Цифровизация и автоматизация в чем
Революция в мозгах, или чем цифровизация отличается от автоматизации
В апреле состоялась защита цифровой стратегии «Росатома», которая станет частью единой обновленной стратегии госкорпорации. Однако трудно строить современную цифровую компанию, не понимая, что такое цифровизация, зачем она нужна, чем отличается от автоматизации, какие плюсы и минусы в себе содержит.
Почему цифровизацию называют промышленной революцией
Революция — это резкое, радикальное изменение. Первым о начале четвертой промышленной революции заговорил Клаус Шваб — крупный экономист, основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума в Давосе. Он утверждает, что человечество уже пережило три промышленные революции и сейчас встречает четвертую.
В своей книге «Четвертая промышленная революция» Клаус Шваб пишет, что первая проиcходила в 1760–1840-е и была вызвана изобретением паровой машины. Вторая датируется концом XIX — началом ХХ века. Ее начало ознаменовало появление лампы накаливания, распространение электричества и конвейерного производства. Третью в 1960-е годы устроили полупроводники.
Революционные изменения переживает промышленность во всем мире и сегодня. По масштабу, объему и сложности четвертая промышленная революция не имеет аналогов и кардинально меняет наш образ жизни. Мы стали свидетелями ошеломляющих технологических прорывов в широком спектре областей: искусственный интеллект, роботизация, трехмерная печать, нано- и биотехнологии и многое другое.
Первые три промышленные революции были обусловлены исключительно появлением новых технологий, принципиальное отличие четвертой — скорость распространения технологий и всеобъемлющий характер их применения.
Все новые цифровые технологии несут в себе огромный потенциал развития, но с ними связаны и большие риски. Можно легко оказаться на обочине прогресса, ведь четвертая промышленная революция будет, скорее всего, молниеносной, а скорость принятия решений и уровень развития отдельных игроков в области цифровизации — стран, компаний и т. п. — разные.
Индустрия 4.0 — термин впервые упоминается в 2011 году в стратегическом плане развития экономики Германии, предусматривающем совершение прорыва в области информационных технологий. В России его часто используют как синоним четвертой промышленной революции. Но изначально смысл был несколько уже: это цифровизация производственного сектора с помощью датчиков, встроенных практически во все компоненты оборудования, повсеместного внедрения киберфизических систем и анализа всех доступных данных. Проще говоря, производство умных вещей. Например, ваш телефон, понимая, что скоро «умрет», сам уведомит об этом производителя. На заводе автоматически будет поставлена в очередь задача произвести новый. Когда ваш отправится в корзину, другой уже будет доставлен в удобное для вас место.
Чем цифровизация отличается от автоматизации
Многие считают, что если в офисе стоят компьютеры и подключен интернет, то компания может называться цифровой. Однако компьютеры и интернет — лишь инструменты. А цифровизация — это системный подход к использованию цифровых ресурсов для повышения производительности труда, конкурентоспособности и экономического развития в целом.
Яркий пример — уберизация. Когда в таксопарки поставили компьютеры и стали вносить заказы не в тетрадку, а в таблицу Excel, это было автоматизацией. А вот платформа Uber, когда таксопарки фактически перестали быть нужны, — это цифровизация. В основе бизнеса компании лежит новая модель взаимодействия пользователей и поставщиков услуг, которой до этого не было ни у одного из игроков рынка перевозок. Когда мы, используя современные информационные технологии, начинаем делать то, чего раньше не делали, или перестаем выполнять какие-то привычные действия — это цифровизация.
Еще один, близкий многим, пример — онлайн-обучение. Электронные учебники, видеоуроки — это элементы автоматизации, облегчающие получение знаний. Не надо искать бумажный учебник, не надо ездить на лекции, достаточно включить компьютер и выйти в интернет. И совсем другое дело — интерактивная, с обратной связью, образовательная система, когда человек сам выбирает темп обучения и программу для своего уровня подготовки. Учителю английского, например, тяжело десятки раз повторять одно и то же слово, чтобы добиться от ученика точного произношения, а машина может делать это сколько угодно.
Электронный табель, заменивший бумажный журнал, в котором расписываются сотрудники, приходя и уходя с работы, — это автоматизация. Цифровизация пропускной системы — технология RFID-меток, которые «вшиваются» в форму или пропуск. Сотруднику не нужно где-то расписываться или прикладывать пропуск к считывающему устройству — система все сделает сама.
