Цирк дюсалей цирк что это

Почему Цирк дю солей стал таким знаменитым?

Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть фото Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть картинку Цирк дюсалей цирк что это. Картинка про Цирк дюсалей цирк что это. Фото Цирк дюсалей цирк что это

Сейчас в штате компании более 4000 человек, работающих в разных группах, что позволяет давать представления в разных городах и странах одновременно. Основная часть труппы даёт представления в Лас-Вегасе, гастрольная часть ездит с различными шоу по всему миру.

Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть фото Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть картинку Цирк дюсалей цирк что это. Картинка про Цирк дюсалей цирк что это. Фото Цирк дюсалей цирк что это

За 34 года существования было создано более 30 ярких постановок с отдельными сценариями, костюмами и реквизитом. Постановка создается не на один год и после премьеры уезжает путешествовать по миру. Кроме того, артисты цирка выступали на масштабных мероприятиях, таких как премия Оскар, церемония Грэмми, Евровидение, чемпионате FIFA.

Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть фото Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть картинку Цирк дюсалей цирк что это. Картинка про Цирк дюсалей цирк что это. Фото Цирк дюсалей цирк что это

Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть фото Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть картинку Цирк дюсалей цирк что это. Картинка про Цирк дюсалей цирк что это. Фото Цирк дюсалей цирк что это

Но настоящий успех пришел когда труппа Ги Лалиберте получила грант на организацию празднеств, приуроченных к 450-летию провинции Квебек. Они ездили по одиннадцати городам провинции, в каждом из которых по неделе демонстрировали лучшие номера из самых разнообразных областей циркового искусства. Всего на реализацию этого проекта было выделено полтора миллиона долларов. Он придумал совершенно немыслимые номера, заказал выразительную музыку, приобрел лучший реквизит и подобрал удивительные костюмы – иными словами сделал шоу Запоминающимся. Естественно, грандиозные представления цирка мсье Лалиберте создали Ги устойчивую репутацию.

Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть фото Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть картинку Цирк дюсалей цирк что это. Картинка про Цирк дюсалей цирк что это. Фото Цирк дюсалей цирк что это

После завершения тура по городам провинции Ги Лалиберте начал строить еще более грандиозные планы о гастролях по всей Канаде. Даниэль предложил еще раз попросить денег у чиновников, но на этот раз у правительства Канады. И по прошению было принято положительное решение!
Компания на выделенные деньги построила стационарное здание в Монреале вместо шатров на пустыре и соединила разрозненные миниатюры в цельные зрелища с единым сюжетом. Ги нанял целый оркестр для создания звукового оформления шоу и обновил штат новыми артистами со всего мира.

Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть фото Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть картинку Цирк дюсалей цирк что это. Картинка про Цирк дюсалей цирк что это. Фото Цирк дюсалей цирк что это

В девяностых годах Cirque du Soleil стал уже широко знаменит и Ги Лалиберте решил что момент настал – пора покорять мир! Он приготовил новое шоу, закупил костюмы, светотехнику, пиротехнические системы, заказал уникальную музыку и отправился в Америку. Цирк Дю Солей наделал немалого шуму среди американцев – многие из тех, кто посетил фестиваль, признали потом, что программа канадского цирка оказалась лучшей. Гастроли продлились около 5 месяцев.

Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть фото Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть картинку Цирк дюсалей цирк что это. Картинка про Цирк дюсалей цирк что это. Фото Цирк дюсалей цирк что это

Но по возвращению компания обнаружила, что потратила все выделенные государством деньги и приняла решение искать акционеров. Инвесторы нашлись быстро и с 2000 года Cirque du Soleil стабильно развивался не испытывая затруднений с финансами. У них появилась собственная мастерская по пошиву костюмов и несколько тренировочных площадок для отработки цирковых номеров и трюков, многие из которых уникальны и не повторяются больше нигде в мире. Кроме того у цирка вскоре появилась собственная мастерская обуви, склады для тканей, пиротехники и декораций, а также мастерская по изготовлению реквизита. В дополнение ко всему Даниэль Готье решил открыть филиалы солнечного цирка в Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Лондоне, Амстердаме, Сингапуре и Гонконге. Численность сотрудников цирка, за более чем двадцатилетнюю историю, возросла с 70 до 4000 человек.

Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть фото Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть картинку Цирк дюсалей цирк что это. Картинка про Цирк дюсалей цирк что это. Фото Цирк дюсалей цирк что это

В 2008 году Cirque du Soleil объявил, что впервые посетит Россию. В 2009 году Дю Солей привез свое первое гастрольное шоу в Россию — Varekai. Гастроли прошли с аншлагами, причем 60% билетов было продано до премьеры, а 2/3 билетов было реализовано через нашу систему интернет-продаж. За 9 лет Cirque du Soleil уже показал 10 масштабных шоу в 12 городах России, среди которых было даже шоу созданное специально для нашей страны. В Москве постоянно трудится команда из 20 человек, и еще 400 человек из разных стран мира помогают компании, когда шоу приезжает в Россию. С 2009 года шоу Дю Солей увидели более двух миллионов зрителей в России.

Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть фото Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть картинку Цирк дюсалей цирк что это. Картинка про Цирк дюсалей цирк что это. Фото Цирк дюсалей цирк что это

В 2018 году Cirque du Soleil привез в Россию постановку OVO («Яйцо», создана в 2009 году, вероятно, вдохновленная туристическим полетом Ги в космос). Представление погружает в яркую и суматошную жизнь насекомых, которые трудятся и едят, ползают и порхают с цветка на цветок, играют, дерутся и, конечно, ищут любовь.

Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть фото Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть картинку Цирк дюсалей цирк что это. Картинка про Цирк дюсалей цирк что это. Фото Цирк дюсалей цирк что это

Источник

История цирка

Что было: к истокам Cirque du Soleil

История цирка Дю Солей

История Цирка Солнца восходит к далекому 1984 году, когда и была зарегистрирована компания Cirque du Soleil. Однако можно смело утверждать, что началась она гораздо раньше, едва идея создания необычной труппы зародилась в светлых головах друзей Ги Лалиберте и Даниэля Готье.

Вернувшись на родину в 1979 году, Ги пытался было начать серьезную работу на гидроэлектростанции на пограничье Квебека и Онтарио, однако судьба распорядилась иначе. Ги Лалиберте вместе со своими друзьями Даниэлем Готье и Жилем Сте-Круа участвовал в организации летней ярмарки в городке Бай-Сен-Поле.

К слову, в сентябре 2009 года Ги Лалиберте стал одним из первых космических туристов. С бота Международной космической станции он попытался привлечь внимание всего человечества к глобальным проблемам нехватки воды.

Чем сердце успокоится: грандиозные планы Cirque du Soleil

Стоит сказать, что по отношению к России у корпорации Cirque du Soleil такие же грандиозные планы, как и сами выступления. По словам директора Цирка Солнца, планируется возведение театра и создание постоянно действующего филиала Cirque du Soleil в Москве. Проект обойдется в суму близкую к 200 миллионам долларов. Суммы, затрачиваемые организаторами на создание каждого нового шоу Cirque du Soleil, впечатляют так же, как и сами постановки. От 20 до 40 миллионов долларов уходит на каждую новую постановку. Но то, что происходит в итоге на арене, полностью оправдывает вложенные средства, заставляя зрителей вновь и вновь восторгаться шоу-программой.

На сегодняшний день шоу Cirque du Soleil еще не то что никто не превзошел, но даже и не приблизился к тем немыслимым вершинам, на которые вознеслось в Cirque du Soleil цирковое искусство.

Источник

Мечты и амбиции бродячего артиста: история цирка Дю Солей

Как канадскому уличному цирку удалось добиться мирового признания и в чём секрет успеха его создателя Ги Лалиберте.

