Цифровизация жкх что это
Безбумажные коммуникации: сфере ЖКХ готовят полную цифровизацию
Сферу ЖКХ ждет всеобъемлющий перевод в цифру — Минстрой планирует аккумулировать в общей электронной базе документацию на жилые дома. Такой пункт числится в проекте постановления кабмина о новых правилах для управляющих компаний, с которым ознакомились «Известия». Для полного перехода отрасли в онлайн необходимо разработать единые требования к программному обеспечению, отметили в ассоциации «Национальный жилищный конгресс». Участники сферы ЖКХ не исключили, что в ближайшее время в России появится и стандарт на оказание цифровых услуг жителям со стороны управляющих компаний. Это позволит значительно повысить прозрачность бизнеса в ЖКХ, снизить коррупционную составляющую, а также облегчить переход домов от одной УК к другой. Вместе с тем эксперты обращают внимание на возможные риски появления целого пласта открытых данных, доступных для машинной обработки.
Жилье в цифре
Минстрой выступил с инициативой перевести всю документацию на жилые дома в электронный вид. Об этом говорится в проекте постановления правительства «Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах».
Согласно инициативе, теперь техническая документация на строительство и реконструкцию многоквартирного дома, ключи от помещений общего имущества собственников и электронные коды доступа к оборудованию должны быть переданы не только на бумажном носителе, но и на электронном. Кроме того, копии этих документов должны появиться в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и обновляться по мере необходимости.
В России ведется активная работа по цифровизации отрасли ЖКХ. Как уточнили в Минстрое, в первую очередь речь идет о ГИС ЖКХ и программе «Умный город». Ее основной инструмент — внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре. Цель программы состоит в комплексном повышении эффективности работы всех систем.
Независимый эксперт в сфере ЖКХ Павел Склянчук отметил, что цифровизация отрасли ЖКХ позволит повысить ее прозрачность для граждан, снизить издержки для коммунальных предприятий за счет оптимизации технологического процесса, сокращения потерь и планирования работ по замене коммунальных сетей, а также обеспечить контроль со стороны государства. С этой задачей должна справиться ГИС ЖКХ, которая в перспективе может стать как платежной системой, так и электронной картотекой всего жилищного фонда в стране, сказал эксперт.
Перевод бумажной документации на дома в электронный вид позволит многократно упростить и ускорить работу УК. В первую очередь это касается аварийных ситуаций и ремонтных работ, рассказала директор ассоциации НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Она подчеркнула, что в итоге повысится качество услуг для жильцов.
Член Центрального штаба ОНФ, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко согласен, что цифровизация ЖКХ позволит сделать отрасль прозрачной и снизит коррупционную нагрузку. Это можно рассматривать как преимущества для государства, граждан и УК.
Таким образом, появится целый пласт открытых данных, которые могут быть доступны в машиночитаемом виде для автоматической обработки, отметил эксперт. По его словам, это может привести к появлению новых интересных и полезных сервисов, которые улучшат качество жизни граждан.
Переход в цифру рано или поздно случится, это неизбежно и несет явные преимущества и возможности в дальнейшем, однако есть и риски, обратила внимание исполнительный директор компании «Акронис Инфозащита» Елена Бочерова. По ее мнению, продуманный подход к хранению и защите данных поможет их избежать. К тому же практика хранения бумажной документации также могла быть не слишком надежной. В такой информационной системе будет необходимо обеспечить сохранность, доступность, приватность, безопасность и аутентичность, то есть неизменность хранимой информации. Современные технологии киберзащиты способны на это, считает эксперт.
Что в стандарте
Участники сферы ЖКХ не исключают, что в ближайшее время в России появится стандарт на оказание цифровых услуг жителям со стороны управляющих компаний.
Его введение необходимо, считают в «ПИК-Комфорте». Это упорядочит работу всех организаций, сделает процессы прозрачными, уберет хаос и неразбериху на рынке ЖКХ в целом. «ПИК-Комфорт» готов принимать участие в его подготовке, указали в пресс-службе компании. В стандарт могут войти услуги, которые предоставляют УК в цифровом формате. К ним относятся прием и регистрация заявок на проведение работ в ЖКХ, сообщения о неисправностях и консультации со специалистами. Цифровые коммуникационные каналы связи между жителями и управляющими компаниями — это то, что обязательно должно быть прописано в единых стандартах, добавили в «ПИК-Комфорте». Помимо этого, можно также проводить общие собрания собственников в онлайн-формате. Условия организации таких встреч тоже должны быть отражены в общем своде правил, отмечают в компании.
Единый стандарт цифровых услуг для сферы ЖКХ может включать личный кабинет жителя, видеоконтроль, бесконтактный проход и проезд, заказ пропусков на автомобиль, умный паркинг, учет ресурсов, заявки в управляющую компанию, счета УК, диспетчеризацию инфраструктуры, перечислили в пресс-службе VEB Ventures.
Сегодня уже многие УК используют разные программные продукты, но к ним нет технических требований, отмечают в «Национальном жилищном конгрессе». Их появление позволит сделать взаимодействие с ГИС ЖКХ более качественным.
Стандартизация и унификация терминов и подходов на рынке цифровых сервисов жилищно-коммунального хозяйства становится важной задачей, отметила партнер IKS-Consulting Татьяна Толмачева. Она напомнила, что уже существует национальный стандарт по услугам ЖКХ и управления многоквартирными домами (ГОСТ Р 51617-2014). Эксперт считает логичным внести в него изменения в части оказания услуг с помощью информационных технологий.
При этом оцифровка документов и процессов должна проводиться поэтапно, когда у управляющих организаций будут появляться средства на внедрение новых технологий. Директивно вводить новые требования одновременно для всех УК было бы неправильно, заключила Татьяна Вепрецкая.
Цифровизация ЖКХ: будущее в ваших руках
Словосочетание «цифровизация ЖКХ» звучит все настойчивее, но реально предпринимаемые в рамках этой федеральной программы шаги кажутся оторванными от реальности. Декларативное реформирование системы сверху обещает быстрые перемены, но отсюда, снизу, пока остается непонятным — станет ли результат программы реальной поддержкой для управляющих компаний и жителей или еще одним зарегулирующим инструментом для пополнения государственной казны.
Тем не менее, прозрачность и отлаженность работы всех сфер коммунального хозяйства действительно может позволить жителям чувствовать себя комфортно в городской среде.
Поэтому здесь и далее термин «цифровизация ЖКХ» будем использовать не в смысле туманного будущего из высоких технологий умных остановок, которые сами начинают ехать если автобуса долго нет, или собирающих биг дата мусорных контейнеров, а реальный процесс, начинающийся с конкретной управляющей компании, которая приняла решение о необходимости менять устаревшие и малоэффективные шаблоны, доставшиеся нам и нашим соседям по наследству от великой Страны Советов.
Суть цифровизации ЖКХ
Цифровизация предполагает внедрение прикладных технологий для автоматизации различных процессов в ЖКХ:
Это неполный список и он постоянно расширяется.
Сформированная цифровая сеть позволяет ускорить выявление аварийных и предаварийных ситуаций, спланировать ремонт и замену сетей, снизить коммунальную нагрузку на жителей. Это логичный и необходимый этап на пути общей цифровизации общественной жизни.
Внедрение цифровых технологий позволяет создать единое информационное пространство, которое объединит жителей, УК, город, субъекты федерации и всю страну.
И если управляющая компания готова начать с себя, то вот
Четыре шага цифровизации управляющих компаний
Ниже представлены шаги, которые может предпринять управляющая компания в направлении повышения эффективности своих процессов и удовлетворения требований законодательства с помощью внедрения платформы «Умное ЖКХ».
1. Автоматизация и индивидуализация взаимодействия УК и жителей
Это делается в первую очередь, так как сохранение текущих и привлечение новых домов под свое управление — жизненно важная для любой управляющей компании задача, от успеха решения которой зависит в конечном итоге присутствие УК на рынке.
