Цифровой концлагерь что это такое
Цифровой концлагерь и реальность
На небольшом канале «Больше всех надо» была поднята весьма обсуждаемая сегодня тема информационной безопасности в цифровом мире, поскольку некоторые утверждают, что нас ожидает «цифровой концлагерь», в котором «старший брат», под которым обычно подразумевают государство, поставит под неусыпный контроль всё и вся, включая личную жизнь людей.
Поводом для подобных умозаключений стало появление цифровой системы распознавания лиц: она якобы позволит взять под контроль всех. Некоторые считают, что в Китае «цифровой концлагерь» уже построен: государство уже выстроило социальные рейтинги для своих граждан в зависимости от их социального поведения, в том числе при переходе улицы.
Да, система распознавания лиц может быть использована для слежки и за преступником, и за политическим активистом, но ведь это было всегда. Сегодня появился новый «цифровой шпик», аналог шпиков-топтунов начала ХХ века, которые выслеживали всех, кого им приказывали. И «цифрового шпика» тоже можно обманывать, как и шпиков-топтунов. Другой вопрос: как быть с уличной преступностью?
Но всё же правомерен вопрос: куда всё это нас ведёт? Ведёт ли нас развитие цифровых технологий в «цифровой концлагерь»? Здесь под подозрение попадает «государство», которое обладает возможностями для создания объединённого «цифрового профиля» человека, и многие исходят из того, что государство — это злодей, который рано или поздно захочет злоупотребить системой распознавания лиц, поэтому государство нужно поставить под общественный контроль. Но что такое «государство», и что такое «общественный контроль»? Это тоже инструменты, технологии, которые сами по себе нейтральны, но которые могут быть использованы работающими в этих структурах людьми в своих целях.
Общество можно эффективно контролировать средствами пропаганды и запугивать отрядами «патриотов» на улицах. Это дёшево и практично, по сравнению с системой «цифрового концлагеря», в истории таких «концлагерей» создавалось множество, сегодня мы видим такой националистический «концлагерь» на Украине, где 70% населения, проголосовавшего за «Голобородько», запуганы «патриотами», а государственная пропагандистская машина регулярно прочищает всем мозги. Без всякой «цифры».
Государство и общество
А что такое «общественный контроль» со стороны общества? Фактически, это попытка создания нового, параллельного государства, так как эта «общественная организация» ставит своей задачей контролировать само государство, людей в его структурах. Не важно, какого государства: «демократического» или «авторитарного», которые отличаются друг от друга только по цвету и запаху, но не по своей сути.
На наш взгляд, маньякам, стремящимся создать «цифровой концлагерь», проще и выгоднее захватить власть именно в новых «общественных структурах», «корпоративных структурах», чтобы продвигать свои идеи от имени общества, отстранившись от скомпрометированных веками истории институтов «старого государства». Потому что возникающее «новое государство» не обременено никакими традициями, условностями, которые есть у «старого государства», но претендует на представление интересов всего общества, то есть на приоритет над «старым государством».
Что же нам остаётся? Бороться с «цифровыми» маньяками — и тогда защитим мы свою свободу от «цифры». Ничего не поделаешь: вся наша история — это борьба, и «цифровой мир» не может этого изменить. Так устроен наш мир: «И вечный бой, покой нам только снится. »
Цифровой концлагерь
Цифровой концлагерь — расхожее выражение, которым обозначается система жёсткого контроля власти над обществом за счёт технологий цифровой слежки и тотального информационного контроля, либо попытка ввести такую систему.
Содержание
[править] Основа
Основой цифрового концлагеря на социальном уровне является тоталитарный режим, где власти безраздельно контролируют рядовых людей с помощью высоких технологий. В качестве властей выступают крупные структуры (международные корпорации, частные банки, спецслужбы государств), изначально обладающие могуществом и ресурсами. Обычный человек при этом превращается в биологический объект, лишённый прав и свобод, и ставший добровольным рабом. Для обывателя власти выступают как анонимная и невидимая сила, скрывающаяся за фасадом созданной ею видимости обычной жизни общества.
В процессе глобализации в роли хозяев цифрового концлагеря утверждаются частные надгосударственные структуры международного характера, подавившие и подчинившие в конкурентной борьбе более слабые региональные тоталитарные объединения (государства с их демократическими институтами и социальными функциями). При этом спецслужбы государств становятся филиалами частных корпораций, а рядовой человек перестаёт считаться человеком, становясь жертвой сильных мира сего.
[править] В политике
Обвинения в создании цифрового концлагеря со стороны правых политических сил направлены в сторону коммунистических и левых социалистических сил, которых правые обвиняют в создании тоталитарных режимов и цензуры Интернета. С свою очередь левые политические силы в создании тоталитарного цифрового концлагеря обвиняют капитализм и международные корпорации, устанавливающие тайную слежку за гражданами и контроль над информацией. Но на практике жертвой информационного тоталитаризма оказываются простые рядовые граждане, а хозяевами — политики, финансисты, олигархи и диктаторы.
[править] Сбор данных
Одной из основ создания цифрового концлагеря является тайный и явный сбор информации о человеке, в том числе сбор персональных данных с помощью современных средств коммуникаций и обработки информации.
Предлогом для сбора данных, указываемым в качестве причины, чаще всего являются:
Целью, явно не указываемой, является тотальный контроль над рядовым человеком со стороны властей через контроль над информацией. Последствиями повсеместного сбора персональных данных становится вторжение в частную и личную жизнь человека и тотальный контроль над обществом.
[править] Источники сбора информации
Источниками информации о человеке является большое количество оцифрованных персональных данных, с большой скоростью тем или иным способом попадающих в руки заинтересованных сторон с помощью современных технологий, специального программного обеспечения, кражи, подкупа, властных рычагов, коррупции и т. д.
Непрерывная круглосуточная слежка за человеком происходит с помощью множества цифровых устройств. Местоположение человека может быть определено с помощью цифровых видеокамер, массово размещённых на улицах и в помещениях. Мобильные телефоны и смартфоны помогают определить координаты их владельцев по исходящему от них к ретрансляционным сетям радиосигналу, информация о котором доступна частным компаниям — мобильным операторам связи.
Создаются все условия, чтобы человек сам выдавал о себе как можно более подробную информацию в интернете. Поисковики отслеживают запросы пользователей, составляя список интересов человека. Соцсети побуждают выкладывать о себе самую подробную частную информацию, вплоть до личной переписки. Технология распознавания лиц позволяет по фотографии найти человека автоматически за короткое время.
В результате сбора всех данных создаётся цифровой профиль человека, или цифровой портрет гражданина, дающий подробную личную характеристику о его характере, интересах и предпочтениях, политических взглядах и планах, симпатиях и антипатиях.
[править] Тоталитарный контроль
Тоталитарный контроль над человеком устанавливается путём создания монополии на доступ к материальным и информационным ресурсам и принуждения к заранее запрограммированным действиям, которые выгодны хозяевам. Делится на материальный, информационый и финансовый.
[править] Контроль над сознанием
В рамках электронного концлагеря наиболее выгодным для властей вариантом является добровольное подчинение и рабство. Для этого больше всего подходит контроль над сознанием человека, который является наименее затратным: люди сами подчиняются без затрачивания усилий на силовое принуждение.
Контроль над сознанием осуществляется путём формирования информационной среды, в которой человек находится. Элементами контроля над сознанием являются цензура в интернете и в СМИ, законы о контроле за интернетом, ограничения свободы информации. Ещё одним инструментом влияния является сокрытие или подмена реальной статистики.
Контроль над человеком осуществляется также через влияние на его волю и поступки. Навязывание наперёд заданных потребностей и формирование мнения, стереотипов происходит через рекламу и СМИ, искусственную накрутку определённых информационных материалов и персон (пантеон кумиров и идолов, поп-звёзды, мода, создаваемые тренды).
[править] Создание внешней видимости
Структуры тоталитарного контроля создают внешнюю видимость свободы и благополучия с помощью информационной монополии на описание действительности. Тех, кто пытается нарушить монополию, система переводит в категорию маргиналов, определяя их статус как незначительного меньшинства. В частности, всех, кто затрагивает тему о реальном информационном концлагере и ограничении свободы информации, приписывают к конспирологам и сторонникам теории заговоров, определяя подобную информацию как несерьёзную и не заслуживающую доверия. Примером внешней видимости является Википедия, где жёсткий контроль администраторов скрыт под внешним дружественным образом свободной энциклопедии, которую может править каждый. Однако в Википедии многие темы цензурируются администраторами под предлогом маргинальности.
[править] Чипизация
Рекламируемое как средство безопасности вживление электронных чипов в тело (чипирование, чипизация) позволяет осуществлять тотальный контроль над человеком. Идея о чипизации широко обсуждалась в интернете многими конспирологами, но на практике распространения не получила, уступив персональным мобильным устройствам.
[править] Финансы
Отказ от наличных денег в пользу банковских карт делает человека заложником банковской системы, которая управляет банкоматами и может заблокировать счета в любой момент.
[править] Меры по отношению к неугодным и нарушителям
В случае, когда манипуляция сознанием не срабатывает, к человеку применяются меры физического воздействия.
[править] Власти
Создавая тоталитарный цифровой контроль над обществом, сами властители, имея деньги, власть, технологии и рычаги давления, не подпадают под контроль созданных ими цифровых технологий.
[править] Проявления элементов цифрового концлагеря в реальности
[править] США
Государственная слежка, раскрытая Сноуденом. Слежка Гугла. Продвижение трендов толерастии, введение квот на расовые и сексуальные меньшинства для работодателей, активная травля в соцсетях неугодных. Обязательное наличие инстаграма у фирм.
[править] Китай
Система Социального Кредита в Китае (MyGap)
[править] В России
Как попытку построить цифровой концлагерь оценили введение цифровых пропусков («цифровых ошейников») в ряде регионов России весной 2020 года под предлогом угрозы эпидемии коронавируса. Из дома стало нельзя выходить без уважительной причины и без пропуска (это, естественно, не касается чиновников и силовиков). Критиками данных мер отмечено, что они введены со всевозможными нарушениями конституции России и федеральных законов (включая закон о персональных данных).
Собянин строит цифровой концлагерь для нас, но ворья из Единой России, олигархов и самого Собянина это не касается.
Серьезным шагом на пути к построению концлагеря в России может стать создание всеобъемлющей базы с полной информацией обо всех гражданах России. Категорически против идеи создания подобной базы выступил в 2019 году даже такой лоялист как Игорь Ашманов. [5] Тем не менее, в мае 2020 года в разгар эпидемии коронавируса в Госдуме готовится к принятию законопроект о едином информационном регистре, «в который будут поставлять данные все ведомства знающие о гражданах хоть что-то». Предполагается, что доступ к реестру будет иметь любой сотрудник МФЦ, а данные граждан из него невозможно будет исключить. При этом реестр ведёт Федеральная налоговая служба (ФНС), а остальные ведомства должны будут предоставлять ФНС необходимые данные. [6]
[править] Цитаты
В РФ мировую медийную истерию вокруг сезонной ОРВИ (в северном полушарии она 2-3 раза в год стандартно) использовали для создания настоящего цифрового концлагеря. Выход из дома по коду и так далее. Коронавирус же.
Вместо строительства «цифрового концлагеря» у нас в стране строится цифровой шалман.
И это — хорошо. В шалмане приятнее жить, чем в концлагере.
Итак, на любые перемещения будут требоваться очень сложно получаемые разрешения. Для того, чтобы выехать из Москвы в Новосибирск, нужно будет подавать заявку на разрешение за месяц и объяснять необходимость поездки. Поездка за границу потребует оформления до полугода на тех же условиях, как в СССР при поездке в «капстрану». Выход на улицу – только по пропуску из полиции, с объяснительной запиской («а зачем это вам на улицу»). Образование и ресторанный бизнес перейдут в онлайн. Все традиционные формы политической активности будут абсолютно запрещены: какие могут быть митинги или демонстрации во время эпидемий? Или даже в промежутках между ними? Любые уличные мероприятия уйдут в область преданий. Да, пожалуй, и любые массовые мероприятия вообще. Собираться больше трёх разрешат только в масках с перчатками и только с разрешения полиции. Исключение – работа, которую нельзя сделать удалённой. Однако и тут будут свои новшества – например, категорический недопуск на рабочее место посторонних, контроль всех контактов, измерение температуры (а то и анализ крови) при входе в офис. И много ещё чего.
[править] Видео
Электронный контроль Шария (Познавательное ТВ, Артём Войтенков)
Путин подписал закон о «всероссийском цифровом концлагере», как называют его противники
Причем эти самые противники — это не столько «либералы», сколько люди, в общем-то, власти лояльные.
Ранее закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Теперь он вступает в силу.
Речь в нем идет о создании базы данных на россиян, где будут содержаться сведения о гражданах страны и находящихся на территории России иностранцах. Данные соберут из информационных систем органов госвласти и государственных внебюджетных фондов.
Государство соберет о гражданах около 30 видов различных сведений, в том числе об уровне образования, семейном положении и т. д.
В регистр не будут включаться данные о доходах и имуществе граждан, а также сведения, составляющие гостайну. Оператором регистра назначили Федеральную налоговую службу (ФНС).
Госдума даже выпустила специальный ролик, разъясняющий безопасность этого закона.
Видео Госдумы России: «Вся правда о единой базе данных россиян»
Но этот закон вызвал массу споров в обществе. Причем между, казалось бы, людьми, придерживающимся одинаковых взглядов и лояльным нынешним российским властям.
Как раз из-за этого закона недавно поругались и разошлись телеведущие Анна Шафран и Владимир Соловьев. А лидер КПРФ Геннадий Зюганов считает, что теперь «англо-саксонцы будут контролировать каждого из нас… Это электронно-бытовой концлагерь, о котором фашисты даже не мечтали».
Против закона выступали даже известные деятели культуры. Светлана Крючкова, Александр Розенбаум, Наталья Бондарчук, Александр Михайлов, Иван Охлобыстин, Николай Бурляев и Мария Шукшина записывали видеобращение, где выступили против «цифрового контроля за россиянами». Но их мнение власти не учли.
Видео: обращение артистов против закона о федеральном информационном регистре
Противники создания единой базы данных людей в России прежде всего боятся утечки информации. Многие знают, насколько все плохо в России с хранением и защитой персональных данных. Но это не единственная претензия.
Что людям не нравится в новом законе, они сами пишут в соцсетях.
— Березницкий Вячеслав (@Viacheslav43) June 8, 2020
Путин подписал закон о создании единого регистра сведений о населении
Подсчет крепостных на Руси — давняя забава членов партии Единая Россия…
Путин подписал закон о создании единого регистра, содержащего всю информацию о гражданах. Ещё в нём будут отслеживаться все важные этапы жизни с момента рождения.
Добро пожаловать в цифровой ГУЛАГ.
Про то, что данные будут у бандитов всех мастей, помимо кремлёвских, вообще молчу.
Многоуважаемый Владимир Владимирович!
Прокомментируйте пожалуйста, Вы сегодня подписали закон о создании единого регистра сведений о россиянах? Есть ли риск того, что теперь нечистый на руку сотрудник налоговой, имеющий доступ к данным сведениям, может торговать ими?
Скорее всего, люди создавшие и узаконившие идею Единого Федерального Информационного Регистра (ЕФИР), подумали, что для полноты учета персональных сведений о гражданине, недостает еще данных об его исторической генетической предрасположенности к разного рода деятельности…
На патриотическо-охранительском корабле бундЪ?
он позволит повысить слежку за населением, скоро в туалетах заставят анализаторы ставить, что бы определять, что накануне человек ел, а потом отчитывался на какие шиши были куплены продукты…
— Владимир Савенко (Волгоградец) (@zhitelvlg) May 22, 2020
Вообще вся эта цифра дошла до шизофрении. Тотальный контроль. Цифровой концлагерь.
Закон о создании единого регистра с информацией о гражданах, принятый в четверг Госдумой — очередное проявление цифрового авторитаризма. Государство использует технологический прогресс не для улучшения жизни россиян, а для укрепления собственной власти и контроля за оппозицией.
Очень опасный прецедент, имея всю информацию по человеку, и его поднаготную власти и денежные мешки получают безграничные возможности. Это гораздо страшней чем «длинные руки» КГБ. Финансовая информация и личные предпочтения каждого человека под анализом бизнесменов обогатит их.
Вот мы сейчас хихикаем, закатываем глаза «рептилоиды, теории заговора», а наши дети будут жить в цифровом фашизме.
Вот создадут регистр россиян, и поделят бояре между собой холопов.
Надо было сразу же установить рекомендованную розничную цену на базу, ну чтобы уж два раза не вставать
Никита Михалков: «Единый регистр населения — это подарок ЦРУ и всем спецслужбам».
Цифровой концлагерь и продуктовые карточки. Чем грозит либералам новая стратегия развития России
Разрабатываемая правительством Стратегия развития страны до 2030 года включает в себя меры протекционизма, направленные на рост высокотехнологичных и экспортно-ориентированных отраслей. Либеральные мантры в документе отсутствуют.
Правительство Мишустина – Белоусова ускоренными темпами разрабатывает Стратегию развития страны до 2030 года. Согласно планам правительства, будущее десятилетие должно не просто повысить уровень благосостояния граждан (этот пункт содержался во всех предыдущих стратегиях), но изменить сам уклад и образ жизни граждан России.
Стратегия социально-экономического развития России базируется на пяти основных направлениях:
Сразу же бросается в глаза тот факт, что как минимум в трёх из пяти направлений будет уделяться особое внимание применению цифровых технологий.
Цифровой концлагерь и продуктовые карточки
Действительно, превращение общества в тот самый цифровой концлагерь, похоже, является неизбежным. Но главный вопрос заключается в том, кто будет контролировать сферы жизни общества: государство или коммерческие структуры? Перспективы последнего случая совсем не вдохновляют. Вряд ли наши граждане захотят доверить свою судьбу Яндексу или Сбербанку. Чтобы подобного не произошло, государство должно, во-первых, определить чёткие границы проникновения «цифры», а также взять основные направления цифровизации в свои руки.
В связи с этим в Стратегии социально-экономического развития до 2030 года определён ряд целей. Например, речь идёт о создании единой государственной цифровой платформы. Кто-то может сказать, что уже сейчас подобная имеется: «Госуслуги». Однако нынешние «Госуслуги» являются демоверсией того, что планируется. Новая масштабная цифровая платформа станет глобальной (в пределах страны) социальной сетью, где пользователь сможет получить абсолютно всё необходимое: начиная от образовательных программ, заканчивая выходом на биржу труда. Это будет государство в государстве (интернете), которое заменит и паспортный стол, и сервисы онлайн-заказов. Экосистема Сбера покажется лишь разминкой.
Безусловно, риски для общества велики. Мы не знаем, что будет через 10 лет. Это сейчас всё выглядит красиво и необходимо, пока верхушка нашей власти остаётся приверженцем консервативной идеологии. Но кто взойдёт на властный олимп через 10 лет – непонятно. Условный «владелец экосистем» вполне может получить рычаги управления государством и обществом. И тогда «цифровой концлагерь» станет не пугающей страшилкой, а реальностью наших дней.
Интересным пунктом является введение продуктовых карточек. Данный шаг также укладывается в политику цифровизации. Несмотря на то что у значительной части нашего общества талоны на еду ассоциируются по старой памяти с дефицитом и разрухой, на деле данная инициатива может оказаться более чем полезной.
Во-вторых, продовольственные талоны позволяют поддержать отечественного производителя. Это можно расценивать как протекционистскую меру, направленную на реальное импортозамещение. Для этого необходимо ввести определение «национальная компания», критериями которого являются регистрация и ведение деятельности в русской юрисдикции, работа на отечественном оборудовании и материалах. В зависимости от отрасли критерии могут разниться.
Безусловно, в случае введения продуктовых карточек «национальные компании» смогут существенным образом нарастить производство, обойдя по прибыли конкурентов. Это позволит им значительно снизить себестоимость продукции за счёт экономии от масштаба. В свою очередь, подобное сделает продукцию «национальных» компания конкурентоспособной на внешнем рынке.
В случае грамотной работы и просчёта всех деталей при введении талонов на еду выиграют все: и граждане, и государство, и бизнес.
Теперь рассмотрим экономическое направление Стратегии развития России до 2030 года.
Рабочую группу направления «Новая высокотехнологичная экономика» возглавил первый вице-премьер Андрей Белоусов. В группу также вошли вице-премьеры Юрий Борисов, Александр Новак и Дмитрий Григоренко. Исходя из состава участников, можно сделать вывод, что ставка будет сделана на развитие реального сектора экономики, а финансовый станет лишь необходимым дополнением.
Андрею Белоусову предстоит разобраться с пятью проектами направления: новая энергетика, развитие электронной и радиоэлектронной промышленности, связывание пространства и транспорт, новый инвестиционный цикл, защита конкуренции в условиях цифровой экономики.
Реальное избавление от нефтяной зависимости
Избавление экономики России от нефтяной зависимости является давно желанной целью как правительства, так и граждан. Тем не менее, несмотря на подобное рвение, в реальности сделать мало что получилось. По крайней мере, к настоящему моменту. Безусловно, зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов сильно снизилась. Если ещё 7–8 лет назад доля углеводородных доходов составляла 55%, то в докризисном 2019 году эта цифра уже была равна 39%. Тем не менее доля нефтегазового экспорта не меняется: она устойчиво находится в диапазоне 55–65%.
Изменить ситуацию помогут две вещи: рост ненефтегазового неэнергетического экспорта, а также ориентация на экспорт продукции глубокой переработки сырья. Например, на полимеры. Что касается первого, то согласно национальному проекту «Международная кооперация и экспорт», куратором которого также является Андрей Белоусов, объём промышленных товаров должен вырасти со 119,5 млрд до 146 млрд долларов, а продукции АПК – с 25 млрд до 34 млрд долларов. Итого уже к 2024 году мы получим прирост несырьевого неэнергетического экспорта на 35,5 млрд, что снизит долю углеводородов на 5–10%.
Помимо этого, ускоренное строительство заводов по глубокой переработке сырья позволит отказаться от вывоза нескольких десятков миллион тонн нефти и миллиардов кубометров газа. Это добавит ещё 9–18 млрд долларов несырьевой валютной выручки.
Промышленность и инфраструктура
Второй проект «Новой высокотехнологичной экономики» посвящён ускоренному развитию и внедрению на российском рынке отечественной электроники. Ещё в прошлом году правительство сделало первый шаг. Вице-премьер Юрий Борисов продавил законопроект об импортозамещении в госзакупках, согласно которому государственные компании обязаны приобретать исключительно отечественное оборудование. Разумеется, если аналогов зарубежной продукции на нашем рынке нет, то принуждать госкомпании к отказу от импортных товаров никто не будет. Несмотря на принятый закон, его реализация столкнулась с большими проблемами.
Так, госкомпании не спешат переходить на отечественное электронное оборудование, а также на ПО. Критерии, устанавливаемые в тендерах, специально пишутся под иностранную продукцию. Ярким примером является ситуация с пластиковыми карточками. Так, Московский метрополитен определил критерии тендера так, чтобы они подходили исключительно под голландскую компанию NXP. По этому поводу недовольство выразил оренбургский производитель «Оренкарт». Ситуация действительно сложная. Выработать эффективные правила, которые госкомпании будут соблюдать в обязательном порядке и не найдут «лазеек», практически невозможно. Тем не менее без решения данной проблемы говорить об ускоренном развитии нашей высокотехнологичной промышленности не придётся.
Пункт «связывание пространства и транспорт» является, пожалуй, самым затратным и долго окупаемым. Речь идёт как о масштабном строительстве транспортной инфраструктуры, так и о создании эффективных транспортных средств. Одного без другого быть не может. Если мы строим качественные дороги, то по ним должны ездить наши КамАЗы, а не китайские грузовики.
Не секрет, что строительство большого количества объектов растянуто во времени. Более того, по мере реализации проекта их сметная стоимость в силу объективных и субъективных причин увеличивается. При создании транспортной инфраструктуры государство может положиться исключительно на свои силы и ресурсы. В отличие от электронной промышленности, невозможно представить, чтобы частный бизнес вкладывал бы деньги в отрасль, которая если и принесёт доход, то не ранее чем через 20 лет.
Внутренний и внешний суверенитет
«Новый инвестиционный» цикл означает ускоренный рост инвестиций в реальный сектор экономики. Механизмы реализации данного проекта уже запущены. В первую очередь речь идёт о механизме СЗПК (Соглашение о защите и поощрении капиталовложений), который был запущен полгода назад. Однако уже к сегодняшнему дню подписаны соглашения по 36 проектам на общую сумму в 1,3 трлн рублей. К 2024 году подобных соглашений должно быть не менее 600, а предполагаемый объём инвестиций – 12,6 трлн рублей.
Однако этого недостаточно. Белоусов разрабатывает иные меры стимулирования инвестиций, которые направлены в первую очередь на проекты малого и среднего бизнеса. К подобным мерам относятся дешёвое кредитование предприятий, инвестиционный вычет, компенсации налога на прибыль и т. д.
Впрочем, говоря об увеличении инвестиций, мы снова вспоминаем о проблеме финансирования проектов, достаточный объём которого может предоставить исключительно банковский сектор. Тем не менее для развития точечных отраслей субсидий из федерального бюджета может оказаться достаточно.
Самым загадочным пунктом стратегии является «защита конкуренции в условиях цифровой экономики». Но один вывод можно сделать однозначный: речь идёт о создании отечественной цифровой инфраструктуры и «изгнании» транснациональных IT-гигантов с нашего рынка. Действительно, когда мы говорим об инфраструктуре, мы подразумеваем в первую очередь транспортную и социальную. В это же время та же банковская или цифровая инфраструктура является не менее, а то и более важной в современном мире.
Развитие нашей экономики не может базироваться на иностранных платформах. Помимо коммерческой составляющей это также является вопросом безопасности. Например, если бы Россия не создала свою национальную систему СПФС (система передачи финансовых сообщений), то отключение нас от SWIFT обернулось бы экономическим крахом и обнищанием граждан до уровня африканских стран. Имея СПФС, мы потери, конечно, понесём, но они станут небольшими, а все последствия будут преодолены быстро.
Таким образом, мы видим чёткую и выверенную стратегию правительства по ускоренному развитию экономики страны. Самое главное здесь то, что в отличие от предыдущих стратегий и планов, в нынешнем документе указаны конкретные вещи, базирующиеся на определяющих направлениях. Помимо этого, важно отметить, что нынешняя стратегия лишена либеральных мантр и красивых монетаристских лозунгов. В ней чётко прослеживается государственническая протекционистская политика, направленная как на обеспечение реального экономического суверенитета России, так и на повышение уровня благосостояния граждан.