Знаменитый цирк Дю Солей появился благодаря мечте канадца Ги Лалиберте. Ещё в детстве родители отвели мальчика в цирк, где у него впервые проснулся интерес к профессии артиста. Уже в средней школе юноша устраивал свои представления, играя на аккордеоне и губной гармошке. В то же время дома Лалиберте отрабатывал разные цирковые трюки.

Однако ему всегда хотелось большего — путешествовать, пробовать кухни мира, встречать людей разных национальностей, в этом он видел смысл своей жизни. Поэтому, когда ему исполнилось 18 лет, Лалиберте, взяв аккордеон, отправился за мечтой — посмотреть Европу. Деньги на жизнь он зарабатывал уличными представлениями.

Родители Лалиберте были типичными представителями среднего класса Канады. Они ожидали, что сын станет врачом или юристом. Поэтому, когда молодой человек вернулся домой и заявил, что не собирается поступать в колледж, а намерен стать артистом, родители испытали шок и долго отговаривали его от этой идеи.

Но Ги Лалиберте был непоколебим и начал карьеру. Он занимался разными направлениями: выступал на ходулях, жонглировал, играл на музыкальных инструментах.

Однако старт не заладился. Не получив ни дохода, ни признания, Лалиберте вернулся домой и решил, что родители были правы. В поисках нового занятия он стал пробовать себя в совершенно ином амплуа и устроился работать на гидроэлектростанцию на полную ставку.

Так случилось, что на третий день его прибывания работники завода устроили забастовку, в результате чего все были уволены, в том числе и Лалиберте. Молодой человек расценил это как знак судьбы, что ему не суждено работать на «обычной» работе, и пообещал себе посвятить жизнь искусству, как бы трудно это ни было.

Выступая в качестве артиста, спустя некоторое время он решил проявить себя как организатор и договорился устроить летний фестиваль уличных артистов в Квебеке. Он назначил начальную плату за выступление — сэндвич. А после артисты могли забрать все деньги, которые собрали в шляпу. Это очень дисциплинировало, делало их более ответственными и учило правильно относиться к заработанному.

Чтобы произвести впечатление на правительство, он прошагал на ходулях 56 миль до Квебека. Трюк сработал, на него обратили внимание и дали возможность создать кочевой цирк, что было его мечтой с самого начала. Так Лалиберте получил свой первый контракт от правительства, тогда ему было всего 24 года.

Главным принципом Лалиберте с самого начала стал полный отказ от участия животных в шоу. Он никогда не привлекал их ни в одном выступлении, несмотря на самые интересные идеи дрессировщиков. Кроме того, он не раз заявлял, что никогда в его цирке нельзя будет увидеть животных. По его мнению, слон или тигр не должны проводить свою жизнь в клетках и на гастролях, развлекая публику.

Чтобы выделиться и запомниться зрителям, он решил использовать три компонента: экстравагантные костюмы, необычное освещение и оригинальную музыку. Благодаря этому жанр Дю Солей характеризовали как нечто среднее между цирком и театром.

Также вместо разрозненных номеров и пауз между выступлениями, типичных для классического цирка, Лалиберте объединил представление сквозным сюжетом и убрал даже минимальные промежутки между выступлениями. Под сине-жёлтой крышей шатра, которая впоследствии стала товарным знаком цирка, на старте помещалось только 800 зрителей.

Они и стали свидетелями рождения легендарного цирка Дю Солей, что означало «Цирк Солнца». Как позже объяснял название создатель, солнце олицетворяет молодость и энергию. Кроме того, когда артисту требовалось что-то серьёзно обдумать, он всегда уходил к океану и наблюдал за закатом — это придавало ему сил и уверенности в принятии решений. Он был уверен, что этот символ принесёт ему удачу.

