Цифровой профиль гражданина что это

Что такое цифровой профиль гражданина простыми словами

Что такое цифровой профиль, зачем он нужен и как с ним работать? Давайте разбираться.

Год назад с будущим супругом попытались подать заявление на заключение брака через госуслуги. Возились с сайтом в течении полутора часов, а потом он потерял терпение и сказал «да проще самим в ЗАГС съездить». Мы и поехали. Стоя перед терминалом, счастливые и полные надежды, мы улыбались, держась за руки. Тогда мы впервые почувствовали себя мужем и женой. Это был мой самый романтичный визит в гос.учреждение.

Почти все остальные посещения сопровождались несколькими часами ожидания на ногах или на неудобной скамейке, невоспитанными людьми, желающими доказать свое сомнительное превосходство, и уставшим персоналом, который с легкостью вымещает свое раздражение на посетителях.

Именно поэтому идея цифрового профиля вызывает у меня положительные эмоции. Я стараюсь все операции выполнять через интернет: замена паспорта, смена фамилии, оплата ЖКХ и др. Когда я услышала, что радиус возможностей будет расширен, то очень обрадовалась. Даже любовь к антиутопиям и фантастике, где компьютер захватывает мир, не поколебала моей уверенности.

Шажок в будущее

– Ватсон, тот гражданин – не человек, а робот по имени «Терминатор».

– Изумительно! Но как вы догадались?

Сейчас все – от огромных корпораций до малюсеньких ИП и старательных частников – пытаются облегчить жизнь своему клиенту. Сервисы доставки еды и продуктов, онлайн-магазины с доставкой на дом и к ближайшему пункту выдачи. Репетитор по математике приедет к вам домой, а договориться с бригадой рабочих можно за каких-нибудь полчаса, написав в мессенджер.

Все сервисы стремятся в интернет, и это здорово облегчает жизнь. Всеобщая тенденция делать человеческое существование беззаботнее коснулась и госведомств. Инновационные решения призваны избавить граждан от бесконечных очередей, токсичных бабушек, встающих в 4 утра, утомленных тяжелой жизнью госслужащих, а еще от необходимости брать выходной, чтобы разрешить накопившиеся бытовые проблемы.

Информация о создании ЦП появилась еще в 2019 году. Идею начали воплощать в 2020, и уже сейчас каждый из нас может пользоваться инновацией.

Некоторые крупные банки уже подключились к сервису, чтобы было удобнее взаимодействовать с клиентами дистанционно. Совкомбанк сделал это одним из первых и работает с цифровыми профилями с 21 мая 2020 года.

В чем удобство? Все очень просто: когда документы хранятся в одном месте и доступны по клику мышкой, банки и микрофинансовые организации могут проверять кредитную историю своих клиентов в считанные минуты. А клиенты, в свою очередь, получили возможность удаленно подать заявку на кредит.

Что такое этот профиль

Цифровой профиль – это расширенная версия пакета данных на портале госуслуг. Новшество можно по праву назвать шагом вперед в цифровой экономике. ЦП во многом облегчает работу государственных органов и финансовых учреждений. Возможно, со временем в России и вовсе откажутся от бумажных документов.

В личном кабинете владельца аккаунта хранятся следующие документы:

Сейчас подать заявление на выдачу нового паспорта или на заключение брака можно онлайн. Но расширенный пакет данных будет полезен не только расширенным списком услуг.

Также в экспериментальных целях установлена платформа согласий на:

Разработка ЦП проходила вместе с проектированием НСУД (национальная система управления данными). Ее цель – упорядочить и проконтролировать информацию, касающуюся данных в масштабах всей страны.

Вопрос безопасности

Лично я регулярно теряю и забываю все возможное и невозможное, а потому всерьез опасаюсь, что какой-нибудь злоумышленник воспользуется моей неосторожностью. Например, некто подберет забытый в метро СНИЛС, зайдет на профиль в ЕСИА и возьмет сотню кредитов на мое имя. Или просто решит пошутить и подаст заявление на смену имени и фамилии.

Вопрос безопасности волнует не только меня. Сама идея, что абсолютно вся информация о человеке будет хранится на государственном ресурсе, многим придется не по вкусу. Даже если вы законопослушный гражданин.

Не беспокойтесь. Храниться будет не вся информация. Например, глупые репосты на стене «Вконтакте», которые вы оставили в свои бунтарские 13, останутся маленькой тайной между вами и социальной сетью. В профиль войдут только важные официальные данные: ФИО, семейное положение, военный билет, информация о заложенном имущества, рабочий стаж и т.п. Информацию предоставят такие госструктуры как ПФР, Росреестр, МВД и ФНС.

Какие возможности дает цифровой профиль

Цифровыми государственными услугами граждане пользуются не первый год. На портале можно подать заявление на получение ИНН, узнать о налоговой задолженности и т.п. С внедрением цифрового профиля в перечень добавились новые пункты.

Все данные о клиенте будут в одном месте, которые тот может предоставить по запросу банков, когда соберется взять кредит.

Часто люди дают согласие на рассылку, не задумываясь о последствиях. Потом, когда их чуткий сон прерывает бодрый звонок банковского агента с предложением «выгодного займа», начинают искренне негодовать. В цифровом аккаунте можно видеть все подписки и, что важно, отказываться от них.

В личном аккаунте можно узнать номер паспорта, который никак не хочет запоминаться, СНИЛСа, ИНН и проч. При заполнении анкет и документов удобнее воспользоваться приложением на смартфоне, чем носить с собой все бумаги.

Для меня третий пункт – едва ли не самый важный. Он подразумевает, что мне и вовсе не придется пользоваться бумажными версиями документов. Значит, и вероятность того, что я потеряю их, намного ниже.

Эта мысль почему-то показалась мне настолько захватывающей, что я перенесла все данные документов в аккаунт на ЕСИА, купила большую коробку, сложила в нее бумажные оригиналы и положила на антресоль рядом с новогодними украшениями.

Где работают похожие системы

На ум приходит разве что китайская система «Социального кредита». Она уже официально вошла в обиход в 2021 году.

Работает система так: изначально каждый гражданин владеет тысячей баллов. За поступки – плохие или хорошие – его рейтинг соответственно падает или повышается. За низкое количество баллов человека могут уволить с муниципальной работы, не дать кредита и даже не разрешить арендовать велосипед. Для высокого рейтинга предусмотрены небольшие привилегии: скидки на оплату ЖКХ, ускоренное оформление документов, бронь номера в гостинице без залога и т.п.

Чем они похожи с нашим простеньким набором данных на госуслугах? Обе системы собирают максимум известной информации о человеке, но на этом, пожалуй, все. ЦП на основе этой информации не проводит анализ и не строит умозаключений – это делают организации, которые получили через ЕСИА доступ к данным.

Несмотря на то, что без погружения в тему новая возможность может показаться пугающей, нет причин вспоминать Большого брата и строить теории заговора. Просто-напросто теперь управлять кредитками, задолженностями и предложениями взять кредит в 3 часа ночи можно со своего компьютера или телефона. А со временем радиус возможностей новой цифровой инициативы наверняка увеличится.

Источник

Концепция цифрового профиля гражданина утверждена на президиуме правкомиссии

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это

На заседании президиума правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством вице-премьера Максима Акимова была утверждена концепция цифрового профиля гражданина. Финальная версия будет утверждена распоряжением правительства.

Напомним, задача этой платформы – обеспечить через портал госуслуг доступ к данным о гражданине или юридическом лице, содержащимся в иных государственных информационных системах. Передача данных о гражданине происходит только с его согласия. В дальнейшем платформа позволит в случае необходимости отозвать согласие.

В пилотном режиме проект начнёт работу при участии 16 банков, трёх страховых организаций, МВД, ПФР, ФНС, Росреестра и Аналитического центра при правительстве. Проект постановления правительства о проведении такого эксперимента будет рассмотрен на заседании правительства в конце апреля, говорится на сайте правительства.

Также на заседании был утверждён перечень 25 суперсервисов – комплексных госуслуг, оказываемых в проактивном режиме в связи с распространёнными жизненными ситуациями (такими как рождение ребёнка, оформление заявки на кредит и т.д.).