Государство: в рамках проекта по цифровизации были внесены поправки в ПП-416 от 15 мая 2013 г. N 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2018 г. № 331 были. В числе прочего были изменены некоторые нормы, регулирующие деятельность аварийно-диспетчерских служб. Обработка заявок переведена в максимально электронную форму, введены требования по использованию телефонии
«Умное ЖКХ»: Повышение качества сервиса и прозрачности взаимодействия УК и жителей происходит за счет внедрения цифровых технологий. Платформа «Умное ЖКХ» позволяет максимально оперативно принимать и обрабатывать заявки и обращения, учитывать потребление ресурсов, работать по начислениям и платежам, оказывать услуги и индивидуализировать информирование жителей вплоть до обращения по имени. Связь с управляющей компанией становится доступной из любой точки мира.
2. Автоматизация внутренних процессов УК
Автоматизация внутренних процессов позволяет управляющей организации повысить скорость и эффективность своей работы. Перевод документооборота и управления ресурсами в электронный вид повышает прозрачность процессов для руководителя и жителей, выявляет узкие места и позволяет оптимизировать работу управляющей компании в целом.
Государство: Федеральная программа по цифровизации настаивает на отказе от бумажных документов. Внесен проект Постановления Правительства «Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах», который заменит ПП №491, ПП №290, ПП №416 и постановление Госстроя №170. В числе прочего, проект предполагает перевод всей документации по жилым домам в электронную форму: это касается и начислений, и заявок, и реестров и онлайн-голосований. Новые Правила деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества планируется запустить с 1 января 2021 года
Сейчас требования к электронной форме документов (помимо электронного журнала заявок) действуют в части ведения реестров жителей (Приложение №1 к Приказу Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний»).
«Умное ЖКХ»: С помощью платформы УК постепенно переводят в онлайн весь документооборот и внутренние коммуникации, в том числе ведение реестров, расчет, начисление и прием платежей, работу диспетчерской службы, в том числе с мастерами и подрядчиками, проведение общедомовых собраний. В первую очередь автоматизируем то, что касается сервиса для жителей с целью сохранения и увеличения жилого фонда в управлении, дальше — переводим и внутренние процессы УК в цифровую среду.
3. Управление инженерными сетями
Цифровизация ЖКХ предполагает повсеместное и активное внедрение новых технологий и смену подхода к ведению городского хозяйства.
Своевременное обслуживание инженерных сетей лежит в основе заботы о любой недвижимости. Вместе с активным внедрением энергоэффективных материалов, систем диспетчеризации зданий, умных счетчиков и видеонаблюдения позволят своевременно проводить профилактику и принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, соответственно, снижать потери и риски.
Государство: Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ с 1 июля 2020 года в частных и многоквартирных домах в России по мере выхода из строя старых счетчиков на электроэнергию должны появляться новые, «умные» приборы учета. Кроме того, 522 ФЗ обязывает ресурсников обеспечить «умный» учет электроэнергии в новых домах с 2021 года, и с того же срока все субъекты электроэнергетики начнут дистанционный обмен данными, полученными через счетчики.
Несколько городов РФ участвуют в программе «Умный город», в рамках которой каждый субъект разрабатывает собственный план цифровизации во всех сферах, в том числе и в ЖКХ — создаются экспериментальные площадки, где тестируется оборудование для последующего внедрения в более крупных масштабах.
«Умное ЖКХ»: Платформа готова стать единым окном для диспетчеризации и автоматизации управления инженерными сетями и коммуникациями любого уровня (от дома до всей страны). Осталось закупить и внедрить оборудование.
На текущем этапе платформа успешно интегрирована с наиболее близкими жителям системами — телефонией, телеметрией, видеонаблюдением, видеодомофонией и системами контроля доступа. В зданиях, где квартиры оснащены датчиками и управляемыми устройствами — с помощью мобильного приложения жители могут получать соответствующие оповещения и управлять подачей ресурсов и микроклиматом.
4. Автоматизация взаимодействия с государством
Цифровизация сферы ЖКХ позволит связать в единое информационное поле процессы взаимодействия и предоставления отчетности на всех уровнях управления. В идеальном итоге, за счет прозрачности, это позволит оптимально распределять наши общие ресурсы (в т.ч. и природные) для повышения общего уровня жизни в стране.
Государство: для этих целей создана платформа ГИС ЖКХ и введены обязательные требования по раскрытию информации о деятельности управляющих компаний.
«Умное ЖКХ»: Пока ГИС ЖКХ является дополнительной нагрузкой для управляющих компаний. Может показаться, что это связано с нежеланием быть прозрачными и честными, но причина может быть и другой — с системой работать сложно, необходимы дополнительные затраты ресурсов, обращение в специализированные компании, чтобы удовлетворить требованиям по раскрытию и выгрузке информации. При отсутствии в УК внутренней четкой оцифрованной информационной структуры (см. п 1) — выгрузка превращается в отдельный сверхурочный процесс, а, при наличии такой структуры (и стабильного протокола обмена с ГИС) — он будет происходить естественно. Если все уже оцифровано, все ведется и налажен качественный обмен — то и проблем поделиться этим никаких нет.
Готовы к переменам? Цифровая платформа «Умное ЖКХ» — реальная цифровизация ЖКХ.
Как городу или компании с небольшим бюджетом снизить потери в ЖКХ
«Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) — это дивизион госкорпорации «Росатом», который разрабатывает и внедряет цифровые решения по нескольким направлениям, включая «умный город».
Задача
Внедрить цифровые технологии в сектор ЖКХ, чтобы повысить качество жилищно-коммунальных услуг и получать объективные полевые данные о работе с минимумом затрат для города или региона.
Предпосылки и мотивация
ЖКХ остается одной из самых архаичных отраслей с точки зрения цифровизации. И если в Москве или других мегаполисах внедрение цифровых технологий постепенно набирает темп, то в большинстве малых и средних городов этот процесс даже не начинался.
Решение
С марта 2021 года в городе Глазове на севере Удмуртской республики внедряют систему «Цифровой водоканал». Систему разработала дочерняя компания «Росатома» «Русатом Инфраструктурные решения». Она же развивает местный водоканал и внедряет систему в городе, в том числе на средства гранта, выданного Российским фондом развития информационных технологий.
Система состоит из трех компонентов: инфраструктуры для сбора и передачи данных, программных модулей и IoT-платформы, куда поступают и где обрабатываются данные.
Вот как работает «Цифровой водоканал»
Модуль «Анализ балансов» собирает сведения об объеме поднятой и отпущенной потребителям воды. Сопоставление этих данных помогает выявить и локализовать потери, чтобы оперативно устранить их причины. Например, аварии, манипуляции со счетчиками или незаконные врезки.
Модуль «Анализ режимов» обрабатывает и нормализует данные, которые приходят из разных информационных систем или вводят вручную. На основе первичных данных можно гибко контролировать собираемые и вычисляемые показатели. Это помогает быстро находить объекты, на которых произошли нарушения. Предупреждать аварийные ситуации и не допускать длительной работы в неэффективных режимах.
Модуль «Заявки» помогает контролировать аварийные и планово-предупредительные работы, учитывая количество сотрудников и техники. В электронных заявках видно:
С этим модулем можно посчитать время и себестоимость каждой заявки. А анализ истории вызовов, особенно повторных, помогает понять, что мешает эффективности ремонтов и каких ресурсов не хватает.
Модуль «Обходчик-контролер» выстраивает точное расписание работы специалистов службы сбыта. В заявку сразу подгружаются данные по договору с абонентом, сопутствующая техническая информация и история обращений. Обходчики получают задание на служебный телефон или планшет и едут сразу на объект.
Модуль связан с мобильным принтером. Это помогает быстро распечатать и подписать документы. Другая функция модуля — контроль за персоналом, в том числе геолокационный.
Модуль «Центральная панель» дает главе компании или собственнику статистику по всему предприятию: динамику инцидентов, исполнение инвестпрограммы, количество аварий в определенный период, платежи.
Результаты
Платформа «Цифровой водоканал» помогает повысить эффективности и надежность работы городского водоканала. По расчетам «Русатома», потери в сетях должны снизится до 11%, а потребление электроэнергии — до 20%. А производительность труда контролеров увеличится до 60%.
За счет внедрения модуля «Заявки» ремонтные работы на сетевых объектах проводят быстрее и качественнее, а работа транспорта и техники становится эффективнее.
Планы и перспективы
Разработка и программное обеспечение на местах — российские, поэтому решение стоит дешевле зарубежных аналогов.
«Мы часто слышим, что сейчас не до цифровых технологий — денег не хватает даже фонд обновить. Но цифровизация в ЖКХ — это история не о богатых, а о компаниях с ограниченным бюджетом. Цифровые технологии помогают рационально распределить скромные ресурсы, для максимальных результатов. Прежде всего — повысить операционную эффективность инфраструктуры со всеми ее проблемами», — говорит директор проектного офиса «Цифровое ресурсообеспечение» РИР Игорь Чернов.
По словам Чернова, главные заказчики цифровизации ЖКХ — жители города. Чем меньше аварий и лучше настроены режимы водоканала, тем выше качество и надежность водоснабжения. Независимо от времени суток и пиковых периодов.
При этом для цифровизации системы теплоснабжения и горячего водоснабжения уже есть решение. Все это помогает повысить эффективность работы ЖКХ и получить объективные данные о работе городских систем администрации региона или города.
«У нас уже есть опыт интеграции больших объемов информации, поступающих из муниципалитетов, ведомственных и технологических систем, транспорта и других источников. Всю информацию мониторят и передают от ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний через уровень города на регион с помощью другого решения РИР — Единой цифровой платформы управления регионом. Это помогает видеть текущую ситуацию и предупреждать возможные инциденты. Например, это уже работает в Мурманской области», — говорит генеральный директор РИР Ксения Сухотина.
Такой подход помогает расширить функции центров управления регионом, созданных в прошлом году в каждом регионе по решению президента России. С новыми функциями «Центр управления регионом» становится полноценным информационно-аналитическим центром, куда стекаются данные с полевого уровня, ведомственных информационных систем и платформ обратной связи. В результате руководство региона получает полную информацию о ситуации в регионе и может принимать эффективные управленческие решения.
Цифровизация ЖКХ как стратегическое планирование его развития
— Общий тренд на цифровизацию затрагивает в большей или меньшей степени все отрасли экономики, так что сфера ЖКХ не исключение. Информационные технологии могут обеспечить высокую безопасность, слаженную работу всех городских служб, и, что важнее, ИТ-решения помогают сокращать издержки.
Имеет смысл говорить скорее не о востребованности информационных технологий в общем, а о цифровизации отрасли ЖКХ в рамках стратегического планирования ее развития. Именно цифровизация, то есть применение инновационных, ранее отсутствовавших технологий для повышения эффективности работы, качества принимаемых решений, в том числе для повышения эффективности ранее выполненной автоматизации, является трендом, определяющим устойчивое опережающее развитие отрасли ЖКХ.
Можно выделить несколько ключевых задач цифровизации отрасли ЖКХ. Это, во-первых, повышение эффективности процессов управления — снижение потерь, снижение косвенных и накладных расходов в тарифах и прочее. Во-вторых, снижение объема дебиторской задолженности в отрасли и возникающей в результате нее дополнительной финансовой нагрузки на бизнес. В-третьих, обеспечение прозрачности отрасли для общественного контроля и регулирования. В-четвертых, повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг за счет создания элементов рыночной конкуренции в отрасли и, как следствие, снижение тарифов. Кроме того, это создание условий для привлечения частных инвестиций в развитие отрасли и, наконец, формирование базы полных, достоверных и актуальных данных в сфере ЖКХ — о состоянии жилищного фонда, об объемах и качестве оказываемых услуг и потреблении энергоресурсов, о потребителях ЖКУ.
— Какие проекты в этом секторе сегодня наиболее интересны и перспективны?
— К настоящему моменту реализовано множество интересных региональных и муниципальных решений в области повышения качества и эффективности деятельности организаций в сфере ЖКХ. Также в суботраслевых сегментах создано много примеров цифровых пользовательских сервисов со стороны управляющих компаний, расчетных центров, не говоря уже про ресурсоснабжающие организации, многие из которых являются крупными игроками рынка, активно развивающими собственные ИТ-платформы и сервисы: мобильные кабинеты, программные роботы для клиентских коммуникаций и прочее. В то же время ключевыми вызовами, стоящими в настоящее время в этой области, по-прежнему остаются низкое качество и разобщенность данных в сфере ЖКХ, отсутствие общей онтологии описания данных и модели данных, включая определение эталонных источников. Удручает и лоскутно-фрагментарный характер автоматизации отрасли. Даже успешно реализованные региональные и муниципальные решения имеют в настоящее время низкий потенциал тиражирования, а создававшаяся в качестве цементирующей отраслевой государственной информационной системы ГИС ЖКХ не в состоянии решить задачу автоматизации и централизации информационных потоков ввиду неустранимых «врожденных» проблем.
— Как цифровые технологии позволят повысить качество и эффективность работы предприятий и организаций отрасли ЖКХ?
— Если рассуждать глобально, то на основе открытых цифровых платформ можно построить комплексную архитектуру цифровой экосистемы ЖКХ. Конкретные прикладные технологии применяются для автоматизации разных функций: прогнозирования и моделирования, учета потребленных ресурсов, начисления за услуги и приема платежей, управления документами и тому подобного. В целом в сфере ЖКХ применим достаточно широкий технологический стек. Например, умные ПУ — приборы учета и датчики, подключенные посредством каналов передачи информации к системам мониторинга, могут автоматически снимать показания и передавать их в информационные системы, в которых на основе полученных данных происходит начисление платы за коммунальные услуги.
Роботизация процессов позволяет автоматизировать рутинный процесс приема платежей с помощью цифровых программных роботов — через мобильное приложение или онлайн-кассу.
Технологии искусственного интеллекта внедряются для повышения эффективности мониторинга и управления объектами инфраструктуры. ИИ позволит перейти на модель гибкой подачи коммунальных ресурсов — автоматизировать управление мощностью их подачи в зависимости от различных переменных факторов, с учетом пользовательских сценариев.
Еще одна технология — создание «цифровых двойников» объектов коммунальной инфраструктуры, «обученных» на исторических данных и соединенных с умными датчиками, установленными на самих объектах. Новая цифровая реальность позволит незамедлительно выявлять аварии и предаварийные ситуации, определять, какие объекты инфраструктуры требуют ремонта. Это облегчает учет и прогнозирование ремонта и замены участков сетей теплоснабжения, планирование инвестиционных и производственных программ.
В дальнейшем мы можем ожидать создание так называемой цифровой диспетчерской, интегрированной с системами аварийно-диспетчерских служб, службами ГО и ЧС, — произойдет частичная автоматизация коммуникации с населением.
— Существуют ли уже отечественные цифровые платформы управления, которые объединяют информационные потоки от различных городских инфраструктур?
— Наиболее масштабный проект, который призван был стать отраслевой интегрирующей цифровой платформой, — это, конечно, Государственная информационная система ЖКХ. Однако в силу наличия в системе очевидных функциональных недоработок и технологических просчетов ГИС ЖКХ так и не стала полноценной, интегрирующей отрасль площадкой.
На региональном и муниципальном уровнях существует множество успешно внедренных комплексных платформенных решений в области ЖКХ, реализующих требования стандарта «Умный город», включающих паспортизацию и контроль жизненного цикла объектов жилого фонда, учет потребления ресурсов и контроль состояния объектов инфраструктуры, автоматизацию и контроль деятельности управляющих компаний по управлению жилым фондом, централизацию диспетчерской функции, автоматизацию управления капитальным ремонтом, централизацию функций начисления платежей и работы с потребителями и прочее.
— Застройщики, управляющие компании, ТСЖ заинтересованы в цифровизации сферы ЖКХ?
— Каждому из стейкхолдеров цифровизация ЖКХ будет по-своему выгодна. Основная задача участников экосистемы ЖКХ — обеспечение безопасного и комфортного проживания, поэтому внедрение современных технологий, способствующих формированию удобной среды, на руку всем.
Государственная власть заинтересована в росте эффективности за счет внедрения цифровых технологий: повышение прозрачности и достоверности данных в отрасли ЖКХ, возможность получения систематизированных по различным признакам данных облегчат принятие управленческих решений на всех уровнях.
Для ТСЖ цифровизация ЖКХ — облегчение ведения управленческой отчетности и уменьшение количества обязательной отчетности за счет автоматизации ряда процессов. Кроме того, цифровые технологии — появление электронной формы обращений, онлайн-голосований — упрощают взаимодействие граждан и ТСЖ, увеличивают степень участия жильцов в вопросах улучшения качества ЖКУ.
Для управляющих компаний использование цифровых технологий — конкурентное преимущество. Сейчас имеет место тенденция к консолидации рынка управления многоквартирными домами. Мелкие и консервативные УК уходят с рынка, все большую долю занимают крупные, которые работают в нескольких регионах под единым брендом. Они не только занимаются агрегацией и транзакционным обслуживанием коммунальных платежей, а готовы предложить широкий спектр дополнительных услуг для жителей. За счет масштабирования управленческих и технологических решений цифровые УК повышают эффективность операционной деятельности и рентабельность, оптимизируют процессы.
— Что дает внедрение информационных технологий в ЖКХ непосредственно жителям муниципальных образований?
— Благодаря внедрению современных информационных технологий рынок ЖКХ постепенно становится более прозрачным, понятным населению. Большая прозрачность, в свою очередь, способствует росту доверия к государству за счет удобных интерфейсов взаимодействия. Цифровые платформы позволяют вовлекать граждан в процедуры оценки и управления. Цифровизация сферы ЖКХ — это в перспективе, например, внедрение возможности проводить общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах не очно, а посредством электронного голосования.
Это очевидно на банальном примере умных счетчиков. Система их работы проста и большинству известна: умные счетчики сами снимают показания и автоматически передают их в информационные
системы для формирования начислений. При этом при стопроцентном оборудовании многоквартирного дома приборами учета и обеспечении синхронизированного снятия показаний всех приборов учета сразу кратно снижается плата за пресловутый ОДН. Расчет платы за коммунальные услуги на основе фактических — не среднемесячных или нормативных — данных
гарантирует жителю, что он оплачивает только свое потребление.
Таким образом, умные счетчики дают жителям, во-первых, уверенность в правильности начислений за ЖКУ и, во-вторых, снимают с них необходимость ежемесячно передавать показания. Фактически при такой системе сводится к минимуму человеческий фактор. А четкое понимание своего потребления влечет за собой и возникновение у жителей стимула к энергосбережению — это, кстати, также весьма больная тема для ЖКХ.
По оценкам аналитического агентства, устройства IoT позволят потребителям в России сэкономить до четырех процентов от средней заработной платы в месяц. Этот эффект будет достигнут за счет контроля за потреблением коммунальных услуг, сокращения времени и затрат на уборку помещения, предотвращения крупных потерь, связанных с протечками, авариями и прочим.
— Насколько трудно внедряются новые технологии в ЖКХ и почему это происходит?
Еще более актуален для отрасли вопрос финансирования: отсутствуют механизмы привлечения инвестиций в область цифровизации ЖКХ, в том числе со стороны субъектов рынка.
Разобщенность региональных практик реализации проектов ведет к дублированию затрат по регионам, к отсутствию механизмов агрегации информации, к ситуации, когда даже в рамках одного региона развитие сервисов может быть очень сильно дифференцировано. Существующие цифровые сервисы, в том числе и внедряемые в рамках концепции «Умный город», связаны устаревшими регламентами и не имеют инструментов интеграции.
Если не заниматься решением существующих проблем, то эффективное управление набором разрозненных систем будет невозможно, а интеграция и агрегация информации из них станут чрезвычайно дорогой задачей. Необходимо систематизировать процессы жизненного цикла разработки информационных систем в области ЖКХ, создавать инструменты агрегации информации, координировать проекты вокруг единого правового поля.