Цифровое общество и управление цифровой репутацией что это
Информация о курсе
Управление цифровой репутацией
Описание курса
Онлайн-курс «Управление цифровой репутацией» направлен на формирование у обучающихся представления о существующих индивидуальных особенностях и свойствах личности, влияющих на индивидуальный стиль общения в сети, и выработку навыка по составлению коммуникативной стратегии формирования цифровой репутации на личном, профессиональном и корпоративном уровнях.
Изучения курса «Управление цифровой репутацией» определяется тем, что в нем систематизированы основные правила и рекомендации по созданию цифровой репутации, представлены наиболее явные ошибки поведения в сети, а также их последствия для бизнеса или карьеры.
В курсе приведены основные алгоритмы мониторинга и анализа цифровой репутации, методы антикризисного управления конфликтами в сети, отдельное внимание уделяется ограничениям для госслужащих и сотрудников бюджетной сферы на деятельность в социальных сетях в соответствии с российским законодательством.
Правообладатель: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Авторы курса
Программа (содержание) курса
Модуль 1. Введение в курс
Содержание модуля: знакомство с общими понятиями, структура курса, предмет, цели и задачи, актуальность курса отличия личной репутации от профессиональной, формирование репутации компании, продукта или события.
Модуль 2. Что такое цифровая репутация
Содержание модуля: сущность и значение информации в развитии современного информационного общества и ее взаимосвязи с личной, профессиональной и корпоративной репутацией, опасности и угрозы, возникающие в процессе информационно-коммуникационного взаимодействия в социальных сетях.
Модуль 3. Целевая аудитория в сети
Содержание модуля: формирование аудитории в цифровом измерении, ее возрастные, гендерные и иные характеристики, основные критерии эффективности коммуникации с группами целевой общественности в социальных сетях, активная целевая аудитория наиболее популярных социальных сетей, основные рекомендации по поиску и набору своей целевой аудитории.
Модуль 4. Стратегия управления цифровой репутацией
Содержание модуля: алгоритмы работы с цифровой репутацией, самопрезентация, мониторинг, работа с негативом, работа с позитивом, SERM, брендинг, понятия автоматического и ручного мониторинга, основные отличия между личной, профессиональной и корпоративной цифровой репутацией.
Модуль 5. Стратегия управления профессиональной репутацией в сети на примере госслужащих
Содержание модуля: нормативное регулирование деятельности госслужащих в Сети, ответственность за утаивание сведений об активности в Сети, рекомендации по поведению в Сети, правила поведения в Сети, включая личные страницы.
Модуль 6. Управление конфликтами в социальных сетях
Содержание модуля: варианты снижения репутационных рисков, виды конфликтов в Сети, рекомендации для решения конфликтов в социальных сетях.
Модуль 7. Заключение
Содержание модуля: обобщение предыдущих тем и формулирование основных положений по содержанию курса.
Формируемые компетенции и результаты обучения
Онлайн-курс «Управление цифровой репутацией» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Результаты обучения:
Рекомендуемые направления подготовки
41.03.04. Политология; 38.02.02 Менеджмент; 37.03.01 Психология; 39.03.01 Социология; 38.03.04 Государственное и муниципальное управление; 09.03.03 Прикладная информатика; 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 38.03.03 Управление персоналом; 40.03.01 Юриспруденция; 38.03.01 Экономика
Входные требования: к началу освоения курса обучающийся должен
Знать требования к базовым навыкам пользователя социальных сетей;
Уметь пользоваться информационными технологиями; пользоваться информационными базами данных.
Управление цифровой репутацией — зачем это нужно в неспокойные времена
Обновлено 3 сентября 2021
8 мин на прочтение
Характеристики предложения максимально уравнялись, значит, преимущества нужно искать где-то еще.
Если продукт плохой, его не спасет никакой PR и маркетинг. На деле цифровая репутация раскрывается в конкуренции хороших товаров и услуг. Технологии производства более или менее схожи, поэтому к предложению добавляется надстройка — та самая репутация. По крайнем мере, так считают в Оксфорде.
Посмотрим, что говорит об управлении цифровой репутацией экономическая наука и как это знание использовать на практике.
План статьи
Как Нобелевский комитет обратил внимание на репутацию
Цифровая репутация — то, что написали о компании ее клиенты. Если угодно, ее также корректно назвать второй кредитной историей.
Вы следили за Нобелевской премией в 2020 году? А стоило бы — особенно в области экономических наук. Награда досталась американцам Полу Милгрому и Роберту Уилсону за разработку теории аукционов.
Вы уже задаетесь вопросом, а зачем вам эта информация? Отвечаем: все мы участвуем в своего рода аукционах каждый день, а теория Милгрома и Уилсона помогает лучше в них ориентироваться. Что гораздо важнее, в «лотах» принципиальное значение играет цифровая репутация.
Нобелевские лауреаты тоже объясняют свои идеи картинками с котами. Фото cdn.substack.com
Если несколько упростить идеи Милгрома и Уилсона, получится такая логика.
Светлана живет в Санкт-Петербурге на Петроградке. Она ищет языковые курсы в своем районе. Чтобы начать аукцион, ей достаточно открыть карты Google и вбить в поиск «школы английского языка».
Лоты на местах, начинается аукцион. Скриншот google.com
Светлана находится в выигрышном положении, ведь она может узнать о лотах столько, сколько захочет. Достаточно сравнить ценовую политику, почитать отзывы, посмотреть фото интерьеров или вообще перепроверить информацию в Яндексе, 2ГИС и т. д. Отобранные лоты могут быть довольны — они прошли тест на управление цифровой репутацией.
Получается, цифровая репутация — это сумма мнений потребителей о компании или эксперте, зафиксированная в интернет-сервисе, которую можно проверить в любой момент времени.
Завершая этот аспект, отметим: профессор факультета экономических наук ВШЭ обратил внимание, что у Милгрома и Уилсона есть статья, положившая начало совсем другой ветви современной экономической теории — теории репутации.
Константин Сонин
профессор факультета экономических наук ВШЭ и Чикагского университета
Когда крупная фирма определяет ценовую политику, выбор влияет не только на прибыль текущего года, но и на то, как себя будут вести конкуренты — и старые, и новые. Ценовая война может снизить прибыль в этом году, но может оказаться выгодной в долгосрочной перспективе — если будущий конкурент, подумав, откажется входить на рынок, опасаясь созданной репутации.
Иными словами, развитое управление цифровой репутацией говорит потребителям и участникам рынка, что компания намерена работать долго.
Когда репутация — преимущество
Свободный рынок можно представить как аукцион. Мы вольны закрыть потребность конкретным предложением среди множества. Кто предложит больше?
Обратимся к выводу Fortune Business Insights: причина обострившейся борьбы за клиента — выравнивание свойств предложения. Товары производят на сопоставимом оборудовании, со сравнимыми затратами и алгоритмами. К услугам эта аналогия тоже применима, ведь они так же базируются на технологиях. Решающим фактором становится управление цифровой репутацией — она-то и отделяет рядовой продукт от покупки с высоким смысловым наполнением.
Правило справедливо для всех уровней бизнеса. Допустим, индивидуальный предприниматель, который делает ставку на локальном происхождении товаров, получит преимущество. Конечно, если он верно встроит повестку в управление цифровой репутацией.
В 2016 году буква «ӧ» в названии вызвала легкий шок. Оказывается, так можно. Фото fmslvz.ru
В пример приведем региональную торговую сеть «Матӧ» из республики Коми. Она появилась в 2016 как потребительский кооператив местных производителей. Идея была в создании противовеса федеральным сетям, куда не могли попасть республиканские предприниматели.
До «Матӧ» сетей с местным колоритом попросту не было. До прихода «федералов» работали FMCG-ретейлеры «Продтовары» и «Ассорти», но они были предельно нейтральными. Никто не удивился, когда их купили «Магнит» и «Пятерочка».
«Пятерочка» подхватила тренд и начала дублировать надписи на коми язык. Фото vc.ru
Удивительно, что продуктовую линейку «Матӧ» сложно назвать уникальной. Да, есть оленина и северная рыба, однако остальные позиции дублируют федеральные бренды, да и оформление в целом схоже. Решающим фактором, позволяющим сети держаться на плаву, стала репутационная надстройка (с узнаваемой буквой «ӧ»).
Поймите правильно: никто не станет покупать товар потому, что он «наш». Качества продукта по-прежнему на первом месте. Другое дело, когда хорошее предложение помогает локальным производителям и отсылает к региональным особенностям. Это больше похоже на последовательные этапы управления цифровой репутацией.
Формирование цифровой репутации
Введите название компании в поисковик. Первая страница выдачи и будет репутационной «витриной» бренда.
Современные сервисы с отзывами уравняли шансы на формирование цифровой репутации — все действуют по одним правилам. Потенциальные покупатели используют информацию о репутации продавцов, чтобы сделать вывод об их благонадежности и компетентности. Часть из них готова выбрать более дорогое предложение, если оно внушает спокойствие.
Как создать убедительную цифровую репутацию? У исследователей из Утрехтского университета и Университетского колледжа Лондона есть ответ: нужно действовать по правилам репутационных систем. Каталог 2ГИС — это репутационная система, «Отзовик» или TripAdvisor — тоже.
Системы задают правила формирования цифровой репутации. Условная оценка от одной до пяти звезд — одна из подобных метрик. Репутационный механизм сдерживает мошенников, не препятствуя добросовестным участникам выходить на рынок и создавать хорошую репутацию.
Хотя создание хорошей репутации требует затрат, механизм не создает барьеров для входа на рынок компаний с долгосрочными деловыми интересами и честными намерениями.
Новые участники рынка, не имеющие истории отзывов, вынуждены предлагать свою продукцию по сниженным ценам, утверждают исследователи. Как только эти компании создадут репутацию честных и надежных, они установят более высокие цены, которые компенсируют им первоначальные инвестиции в репутацию.
Другими словами, на онлайн-площадках с функционирующей репутационной системой успех компаний с точки зрения продаж и цен положительно коррелирует с их репутацией.
Как цифровая репутация влияет на продажи
Повысить продажи или защитить цифровую репутацию — все это реально, если компанию поддерживают покупатели.
Если суммировать данные исследования Университета Тоусон (Towson University), то получаются такие результаты:
Достаточно 5 отзывов. Вероятность покупки продукта на 270 % выше, если о нем написано 5 позитивных или нейтральных отзывов (если сравнивать с аналогичными товарами без отзывов).
Негатив отпугивает клиентов. В зависимости от содержания негативные отзывы способны отпугнуть до 60 % потенциальных клиентов. Особенно это касается негатива в топе выдачи Google и Яндекса.
Ответы на отзывы показывают, как компания решает проблемы клиентов. Скриншот market.yandex.ru
Чем дороже товар, тем сильнее прислушиваются к отзывам. Ювелирные украшения, электроника и аналогичные товары показывают увеличение конверсии до 380 %. Кстати, поэтому продавцы из этих сегментов часто позволяют оставлять отзывы у них на сайте.
Конструктивная критика увеличивает конверсию. Негатив — не всегда зло. Пользователи задерживаются на страницах с негативом в 4 раза дольше. При этом конверсия может вырасти на 67 %.
Никто не верит «чистой пятерке». Вы ведь тоже не верите «товарам-отличникам», верно? Наиболее высокая конверсия находится в диапазоне оценки 4,0–4,7.
О чём мы говорим, или что такое «управление репутацией в интернете»
Сегодня я начну с начала, то есть расскажу о том, чем я занимаюсь. О репутации, точнее о её управлении в интернете. Многие из нас уже этим интересуются или напрямую связаны с данным направлением.
Давайте обсудим, каки из чего сформировать инфополе, видимую зону объекта. Для чего это нужно? В первую очередь для того, чтобы потенциальный заказчик в процессе поиска информации о Вашем продукте в интернете получил то, что Вы хотите ему донести. И чтобы эта информация толкнула его на дальнейшие действия(например, купить продукт).
Это важно! Вы должны понимать, что репутация касается многих аспектов. Сюда входит PR искусство, как работают Ваши менеджеры с клиентами, в конце концов и сам продукт влияет на репутацию. В теории можно затрагивать разные темы, но в рамках репутационного менеджмента в интернете мы будем обсуждать наиболее эффективные инструменты для решения определенных проблем.Чаще всего они связаны с распространением негатива касательно Вашего продукта в сети.
В первую очередь я передаю свой опыт тем, кого непосредственно касается тема репутации в интернете. Будь то директор по маркетингу или бренд-менеджер, пиарщик или владелец бизнеса. Сейчас не всегда легкопредугадать, кому нужно/интересно данное направление. Если Вы считаете нужным изучить данный вопрос, то добро пожаловать. Предлагаю также читать мои статьи и задавать интересующие вопросы.
В современном мире данная услуга была неправильно преподнесена многими непрофессионалами, которые просто хотят как можно скорее заработать без достижения видимого эффекта. Из-за этого пострадало множество брендов. В результате сложилось неправильное представление о том, как работает услуга позиционирования, и какие у нее цели.
Мир Digital развивается слишком быстро, поэтому очень важно уследить за каждым нововведением.Если этого не делать, то можно остаться позади. Те горе-специалисты, которые уже успели наладить кое-какие связи и настроили рекламу своих услуг, стараются просто зарабатывать на тех, кто совсем ничего не понимает в вопросах позиционирования бренда. Честно говоря, читать книги по репутации, изучать материалы по данной теме не имеет смысла, если материал существует больше года. Даже мои статьи через какое-то время потеряют актуальность и их нужно будет обновлять.
— как выбрать нужного подрядчика,
— что собой представляет SERM
— как работать с хейтерами, троллями и т.д.
Страшно? О да. Но поверьте, при всем этом Вы даже не представляете, как их отличить от хорошего агентства. Ведь эти засранцы отлично знают, как себя поднести и разрекламировать. Еще бы, ведь они используют классические методы и фишки, которые не меняются годами и несут проверенный опыт. Они скажут все-все, что вы хотите слышать. Дадут Вам сладкую цену, которую разумеется Вы должны оплатить прямо сейчас дабы получить доступ к сокровенному. Они Вам так зальют в уши, что Вы будете даже вдохновлены на первое время.
Эксперты РАНХиГС рассказывают о цифровых следах, цифровых рисках и репутации
Что это такое – цифровые следы? Как позаботиться о том, чтобы след рассказывал ровно то и ровно столько, что и сколько хотел бы рассказать оставивший его человек? И возможно ли это? Как управлять своей цифровой репутацией? И что делать, если кто-то на эту репутацию посягнул?
Мы поговорили с экспертами РАНХиГС и попытались выяснить, как адаптироваться в электронном мире и создать для себя более или менее безопасную цифровую среду? Как не «наследить» в Интернете так, чтобы это было использовано против вас? И стоит ли бояться своей цифровой доступности и открытости?
Что можно узнать о современном человеке, даже не контактируя с ним лично? Примерно… всё! Дату и место рождения, уровень образования, трудовую биографию, вкусы, предпочтения…Можно узнать, в каких странах он бывал, какой у него характер и чем занимается в эту самую секунду… Информацию практически о любом человеке, которая еще пару десятков лет назад была доступна только представителям правоохранительных органов, сегодня без труда за несколько минут может получить любой школьник. Сделать это легко: достаточно взять цифровой след в сети. А дальше – дело техники.
Цифровой след (или цифровой отпечаток; англ. digital footprint) – это уникальный набор действий в Интернете или на цифровых устройствах.. Во Всемирной паутине «интернет-след», также известный как «кибер-тень», «электронный след» или «цифровая тень» – это информация, оставленная в результате просмотра веб-страниц и сохраненная в виде куков. Термин обычно применяется к одному пользователю, но может также относиться к какой-либо коммерческой компании, организации или корпорации.
«Наследить» в сети – легче легкого
«Знаменитый американский цифровой антрополог Том Боелсторфф делил цифровые следы на условно управляемые и условно неуправляемые. Условно неуправляемые – это те, которые мы не планировали оставлять. Например, мы расплачиваемся кредиткой, или снимаем наличные в банкомате, или берем машину в каршеринге, или арендуем велосипед. Или просто едем с мобильником по городу и фиксируем геолокацию… Управляемые цифровые следы – это те следы, которые мы так или иначе планируем оставить. Это так называемый пользовательский контент – все, чем мы наполняем соцсети, блоги и т.д. Это тексты, фотографии, видео, лайки, комментарии – вплоть до наших писем в электронной почте, которые тоже не что иное, как цифровые следы», – рассказывает цифровой антрополог, старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС, заместитель руководителя Центра городской антропологии КБ Стрелка Дарья Радченко.
Эксперт уверена: в современном мире практически невозможно не оставить свой цифровой след. Для этого нужно прекратить пользоваться цифровыми сервисами, участвовать в цифровой жизни государства, вдруг исчезнуть из завязанной на «цифре» действительности. «Для большинства людей это совершенно невозможно представить, поэтому и говорить об этом нечего».
Если говорить об управляемых цифровых следах, здесь тоже есть водораздел, обращает внимание Дарья Радченко: «Этот водораздел проходит по линии приватности и публичности контента. Если задаться целью то, взломать можно все что угодно – многочисленные взломы даже, например, Пентагона, крупнейших американских банков тому подтверждение. Поэтому есть такое общее правило: если вы не хотите, чтобы какая-то информация о вас попала в чужие руки, не надо оставлять ее онлайн. Ни в каком виде. Особенно, если это чувствительная информация. Не случайно крупные компании, у которых проблема, например, коммерческой тайны стоит очень остро, заводят свои локальные сети».
Другое дело цифровые следы в публичном пространстве. «Социальные сети – это одна из основных площадок самопрезентаций, построения своей «витрины». Тот инструмент, с помощью которого мы что-то рассказываем о себе миру. С одной стороны, эти следы несут в себе вполне понятную выгоду – и социальную, и экономическую. И тут уж надо взвешивать выгоды и риски. Обычно люди, сталкиваясь с проблемами и опасностями в Интернете, вырабатывают свою версию цифровой безопасности. Или для них ее разрабатывает, например, работодатель: крупные государственные и частные компании нередко вырабатывают гайдлайны по поведению в сети. Иногда работники вообще не имеют права присутствовать в соцсетях», – рассказывает Дарья Радченко.
По мнению эксперта, мы настолько освоились в цифровой среде, что так или иначе вырабатываем свою политику цифровой безопасности. Осуществляем самоцензуру, представляя, кто наш потенциальный читатель и какую реакцию вызовет тот или иной контент.
«Кому интересны наши цифровые следы? Совершенно неожиданным людям. Скажем, представителям академической среды – например, цифровым антропологам, которым интересно поведение людей в социальных сетях. Но, как правило, мы имеем дело не с изучением следов конкретного человека, а с изучением анонимизированного массива цифровых следов, который к конкретному человеку не привязан. Другое дело, что есть понятие цифровой этнографии, мы участвуем в жизни какого-то сетевого сообщества и изучаем его методов включенного наблюдения: тогда мы пишем, лайкаем, комментируем. Но в этом случае антрополог заявляет о своих намерениях», – рассказывает эксперт.
Неуправляемыми цифровыми следами, по словам антрополога, тоже интересуется огромное количество стейкхолдеров. Компании и организации, которые занимаются изучением транспортных потоков, в сфере туризма, потребительского поведения, банки, соцмедиа, которые генерируют рекламные потоки, органы госбезопасности…
… В интернете не существует срока давности
Та информация, которую вы публиковали 10-15 лет назад, остается с вами и продолжает быть частью вашей цифровой репутации, предупреждает преподаватель Школы медиакоммуникаций Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, эксперт по цифровому этикету Ольга Лукинова. «Никого не интересует, что вы тогда были ребенком или несмышленым подростком. Комик и актер Кевин Харт вынужден был отказаться вести церемонию «Оскар» в 2019 году из-за обвинений в гомофобии, которую пользователи обнаружили в твитах десятилетней давности», – напоминает она.
И еще: любая информация может быть использована против вас. «Мы помним, как фотография учительницы в купальнике стоила ей карьеры, потому что в этих фотографиях родители учеников увидели неподобающее поведение педагога, а не пропаганду здорового образа жизни. Поэтому важно перед публикацией контента попытаться представить, как эта информация могла бы быть использована вашими недоброжелателями, и там, где возможно, не давать лишних поводов для интерпретации информации не в вашу пользу».
Как цифровой след может помочь/помешать в жизни?
«По статистике HR-порталов, до 73% работодателей проверяют соцсети кандидатов перед приемом на работу и еще 10% работодателей признавались, что увольняли сотрудников за публикации в соцсетях. Поэтому то, что мы пишем в социальных сетях, напрямую влияет на нашу карьеру», – делится наблюдениями эксперт.
Чтобы не попадать в неприятные ситуации, Ольга Лукинова рекомендует избегать критических комментариев в адрес компании, в которой вы работаете, ваших клиентов, коллег и партнеров. «Не потому, что это не понравится вашему текущему работодателю, а потому что ваш новый потенциальный работодатель, скорее всего, не захочет брать на работу человека, который не только не смог наладить отношения на работе, но еще и поливает грязью своего работодателя», – предупреждает она.
Также людям, которые строят публичную карьеру, нужно с большой осторожностью участвовать в дискуссиях на темы политики, религии, национальности и сексуальности и избегать языка вражды при обсуждении этих вопросов.
«А еще при устройстве на работу очень советую выяснить у работодателя, какая информация является конфиденциальной и не может быть опубликована, потому что именно разглашение коммерческой тайны в соцсетях является главной причиной увольнений за интернет-активность сотрудников», – говорит эксперт.
Закон – он и в Интернете закон
Процесс привыкания к реальности виртуальной жизни сопровождается и процессом формирования норм правового регулирования. Действует целый ряд правил, соблюдать которые в сети необходимо – их нарушение может повлечь административную или уголовную ответственность. Например, если в действиях пользователя обнаружится экстремистский контекст или публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности РФ… Лайки и репосты в этом случае входят в зону ответственности гражданина.
Заведующая кафедрой административного и информационного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ИПиНБ РАНХиГС, доктор юридических наук Оксана Шмалий заверила: цифровая среда регулируется законодательством точно так же, как и остальные сферы жизни. И только ее «виртуальность» дает ощущение безнаказанности. Но оно обманчиво. Об этом должны помнить и нарушители, и те, кто страдает от действий нарушителей.
«Это уже огромный законодательный пласт, о котором в двух словах не расскажешь. Сеть – это ровно та же действительность, как и все остальное. Ошибочно думать, что действия в цифровой среде могут расцениваться как-то иначе, нежели в обычной, «нецифровой» жизни», – говорит эксперт.
Юрист предложила сосредоточиться на таком понятии, как диффамация, или проще –размещение в сети сведений, порочащих доброе имя.
«В зависимости от соответствия распространяемых сведений действительности различают недостоверную диффамацию (распространение ложных порочащих сведений) и достоверную диффамацию (распространение правдивых порочащих сведений). Недостоверная диффамация по субъективному критерию дифференцируется на умышленную (распространение заведомо ложных порочащих сведений) и неумышленную», – комментирует эксперт.
По общему правилу, противоправной является недостоверная диффамация, однако в некоторых случаях Гражданский кодекс РФ предоставляет защиту и от достоверной диффамации. Это происходит в том случае, когда распространяются сведения, неприкосновенность которых специально охраняется Конституцией Российской Федерации и законами, и распространение которых может причинить моральный вред даже если эти сведения соответствуют действительности.
Защищать себя в сети не только можно, но и необходимо, считает юрист. Правда, предварительно еще придется установить, чем является контент, который вызвал желание обратиться в суд – утверждением о фактах или оценочным суждением? Это важно, поскольку оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты, уточняет юрист. Но и тут, только если только они не носят оскорбительный характер. А вот если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию человека, то на автора такого контента может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный оскорблением (статья 5.61 КоАП РФ, статьи 150, 151 ГК РФ).
Эксперт обращает внимание вот еще на какую деталь: «Нужно иметь в виду, что критика деятельности лиц, осуществляющих публичную деятельность, допустима в более широких пределах, чем в отношении частных лиц. Это следует из правовой позиции, сформулированной в постановлении Европейского Суда по делу «Федченко (Fedchenko) против Российской Федерации» от 11.02.2010. То есть, в отношении государственных служащих, действующих в официальном качестве, как и политиков, рамки допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц.
Нужно помнить, что за распространение порочащих сведений предусмотрена не только административная ответственность, как, например, ст. 5.61 (оскорбление) и ст. 5.61.1 (клевета, субъект правонарушения – юридическое лицо) КоАП РФ, но и уголовная – это ст. 128.1 УК РФ (клевета).
А еще нужно помнить, что…
Даже если ничего противозаконного вы в Интернете не совершили, одно необдуманное действие может оставить нежелательный цифровой след и подпортить репутацию.
«Для каждого из нас риски имеют разный вес, – обращает внимание цифровой антрополог Дарья Радченко. – Вот история двухлетней примерно давности: азербайджанский футболист лайкнул фото армянского премьер-министра. Случился скандал. Футболисту пришлось объяснять, что это вышло случайно, нести репутационные потери… А, скажем, я могу позволить себе лайкнуть любого премьера любой страны, и вряд ли это кого-то заинтересует. Но если я – публичная персона, которая выражает интересы определенного круга людей, то мне придется быть куда более осмотрительной».
Взвешивать, оценивать риски и подходить к своей виртуальной жизни так же ответственно, как и к реальной – таков рецепт безопасности от экспертов РАНХиГС.
«Сказать, что наше «плавание» по интернет-волнам опасно, не могу. Это не более опасно, чем ходить по улицам. Но даже когда мы идем по улице, мы смотрим по сторонам, под ноги, следим, чтобы нас не сбила машина, стараемся не задеть других людей, не наступить на ногу ребенку…», – считает цифровой антрополог. И добавляет: «В Интернете надо четко усвоить одно: если мы точно знаем, что не хотим, чтобы какая-то информация покинула узкий круг и стала общедоступной, лучше это не выкладывать даже в самом узком кругу».