Предполагается, что услуги-суперсервисы будут оказываться без необходимости личного посещения госорганов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн (в автоматическом режиме), экстерриториально.

Ведомства, ответственные за эти услуги, до конца мая должны разработать целевые модели их оказания и «дорожные карты» цифровой трансформации. «Дорожные карты» развития суперсервисов будут представлены до конца июня.

Первые заседания рабочих групп по развитию 25 суперсервисов пройдут уже в начале апреля, а до конца июня группы представят «дорожные карты» по каждому из суперсервисов, говорится в сообщении.

Для развития каждого суперсервиса при правкомиссии по цифровому развитию будут созданы отдельные рабочие группы. Они определят, какими должны быть суперсервисы с точки зрения пользовательского опыта, оптимизации бизнес-процессов, совместимости с действующими государственными и муниципальными информационными системами. Кроме того, рабочие группы разработают требования к модернизации суперсервисов с соблюдением единых архитектурных требований и с учётом лучших мировых практик, подготовят предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты, разработают «дорожные карты» развития каждого суперсервиса, а в дальнейшем будут координировать их реализацию.

Кроме того, на президиуме был утверждён перечень 34 отдельных государственных услуг, включаемых в план оптимизации в 2019 году. Ведомства, ответственные за эти услуги, до конца мая должны разработать целевые модели их оказания и «дорожные карты» цифровой трансформации. Предполагается, что услуги будут оказываться без необходимости личного посещения госорганов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн (в автоматическом режиме), экстерриториально и проактивно.

Справка

Цифровой профиль гражданина — это совокупность цифровых записей о гражданине, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций.

Системы Цифрового профиля составляют технологическую инфраструктуру, которая позволяет использовать данные гражданина из Цифрового профиля (включая данные в ГИС, доступные по ссылкам) с его согласия, предоставляемого в цифровом виде.

Цифровой профиль гражданина основан на:

Согласно концепции, Цифровой профиль юридического лица — это совокупность цифровых записей о юридическом лице, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций.

Системы Цифрового профиля составляют технологическую инфраструктуру, которая позволяет использовать данные юридического лица с его согласия, предоставляемого в цифровом виде.

Инфраструктура Цифрового профиля юридического лица аналогична по архитектуре и базовым элементам инфраструктуре Цифрового профиля гражданина.

Цифровой профиль юридического лица строится на основе ОГРН и ОГРНИП (для индивидуальных предпринимателей), которые присваиваются регистрирующим органом при внесении первой записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) о создании юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это Основные характеристики ЦП юрлица.

Основные принципы создания инфраструктуры Цифрового профиля:

Инфраструктура Цифрового профиля является единым источником доступа к юридически значимым данным, актуальность которых обеспечена за счет автоматического обновления данных из ведомственных информационных систем, а также ссылочного механизма на первичные источники данных. Потребители данных (государственные органы и организации, граждане, коммерческие организации, в том числе технологические стартапы) самостоятельно могут запросить данные с использованием инфраструктуры Цифрового профиля и с согласия владельца на их предоставление.

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это Архитектура Цифрового профиля.

Система цифровых документов

Инфраструктура Цифрового профиля будет также содержать систему цифровых документов, в которой будет обеспечиваться хранение и актуализация наиболее востребованных юридически значимых сведений (таких, например, как ИНН, СНИЛС, полис обязательного медицинского страхования).

Указанные сведения могут использоваться потребителями данных напрямую из Цифрового профиля без запросов к ГИС, что позволит сократить нагрузку на канал обмена данными и увеличить скорость обмена данными.

Указанные данные будут храниться в ЕСИА, а их достоверность будет гарантироваться источниками, из которых они будут получены.

Кроме того, Инфраструктура Цифрового профиля позволит предоставлять возможность сохранять документы и сведения в приложении на пользовательском устройстве и предоставлять доступ к ним в офлайн-режиме.

Система цифровых согласий

Цифровое согласие является юридически значимой реестровой записью о предоставлении (отзыве) прав на сбор, передачу и использование данных в соответствии с указанной целью обработки. Все действия владельца данных с цифровыми согласиями (при предоставлении данных с использованием инфраструктуры цифрового профиля) будут отражаться в едином реестре цифровых согласий и доступны в личном кабинете пользователя.

Основной задачей является обеспечение хранения всех согласий, предоставленных владельцем данных при использовании инфраструктуры Цифрового профиля, в едином реестре, а также предоставление доступа к управлению своими цифровыми согласиями.

Цифровые согласия могут классифицироваться по сроку действия на разовые, когда согласие предоставляется на однократное предоставление сведений, и долгосрочные, когда гражданин дает право на многократное предоставление сведений на определенный срок.

Архитектура Цифрового профиля предполагает возможность создания различных сервисов, которые позволят повысить удобство и качество оказания услуг как гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, так и государственным органам, и организациям, предоставляя им дополнительные инструменты для работы, анализа и управления данными.

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это Состав и структура сервисов.

Источник

Власти определились, как можно использовать цифровой профиль гражданина

Нормативы для инфраструктуры цифрового профиля

Минцифры представило сценарии использования инфраструктуры цифрового профиля гражданина, применяемые в рамках госэксперимента по повышению эффективности электронного документооборота между физлицами, банками и госучреждениями.

Документ определяет цифровой профиль как все цифровые записи о гражданине в государственных информационных системах (ГИС), при этом инфраструктура цифрового профиля выполнена на базе единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Список базовых сценариев включает запрос согласия пользователя для доступа к их данным, получение информсистемами участников эксперимента данных из регистров цифрового профиля, а также уведомление участников эксперимента об изменениях в регистрах цифрового профиля.

Эксперимент по тестированию цифрового профиля с юридически значимыми сведениями о россиянах, как ранее сообщал CNews, проводится в России с 1 июля 2019 г. С помощью эксперимента власти планируют оптимизировать обмен данными в электронной форме между физлицами, банками и госорганами с помощью компонентов создаваемой в стране национальной системы управления данными (НСУД) и ЕСИА. Предполагается, что эксперимент продлится до конца 2021 г.

Как это работает

Одной из функций цифрового профиля является предоставление третьим лицам сведений из ЕСИА или других ГИС, обменивающихся данными с ЕСИА через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), с согласия и в интересах гражданина – например, банку для заполнения кредитной заявки. В этом случае взаимодействие граждан с цифровым профилем сводится исключительно к подтверждению согласия на предоставление запрошенных организацией сведений, говорится в документе.

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это

Цифровой профиль гражданина базируется на актуальных и проверенных сведениях о личности в составе ЕСИА, распределенной структуре со ссылками на данные в госреестрах, и возможности управления цифровыми согласиями на обработку персональных данных из цифрового профиля с помощью сервиса по управлению согласиями – так называемой «платформы согласий».

Документ описывает онлайн- и офлайн-сценарии подтверждения согласия на использование цифрового профиля. Под онлайн-режимом подразумевается запуск процесса получения банковской, страховой или иной услуги самим пользователем в мобильном приложении или на портале из авторизованной зоны инфосистемы получателя сведений – например, банка.

В этом случае взаимодействие с цифровым профилем строится в четыре шага: запрос получателем сведений у пользователя согласия на доступ к его данным, выдача согласия через инфраструктуру цифрового профиля, запрос инфосистемой получателя сведений из инфраструктуры, передача данных, плюс рассылка данных об изменениях пользовательских данных в цифровом профиле.

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это

На практике это выглядит следующим образом. В первом случае пользователь на портале банка нажимает кнопку «Заполнить данные с помощью Госуслуг», затем авторизуется в ЕСИА и выдает банку согласие на доступ к своим данным из цифрового профиля. Инфосистема банка получает из ЕСИА токен с данными о выданном согласии, и затем запрашивает сведения из инфраструктуры цифрового профиля через СМЭВ или API ЕСИА.

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это

В других сценариях, где не требуется авторизация в ЕСИА, пользователь после нажатия кнопки «Заполнить данные с помощью Госуслуг» на сайте банка получает push-уведомление, сканирует QR-код для перехода на портал госуслуг, переходит сам или переадресуется автоматически на портал госуслуг, где и подтверждает согласие.

В итоге перед пользователем на экране появляется бланк банковской анкеты, автоматически заполненной данными из его цифрового профиля. Запрос согласий на передачу данных цифрового профиля возможен только для пользователей с подтвержденной учетной записью ЕСИА, подчеркивается в документе.

Под офлайн-режимом подразумевается запуск всех вышеперечисленных процедур онлайн-режима, но только при личном посещении пользователем отделения организации – получателя сведений. В этом сценарии также может быть на выбор задействовано push-уведомление, QR-код или вход на портал госуслуг через мобильный браузер.

Что можно запросить из цифрового профиля

В ЕСИА для согласий предусмотрены такие параметры как типы, цели и действия с данными. В список типов входит согласие на предоставление кредита (займа), выпуск и обслуживание банковской карты (в том числе, кредитной), направление запроса в бюро кредитных историй, оформление анкеты клиента, страховые услуги, микрофинансовые услуги и др.

В список наборов данных, запрашиваемых в ЕСИА, могут войти ФИО, дата и место рождения, пол, данные СНИЛС, ИНН, удостоверяющего личность документа, загранпаспорта, водительского удостоверения, свидетельства о рождении, данные о регистрации транспортного средства, адрес электронной почты, номер мобильного телефона, адреса регистрации и фактического проживания, выписка из ПФР, свидетельство об установлении отцовства, перемене имени, браке или разводе, справка 2-НДФЛ, сведения об инвалидности и полисе ОМС, и другие данные.

Ранее CNews рассказал о том, что Федеральная служба безопасности (ФСБ) России выступала с критикой законопроекта о создании цифровых профилей граждан России на том основании, что его принятие повышает риск утечек информации о россиянах.

Идею по созданию цифровых профилей граждан России впервые выдвинули Центробанк и «Ростелеком» в декабре 2018 г. Тогда же была подготовлена первая версия его концепции, предполагающая сведение к минимуму использования россиянами бумажных документов при получении различных услуг, в том числе и государственных.

Источник

Стать «изгоем» или «цифровым рабом»? Эксперты разоблачили новую инициативу ЦБ

По ожиданиям ЦБ, закон о цифровом профиле граждан примут до конца года. Опытная эксплуатация системы уже завершилась, а полноценно она начнёт работать в конце следующего года. Что такое цифровой профиль гражданина и кто возьмёт на себя обеспечение сохранности наших данных? На эти вопросы в эфире программы Царьграда «Индекс Иваткиной» ответила её ведущая Мария, а также эксперты.

По замыслу инициаторов создания цифровых профилей, система упростит предоставление госуслуг, выдачу кредитов, оформление различных сделок.

Особые опасения у граждан и экспертного сообщества вызывает потенциальная утечка биометрических персональных данных. Если, предположим, был скомпрометирован номер телефона, то можно его поменять. Если произошла утечка данных банковской карты, то можно её перевыпустить. Но что, если киберпреступники завладели записями тембра вашего голоса или данными сетчатки глаза? В настоящее время банки формируют биометрическую базу, но клиенты активно этому сопротивляются, что вызывает негодование ЦБ.

Хотя эксперт уверен, что лет через десять «абсолютно все люди будут оцифрованы и абсолютная доступность через цифровой профиль, биометрию всех сервисов станет реальностью».

Законопроект о создании цифровых профилей предусматривает добровольный отказ от сбора и обработки персональных данных. Однако у этого решения будут последствия, о которых уже сейчас открыто предупреждают профучастники рынка.

Эксперт полагает, что «изгоев» будет немного, а все остальные примут правила игры и даже уже приняли, как только завели банковскую карту, зарегистрировались на госуслугах или купили смартфон со множеством функций.

Источник

Цифровой профиль гражданина РФ

Цифровой профиль гражданина РФ (ЦП) является совокупностью всех данных о гражданине, которые имеются в распоряжении государственных органов и государственных информационных систем, а также совокупностью технических средств, которые позволяют управлять этими данными (в первую очередь, гражданину). Такое описание приводится в законопроекте о ЦП.

С помощью сервиса цифрового профиля гражданин может получить централизованный доступ к личной информации, которая хранится в государственных информационных системах (ГИСах), использовать эти данные, предоставлять или отказывать в доступе к ним. Профиль позволяет иметь личный архив документов, который можно открыть не только на компьютере, но и на мобильных устройствах. [1]

Содержание

Цифровой профиль (или ЕСИА 2.0) – это расширенная версия личного кабинета гражданина на Портале Госуслуг, где будут храниться сведения о гражданах из различных баз данных (ФНС, Росреестр, МВД, ПФР и др.).

«Цифровой профиль» создан и развивается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и Банком России. Концепция проекта разрабатывалась на площадке Ассоциации ФинТех с привлечением ключевых участников финансового рынка. В «Цифровом профиле» содержатся записи 30 типов, среди них паспортные данные, адрес, ИНН, водительские права и место работы и др.

Цифровой профиль юридического лица

Цифровой профиль туриста

АСВ и кредитные бюро получат доступ к цифровому профилю россиян

В декабре 2021 года стало известно о решении Центробанка РФ открыть доступ к цифровому профилю россиян новой группе организаций для предоставления финансовых услуг.

Как сообщает регулятор в проекте основных направлений цифровизации финансового рынка на период 2022-2024 годов, в 2022-м будут внесены изменения в постановление правительства от 03.06.2019 № 710, которые позволят профессиональным участникам рынка ценных бумаг, негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям инвестиционных фондов, бюро кредитных историй и Агентству по страхованию вкладов (АСВ) использовать цифровой профиль для получения достоверных сведений о гражданах.

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это

К 10 декабря 2021 года цифровой профиль функционирует в рамках эксперимента, реализация которого предусмотрена до конца 2022 года. Участниками эксперимента уже являются кредитные, страховые, микрофинансовые организации и операторы финансовых платформ.

Также планируется принятие проекта федерального закона № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)», закрепляющего правовой статус цифрового профиля гражданина и устанавливающего законодательные основы для создания Цифрового профиля юридического лица.

Законопроектом предусматривается возможность получения с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) органами и организациями сведений о физических и юридических лицах, содержащихся в государственных, региональных и муниципальных информационных системах, а также результатов предоставления государственных и муниципальных услуг, необходимых для оказания таким лицам услуг, в том числе финансовых.

К 10 декабря 2021 года услуги с использованием цифрового профиля предоставляют 19 банков и 3 страховые компании. Граждане воспользовались этими услугами более 1,55 млн раз, сообщили в ЦБ. [2]

Возможность получения информации с помощью «RS-Connect. Цифровой профиль»

17 ноября 2021 года компания R-Style Softlab сообщила об автоматизации взаимодействия банков в рамках получения сведений о клиенте из Цифрового профиля. Подробнее здесь.

На Госуслугах организовано взаимодействие микрофинансовых организаций с гражданами

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 26 мая 2021 года сообщило о том, что расширен перечень финансовых организаций, которые могут взаимодействовать с клиентами через сервис «Цифровой профиль» на портале Госуслуг. Теперь сервис позволяет пользователям дистанционно передавать сведения о себе в микрофинансовые организации для проведения процедур идентификации и оценки кредитных рисков при получении онлайн-займов.

Первые микрофинансовые организации уже прошли все этапы технического подключения, в рамках которого была обеспечена защита каналов получения информации. Еще несколько участников рынка находятся в процессе интеграции с сервисом.

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это

«Подключение новых финансовых организаций к взаимодействию в рамках цифрового профиля гражданина на Госуслугах — еще один шаг на пути к цифровизации государственных и финансовых услуг. Сервис реализован с учетом всех необходимых мер по защите информации на базе инфраструктуры электронного правительства, которая принадлежит государству. Важно, что любая передача сведений из государственных источников коммерческим организациям для получения услуг осуществляется исключительно с согласия пользователя», — рассказал замглавы Минцифры России Дмитрий Огуряев.

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это

«Большой интерес микрофинансовых организаций к сервису обусловлен желанием совершенствовать свои внутренние процедуры и повышать качество предоставляемых услуг, делая их доступными, удобными и безопасными для потребителей, — отметил заместитель Председателя Банка России Владимир Чистюхин. — Поэтому мы поддерживаем дальнейшее развитие финансовых технологий в этом сегменте рынка».

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это

В перспективе проект будет расширен на все кредитные и микрофинансовые организации, а также дополнен новыми сведениями. Список доступных сведений постоянно расширяется.

Минцифры определило сценарии использования цифрового профиля гражданина

В конце февраля 2021 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ опубликовало на своём сайте методические рекомендацию по использованию инфраструктуры цифрового профиля гражданина. В число базовых сценариев применения технологии, которые описаны в документе, вошли:

Методический документ определяет цифровой профиль как все цифровые записи о гражданине в государственных информационных системах (ГИС), при этом инфраструктура цифрового профиля выполнена на базе единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это

В материалах на сайте Минцифры сказано, что одной из функций цифрового профиля является предоставление сведений о гражданине, содержащихся в ЕСИА или ГИС, взаимодействующих с ЕСИА посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), с его согласия третьим лицам в интересах самого гражданина (например, предоставление банку проверенных сведений, необходимых для заполнения кредитной заявки). В данном случае взаимодействие гражданина с цифровым профилем заключается исключительно в подтверждении согласия на предоставление сведений организации, которая запросила доступ к этим сведениям посредством инфраструктуры профиля. Сценарии подтверждения согласия пользователем доступны онлайн и офлайн.

Для получения доступа к данным пользователя ИТ-системам необходимо получить от него согласие на выполнение определённых действий с этими данными для определённых целей на запрошенный срок. Запрос согласий возможен только для пользователей с подтверждённой учетной записью ЕСИА. [3]

3,5 млн согласий на предоставление различных сведений дано за год работы цифрового профиля

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 20 мая 2021 года подвело итоги года работы цифрового профиля гражданина на портале Госуслуг. Сервис был запущен в промышленную эксплуатацию 20 мая 2020 года Минцифры России совместно с Банком России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.06.2019 №710.

Сервис является совокупностью всех данных о гражданине, которые имеются в распоряжении государственных органов и государственных информационных систем, а также совокупностью технических средств, которые позволяют управлять этими данными, в первую очередь, самому гражданину.

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это

Цифровой профиль на Госуслугах — это удобный формат взаимодействия граждан и бизнеса на базе защищенной государственной платформы, реализованной с учетом необходимых мер безопасности. Для бизнеса — это, прежде всего, возможность встраивать данный сервис в свои цифровые сквозные сценарии оказания услуг. Для граждан — выразить согласие на передачу цифровых документов из государственных источников коммерческим организациям для получения услуг. Крайне важно, что получить такую информацию можно только с согласия гражданина, которое хранится в едином реестре цифровых согласий, — сообщил замглавы Минцифры России Дмитрий Огуряев.

Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть фото Цифровой профиль гражданина что это. Смотреть картинку Цифровой профиль гражданина что это. Картинка про Цифровой профиль гражданина что это. Фото Цифровой профиль гражданина что это

В мае 2020 года в рамках цифрового профиля был реализован сервис, позволяющий гражданам через личный кабинет на Госуслугах дистанционно предоставлять информацию о себе в кредитные и страховые организации и получать услуги и сервисы полностью в цифровом виде без посещения офисов. Речь идет о сведениях из баз данных ФНС, Росреестра, МВД, ПФР и других.

За год существования сервиса на портале Госуслуг со стороны граждан было дано 3,5 млн согласий на предоставление тех или иных сведений банкам и страховым организациям. Максимальное количество выданных согласий достигало 30 тыс. в сутки. Таким образом, было реализовано дистанционное взаимодействие клиентов и банков без необходимости дополнительного предоставления документов. На май 2021 года в проекте принимают участие 19 банков и 4 страховые организации.

В ноябре 2020 года правовые основания для интеграции с сервисом также получили небанковские кредитные организации, операторы финансовых платформ и микрофинансовые организации. Несколько участников рынка находятся в процессе интеграции с сервисом, многие сообщили о своих планах по подключению к нему в ближайшей или среднесрочной перспективе.

В будущем проект будет расширен на все кредитные и микрофинансовые организации, а также дополнен сведениями. Список доступных сведений постоянно расширяется. Так, в марте 2021 года на портале Госуслуг через цифровой профиль гражданина реализован механизм передачи справки 2-НДФЛ в банки при оформлении кредитов. После получения согласия от гражданина на предоставление данных справка автоматически направляется в банк, а в личном кабинете пользователя Госуслуг фиксируется информация, когда и кому было дано согласование.

ВСК подключился к сервису «Цифровой профиль» на портале госуслуг

Страховой Дом ВСК 16 декабря 2020 года сообщил, что при поддержке Ассоциации ФинТех осуществил интеграцию c сервисом «Цифровой профиль» в рамках масштабного экспериментального проекта, направленного на повышение качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. Подробнее здесь.

До конца 2021 года продлят срок пилотного проекта «Цифровой профиль»

До конца 2021 года продлят срок пилотного проекта «Цифровой профиль». Об этом стало известно 12 октября 2020 года.

На октябрь 2020 года участниками проекта стали 12 банков и одна страховая компания, доступно 15 сведений и получено более 900 тысяч согласий клиентов на обработку данных.

Банк России планирует увеличить число организаций, подключенных к «Цифровому профилю», в том числе кредитные и страховые организации, МФО, а также операторов финансовых платформ. Кроме этого, предполагается добавить еще 15 видов сведений в «Цифровой профиль». Например, справку 2-НДФЛ, данные из электронной трудовой книжки или об остатке материнского капитала.

«Сбербанк» подключился к сервису «Цифровой профиль» на портале госуслуг

Сбербанк 5 октября 2020 года сообщил о расширении возможности потребительского кредитования благодаря «Цифровому профилю». Подробнее здесь.

Банк «Русский Стандарт» подключился к сервису «Цифровой профиль» на портале госуслуг

7 июля 2020 года Банк Русский Стандарт – участник Ассоциации ФинТех сообщил о подключении к сервису «Цифровой профиль». Подробнее здесь.

«Совкомбанк» подключился к сервису «Цифровой профиль» на портале госуслуг

21 мая 2020 года Совкомбанк сообщил о подключении к сервису «Цифровой профиль», запущенному в промышленную эксплуатацию Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Банком России.

Сервис позволит гражданам дистанционно подавать заявки на получение кредитов, на сайте Совкомбанка, путем предоставления банку данных о заемщике из «цифрового профиля» с сайта Госуслуг. Подробнее здесь.

«Ак Барс Банк» присоединился к проекту «Цифровой профиль» на портале госуслуг

20 мая 2020 года Ак Барс Банк сообщил о присоединении к проекту «Цифровой профиль». Теперь клиентам при подаче заявки на потребительский кредит на сайте банка не нужно вручную заполнять данные в анкете. Они загрузятся автоматически с помощью учетной записи на Портале Госуслуг после того, как клиент разрешит банку доступ к своему цифровому профилю. Подробнее здесь.

«ДомКлик» от Сбербанка интегрировался с Госуслугами

20 мая 2020 года Сбербанк сообщил о запуске инструмента «Цифровой профиль», который позволяет клиентам, при оформлении ипотеки сократить время на предоставление документов в бумажном виде, загрузив свои данные с Портала Госуслуг. На 20 мая 2020 года сервис доступен для пользователей веб-версии «ДомКлик». Подробнее здесь.

«Райффайзенбанк» завершил интеграцию с «Цифровым профилем» на портале госуслуг

20 мая 2020 года Райффайзенбанк сообщил о завершении интеграции с сервисом «Цифровой профиль», доступным всем пользователям портала «Госуслуги» в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика». Использование цифрового профиля позволит действующим и новым клиентам банка быстрее оформлять заявку на получение потребительского кредита и не предоставлять документы, подтверждающие занятость и доход. Подробнее здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *