Цифровизация в дошкольном образовании что это такое
Использование цифровых технологий в процессе обучения дошкольников
Ольга Михайлова
Использование цифровых технологий в процессе обучения дошкольников
Современное поколение детей с самого раннего возраста все больше углубляется в электронные ресурсы. Уже сложно представить нынешнего ребенка без телефона, планшета или смартфона и даже ПК. Погружение детей в интерактивный мир тесно связано с познавательной потребностью дошкольника. Ведь новые впечатления, новые знания на протяжении всей человеческой жизни являются источником и стимулом психической деятельности. Именно в дошкольном возрасте дети испытывают особую потребность. Это период чрезвычайной восприимчивости, обучаемости и практически безграничной способности к усвоению информации. Поэтому, информационные ресурсы дают ребенку то, в чем он очень нуждается – возможность познания и созидания окружающего мира.
Важность внедрения цифровых технологий в дошкольное образование отражена и в нормативных актах Российской Федерации. Разработана государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, которая включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Ключевой задачей программы является повышение качества и доступности образования посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Притом, родители часто желают ограничить своих детей от возможности использования данных технологий, аргументируя тем, что это негативно влияет на здоровье, нервную деятельность и умственную активность ребенка, но в современном мире это сделать очень трудно и практически невозможно.
Поэтому важно предложить родителям и педагогам использование информационно-коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста. И тогда дети станут использовать свои электронные устройства, не только для развлекательных игр и приложений, но и для самостоятельного изучения окружающего их мира, предметов и явлений.
Использование компьютера является эффективным средством и имеет свои преимущества.
Во-первых, компьютер обладает «беспредельным терпением»: он будет повторять объяснения необходимое количество раз, без признаков усталости, раздражения и неудовольствия.
Во-вторых, электронные образовательные программы позволяют выбрать индивидуальный темп обучения, в зависимости от психологических качеств ребенка и на основе имеющихся у него знаний.
В-третьих, обучение с помощью компьютера носит характер индивидуальной формы обучения, «внимание» компьютера предназначено только данному ребенку.
В-четвертых, использование мультимедиа технологий повышает эффективность восприятия и запоминания информации.
В-пятых, педагог уже не транслирует знания, а становится консультантом, у него освобождается время для творчества, научного исследования, конструирования, экспериментирования, то есть педагог становится соавтором образовательного процесса, тьютором для ребенка [3].
Чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, должны быть установлены и соблюдены условия применения интерактивных средств. Одним из важных условий является обращение к «детским» видам деятельности. В отличие от школьного возраста, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Дошкольник играет, рисует, конструирует, слушает и рассказывает сказки, отвечает на вопросы, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью. Другим важным условием работы дошкольника с интерактивным оборудованием является его самостоятельность. В деятельности каждый дошкольник сам открывает свои способности, обучающие программы лишь направляют его к новым открытиям. Особенно важно оставлять место для творчества и воображения ребенка это позволяет оперировать образами при поиске решения разнообразных научных и художественных задач. Через поддержку детской инициативы, обучение без предоставленных шаблонов, самостоятельную деятельность ребенка воспитывается творческая личность, способная создавать новые предметы и новые идеи.
Важно не забывать, что использование оборудования во время обучения дошкольников не должно учить ребенка чему-то необычному, а напротив, способствует расширению и углублению естественных для дошкольного возраста сторон развития. Тогда ощущение интереса и привлекательная, доступная деятельность откроют дополнительные возможности для умственного развития детей.
В своей работе с дошкольниками я использовала ИКТ в различных областях знаний. Элементарные представления о целостной картине мира формировались в процессе просмотра познавательных фильмов и презентаций о жизни животных и птиц, о сущности явлений природы. Также в этой области использовались дидактические игры, созданные с помощью различных цифровых технологий – это позволило закрепить знания, дать возможность детям применить эти знания в практической деятельности.
Применение современных цифровых технологий возможно и в создании продуктов художественной направленности – в графических редакторах дошкольники научились создавать рисунки и плакаты. На стадии изучения у детей – создание мультипликационных фильмов.
Развитие речи детей также сопровождается использованием электронных дидактических игр. Игры помогают провести артикуляционную гимнастику, развить речевое дыхание и фонематический слух, расширить лексический словарь, проработать связную речь.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют существенно повысить мотивацию детей к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе. Поэтому можно утверждать, что использование ИКТ в современном дошкольном образовании является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников.
1. Аверина, Л. И. Интернет-среда и не только / Л. И. Авенина, Панифидникова, Н. Сапожникова // Дошкольное воспитание. – 2007. –№7. – с. 97-102.
2. Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование. 2010. № 4.
3. «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования / Ю. А. Дмитриев, Т. В. Калинина, Т. В. Кротова.»: МПГУ; Москва; 2016.
4. Калинина Т. В. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования / Т. В. Калинина – «МПГУ», 2016.
5. Королева, Н. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада / Н. Королева, С. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2010. – №6. – с. 93-100.
Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района «Зеленогорский детский сад» 171130, Тверская область,.
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.
Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.
Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.
Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике» Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать?.
Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.
Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.
Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Цель: применение здоровьесберегающих.
Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.
Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.
Цифровая образовательная среда ДОУ
Лисина Галина
Цифровая образовательная среда ДОУ
Цифровая образовательная среда ДОУ
Слайд 1 – титульный слайд
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало
неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. Поэтому, формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость.
Прежде всего, давайте попробуем понять, что же такое ЦОС?
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая
совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Цифровая образовательная среда образовательного учреждения ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных
ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средствинформационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Конечно, проще всего представить внедрение этой среды в
образовательную систему на уровне школы и далее, но, в настоящее время,
речь идет и об активном внедрении цифровых технологий на уроне дошкольного образования. Что же представляет собой ЦОС ДОУ?
• комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе
цифровые образовательные ресурсы;
• совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное
ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы;
• систему современных педагогических технологий, обеспечивающих
развитие и воспитание дошкольников в современной информационно-образовательной среде.
Целями ЦОС ДОУ является:
• создание единого информационного пространства для качественного
улучшения работы педагогического состава;
• использование ИКТ для повышения эффективности и компетентности
педагогов ДОУ в ходе воспитательно-образовательного процесса;
• переход к безбумажному документообороту;
• обеспечение родителям (законным представителям) детей доступа к
• сайту и другим информационным ресурсам ДОУ в Интернет.
Назначение и задачи ЦОС ДОУ:
• создание ЦОС ДОУ направлено на улучшение организации управления
и деятельности дошкольного учреждения и взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
• создание условий качественной подготовки методических,
педагогических, дидактических материалов;
• обеспечение доступа участников образовательного процесса к
• обеспечение возможностей участия в педагогических проектах,
В сфере взаимодействия участников воспитательно-образовательного
процесса ЦОС решают следующие задачи:
• обеспечение информационного взаимодействия всех участников
воспитательно-образовательного процесса;
• интеграция информационных потоков, характерных для основных
видов деятельности дошкольного учреждения;
• обеспечение взаимодействия между родителями (законными
представителями) детей и педагогическим персоналом дошкольного учреждения;
• создание условий дальнейшего развития информационного
пространства дошкольного учреждения.
В основе создания ЦОС дошкольного образования лежит
организация использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Использование ИКТ в системе образования изменяет дидактические
средства, методы и формы развития и воспитания, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую — информационно–образовательную среду.
По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную
среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка.
Чтобы внедрение ИКТ действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности,необходимо создание и соблюдение ряда условий:
1. Свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу (т. е. гаджет является лишь средством, позволяющим выстраивать коммуникацию в процессе его использования, но не заместителем живого, человеческого общения).
Это весьма существенно, поскольку безраздельное внимание ребенка, увлеченность цифровым атрибутом, скорее всего, является причиной неудачного применения технических средств в быту. Как свидетельствуют наблюдения американских коллег (С. Досани, П. Кросс, 2008, дошкольники, погруженные в интерактивный мир, не просто не оказываются умнее своих сверстников, но отстают от них. Речевое развитие ребенка, который проводит перед телевизором от двух до четырех часов в день задерживается на год.
2. Обращение к «детским» видам деятельности.
В отличие от школьного возраста, где процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Малыш играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью.
Другими словами, интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности. Изменяясь и усложняясь с каждым разом, она будет «подтягивать» способности детей.
3. Самостоятельность ребенка.
В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Естественно, один ребенок «находит» больше, чем другой. Но непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа дошколят с тем или иным материалом.
Это накладывает определенные требования к качеству интерактивного оборудования. Так, если техническая сторона взаимодействия с объектом окажется чрезмерно сложной, ребенок не сможет взяться за выполнение задания, и развитие способностей тем самым будет приостановлено. То же касается ситуации, когда исполнительная, «рабочая» часть процесса опирается на качества, еще не сформированные в дошкольном возрасте, например, развитый глазомер или моторику рук. Следует помнить, что, чем легче ребенку освоить способы и приемы работы с интерактивным оборудованием, тем больше возможностей самостоятельного познания и преобразования окружающей действительности будет у него
4. Педагогическое сопровождение, организация деятельности детей.
Самостоятельность является залогом развития ребенка. Но знакомство дошкольника с окружающим миром не носит случайный характер.
С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка. А это значит, что содержательная сторона работы с техникой должна меняться по мере того, как дошкольник овладевает новым этом деятельности.
5. Поддержка детского творчества.
Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы. Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека.
В основе создания ЦОС дошкольного образования лежит организация использования информационно–коммуникационных технологий (ИКТ).
Таким образом, возникновение необходимости создания ЦОС,
выступает с одной стороны результатом информатизации, с другой, – представляет собой сложный процесс информатизации ДОУ.
Информационно-коммуникативные технологии в условиях
современной информационно-образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они призваны способствовать повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.
Однако, не следует забывать о том, что ЦОС является только средством, помощником педагога в развитии ребенка и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения.
Обобщение опыта работы «Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС до»
Альбина Ашихмина
Обобщение опыта работы «Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС до»
Введение
В соответствии с профессиональным стандартом педагога одной из компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, является владение ИКТ-компетенциями, что в первую очередь означает использование инновационных цифровых технологий в образовательном процессе. Они необходимы для того, чтобы разнообразить обучение и идти в ногу со временем.
Потребности и интересы детей учитываются в основных нормативных документах в сфере образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе за счет организации современного цифрового образовательного пространства.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который направлен на создание возможностей для граждан разного возраста и социального статуса получать качественное образование с использованием современных информационных технологий.
Актуальность: с каждым годом современные информационные технологии все больше интегрируются в нашу жизнь. Для повышения эффективности образовательного процесса и качества образования педагоги дошкольных учреждений используют в педагогическом процессе информационно – коммуникационные, цифровые технологии (компьютер, интернет, телевидение, видео, DVD, CD, мультимедийное, аудиовизуальное оборудование, образовательные программы на интерактивной доске и др.).
В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема обобщения опыта работы «Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО».
Цель: Повышение качества образования за счет активного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.
Объектом исследования являются цифровые технологии как новейшие технические средства обучения.
Предметом исследования является повышение эффективности образовательного процесса с помощью цифровых технологий.
Гипотеза исследования: можно предположить, что повышение эффективности образовательного процесса у дошкольников будет более успешным при использовании цифровых технологий.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования мы ставим следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать положения, лежащие в основе работы над данной проблемой.
2. Изучить возможности цифровых технологий и найти их применение в дошкольном образовании.
3. Обеспечение интерактивного обучения: вовлечение детей в образовательный процесс с помощью цифровых технологий.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
1. Повысить свой профессиональный уровень.
2. Повышение качества освоения содержания программ дошкольниками с использованием современных цифровых технологий.
Одна из главных задач современного образования-раскрыть способности каждого ребенка, воспитать человека, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования задачу стать проводником ребенка в мир новых технологий.
Глава 1. Цифровые технологии в дошкольном обучении
1.1 Организация и область применения современной цифровой среды в ДОУ
Реализации основных принципов ФГОС ДО способствует организация современной цифровой среды в ДОУ.
Для того чтобы построить образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка педагогами широко используются интерактивные обучающие игры. Цифровые технологии являются эффективным инструментом решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащающего развивающую среду детского сада. В процессе решения виртуальных учебных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициативность, любознательность, усидчивость, трудолюбие, ответственность, которые являются целями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Также при взаимодействии детского сада с семьями воспитанников, цифровые технологии могут стать важным звеном в организации дистанционного обучения, создание социальных образовательных сетей и сообществ.
Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методикам, предоставляют педагогам новые инструменты.
Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.
Рассмотрим подробнее в каких областях применяются цифровые технологий педагогами ДОУ.
1. Ведение документации.
Цифровые технологии активно используются педагогами для организации образовательной деятельности, в процессе оформления и подготовки такой документации, как календарно-тематическое и перспективное планирование, различные отчеты, контроль усвоения детьми основной образовательной программы, а также подготовка материалов для родителей в родительских уголках.
Администрация ДОУ ведет документацию и готовит отчеты в электронном виде, рассылает их по электронной почте. Зачисление воспитанников в детские сады, управление изменениями происходит в электронной системе и контролируется Отделом образования.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В современном обществе педагоги, независимо от места жительства, имеют доступ к различным методическим материалам в виде электронных ресурсов, что наиболее удобно при распространении новых методических идей, подготовке к занятиям, изучении новых методик, подборе наглядных пособий. Интернет-сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом.
В сети у педагогов есть возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации (видеоконференции, вебинары, онлайн конференции, мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, тестирование). Для работы педагога очень важно участие в разных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, это позволяет повысить уровень самооценки педагога и его воспитанников.
3. Воспитательно-образовательный процесс.
В образовательной деятельности с использованием цифровых технологий можно выделить три вида:
1. Занятие с использованием мультимедийной презентации (позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным. являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, способствует хорошей результативности занятия).
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Использование в работе с детьми развивающих игр. В современном мире выбор таких средств для детей дошкольного возраста огромен.
3. Диагностическое занятие.
4. Использование в работе с родителями
Современные родители, из-за нехватки свободного времени или по другим причинам, практически перестали обращать внимание на информационные папки-передвижки в родительских уголках, и часто не замечают важные объявления. Родителям удобнее и предпочтительнее общаться с воспитателем и получать информацию о своих детях с помощью современных средств на сайте детского сада, в чатах различных мессенджеров, таких как Viber, WhatsApp и др.
Умение общаться через чаты и электронную почту-помогает педагогам и родителям тесно общаться, а также вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения, что делает их непосредственными участниками образовательного процесса.
1.2 Цифровые технологии для дошкольника «за» и «против»
В сравнении с традиционными средствами обучения, внедрение цифровых технологий дает нам ряд преимуществ:
1. Использования электронных средств обучения, позволяет передать быстрее различную информацию.
2. В связи с тем, что у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание, движение, звук, анимация могут надолго привлечь внимание детей и повысить их интерес к изучаемому материалу. Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения и творческих способностей детей.
3. Обеспечивает наглядность, что способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников. В этом случае включаются три типа памяти: зрительная, слуховая и моторная.
4. Возможность увидеть моменты, наблюдения за которыми невозможно в рамках детского сада: например, рост растений, вращение планет, круговорот воды в природе и т. п.
5. Возможность смоделировать жизненные ситуации, которые трудно показать и увидеть в повседневной жизни (воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).
6. Использование цифровых технологий стимулирует детей к поиску исследовательской деятельности, в том числе к поиску в интернете самостоятельно или вместе с родителями;
7. Цифровые технологии-это дополнительные возможности для работы с детьми с ограниченными возможностями.
При всех преимуществах использования цифровых технологий в дошкольном образовании возникают также следующие проблемы:
1. Материальная база ДОУ.
Для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран либо интерактивную доску. К сожалению не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких условий, а также приобретение интерактивного оборудования.
2. Защита здоровья ребенка.
При организации занятий с использованием цифровых технологий, важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, придерживаться требований СанПиН.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Педагог должен не только в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и Интернете. Педагог, организующий деятельность детей с помощью мультимедийного проектора, компьютера, имеющий доступ в Интернет, имеет качественное преимущество перед коллегой, работающим только в рамках традиционных образовательных технологий. Электронные образовательные ресурсы, современные информационные технологии позволяют индивидуализировать образовательный процесс с учетом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня ЗУН детей. Дополнительный опыт преподавателям дает обмен информацией в интернете с партнерами из других организаций.
Цифровизация предоставила возможность детскому саду участвовать в жизни каждого ребёнка, даже тех, кто не посещает детский сад по состоянию здоровья. Родители, не водящие детей в садик, имеют возможность обратиться в консультационные центры, созданные на базах детских садов, в центры сопровождения семьи, логопункты. Все эти структурные подразделения призваны помогать родителям воспитывать и обучать, корректировать и направлять, улучшать здоровье их детей.
Глава 2. Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ
2.1 Цифровые технологии в образовательной деятельности ДОУ
Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение цифровых технологий повышает требования к уровню профессионализма педагога, перед воспитателем детского сада, освоившим информационно-коммуникационные технологии, открываются неограниченные возможности для эффективной творческой работы. Использование цифровых технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Использование цифровых технологий в нашей работе в детском саду дает нам ряд преимуществ:
— в подготовке наглядного и иллюстративного материала к непосредственной образовательной деятельности, для оформления стендов в родительских уголках и т. п.
— в подборе дополнительного материала к занятиям.
— позволяет обмениваться опытом, наработанными материалами с другими педагогами в независимости от места проживания.
— в оформление групповой документации (заготовленные шаблоны различной документации позволяют сократить затрачиваемое время на ее оформление, нужно только внести в них необходимые изменения).
— повысить эффективность воспитательной деятельности с детьми и педагогическую компетентность родителей в процессе проведения родительских собраний помогает создание мультимедийных презентаций в программе PowerPoint.
— использование цифровой фотоаппаратуры и фоторедактора Photoshop, дает неограниченные возможности для корректировки и ретуширования фотографий.
— для создания различных видеороликов, используемвидеокамеру и программы типа Movavi Video Editor.
На платформе СинергияИнфо в нашей образовательной организации, открыт и ведется официальный сайт детского сада, а также сайт группы. Что дает преимущества родителям воспитанников возможность следить за жизнью группы, получать различные консультации, позволяет лучше узнать педагогов ДОУ (их увлечения, интересы, педагогические взгляды). Сайт группы включает в себя следующие разделы:
— О нас (визитная карточка группы и педагогов, информация о режиме работы группы)
— Публикации (статьи или консультации по различным актуальным темам. Здесь родители могут получить полезную информацию: материал для развития моторики, игры и упражнения, презентации, видеоматериалы и другое)
— Материалы для занятий (развитие речи дошкольников, праздники в группе, тематические занятия в группе и т. д.)
— Новости (контент раздела даст читателям представление о том, чем занимается группа и с какой долей успешности)
Создание сайтов групп, очень актуально в настоящее время: родители не всегда могут сами привести своих детей в детский сад, они обычно забирают своих детей во время прогулки, часто родители спешат и не успевают прочитать информацию в группе. Но дома с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт, увидеть новые фотографии и услышать сообщение о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы.
Популяризация достижений воспитанников и педагога, представленная на сайте, имеет немаловажное значение для создания имиджа педагога и МБДОУ в целом.
С сентября 2019 года по сегодняшний день, занятия в нашей группе проводятся с использованием интерактивной доски. Что помогает нам, педагогам находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми. Хорошее качества и увеличенный размер иллюстраций, позволяет увеличить восприятие материала, что дает огромное преимущество перед печатными иллюстрациями. Работа с интерактивной доской дает возможность делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог; одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
Техническое оснащение нашего дошкольного учреждения позволило не только оптимально решить воспитательно-образовательные задачи, но и отработать систему мониторинга за развитием ребенка и освоением им основной образовательной программы «От рождения до школы». Компьютерная программа «АИС мониторинг» позволяет осуществить индивидуальный маршрут развития каждого ребенка, отслеживая его динамику на протяжении всего времени обучения в детском саду. Автоматизирует аналитическую деятельность педагогов.
Единое информационно-развивающее пространство ДОУ объединяет усилия администрации, педагогов и родителей позволяет создать условия для активного взаимодействия с ребенком.
Как показали различные формы диагностирования (наблюдение, беседы, у детей нашей группы, на начало учебного года 2018-2019 года, слабо развита любознательность, познавательная мотивация, интерес к совместным формам деятельности. Вследствие этого, работа с использованием цифровых технологий, будет способствовать развитию познавательных интересов ребенка, решения учебных и творческих задач, целостному видению картины окружающего мира, будет развивать коммуникативные и нравственные качества, творческую активность в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности.
Применяя в своей работе с детьми инновационные цифровые технологии, проводя мониторинги на начало и конец года, мы можем отметить существенную динамику развития детей. Результаты педагогической диагностики показали, что индивидуальные достижения детей соответствуют возрастным нормам.
Уровень сформированности планируемых результатов освоения образовательной программы по всем направлениям развития (образовательным областям) находится в положительной динамике и определяется в соответствии с возрастным контингентом воспитанников.
Очевиден положительный результат проделанной работы, который представлен в таблице 1.
Результаты мониторинга освоения программы
Сентябрь 2019г.
Социально-коммуникативное развитие 44.43%
Познавательное развитие 6.94%
Речевое развитие 28.76%
Художественно-эстетическое развитие 30.81%
Физическое развитие 62.42%
Май 2020г.
Социально-коммуникативное развитие 96,65%
Познавательное развитие 93,98%
Речевое развитие 85,19%
Художественно-эстетическое развитие 93,18%
Физическое развитие 95,27%
2.2 Новизна, оригинальность, эффективность.
Новизна заключается в следующем:
*Современность – соблюдение основных положений федеральных государственных требований при организации образовательного процесса.
*Универсальность – возможность использования системы работы для организации образовательного процесса.
*Целостность – в системе работы предусмотрено участие всех педагогов. Также родители становятся полноправными участниками образовательного процесса.
*В системе работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста с учетом различных форм организации образовательного процесса.
* Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие.
*Важнейшим показателем является усвоение ребенком основной образовательной программы, то есть овладение базисным уровнем дошкольного образования. Это дает возможность обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении в школе. Планируемые результаты освоения Программы соответствуют требованиям ФГОС и описаны в виде «целевых ориентиров дошкольного образования, конкретизация целевых ориентиров представлена в программе «От рождения до школы».
Положительным моментом является то, что в группе нет детей, не усвоивших программу. Результаты мониторинга представлены выше в виде таблицы 1.
Заключение
Использование цифровых технологий в дошкольном учреждении обеспечивает такие условия, при которых все участники образовательного процесса (педагог, ребенок, родитель) могут перемещаться внутри цифрового мира с помощью своего мобильного телефона, ноутбука или планшета и получать необходимую помощь и информацию. Использование цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Работа при помощи цифровых технологий является примером перехода от традиционной технологии проведения занятия, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации. В процессе занятия используется информация, широкого диапазона средств визуализации (схемы, картинки). Увеличивается эффективность обучения, повышается внимание, активность ученика на уроке, увеличивается темп урока, моделирование абстрактных понятий, вызывает интерес к занятию.
Описанные выше результаты работы подтверждают это. Нам удалось обеспечить повышение качества образования через активное внедрение цифровых технологий в воспитательно – образовательный процесс.
Для достижения этой цели мы решили следующие задачи:
1. Изучили и проанализировали положения, лежащие в основе работы над данной проблемой.
2. Изучили возможности цифровых технологий и нашли им применение в дошкольном образовании.
3. Обеспечили интерактивность обучения: вовлекли детей в образовательный процесс с помощью цифровых технологий.
4. Проанализировали и обобщили полученные результаты.
Подводя итоги, можно сказать с уверенностью, что использование цифровых технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на повышение эффективности образовательного процесса у дошкольников.
На основании этого можно утверждать, что обобщение опыта работы подтвердило выдвинутую гипотезу исследования.
В дальнейшем буду продолжать работать по теме: «Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» и распространять свой опыт работы среди воспитателей ДОУ. Но предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества цифровизации и предоставить всем участникам педагогического процесса и партнерам по сетевому взаимодействию больше возможностей.
Список используемой литературы
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ [Российская газета] / [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
4. Гейкер, Л. А. Использование интерактивных досок в образовательном процессе. Из практики использования интерактивных досок разных типов [Текст] – с. Троицкое: РМК. – 2014. – 40 с.
Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.
Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.
Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.
Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО «Института развития образования»Свердловской области и проводит муниципальные.
Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.
Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.
Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу вам представить свой опыт работы в ходе реализации муниципального проекта «Читаем вместе» во 2 младшей.
Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Цель: применение здоровьесберегающих.