Цифровая экономика что это за профессия
«Цифровая экономика» или «Финансы и кредит»? В помощь абитуриенту!
В этом году перед абитуриентами, желающими поступить на «Экономику», стоит непростой выбор: в Гуманитарном открылось два профиля — «Цифровая экономика» и «Финансы и кредит». Помогает разобраться с тем, что же всё-таки выбрать, декан факультета бизнеса и управления Сергей Александрович Мицек.
Для любого абитуриента выбор будущей профессии — дело серьёзное и ответственное! То, чем будет заниматься выпускник в дальнейшем, существенно повлияет на его финансовое положение, социальный статус, на самооценку, жизненный тонус, да и вообще на жизнь в целом. Однако перед тем, как стать специалистом в определенной отрасли, приходится проделать немалый путь, начиная от самой мысли «кем быть» и заканчивая получением всех необходимых знаний и опыта для работы.
Абитуриенты, которые в этом году уже определили для себя направление «Экономика» в Гуманитарном университете, вновь встают в ситуацию выбора: ведь факультет открывает в этом году сразу два профиля — «Цифровая экономика» и «Финансы и кредит». И как тут понять, куда именно тебе пойти? С этим вопросом помогает определиться Сергей Александрович Мицек, декан факультета бизнеса и управления ГУ.
— Сергей Александрович, набор в этом году идёт сразу на два профиля: «Цифровая экономика» и «Финансы и кредит». Как абитуриенту выбрать, на какой профиль пойти?
— Я понимаю сложность этого выбора для наших будущих студентов. Спешу помочь: между этими профилями существует вполне чёткая граница. Цифровая экономика — это углублённая работа с цифровыми технологиями, неважно где — они применяются в разных местах: и на производстве, и в финансах, и в государственном управлении, и в личной жизни. Если работа с высокими компьютерными технологиями не очень интересна, а привлекают иные вещи — иди на «Финансы и кредит». Там технологии, несомненно, тоже будут, но чуть более простые — расчёты с применением Excel, разных бухгалтерских программ, эконометрических пакетов и так далее. Важно понимать — на обоих профилях идёт мощная теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов в экономике. Разница лишь в углубленности изучения цифровых технологий.
— Насколько велика разница в программах обучения на этих профилях?
— Базовые курсы, разумеется, у студентов будут проходить совместно. Расхождение начинается с 3 курса. Студенты на «Цифровой экономике», помимо углублённой подготовки в области IT — дисциплин, тоже будут изучать и основы финансовых курсов, и, разумеется, даже основы менеджмента. На «Финансах и кредите», в свою очередь, студенту предстоит детальное изучение вышеуказанных финансовых дисциплин, но и IT – курсы ему тоже предстоят, но не столь подробно. Тут, как говорится, у кого к чему лежит душа.
— На данный момент цифровизация экономики поставлена на уровень государственной задачи. Правительством РФ принята целевая программа «Цифровая экономика Российской Федерации», где заявлено о необходимости готовить специалистов для высокотехнологичных бизнесов, использующих технологии промышленного интернета, обработки больших данных, робототехники, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей и других. Открытие направления «Цифровая экономика» в Гуманитарном связана с этим фактом?
— Несомненно, связана, но в том числе — это веяние жизни. Цифровые технологии всё глубже проникают во все сферы нашей деятельности: они и в быту, и в производстве, в финансах, и в военной сфере, да практически везде… Обратите внимание на следующий факт: Россия традиционно экспортирует нефть, газ, в последние годы активно экспортируется продукция сельского хозяйства. Но в то же время в России последние три года активно наращивается экспорт программного обеспечения, IT-технологий, мощное развитие искусственного интеллекта, нейротехнологий. Это уже несколько миллиардов долларов в год! Это говорит о том, что цифровые технологии распространяются всё шире и наша страна находится в этом плане на передовых рубежах. И поэтому человек, который выбирает цифровые технологии, найдёт хорошую и высокооплачиваемую работу. Это сфера постоянно будет прогрессировать!
— Сергей Александрович, скажите, куда преимущественно пойдут работать выпускники «Цифровой экономики», а куда выпускники профиля «Финансы и кредит»?
— Что касается выпускников профиля «Финансы и кредит» — это, прежде всего, банки, работа в качестве финансовых менеджеров и бухгалтеров в промышленности, торговле и на транспорте, в других отраслях нашей экономики. Это деятельность на рынке ценных бумаг, в страховом бизнесе, в налоговых службах. Выпускники «Цифровой экономики» пойдут работать в те же сферы. Их специализация будет состоять в широком применении цифровых технологий на производстве, в финансовой сфере, на государственной службе. Выпускник «Цифровой экономики» — это тоже экономист, который должен понимать, как протекают экономические процессы и происходят те или иные экономические явления. С другой стороны, он должен уметь построить модель, где процессы будут встроены в производство, то есть должен обладать достаточно хорошими математическими навыками и уметь пользоваться инструментами анализа данных. Широкий охват преподаваемых знаний обеспечивается также междисциплинарным характером обучения и позволит выпускникам осуществлять профессиональную деятельность в следующих областях: проектирование и разработка приложений, администрирование баз данных, анализ баз данных, IT-архитектура, менеджмент IT-проектов, интернет-маркетинг и т.д.
— Это мы с Вами говорим о бакалавриате. Но на факультете бизнеса и управления, кроме бакалавриата, действует ещё и программа магистратуры «Экономика», на которую, кстати говоря, на следующий год дали хорошее количество бюджетных мест. Есть ли в планах и там открыть направленность по «Цифровой экономике»?
— Несомненно. Выпускники бакалавриата «Цифровой экономики» у нас появятся через четыре года. И, разумеется, у нас есть в планах к этому времени открыть такой же профиль в магистратуре. В магистратуре обучение идёт на ещё более сложном уровне, более детально и подробно.
— Каких студентов Вы для себя ждёте в этом году?
— Я жду студентов, хорошо знающих школьную программу, особенно математику, историю, литературу, обществознание, которые ставят перед собой ясные задачи. Одна из таких задач — добиться успеха в жизни, в бизнесе. И, конечно, желающих и умеющих упорно работать!
Что такое цифровая экономика и как стать специалистом в этой сфере? Объясняет ЭМИТ РАНХиГС
В Президентской академии идет приемная кампания на программы бакалавриата и магистратуры. Для абитуриентов открывается широкий выбор самых разных профилей, направлений и специализаций. Мы продолжаем рассказывать об уникальных программах институтов и факультетов РАНХиГС. Сегодня речь пойдет о программе бакалавриата «Цифровая экономика». Ее реализует Институт экономики, математики и информационных технологий (ЭМИТ) РАНХиГС. Почему будущее за специалистами в сфере «цифры» и как получить образование, которое обеспечит это будущее – читайте в нашем материале.
1. Кто такие экономисты в сфере цифровой экономики?
Это безусловно профессионалы, которые очень хорошо понимают экономические процессы и явления, как на макро-, так и на микроуровнях. Разбираются в проблемах повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса, умеют решать непростые аналитические задачи.
При этом обязательным является понимание и использование в своей работе прикладного программного обеспечения. Но требуется не только продвинутое владение пакетами обработки данных, но и, например, навыки программирования или компетенции для участия в проектах автоматизации.
2. И какие перспективы у таких специалистов?
Специалисты в сфере цифровой экономики востребованы как в бизнесе, так и в государственных структурах: от позиции экономиста-аналитика и до руководителя экономического отдела. Много и направлений, на которых необходимо уметь экономически эффективно использовать развивающиеся цифровые технологии и платформенные решения: от продаж и до уникальных инновационных исследований.
Сегодня государственные организации также нуждаются в грамотных специалистах в сфере цифровой экономики. Постепенно появляются перспективы и в социальной некоммерческой сфере, где несмотря на более низкую доходность есть возможность реализовывать социально значимые проекты.
3. А какой уровень дохода у выпускников программы?
На начальных позициях уровень дохода скорее всего не будет отличаться от привычных вакансий по экономическим специальностям. Сегодня пока ещё не сформировался отдельный сегмент для экономистов в сфере цифровой экономики. В некоторым смысле работодатель уже ожидает от соискателей на позиции экономистов наличие определенных компетенций так или иначе связанных с владением базовых инструментов анализа данных или построением экономико-математических моделей. Но специалисты, которые получили хорошие базовые знаний и быстро нарабатывают опыт могут рассчитывать в перспективе на уровень заработной платы на 10-20% выше среднерыночных. Согласно опросам, после окончания магистратуры зарплата в финансовом и реальном секторе через пять лет в среднем превышает 110 тысяч рублей.
4. Хорошо. А кто еще готовит таких специалистов в России?
Похожие программы реализует МГИМО, РУДН и другие. Однако за счет мультидисциплинарного подхода к формирование образовательного плана и практиоориентированным дисциплинам — программа ЭМИТ серьезно выделяется среди конкурентов.
5. В чем принципиальные отличия от других университетов?
Уникальность программы – в соединении преимуществ математической и экономической подготовки студентов при использовании навыков программирования и анализа данных. Программа нацелена на фундаментальную подготовку специалистов в области цифровой экономики, развитие аналитических и исследовательских способностей студентов, что позволит заложить крепкий фундамент для дальнейшего саморазвития.
Важно уточнить, что экономические курсы даются на продвинутом уровне (микроэкономика, макроэкономика, эконометрика) и сочетаются с анализом данных и машинным обучением. Это дает более глубокое понимание экономических проблем, экономических моделей.
6. Предусмотрены ли на программе зарубежные стажировки?
У студентов Института ЭМИТ есть возможность получить второй диплом в Университете Гренобль Альпы (Франция). Поскольку часть дисциплин из учебного плана Экономического факультета Академии признается французской стороной, наши студенты поступают сразу на второй курс Факультета экономики УГА.
Длительность обучения по программам бакалавриата в Европе – три года. Поэтому поступивший на программу двойного диплома студент одновременно проходит учебные дисциплины двух последних курсов бакалавриата РАНХиГС и УГА. Язык освоения дисциплин Гренобльского университета может быть либо французский, либо английский – по выбору студента. Успешно сдав все экзамены, студент получает сразу два диплома – РАНХиГС и УГА.
7. А сложно ли к вам попасть?
Основные требования к абитуриентам: отличные математические способности, экономическое любопытство, интерес к программированию, готовность интенсивно трудиться.
Абитуриентам необходимо предоставить результаты ЕГЭ по математике (профильный предмет), обществознанию и русскому языку.
8. Буду поступать. Сколько стоит обучение и есть ли скидки?
На программе предусмотрены бюджетные места и места с оплатой стоимости обучения – 300 тыс. руб. в год. Подробнее можно узнать здесь.
Для поступающих предусмотрена гибкая система скидок оплаты обучения (до 80%) в зависимости от набранных абитуриентом конкурсных баллов при поступлении. На последующих курсах можно получить скидку при оплате за высокие результаты обучения.
Факультет нужных вещей: какие кадры требуются цифровой экономике
Затрагивая все области — от сельского хозяйства, банковского и государственного секторов до сферы услуг, образования и медицины, — процесс внедрения «умных» технологий и решений способствует, с одной стороны, спросу на работников с новыми навыками и, с другой, исчезновению массы рабочих мест.
По данным доклада Jobs of Tomorrow, опубликованного Всемирным экономическим форумом в январе 2020 года, уже к 2022 году цифровизация и автоматизация процессов могут оставить без работы около 75 млн человек во всем мире.
Профессии в зоне риска:
бухгалтеры, нотариусы, кассиры, курьеры, охранники, водители, секретари, фасовщики, сметчики, смотрители в музеях, расшифровщики, турагенты, риелторы, операторы call-центров, некоторые банковские работники, а также занятые на низовых позициях в добывающей и обрабатывающей промышленности, в продуктовом ретейле.
Человека из этих сфер уже сегодня вытесняют развитие роботизированных комплексов, технологий, сервисов и платформ.
Подстраиваться под новые тенденции, вопреки распространенному заблуждению об обратном, придется и представителям многих творческих специальностей: журналистам и копирайтерам (за которых уже в ряде случаев пишут боты), переводчикам, актерам (из-за развития 3D-графики), литературным редакторам, корректорам и монтажерам.
Исчезнуть могут профессии, которые появились не так давно и многим до сих пор кажутся востребованными: это касается, например, верстальщиков сайтов.
Нужно ли нам готовиться к безработному будущему?
Евгений Виноградов, замруководителя проекта «Атлас новых профессий», кандидат физико-математических наук:
В одних отраслях наступающая цифровизация может изменить только структуру занятости, в других — создать много новых мест, в третьих, напротив, существенно уменьшить их количество. Но так или иначе она затронет практически все профессии. Это произойдет из-за развития таких технологий, как:
Способность работать с ними становится базовой грамотностью для профессионалов из самых разных отраслей.
Вот примеры профессий, востребованных в будущем в условиях цифровой трансформации.
Кто: ИТ-медик.
Что делает: разрабатывает базы физиологических данных, управляет ими, создает ПО для лечебного и диагностического оборудования.
Данные в медицине — это бесценный источник будущего долголетия и хорошего здоровья. Здесь стоит говорить о макроданных (например, о том, в каких популяциях и на каких территориях есть склонность к определенному заболеванию) и микроданных (в первую очередь, об исследовании генома и клеточных механизмов). Нужны новые удобные базы и автоматические инструменты их анализа, помогающие поставить диагноз и подобрать лечение.
Кто: архитектор виртуальности.
Что делает: проектирует решения для работы, учебы и отдыха в виртуальной реальности. Разрабатывает софт и оборудование с учетом биологических и психологических параметров пользователя.
Сейчас виртуальная реальность — скорее забавная игрушка, но совсем скоро она повлияет на бизнес-процессы и экономику не меньше, чем в свое время смартфоны. Очередной скачок помимо сферы развлечений ожидает онлайн-торговлю: с помощью технологий виртуальной реальности можно будет сэкономить на аренде помещений. Медиа и туризм изменятся с еще большей скоростью.
Кто: дизайнер киберфизических систем.
Что делает: проектирует киберфизические системы под конкретную задачу. Пользуется искусственными помощниками и консультируется с физиками и металлургами, создавая модель системы в виртуальной реальности.
Киберфизические системы, или CPS, — это краеугольный камень автоматических фабрик Индустрии 4.0. Они объединяют физические объекты, датчики и искусственный интеллект. В отличие от современных роботов, такие системы способны самостоятельно корректировать свое поведение и коммуницировать с другими механизмами ради выполнения задачи. По сути, это промышленный интернет вещей, который резко увеличит возможности производства.
Кто: аналитик кибербезопасности в финансовом секторе.
Что делает: занимается кибербезопасностью, отлично понимает риски, связанные с автоматизацией управления личными финансами, межмашинными транзакциями и облачными решениями, умеет находить уязвимости в смарт-контрактах.
Кибербезопасность становится альфой и омегой нового мира. Одно дело, если злоумышленник прочитает переписку или украдет деньги, и совсем другое, если перехватит управление беспилотным пассажирским самолетом, уронит акции нефтяного гиганта или удалит информацию по вакцине, разрабатываемой для остановки пандемии. Первый вопрос, который должен возникать перед человеком, задумавшим цифровую трансформацию, — как он собирается обеспечить безопасность предприятия.
Компании в разных сферах уже сейчас ощущают необходимость в профессионалах, обладающих цифровыми навыками и умеющих работать в условиях глубинных изменений процессов, технологий и продуктов.
Но спрос на таких специалистов значительно превышает предложение.
По мере перехода к инновационной экономике страны сталкиваются с одной из главных проблем на рынке труда — невозможностью найти достаточное количество кадров с нужной квалификацией, говорится в докладе BCG, «Росатома» и WorldSkills. А по оценкам аналитиков Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), потребность в высококвалифицированных кадрах в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) к 2024 году достигнет 290–300 тыс. человек в год. При этом согласно нацпроектам, к этому же году доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достигнуть 40%.
Кто возьмет на себя эту задачу? Где искать компетентных специалистов?
За рубежом ИТ-компании иногда привлекают способных школьников выпускных классов, обучая их всему уже внутри корпорации. В России государство и бизнес также стараются развивать необходимые навыки еще со школьной скамьи: в рамках нацпроектов открываются ИT-кубы (центры цифрового образования), ИТ-классы, создаются детские и подростковые курсы по программированию и робототехнике, организуются специализированные соревнования. Однако только на этом этапе задача полностью не решается.
ИТ-специалистов готовят и многие университеты. Но, как ранее заявлял РБК руководитель образовательных сервисов «Яндекса» Илья Залесский, пока они не могут в полном объеме удовлетворять потребности цифровой экономики. Основная проблема — устаревшие программы, отсутствие среди преподавателей практикующих специалистов и недостаток практических проектов. На данный момент, добавляют в PwC, наиболее подготовленными к реальным задачам на работе считаются выпускники МГУ им. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, МИФИ, СПбГУ, ИТМО и МФТИ.
Для подготовки квалифицированных кадров и упрощения поиска талантов среди студентов вузы и ИТ-компании открывают совместные кафедры, курсы и лаборатории.
«Среди наших партнеров — «Яндекс», Сбербанк, Mail.ru Group, «МегаФон», Райффайзенбанк, Huawei, «Акронис», 1С, ByteDance и многие другие, — говорит проректор по международным программам и цифровым инновациям МФТИ Алексей Малеев. — Так, совместно с Mail.ru Group была запущена программа «Технотрек». Потом мы запустили программу с Huawei по компьютерному зрению, компания поддерживает студентов стипендиями».
Также помогает организация хакатонов (командных соревнований разработчиков), конкурсов для студентов, «воркшопов».
Как заявляет руководитель направления по цифровому производству Prof-IT Group Аркадий Дильман, на базе учебных заведений можно также создавать хабы по определенным группам технологий. За рубежом работа в этой области активно ведется: так, в Германии, например, на базе Рейнско-Вестфальского технического университета в Аахене открыт European 4.0 Transformation Center, в котором ведутся разработки программ цифровой трансформации бизнеса для многих индустриальных компаний. В Кайзерслаутерне на базе местного университета создали фабрику по разработке и производству элементной базы для современных технологических производств. Похожий проект, Arena 2036, развивается Штутгартским университетом.
3. На уровне найма кандидатов с новыми навыками
Что делать выпускникам, чьи знания устаревают сразу после получения диплома? Что, если первое образование было навязано родственниками или неоправдавшимися стереотипами? Что, если некогда успешный специалист остается без работы и долго не может найти новую? В этих вопросах помогает дополнительное образование. Его предлагают как вузы, так и частные компании в классическом и дистанционном режиме. Последний сейчас крайне популярен: по оценкам ИТ-холдинга TalentTech и онлайн-университетов «Нетология» и EdMarket, российский рынок онлайн-образования переживает резкий рост и к концу 2023 года может превысить 60 млрд руб.
«В условиях очень быстрого развития технологий главным качеством становится умение подстраиваться под постоянно меняющиеся условия. У ведущих российских университетов это неплохо получается, но потребности рынка еще больше их возможностей. Поэтому так активно и развиваются онлайн-курсы и образовательные платформы», — добавляет Алексей Малеев.
Популярности образовательным онлайн-ресурсам добавила пандемия COVID-19 с последовавшей самоизоляцией миллионов россиян. Кто-то потерял работу вовсе, другие переосмысливают свою карьеру и начинают больше задумываться о самообразовании или смене специальности.
Сейчас EdTech-проекты предлагают множество учебных программ, позволяющих освоить новую «цифровую» профессию, не поступая в классический университет. Среди учащихся таких сервисов — офисные сотрудники, менеджеры по продажам, водители и многие другие работники, осознавшие, что в скором времени могут стать невостребованными.
Источник: опрос Deloitte, 2019 год.
Какие компетенции нужны сейчас для реализации цифровой трансформации?
Анна Козлова, руководитель Учебного центра SAP:
Успешность цифровой трансформации напрямую зависит от цифровой зрелости команды, ее знаний и навыков.
Главные области, в которых нужно наращивать компетенции:
Однако всегда нужно помнить о том, что бизнес, госсервисы и наша повседневная жизнь трансформируются очень быстро. От развития конкретных технических навыков нужно переходить к умению постоянно переучиваться, приспосабливаться к обстоятельствам, управлять собой в стрессовых ситуациях, а также развивать критическое мышление, эмоциональный и социальный интеллект.
Ситуация с пандемией коронавируса, в которой мы все оказались, показала, что есть навыки, которые во время кризиса могут неожиданно выйти на первый план. В этот раз в фокусе среди прочих оказались психологические навыки, а также умение выстраивать дистанционную работу и дистанционный менеджмент. Бизнес оказался очень зависим от сотрудников, которые могут быстро перестроиться на такой формат работы, реализовать управление коллег на «удаленке», обеспечить им поддержку в период изоляции, смены режима и общей паники.
После этого кризиса многие крупные российские компании, с недоверием относившиеся к облачным технологиям, поймут, что нельзя удержаться на плаву без них. Если твои сотрудники могут по звонку собрать вещи, покинуть офис и расположиться дома, работая так же эффективно во всех системах, без проволочек и проблем с подключением, это — весомое конкурентное преимущество. В ближайшее время люди, умеющие работать в облачных системах и отвечающие за создание подобных инфраструктур, будут так же востребованы, как специалисты на стыке ИТ и медицины.
Повысится спрос на профессионалов в области кибербезопасности, особенно тех, кто специализируется на решениях для удаленного режима работы. Большие данные станут интересны не только с точки зрения анализа, но и перераспределения потоков и предиктивной работы в рамках кризиса, например, в ситуации обеспечения тяжелых больных койко-местами. Пример Италии здесь не очень положительный, но, к большому сожалению, крайне показательный.
Государство и компании после этих событий совершенно точно начнут перестраховываться, поэтому спрос на таких профессионалов будет длительным. Ведь цифровые компетенции — это не просто навык использования диджитал-инструментов, это, скорее, способность создавать новые бизнес-модели, изменять бизнес-процессы и продукты компании.
Умение учиться — центральный навык человека будущего
В ситуации, когда мир меняется настолько стремительно, что можно оказаться невостребованным еще на этапе обучения, казалось бы, востребованной профессии, на центральный план выходит самообразование и умение постоянно осваивать новые навыки. Как говорил китайский инвестор Ли Кайфу, сначала людей будет раздражать необходимость переобучаться, но уже через несколько десятилетий они будут благодарить технологии, которые освободили их от скучного, однообразного труда.
Цифровая трансформация так или иначе призвана облегчить и улучшить нашу жизнь, и если в будущем роботы и отнимут у нас рутинный труд, у людей появится возможность заняться более важными, глобальными задачами и использовать возможности, отличающие нас от машин: творчество, креативность и сопереживание.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.