Цевка что это за материал
Резьба по кости: инструменты и материалы
Резьба по кости – это старейшее искусство, которое зародилось еще в доисторические времена. Сейчас оно является относительно редким и необычным хобби. Но освоив его можно создавать настоящие произведения искусства: скульптуры, украшения, предметы интерьера и прочее. При этом они будут уникальные и незаурядные. Свои изделия можно подарить или при желании превратить хобби в бизнес и продавать поделки за неплохую цену. Главное – иметь желание и запастись необходимыми материалами и инструментами.
Материалы
В качестве материалов для своих поделок косторезы используют кости и рога животных. Особенно ценятся изделия из редких материалов – бивня мамонта или слона, клыка моржа, рога носорога и т.п. Соответственно, найти их непросто, да и цена кусается. Для начинающих подойдет цевка, то есть кости таких животных, как быки, лошади, лоси, олени и другой крупны рогатый скот, либо их костяные рога.
Кость разных животных отличается как по своему виду, так и по свойствам. Останки мамонта, конечно, очень прочные и красивые, но не стоит отворачиваться от простых костей коровы или свиньи, так как они обладают достаточной плотностью и их легко обрабатывать. Главное запомнить, что лучше всего вбирать кости нижних конечностей, так как они толстые и очень плотные, что делает их менее подверженными переломам или растрескиванию.
Материалы можно купить в специализированных онлайн-магазинах или на тематических форумах, либо самый простой вариант – купить цевку на мясном рынке.
Однако, перед тем, как делать изделие из цевки, нужно ее подготовить. Подготовка включает несколько этапов:
Напоследок заготовки промывают и высушивают естественным способом. Теперь из них можно создавать шедевры!
Средства индивидуальной защиты
Во время обработки кости обязательно потребуется такое защитное снаряжение:
Не стоит пренебрегать этими средствами, иначе можно «заработать» всевозможные заболевания.
Инструменты
Для изготовления простых фигур может быть достаточно нескольких инструментов, но чтобы сделать поделку сложной конфигурации, потребуется полный набор.
Что должно быть в арсенале костореза:
Важно: обычно для того, чтобы распилить заготовку, резчики зажимают ее в тисках с деревянными подкладками. Для дальнейшей работы тиски не подходят, так как они могут привести к расколу изделия.
Интересно знать: некоторые мастера предпочитают использовать самодельные инструменты – клепики, втиральники, коготки и пр.
С набором этих основных инструментов можно изготовить самые разнообразные поделки, на что хватит фантазии! Эскизы, мастер-классы, а также полезную информацию о резьбе по кости можно найти на просторах интернета или в специализированной литературе.
Разновидности кости, используемые в резьбе
О бивне мамонта мы уже писали статью, здесь же рассмотрим другие виды кости, пригодные для резьбы. Одни из них более доступные, чем бивень мамонта, другие виды кости, некогда пользовавшиеся большой популярностью, сейчас находятся под запретом.
Цевка (простая кость)
Наиболее доступная кость, подходящая для резьбы — цевка (кость крупных рогатых животных). Эта кость широко использовалась в декоративно-прикладном искусстве. Из неё возможно изготовить шкатулки, кубки, украшения и многое другое. Кость довольно пластична, хорошо обрабатывается бормашиной и ручным инструментом, поддаётся полировке.
Перед резьбой эту кость нужно предварительно подготовить. Для этого её сначала варят несколько часов, чтобы отделить от остатков мяса и обезжирить, затем отбеливают и только после этого кость можно обрабатывать. Плотность кости зависит от возраста и питания животного.
Животную кость широко использовали в резьбе разные народы, на русском Севере использовали коровью кость, в Средней Азии использовали челюсти лошади, верблюда и другие части скелета животных.
Эта кость не обладает красивыми оттенками, как бивень мамонта, её не редко окрашивают в зелёный или коричневый тона для придания более благородного оттенка. На этой кости, как и на клыках моржа широко применяется цветная гравировка.
Трубчатая форма кости диктует её применение, иногда сама форма подсказывает художнику будущее изделие, не редко кость распиливают на пластины, обклеивают ими шкатулки и ларцы. Из неё также возможно изготовление монтированной скульптуры, т.е. состоящей из нескольких отдельных, заранее подготовленных деталей.
Рога крупного рогатого скота
В резьбе очень широко используются рога различных животных: рога крупного скота, рога лося и рога оленя.
Такая популярность обуславливается доступностью этого материала. Купить его не сложно, стоит рог не дорого. Для резьбы могут подойти любые, даже поломанные рога, а вот для интерьера востребованы только целые, а ещё лучше парные рога одного животного, они стоят естественно дороже.
Рога крупного рогатого скота имеют слоистую структуру, при этом обладают высокой упругостью. Такие рога являются отходами мясной промышленности. Этот материал обладает интересными художественными качествами, имеет богатую цветовую палитру. Прочность, пластичность и изменение формы при нагревании — главные свойства, которые поспособствовали широкому распространению в резьбе этого материала.
Лосиный рог отлично поддаётся обработке, имеет интересную фактуру, позволяет делать рукояти для ножей, панно и даже скульптуру небольшого размера. Единственным пожалуй недостатком этого материала является внутренняя пористость кости, зато внешняя фактура довольно красива и при правильной композиции её можно и нужно использовать в работах.
Рога оленя широко используется в северных районах России. Из него можно делать скульптуру, рукояти для ножей и многое другое. Изделия можно декорировать гравировкой и рельефной резьбой.
Помимо перечисленных видов рогов, существует довольно интересный по своим качествам материал — рог буйвола. Он прекрасно поддаётся обработке, отлично полируется, имеет благородные оттенки: белый, жёлтый и чёрный, иногда янтарный. Его можно купить в готовых пластинах, это прессованный, распрямлённый и склеенный рог. Из него делают накладки для ножей, расчёски, скребки для массажа гуаша, так же можно использовать этот рог для инкрустации, стоит отметить целебные свойства этого материала.
Зуб кашалота
Зуб кашалота — красивый поделочный материал, отлично поддаётся обработке при помощи бормашины, хорошо полируется, имеет толстый слой минерализованного дентина. Во время предварительной обработки, когда вываривается челюсть, пульпа выпадает, и у основания зуба остается пустая, конусообразная полость, что составляет особенность строения этого материала. Благодаря своей плотности и однородности своей структуры этот материал позволяет изготавливать небольшие скульптуры. Использовать его стали из-за ограниченности запасов так называемой благородной кости (бивня мамонта и клыка моржа), по красоте он практически им не уступает, имеет желтовато-розовый оттенок. Сейчас этот материал встречается довольно редко, в продаже обычно попадаются старые запасы, это связано с запретом на отстрел китов. Кроме скульптуры зуб можно использовать для изготовления рукоятей для ножей, рельефной резьбы и цветной гравировки.
Клык моржа по своему строению имеет нечёткий переход от внутренних слоев дентина к минерализованному слою. Пульпа (ее обычно называют шадра) проходит на большую глубину внутри клыка и имеет некрасивую структуру с множеством ячеек. Она довольно хрупкая, при этом обладает довольно большой твёрдостью. Эти качества создают неудобства для создания произведений, в особенности это касается скульптуры, тем не менее клык подходит для создания небольших скульптур. Чаще всего этот материал используют для нанесения цветной гравировки, рельефной резьбы, рукоятей для ножей, твёрдость этого материала позволяет использовать технику ажурной резьбы. Самые крупные клыки имеют длину до 500-800 мм. и весят до 3,5 кг., в среднем клык весит 1 кг.
Клык моржа
Клык моржа добывали на русском Севере, на побережье Белого моря и Северного Ледовитого океана, в районе Новой Земли, островов Вайгач и Колгуев. Кроме того, охота на моржей велась на Чукотском побережье, где лежбища этих животных были особенно значительны. Сейчас этот материал находится под запретом.
Клык моржа отличается твёрдостью, долговечностью и пластичностью. Он гораздо светлее бивня мамонта, с небольшим желтоватым оттенком, обладает прозрачностью. Иногда встречаются морёные клыки, пролежавшие в почве несколько десятков, в то и сотен лет. Такие клыки имеют коричневатый оттенок, такие клыки ценятся выше белых.
Позвонок кита
Позвонок кита тоже используется в резьбе, довольно специфический материал, он пористый как губка, обрабатывается достаточно тяжело, он не поддаётся полировке, но при правильном использовании его удивительной фактуры может получится интересный результат. Такая кость подходит для более монументальной скульптуры, миниатюру из губчатой кости сделать не получится. Изначально жители Чукотки использовали этот материал для создания хозяйственных предметов, например сидения, также использовались в быту рёбра кита. Параметры одного позвонка кита примерно следующие: вес 5,7 кг, ширина 40 см, длина 80 см, высота 20 см.
Вариантов использования этого интересного материала может быть масса, нужно лишь включить воображение!
Зубы мамонта
Зуб мамонта также используется в резьбе, однако среди резчиков он не столь популярен, как бивень мамонта, чаще всего используется для изготовления рукоятий для ножей. У мамонта было всего четыре зуба, строение зубов напоминает тёрку для измельчения растительной пищи. В течении жизни у мамонта менялись зубы шесть раз. Обрабатывается зуб достаточно тяжело, к тому же он крошится.
Стабилизированное дерево и кость
В последнее время для изготовления рукоятей для ножей устойчиво пользуется большим спросом стабилизированная древесина. Стабилизация — это процесс полимеризации материала под вакуумом с использованием жирорастворимых красителей или без них, при этом древесина пропитывается полимерными веществами насквозь. В качестве стабилизатора можно использовать мономерамы и акриловые смоламы. Древесина, подвергшаяся стабилизации, обладает уникальными качествами, она не подвержена климатическим изменениям, не трескается и не деформируется, выдерживает достаточно высокие температуры. Наряду с древесиной можно стабилизировать рога копытных животных, бивни и зубы мамонта, а так же любую другую кость. При этом кость приобретает те же качества, что и дерево при стабилизации.
Кость коровы Стеллера
Эта кость встречается довольно редко, изделия из неё также не часто можно встретить. Однако, это вполне приемлемый материал для не больших скульптур. Стоит отметить, что структура этой кости пористая, поэтому на готовом изделии поры будут заметны. Вместе с этим кость отлично поддаётся обработке, хорошо полируется, она гораздо мягче чем бивень мамонта, но при этом не так «держит» мелкие детали в отличии от более благородной кости. По цвету кость бежево-серая, не имеет ярко выраженной текстуры.
Резьба по кости крупных рогатых животных
Кость крупного рогатого скота (обычная) представляет из себя упругую ткань для соединительного назначения. Минеральные вещества составляют около семидесяти процентов, и органические вещества около тридцати процентов, они образуют костную ткань. Оссеин (часть ткани относящаяся к органической) содержит в себе соли кальция. Уплотненность костной ткани напрямую зависит от пищи, которую употребляет животное, и его возраста.
Простая животная кость не отличается редкими оттенками, не имеет особенного рисунка, или фактуры. В основном ее использовали для рельефной резьбы. Кость позволяет выполнять низкие и тонкие рельефы, тем не менее из “цевки” также создавали рельефную, объемную, ажурную резьбу, и гравировку. Для того, чтобы сделать изделие необычным, пластины из кости окрашивали в цвета коричневых и зеленых оттенков. Существовало несколько видов окрашивания: поверхностное и глубинное. Глубинное окрашивание обычно использовалось для декора ларцов и шкатулок. Это связано с тем, что выравнивание окрашенных пластин выполнялось после сборки предмета. При поверхностном окрашивании, в процессе выравнивания пластин краска могла пострадать. Поверхностное окрашивание применялось для выполнения гравировки. После гравировки орнамент становился белым (естественным цветом кости), а фон оставался цветным. Используя поверхностное окрашивание мастера создавали мягкие переходы от естественного к цветному. Также для декора изделий часто применялась цветная гравировка с использованием геометрического и изобразительного орнамента.
