Цфо 2 росатом что это
Финансовая структура
Финансовая и организационная структуры тесно связаны, но могут не совпадать. Каждый бюджетный период начинается с актуализации финансовой структуры, с целью корректного распределения полномочий и ответственности. Часто изменение финансовой структуры приводит к изменениям в организационной структуре.
Как построить финансовую структуру?
1. Описать бизнес-процессы и функции подразделений: реализация, закупки, логистика, производство, бухгалтерия, кадровая служба и т.д. для определения статей доходов и расходов, на которые могут влиять те или иные подразделения;
2. Классифицировать центры финансовой ответственности в зависимости от полномочий и ответственности руководителей ЦФО;
3. Определить иерархию центров ответственности и их взаимосвязи.
Иерархия центров ответственности в финансовой структуре
Как правило, финансовая структура имеет несколько уровней подчиненности.
Руководители ЦФО несут ответственность за выполнение поставленных задач и должны обладать необходимыми для этого полномочиями и ресурсами. В зависимости от полномочий и ответственности руководителей структурная единица может быть центром затрат, центром доходов, центром прибыли, центром инвестиций.
Виды центров финансовой ответственности:
Руководитель ЦФО несет ответственность за:
Рекомендуем посетить семинары по теме:
Проведен семинар «Управление затратами. Калькулирование себестоимости» для сотрудников экономического управления Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ».
Школа бизнеса Альфа провела корпоративный семинар «Управление дебиторской задолженностью» для сотрудников дистрибуторской компании «Лит Трейдинг».
О том, как меняется спрос на корпоративное дистанционное обучение и о тенденциях в бизнес-образовании, рассказала Сообществу менеджеров портала Executive.ru директор Школы бизнеса «Альфа» Алла Уварова.
В Москве прошел семинар «Планирование и бюджетирование: лучшие практики на предприятиях ТЭК» для представителей финансово-экономических служб корпорации «Газпром».
В Рязани состоялся семинар по финансовому анализу для экономистов Рязанского конструкторского бюро «Глобус».
Школа бизнеса Альфа провела семинар «Финансы для нефинансистов» для директоров филиалов АО «Росжелдорпроект».
Состоялся семинар по ценообразованию для сотрудников коммерческого и финансово-экономического подразделений Объединения «РОСИНКАС» Центрального Банка РФ.
В Москве прошли семинары по бюджетированию и управлению казначейством для представителей финансово-экономических служб предприятий корпораций «Газпром» и «Роснефть».
Отзывы участников семинаров:
Цфо 2 росатом что это
от 3 июня 2014 года N 1/512-П
В целях установления единых требований к составу и содержанию обоснований инвестиций (ОБИН)
2.1. Обеспечить принятие в возглавляемой организации Корпорации локальных нормативных актов организации Корпорации, предусматривающих обязательность применения Методических рекомендаций.
2.2. Обеспечить принятие в возглавляемой организации Корпорации локальных нормативных актов организации Корпорации, необходимых для организации деятельности в соответствии с Методическими рекомендациями.
2.3. Обеспечить отмену действующих локальных нормативных актов организации Корпорации, противоречащих Методическим рекомендациям.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на директора по капитальным вложениям Сахарова Г.С.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Госкорпорации «Росатом»
от 3 июня 2014 года N 1/512-П
Единые отраслевые методические рекомендации по разработке обоснований инвестиций (ОБИН)
1. Назначение и область применения
1.2. Настоящие Методические рекомендации применяются при выполнении процесса «Управление стоимостью проектов капитальных вложений» группы процессов «Управление капитальными вложениями».
1.4. Настоящие Методические рекомендации предназначены для применения инвесторами, застройщиками, проектными, проектно-строительными организациями, иными организациями-участниками процесса сооружения объектов КС в целях определения стоимости сооружения и основных технических характеристик объекта на стадии обоснования инвестиций.
1.5. Пользователями Методических рекомендаций являются работники Корпорации, ее организаций, вовлеченные в управление проектами и мероприятиями в форме капитальных вложений и заинтересованные в результатах их реализации.
2. Термины, определения и сокращения
В настоящем документе использованы сокращения:
Директор по капитальным вложениям
Декларация о намерениях
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
Объект использования атомной энергии или иной объект капитального строительства
Центр финансовой ответственности 2-го уровня в соответствии с периметром консолидации
В рамках программы капитальных вложений ЦФО-2 применяется приложение к бизнес-плану или описанию содержания проекта «Проекты, предусматривающие строительство, реконструкцию или техническое перевооружение, учитываемые как проекты капитальных вложений в рамках инвестиционного проекта».
3. Основные положения
3.1. Общие требования к ОБИН.
3.1.1. Разработка ОБИН является обязательным этапом при подготовке сооружения объекта КС.
3.1.2. При разработке ОБИН необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, другими государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность, нормативными документами Корпорации и настоящими Методическими рекомендациями.
При разработке ОБИН работы, связанные с использованием информации ограниченного доступа, осуществляются с соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и локальных нормативных актов Госкорпорации «Росатом» по защите сведений, составляющих государственную тайну, иной информации ограниченного доступа.
3.1.3. Обоснования инвестиций разрабатываются, как правило, застройщиком (техническим заказчиком) с привлечением на договорной основе проектных, проектно-строительных организаций.
Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, в случае привлечения к разработке ОБИН проектных, проектно-строительных организаций является договор.
3.1.4. Результаты разработки ОБИН служат основанием для принятия решения о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической и социальной целесообразности инвестиций в строительство объекта КС, получения необходимых заключений и согласований для дальнейших этапов по подготовке сооружения объекта КС.
3.1.5. ОБИН служит основой для подготовки технико-экономических обоснований при формировании проекта федеральной адресной инвестиционной программы в соответствии с установленными правилами [4.5], для подготовки материалов, необходимых при проведении проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения [4.3, 4.8, 4.9, 4.10, 4.16], для подготовки материалов в соответствии с положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием [4.4] (в случае необходимости).
3.1.6. ОБИН подлежит обязательному представлению в Корпорацию.
3.1.7. Данные утвержденного ОБИН являются исходными данными для разработки задания на проектирование, исходными данными для установления предельной стоимости строительства объекта КС, используемой при реализации отраслевой программы мотивации участников инвестиционно-строительных проектов Госкорпорации «Росатом» на сокращение стоимости и сроков сооружения объектов использования атомной энергии.
3.2. Порядок разработки, согласования и утверждения ОБИН.
3.2.1. Застройщик (технический заказчик), исходя из целей инвестирования и исследования ситуации на рынке продукции и услуг, с учетом решений и рекомендаций, принятых в программах, прогнозах, схемах развития и размещения производительных сил и иных материалов, составляет ДОН.
3.2.2. Целью формирования ДОН является предварительное согласование с субъектом Российской Федерации размещения на его территории объекта КС и определение потенциальных пунктов или площадок для рассмотрения на дальнейших стадиях процесса подготовки и сооружения объекта КС, оценка возможностей инвестирования и достижения намечаемых технико-экономических показателей. Подготовленная ДОН утверждается Корпорацией в установленном порядке.
3.2.3. По результатам положительного рассмотрения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ДОН, на основании исследований на стадии ДОН застройщик (технический заказчик) принимает решение о разработке ОБИН.
3.2.4. Целью разработки ОБИН является технико-экономическое и финансовое обоснование выбора приоритетной площадки для размещения объекта КС, осуществление оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), проведение комплекса технико-экономических и социальных исследований, в том числе путем организации общественных слушаний, для принятия решения о целесообразности инвестирования в строительство объекта КС, оформление акта выбора земельного участка для выполнения проектно-изыскательских работ и принятие решения о разработке проектной документации.
3.2.5. Застройщик (технический заказчик) заключает договоры на разработку ОБИН и проектной документации на строительство объекта КС в объеме, необходимом и достаточном для получения лицензии на размещение и сооружение, а также положительных заключений экспертиз.
Неотъемлемой частью договора на разработку ОБИН должно быть задание на разработку ОБИН, в котором приводятся исходные данные, основные технико-экономические и финансовые показатели и требования.
В рамках программы капитальных вложений ЦФО-2 в установленном порядке разрабатывается соответствующее приложение к бизнес-плану или описанию содержания проекта.
3.2.6. Разработка ДОН и ОБИН осуществляется за счет собственных средств застройщика (технического заказчика) (если не определен иной источник финансирования).
3.2.7. Разработанное ОБИН направляется в Корпорацию в установленном порядке в соответствии с Единым отраслевым регламентом проведения анализа и оценки предпроектной и проектной документации в Госкорпорации «Росатом» [4.12].
По результатам проведенных анализа и оценки застройщик (технический заказчик) производит корректировку ОБИН.
3.2.8. Откорректированное ОБИН застройщик (технический заказчик) утверждает в установленном порядке и направляет в Корпорацию для подготовки заключения ДКВ по финансово-экономическим параметрам ИСП.
3.2.9. Подготовленные в рамках разработки ОБИН документы в установленном порядке направляются в соответствующий орган исполнительной власти для оформления акта выбора земельного участка для строительства объекта КС с приложением необходимых согласований и решения об утверждении предварительного согласования места размещения объекта.
3.3. Состав и содержание ОБИН.
3.3.1. Примерный состав ОБИН при строительстве объектов КС приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
3.3.2. В ОБИН приводятся основные технико-экономические и финансовые показатели проекта. В ОБИН делается вывод о финансовой реализуемости проекта. Для проектов капитальных вложений ЦФО-2 Корпорации технико-экономические обоснования, включая состав разделов приложений к бизнес-плану или описанию содержания проекта, разрабатываются в установленном для них порядке.
4. Нормативные ссылки
Настоящие Методические рекомендации разработаны с учетом следующих документов:
4.2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утверждены Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.99 N ВК 477.
«Росатом» резко увеличил финансирование своего машиностроительного дивизиона
Готовим почву
Компания «АЭМ-технологии», входящая в машиностроительный дивизион «Росатома» «Атомэнергомаш», в 2021–2023 гг. вложит 9,7 млрд руб. в модернизацию производства, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании Игорь Котов. Инвестпрограмма «АЭМ-технологий» на ближайшие три года в 1,6 раза превышает капзатраты на предыдущую трехлетку (2018–2020 гг.) и почти в 6 раз – инвестпрограмму на 2015–2017 гг., уточнили в компании. Соотношение собственных и заемных средств в структуре инвестпрограммы в компании не раскрыли.
«АЭМ-технологии» – единственная в России компания, выпускающая полный комплект ядерной паропроизводящей установки (ядерный реактор и сопутствующее оборудование) для АЭС. Инвестпрограмма до 2023 г. предусматривает модернизацию ее ключевых производственных активов – заводов «Атоммаш» (Волгодонск) и «Петрозаводскмаш» (Петрозаводск).
Котов уточнил, что на этих предприятиях будут введены в эксплуатацию модернизированные станки, новые установки для сварки кольцевых и забойных швов, новая установка автоматической наплавки и дробеструйная камера. Завершены модернизация и оснащение системой числового программного управления (ЧПУ) тяжелого станка 1580 на «Петрозаводскмаше», в планах поставка в 2021 г. нового станка с ЧПУ. «В следующем году начнем реализацию проекта по модернизации пресса усилием 15 000 т на «Атоммаше». Таких прессов в мире единицы. Естественно, что тут не обойтись без участия компании-производителя – японской IHI Corporation», – добавил Котов.
В «Росатоме» уточнили «Ведомостям», что объем инвестпрограммы вырастет по всему «Атомэнергомашу», куда помимо «АЭМ-технологий» входят опытно-конструкторские и инжиниринговые предприятия. В 2021 г. инвестиции в основной капитал составят 12,8 млрд руб. против 4 млрд руб. в 2018 г. При этом портфель заказов дивизиона, по данным госкорпорации, за это время увеличился с 454,7 млрд до 850 млрд руб.
Завершение инвестиционного цикла синхронизировано по времени с планируемым пиком загрузки производственных мощностей машиностроительных заводов в 2023–2025 гг., поясняет Котов. Именно на этот период придутся основные отгрузки оборудования для расположенной в Турции АЭС «Аккую» и атомных станций «Тяньвань» и «Сюйдапу» в Китае. Кроме того, по времени это совпадает с началом отгрузок для новых объектов в Венгрии, Египте и Финляндии, добавил он.
По числу сооружаемых блоков российская госкорпорация уверенно опережает конкурентов – американскую Westinghouse, китайскую CNNC, франко-японскую Framatome, южнокорейскую KEPCO. Всего же, по данным Всемирной ядерной ассоциации (World Nuclear Association) на июнь 2021 г., в мире строится более 50 ядерных реакторов в 16 странах, эксплуатируется порядка 440 реакторов суммарной мощностью 400 ГВт (около 10% от всей генерации) в 32 государствах.
Растущий рынок
В США, Китае, России и Канаде сегодня активно работают над новыми типами реакторов, включая реакторы на быстрых нейтронах и маломощные реакторы для мини-АЭС. Даже в Европе зеленые активисты признают, что без АЭС не получится существенно снизить выбросы СО2. В частности, в Германии в сентябре 2020 г. представители двух организаций по защите экологии предложили отложить анонсированный ранее властями полный отказ от атомной энергетики в стране по меньшей мере до 2030 г.
В Великобритании правительство ведет переговоры с консорциумом компаний во главе с Rolls-Royce по выделению до 2 млрд фунтов для строительства в стране 16 малых модульных реакторов к 2050 г.
В июньском докладе Международное энергетическое агентство для снижения выбросов СО2 рекомендовало к 2030 г. увеличить темпы строительства АЭС в мире в 4 раза до 24 ГВт в год, обращая внимание на более стабильную выработку электроэнергии атомными станциями, чем ветряными и солнечными. В феврале 2021 г. о важности вклада атомной энергетики в процесс перехода к ВИЭ также заявил в интервью Financial Times министр экономики, торговли и промышленности Японии Хироси Кадзияма. Таким образом, отмечало издание, даже в стране, которая после аварии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 г. полагалась для выработки электроэнергии в основном на импортируемое ископаемое топливо, наметился сдвиг к ядерным технологиям в процессе обсуждения вопроса о способах снижения вредных выбросов.
Мировые лидеры в области производства оборудования для атомной энергетики в таких условиях не испытывают недостатка в заказах. Южнокорейская KEPCO запустила в августе 2020 г. первый реактор на АЭС «Барака» в Абу-Даби, готовятся к вводу в эксплуатацию еще три реактора. Также в сотрудничестве с Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering компания будет разрабатывать плавучие АЭС по примеру российского плавучего комплекса «Академик Ломоносов» мощностью 80 МВт (работает с декабря 2019 г. в порту города Певек на Чукотке). Об аналогичных планах объявила и китайская CNNC.
Westinghouse продолжает сотрудничество с украинским «Энергоатомом»: в июне 2021 г. компании подписали соглашение о поставке топлива для АЭС «Ровно». В это же время Westinghouse закрыла сделку по покупке канадской компании Laveer Engineering, которая поможет американцам обслуживать тяжеловодные ядерные реакторы CANDU, а французская Framatome объявила о приобретении Valinox Nucléaire SAS (специализируется на производстве бесшовных труб для парогенераторов АЭС).
Росатом предлагает цифровые продукты «Умного города» регионам ЦФО
4 декабря в Красногорске (Московская обл.) открылся IV Форум Центрального федерального округа по государственно-частному партнерству (ГЧП).
На стратегической сессии «Цифровая трансформация городов и отраслей в регионах ЦФО» Росатом представил свои цифровые продукты и поделился опытом работы с регионами на основе инструментов государственно-частного партнерства.
К основным продуктам Росатома в сфере цифровизации относятся цифровые сервисы «Умный город» на базе интеграционной платформы («Городское управление», «Активный горожанин», «Туризм» и другие), а также решения по управлению системами ресурсообеспечения (водоснабжением и водоотведением, энергоснабжением, городским освещением). Несомненное преимущество «Умного города» Росатома – методология LEAN SMART CITY («Бережливый умный город»), когда управленческие процессы в муниципалитете сначала анализируются, выстраиваются более эффективно, а лишь потом, с учетом потребностей города, переводятся в цифровой формат.
Госкорпорация «Росатом» предлагает свои решения не только городам, но и регионам. Интегрирует решения предприятий Росатома по бизнес-направлениям «Умный город» и «Централизация систем ресурсоснабжения» компания «Русатом Инфраструктурные решения». Разработанная ею интеграционная платформа «Умный город» уже более полутора лет действует в городе Сарове Нижегородской области, этот проект отмечен как одна из лучших практик «ООН-Хабитат».
«Росатом работает в десятках городов по всей стране, поэтому мы видим изнутри потребности городов и муниципалитетов и предлагаем необходимый городу набор цифровых сервисов, – отметила генеральный директор АО «Русатом Инфраструктурные решения» Ксения Сухотина. – Мы не являемся внешней компанией, которая предлагает какую-то услугу на основании отвлеченных умозаключений, у нас в управлении есть реальные системы энерго-, тепло- водоснабжения, мы знаем вопрос изнутри. Есть опыт использования инструментов ГЧП для модернизации систем водоснабжения и водоотведения, на основе концессионных соглашений реализуем проекты в Свердловской области и Удмуртии. Весь этот опыт, накопленный Росатомом, может быть полезен и территориям ЦФО, мы готовы делиться своими знаниями и компетенциями».
«Росатом» начал переговоры о покупке «Квадры» у Прохорова
«Росатом» начал переговоры о покупке энергокомпании «Квадра» у группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на два источника, знакомых с ходом переговоров. По их данным, обсуждаемая сумма сделки — ниже 25 млрд руб.
Два источника, близких к потенциальной сделке, подтвердили РБК факт переговоров, добавив, что пока нет финальных договоренностей.
В пресс-службах «Росатома» и ОНЭКСИМа отказались от комментариев.
ОНЭКСИМ купил 48,6% акций «Квадры» (тогда ТГК-4) в 2008 году при разделении РАО «ЕЭС России», заплатив 26 млрд руб. Сейчас структурам Прохорова принадлежит 82,5% акций «Квадры».
В состав компании входят 20 электростанций общей мощностью 3,13 ГВт и 317 котельных в десяти регионах Центрального федерального округа (ЦФО). Компания обеспечивает 25% потребностей ЦФО в тепловой энергии. Чистая прибыль «Квадры» по итогам девяти месяцев 2021 года по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) увеличилась на 61,7%, до 2,52 млрд руб. Выручка компании выросла на 10,2%, до 42,28 млрд руб., а прибыль до уплаты налогов составила 2,85 млрд руб., что на 47% больше, чем годом ранее.
На Московской бирже торгуются обыкновенные и привилегированные акции «Квадры». Ее капитализация по итогам торгов в понедельник, 8 ноября, составляла чуть больше 15,3 млрд руб., на закрытии торгов бумаги выросли на 7,5%.
Прохоров с 2011 года пытается продать «Квадру». Две сделки — в 2011 году с «Интер РАО», а в 2013 году — с «Газпром энергохолдингом» (ГЭХ) — блокировала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она ссылалась на то, что это привело бы к нарушению конкуренции на оптовом рынке электроэнергии в зоне свободного перетока «Центр». В 2018 году «Коммерсантъ» писал, что претендентом на покупку компании была ТГК-2.
Летом 2021 года источники «Интерфакса» сообщали, что к переговорам о покупке «Квадры» вернулся ГЭХ, сумму сделки они оценивали в 15 млрд руб. Тогда же появилась информация об интересе к «Квадре» со стороны «Росэнергоатома» (входит в «Росатом»). «Никто не отрицает наличия интереса, о наличии некоего общения с компанией. Но говорить о сделке как о том, что мы договорились и я согласовал это с подразделением «Газпрома», — это, конечно, нет», — говорил тогда журналистам гендиректор ГЭХа Денис Федоров в кулуарах Петербургского экономического форума.