Интернет вещей стремительно развивается не только в быту, но и на производстве. В этом году на выставке «Атомэкспо», в частности, были показаны умные каски, не только передающие информацию о том, надел ли сотрудник средство индивидуальной защиты, но и о том, где он находится (с помощью тех же RFID-меток), о сильных ударах по каске и даже о повышении температуры владельца — если вдруг человек пришел на работу простуженным. Датчик удара позволяет использовать и обратную связь — допустим, строитель легонько стукнул три раза по каске, и оператор понимает: сотрудник просит связаться с ним.
Другой пример — коммуникационные технологии. Электронная почта стала в свое время прорывом. Но если добавить к ней систему распознавания смысла текстов и автоматическое формирование схемы ответного письма, распоряжения и т. д., она практически станет личным секретарем.
АВТОМАТИЗАЦИЯ, ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ. ГДЕ ГРАНИЦА И ЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ ИМЕННО ВАМ?
Автоматизация. Цифровизация. Цифровая трансформация. Три тренда, которые на протяжении последних лет держат в фокусе внимания большинство российских бизнесов, и производители продуктов питания – не исключение. Из каждого утюга доносится информация о том, что надо автоматизироваться. Или цифровизироваться? Вчера рекомендовали одно, сегодня – уже другое. И про оба тренда кричат, что им надо соответствовать, потому что без них предприятию не выжить. А кому надо? Предприятиям или тем, кто кричит? И в чем вообще разница смыслов этих двух слов?
Цель сегодняшней статьи – внести точности в понятия (материалов много, а синхрона в определениях – не очень). А также показать разницу масштабности этих процессов и, как следствие, разницу в подходах к их лидированию.
Автоматизация
Автоматизация – это замена действий людей, направленных на сбор и обработку данных, работой системы. При этом сам результат и качество процесса остаются неизменными. Меняется только количество человеческих усилий.
Наглядным примером является бухгалтерский учет. По форме отчетность одна и та же независимо от того, в каком режиме и кем она была сформирована – машиной за несколько минут при участии одного человека или группой людей за несколько дней.
Автоматизация позволяет снизить затраты на ежедневный ручной труд. Сэкономить на зарплате персонала за счет разовых инвестиций во внедрение системы. Мы сокращаем количество людей, необходимое для поддержания процесса, никак не меняя его самого. В этом и заключается польза автоматизации для предприятия.
Автоматизация не требует менять логику и модель управления процессом, и, как следствие, картину мира специалистов предприятия. Квалификация специалистов и руководителей для работы в новом формате также может остаться неизменной.
Когда логично прибегать к автоматизации?
Как правило, к автоматизации прибегают, когда на предприятии начинает зашкаливать объем ручного труда. Пример – мы получаем от клиентов 2000 заказов в день. Каждый из них необходимо занести в систему для дальнейшей обработки. Делать это вручную – означает выделить на эту задачу целую армию операторов. (Сразу вспоминаются миньоны из мультфильма. Только они-то работали за бананы, а вот нашим придется платить реальными деньгами). Гораздо выгоднее единоразово вложиться в проект автоматизации (EDI или мобильная торговля, в зависимости от того, в каких каналах работает предприятие) и больше не вспоминать об этой проблеме.
Дополнительный бонус – система не ошибается при обработке данных (в отличии от человека, который за сегодняшний день «вбивает» уже сотый заказ).
Также на автоматизацию может толкать банальная нехватка людей. Если вы работаете в регионе, где кадры необходимого вам профиля – навес золота, то один из вариантов решения задачи описан выше.
Цифровизация
Цифровизация – это изменение модели управления процессом через работу с данными. С помощью цифровизации можно влиять как на качество, так и на стоимость результата процесса (не только за счет сокращения количества людей). Сам результат (продукт на выходе) при этом остается неизменным.
Пример: внедрение MES-системы позволяет организовать детальную прослеживаемость сырья в готовую продукцию и выявить потери в привязке к производственным переделам. Система – это часть процесса управления производством. Результат процесса тоже не меняется (мы как производили, например, сыр, так его и производим). Цифровизация позволяет нам оперативно реагировать на отклонения показателей от «коридора здоровья» и влиять тем самым как на объем выходов, так и на итоговую себестоимость продукта. Если раньше мы анализировали выхода и качественные лабораторные характеристики продукта в конце, то теперь можем делать это в процессе, и это позволяет нам поменять модель управления.
Важной особенностью является то, что проекты цифровизации требуют неизбежной трансформации картины мира лидера процесса в сторону управления через цифру. Способа реализовать проект успешно здесь два: либо директор по производству должен пройти соответствующее обучение, либо на предприятии должен появиться новый директор по производству, готовый к такому формату работы.
Когда прибегают к цифровизации?
Основной предпосылкой к входу в проекты цифровизации является высокий уровень конкуренции на рынке, (что для пищевой отрасли является актуальным, как ни для какой другой).
Задача любого предприятия – добиться стабильного качества продукта с минимальными затратами на его производство. Цифровизация позволяет предприятию повысить свою конкурентоспособность за счет управления процессом и качественными характеристиками продукта на основе анализа собранной информации.
Стоит отметить, что под продуктом здесь понимается не только товар, который ложится на полку, а также конечная ценность для клиента (своевременная доставка, правильно оформленные документы и т.д.).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что термин «автоматизация» больше применим к учету (мы автоматизируем сбор данных и выполнение каких-либо операций учета), а «цифровизация» – к управлению (потому что в процессе цифровизации его модель подвергается изменениям).
Цифровая трансформация
Цифровая трансформация – это изменение процесса для получения альтернативного результата. Привнесение в бизнес принципиально новых моделей.
Яркий пример – то, как Яндекс трансформировали рынок такси.
Пример для пищевой отрасли: в регионе есть N производителей продуктов питания, которые работают с одними и теми же клиентами. При этом каждый из них обслуживает своих клиентов (торговые сети) через индивидуальные каналы продаж. Однако, на региональном рынке может появиться игрок, который закроет все коммерческие и логистические процессы взаимодействия всех этих предприятий с клиентами.
На основании анализа спроса он будет разрабатывать продукт, размещать его под собственным брендом у разных производителей, сам планировать цепочки поставок и организовывать как продуктовую, так и финансовую логистику.
По сути он будет являться связующим звеном между сетями и производителями. Сети получат проработанную модель востребованности продукта, производители получают заказы. Если проводить аналогию с Яндекс Такси, сети выступает как физлица, а каждый производитель как водитель машины.
Инициирован такой проект может быть только самым высшим ТОП-ом предприятия. Тем, кто мыслит категориями бизнес-моделей. У которого есть идеи, ресурсы и энергия для его реализации.
При этом на практике построение новой бизнес-модели в привязке к старому предприятию сильно сдерживается его инертностью. Новая бизнес-модель требует расширения границ. Как следствии, для построения новой бизнес-модели надо отказаться от старых активов.
Когда нужна цифровая трансформация?
Цифровая трансформация актуальна в случаях, когда конкуренция высокая и маржа снижается до уровня, который не покрывает амбиций собственника. Когда возможности отличиться практически не остается. Она нужна, чтобы с помощью цифровых технологий выйти на новый рынок.
Подведем итог
Тренд последнего года для производителей продуктов питания выглядит не радужно. Сырьевая составляющая сильно растет, при этом цена для потребителя корректируется незначительно. Многие бизнесы находятся в состоянии угрозы выживания.
Цифровая трансформация доступна далеко не всем (новую нишу не так просто найти). Автоматизация, которая поможет сократить затраты на оплату труда нескольких сотрудников, уже не спасет. Кроме того, на определенном гигиеническом уровне она и так у большинства предприятий уже реализована. Самый доступный и верный способ укрепления своих позиций на рынке для производителей продуктов питания – заниматься проектами цифровизации, которые будут способствовать трансформировать модели управления теми или иными бизнес-процессами, меняя их характеристики.
В материалах блога мы регулярно рассказываем о вариантах подходов к управлению теми или иными задачами пищевых предприятий. Поэтому Welcome всех тех, кто желает повысить свой уровень компетентности в вопросах инструментов повышения эффективности деятельности бизнеса и себя самого.
Обсудите с нами задачи своего предприятия
Цифровизация и автоматизация в чем
«… приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»
Королева из «Алисы в стране чудес» едва ли смыслила в организации работы производства, однако её слова не теряют своей актуальности. Если вы действительно (на деле, а не только на словах и в мечтах!) хотите:
то нужно не топтаться на месте и работать как привыкли. Нужно бежать. Иначе вас обгонят конкуренты — более быстрые и длинноногие.
Что делать? Развивать производство.
Как? Используя современные технологии.
И в этом вам помогут:
Несмотря на то, что оба слова заканчиваются на «. ция», означают они два разных процесса.
Давайте вместе разбираться, что есть что.
Автоматизация производства: объединение в единую систему и контроль всех бизнес-процессов — от склада и продаж до финансов и логистики
Автоматизировать производство — значит оптимизировать, синхронизировать и выстроить в единую рабочую систему все производственные и другие процессы, которые на данный момент работают вразнобой. Чтобы в результате уменьшить потери времени и количество брака, максимально исключить человеческий фактор — и повысить скорость передачи информации между разными структурами предприятия, скорость принятия решений и общую производительность.
❌ До автоматизации все сотрудники — на производстве и в офисе, занятые в продажах и на складах — едут на 3-колёсных велосипедах. Ну как едут. Одни летят на бешеной скорости, другие безнадёжно отстают, а кто-то давно упал и просто лежит на асфальте. Скорость движения у всех разная, о цели, к которой вы едете, все давно забыли (тут лишь бы не сдаться по дороге), согласованности никакой — словом, совсем не весело.
✅ После автоматизации вся компания дружно пересаживается с велосипедов в большой и комфортный автомобиль. Вы едете по автобану — все вместе. И чётко понимаете, куда направляетесь, насколько хватит бензина, сколько километров до цели и сами решаете, когда поддать газу, а когда притормозить. Весь контроль над ситуацией — в ваших руках.
Что даёт производству автоматизация процессов
Автоматизация позволяет решить две главные задачи:
И две эти глобальные задачи можно разделить на множество мелких подзадач.
❌ вся информация хранится в блокнотах, на бумажках, на разных компьютерах, в разрозненных программах, рабочих чатах (и в головах разных сотрудников!). Сотрудник в отпуске, уволился, не отвечает, блокнот потерялся — всё, работа стала;
❌ нет единой базы данных, единой отчётности — приходится тратить много времени, перепечатывать документы и переносить их из одной программы в другую, чтобы найти нужную информацию и провести хоть какой-то анализ;
❌ непонятно текущее положение дел: плана производства, сколько товара на складе, хватает ли сырья на производстве, сколько было продаж, когда нужно ремонтировать оборудование, какой заказ в какой срок будет выполнен и т. д.;
❌ сложно (или практически невозможно) быстро проанализировать работу одного или нескольких отделов, цехов, станков, сотрудников и оценить текущую загрузку, рассчитать премии и т. д.;
❌ работа ведётся во многом вслепую, часто либо на склад — либо, наоборот, с задержкой производства, потому что информация (заявки на закупку сырья, комплектующих, данные о браке и т. д.) практически всегда передаётся с задержкой. Нет контроля за нагрузкой оборудования, нет отслеживания за минимальным запасом для бесперебойной работы производства.
После внедрения автоматизации:
✅ вся информация — о произведённых, отгруженных и проданных товарах, состоянии оборудования, сотрудниках, выработанных часах, премиях и т. д. — вводится в единую систему (не обязательно вручную, а, например, с помощью штрих-кодов). Не нужно зависеть от сотрудников, владеющих ценной информацией — она вся оцифрована и доступна в системе;
✅ можно быстро и просто получить любую отчётность и информацию о бизнес-процессах — и на основе фактических данных провести анализ эффективности и времени работы отдельных сотрудников, станков, цехов, а также сформировать планы и стратегии производства, отгрузки, закупки, продаж и т. д.;
✅ разные подразделения работают как единый, слаженный механизм: нет перебоев в поставке сырья и комплектующих, нет лишних издержек и простоя оборудования;
✅ все бизнес-процессы становятся более прозрачными и управляемыми;
✅ уменьшается бумажный документооборот;
✅ увеличивается скорость выполнения многих рутинных, однотипных, стандартных задач — инвентаризация, формирование отчётности, расчёт премий и т. д.;
✅ автоматизируются многие важные процессы — закупка материалов при наличии заказа на производство, расчёт длительности производственной операции и т. д.;
✅ повышается производительность труда.
Всё это позволяет полностью анализировать, контролировать и увеличивать эффективность всех процессов, вовремя принимать решения — и повышать качество продукции, уменьшая её себестоимость.
Что необходимо для автоматизации производства
Для автоматизации нужна ERP-система — это мощная программа, которая позволяет планировать ресурсы предприятия: собирать, хранить, анализировать и управлять всей информацией, вращающейся внутри компании.
В статье «Автоматизация и ERP-cистемы: несколько главных шагов для успешного производства» мы подробно рассказали о том, что такое ERP-система, на что обратить внимание при выборе — и как проходит внедрение системы в работу компании.
ERP-система позволяет добиться всего, о чём мы рассказали выше — и стать более гибким, конкурентоспособным и прибыльным предприятием.
Кому необходима автоматизация производства
По хорошему — вообще ВСЕМ компания, которые переросли уровень «блокнот + Excel». Без автоматизации процессов можно оставаться на плаву — но практически невозможно расти и развиваться. И если вы не хотите уже в ближайшем будущем отстать от конкурентов и вылететь с рынка, пора задуматься об автоматизации производства.
Автоматизация — давно не ноу-хау, а норма. Не важно, какого масштаба предприятия и в какой сфере работает: свои производства автоматизируют и транснациональные компании-гиганты, и те, кто относит себя к малому бизнесу, занятые в горнодобывающей и пищевой промышленности.
И если вы сами давно оставили неудобный 4-колёсный велосипед в прошлом, то задайте себе вопрос, почему ваша компания до сих пор на нём «катается».
Цифровизация производства: роботизация, машинное обучение и искусственный интеллект
Цифровизация — это не просто совершенствование текущих процессов. Это переход на принципиально новые цифровые технологии во всём: от станков, участков сборки до тележек на складах, от планирования и исполнения до цепочки поставок. Это максимальная роботизация всех процессов и максимальный отказ от вмешательства человека.
Всё это становится возможным благодаря объединению онлайн и офлайн, реального, физического производства и цифровой инфраструктуры в единое целое за счёт автоматизации и роботизации всех процессов с помощью огромного спектра современных технологий, в том числе на базе интернета вещей (IoT):
Давайте снова проведём аналогию с машиной. Цифровизировать производство — значит пересесть с обычного автомобиля (заметьте, не с велосипеда) на электромобиль с автопилотом. Вам не нужно крутить руль, нажимать на педали и изучать карту, чтобы построить маршрут — искусственный интеллект многое сделает за вас. И при этом поможет добраться до цели с минимальными расходами.
Что даёт производству цифровизация процессов
Внедрение цифровых технологий позволяет максимально автоматизировать и роботизировать все процессы, уменьшить влияние человеческого фактора на них и как следствие — сократить затраты и повысить производительность.
Это происходит за счёт того, что:
На этом преимущества от цифровизации производства, конечно, не заканчиваются — но, думаем, общий смысл понятен.
Что необходимо для цифровизации производства
Возможно, вы уже догадались, что первый шаг к цифровизации бизнеса — его автоматизация. Потому что цифровизация — это не про датчики на станках, а про полное изменение всех фундаментальных процессов. Это следующий и абсолютно осознанный шаг тех компанией, которые действительно к этому готовы.
Да, если и эволюционировать — то последовательно!
Кому необходима цифровизация производства
Если автоматизация — важный фактор развития и роста любого производства независимо от сферы и масштабности, то цифровизация (сегодня и в ближайшем будущем) — удел действительно крупных кампаний. На российском рынке в этом направлении активно работают, например, концерн «Калашников» и ПАО «КАМАЗ».
Легко понять, почему: для цифровизации нужны ресурсы. Много. Очень много. Даже среди крупных игроков не каждый потянет такой объём вложений — и не только финансовых. Ведь чтобы по-настоящему цировизовать промышленность, необходимо её полностью трансформировать.
Вместо подытога
Надеемся, наша статья помогла вам не только разобраться, что значат оба этих слова на «. ция», но и понять, какой из двух процессов необходимо запустить на вашем предприятии, чтобы повысить его производительность труда и конкурентоспособность на рынке, а значит — сделать более прибыльным.
И если ваш ответ — автоматизация производства — но вы не знаете, с чего начать и с какой стороны к ней подступиться, обращайтесь к нам. Наша команда iCode с 2017 года помогает компаниям разного масштаба и рода деятельности автоматизировать их бизнес с помощью ERP-системы Odoo. Свяжитесь с нами — и вместе мы найдём решение, которое поможет вашему производству выйти на новый уровень.