Изделия из костей рогатого скота часто имели цилиндрическую форму и использовались в качестве подставок для ручек, карандашей. Часто создавались различные коробочки с крышками овальной формы. Иногда мастера брали естественную форму за основание, из которого проростали ветви дерева, или другие изображения. Ювелирные украшения из цевки декорировались миниатюрными символичными изображениями растений, животных и птиц. Такие изображения использовались в создании бус и колье (служили звеньями). Также символические изображения животных и растений сочетались с геометрическими элементами. Животную кость часто комбинировали с другими материалами: рогом, металлом, деревом. Обычно дерево использовалось фоном для резных накладок. Так мастера резчики Хотьковской фабрики (в советские времена) выполнили гербы древнерусских городов. Животная кость в украшении одежды часто дополнялась металлом.
Резьба по кости крупных рогатых животных была доступной, так как добыча материала не имела трудностей. Для создания изделий животная кость требует предварительной подготовки. Перед использованием, кость варят несколько часов для обезжиривания, и устранения остатков мяса. После варки кость отбеливают, после чего она становится пригодной для обработки.
Откуда у мамонтов росли бивни
Наиболее любопытным вопросом, касающимся жизни мамонтов, является дискуссия, откуда у мамонтов растут бивни. Бивни представляют собой видоизмененные резцы,…
Цевка что это за материал
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Как отличить бивень мамонта от подделки из другого материала?
Как отличить бивень мамонта от подделки из другого материала?
с разбором реальных примеров
Часть 1. Виды кости в сравнении с бивнем мамонта.
Из-за высокой цены на бивень мамонта за него часто выдают другую, более дешевую кость. Не всегда в этом обмане есть умысел, часто продавец не знает происхождение материала.
Бивень мамонта не запрещен к использованию и экспорту, хотя для вывоза за границу все равно требуется специальное разрешение. При добыче бивней мамонта не страдают животные и не наносится ущерб природе. Основной объем материала добывается в Якутии, в устьях рек Сибири. Общий запас оценивается в 450 тысяч тонн. Добыча других пригодных для резьбы видов кости часто ограничена или запрещена. Например, промысел моржей и кашалотов ограниченно разрешен лишь коренному населению Чукотки, а добыча слоновых бивней законодательно запрещена ООН с 2002 года. Кроме того, антигуманность этих промыслов ставит под вопрос целесообразность использования добываемых таким путем материалов.
Основные внешние признаки бивня мамонта
На фото бивни мамонта различной сохранности и цвета
Подделки и имитации бивня мамонта
На фото цевка коровы и примеры изделий из нее. Хороши видна характерная форма и цвет этой кости.
Бивень слона в настоящее время стоит несколько дешевле бивня мамонта из-за запрета промысла бивней, хотя имеет более пластичную структуру и меньшее количество трещин по сравнению с бивнем мамонта. Провоз современных изделий из слоновой кости через границы запрещен, использование бивней слона в резьбе незаконно, поэтому покупка такого материала не имеет смысла.
Отличить бивень слона от бивня мамонта можно по ряду признаков.
Бивень слона не имеет темной бугристой коры, снаружи он как правило гладкий и светлый. Если сравнивать цельные бивни, то у бивня слона более длинная и объемная пустая конусообразная пульпа, доходящая почти до середины длины, стенки основания бивня более тонкие, чем у бивня мамонта. Также бивень слона имеет более яркий белый перламутровый цвет, так как он не подвергался минерализации в земле в отличие от бивня мамонта.
Внешний вид и поперечные спилы слонового бивня. В сравнении с бивнем мамонта пустота у основания намного объемней, внешний слой коры отсутствует, хотя встречается потемнение наружного слоя со временем.
Клык моржа, зуб кашалота и др.
Эти материалы не имеют сетки на поперечном спиле, цельный кусок имеет небольшие размеры. Клык моржа длиной не более 70 см, с большой пустотой внутри, кора и сетчатая структура отсутствуют, поверхность часто покрыта кракелюрными и четко выраженными продольными трещинами и бороздками. Зуб кашалота обычно 10-15 см в длину, характерной формы. Рога животных тонкостенные и пустотелые, черного или др. темного цвета, характерной формы. Рог лося, позвонки кита и другие скелетные кости имеют на спиле ярко выраженную структуру губки и темный цвет и могут выдаваться за бивень только по незнанию.
Зубы кашалота, внешний вид, длина, поперечный и продольный распил, зубы кашалота в челюсти
Рог носорога и его спил
Часть 2. Определение бивня мамонта. Примеры.
Свежий скриншот с одного портала бесплатных объявлений. На фото поперечного спила видно трубчатую структуру кости. Это позволяет с уверенностью определить, что если кость и принадлежит мамонту, то это никак не бивень. Скорее всего, это окаменелый рог. Имеет определенную ценность, но несопоставимую с ценностью бивня. Для художественной резьбы непригоден.
Еще один скриншот с того же портала. Бивень мамонта имеет сплошную, а не трубчатую структуру, как кость на фото. В лучшем случае, это часть берцовой кости мамонта, не пригодная для художественной резьбы.
Цевка что это за материал
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Резьба по кости в мире: история, страны, происхождение (расширенный вариант статьи)
Резьба по кости в мире: история, страны, происхождение
Предисловие авторов
В силу своей профессии мы интересуемся мировой скульптурой, в частности, скульптурой из кости. Однако интернет-сайты заполнены исключительно однообразными перепечатками о резных костяных изделиях Русского Севера, а между тем Россия не была монополистом и лидером этого вида искусства, хотя именно такое впечатление может сложиться у зрителя, заинтересовавшегося художественной костью. В предлагаемой вашему вниманию статье вы ознакомитесь с основными сведениями о видах кости, с кратким обзором мировой художественной резьбы по кости, ее традициями и темами, и серией иллюстрирующих текст фотографий. Основная часть обзора создана по материалам Metropolitan Museum, British Museum, в меньшей степени других зарубежных сайтов, также использовались материалы авторов.
Бивень мамонта – красивый и пластичный материал, один из древнейших, использовавшихся человеком. Его сплошная, практически без пустот, однородная масса, крупные размеры позволяют выполнить из него любую скульптурную форму. Этот материал легко обрабатывается резцом и имеет красивый сетчатый рисунок. Он сохраняет эффектный внешний вид при самых разных способах обработки – покраске, полировке, гравировке. По твердости он близок к природным камням, таким как янтарь, жемчуг, коралл. Как правило, бивень мамонта добывают в районах вечной мерзлоты на дне рек, в болотах, тундре. В России это северные регионы Сибири, Якутия.
Золотой век резьбы по кости пришелся на 1230 – 1380 гг., когда расширение ее поставок в Европу способствовало ее удешевлению и доступности. Сценами из популярных романов, подвиги Ланселота и многие другие сюжеты украшали зеркала, гребенки, шкатулки из слоновой кости. Скульптуры из кости раскрашивали и снабжали ювелирными украшениями.
В создании первых европейских складных икон (диптихов) европейские художники подражали византийским образцам IX – XI вв. Эта форма иконы оказалась чрезвычайно популярной. Появились полиптихи, состоящие из трех, четырех створок, а также створок, скрепленных в виде книги. Основной сюжет таких икон – сцены жизни Христа или святых. Изображения святых, выполненные частью в рельефе, частью в почти круглой скульптуре, расположены горизонтальными рядами и обрамлены стрельчатыми арками в подражание готической архитектуре
Значительное увеличение поставок кости в Европу в XIX веке резко уменьшило поголовье слонов, но также стимулировало развитие резьбы по кости. Хотя по-прежнему оставались отдельные виртуозные резчики, прежнее высокохудожественное качество скульптур из кости, когда этот материал был редкостью, не могло сохраниться в новой окружающей среде господства массового производства.
В Китае резьба по кости – одна из самых ранних форм искусства. Истоки ее находятся в 30000 – 10000 в. до н. э., когда на равнине реки Хуанхэ водились слоны. Наибольшего расцвета искусство резьбы по кости достигло в эпоху династии Мин (1368-1644), когда Китайская скульптура приобрела ярко выраженный декоративный характер. Из кости начали вырезать всевозможные шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков и т. п.