Несмотря на то, что для правительства это был однолетний контракт, для Лалиберте это была отличная практика, во время которой он обучился почти всему, что касалось этого бизнеса. Он одинаково усердно трудился, когда вместе с другими артистами устанавливал тент или когда сочинял и разрабатывал программу, или когда занимался рекламой. Для Лалиберте это было ещё одним шагом в сторону мечты.

Каждое шоу состояло из десяти выступлений, в которых принимали участие артисты на ходулях, на трапеции, клоуны и многие другие. Сам Лалиберте показывал номер, где дышал огнём.

Тур состоял из пятнадцати городов, и чем дольше он шёл, тем больше уверенности и мастерства приобретал его создатель. Постепенно цирк стал принимать участие в различных фестивалях и конкурсах, откуда регулярно привозил призовые места.

Однако Лалиберте понимал, если он хочет добиться серьёзного успеха, ему необходимо выйти за пределы Канады, чтобы в первую очередь иметь возможность выступать зимой. Шестимесячный тур по стране в тёплое время года не давал возможности развиваться и содержать цирк в том виде, в котором его видел создатель.

После того как контракт с правительством закончился, Лалиберте обратился за помощью к банкам. За две недели он встретился с представителями двадцати финансовых заведений и везде получил отказ. Главным аргументом было то, что никто не верил в долгосрочный успех его идеи.

Следующим толчком стало приглашение на Фестиваль искусств в Лос-Анджелес. Артист согласился приехать в США, но на одном условии — его цирк должен был выступать на открытии мероприятия. На выступление артист пригласил голливудских звёзд — Арнольда Шварценеггера, Сильвестра Сталонне, представителей компании Columbia Pictures.

Ставка была на то, что если цирк понравится таким влиятельным людям, то Дю Солей сможет отправиться в тур по США, а если нет — Лалиберете обещал продать всё, что у него было, и отправить труппу домой. Позже он признался, что этих денег всё равно не хватило бы, чтобы вернуться. На счастье канадца, Дю Солей ждал грандиозный успех, и в 1987 году цирк наконец начал приносить доход.

На следующий год цирк стал выступать в Санта-Монике и Нью-Йорке — главных точках, куда все ехали за развлечениями. Эти шоу принесли Лалиберте миллионы долларов.

Бизнес рос на глазах, превращаясь из маленькой семейной компании в бренд среднего уровня с международной известностью. В качестве признания заслуг Дю Солей пригласили выступить на Олимпиаде-88 в Калгари.

Основатель цирка был уверен, что все полученные деньги нужно обратно вкладывать в производство и работать над вторым спектаклем. Но оказалось, что труппа думает по-другому. Многие артисты не хотели ждать долгосрочной выгоды и были намерены получить деньги сразу. На этом этапе многие исполнители, которые пришли в цирк с улицы, развернулись и ушли, остались те, кто верил, что проект может работать на многолетней основе.

Изначально появилась договорённость с казино-отелем Caesars Palace, но в последний момент представители гостиницы засомневались в успехе и отказались от сотрудничества, сославшись на слишком необычное шоу. Тогда сделка была заключена с другим казино-отелем — Mirage Resorts. В первый год цирк провёл там 480 шоу Mystere с залами, заполненными на 92%. Это был грандиозный успех. Это представление до сих пор можно увидеть в Лас-Вегасе.

Благодаря успеху Mystere Дю Солей стало самым популярным шоу в Лас-Вегасе. Лалиберте сохранил за собой право полного творческого контроля всех представлений, но подписал договор, что шоу можно увидеть только в этом месте.

Дальше всё пошло по нарастающей: начав с одного тура в 1990 году, в конечном итоге цирк выступил в 300 городах мира. В 2004 году цирк установил первый мировой рекорд Гиннеса за наибольшее количество артистов на ходулях (544), находящихся в одно время в одном месте.

В 2009 году Лалиберте стал первым канадским космическим туристом (и седьмым в мире). Его выбор, на что потратить деньги, никого не удивил, жажда путешествий и новых впечатлений по-прежнему у него в приоритете.

Кроме того, воспользовавшись возможностью, с борта корабля он снова говорил о глобальных проблемах нехватки воды на планете. А само появление его в качестве космического туриста стало хорошей рекламой для его цирка. Необычное путешествие вдохновило Лалиберте на создание двух совершенно новых программ.

Сейчас в труппах цирка трудится около пяти тысяч человек почти из 60 стран мира, сложно представить, что когда-то Дю Солей насчитывал всего 20 исполнителей. Несмотря на канадское происхождение, официальный язык представлений — английский, при этом артисты говорят на 25 различных языках. Чтобы перевезти шоу, цирку требуется от 50 до 75 грузовиков. На установку всего оборудования для некоторых спектаклей уходит больше недели.

Уже много лет назад цирк принял решение перейти на полное самообслуживание. Около 300 дизайнеров и мастеров по пошиву одежды трудятся над созданием собственных костюмов в штаб-квартире Дю Солей в Монреале. Исполнителей тщательно измеряют с головы до ног и шьют каждый наряд строго под конкретного артиста. Причём в шоу нет двух одинаковых костюмов.

Также все артисты проходят процедуру снятия гипсового отпечатка головы, далее бюсты помечаются и хранятся на специальном складе. Под каждого исполнителя разрабатывается набор головных уборов, подбирается грим, при необходимости изготавливаются маски. Хранится это в Монреале, поэтому если на гастролях артист повреждает какую-то деталь, в Канаде быстро производится дубликат.

Каждый артист проходит профессиональную подготовку по нанесению грима, так как компания просто не может нанять столько визажистов и позволить им тратить по несколько часов на исполнителя. Кроме того, артистов кормят повара, которые путешествуют вместе с ними по всему миру. На площадке всегда присутствуют физиотерапевты, массажисты и учителя по пилатесу. По контракту многие артисты могут гастролировать со своими семьями.

Несмотря на головокружительные трюки, цирк уверен в безопасности исполнителей, поэтому номера выполняются без страховки, а у артистов практически никогда нет дублёров. Когда в коллектив приходит новый исполнитель, все остальные члены труппы занимаются его подготовкой, помогая ему освоить трюки.

От того, как быстро новичок освоит номер, зависит, как скоро труппа сможет вернуться к выступлениям на арене. Кстати, до сих пор в труппе трудятся артисты, которые начинали с Лалиберте более 20 лет назад.

У цирка есть собственные тренировочные базы для отработки номеров и трюков, они считаются уникальными и не имеют аналогов в мире. Частой практикой последних лет стало приглашать к себе на работу олимпийских чемпионов и призёров по гимнастике после завершения их спортивной карьеры.

Также представители Дю Солей нередко зовут к себе артистов, которых замечают в телевизионных выступлениях, на соревнованиях или в различных шоу.

С момента основания Дю Солей в 1984 году на его представлениях побывало около 200 млн зрителей. Десять шоу проходят на регулярной основе, большая часть из которых базируется в Лас-Вегасе, ещё десять находятся в постоянных гастролях по всему миру.

Источник

Как устроен Цирк дю Солей. Изнанка шоу-корпорации, в которой нет места творчеству

Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть фото Цирк дюсалей цирк что это. Смотреть картинку Цирк дюсалей цирк что это. Картинка про Цирк дюсалей цирк что это. Фото Цирк дюсалей цирк что это

Скоро в «Екатеринбург-Экспо» начнут собираться зрители, чтобы посмотреть шоу «Ovo», которое привез в Екатеринбург самый известный цирк мира — Цирк дю Солей. Перед «Екатеринбург-Экспо» разруха: там приводят в порядок дорогу. У Цирка дю Солей внутри тоже пока ничего не готово: костюмы в углу ждут ремонта, музыкальные инструменты лежат в кофрах, а артисты только начинают разминаться. Но никто не торопится, потому что уверены — все успеют. И шоу начнется вовремя.

Цирк-корпорация

Цирк дю Солей — это огромная логистическая махина, в которой отрегулировано все, от стразов до многотонной сцены. Творчества во время гастролей нет — все было придумано за много лет до концерта. В Екатеринбурге в этом году покажут акробатический спектакль про жизнь насекомых. Его поставили в 2009 году, а возить по миру стали три года назад.

Сюжет шоу простой — в спокойный мир жуков, пауков, сверчков и муравьев приходит странный гость — муха с яйцом за спиной. И лесные обитатели пытаются к нему привыкнуть и подружиться. А божья коровка даже влюбится в нового жителя леса.

За два года до показа

Каждое выступление создают на родине знаменитого цирка — в канадском городе Монреаль. Туда привозят артистов со всех концов света — те заранее отправляли свои резюме и видео на сайт цирка. Команда в Канаде учит с нуля номера, проходит 3D сканирование, чтобы сделать идеальные костюмы, тренируется наносить грим.

Работа над выступлением в Екатеринбурге началась два года назад: маркетологи изучили покупательские возможности, оценили все площадки, заказали подрядчиков. Концерт решили провести в «Екатеринбург-Экспо», потому что там высокие потолки. Минимальное требование к пространству — высота помещения должна быть не меньше 18 метров, а крыша должна выдержать вес в 50 тонн — на нее крепится техническая сетка с освещением, проекторами и оборудованием для акробатических номеров: лестницами, натяжной проволокой и веревками.

Цирк в городе

Чтобы устроить шоу, нужны 100 человек. Половина из них артисты, половина — технические сотрудники. В Екатеринбург все прилетают одновременно. В первые дни циркачи отдыхают от предыдущих концертов и гуляют по городу. Потом начинается работа техников: они разгружают 22 трейлера и приступают к строительству. По континенту оборудование возят грузовые машины. Две из них брендированные, остальные — обычные фуры. В городе нанимают помощников — чтобы быстро собрать сцену и трибуны. В Екатеринбурге на монтаж 3500 зрительских мест, сетки под крышей и сцены со стеной ушло три дня.

Потом техники собирают костюмерные, репетиционные зоны, гримерки. Тренируются артисты на железном каркасе, похожем на строительные леса. Его ставят на пол, и устойчивости каркаса хватает, чтобы акробаты могли подкидывать и ловить партнерш, а ловкач-китаец – ездить на моноколесе по проволоке.

Тренировка на сцене идет в день премьеры. Утром все оборудование вручную проверяют, чтобы ничего не порвалось и не сломалось, когда артист будет выступать. На сцене прогоняют основные части номера — чтобы акробаты адаптировались под новое пространство и нашли точки для взгляда, которые помогают держать равновесие.

Костюмы

Весь реквизит и костюмы произвели в Канаде — там находится один из самых крупных мировых костюмерных цехов. Костюмы мух, жуков и пауков перевозят на грузовых самолетах между континентами. В комплекте всегда два костюма — основной и запасной. На каждой вешалке висит ярлык с именем артиста.

После каждого выступления костюмы стирают, предварительно сняв декоративные части. Белье загружают в стиральные машины прямо за сценой. Сушат тут же — одежду на вешалках обдувают вентиляторы. После того как все идеально просохнет, костюмеры тщательно осматривают каждую вещь и несут ремонтировать прохудившиеся. Все для ремонта возят с собой. Ответственные за реквизит так же приводят в порядок и инвентарь, который используют на сцене.

Гримируются артисты самостоятельно. Еще на обучении в Монреале с каждым работал визажист и показывал, как нужно наносить яркие краски на лицо. Циркачи используют косметику MAC, NYX и MakeUpForever. В именных косметичках лежат такие баночки, которых не найти в обычных магазинах, — производители придумали грим специально для артистов Цирка дю Солей. Грим у состава шоу «Ово» занимает от двадцати минут до двух часов.

Быт циркачей

За сценой висит веревка с двадцатью флагами стран, чьи граждане принимают участие в шоу. В центре — флаг Цирка дю Солей. Рядом самые массовые страны-участницы: Канада, США, Россия, Украина и Китай. Труппа в отеле только ночует, а вся работа идет на площадке. Там можно и поесть — в каждом городе организаторы нанимают поваров, которые на собственном оборудовании готовят завтраки, обеды и ужины.

Гримерки артистов бывают общие и индивидуальные — в зависимости от площадки. В «Екатеринбург-Экспо» акробаты переодеваются и красятся вместе, чтобы не возводить лишние стены. Общаются между собой на смеси английского, французского, русского и китайского. У кого-то есть тренеры-переводчики.

Во время шоу

Вся музыка на представлении исполняется вживую. В отличие от обычных концертов музыканты сидят за сценой. Перед главным музыкантом-лидером стоит экран, и он видит, что происходит перед зрителями. Если вдруг артист упадет, музыканты могут подыграть и дать артисту возможность выполнить номер правильно.

Тренируются артисты в зоне голубых матрасов. Она так называется из-за цвета покрытия, где разогреваются, растягиваются и репетируют акробаты. Перед ними тоже стоит экран с трансляцией, рядом установлена доска с расписанием и большие часы с красным циферблатом — чтобы никто не пропустил свой выход. У каждого сотрудника на поясе висит рация — координация не останавливается ни на минуту.

Источник

Цирк дюсалей цирк что это

Цирковые шоу часто попадают в афиши театральных фестивалей. Но разве цирк — это тоже театр? Знакомый с детства цирк со зверями и клоунами — скорее нет. Но, помимо него, существует направление под названием «новый цирк», и вот оно как раз ближе к театру. Подробности — в нашем материале.

Откуда взялся старый цирк — и как он уходит в прошлое

Прежде чем говорить о новом цирке, давайте вспомним ненадолго о старом. Вы сидите в амфитеатре вместе с мамой, на арене — «медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед» и далее по тексту Чуковского. Или вы уже выросли и смотрите, как Дзампано рвет цепи в фильме Феллини «Дорога». Образ бродячего цирка, цирка с животными заложен в нашем культурном коде с детства. И тем неожиданнее становится открытие, что цирк возник в 1774 году и придумали его во Франции наездники отец и сын Астлеи.

Старый цирк — это здание с ареной диаметром в 13 метров и амфитеатром от 500 до 1000 мест. Его сделали таким специально для того, чтобы дрессированным лошадям было удобнее бежать по кругу, а артистам — делать сложные трюки на их спинах (в те годы породистые кони были как дорогие автомобили сегодня). Фокусники, силачи, женщины-змеи, канатоходцы, дрессировщики, люди с разными патологиями и другие артисты из ярмарочных балаганов набирались, чтобы сделать представление более эффектным и чтобы лошади могли передохнуть.

XX век принес много изменений в бытовую жизнь человека. Появилось кино, затем телевидение. Олимпийские игры стали главным международным праздником. Благодаря медицине возникла возможность лечить или корректировать патологии в развитии человека. Защитившие свои права люди стали беспокоиться о правах животных.

Эти процессы неизбежно влияют на старый цирк: бродячие труппы переживают кризис. Клоуны уходят в стендап, иллюзионисты — в телешоу. Женщины-змеи занимаются художественной гимнастикой, силачи — тяжелой атлетикой. Люди с особенностями развития вовремя получают медицинскую помощь и возможность социализации. Канатоходцы уходят в экстремальный спорт, жонглеры — на улицы и создают собственные сообщества. Дрессировщики борются с защитниками прав животных — и все чаще проигрывают.

Кто стоял у истоков нового цирка

Именно движение в защиту прав животных считается главным катализатором возникновения нового цирка. Первые труппы появились в Европе и Америке в 1970–80-е годы. Методы дрессуры в России в то время вы можете себе представить по фильму «Полосатый рейс» со звездой советского цирка Маргаритой Назаровой в главной роли. Чтобы приучить боящихся воды тигров плавать, она вместе с мужем построила на берегу реки сауну, и выход из нее был только в воду.

Возникновение нового цирка напрямую связано с Чарли Чаплином: его дочь Виктория сбежала с цирковым артистом Жаном-Батистом Тьерре и сочинила новый тип циркового представления, в котором не было животных. Теперь они могли играть свои шоу в любом пространстве, например на сцене в театре. Артисты с помощью трансформирующихся костюмов сами создавали поражающих воображение существ. Все шоу проходили в одной стилистике, и их смысл не сводился к демонстрации физических возможностей: подобно театру, цирк начал рассказывать истории. Девиз «Быстрее, выше, сильнее!» теперь относился к Олимпийским играм.

Если Виктория Чаплин и Жан-Батист Тьерре стали вдохновителями новой эстетики цирка, то полную его перезагрузку произвели Ги Лалиберте и Франко Драгоне в 1984 году. Они придумали «Цирк дю Солей», в котором также не было животных, и собрали лучших режиссеров, художников-постановщиков, цирковых артистов и спортсменов, научив последних актерскому мастерству. Выстроив прокатную модель по системе Бродвея, они объехали целый мир со своими шоу. Именно так новый цирк пришел в Россию — благодаря гастролям шоу «Алегрия», в котором клоунские номера сочинил русский клоун Слава Полунин. «Цирк дю Солей» использует последние разработки в области технологий, и тридцать лет спустя в последних шоу технологии берут на себя больше внимания, чем живые артисты.

Что происходит с новым цирком в России и в мире

Главным пропагандистом нового цирка в России стал Чеховский фестиваль. Именно благодаря ему в Россию привезли спектакли Виктории Чаплин и Жана-Батиста Тьерре. Кстати, фестиваль показал, что лошади в новом цирке тоже могут быть — если они содержатся в комфортных условиях: конный театр «Зингаро» создает глубокие философские спектакли.

Хедлайнером Чеховского фестиваля из года в год становится Даниэле Финци Паска. Работу этого режиссера видели многие: он ставил закрытие Олимпийских игр в Сочи. Но обычно его спектакли совершенно другие. Вдохновленные самыми теплыми воспоминаниями детства, они рассказывают с юмором о самом важном в человеческой жизни. На гастролях были «Кортео» «Цирка дю Солей», «Дождь», «Донка», «La verita» и другие его постановки.

Однако «Цирк дю Солей» и даже постановки Даниэле Финци Паски уже начали устаревать. В Европе возникает все больше трупп, которые делают самые неожиданные вещи и привлекают экстремальные виды спорта и современную уличную культуру (например, жонглируют острыми топорами или занимаются экстремальным паркуром на заброшенных заводах). Постепенно формируется новое явление, которое практики цирка между собой называют «новая физика» — когда артисты в трениках вместе с друзьями-музыкантами экспериментируют в лофтах и им удается найти лазейку и ненадолго обмануть законы физики.

Гастроли нового цирка спровоцировали русских артистов на новые решения. Для примера можно посмотреть спектакли «Антикварного цирка», постановки Дмитрия Мелкина в Центре им. Вс. Мейерхольда в Москве. Но самый авангардный для России спектакль «Эффект пинг-понгового шарика» сделал питерский «Упсала-цирк». Здесь играют дети, но это не мешает режиссеру реализовать вполне сложные идеи: музыку прямо во время действия пишет композитор Дмитрий Максимачев, а сам спектакль посвящен исследованию физических свойств шарика.

Но это капля в море, и цирковая индустрия в России еще нескоро откажется от животных. Это связано с законодательством: пока что звери приравниваются к частной собственности, как стул или стол. Несколько лет назад зооактивистам удалось создать рабочую группу вместе с дрессировщиками известных цирковых династий по разработке нового закона, но результата придется ждать, видимо, еще долго.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *