Цифровая гуманитаристика что это

Обсуждаем Digital Humanities — направление для исследований на стыке компьютерных и гуманитарных наук

Антонина Пучковская, кандидат культурологии и директор международного центра цифровых гуманитарных исследований, рассказывает о развитии нового направления — digital humanities — в Университете ИТМО и тематической магистратуре.

Цифровая гуманитаристика что это. Смотреть фото Цифровая гуманитаристика что это. Смотреть картинку Цифровая гуманитаристика что это. Картинка про Цифровая гуманитаристика что это. Фото Цифровая гуманитаристика что этоФотография: Masaru Suzuki. Источник: Unsplash.com

@dmitrykabanov: В первую очередь хотел бы отметить ваш сегмент в ролике «Девочка, смелее!» на YouTube-канале Университета ИТМО. В его записи приняла участие и Екатерина Скорб, с которой мы ранее общались и готовили интервью.

А вы в этом видео рассказали, что в какой-то момент решили перестать быть исключительно гуманитарием и погрузились в сферу digital humanities. Расскажите, пожалуйста, чем вас привлекла эта тема, и как вы к ней подступились?

Антонина: Спасибо за вопрос. Думаю, что у многих «цифровых гуманитариев» есть похожая история, которую можно было бы рассказать. В моем случае все выглядит достаточно просто. Через некоторое время после того, как я начала работать в Университете ИТМО — еще в качестве преподавателя английского, а потом и культуролога и кандидата в этой области — я задумалась о том, как могла бы применять свой опыт в более интересном ключе. Для этого решила посмотреть, что есть на стыке технологий и гуманитарного знания, культурной памяти и презентации культурного наследия, а по мере изучения темы — дошла до профильного мероприятия — недели цифровых гуманитарных исследований в Нью-Йорке.

Это — открытый эвент без жестких ограничений для участников с семинарами и воркшопами по той или иной тематике из области digital humanities. После проработки того, как я могла бы применить там свое культурологическое образование, я подала заявку на участие. К счастью, ее приняли, а еще меня поддержал Университет ИТМО и командировка в Нью-Йорк действительно состоялась. Там я познакомилась с представителями экспертного сообщества в этой сфере — например, профессором Кимоном Керамидасом, одним из организаторов. Кстати, сейчас он преподает и у нас на программе для магистров и участвует в нашем формате DH Week в ИТМО.

Стоит сказать, что само направление, конечно, относительно новое.

Дмитрий: Что-то вроде computer science, но для гуманитариев?

Антонина: Ранее его назвали humanities computing, а сейчас иногда используют minimal computing, но digital humanities — наиболее частое и актуальное наименование для этого направления. Его принадлежность к гуманитариям понятна, однако сейчас мы видим, что и ребята с техническим бэкграундом интересуются данной темой. Они стремятся использовать свои знания и опыт для работы в командах, которые готовят комплексные решения на базе культурных институций. Так они могут поучаствовать в реализации того или иного проекта с возможностью влиять на общую цель и способы ее достижения, а не замыкаться на узкоспециализированных задачах, которые сегодня готов предложить среднестатистический работодатель.

У нас нужно «переизобретать» задачи. Это — итеративный процесс, поэтому он достаточно понятен и интересен тем, кто обладает ИТ-бэкграундом.

Дмитрий: Чтобы наши читатели и слушатели могли лучше себе представить, как выглядят такие проекты, могли бы вы, пожалуйста, рассказать о паре примеров? По большей части над ними работают в команде или бывает и личный формат?

Антонина: История с запуском digital humanities и институциализацией этого направления у нас началась с проекта St. Retrospect. Как раз после участия в нью-йоркской тематическом мероприятиия подготовила заявку на конкурсный отбор интердисциплинарных научных проектов в ИТМО. Победить здесь получилось как раз с идеей нестандартной визуализации городских локаций. Она подразумевала вывод так называемой истории ассоциаций того или иного места с известными личностями, которые могли останавливаться, жить или отдыхать там. Ретроспективный подход позволил сформировать такую историю на определенном временном отрезке — собрать данные о локациях, персонах и их связях между собой, а далее — визуализировать все это на карте. Сейчас этот проект мы задействуем для проведения практических занятий со студентами первого курса магистратуры. Они работают с ним в зависимости от собственных интересов с точки зрения известных личностей и определенной эпохи: занимаются подготовкой данных, строят тематические маршруты и применяют навыки цифрового сторителлинга.

В таких возможностях заинтересованы музеи, библиотеки и другие институции. Они готовы сотрудничать и делиться контентом, а наши ребята — обрабатывать его, продумывать пользовательские сценарии и доводить до состояния готового цифрового продукта. Так, наши ученики выпустили приложение Que.st с игровыми экскурсиями — можно гулять по Петербургу и интересоваться окружением.

Дмитрий: Как вы можете описать ход развития этого направления? Расскажите, пожалуйста, как вам удалось добиться доверия со стороны институций?

Антонина: Вместе с коллегами, которые изначально подключились к нашему первому проекту, мы успешно защитили его на каждом из этапов конкурсного отбора, а после этого Козлова Дарья Константиновна, первый проректор, предложила мне стать руководителем образовательной программы для будущих магистров. Она называется интеллектуальные системы в гуманитарной среде. В ходе запуска магистратуры еще в 2019-м мы начали сотрудничать с представителями культурных институций, а позже они вошли в состав комиссии и участвовали в оценке работ наших учеников.

Далее мы попробовали себя в истории с грантами, потом у нас появились различные внешние заказчики. Сегодня мы занимаемся и исследованиями, и адаптацией готовых решений и алгоритмов для прикладных задач. Например, для работы с материалами на русском, выпущенными до реформы орфографии 1917 года.

Еще сейчас мы переходим от «проектной» к «продуктовой» магистратуре и считаем, что нужно демонстрировать результат работы в понятном виде — как для широкой общественности, так и для сообществ специалистов в области культуры. Последние в наибольшей степени заинтересованы в таком подходе. Для них он означает привлечение дополнительного внимания и выход на новую аудиторию за счет интересных цифровых продуктов. Поэтому культурные институции готовы сотрудничать с нами. А другие структуры видят пул наших работ, и чем больше их становится, тем большее число людей о нас узнает и быстрее идет развитие.

Чем эффективнее мы применяем методы нарративного дизайна и цифрового сторителлинга, тем лучше нам удается «реанимировать» накопленный нашими коллегами контент и преподносить его аудитории в том виде, который она ожидает увидеть и находит удобным здесь и сейчас.

Дмитрий: Как вы видите эволюцию наполнения технологического и методологического стека образовательной программы? Используете ли вы зарубежный опыт или опираетесь на локальные особенности?

Антонина: Когда мы начинали работу над визуализацией культурной памяти Петербурга, конечно же, сразу понимали, что база примечательных локаций никогда не будет завершенной. Перед нами огромный корпус краеведческих данных, который требует обработки и подготовки, поэтому это — продолжающийся проект. Его тему мы определяли сами и делали это достаточно свободно, потому что тогда у нас не было такого количества партнеров, да и магистратуру только запускали.

Сегодня наши студенты могут предложить свои темы выпускных работ. Так поступили многие из первого потока — например, одна из наших учениц занималась эстонскими писателями, попавшими в ГУЛАГ, прошедшими его и продолжившими свое дело. Она проанализировала изменения в стиле их письма под воздействием столь травмирующего опыта, однако осуществила это без инструментов для автоматизированного анализа текста, плюс — сделала упор на визуализацию. С помощью такого продукта можно посмотреть цитаты, пояснения, сравнения и отследить изменения.

Еще один пример — анализ истории памятников конфедератов. Решения, использованные в этом проекте, мы предложили перенести на памятники, расположенные в Петербурге, — сделать side-проект по мотивам St. Retrospect, о котором мы говорили выше. Это получилось осуществить, поработать над визуализицией с помощью Tableau и запустить сайт.

У нас индивидуальней подход к каждой теме. Так, на определенной итерации мы можем понять, что нашей экспертизы мало, и привлекаем сторонних экспертов из ИТМО с опытом в computer science, машинного обучения или из культурных институций. От этого во многом и зависит наполнение и фокус для определенного студента. Однако не все могут предложить что-то свое, самостоятельно выбрать тему и мотивировать себя на ее проработку. Поэтому сейчас мы делаем чуть больший упор на предварительную подготовку тем вместе с культурными институциями. Они предлагают направления, задачи, предоставляют дата-сеты и стараются помочь нашим студентам довести ту или иную тему до успешного завершения. Один из таких проектов направлен на аудиторию Музея истории религии. По задумке автора он поможет отслеживать «эмоциональный след» по мере продвижения по экспозиции. И — помимо личных оценок — позволит познакомиться с тем, как тот или иной объект интерпретировали ранее — в исследованиях и иных культурных контекстах. Сейчас мы думаем над тем, как представить все это в удобном интерфейсе.

Цифровая гуманитаристика что это. Смотреть фото Цифровая гуманитаристика что это. Смотреть картинку Цифровая гуманитаристика что это. Картинка про Цифровая гуманитаристика что это. Фото Цифровая гуманитаристика что этоАнтонина Пучковская, кандидат культурологии и директор DH-центра в ИТМО

Еще у нас развивается направление нарративного дизайна, где мы задействуем Twine и другие похожие решения. Такие инструменты, конечно же, мы осваиваем по мере того, как у нас появляются данные, с которыми можно работать.

Дмитрий: Получается, что у вас есть гибкий подход к тематике личных проектов, но при этом есть и требования к результату. На выходе должен быть продукт, и зачастую готовить его нужно в сотрудничестве с внешними организациями. Есть ли все-таки какие-то рекомендации или пререквизиты для поступающих к вам?

Антонина: На самом деле таких пререквизитов нет. Для нас главное — заинтересованность. Вместе с учениками мы сможем разобраться с тем, как подступиться к теме. Поэтому к нам свободно идут люди с опытом в разработке, аналитике и сферах, которые не так и связаны с ИТ. На этапе собеседования мы продумываем их образовательную траекторию и помогаем определиться с ролями в командах, когда они начинают работать над крупными проектами. Например, для ИТ-специалистов это может быть ведущая роль, а для гуманитария наша программа даст хорошую базу в области computer science и аналитических инструментов. Поэтому в ходе образовательного процесса преподаватели продумывают кейсы, иллюстрирующие теорию, в зависимости от уровня компетенций студентов.

В целом наша программа сфокусирована больше на коммуникации с аудиторией — на том, как можно обработать и представить информацию. А в процессе этого — взаимодействовать с людьми, обладающими различным опытом и взглядами.

Дмитрий: Какие вы могли бы порекомендовать источники для тех, кто хотел бы познакомиться с мировым опытом в этой области? Где можно посмотреть, чем занимаются зарубежные эксперты по направлению digital humanities?

Антонина: С академической точки зрения — можно почитать статьи. Есть такие издания, как Digital Humanities Quarterly, Debates in DH, A Companion to DH и другие. Стоит обратить внимание и на профильные репозитории различных университетов на GitHub, плюс — их информационные ресурсы и онлайн-курсы по теме.

Стоит изучить возможности для участия в тематических конференциях и понять, какие сейчас есть варианты для знакомства и общения с представителями DH-сообщества. Обычно это очень открытые люди, если говорить о других странах, но в частности и у нас атмосфера достаточно дружелюбная — мы готовы обсуждать идеи и находить задачи для наших студентов вместе с институциональными партнерами.

Дополнительные материалы и другие выпуски нашего подкаста:

Другие хабрапосты в нашем блоге:

Источник

В гуманитарных науках формируется новое направление исследований

10:00, 7 августа 2019

Анна Плотникова рассказала о цифровой гуманитаристике

Цифровая гуманитаристика что это. Смотреть фото Цифровая гуманитаристика что это. Смотреть картинку Цифровая гуманитаристика что это. Картинка про Цифровая гуманитаристика что это. Фото Цифровая гуманитаристика что это

Цифровая гуманитаристика (Digital Humanities) – это новая динамично развивающаяся междисциплинарная отрасль на стыке гуманитарных и компьютерных наук. О том, что это такое и где этому учат, мы поговорили с директором департамента «Филологический факультет» Анной Плотниковой.

Чем именно занимается «цифровая гуманитаристика»?

В последние десятилетия в гуманитарных науках появилось множество прикладных задач, для реализации которых необходимы те или иные компетенции в области точных и компьютерных наук. Можно сказать, что развитие компьютерных технологий за последние два десятилетия сильно изменило научное пространство. Стали появляться исследовательские ресурсы, которые раньше просто технически не могли быть реализованы: это лингвистические корпусы и конкордансы, исторические и текстовые базы данных, электронные библиотеки, предлагающие доступ к редким или уникальным изданиям и памятникам, снабженные разметкой и поисковыми возможностями, геоинформационные системы, позволяющие визуализировать географическое распределение тех или иных данных и многое другое. Создание подобных ресурсов, которыми каждый день пользуются тысячи гуманитариев, является одной из задач Digital Humanities.

Компьютер позволяет хранить и обрабатывать огромные массивы данных, сортировать эти данные по различным параметрам и алгоритмам, наглядно представлять результаты такого анализа. Без использования компьютерных аналитических инструментов были бы невозможны тысячи интереснейших научных проектов – от визуализации социальных сетей писателей через анализ их писем и установления авторства текстов до картографирования торговых путей в античности и создания виртуальных музеев. В некоторых отраслях гуманитарного знания подобные проекты производят настоящую революцию. Например, прямо на наших глазах такая радикальная трансформация происходит в литературоведении, где не просто проявляются новые задачи и приемы анализа, но меняется сам характер взаимодействия исследователя с изучаемым им текстом.

Что должны уметь «цифровые гуманитарии»?

Прежде всего, это междисциплинарная сфера, поэтому базовое образование может быть разным. В среде специалистов в области Digital Humanities есть философы, литературоведы, социологи, историки, педагоги, журналисты, психологи. Пожалуй, нет такой отрасли гуманитаристики, куда бы не проникли компьютерные технологии. На втором этапе к этим базовым знаниям добавляются компетенции в области компьютерных наук. Конечно, такой специалист должен иметь навыки программирования, веб-дизайна, создания баз данных. В некоторых случаях полезными являются знания в области статистики, теории вероятностей. В то же время надо сказать, что глубокие знания в сфере IT нужны далеко не всегда. Сегодня существует множество готовых программных продуктов, которые позволяют реализовывать собственные аналитические задачи и при этом не погружаться слишком глубоко в математические основы работы подобных инструментов. Очевидно, что со временем таких вспомогательных программ будет становиться все больше.

Могут ли эти знания пригодиться за пределами академической науки?

Название «цифровая гуманитаристика» или «цифровые гуманитарные науки» апеллирует прежде всего к решению научных задач, но реально сфера приложения навыков в области Digital Humanities значительно шире. По сути, «цифровой гуманитарий» – это человек, который умеет формализовывать различные виды данных и анализировать их по тем или иным параметрам с помощью различных компьютерных программ. На самом деле, нет принципиальной разницы между работой исследователя, строящего базу данных, чтобы изучать эволюцию рынка готового платья в Париже конца XIX века, и работой маркетолога, отслеживающего динамику спроса на электрические самокаты в сегодняшнем Екатеринбурге. В этих двух случаях будут разными источники данных и полнота сведений, но принципы работы – одни и те же. Специалист в области Digital Humanities – это не столько ученый, сколько аналитик, владеющий определенным набором компьютерных инструментов, в то же время анализируемые данные могут быть самими разными.

Источник

Изучаем Digital Humanities

Учебные цели: формирование знаний об истории возникновения, развития и становления цифровой гуманитаристики как научной области.

Тип: Лекция
Автор: Екатерина Калинина
Трудомкость: 2 ч.
Тема: История Digital Humanities

Цифровое (компьютерное) уже давно стало частью деятельности современных людей, в том числе и научной её сферы. Сейчас развитие многих научных областей пропорционально развитию информационных технологий – они влияют на становление каждой из них в отдельности, а также способствуют их слиянию.

На сегодняшний день естественные, социальные, гуманитарные и технические науки едва ли не в равной мере используют в своих исследованиях новейшие информационные технологии. Говоря о гуманитарных науках и информатике, их междисциплинарном взаимодействии, используют термины Цифровая гуманитаристика, Computing in the Humanities или, чаще, Digital Humanities (DH).

Эта новая дисциплина является примером гибридизации науки, инженерной деятельности и зачастую искусства. В ней цифровые технологии играют роль прикладного методологического иструментария, который служит для достижения главной задачи DH: «научные инновации, дисциплинарные кросс-оплодотворения и демократизация знания». Новые технологии в DH используются не только для сохранения культурного наследия, но и для анализа огромных баз культурных данных, выявления ранее неизвестных причинно-следственных связей между различными факторами или явлениями, и, как следствие, совершения новых открытий в гуманитарных науках. Отличительной чертой DH как научной дисциплины является ее открытость – результаты исследований популяризируются в www, а все первоисточники, посвященные DH, размещаются в свободном доступе.

Считается, что «компьютерные методы в гуманитарных науках» как научное направление базируется на следующих основаниях:

Существует множество точек зрения как на статус DH в качестве научной области и дисциплины, так и на период, за который принимать момент её возникновения.

Британская исследовательница Сьюзен Хокей отсчитывает историю Humanities Computing с 1949 года, когда итальянский иезуитский священник отец Роберто Буса поставил перед собой задачу создать базу данных всех слов с примечаниями комментаторов в работах Фомы Аквинского, объем которой составлял 11 миллионов слов. Чтобы реализовать свою идею, отец Буса обратился к председателю и главному исполнительному директору IBM Томасу Ватсону, после чего получил необходимую поддержку в виде специально написанной компьютерной программы. Так компьютерные технологии впервые были задействованы в исследовании на стыке теологии, лингвистики и истории.

Исследователь Долорес Бертон начинает обсуждение возникновения Humanities Computing в Великобритании и США в 1950-х гг., указывая, что именно в это время в европейской академической среде начинают активно использоваться возможности компьютера (главным образом, для создания словарей).

Профессор Таллер Манфред из университета г. Кельна (Германия) относит первые попытки прояснить методологическое положение междисциплинарной области, находящейся на стыке между гуманитарными и компьютерными науками, к 1962 г., когда в замке Вартенштайн (Австрия) группа ученых собралась для обсуждения применения компьютеров в антропологии. К настоящему времени вопрос описания взаимоотношений этих дисциплинарных миров остается не решенным, поскольку количество вариантов существенно возросло.

Т.Манфред также предлагает выделять следующие этапы в развитии Digital Humanities:

Начальный период использования компьютеров в гуманитарных науках. Для этого времени применение компьютеров в гуманитарных исследованиях означало создание программ на языках программирования высокого уровня строго для каждого отдельного исследования, что сводило междисциплинарные исследования только к крупным проектам с отдельным финансированием или же к проектам, для которых «глубокое погружение» в разработку программного обеспечения являлось частью исследовательской задачи.

В данный период гуманитарии по-прежнему полагались на университетские вычислительные центры, что позволяло тратить сравнительно немного времени на изучение языков программирования и пакетов программ. Ввиду отсутствия необходимости привлекать дополнительный персонал, реализация проектов значительно упрощалась и ускорялась.

Период, главной характеристикой которого является существенное влияние микрокомпьютерной революции. Техническая доминанта этого периода – базы данных, работа с которыми позволила игнорировать немало проблем формализации. В этот период впервые гуманитарные проекты с компьютерной поддержкой стали доминировать над традиционными.

Период, ознаменованный интернет-революцией и продолжающийся по сей день. Важным фактором, характеризующим наше время, является использование информационных технологий как средство презентации и доступа к огромному количеству исходных материалов для исследований. При этом задача непосредственного анализа чаще отводится самому исследователю.

Анализируя особенности всех четырех периодов, структуру и этапность развития цифровой гуманитаристики можно представить в более формальном виде (см. рис. 1).

Цифровая гуманитаристика что это. Смотреть фото Цифровая гуманитаристика что это. Смотреть картинку Цифровая гуманитаристика что это. Картинка про Цифровая гуманитаристика что это. Фото Цифровая гуманитаристика что это

Рисунок 1. Цикличность развития Digital Humanities

Этап 1: Возникновение новой технологии.

Новая технология доступна исследователям, обладающим меньшими техническими знаниями, чем того требовали прежние технологии. Однако ее возможностей недостаточно, чтобы решить вопросы, которые занимают сообщество Digital Humanities.

Более опытные специалисты принижают новую технологию или игнорируют ее; молодые же энтузиасты считают, что опыт квалифицированных специалистов на предыдущем этапе не имеет отношения к тому, что делают они.

Поскольку достижения на этом этапе становятся такими невероятно легкими, возникает множество прикладных университетских курсов. Методический уровень дискуссий резко падает. Прежние профессиональные организации и конференции не предоставляют достаточно возможностей для продвижения исследований, связанных с применениями новых технологий, ввиду чего создаются новые организации и проводятся серии новых конференций.

Этап 2: Рост числа «компьютеризованных» гуманитариев.

Несмотря на рост числа «компьютеризованных» гуманитариев, число четко сформулированных проектов значительно сокращается. Становится ясно, что технология требует значительных усилий, если применяется к серьезным исследовательским проблемам, а не в экспериментах с малыми объемами данных. Помимо этого выясняется, что данные, с которыми имеют дело гуманитарные исследования, имеют специфические особенности, что осложняет применение новой технологии. Значительная часть ученых-гуманитариев, работавших с технологиями предыдущего этапа, возвращаются в те традиционные гуманитарные дисциплины, из которых они пришли, и больше не интересуются этой междисциплинарной областью.

Возникающие сложности не препятствуют использованию технологий в значительном числе проектов, а также получению многообещающих результатов. При использовании в конкретно-ориентированных проектах новые технологии могут быть интегрированы в традиционные гуманитарные исследования без необходимости контакта с профессиональным междисциплинарным сообществом. Число прикладных курсов в университетах сокращается.

Этап 3: Объединение сторонников новых технологий с представителями междисциплинарного сообщества.

Возможности простых современных технологий так велики, что для поддержки их потенциала необходима специальная инфраструктура. Многие институты предыдущего этапа не способны достаточно быстро адаптироваться для использования новой технологии, а потому закрываются.

Идет интенсивная дискуссия о необходимости профессионализации области. Более широкое профессиональное сообщество иногда задается вопросом: являются ли исследователи, до сих пор сконцентрированные на применении новых технологий, настоящими гуманитариями?

Этап 4: Возникновение новых технологий (повторение цикла).

Новые технологии заново меняют параметры доступности информационных технологий для гуманитариев. Изменение способов коммуникации, появление новых устройств интенсифицирует доступ к информации в гуманитарных исследованиях, однако появляющиеся инфраструктуры имеют мало концепций по использованию этих устройств, при том, что некоторые их характеристики радикально отличаются от соответствующих характеристик персональных компьютеров.

Появляются первые признаки отдельных объединений по этим технологиям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *