисусом Христом в Православной Церкви, окончательно отказался от греха и соединился с Богом, то есть стал святым. Иными словами, хорошим путеводителем в изучении Библии может быть лишь тот, кто сам прошел весь путь, предлагаемый в ней Богом. Такого путеводителя православные находят, обращаясь к Священному Преданию.

Священное Предание: едина истина

В любой хорошей семье есть семейные предания, когда люди из поколения в поколение с любовью передают рассказы о чем-то важном из жизни своего предка, и благодаря этому память о нем сохраняется даже у тех потомков, которые никогда его лично не видели.

Церковь тоже особого рода большая семья, потому что объединяет тех, кто через Христа был усыновлен Богу и стал сыном или дочерью Отца Небесного. Неслучайно поэтому в Церкви люди обращаются друг к другу со словом «брат» или «сестра», потому что во Христе все православные христиане становятся духовными братьями и сестрами.

И в Церкви также существует передаваемое из поколения в поколение Священное Предание, восходящее к апостолам. Святые апостолы общались с Самим воплощенным Богом и от Него узнали истину непосредственно. Эту истину они передавали другим людям, в которых была любовь к истине. Что-то апостолы записали, и это стало Священным Писанием, но что-то передавали не записывая, а устно либо самим примером своей жизни – как раз это и сохраняется в церковном Священном Предании.

И об этом говорит в Библии Дух Святой через апостола Павла: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держитесь предания так, как я передал вам. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11: 2, 23).

В Священном Писании апостол Иоанн пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 12).

И вот у православных христиан эта радость полна, потому что в церковном Предании мы слышим живой и вечный голос апостолов, «устами к устам». Православная Церковь сохраняет истинное предание блаженного учения, которое прямо, как сын от отца, приняла от святых апостолов.

Для примера можно привести слова древнего православного святого Иринея, епископа Лионского. Он писал уже в конце II века после Рождества Христова, но в юности был учеником святого Поликарпа Смирнского, который лично знал апостола Иоанна и других учеников и свидетелей жизни Иисуса Христа. Вот как об этом пишет святой Ириней: «Тогдашнее я помню тверже, чем недавнее; ибо что мы узнали в детстве, то укрепляется вместе с душой и укореняется в ней. Так, я мог бы описать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп; могу изобразить его походку, образ его жизни и внешний вид, его беседы к народу, как он рассказывал о своем обращении с апостолом Иоанном и с прочими самовидцами Господа, как он припоминал слова их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его чудесах и учении. Так как он слышал все от самовидцев жизни Слова, то он рассказывал согласно с Писанием. По Божией милости ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моем сердце – и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти».

Вот почему, читая книги, написанные святыми отцами, мы видим в них изложение той же истины, которая была изложена апостолами в Новом Завете. Таким образом, Священное Предание помогает правильно понимать Священное Писание, отличая истину от лжи.

Священное Предание: едина жизнь

Даже семейное предание включает не только рассказы, но и определенный образ действий, основанный на жизненных примерах. Давно известно, что дела учат лучше, чем слова, и что любые слова получают силу лишь если не расходятся, а подкрепляются жизнью того, кто говорит. Нередко можно видеть, что дети в своей жизни поступают так же, как на их глазах в этой ситуации поступали родители. Итак, семейное предание – это не только передача определенной информации, но и передача определенного образа жизни и действий, которые воспринимаются лишь при личном общении и совместной жизни.

Точно так же и Священное Предание Православной Церкви – это не только передача слов и мыслей, но и передача святого образа жизни, угодного Богу и согласного с истиной. Первые святые Православной Церкви, как, например, святой Поликарп, были учениками самих апостолов и восприняли это от них, а последующие святые отцы, как, например, святой Ириней, были их учениками.

Вот почему, изучая описание жизни святых отцов, мы видим в них те же подвиги и выражение той же любви к Богу и людям, какие видны в жизни апостолов.

Священное Предание: един Дух

Всякий знает, что когда обычное человеческое предание пересказывается в семье, то с течением времени нередко что-то забывается, а что-то, наоборот, придумывается новое, чего не было на самом деле. И если кто-то из старшего поколения, услышав, как молодой член семьи неправильно пересказывает историю из семейного предания, может его поправить, то когда умирают последние очевидцы, такой возможности уже не остается, и с течением времени семейное предание, передаваемое из уст в уста, постепенно теряет какую-то часть истины.

Но Священное Предание как раз и отличается от всех человеческих преданий именно тем, что никогда не теряет ни одной части истины, полученной вначале, потому что в Православной Церкви всегда существует Тот, Кто знает, как все было и как есть на самом деле – Святой Дух.

Во время прощальной беседы Господь Иисус Христос сказал Своим апостолам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины… Он с вами пребывает и в вас будет… Утешитель, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 14: 16–17, 26; 15: 26).

И Он исполнил это обещание, и Дух Святой сошел на апостолов, и с тех пор все 2000 лет пребывал в Православной Церкви и пребывает в ней доныне. Древние пророки, а позднее апостолы могли изрекать слова истины потому, что общались с Богом и Дух Святой вразумлял их. Однако после апостолов это вовсе не прервалось и не исчезло, ибо апостолы как раз и трудились ради того, чтобы приобщить к этой возможности других людей. Поэтому совсем не удивительно, что преемники апостолов – святые отцы – также общались с Богом и были вразумляемы Тем же Самым Святым Духом, что и апостолы. И поэтому, как свидетельствует святой Иоанн Дамаскин, один «отец не противоборствует [другим] отцам, потому что все они были общниками одного Святого Духа».

Итак, Священное Предание – это не только передача определенной информации об истине и примера жизни по истине, но и передача общения с Духом Святым, Который всегда готов напомнить об истине и восполнить все, что человеку недостает.

Священное Предание – это вечная, не стареющая память Церкви. Святой Дух, всегда действующий через верно служащих Богу отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения. Оно имеет не меньшую силу, чем Священное Писание, потому что источник того и другого есть один и тот же Святой Дух. Поэтому, живя и учась в Православной Церкви, в которой преемственно продолжается устная апостольская проповедь, человек может изучать истину христианской веры и стать святым.

В чем выражается Священное Предание видимым образом

Итак, Священное Предание – это полученная от Бога истина, передаваемая из уст в уста от апостолов через святых отцов вплоть до нашего времени, сохраняющаяся живущим в Церкви Духом Святым.

В чем конкретно можно узнать выражение этого Предания? Прежде всего, авторитетнейшими выразителями его для православных христиан являются постановления Вселенских и Поместных Соборов Церкви, а также писания святых отцов, их жития и богослужебные песнопения.

Как точно определить Священное Предание в тех или иных конкретных случаях? Обращаясь к упомянутым источникам и держа при этом в уме принцип, выраженный святым Викентием Лиринским: «То, во что верили все, всегда и всюду в Православной Церкви».

Отношение к Священному Преданию

Православие не имеет нужды искать истину: оно ею обладает, ибо Церковь уже содержит всю полноту истины, преподанную нам Господом Иисусом Христом и Духом Святым через апостолов и учеников их – святых отцов.

Обращаясь к свидетельству, которое они явили словом и жизнью, мы постигаем истину и вступаем на тот путь Христов, по которому святые отцы прошли вслед за апостолами. А путь этот ведет к соединению с Богом, к бессмертию и блаженной жизни, свободной от всех страданий и всякого зла.

Святые отцы были не просто древними интеллектуалами, а носителями духовного опыта, святости, из которой питалось их богословствование. Все святые пребывали в Боге и поэтому имели одну веру, как Дар Божий, как священное сокровище и вместе с тем норму, идеал, путь.

Добровольное, благоговейное и послушное следование святым отцам, просвещенным Духом Святым, избавляет нас от рабства лжи и дает подлинную духовную свободу в истине, по слову Господа: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32).

К сожалению, не все люди оказываются готовы так поступить. Ведь для этого нужно смириться, то есть преодолеть свою греховную гордыню и самолюбие.

Современная западная культура, основанная на самолюбии, нередко учит человека считать себя мерилом всего, на все смотреть свысока и мерить узкими рамками своего рассудка, своих представлений и вкусов. Но такой подход служит плохую службу тем, кто его воспринимает, ведь с таким подходом невозможно стать лучше, совершеннее, добрее и даже попросту умнее. Невозможно расширить рамки своего рассудка, если не признать, что существует нечто большее, лучшее и совершеннейшее, чем мы сами. Необходимо смирить свое «я» и признать, что для того, чтобы стать лучше, мы должны не все истинное, святое и совершенное оценивать по себе, а, наоборот, себя оценивать в соответствии с ним, и не только оценивать, но и менять.

Так что всякому христианину надлежит подчинить свой ум Церкви, ставить себя не выше и не вровень, а ниже святых отцов, верить им больше, чем самому себе, – такой человек никогда не собьется с пути, ведущему к вечной победе.

Поэтому, когда православный христианин открывает духовную книгу, он молится Господу, чтобы Он благословил это чтение и дал уразуметь то, что полезно, и при самом чтении старается быть расположенным с открытостью и доверием.

[1] Ириней Лионский, святой. Против ересей. III.12.11.

[2] Афанасий Великий, святитель. Окружное послание против ариан. 4.

[3] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Послание к римлянам. 0.1.

[4] Ефрем Сирин, преподобный. Творения. М., 1912. Ч. 3. С. 99.

[5] См.: Иероним Стридонский, блаженный. Письмо к Павлину.

[6] Ириней Лионский, святой. Против ересей. III. 4.

[7] Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года. 11 апреля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *