Цифровая трансформация для чего она нужна
Что такое цифровая трансформация?
Цифровая трансформация – что именно она трансформирует?
Цифровая трансформация – это только про бизнес?
Цифровая трансформация касается любой сферы. Например, активная цифровизация происходит в здравоохранении. «Облачные» решения для хранения Big Data (результаты анализов, снимки), телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению.
Цифровая трансформация происходит и в образовании. Сейчас почти в каждой современной школе висят интерактивные доски, у школьников есть электронные дневники, а учителя активно пользуются соцсетями, чтобы оставаться с учениками на связи и консультировать по домашней работе. Правда, цифровая трансформация образования не исчерпывается заменой тетради компьютером. Технологии позволяют применять методы, которые не могут быть реализованы при обычном контактном обучении. Например, ученики должны создавать аудио- и видео-контент, делать совместные проекты. То есть IT начинает выступать в качестве важного инструмента мышления.
Цифровая трансформация происходит также в сельском хозяйстве, строительстве, госуправлении и многих других сферах.
Зачем нужна цифровая трансформация, если дела компании идут хорошо?
С каждым днем спрос на цифровые технологии для бизнеса на рынке растет. Сейчас клиенты ожидают, что любое их желание — даже необычное — будет выполнено максимально быстро и точно. Именно прорывные технологии помогают решить эти задачи. Предприятия, которые не смогут адаптироваться к требованиям цифрового потребителя, скорее всего, обанкротятся и перестанут существовать. Их уничтожат новые высокотехнологичные компании, потому что потребители получат доступ к более продвинутым сервисам.
Часто компании тратят огромные средства на поддержание устаревших технологий, которые уже давно не приносят большой прибыли и не соответствуют требованиям цифрового рынка. Сохранять устаревшие технологии в рабочем состоянии — слишком дорого, модернизировать — еще дороже. К тому же для их обслуживания требуется не один человек. Намного легче потратиться на новейшие технологии и расширять пул клиентов, чем медленно разоряться, пытаясь поддерживать нерентабельный бизнес.
Обязательно строить цифровой бизнес с нуля?
Цифровой бизнес можно построить с нуля, а можно изменить уже существующий. Например, «Тинькофф» — пример цифрового бизнеса, построенного с нуля, а вот Сбербанк трансформировали, чтобы он смог конкурировать на рынке банковских услуг.
С одной стороны, запуск цифрового бизнеса с нуля требует наличия технологических компетенций и предполагает определенную долю риска: готовых решений зачастую нет, и сложно делать прогнозы. С другой — цифровая трансформация существующего предприятия иногда требует полного уничтожения имеющейся бизнес-модели. Так что предприниматель должен сам оценить масштаб потенциальных рисков.
Какими компетенциями должен обладать менеджер?
Набор навыков и умений менеджера по инновациям или менеджера по управлению изменениями должен включать в себя как hard skills, так и soft skills. Создание новых бизнес-моделей, умение работать с новейшими технологиями (искусственный интеллект, робототехника, AR и VR, блокчейн, интернет вещей), анализ данных, владение продвинутыми методами управления проектами (6 Sigma, DevOps, Scrum, Kanban, Lean, PRINCE2) относятся к «твердым» навыкам, то есть профессиональным компетенциям, которые легко проверить, например, с помощью тестирования.
Soft skills нужны для эффективного взаимодействия с командой, партнерами и клиентами. Часто их называют личными качествами. Это коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, дизайн-мышление (то есть ориентация на пользователя при разработке товара), адаптивность.
Как обычно проводят цифровизацию бизнес-процессов?
Цифровая трансформация должна начинаться с верхнего уровня: за разработку цифровой стратегии отвечает не только директор по технологиям, но и руководитель компании. Если же у руководителя нет навыков работы с цифровыми технологиями, необходимо нанять нового — и желательно из более «цифровизованной» отрасли. В команде должно быть не менее пяти технических экспертов высокого уровня, а еще experience-дизайнер — специалист по дизайну клиентского опыта.
Только после того, как команда сформирована, можно думать о разработке продукта. Обеспечен ли бизнес необходимой инфраструктурой — то есть набором технологий, которые помогут в дальнейшем в его развитии? Чтобы ответ был утвердительным, бизнесу нужны профессионалы в области безопасности, облачных технологий, промышленных коммуникаций и аналитики.
А дальше нужно повышать уровень технологического IQ остальных сотрудников, адаптировать их к нововведениям, новому стилю управления и работы, вовлекать их в процесс перехода на новый этап развития.
Почему цифровая трансформация может провалиться?
Как узнать больше о цифровой трансформации?
Много материалов, посвященных цифровой трансформации публикует РБК.Pro. Например, статья EY о том, как цифровизация может раскрыть потенциал сотрудников, или исследование Bain & Company о лидерах цифровой трансформации.
Также рекомендуем прочитать следующие книги:
«Как работает Google», Эрик Шмидт
«Разумный инвестор», Бенджамин Грэм
«Scrum. Революционный метод управления проектами», Джефф Сазерленд
«Руководство по DevOps», Джин Ким, Патрик Дебуа,
«Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов», Стивен Деннинг
Что такое цифровая трансформация, и зачем она нужна компаниям
Потребность в заработке подталкивает компании к поиску новых решений для управления процессами и финансами.
Путь, выбранный почти всеми из них, — это концепция под названием «Цифровая трансформация». Это переносит административные и операционные возможности компаний в новую эру автоматизации и оптимизации.
Имея это в виду, давайте поговорим о цифровой трансформации и о том, как вы можете ее реализовать.
Что такое цифровая трансформация?
Многие люди ошибочно принимают цифровую трансформацию как рыночное решение, такое как программное обеспечение или платформа. А некоторые компании даже процветают, продавая нечто подобное.
Но нет, цифровую трансформацию купить нельзя — это первое, что нужно уточнить.
Это более тесно связано с культурой, которая побуждает профессионалов высшего звена реструктурировать свои компании вокруг технологий.
Лучше всего сформулировать эту концепцию. Цифровая трансформация — это попытка интегрировать, организовать и изменить структуру данных и процессов для их полной реализации в цифровой среде.
Хотя это не единственный способ объяснить этот термин, это хорошая отправная точка для обсуждения.
Когда вы идете на рынок в поисках решений, вы получаете не готовое решение, а скорее инструменты, которые позволят вам реализовать поставленную вами цель.
Это различие настолько важно, что другие школы мысли подходят к цифровой трансформации как к образу мышления. Культура инноваций, основанная на эффективности, оптимизации и автоматизации.
Но какое бы определение мы ни приняли за наиболее точное, цифровую трансформацию можно рассматривать как совокупность облачного программного обеспечения и инфраструктуры, бизнес-аналитики и современных способов управления производительностью и проектами на основе данных.
Зачем компаниям нужна цифровая трансформация?
Больше, чем просто поиск идеального шага для цифровой трансформации, важны ее практические преимущества.
Чтобы продолжить обсуждение, давайте взглянем на те преимущества, которые быстро становятся очевидными после внедрения.
Оптимизация
Вся эта популярность сделала цифровую трансформацию модным словом в связи со значительным сдвигом на рынке за последние несколько лет.
В прошлом, когда компании хотели увеличить долю рынка и работать с большим количеством клиентов, единственным выходом было увеличение размера. Больше людей, больше оборудования, большие офисы.
Но технологии, особенно облачные вычисления, навсегда изменили это. Теперь эти инструменты могут помочь вам оптимизировать производительность — сократить количество процессов и автоматизировать задачи, чтобы делать больше с теми же ресурсами.
Что это значит? Гонка за консолидацией и узнаваемость бренда сейчас заключается в том, насколько эффективно вы выполняете свою работу и как вы можете превратить это в лучший конечный продукт.
Это разница между стагнацией и успехом, особенно в таких инновационных областях, как маркетинг.
Стратегия
Цифровая трансформация — это не только повышение производительности, но и наличие правильного плана для достижения ваших целей.
Администрирование, основанное на данных, может помочь лучше и глубже понять маркетинговые тенденции, личность вашего покупателя и сравнительный анализ ваших конкурентов.
Благодаря большим пулам данных и инструментам для их анализа легче включать бизнес-аналитику в свои решения, действуя быстрее и эффективнее, чем более нерешительные бренды.
Больше продуктивности
Нельзя не поговорить о том, как инструменты цифровой трансформации влияют на фактический процесс создания контента в маркетинговом бизнесе.
Автоматизированные процессы, облачные инструменты, коммуникационные решения в реальном времени и платформы управления проектами помогают вам и вашей команде быть более организованными и активными.
Результатом является группа высоко вовлеченных профессионалов, у которых больше возможностей для реализации своего видения и инноваций на рынке.
Более быстрая реакция на рынок
Инновации жизненно важны, если вы хотите быть конкурентоспособным в будущем. Рынок движется к постоянно меняющимся тенденциям и сокращению ниш — все это обеспечивается цифровым опытом и интерактивным контентом.
Маркетинговый план не работает больше, не принимая во внимание цифровой — более того, диджитал в приоритете.
Благодаря стратегиям, основанным на данных, и структуре, основанной на эффективности, любой бизнес может быть готов быстро реагировать на изменения спроса.
Как начать цифровую трансформацию в вашей компании?
При анализе того, что дает эта концепция с точки зрения производительности, эффективности и позиционирования бренда, становится ясно, что цифровая трансформация — это не просто конкурентное преимущество.
Может быть, это преимущество сейчас, но оно быстро станет средством выживания.
Компании, которые не следуют этой конкретной тенденции, никогда не смогут предложить те же цены, качество и сроки, которых требуют новые рыночные стандарты.
С чего начать? Рецепта нет, ведь у каждого бизнеса есть свои особенности и этапы цифровой консолидации.
Однако некоторые советы обязательны для начинающих свой путь. Давайте взглянем!
Оцените настоящее
Для правильного начала планирования вам необходимо знать, где вы находитесь.
Это означает, что сначала нужно провести инвентаризацию уже реализованных цифровых решений. И даже больше.
Пришло время нарисовать карту продуктивности и управления проектами — как прямо сейчас выстроены процессы, обеспечивающие функционирование бизнеса.
Пока вы это делаете, вы можете начать с анализа того, что из этого можно сократить или решить с помощью автоматизации.
Это оценка цифровой консолидации. С этого момента ваш путь становится намного яснее.
Ставьте цели на будущее
Одного облачного хранилища и некоторого программного обеспечения недостаточно, чтобы это можно было считать хорошим переходом к цифровой трансформации.
Более широкая концепция рассматривает их как инструменты для достижения реальных выгод — средства, а не цель.
Так что много думайте о том, чего вы хотите. Более оптимизированное производство? Больше интеграции и сотрудничества в команде? Децентрализованное управление проектами, которое помогает вашей компании работать с большим количеством клиентов одновременно?
Эти цели будут не только направлять цифровую трансформацию, но и создавать идентичность вашего бренда. Культура, которая привлекает и удерживает больше вашей публики и даже влияет на кампании, которые вы можете планировать с этого момента.
Найдите правильные решения
Теперь, когда вы знаете, где находитесь и куда идти, вы, наконец, можете приобрести инструменты, которые помогут вам. Для цифровой трансформации решение как услуга — лучший способ скорейшего внедрения.
Интеграция является ключевым моментом при поиске лучших платформ. Попробуйте найти те, которые предлагают наибольший набор функций с поддержкой бизнес-аналитики, сбора и автоматического анализа данных.
Мотивируйте свою команду
Неважно, сколько инструментов цифрового маркетинга вы приобретете и внедрите; они мало что сделают, если у ваших команд неправильное мышление.
Как мы уже говорили, цифровая трансформация — это также культура, способ увеличения продуктивности за счет приоритета эффективности и сотрудничества.
Интегрированные системы, эффективные средства коммуникации и программное обеспечение, стимулирующее командную работу, будут двигать вашу команду, а, следовательно, и компанию.
Примеры цифровой трансформации
Теперь, когда мы обсудили основные моменты цифровой трансформации, давайте посмотрим, что она сделала для некоторых известных компаний.
Каждый из этих примеров свидетельствует о важности и преимуществах новой цифровой эры.
Переход на цифровые технологии для управления продажами
Возможно, это не ваша сфера деятельности, но то, что гигантские розничные сети сделали с цифровой трансформацией, является ясным и простым примером ее преимуществ.
Огромные компании, такие как Home Depot, Target и Best Buy, в последние годы пережили этот переход, уделяя особое внимание значительному сокращению операционных расходов.
Те же самые бренды использовали возможность улучшить свое цифровое присутствие и улучшить качество покупок в Интернете с помощью интеллектуального управления заказами и более эффективного управления клиентами.
Переход на цифровые технологии для маркетинга и стратегий, ориентированных на клиента
В данном случае интересна их направленность. Конечно, они всегда улучшают операционные показатели, но переходят на цифровые в основном потому, что там есть их аудитория.
Цель Nike — предложить решения для улучшенного маркетинга, мощной аналитики данных и более богатого покупательского опыта.
Переход на цифровые технологии, когда вы уже диджитал-продукт
Отличный пример, демонстрирующий силу цифровой трансформации, — это то, что технологические компании тоже инвестируют в нее. Microsoft — яркий тому пример.
За последние несколько лет бренд кардинально изменил свою позицию и стал поставщиком инноваций и технологий как услуги.
И это окупилось, поскольку в 2010-х годах акции Microsoft продемонстрировали экспоненциальный рост стоимости. Урок, который они преподают, заключается в том, что в будущем необходимо инвестировать в цифровую связь с клиентами. Облачные решения и живой опыт приближают людей к брендам, которые им нравятся. Это открывает новые возможности для повышения лояльности клиентов.
Приняв во внимание все эти моменты, мы можем увидеть, что цифровая трансформация является необходимым средством деловой революции. Это помогает вам повысить эффективность и вносит разум в ваши будущие решения. Это приближает вас к вашей аудитории и позволяет предлагать им более качественные услуги и опыт.
Источник
Цифровая трансформация: для чего нужна
Сейчас стремительными темпами развиваются цифровые технологии. Они уже достигли такого уровня, что нам приходится считаться с цифровым миром. Это касается и бизнеса. На данный момент огромную популярность получила так называемая цифровая трансформация. Если говорить простыми словами, то это внедрение в различные сферы деятельности человека цифровых технологий. Возможно, кому-то может показаться, что цифровая трансформация не представляет собой особого интереса. Однако это совсем не так. Цифровые технологии могут облегчить работу, сделать многие процессы, на которые раньше уходило много времени и сил, практически автоматическими.
Особенно цифровая трансформация затронула бизнес. Процесс достиг такого масштаба, что коммерческим организациям просто необходимо применять современные технологии, хотя бы потому, чтобы успешно конкурировать на рынке. Клиент отдаст предпочтение той компании, с которой легче работать. Здесь можно сделать простой вывод. Более выгодные условия взаимодействия предложит та коммерческая организация, которая активно применяет цифровые технологии.
Конечно, бизнес не сможет самостоятельно реализовать цифровую трансформацию, поскольку это достаточно трудоемкий процесс, требующий серьезного подхода и определенных знаний. Бизнесу нужна помощь в проведении цифровой трансформации. Отличным помощником в данной ситуации будет компания SimpleOne. Специалисты на высоком уровне качества автоматизируют все возможные процессы, чтобы клиентам было проще и удобнее сотрудничать с фирмой. Компания выполняет свою работу так, что правила использования будут понятны пользователям любых возрастных категорий.
Преимущества цифровой трансформации:
Как видите, у цифровой трансформации довольно много преимуществ. Именно поэтому бизнесу лучше начать внедрять новые технологии уже сейчас, чтобы потом не затеряться на фоне других коммерческих организаций.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Цифровая трансформация бизнеса: как и зачем меняться в digital-эру
Цифровая трансформация — модный, но всё ещё не до конца понятный термин. Что он включает и почему касается не только программистов? Разбираемся вместе с куратором факультета Цифровая трансформация Московской школы коммуникаций MACS Максимом Григорьевым.
Прорывные технологии и капитализация бизнеса
Цифровая трансформация — это глубокое преобразование продуктов, бизнес- и операционной модели организации с помощью прорывных технологий.
Что такое прорывные технологии? О них мы слышим повсюду последние несколько лет: блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект, дополненная реальность и многоe другое. В английском, кстати, технологии называются разрушительными, “Disruptive Technologies”. Но, в русском это слово явно имеет отрицательное значение, мы называем их прорывными. Так они называются потому, что радикально преобразуют экономику, сегменты бизнеса, организации, отношения в обществе и самих людей. В свое время именно такими технологиями были паровой двигатель, электричество, компьютеры и Интернет.
Почему прорывные технологии повышают ценность бизнеса? Всё просто. Они не просто оптимизируют эффективность и увеличивают производительность компании, они, как мощный рычаг, позволяют создать принципиально новые цепочки добавления ценности, придумать новые более прибыльные и полезные клиенту продукты. Соответственно, растет прибыль компании и инвестиционная привлекательность. Сегодня потенциал развития экономики во многом обусловлен именно прорывными технологиями. По прогнозам McKinsey, доля цифрового бизнеса составит до 34% мирового ВВП уже к 2020 году. Процесс цифровой трансформации актуален для любой сферы нашей жизни. Мобильное приложение налоговой службы, онлайн-банкинг, блокчейн-реестры в страховых компаниях, техподдержка клининговой компании в виде чат-бота, таргетированная реклама и медицинская диагностика использующие большие данные и искусственный интеллект, торговые маркетплейсы — все эти инновационные “фишки” являются далеко не полным набором примеров использования современных цифровых технологий.
Компаниям, которые не придали особую важность использованию этих технологий, становится все сложнее конкурировать с цифровой элитой. Так, например, яркий представитель цифровой экономики Uber поглотил практически все небольшие сервисы такси, а Airbnb приносит все больше убытков классическим моделям гостиничного бизнеса.
Цифровая трансформация и коммуникации
Многие предприниматели считают, что для цифровой трансформации бизнеса достаточно нанять программистов, чтобы разработать сайты, мобильные приложения, электронные кошельки и чат-ботов в дополнение к тому, что уже есть. Это заблуждение. Цифровая трансформация — это не просто автоматизация (т. е. внедрение технологий в существующее производство). Она подразумевает изменение бизнес-структуры, стратегии развития бизнеса, корпоративной культуры, системы продаж, управления командой и процессами в целом, а также, еще более радикальные изменения, когда создаются абсолютно новые продукты, сервисы и даже целые отрасли.
Существует три направления цифровой трансформации: клиентский опыт, операционные процессы и бизнес-модели. Обычно компании не идут сразу по всем трем. Одни выбирают стратегию роста за счет лучшего понимания клиента и увеличения точек контакта с ним. Другие — за счет цифровизации и реинжиниринга внутренних процессов и повышения производительности работников. Третьи — меняют границы бизнес-моделей, создают цифровые продукты и сервисные надстройки и осваивают новые рынки.
Как минимум два из трех направлений цифровой трансформации напрямую касаются коммуникаций — внутренних и внешних.
В частности, существенно видоизменяются задачи CEO и HR-директоров. Организационная структура компании становится гибче. Появляются новые позиции, в том числе топ-уровня, например, CDO (Chief Digital Officer), директор по цифровой трансформации или, например, Директор по подбору digital специалистов. Требования к компетенциям «старых» сотрудников меняются: директор по развитию всё чаще должен владеть технологиями, а производитель контента — работать со статистикой и аналитикой внимания. Узкие специализации перестают цениться. Растет значение дополнительного профессионального обучения и переквалификации.
Ключевой задачей внутренних коммуникаций становится настройка культурного кода бренда среди сотрудников. Техническая работа «кадровика» отдаётся на откуп программам на основе big data и machine learning. На его место приходит HR-эксперт, сосредоточенный на человеческом капитале компании и развитии бренда работодателя. Задача же CEO — уже не только общее управление и повышение капитализации бизнеса, но формирование видения компании в цифровой вселенной и уверенная трансляция этого образа сотрудникам и стейкхолдерам.
Сложно представить успех трансформации в организации, которая делает ставку на жесткую субординацию, консервативные модели принятия решений, бюрократизацию процессов. Максимальная коллаборация, совместное творчество, общение на равных и укрепление горизонтальных связей внутри компании намного ближе современному, цифровому миру.
С другой стороны, технологии big data и искусственный интеллект трансформируют пользовательский опыт и позволяют кардинально увеличить прибыль. Это означает появление новых задач у внешних коммуникаторов: маркетологов, пиарщиков и специалистов по продажам. Возрастает роль аналитики внимания, точечной работы с клиентом и digital-маркетинга.
В частности, PR-специалисты и маркетологи могут измерить эффективность коммуникации исходя из бизнес-показателей и корректировать информационную кампанию с точностью до каждой эмоции отдельного пользователя.
«Внешняя коммуникация стала не просто положительной или отрицательной — она стала умной. Цифровая трансформация сделала возможным объединение PR и аналитики. Стратегию бренда теперь можно измерять как качественными, так и количественными показателями», — Анастасия Полонская, ex-руководитель пресс-службы Ассоциации ФинТех и преподаватель Московской школы коммуникаций MACS.
Другой наблюдаемый эффект трансформации — новые форматы и места присутствия контента, связанные с тем, что аудитория все больше времени проводит в сети.
Учиться сегодня, чтобы опередить конкурентов завтра
Самые востребованные технические компетенции (hard skills):
В отношении hard skills одинаково важны компетенции в области архитектуры системы и прорывных технологий. Два этих аспекта — как поле и фишки для настольной игры: цифровая трансформация может быть эффективной лишь с учетом и того, и другого. Как никогда рынку требуется знание инновационных моделей работы. Специалистов с такими компетенциями ждут на позиции change-менеджеров, innovation-менеджеров и e-лидеров.
Самые востребованные soft skills:
Сложности цифровой трансформации
Сложность первая — критическая нехватка компетентных специалистов. В сентябре этого года в Московской школе продвинутых коммуникаций MACS запускается первая фундаментальная программа «Цифровая трансформация» по подготовке дипломированных коммуникаторов в области преобразования бизнеса. Куратор программы Максим Григорьев — в прошлом руководитель Центра финансовых технологий Центробанка. В числе образовательных дисциплин — тренд-аналитика, архитектура цифровой системы, построение эффективных операционных и бизнес-моделей, digital маркетинг и управление процессом цифровой трансформации. Школой предусмотрены скидки для обучения корпоративных клиентов и комплексные программы для решения задач компании.
«Главный навык специалистов по цифровой трансформации — это постоянное обновление знаний и инструментов, lifelong learning. Ни одна технология, тем более цифровая, не живет вечно. Актуальное фундаментальное образование плюс способность быстро переучиваться — основные факторы успеха в digital-эру», — Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS.
Сложность вторая — ограничения скорости преобразований. Организация не трансформируется одномоментно, и некоторое время digital продукты существуют параллельно с аналоговыми. Операционная модель организации должна позволять работу как в классическом, так и в инновационном режиме, чтобы перемены прошли с минимальными рисками. Нередко между цифровыми и традиционными отделами компании возникает конкуренция. Ответственность за решение проблемы ложится на профессиональный менеджмент.
«В Банке России мы сначала подготовили операционный ландшафт и внедрили проектное управление, эффективное как в классической парадигме waterfall, так и в гибкой модели. Только после этого была запущена программа реинжиниринга бизнес-процессов и формирования целевой бизнес-модели», — Максим Григорьев, ex-руководитель Центра Финансовых технологий Банка России.
Сложность третья — консерватизм высшего руководства. Цифровая трансформация предполагает дополнительные расходы времени, сил и денег, и не все к этому готовы. А основные KPI, от которых зависят и бонусы, часто нацелены на достижение сиюминутных финансовых результатов. Ключом к успеху становится гибкость руководства и готовность наделить полномочиями тех сотрудников, которые обладают необходимыми цифровыми компетенциями. И очень важно, реальное, а не на словах, понимание потенциала прорывных технологий и неизбежности трансформации.
Цифровая трансформация — процесс долгий, сложный и дорогой. Но её эффект на производительность и эффективность бизнеса способен оправдать все затраты. Актуальные навыки и инструменты вкупе с профессиональным и гибким руководством — залог успешного преобразования на рынке. Главное, помнить, что инвестировать в развитие компании всегда проще тогда, когда ресурсы для этого еще есть.